2) Из того, что в Церкви ветхозаветной, действительно, су­ществовало верование в происхождение мира из ничего. Так одна благочестивая Иудеянка, во время гонения Антиохова, убеждая сына своего вкусить смерть за веру Отцов, сказала ему между прочим: умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий ( 2Мак. 7:28 ), – от несущих, т.е., из ничего. 1034 3) Из тех мест Нового Завета, где говорится, что Господь сотворил всяческая ( Кол. 1:16 ; Ефес. 3:9 ; Евр. 3:4 ; Откр. 4:11 ), что все из Него, Им и к Нему ( Рим. 11:36 ), что все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Иоан. 1:3 ). Все эти выражения были бы не вполне справедливы, если бы материя существовала от века сама собой, и если бы Бог создал мир уже из готового вещества. 4) Наконец из прямых свидетельств св. апостола Павла, что мы Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое ( Евр. 11:3 ), что Бог называет несуществующее, как существующее (- τ μ ντα, ς ντα Рим. 4:17 ). Святые Отцы и писатели Церкви – 1) Постоянно исповедовали и проповедовали сотворение мира из ничего, как то: Ерма , 1035 Тациан, 1036 Афинагор, 1037 Ириней, 1038 Тертуллиан , 1039 Ефрем Сирин , 1040 Иоанн Златоуст , 1041 Григорий Богослов , 1042 Григорий Нисский , 1043 Августин 1044 и другие. “Что было бы великого, спрашивает, например, Феофил Антиохийский , если бы Бог создал мир из материи готовой? И у нас художник, получив от кого-либо вещество, образует из него, что угодно. Но могущество Бога в том усматривается, что Он произвел из ничего все, что только восхотел”. 1045 “Итак, замечает другой учитель Церкви, пусть никто не спрашивает, из какого вещества произвел Бог столь великие и удивительные создания; Он произвел все из ни­чего”. 1046 2) Опровергали учение, будто Бог создал мир из материи вечной. Допускать эту мысль, говорили защитники истины, значит подчинять Бога материи, в которой Он якобы нуждался для творения; 1047 значит признавать Бога слабосильным. 1048 С другой стороны, если бы материя была вечна, то она была бы и неизменна, и следовательно из нее никогда не мог бы образо­ваться мир. 1049 Если бы она была совечна Богу, и следовательно, так же самобытна, как Он, то она была бы и совершенно незави­сима от Него. Как же тогда Он мог бы образовать из нее мир? 1050 “Пусть отвечают нам, каким образом встретились между собой и деятельная сила Божия, и страдательная природа вещества, встретились между собой и вещество, доставляющее материю без образа, и Бог, имеющий знание образов без ве­щества, встретились так, что недостающее у одного дается другим; дается Зиждителю то, над чем показать искусство, а ве­ществу то, чтобы отложить свое безобразие и неимение формы”? 1051

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2. «Но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отложу то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер.18, 8 ). 3. Притчу о погибшей и обретенной овце Спаситель заключил следующими словами: «Говорю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» ( Лк. 15, 1–7 ). 4. К притче о потерянной и найденной драхме Иисус Христос добавил: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15, 10 ). 5. Притча о блудном сыне – это непререкаемое свидетельство о милосердии Отца Небесного к кающимся грешникам (см. Лк. 15, 12 – 32 ). 2. По учению Св. Отцов Церкви 1. Святой Ириней пишет: «Страх Господень – начало познания; познание же преступления производит покаяние; кающимся же дарует Господь благоволение» 47 2. Святитель Василий Великий рассуждает: «Спросим Спасителя: – Для чего Ты пришел к нам? Он ответит: – Я пришел не праведников спасти, а грешников призвать к покаянию ( Мф. 9, 13 ). – Что носишь на плечах? – Овцу погибшую, – говорит Он (см. Лк.15, 4, 5 ). – О ком радуются небесные жители? – Об одном грешнике, – говорит, – Ангелы радуются (см. Лк. 15, 10 ). Бог кающегося обнимает с радостью. Усерднее прибегнем к Благому Богу. Лишь только захочешь принести покаяние, подобно блудному сыну, как Сам Бог охотно встретит тебя. Думай об Отеческом благосердии и не потеряешь надежды на спасение» 48 3. Святой Ефрем Сирин говорит: «Бог не ограничил покаяния, не определил, что будто для некоторых грехов есть покаяние, а для других нет. Этот Великий Врач душ наших даровал нам это великое исцеление для любой раны» 49 4. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Покаяние – это дар небесный, сила удивительная, благодать, превышающая силу законов. Поэтому ни блудника не отвергает, ни от пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни прелюбодея не отгоняет, ни проклинающего не гонит, ни хульника, ни горделивца, но всех принимает» 50 . 5. Святитель Григорий Богослов спрашивает: «Желаешь ли услышать о человеколюбии Божием? Если, – сказано, – обратившись, воздохнешь ко Господу, то спасен будешь ( Иез. 33, 19 ). Смотрите, как спасение соединено с воздыханием. Ты не успеешь еще выговорить слова, Он скажет: «Я здесь», – и обратится к душе твоей: «Я – Спасение твое!» ( Пс. 34, 3 ). Между прошением и получением нет посредника: ни золота, ни серебра, ни блестящих и дорогих камней, ничего прочего, чем люди склоняются к милости» 51 . Когда и при каких условиях покаяние приводит к желаемой цели – исцелению наших душевных язв и полному очищению души? 52

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2). Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира. Он есть умилостивление за грехи наши, – «за грехи не тех из нас, которые живут беспечно, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь; они приимут утешение от Утешителя. А кто согрешил и забыл грех свой, и в таком состоянии переселяется из тела, на того падет гнев Божий» (прп. Ефрем Сирин ). И за грехи всего мира, – «Господь есть умилостивление не только жившим тогда людям, но и всей Церкви, простирающейся во весь мир, обнимающей от первого избранного до последнего, имеющего родиться в конце времен, итак, Господь ходатайствует за грехи всего мира, ибо на весь мир простирается Церковь , Которую Он создал ценой Своей крови» (св. Беда). 3). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. «Сверься с Евангелием, не в этом ли Его заповедь: заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 )… Что такое совершенство в любви? Люби своих врагов так, чтобы ты желал сделать их братьями; люби своих врагов так, чтобы они вняли призыву быть в общении с тобой. Ибо так любил Тот, Кто вися на кресте, сказал: Отче, прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Он отгонял от них вечную смерть всемилосердной молитвой и все превосходящей властью. Многие из них уверовали и прощена им была пролитая ими кровь Христова. Сперва в неистовстве они ее пролили, теперь с верой причащаются ей» (блж. Августин). 4). Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины; «Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко и одинаково, – как образованный, так и неграмотный, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают исполнители слова, а не только слышатели» ( Иак.1:22 ) (прп. Иустин Попович) . 5). А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем, что мы в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2Кор.10:7 . Итак, смотрите 27 на человека и человека по лицу [судите], то есть между нами и между теми. Ведь если кто убежден в себе, что... Христов, тот пусть считает и нас, по крайней мере, таким, каким себя самого, что как он Христов, так и мы. Не хвалюсь перед вами тем, что я больше их по власти апостольства, 2Кор.10:8 . которую... дал мне Господь мой 28 , хотя и никоим образом не останусь в стыде от этой похвалы, ибо для созидания дана она мне, а не для расстройства вас, то есть чтобы сделать вас совершенными по дарам, а не обогатить грехами. И я не знаю, что у вас совершено мною, ибо другие хвастаются чем-то большим, чего не имеют у себя, и меньшим, чего тоже не имеют, 2Кор.10:9 . – дабы не показаться мне, что как будто устрашаю вас... посланиями моими, чтобы вы устрашились и обратились к нам благодаря чудесам, которые совершили мы, и страданиям, которые совершены (претерпели) вами. Слышал он (святой Павел), что говорили о нем, что дела его не соответствуют словам, и поступки его – изречениям, выставляет, говорили, себя не таким, каков он есть, и пишет о себе то, чего на самом деле не имеет. Ввиду этого говорит: 2Кор.10:10–11 . сие да у знает таковый, что каковы мы оказываемся на слове в посланиях, в отсутствии, таковы и в присутствии, на деле явимся. 2Кор.10:12 . Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с некоторыми, кои себя самих как знаменитых представляют пред вами, но мы унижаем себя даже и сравнительно с тем, каковы мы на самом деле. А если и сравниваем и измеряем себя, то с самими собой сравниваем и соизмеряем себя, то есть с ничтожеством нашим 29 . И мы не хвалимся, подобно им, сверх меры нашей, но хвалимся пред тщеславием их ( 2Кор.10:13 ) по мере правильной 30 , насколько уделил нам Бог, – то есть тем, что Бог соделал нас достойными того, чтобы быть нам благовестниками. 2Кор.10:14 . Ибо... не [так], как бы не 31 проповедали мы еще вам, рас простираем [напрягаем] себя к прославлению у вас, ибо и до вас... достигли мы благовествованием Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

2Кор.2:10 . Ведь если кому что даруете вы, тем паче и я; ибо и я, если прощение даровал кому чрез обращенную к вам просьбу, то для вас от лица Христова... даровал, именно ради любви Христовой. 2Кор.2:11 . Надо опасаться, чтобы он не подпал жестоковластию сатаны 7 , ибо нам не безызвестны... умыслы... его, поскольку он одинаково может губить души как великой скорбью, так и радостью. 2Кор.2:12 . Когда же пришел я в Троаду ради Евангелия Христова, и... дверь... мне открыта была в Господе ( Господом) для приобретения слушателей, тогда 2Кор.2:13 . не имел я совершенного покоя духу моему, потому что не нашел я [там] Тита... брата моего,.. но простившись с теми, кого приобрел себе в ученики, ото шел в Македонию. 2Кор.2:14 . Богу же благодарение, Который всегда дает... торжествовать... нам во Христе не откровением только одним, но ежедневными деяниями Своими в нас, ибо ежечасно некоторым образом Он является нам и открывает чрез нас во всяком месте... благоухание познания о Себе; так что пока еще мы в Азии терпели преследования, Он ради нас распространил благоухание познания в Македонии и во всяком месте. 2Кор.2:15 . поскольку Христово благоухание... мы ( есмы) Богу в спасаемых и в погибающих». Ведь мы как бы 2Кор.2:16 . воню [запах] некую представляем из себя для той и другой стороны: как для тех, кто, переменившись, соделали нас запахом смерти для себя, хотя мы вонею жизни должны бы быть также и для самых гонителей наших, но они умирают чрез нас в смерть, – так и для тех, для которых мы оказываемся запахом жизни, и кто чрез нас делается учениками (Христовыми) и живут чрез нас в жизнь. Как бы обоняние двух ноздрей – так распространялся чрез добродетели и чудеса запах апостолов, доставляя им учеников и уготовляя гонителей. 2Кор.2:17 . Ибо мы не (есмы) как и прочие, то есть не лжеапостолы, которые смешивают Слово Божие с ложью. Может быть, это те, кто написали (Деяния Апостолов вымышленные), представлявшие смешение истины и лжи. Но мы от чистоты (сердца) истину, которую приняли от Бога,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

388 Но в этом характере исполнения Христом закона и пророков, – именно в том, что Он исполнил их, – лежит основание того, что Христос – конец закона ( τλος νμου – Рим. 10:4 ), что Он вместе с исполнением отменил их, что после этого закон уже перестал иметь силу в качестве ветхозаветного закона, и пророчества перестали иметь значение в смысле пророчеств: пророки и закон прорекли до Иоанна, а после Иоанна настало само царствие Божие. В этом же далее лежит основание того, что исполнение закона могло быть вместе нарушением его, о чём речь ниже. 390 Так, Втор. 32Моисей говорит народу Израильскому о Господе: «не Он ли отец твой, который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» Посему, отступая от Бога и поклоняясь другим богам, еврейский народ становился родом строптивым и развращённым ( Втор. 32:5 ). 394 Так уже в Мерре Бог усладил воды для Израиля и сказал ему: «если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» ( Исх. 15:25–26 ). 400 Хотя отсюда не следует, что после крещения Иисуса Христа Иоанн не должен был продолжать своей деятельности. Как вообще Христос совершил спасение людей не только живших до Него и в Его время, но и после Него; так, в частности, символически (и тем более, что символически) Он принял в крещении на Себя грехи не только успевших омыться до Него в водах Иордана, но и делавших это после. Конечно, поэтому и Своим ученикам Христос позволял крестить, разумеется, крещением Иоанна, тем более, что это имело значение для самих крещаемых. Но Сам Христос, по смыслу Своего отношения к крещению Иоанна, не мог крестить ( Ин. 4:2 ). 402 Именно назаретяне свергли Христа с вершины горы, но Он, прошедши посреди их, удалился ( Лк. 4:29–30 ) невредимо. Так понимает указанное место Ефрем Сирин . (Ср. Богосл. Вестн. 1897 г., апр. стр. 92–105). Равным образом и у ев. Иоанна ( Ин. 7–10 ) Христос неоднократно становится невидимым для слушателей, как это решительно утверждает Иоанн Златоустый , говоря, что Христос «мог присутствовать и не быть видимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

39 Говорит Иисус ...и царство небесное внутрь вас есть, и если кто познает самого себя, тот его обрящет... Познаете самих себя, и узнаете, что вы сыны Отца... Познаете самих себя... и вы есте... Λεγει Ι[ησος] ... κα βασ[ιλεα τν ορανν] ντς μν []στι [κα στις αυτν] γν τατην ερτ(σει] ... αυτος γνσεσθε [κα εδσετε τι υο] στ μες το πατρς το τ[...] γνσθε (=γνωσεσθε) αυτος ν ... κα μες στ... 172 Нет никакого основания вместе с Рэшем отвергать подлинность этого глубокого и вполне понятного изречения, только поясняющего смысл известного текста о Царствии Божием, которое «внутрь вас» есть 173 ( Лк. 17:21 ). Внешняя («вербальная») близость второй половины текста – αυτος γνσεσθε к сократовскому γνωθι σεαυτν бросается, конечно, в глаза; но столь же очевидно, что понимать его следует иначе – не в умозрительно – философском смысле, а в смысле религиозно-нравственного самонаблюдения, самопознания, самоуглубления и самоисправления, возвышающих человека, в конце концов, именно, до Царствия Божия. Это то же, что и столь близко подходящее к нашему тексту, совершенно ясное с христианской точки зрения πεχε σεαυτ – «вникай в самого себя» – в 1-м Послании к Тимофею Ап. Павла (4:16), или почти с ним совпадающее место в его 2-м Послании к Коринфянам (13:5): «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас»? Любопытно, что и св. Ефрем Сирин, как мы знаем, специально работавший над евангельской гармонистикой и сохранивший нам несколько внеевангельских слов Спасителя, в одном из своих поучений почти буквально повторяет всю наиболее существенную часть из приведенного текста о соотношении «познания самого себя» и достижения «Царствия Божия». «Царствие Божие, – говорит он, – внутри вас есть. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь»... и далее: «Войди в себя, живи в себе самом... Царствие – в тебе. Войди же в себя, пребывай в сердце своем, ибо там Бог». 174 Как мы видим, в данном случае не только египетская, но и сирийская традиция древнего христианства приписывают это учение непосредственно Христу Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

(4, 25). Для чего вводит меня в заблуждения принятый мною образ, когда чужд я добродетелей и пред Богом, все назирающим, делаю противное? Справедливо фарисеи терпели обличение от Христа Спасителя, Который наружность их называл лицемерною. И я всего больше бываю достоин такого же укора; но, обличаемый совестию, негодую, ибо истина горька желающим казаться, а не быть. Истинно, если раскрыть мою наружность, то внутри окажутся черви; если снять повапленный покров, то окружающие увидят, что лежит во гробе. Пусть впрочем и не сделается это явным здесь, – всяко огнь искусит на суде, каков я. Увы мне, как тогда перенесу обличение в беззаконных моих делах и помыслах!.. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Услыши меня, по благости Твоей, Владыко, и не отринь прошения моего, как не отвергаешь прошения всех, истинно кающихся. Правда, мое и покаяние не чисто, ибо один день каюсь, а два – преогорчеваю Тебя. Но ниспосли в сердце мое страх Твой и утверди душу мою на камне искренняго покаяния. Свет благодати Твоей да препобедит тьму, которая во мне. Снизойди на моление мое, благий Господи, не по правде моей, потому что не имею ничего добраго, но по щедротам Твоим, по великой и несказанной благости Твоей. Воздвигни члены мои, сокрушенные грехом, просвети сердце мое, омраченное лукавым вожделением, спаси меня от навыка греховнаго, да не до конца низложит меня противник. 131. Вся надежда на милость Божию (4, 65). Благодать Твоя даровала мне изречь Тебе, Господи: как единый благий и создатель всех нас, прости беззакония и грехи рабу Твоему грешному и неблагодарному.Знаю, Господи, что превосхожу грехами всех человеков, но имею прибежищем все превосходящую бездну щедрот Твоих. Уверен я, что приемлешь и милуешь Ты всех, приходящих к благости Твоей, ибо любишь видеть покаяние и радуешься прилежанию подвизающихся рабов Твоих. Мне, недостойному рабу Твоему, даруй слезы, чтобы с просвещенным умом, с любовию и верою умолять мне несравненную благость Твою и исцелиться от сокровенных язв своих. Покажи на мне, бедном, благоутробие Твое; избавь меня от заслуженных мною мучений, да будет проповедана благодать Твоя, как всегда и повсюду, и на безчисленном множестве нерадивых, так и на мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ps...

4.3. Рождество Христово 4.4. Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.3. Рождество Христово Спасение связано со Христом. «И ты Вифлеем-Ефрафа [это прежнее название Вифлеема, по имени того человека, который основал это место], мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Здесь указывается место рождества Того, Чье происхождение от начала дней вечных, то есть Превечного Бога. О том, что это пророчество всегда понималось именно как пророчество о рождестве Христа, мы видим из Евангелия. Книжники местом рождества называют Вифлеем. Пророчество на этом не останавливается: «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит, имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» (Мих. 5:3-4). Загадочное указание, что Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить, толкователи обычно понимали, как дополнение к пророчеству Исаии, современника и соплеменника Михея, о рождении Христа от Девы. Михей уточняет его с точки зрения того, где это произойдет, поэтому здесь он даже не объясняет, кто это такая и Кого она должна родить, но отсылает нас к соответствующему пророчеству Исаии. Христос здесь предстает перед нами в роли пастыря. Дальше есть несколько странное место, которое требует некоторого дополнительного толкования, поскольку здесь описывается снова та безопасность и надежность, которая будет у израильтян под покровом Божиим, но вдруг говорится следующее: «В тот день... истреблю коней твоих из среды твоей и уничтожу колесницы твои, истреблю города в земле твоей и разрушу все укрепления твои, исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя; истреблю истуканов твоих... и совершу во гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны» (Мих. 5:10-13). Преподобный Ефрем Сирин считал, что речь идет о неприятелях израильтян. А блаженный Феодорит и блаженный Иероним говорили, что здесь речь идет о верующих, о Церкви Христовой, тех чадах ее, которые, уверовав, возлюбят мир, тишину и взаимное согласие, потому не будут нуждаться ни в воинских оружиях, ни крепостях, о чем говорилось и выше, где речь шла о том, что перекуют мечи на орала (Мих. 4:3). Истребление крепостей и стен упомянуто не в смысле какого-то наказания и разрушения, а в смысле их полной ненужности, в связи с тем, что Господь будет Сам их защитником. Это вполне согласуется с тем, что мы видим в Новом Завете: попечение должно быть возложено на Господа.

http://sedmitza.ru/lib/text/431456/

4) . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было, из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Иоанн Кассиан, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Иоанн Дамаскин, Феофилакт Болгарский, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Николай Сербский – а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов (Климент Александрийский, Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1: 9). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» . Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/4201.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010