«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Ефрем Сирин. Том 2 собрания творений Второй том собрания творений преподобного Ефрема Сирина. Святой преподобный Ефрем Сирин Творения Том 2   © Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2005 О любви (По славянскому переводу, часть II. Слово 2)   Прекрасно сказал Господь: …бремя Мое легко есть (Мф. 11:30). Какая тяжесть, какой труд, прощать брату легкие и ничтожные прегрешения, получить же прощение в собственных своих грехах, и вдруг стать оправданным? Не сказал: «Дайте мне в дар имение, или тельцов, или козлов, или пост, или бдение», — так что мог бы и ты сказать: «Нет у меня этого, не в состоянии я сделать сего». Но что легко, удобно, непродолжительно, то и повелел, говоря: «Прости согрешения брату своему, и Я прощу тебе твои грехи. Ты простишь малые ошибки, может быть, несколько оволов, или три динария; а Я дарю тебе тысячи талантов. И ты прощаешь только, ничего не давая в дар, а Я и грехи тебе оставляю, и дарую исцеление и царствие. И дар твой тогда приму, когда примиришься с враждующим на тебя. Когда не будешь иметь ни на кого вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, когда со всеми у тебя будет мир и любовь; тогда и молитва твоя благоприятна, и приношение твое благоугодно, и дом благословен, и сам ты блажен. А если не примиряешься с братом своим, то как же у Меня просишь прощения? Я, Владыка твой, повелеваю тебе, и ты не внемлешь; а ты — раб, как же смеешь приносить Мне молитву или жертву, или начатки, имея на кого-нибудь вражду? Как ты отвращаешь лицо от брата своего, так и Я отвращу очи Мои от молитвы твоей и от дара твоего». Еще умоляю вас, братия. Бог любы есть (1 Ин. 4; 16), и что сделано без любви, то не благоугодно Ему; как же Бог примет молитву или дары, или начатки, или плодоношение от убийцы, если он не покается прежде, как должно? Но, без сомнения, скажешь: «Я не убийца». А я докажу тебе, что ты убийца; лучше же сказать, Иоанн Богослов пусть обличит тебя, говоря: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3:15). Итак, братия мои возлюбленные, ничего, наконец, не будем предпочитать приобретению любви, ни о чем не станем столько стараться, как о сем. Никто да не имеет ничего на другого, никто да не воздает кому-либо злом за зло… солнце да не зайдет во гневе нашем, но будем прощать все должникам, и утвердим любовь, потому, что она покрывает множество грехов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» ( Деян.2:1-3 ). Святые отцы говорят, что если на Господа Иисуса Христа в то время, когда Он принял крещение от Иоанна Крестителя на Иордане, Дух Святой сошел в виде голубя, знаменуя желание Бога примириться с людьми (голубь — птица мирная и кроткая), то на апостолах Дух Святой явился в виде огненных языков, показывая, что ученики Спасителя отныне преисполнятся огненной ревности, пламенной любви к Богу и ближнему. На самом же деле Дух Святой как Бог — безобразный, невидимый, непостижимый не только для человеческих чувств, но и для человеческого разума, Он превосходит всякое представление о чем-либо и не имеет никакого вида. Образ голубя или огненных языков Он принимает на Себя только для нашего назидания, в действительности не являясь ни тем, ни другим. «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:4 ). Действием Святого Духа ученики Спасителя получили дар языков для того, чтобы они могли проповедовать по всему миру. Апостолы, по крайней мере двенадцать ближайших учеников Господа Иисуса Христа, были в основном самыми простыми людьми, которые не то что языков, но и грамоты не знали, не умели читать и на своем родном языке (за исключением, может быть, апостола Матфея, который, по преданию, происходил из левитского сословия, а левиты были людьми образованными, книжными). Апостолы получили дар языков и обрели возможность беспрепятственно проповедовать истину Слова Божия самым разным народам, что они впоследствии и делали. Надо сказать, что уже с окончанием апостольского века этот дар в верующих иссяк, и в позднее время нехристианским народам проповедовали с помощью средств, так сказать, научных, то есть переводов Священного Писания и богослужебных книг. Занимались этим люди образованные, такие как равноапостольный Кирилл. Но и тут действовала благодать. Из предания известно, что азбука, которую изобрел равноапостольный Кирилл для того, чтобы перевести Священное Писание на славянский язык, — так называемая кириллица — была дарована ему через откровение: она вдруг пред ставилась ему в уме, он записал ее и после этого стал переводить священные книги. Еще один случай: преподобный Ефрем Сирин путешествовал по Египту и захотел побеседовать с одним знаменитым старцем, который не знал ни греческого, ни сирийского языка, так же и Ефрем Сирин не знал языка коптского, а переводчика у них не было. Они помолились, и этот старец по вдохновению свыше стал говорить на сирийском, родном языке Ефрема Сирина. Они несколько часов беседовали о духовных предметах, а после того как попрощались, старец потерял знание сирийского языка. Это значит, что оно было даровано ему по нужде, как и апостолы по нужде получили дар языков.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ремез, связанный со словами: «а Иосиф был уже в Египте», говорит нам о том, что он оставался таким же праведным и на египетском троне, каким он был в шатрах своего отца Иакова. И это истолкование верно, ибо нечто такое было сказано и в повторении имен сыновей Иакова (Израиля). Иосиф в Египте Кассиодор предлагает нам и значение имени «Иосиф»: «Имя Иосиф означает прибавление . Такое толкование этого имени подтверждается еврейским народом, который вышел из Египетской земли, увеличившись в числе» 2 . Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Сии имена сынов Израилевых, входящих во Египет вкупе со Иаковом… семьдесят… душ ( Исх. 1: 1, 5 ). Этим показывается, что действительно исполнилось обетование, данное Богом Аврааму. Ибо пришедшие в плен и рабство Египетское в числе семидесяти душ через 225 лет, которые жили они там, вышли в числе шестисот тысяч носящих оружие, не включая в это число тех, которым было двадцать и менее лет» 3 . В своем истолковании преподобный Ефрем Сирин, а с ним согласны и иудейские комментаторы, называет время пребывания в рабстве – 225 лет. Но как согласовать эти годы с тем, что Господь сказал Аврааму: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» ( Быт. 15: 13 )? Принято считать, что «пришельцами в земле не своей» потомки Авраама проживали от рождения Исаака и до Великого Исхода из Египта. Есть и другие истолкования. «И наполнилась земля Египетская сынами Израилевыми» И далее мы читаем: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их» ( Исх. 1: 6 ). Прекрасный Иосиф умирает раньше своих братьев, хотя был значительно младше их (младше его был только Вениамин). «Умер Иосиф и все братья его и весь род их». Последовательность событий более чем очевидна: сначала «умер Иосиф… братья его… род их». Но что такое мог совершить Иосиф, что он умирает ранее старших братьев своих? Ответ очевиден: он нарушил заповедь, исполнение которой отвечает за наше долголетие. Сказано: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» ( Исх. 20: 12 ).

http://pravoslavie.ru/97571.html

С евр.: День этот будет единственный, ведомый только Господу, ни день, ни ночь, лишь в вечернее время явится свет. Т. е., оного дня, или этого времени, когда Господь Бог явится для наказания врагов и спасения верных, никто не знает, а знает один Он. Одному Господу известно, что будет это за время, сколько оно продолжится. Одно известно, что это будет единственный день, не день, не ночь, а, нечто неопределенное, смутное и грозное, как время солнечного затмения, «не совершенное бедствие, и не полный покой» (св. Ефрем Сирин ). В сей день произойдет явления совершенно неестественные, например, вечером, вдруг, явится свет. «Все это (поясняет св. Ефрем Сирин ) изображает непрочное и переменчивое положение Иудеев во времена Маккавеев. Но внимательный и смышленый исследователь увидит в сем пророчестве, что оно в точности и ясно относится ко дню страдания Господня, когда свет дневной скрылся на три часа, потому что померкло солнце. О сей-то тьме говорит пророк, что она не день и не нощь, потому что от шестого часа тма бысть по всей земли до часа девятаго ( Мф. 27:45 ), а при вечере, т. е., от девятого часа до вечера – был свет». Так, в последнем смысле, разумеет и бл. Феодорит. Так и должно разуметь, поскольку дарование живой воды (след. 8 ст.) было после страданий Спасителя. Ст. 8. И в день он изыдет вода жива из Иерусалима пол ея в море первое, и пол ея в море последнее; и в жатву и в весну будет тако. С евр.: И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному, и половина их к морю западному; летом и зимой так будет. Пророк показывает, какие последствия произойдут от вьшепоказанного посещения Божия в означенный знаменитый день. Когда придет Господь, проявит Свою славу в Иерусалиме, тогда, говорит пророк, изыдет вода жива из Иерусалима. Водой живой называлась у Евреев ключевая вода, всегда свежая, непрестанно текущая. Но здесь описывается вода особенная и чудная. Она потечет и в море восточное (Мертвое), и в море западное (Средиземное), ничто не остановит ее течения – ни мороз зимы, ни жар лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Свт. Григорий Нисский называет Н. «сокровищницей человеческого ума», в этой сокровищнице «хранится всякий запас для нашей жизни» ( Greg. Nyss. In inscript. ps. II 5). Н. на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать Свою помощь тому, кто иногда надеется на богатство и славу человеческую и могущество мирское, а иногда на Бога. Напротив, человек должен вполне уповать на Божию помощь, ибо «уповающего на Господа окружает милость» (Пс 31. 10). «Блажен, кто отдалил себя от всякой надежды на мирское и единственной своей надеждой имеет Бога. Ибо как «проклят человек, который надеется на человека» (Иер 17. 5), так благословен утверждающийся о Господе». ( Basil. Magn. In Isaiam proph. X 21). Всякому правому намерению пусть предшествует Н. Она иногда помогает даже в дурном, утверждает свт. Григорий Богослов, и потому справедливо, чтобы еще более содействовала в добре ( Greg. Nazianz. Carmina moral. 210 (54)). При самоотверженной подвижнической жизни и чистоте совести у христианина появляется больше Н. на Бога. По словам апостола, «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин 3. 21-22). «Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него будут блаженны и в этом, и в будущем веке»,- говорит прп. Ефрем Сирин ( Ефрем Сирин, прп. Толкование на Притч 5. 1// Он же. Творения. 1995. Т. 4. С. 356). Предания содержат много рассказов о том, как человек в особых обстоятельствах взывал к Господу, уповая только на Него, и Бог оказывал ему помощь. Так, один из рассказов «Луга духовного» повествует о старце Кириаке, который отправился к Мёртвому м.; пробыв там немного, он возвращался в свою келью; был страшный зной, и старец изнемог; воздев руки к небу, он молился Богу о помощи. Тотчас старца окружило облако и сопровождало его до самой кельи ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 53). Н. связана с др. главными добродетелями - верой и любовью. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим 5. 1-2). Когда человек обретает веру, у него появляются и др. добродетели, прежде всего - Н. на спасение. По словам прп. Иоанна Лествичника, «с надеждой связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает» ( Ioan. Climacus. Scala. 30. 31). От веры и Н. рождается любовь к Богу. «Когда влечением любви ум возносится к Богу, тогда он,- по выражению прп. Максима Исповедника,- совершенно не чувствует ни себя самого, ни что-либо из сущих» ( Maximus Conf. De carit. I 1). Любовь соединяет нас с Богом, через нее происходит Богообщение, потому что «Бог есть любовь» (1 Ин 4. 8).

http://pravenc.ru/text/2564604.html

Святитель Григорий Богослов учит, что грешники на том свете «в наказание сохранят свое сознание и свою память». Вся прошедшая жизнь, которую они так безрассудно погубили на порочные дела, ясно предстанет перед их мысленным взором. Память будет настойчиво представлять грешникам, чем они злоупотребляли на земле. Мучительными будут укоры совести за все когда-либо сделанные преступления. Отсюда само собой возникнет у них позднее раскаяние, зачем они потеряли время, для чего променяли вечное блаженство на кратковременные удовольствия, почему не воспользовались дарованными Богом средствами к спасению. Это раскаяние, это сожаление увеличится тягостным сознанием, что уже нет возможности покаяться, исправиться и спастись. Грешники будут восклицать: мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная ( Прем.5:7–9 ). «О, сколько времени погубили мы, прожив в нерадении! – говорит от лица осужденных грешников преподобный Ефрем Сирин . – Какую пользу доставили нам мирские удовольствия? Где богатство? Для чего мы не покаялись, когда было время покаянию, но провели жизнь, смеясь, роскошествуя, предаваясь рассеянности?» Стыд, ужасный стыд, который святитель Василий Великий называет «жесточайшим из всех мучений», будет следствием такого сознания. «Те, которые делали зло, – пишет он, – воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и печать сделанных ими грехов. И, может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея перед глазами следы греха, сделанного во плоти, подобно какой-то несмываемой краске, навсегда остающейся в памяти их душ...» С невыразимыми душевными мучениями грешников в аду будут соединены не менее тяжкие телесные страдания. Удаленные от Источника духовного света, грешники будут лишены и света естественного. Они будут изгнаны во тьму внешнюю ( Мф.22:13 ). Это будет какая-то таинственная, непроницаемая тьма, в которой не будет ни луча света, столь необходимого для жизни, столь отрадного для всего живущего. «Кто на земле грешил и оскорблял Бога, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света», говорит преподобный Ефрем Сирин . Трудно представить, какой тяжкой будет эта потеря света, как будет давить грешников облегающая их со всех сторон непроницаемая тьма! Но в этой глубокой тьме будет гореть какой-то не менее таинственный огонь. По выражению святителя Василия Великого , это будет «огонь несветлый, который содержит попаляющую силу, но лишен светозарности». В этот ужасный огонь и будут ввержены осужденные на мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Святой Ефрем Сирин толкует это место (не отрицая, однако, и буквального, исторического его смысла): «Совершенного же исполнения сих слов Писания должно искать в те времена, когда Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонение на мучеников. Ибо они то составили то семя, которое Бог посеял в последствии через Христа… Таково значение слова Изреель» 18 . Мессианское значение преподобный усматривает в и в заключительных стихах второй главы книги пророка Осии: «И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель» ( Ос. 2, 21–22 ). «Сие, – говорит святой преподобный Ефрем Сирин , – дано было иудеям по окончании их плена и по возвращении из переселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь . Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой» 19 . Указание на будущие новозаветные события есть и в шестой главе книги пророка Осии, а именно – в начальных ее стихах: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6, 1–2 ). В буквальном смысле это предсказание можно понимать, как исполнение покаянным чувством народа в плену, в ассирийском рабстве, возвращение народа в кратчайшее время к Богу и через это – возвращение и духовное оживление евреев. В таинственном же смысле эти слова пророка являются указанием на будущее Славное Воскресение Христово, свершившееся после трехдневного пребывания Спасителя во гробе. Можно видеть, что пророки, таинственно пред-изображая евангельские события, нередко в историческом смысле говорили о будущем Израиля. Тому есть прямое объяснение: сам Израиль являлся прообразом Мессии. Замечательно об этом соотношении говорит Александр Павлович Лопухин в толковании на книгу пророка Осии: «…важнейшие факты истории Израиля пред-изобразили черты из земной жизни Мессии. Как должен умереть и воскреснуть Израиль, так умрет и воскреснет Мессия Христос» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Се Аз изрыю ров 44 . Под рвом бл. Феодорит разумеет смерть или конечную гибель Гога и Магога, т. е. врагов Иудеев после плена, а св. Ефрем Сирин , под копанием рва разумеет «прободение ребер Христовых, коим заглаждены грехи всего мира». В еврейском тексте, кажется, та мысль, что этот камень, на котором седмь очей, Господь Сам обделает, Сам вырежет на нем, что нужно, как скульптор обделывает камень и вырезает на нем различные украшения, (сн. 1Пет. 2:6 ), т. е., Я введу в мир Мессию, говорит Господь, Он будет основанием Церкви. Сам Я благоукрашу Его всеми возможными совершенствами. И осяжу 45 всю обиду 46 земли оныя в день един. Здесь слово осяжу значит то же, что возьму, уничтожу. Т. е., в то время, когда явится Мессия, благоукрашенный всеми совершенствами, Я уничтожу всякую неправду в земле Иудейской в один день – в тот «день, – поясняет св. Ефрем Сирин , – в которой Христос вознесен был на крест, прободением святых ребер заглаждены грехи всего мира, обнаружено все нечестие Израиля». Здесь под Иудейской землей разумеется и весь мир, так как из Иудеи было спасение миру. Ст. 10. В день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искренняго своего под виноград, и под смоковницу. С евр.: В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу. Т. е., когда явится в мире Мессия, созиждет Церковь , соделается Ее краеугольным камнем, тогда вы будете наслаждаться миром и счастьем, если не внешним, то внутренним, подобно тем людям, которые в мире и счастье приглашают друг друга под виноград и смоковницу, что древние Иудеи считали для себя великим благополучием. См. подобное: Мих. 4:4 ; 3Цар 4:25 . По свят. Ефрему Сирину , слова пророка означают, «что всякий (из верующих) будет содействовать ко благу искреннего своего, и теми добродетелями, какие соберет для себя, усладит и ближнего своего». Глава 4 Ст. 1. И обратися ангел глаголяй во мне и возведе мя, якоже егда востанет человек от сна своего. С евр.: И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Согласно Златоусту, “Дух Святой сошел в виде голубя, чтобы обратить глас на Иисуса” , и таково общее святоотеческое толкование (Иероним, Ефрем Сирин, Евфимий Зигабен): Дух нисходит на Иисуса, чтобы отличить Его от Иоанна и от других крестящихся, и указать, что глас Отеческий относится именно к Нему; по мысли Отцов, Дух здесь выступает как свидетель Божественного Сыновства Иисуса. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф 4:1). В Синодальном переводе одна и та же конструкция в одном и том же предложении переводится почему-то различно, из-за чего теряется противопоставление upo tou pneumatos — upo tou diabolos. У ап. Марка: немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк 1:12). Это уже четвертое упоминание Духа в Евангельском повествовании и, как и три предыдущих, оно также связано с Христом. В этом месте Дух Святой движет Иисусом, то есть, Иисус описывается в некотором смысле как зависимый от Духа, если не сказать: подчиненный, как пишут некоторые западные исследователи . Очевидно, что в представлении евангелистов активное действие Духа в домостроительстве Сына было сопряжено с пониманием высокого значения Самого Духа Божия. Также понимал это и св. Ефрем Сирин: “написано так для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына” . Это и другие упоминания о Духе у евангелистов Матфея и Марка не оставляют никакого места для субординации или представления о умалении Духа в сравнении со Христом. Важно также отметить четко проводимое Евангелием отличие Духа Святого, Который ведет Иисуса в пустыню, от ангелов, которые приступили и служили Ему только после того, как Он прошел искушение (Мф 4:11). Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк 13:11); ап. Матфей уточняет: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф 10:20) Это первое и единственное у синоптиков обетование Духа верующим. Дух, почивший на Господе в Крещении, распространяется на Его учеников. В Ветхом Завете подобные слова прилагались только к пророкам, посему, по мысли Златоуста, тем самым верующие во Христа возводятся Господом в пророческое достоинство .

http://pravoslavie.ru/1506.html

Ст. 11. И разорится в день оный, и уразумеют Хананеи, овцы хранимыя Мне, зане слово Господне есть. С евр.: И он уничтожен будет в тот день; и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. Многомилостивый завет, говорит пророк, уничтожится в тот день. В какой? Конечно, тогда, когда Евреи дадут плату за пасение своему Небесному Пастыреначальнику – тридцать сребренников (ст. 12), т. е., когда Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос будет предан Иудою на смерть. Предание Иудою, смерть на Кресте – вот тот момент, величайший во всей вечности, когда расторгнут был Ветхий Завет с Евреями и начался новый, благодатный. Тогда, говорит Господь, из чудесных событий, бедные овцы, взирающие на Меня, соблюдающие Мои заповеди, т. е. верующие подлинно 175 , узнают, что это предсказано было Мною, – «праведные в сонме уразумеют, что определено и изречено это Мною». Св. Ефрем Сирин . Ст. 12, 13. И реку к ним: аще добро пред вами есть, дадите мзду Мою, или отрецытеся: и поставиша мзду Мою тридесять сребреник. (ст 13) И рече Господь ко мне: вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых от них. И приях тридесять сребреник, и вложих их в храм Господень в горнило. С евр.: И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою, если же нет, – не давайте. И они отвесят Мне в уплату тридцать сребреников. (ст. 13) И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников, и бросил их в дом Господень, для горшечника. «Это пророк говорит (поясняет св. Ефрем Сирин ) от лица самого Христа, посланного взыскать овец дома Израилева», и говорит, конечно, для того, дабы показать, насколько сделались неблагодарны перед своим Пастырем и неспособны находиться в Его царстве эти жалкие овцы, (упорные и неверующие Иудеи), и когда совершится уничтожение Ветхого Завета, о чем было говорено выше. И сказал им, т. е. погибшим овцам, желая обнаружить их внутренние расположения: аще добро пред вами есть, дадите мзду Мою, или отрецытеся, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010