Итак, Бог не только не гневается на нас, когда мы не верим снам и видениям, изображающим нам свет и огонь, звёзды, Ангелов, святых, пророков, Христа или образ Матери Божией, но даже очень любит нас. Отсюда пойми, что век сей – это ночь, и бесы могут прикидываться Ангелами света. Кто не верит снам и видениям, тот истинный верующий. Итак, никогда не бойся, что Бог огорчится, если ты не поверишь им! Ведь если бы они были истинными, Бог разъяснил бы их тебе – не тебе самому, а через других, обладающих даром различения духов. Если же будет несколько свидетельств в пользу того, что такой-то сон или видение от Бога, тогда расспроси о том у других, более умудрённых, чем ты. Приходит ко мне как-то одна бабуля и говорит: – Батюшка мне снилось то-то и то-то; не к добру это! – Кто сказал тебе это, матушка? – Я видела это во сне сегодня ночью! – Тебя ввёл в заблуждение диавол. Он сказал тебе то, что хотел, а ты, взволнованная, приходишь ко мне. Вы не слышали, что говорит апостол Павел? Мы ходим верою, а не видением ( 2Кор. 5, 7 ). Вы не слышали, что говорит Христос в десятом блаженстве, после Своего Воскресения? Блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин. 20, 29 ). Итак, мне не нужно видеть, чтобы уверовать. Ведь если я поверю после того, как увижу, значит, у меня уже нет веры. Что такое вера? Послушай, что говорит апостол: вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр. 11, 1 ). Ты слышишь, какова вера? Доказывать верой то, чего ты не видел, и осуществлять верой то, чего ожидаешь. Такова настоящая вера. Ведь если я видел, это уже не вера. А если я не видел и уверовал, тогда меня ублажает 52 Христос, как тех, кого Он ублажил в Евангелии. Брат, не пожелай видеть Ангелов! Ведь так сатана сможет обмануть тебя, как ему захочется. Нам вот что нужно видеть – свои грехи! Чтобы мы исповедовались, каялись, раскаивались в них. Ведь ничто нечистое не может войти в Царство Небесное (ср.: Откр. 21, 27 ). Слышишь, что говорит святой Ефрем Сирин в соборной молитве, которая читается Великим постом? «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего (то есть не судить другого), яко благословен еси во веки веков. Аминь». А святой Исаак Сирин говорит: «Скорее войдёт в Царство Божие видящий свои грехи, чем видящий Ангелов» . 53

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Понятие о возмездии у святых Отцов и учителей Церкви употреблялось только в смысле предварительном, чтобы быть понятным для грешного, слабого человека. И по Слову Божию не Господь, вопреки желанию и способности грешника, отлучает его от общения с Собою, а самому грешнику неприемлемо общение с Богом. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин 3:20). Грешники сами бегут от Бога и Царства Божия, потому что для них это невыносимо. Если человек делал зло, если он думал только о самоуслаждении, тогда в царстве Божием он найдет только обличение своей жизни, только ее полное отрицание, и потому возлюбит тьму, не пойдет к свету. Каждый получает то, к чему приготовлена его душа. Праведник найдет утешение в том, что он пришел к свету, которого искала и к которому направляла себя его душа, а грешник будет мучиться от той самой тьмы, которую он возлюбил. Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19). Святые Отцы и учители Церкви ясно раскрывают естественную зависимость будущей участи от направления земной жизни. Священномученик Ириней Лионский, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Египетский, преподобный Ефрем Сирин, святитель Василий Великий, преподобный Исаак Сирин, святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Златоуст — все они утверждают это учение как православное. Епископ Феофан Затворник, говоря о вечном блаженстве, определяет степень участия в блаженстве тем, “сколько кто вместить может в себя сего блаженства; вместимость же сия определяется тем, как кто раскрыл свое естество для принятия небесных благ, а раскрытие это зависит от трудов над собою” (“Письма к одному лицу”) . Но это не значит, что блаженство и мучения даруются помимо Бога; законы бытия всего мира установлены волей Божией; наказывается зло по правде Божией, только она руководится не чувством оскорбления, не желанием удовлетворения, а нравственным состоянием человека. Правде Божией невозможно, не отрицая себя, даровать мир и жизнь беззаконию.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-kak-bo...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский Страсти не могут нами господствовать, когда мы противляемся им и призываем на них помощь Божию. Укрепляют же на нас страсти и подают им над нами победу наши самолюбие и гордость. Против сих-то наиболее должна ты вооружиться и противляться им, тогда и другие удобно побеждены быть могут. Прп. Макарий Оптинский Гроздь четвертая. Невидимая брань Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Еф. 6, 11–17 Шестью помышлениями: о Боге, о страдании Христовом, о часе исхода нашего, о дне Суда, о страшном мучении и о вечной жизни – душа праведного побеждает врага и так охраняется от него. Авва Орсисий Внемли себе, и если возможно, то не встречайся и не разговаривай с теми, кто может вовлечь тебя в мысленную брань. Прп. Никодим Святогорец Трезвись день и ночь, поучаясь в заповедях Божиих, чтобы не нашел когда ума твоего праздным от сего поучения и не посеял в нем плевел своих окаянный враг, далекий от всякой любви… Прп. Ефрем Сирин Будучи в искушении, я ощутил, что сей волк хочет обольстить меня, производя в душе моей бессловесную радость, слезы и утешение; и, по младенчеству своему, я думал, что получил плод благодати, а не тщету и прелесть. Прп. Иоанн Лествичник Страшен бесам, возлюблен Богу и ангелам Его тот, кто с горящей ревностью днем и ночью взыскует Бога в сердце своем и искореняет из него прилоги, посеваемые врагом. Прп. Исаак Сирин Как среди плача по Богу приходят минуты необыкновенного успокоения совести, в чем заключается утешение плачущих, так и среди ложного наслаждения, доставляемого бесовской прелестью, приходят минуты, в которые прелесть как бы разоблачается, и дает вкусить себя так, как она есть. Эти минуты – ужасны!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vinogr...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как победить страх? Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он – надежда его. ( Сир. 34:14 ). И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. ( Мф. 10:28 ). Кто зла отлучится, тот никого не боится. Смелым Бог владеет. Русские пословицы. Если человек любит Бога всем сердцем, всем умом и всею силою своею, то приобретает страх Господень; от страха рождаются слезы, а от слез – мужество. Преподобный Антоний Великий (251–355). В ком любовь, тот ничего не боится, потому что истинная любовь изгоняет страх. Кто боится Господа, тот выше всякого страха, устранил от себя и далеко оставил за собой все ужасы века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему, если боится он Бога и соблюдает все заповеди Его. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Христос со мною, и кого мне бояться? Хотя бы волны поднимались на меня, хотя бы моря, хотя бы ярость правителей, всё это для меня ничтожнее паутины. Ибо всегда говорю: Господи! да будет воля Твоя. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится. Плачущие и болезнущие о грехах своих не имеют страхований. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состарится с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Прежде всего нужно вам позаботиться о том, чтобы избавиться от отягощающей вас тоски и страха. А этого можете достигнуть, во-первых, если найдете в вашей стороне для себя такого духовника, пред которым бы вы могли с полной верою и с совершенной искренностью смиренно исповедывать все тяготящее совесть вашу, начиная с шести лет и до сего дня, а во-вторых, если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, которые причиняют страх и тоску, как Сам Господь сказал в Евангелии грешнице: иди и впредь не греши ( Ин. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О жалости к телу Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь... пьянству, излишеству в пище и питии. ( 1Петр. 4:3 ). Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы... Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. ( Гал. 5:16–17:24 ). Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв это, свергает с себя бремя вещественного и, возникнув из-под его бремени, познает Бога всяческих и внимательно смотрит за телом, как за врагом и противоборцем, не доверяя ему. Преподобный Антоний Великий (251–355). Смотри слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь. Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела. Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911). Горе говорящему: в юности наслажусь плотию, а в старости покаюсь; потому что внезапно, как сеть, накроет его смерть, и ожидание его погибнет. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от порока, а сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием; разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе; ничего не давай ему потому только, что оно того хочет. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Жалеющий плоть стоит на пути прелестном, скользком, обманчивом, мнительном. Страсть плотская стала отрицанием христианства. Надо, не жалея себя, работать Господу... Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль. Отчего не хочется стать на молитву? Себя жаль. Отчего не хочется отказать себе в той или иной пище? Себя жаль. И много, много подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такова сила и влияние соблазнов, особенно если мы не устраняемся и не охраняемся от них, а еще и сами себя наводим на опасность падений. Охранять себя от них в нашей власти и свободе, а в помощь нам всеукрепляющая благодать Божия. Поэтому и народная пословица говорит: «Береженого (кто бережется) и Бог бережет». А «кто не удаляется добровольно от причин страстей, – говорит преп. Исаак Сирин , – тот невольно увлекается в грех», ибо природа наша удобопреклонна ко греху, и поэтому человек должен тщательно остерегаться причин греха 644 . Затем самому опытом необходимо найти, сообразно своему устроению и состоянию, способы борьбы со страстью, руководствуясь опытом и учением свв. отцов и проповедников. «Доискивайся, – говорит преп. Ефрем Сирин , – чем преодолеть свое любострастие, потому что это предоставляется твоему деланию» 645 . Трудность борьбы со сладострастием заключается в том, что наша чувственная природа сильно увлекается приманками удовольствий. Поэтому необходимо избегать всякого рода случаев, поводов и приманок к возбуждению плотских страстей. «Здесь закон таков: всевозможно избегай всех случаев, могущих возмутить покой твоей плоти, особенно встреч с лицами другого пола» 646 . Премудрый Соломон называет мудрым того, кто боится и избегает причин греха, а того, кто, много дерзая о себе, самонадеянно не избегает их, называет неразумным, говоря: «Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» ( Притч.14:16 ). На это указывал и апостол Павел, когда заповедывал Коринфянам: «Бегайте блуда» ( 1Кор.6:18 ) 647 . Самим себя не следует подвергать произвольно искушениям свыше сил. Кто понадеется на себя и произвольно идет на опасность, тот падет в грех. Иногда бывает затихание плотской борьбы на некоторое время. Но здесь не должно оставлять бдительности за собой и ослаблять воздержание и трезвение. «Не верь врагу твоему вовек» ( Сир.12:10 ), – говорит премудрый Сирах. «И ты никогда не верь своему телу, – поучает старец Никодим Святогорец , – ибо как медь сама по себе рождает из себя ржавчину, так и растленное естество тела рождает из себя злые движения похотные. “Ибо как ржавеет медь, так и злоба его” ( Сир.12:10 ). Не верь же, еще повторяю тебе, не верь в этом отношении самому себе, хотя, положим, ты не чувствуешь и сколько времени уже не чувствовал сего жала плоти твоей» 648 . Ибо иногда в один час и в несколько мгновений внезапными набегами воспламенения блудной страсти наносится вред, погубляются плоды многолетних трудов и нередко поражается подвижник падением в грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Ты, Христос, мой удел и лучше иметь Тебя, чем все то, что есть у всех. Ты единственное твердое и свободное стяжание, которого не лишит меня никакая зависть. Святитель Григорий Богослов ( 16, 70 ). Жизнь Вечная есть утешение в Боге. Кто обрел утешение в Боге, тот считает излишним утешение мирское. Преподобный Исаак Сирин (55.). В пристани Царя Христа упокоеваются все подвизавшиеся, творившие и исполнявшие волю Его, сохранившие все заповеди Его. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 527 ). «Я даю им жизнь вечную» (Ин. 10, 28) Жизнь Вечная есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, Кровию Своею заслужил верующим во имя Его, как говорит апостол: «дар Божий – Жизнь Вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. б, 23). Ибо человек, грешный и сам в себе проклятый и не иному чему как вечному осуждению подлежащий, ничего иного не может заслужить и не заслуживает, как только смерти, как сказано: «возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6, 23 ). Сам себя может погубить, и губит, но сам себя спасти не может. Надо Сыну Божию, как Пастырю доброму, взять его, яко овцу заблудшую, «на плечи Свои» ( Лк. 15, 4 -б) и принести к Отцу Своему, как говорит Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14, 6 ). Он овец Своих, то есть верующих в Него, и слушающих голоса Его, и за Ним идущих, пасет, спасает и отверзает им дверь Вечной Жизни, как говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную» ( Ин. 10, 27, 28 ) ( 104, 1945–1946 ). Можешь сам рассудить, что говорится о Вечной Жизни: она и есть единое на потребу. .Ради нее в этот мир рождаемся, и крещаемся, и обновляемся, чтобы ее получить. Ради нее слово Божие нам объявлено, да познаем из него Бога и Сына Божия Иисуса Христа и, познав, обретем вечное спасение. Ради нее Христос, Господь наш, пришел в мир, жил, трудился, страдал и умер и тем отворил нам дверь к этой жизни – дверь, которую мы затворили нашими грехами, и показал путь и способ к получению ее. Видишь, что только эта жизнь есть единое на потребу. Потребен нам хлеб, пища, одеяние, дом, покой и прочее, нужное для жизни, пока в этом мире живем, но Вечная Жизнь так нам нужна, что без нее все ничто и весь этот приобретенный мир – ничто. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16, 26 ). Видишь, что спасение души, которое состоит в вечной жизни, дороже всего мира и потому оно есть единое на потребу. Поэтому только его и нужно неусыпно искать, а чтобы его искать и найти, не нужно прилепляться к удовольствиям и суете мира сего. Святитель Тихон Задонский ( 104, 707–708 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Что же? Не противоречит ли это древнему закону? Нет, напротив, весьма с ним согласно. И там Бог повелевает не только ненавидеть идолослужителей, но и побивать их камнями, а во Второзаконии хвалит такого ревнителя, «который говорит об отце своем и матери своей: «Я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает» ( Втор. 33, 9 ), храня слова Божии. Если же [апостол] Павел многое заповедует о родителях и велит во всем им повиноваться – не удивляйся. Он велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию. Святое дело – воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Потому и у евангелиста Луки говорится: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк. 14, 26 ). Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно, но: если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это, ибо такая любовь губит и любимого, и любящего... «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» ( Мф. 10, 39 ). Видишь ли, как вредно любить душу более надлежащего и как полезно ненавидеть ее? Так как требования Христа были тяжки, поскольку Он повелевал им восставать и против родителей и детей, против природы и родства, против вселенной и даже против собственной души, то Он обещает за это и самую великую награду. Святитель Иоанн Златоуст ( 41, 384–387 ). ПРИМИРЕНИЕ Стяжи мир в себе – и будут иметь мир с тобою небо и земля. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 280 ). Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя Господь. А если примирился ты с братом своим на земле, то примирился и с Господом твоим на Небе. Если восприемлешь брата твоего, то восприемлешь и Господа твоего. Итак, примирись с Ним в лице оскорбленных, возвесели Его в лице алчущих. В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою. Он оказал тебе гораздо большую любовь: почерпнул воду, освятил ее и омыл ею неправду твою, раздробил для тебя Свое Тело и дал тебе в питие Кровь Свою. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 212 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

18.3. Царь греческий: Юлиан. Термин yawan, происходящий от греч. νιος («грек», «иониец»), относился сирийцами ко всем эллиноговорящим людям, а не только к этническим эллинам. 18.6 История с двумя тельцами Иеровоама изложена в з Цар. 12,25–33. Иеровоам, царь Израиля, ставит одного тельца в Вефиле, а другого в Дане, дабы народ не ходил молиться в Иерусалим, ибо там укрепился Ровоам. Прп. Ефрем специально увязывает двух библейских тельцов: такова техника мидраша. 19.6. Навуходоносор предвидел своё изгнание в вещем сне: «Главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной» ( Дан.4:17 ). 20.4. Здесь, вероятно, подразумевается пророк Даниил и его видение. Слово «отречеся» (глагол ) – основное понятие в приложении к Юлиану. В узком смысле оно подразумевает попытку восстановить храм Соломонов, а в широком – вообще отступничество от христианства, ср. , откуда – неверный, «кафир». 20.6. Аммиан (Amm, res gest. XXV, 3.9 (Е 2)) сообщает, что император Юлиан был убит в местности, называемой «Фригия» (Phrygiam apellari locum). Если судить по карте, оно должно было находиться между селениями Самаррой и Дуросом, в районе Карх Фируз. Аммиан достаточно часто изменял названия, так что возможно, что иранское слово Perz, победоносный, он передал как Phrygia. Выражение близ Вавилона ( ) скорее условное, чем географическое, так как от Вавилона до места гибели Юлиана все же довольно далеко, здесь Вавилон – то же, что и Вавилония. III. На нечестивого царя Иулияна стих 2 Волк показывает истинное лицо 1. Шкуру агнца истины волк исхищаше, Овцы чуяху сего, своим не признаша. Пастыря же обманул коварный льстец, Егда же сей умре, изыде волк из среды овец, Совлекшися красы, прочь ю отревает. Вонью своею козлища к себе привлекает. Тии возненавидели овец лютою злобою, Сего яко пастыря возлюбили любовию премногою. Припев: Благословен его вон изгнавший И сыны заблуждения скорби предавший. Празднество идольское

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

1:8 Он будет крестить вас Духом Святым. О соприсутствии Духа Святого Мессии см. знаменитое пророчество Ис. 11:1–2 : «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия..».. В более поздней еврейской традиции Дух Господень ( [руах YHWH]), или Дух Божий ( [руах элоним]) порой описывается как «Дух Царя Мессии» (Bereshit rabba 8, 1). Мессии предстоит также сделать возможным для людей сопричастность Духу Божию. С мессианским временем связывалось еще до христианской интерпретации (см. Деян 2:17–21 ) пророчество Иоиль 2:28 29: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения; и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего». К эпохе рождения христианства словосочетание «Дух Господень» ( [руха YHWH]) становится довольно широко распространенным в интерпретирующих переводах Писания на арамейский язык, т. н. таргумах. 1:9 Принял крещение от Иоанна в Иордане. Св. Ефрем Сирин так говорит о символической роли вод Иордана в этом эпизоде: «Елеазар посватал Ревекку у вод колодца ( Быт 24:1–67 ); Иаков подобным же образом обручился с Рахилью ( Быт 29:1–21 ), и Моисей – с Сепфорою ( Исх 2:16–21 ). Они были преобразованиями Господа нашего, Который обручился со Своею Церковью в водах Иорданских. И как у источника Елеазар показал Ревекке господина своего Исаака, который проходил по полям ей навстречу, так Иоанн, у истока реки Иордана, указал на Господа нашего..». (Ephr. In Diatessaron III, 17; текст этой части дошел лишь в армянском переводе, почему наша цитация основана на французском переводе: Ephrem de Nisibe, Commentaire de l " Evangile Concordant ou Diatessaron, trad, par L. Leloir, Sources Chrйmiennes 121, Paris, 1966, p. 91). То, что Ефрем с эмфазой говорит об истоке реки Иордан, возможно, связано с фиксированными в мандейской полемической литературе спорами о том, не был ли Иисус крещен Иоанном слишком низко по течению для того, чтобы крещение было ритуально правомочным (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010