XI. Хананеянка: «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф.15:27 ). XII. Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). XIII. Ап. Петр: «Увидев это, Симон Петр припал в коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). XIV. Ап. Павел: «Я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). – «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). 11. Церковно-исторические примеры нищеты духовной или христ. смирения Древняя Церковь почитала смирение венцом всех христианских добродетелей, основным началом христианского совершенства, лучшим украшением последователей Христа ( Тертуллиан , св. Киприан, св. Златоуст). И в истории древней христ. Церкви мы встречаем много прекрасных образцов истинно христианского смирения, в особенности же среди монашества. Вот несколько церковно-исторических примеров дивно-прекрасного христианского смирения. I. Один из замечательных церковных учителей, известный своим образованием Климент Александрийский не хотел иметь никакой другой должности, кроме учителя в огласительной школе. II. Св. Ефрем Сирин всегда отказывался от степени пресвитера и епископа и оставался простым, скромным дьяконом. Предсмертное завещание св. Ефрема Сирина свидетельствует о великом его смирении. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь; выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего; неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте, как человека отверженного... О, если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать на меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих; вы убежали бы от смрада Ефремова...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Еще определеннее учит об этом святой апостол Павел: Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Сол.2:3-4 ). Он дойдет в своем безумии до того, что сядет в восстановленном Иерусалимском храме, выдавая себя за Бога, требуя себе божественного поклонения, и с помощью лжепророка расставит по всем церквам свои иконы, которые будут действовать так, что убиваем будет всякий, не поклоняющийся образу зверя (см. Откр.13:15 ). О лжепророках антихриста свидетельствует Сам Спаситель, когда говорит в Евангелии: Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ). “Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно, – учит об антихристе святой Ефрем Сирин . – И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его замечательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: все народы, познайте мою силу и власть! В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мир, обманет взоры всех, многие поверят и прославят его, как крепкого Бога”. Тех же из христиан, которые не поверят и не поклонятся ему, он будет преследовать и гнать, чтобы посредством мучений отвратить их от Христа. Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни ( Мф.24:21-22 ). В эти времена, к довершению скорби, различные физические бедствия, постоянные и повсеместные, сделают жизнь невыносимой. “Будут, – говорит святой Ефрем, – тяжкие глады, землетрясения, повсюду оскудение пищи, великая скорбь, повсюду теснота, непрестанные смерти, великий страх, несказанный трепет. Тогда небеса не дадут дождя, земля не будет приносить плодов, источники иссякнут, реки иссохнут. Трава не будет расти, не покажется на земле зелени; дерева померзнут в корнях и не дадут отпрысков; рыбы и киты в море изомрут. И море издаст такое зловоние и такой страшный шум, что люди будут падать без чувств и умирать от страха”.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

И сказал Господь: Прощаю по слову твоему. И в далеких веках будут говорить народы земли: Блажен ученик, по слову которого поступил Учитель его» с. 71, Агада, Берешит-Раба, 32]. О великом христоподобном ходатайстве Моисея говорил св. Василий Великий : «Ибо сказано: вероваша людие Богу и Моисею, угоднику Его. Итак Моисей поставлен вместе с Богом... ибо в законном служении предизображал тогда собою Ходатая Бога и человеков... Посему вера в Моисея возводится к Господу, Ходатаю Бога и человеков, сказавшему: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте Мне ( Ин. 5:46 )» О Св. Духе к св. Амфилохию, гл. 14]. Христос – Ходатай за всех людей, но особенно молился на кресте Отцу Небесному о Своих распинателях. Христос – Мессия Израилев, но умилостивил Бога и о всех язычниках. Моисей ходатайствовал о поклонившемся золотому тельцу народе, но еще и особенно об отлившем этого тельца брате своем Аароне, будущем первосвященнике. Св. Кирилл Иерусалимский : «И не народ один согрешил, но и Архиерей Аарон. Ибо Моисей говорит, что и на Аарона был гнев Господень, присовокупляет же: и помолился я о нем, и простил его Бог ( Втор. 9:20 ). И Моисей, молясь за согрешившаго Архиерея, умилостивил Господа; Единородный ли Иисус, молясь за нас, не умилостивит Бога? И Аарону, по причине падения его, не воспретил Бог вступить в первосвященство; воспретит ли тебе, пришедшему из язычников, приступить ко спасению?» Слова огласительные, 2, п. 10]. А всего сорокадневных пощений было у Моисея три. Прп. Ефрем Сирин : «Восходящу мне на гору, пребых в горе четыредесять дней и четыредесять нощей: хлеба не ядох и воды не пих. Моисей постился три четыредесятницы; в первый раз, когда приял закон; во вторый, когда молился за народ; в третий, когда молился за Аарона. Ибо в еврейском тексте слово: молился равнозначительно слову: постился» Толк, на кн. Второзаконие, гл. 9, ст. 9]. Здесь прп. Ефрем опирается на слова Писания: И (вторично) повергшись пред Ягве, молился я, как прежде, когда впервые получил скрижали Завета, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Ягве (Бога вашего) и раздражив Его. Ибо я страшился гнева и ярости, которыми Ягве прогневался на вас (и хотел) погубить вас. И послушал меня Ягве и на сей раз. И на Аарона весьма прогневался Ягве и хотел погубить его; но я молился и за Аарона в то время ( Втор. 9:18–20 ). Воистину, правы святые отцы, когда говорят, что если бы хотя один грешник остался на земле не искупленным, то и ради него одного Господь вновь пришел бы в мир и повторил всё ради искупления и спасения его одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда зимой идет снег и ложится на перья ворона, тогда и ворон на время кажется белым от лежащего на перьях у него снега. Так иногда злочестивые, слыша о Суде, ужасаются будущих мучений, раскаиваются ненадолго в том, что ими сделано, оставляют на время свой образ жизни, обращаясь от своего злочестия. Послушайте наставлений моих, ученики мои, сохраните в памяти слова мои: не отступайте от веры моей и не преступайте слова моего! Придет время, что совершится все написанное и исполнится предсказанное: «прейдет небо и земля, иота же едина, или едина черта не прейдет», как с клятвой изрек Учитель наш ( Мф.5:18 ), а вы знаете, что Он не лжив (в сирийском подлиннике за этими словами следует длинный рассказ о борьбе Моисея с волхвами Египетскими, совершенно не относящийся к завещанию и прерывающий связь речи. По замечанию издателя, этот рассказ взят из какого-нибудь другого сочинения Ефрема и вставлен здесь неразумным переписчиком). Вот идет, и близко уже, отводящий меня. Оставь, Ефрем, мудрования свои. Умоляю Тебя, Господи Иисусе, как человек умоляет друга своего: «Не поставь меня ошуюю Себя, когда приидешь!» Еще скажу вам нечто. Клянусь жизнью вашей, что это неложно. Когда был я еще весьма мал и лежал на коленях у матери своей, тогда представилось мне как бы во сне, что оправдалось впоследствии. На языке у меня возникла виноградная ветвь, она росла выше и выше, и взвилась до неба; на ней явилось бесчисленное множество плодов, и листьям не было счета. Все более и более разрастаясь, раскидываясь и расширяясь в окружность, распростерлась она в целом мире; собирали с нее плоды, и плодов не убывало; даже чем более обирали гроздьев, тем более умножалось число их. Гроздья – это беседы, листья – это песнопения. Податель сего – Бог . Хвала Ему за благость Его! По благоизволению Своему даровал Он мне это из сокровищницы Своей. Прощайте, друзья мои, молитесь обо мне, возлюбленные мои. Вот, настало время торжнику отправиться в страну свою. Но увы! Имение мое погублено, все сокровища мои расточены. О добрых никто не плачет, потому что нисходят они во гроб для жизни. Обо мне же, о ближних моих, подобных мне, пролейте слезы свои, братия мои, потому что в суете провели мы дни и годы свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/o_...

Кто были эти юноши, принесшие жертву завета? Сам библейский текст этого никак не поясняет. И впредь мы нигде больше не увидим, чтобы приносить жертву Богу было делом юношей израильских. Когда Господь выводил Свой народ из Египта, погубив у поработителей всех первенцев от людей до скота, то, как некое священное возмещение, Он забирает Себе и всех первенцев у вышедших на свободу израильтян. И сказал Ягве Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они ( Исх. 13:2 ). И уже после этих слов Господа будет переход через Чермное море. Таким образом юноши из сынов Израилевых, принесшие Ягве жертвы Завета, наверняка, и были теми посвященными Богу на первую Пасху первенцами народа Израильского. Потом первенцы израильские будут заменены на сынов и потомков Аароновых. Священство в Израиле будет достоянием не первенцев, а колена Левиина, выделенного из других и посвященного Богу. Но тогда у Синайской горы и сам Аарон еще не был священником, а совершили жертвоприношения Богу первенцы Израильские. Иначе рассуждает об этом прп. Ефрем Сирин : «И созда Моисей алтарь. И посла юноши сынов Израилевых, то есть, сынов Аароновых приготовить тельцов на всесожжение. Ибо для священнодействия не были они еще помазаны» Толк, на кн. Исх., гл. 24, 4–5]. Прп. Ефрем справедливо отмечает, что сыны Аарона еще не были помазаны на священство. А потому он предполагает, что они только приготовили жертвенных животных, но не совершили самих жертвоприношений. Однако Писание говорит, что принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Ягве. А потому более оснований думать, что это и были вовсе не сыны Аароновы, а посвященные Богу первенцы Израиля. Каково же было священнодействие жертвы Завета сынов Израильских с Ягве Богом? Юноши-жрецы принесли всесожжения и заклали жертвенных тельцов. Кровь их была собрана. Моисей сам половину этой крови влил в чаши. Другой половиной крови Моисей окропил жертвенник. После этого взята была книга Завета (начало Священного Писания ), и Моисей прочитал ее вслух всему народу. Ягве Бог предлагает Свои условия народу. Народ внемлет слову Всевышнего. И, выслушав, израильтяне дают свой обет, они принимают без всяких условий со своей стороны всё, что велел и сказал Ягве. В пустыне под горой раздаются слова сотен тысяч странников в Обетованную Землю: всё, что сказал Ягве, сделаем и будем послушны. Обет дан. И великий Моисей взял... крови, и окропил народ, говоря: вот кровь Завета, который Ягве заключил с вами о всех словах сих. Завет заключается в крови. Жертвенник указывал на Бога, двенадцать камней – на народ Божий. Половина крови возлита на жертвенник, половина из чаши – на народ. Ягве Бог и народ, Им избранный, скреплены заветом крови. Разделившись по грехопадении Адама и Евы, Бог и человек воссоединяются вновь. Разделившихся разделяла кровь, кровь Авеля, убитого братом, много крови... Чаша Завета, наполненная жертвенной кровью, воссоединяла их вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Лишь в упорстве людей, их нежелании отказаться от своеволия заключается причина продолжения их бедствий. Господь желает не их страданий, а внутреннего изменения. Казнями Он призывает их к покаянию. Преподобный Ефрем Сирин поясняет, что Бог «наперед возвещает, чем накажет, чтобы египтяне покаялись». Важно понимать, что в страшной истории о казнях египетских Бог не мстит жителям Египта, Он готов в любой момент отменить исполнение Своего праведного суда над ними и дает возможность избежать наказания тем, кто послушается Его. Перед началом седьмой казни Господь предупреждает фараона о приближении града невиданно разрушительной силы, и повелевает увести с полей все живое: «на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут» (Исх. 9, 19). Египтяне, поверившие «чужому» Богу, уцелели. Остальные, надеясь на своего «родного» бога Осириса, остались беззащитны: «и побил град по всей земле Египетской все, что было в поле» (Исх. 9, 25). Если бы все египтяне послушались Бога, то это бедствие не причинило бы смертельного вреда. Но, как пишет святой Ефрем, «граду должно было идти, чтобы видимо было чудо», и всем стала очевидной благая участь людей, поверивших Господу. Следовательно, посылая казни, Бог желал египтянам не гибели, а обретения веры. Таким путем избежали казни жители огромного языческого города Ниневии. Бог послал к ним пророка Иону, и тот предрек им скорую гибель за мерзкие грехи, если они не покаются. Ниневитяне вняли Господу и принесли всенародное покаяние: «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона 3, 5). Их главный правитель, в отличие от фараона, был образцом покаяния. Сняв роскошные одежды и царские регалии, он в знак скорби сидел в пепле и оплакивал свои прегрешения. Так же поступили все его подданные, без исключения. Как только «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3, 10). Бог отменил бы и казни египетские, если бы жители Египта поступили подобно ниневитянам. Но на этот раз потребовались жесткие методы действия Промысла Божия. Именно они помогли части египтян обрести веру. Остальные продолжали упорствовать в своем ожесточении. Одни укоряли Моисея и его Бога, другие проклинали страну, правителя и своих идолов. Но главная причина была в них самих. Как ни печально, эта история не утрачивает своей актуальности. И сегодня в ее участниках – и поверивших Богу, и ожесточившихся людях, мы можем часто узнать самих себя.

http://pravoslavie.ru/105459.html

«Не пойду в этот праздник» (ср. Ин.7:8 ), то есть (не пойду) на Крест. Не сказал: «на этот праздник», – но: " в этот праздник». «Потому что братья Его не веровали в Него... Говорят Ему: никто... не делает чего-либо втайне» (ср. Ин.7:5, 4 ) и прочее. Поскольку хотели предать Его, потому Он сокрыл от них истину, говоря: «не пойду» ( Ин.7:8 ). И дабы сделать ясным, что они хотели предать Его и умертвить, для сего тайно пришел на этот праздник. «За что ищете убить Меня?» ( Ин.7:19 ). Писание употребляет три способа (учения) о Господе нашем: во-первых, (учение) об одном только Божестве, во-вторых, о Божестве и человечестве в соединении, в-третьих, об одном только человечестве. «В начале было Слово... и... Бог» ( Ин.1:1 ), – это есть способ (учения) о Божестве. И «никто, – говорит, – не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» ( Ин.3:13 ), – что есть способ учения в соединении. А слова: «За что ищете убить Меня?.. Человека, говорящего вам истину» (ср. Ин.7:19, 8:40 ), – суть способ учения о человечестве. 202 Возвышенностями здесь называется гористая страна, где обитали потомки Сифа, тогда как Каиниты жили на равнинах. Мысль святого Ефрема та, что если бы люди следовали благочестивым обычаям Сифитов, им не угрожал бы никакой потоп. 209 Т.е. Богу Ветхого Завета и Иудеев; этими словами святой Ефрем начинает опровержение учения Маркиона. 210 Так называл Маркион Бога Ветхого Завета в отличие от Бога Нового Завета, Которого он именовал «Благим», «Чуждым» и «Благодетелем». 218 Святой автор учит, что погибшей овцой здесь обозначается или Иудей, уклонившийся от совершенной правды, заповеданной законом, или язычник, уклонившийся от закона естественной правды. 219 Для понимания следующих рассуждений святого отца нужно иметь в виду Лк.17:4 , где сказано: «если семь раз в день согрешит против тебя (брат твой) и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему». 220 Христос, напоминая, что время жития нашего кратко и непрочно, этим самым предостерег нас, чтобы мы не погрешили легкомысленно, в надежде на прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Но мы читаем Книгу Бытия далее: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша, и стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 9–10). Что это за вода, которая сначала покрывала всю Землю? Преподобный Ефрем Сирин пишет, что вода, которая покрывала всю Землю, не была соленой – она была пресной. Она была пресной для орошения всей Земли. Но впоследствии, когда Бог отделяет сушу от воды и собирает воду в моря, вода сделалась соленой – для того, чтобы не было гниения, как поясняет нам преподобный Ефрем. То есть сначала вода была необходима для оплодотворения Земли, а потом она сделалась такой, чтобы не было какой-либо порчи на Земле. Читаем далее: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1: 11–13). Кто, говоря современным языком, «закачал» в семечко столько информации, как в некую «флешку»? В третий день творения Господь создает растения. И насколько премудро созданы растения Богом! Вот, например, желудь. Кто вложил туда столько информации, что из желудя вырастет именно дуб, а не береза и не сосна? Кто, говоря современным языком, «закачал» в семечко подсолнуха столько информации, как в некую «флешку», что из него вырастет именно подсолнух, и он будет еще и крутить своей шляпкой, вращаясь с запада на восток? Кто вложил столько информации в обыкновенное зернышко пшеницы, что из него потом будет хлеб? Кто это всё сделал? Вопрос очень серьезный. Если мы в обычный компьютер или какой-то информационный носитель ничего не загрузим, они так и останутся куском металла или пластика. Поэтому Бог – Творец и Промыслитель мира, Он очень ч у дно всё устраивает в этом мире, Он творит этот мир, творит его Своим Промыслом, Своей волей.

http://pravoslavie.ru/94061.html

Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего» ( Вар 3:26–28 ); «Ты некогда погубил делавших беззаконие, между которыми были исполины, надеявшиеся на силу и дерзость, и навел на них безмерную воду» ( 3Мак 2:4 ). Как можно заметить, нигде не упоминается об их происхождении, но есть намеки, позволяющие предположить, что исполины могли бы выжить, если бы действовали по-другому. Они не были обречены на смерть самой противоестественностью своего рождения, как это имеет место в кн. Еноха. Есть, впрочем, один отрывок, в котором причиной потопа называются не современники этого события, а их предок. Речь идет о Каине, отступившем от премудрости «во гневе» и погибшем «от братоубийственной ярости. Ради него потопляемую землю опять премудрость спасла, сохранив праведника посредством малого дерева» ( Прем 10:3–4 ). Греческий текст не дает полной ясности: называется причиной потопа сам Каин или его ярость (θυμς), которую наследовали потомки. Во всяком случае братоубийство, которое растлило землю, происходит здесь не от избыточного роста и прожорливости гигантов, но от нравственной испорченности людей. Дочери человеческие. Одна из версий, которой пользовались отцы Церкви (особенно антиохийского направления, преп. Ефрем Сирин и др.), состояла в том, что дочерями человеческими называются женщины из проклятого рода Каина, с которыми стали смешиваться мужчины из благословенного семени Сифа. В Библии основанием для такого взгляда служат, с одной стороны, раздельные генеалогии Каина и Сифа, с другой стороны – внимание иудейского Закона к чистоте рода. В то же время преп. Ефрем акцентирует внимание не столько на духовной недоброкачественности дочерей человеческих, сколько на их бедности вследствие того, что проклятая из-за первого убийства земля не давала Каину своих произведений. Сифиты были физически сильнее и материально несравненно богаче; это подтолкнуло их к тому, чтобы беспорядочно набирать себе жен из числа «бедных», что привело к увеличению численности богатых и распространению угнетения на всей земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Объясняя, почему был умален Манассия перед Ефремом, святой Ефрем Сирин пишет: « Этим он явно начертал крест во образ той тайны, что первенец Израиль будет умален, как первородный Манассия, а языческие народы будут возвеличены, как младший 90 Ефрем » 91 . Мы видим знак креста. Именно так Иаков благословляет Манассию и Ефрема, и аллегорически мы с вами это истолковали так, что Бог Отец через Сына Своего усыновляет от «не плодящейся языческой церкви», символ которой жена Иосифа египтянка, Манассию и Ефрема, которые символизируют собой произошедших от Хама и от Иафета. И они – «некогда не народ… а ныне помилованы» ( 1Пет.2:10 ) – становятся именно Новым Израилем. И смотрите, что пишет апостол Павел в Послании к Римлянам: «Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:28–29 ). В первом веке слово «иудей» было тождественно слову ПРАВОСЛАВНЫЙ, потому что имя «Иуда» и производное от него «иудеи» – от слова «ходе» или «хода», «оде» – «прославление». То есть, тот, кто «правильно славит», «восхваляет». И апостол Павел пишет, что иудей не тот, кто таков по наружности, то есть по плоти: нос определенной формы, пейсы и так далее, а тот, кто содержит в чистоте веру Авраама, Исаака и Иакова. А в чем заключалась вера Авраама, Исаака и Иакова? Ее сердце – это вера в то, что от их рода (семени) придет Мессия, через Которого будет благословение всему миру. То есть они смотрели на грядущего Христа! И вот Иаков крестообразно благословляет Манассию и Ефрема, своих внуков, он делает их своими детьми, и наступает момент его отхода от этой жизни: « И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего » ( Быт.49:1–2 ). Далее он дает характеристику каждому колену еврейскому, он произносит пророчества. Но для нас особенно интересно, какие характеристики даются Иуде – из этого колена произойдет Христос Спаситель, и какая характеристика дается Дану – от Дана произойдет антихрист.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010