3:27). За тем Христос и крестился, чтобы вложить в воду благодать Духа и образ своей святыни. Таким образом каждый крещающийся водою Духа, чрез призывание Троицы, получает образ (явившейся) во плоти чистоты, безгрешности и светозарности Христа. Так вот что — крещение: человек, невидимо облекаясь во Христа, становится всецело безгрешным и исполненным Духа, и, если соблюдет благодать, то делается Пророком, Апостолом и Ангелом, как сказал некто из облагодатствованных. И не удивительно: если, усыновленный по благодати, он становится сообразным Христу, то тем более может сделаться сообразным Ангелам. Этот дар дал нам Христос, Слово Божие, создавшее нас в начале и ныне возсоздавшее на лучшее. Он-то, безстрастно воплотившись от Девы и безстрастно родившись, безстрастно и нас духовно рождает из ребра своего, напояет, питает и живородит Духом: поелику с того самого времени, как из ребра Его «истекли вода и кровь» (Ин.19:34), водою вместе с Духом Он возрождает нас, как сказано, а кровью животворит. И без этого невозможно спасение. Посему-то многие еретики, возбуждаемые демонами, безумно восстают вместе с нечестивыми особенно против этих священных и спасительных Христовых таинств, то есть, против божественного крещения и священного причащения, чтобы, не принимая их, быть отчужденными от вечной жизни: ибо страшное (изречено) определение, как против не принявших крещения, так и против не принимающих животворящего причастия: «аще кто не родится , — сказано, — водою и Духом, не может внити в Царствие небесное» (Ин. 3:5); и еще: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6:53). Итак едино божественное крещение: потому что един и Господь, предавший его, единожды притом распятый за нас, единожды изливший кровь свою и давший Себя в жертву за нас Отцу. Тоже говорит и Павел: «един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес. 4:5). Посему, кроме этого, нет другого крещения, равно как нет ни другого отпущения по благодати, ни возрождения, ни воссоздания, ни подобного искупления от греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3935...

3) Каким образом христианин может богатеть в Бога? (ст. 21; Мф.6:20–21 ). Увеличивая число друзей (убогих), которые отворят нам входы в вечные кровы. 4) Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукави суть ( Ефес.5:15, 16 ). 27-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 71, гл. 13, ст. 10–17; Апостол к Ефесянам, зач. 233, гл. 6, ст. 10–17). 1) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина посещать по воскресным и праздничным дням храм Божий и богослужение. Значение для христианина храма и праздников (ст. 10, 14–16; Исх.20:10–11 ; Иез.46:3 ; Евр.10:25 ). 2) Для делания добра ближним нет особого назначенного Богом времени. Добро следует творить всегда, при всяком представляющемся случае (ст. 14–16). Праздник посвящается Господу, но лучше отдать его труду для ближнего, чем диаволу (гульбе). 3) Изображение, на основании слов апостола, воина Христова в духовном всеоружии (ст. 10–17). Что означает каждая принадлежность духовноговсеоружия христианина? ( 1Сол.5:8 ). Наши духовные враги. Необходимость вооружиться помощью Божиею, укрепить душу молитвой, защитить ее верой. 28-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 76, гл. 14, ст. 16–24; Апостол к Колоссянам, зач. 250, гл. 1, ст. 12–18). 1) Не грех брак. Не грех труд, купля и продажа. Но не хорошо, если брак, забота о семье заставляет нас забыть Бога. Грех – купля и продажа, дела житейские, когда, отдаваясь им, мы забываем о наших обязанностях к Богу: слово Божие, святой храм. Господь зовет к литургии, отчего не все здесь? На какое дело сменяли трапезу Господню? Брак сына царева? 2) Христианин должен иметь искреннюю и сердечную благодарность Богу и Отцу за призвание ко спасению и к участию нас в жизни вечной («наследии святых во свете»), этим мы избавляемся от власти тьмы и получаем доступ в Царствие возлюбленного Его Сына, в Котором имеем искупление Его Кровью и прощение грехов (ст. 12–14). 3) Плоды нашей благодарности Богу за искупление: а) истинное познание дел Божиих и б) богоугодная и благочестивая жизнь (ст. 12–14). Истинное религиозное просвещение и образование в христианстве «Светом Веры» (ст. 12 из Апостольского чтения).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

„Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же», как говорит Ап. Павел ко вразумлению всех времен и народов о жизненности закона Христова и правды Его, над которыми бессильны времена и человеческие мудрования ( Евр. 13:8 ) Глава 4-я. О миропомазании В ветхозаветной церкви помазание было установлено самим Богом ( 1Цар. 9:16–17 и 10, 27, а также 5, 3 и 4Цар. 2:3 ). Еще в богоучрежденной скинии завета хранился вместе с ковчегом завета святой елей, служившей для миропомазания. В христианской церкви было также по преемству от ветхозаветного закона установлено миропомазание, как признанное народом сзященнодействие, знаменовавшее собою видимый образ прикосновения к человеку благодати Божией. Ап. Иоанн говорит: – „Впрочем вы имеете помазание от святаго и знаете все» ( Ин. 2:20 ). Ап. Павел говорит: – „Утверждающей же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наша» ( 2Кор. 2:21–22 ). Его же слова: – „Все мы одним духом крестились в одно тело – иудеи или еллины, рабы или свободные, и – все напоены одним духом» ( 1Кор. 12:13 ). Наконец еще яснее свидетельствуют о существовании в первенствующей церкви таинства миропомазания слова Ап. Петра: – „Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» ( Деян. 2:38 ). Поэтому то Ап. Павел в послании к Ефесеям называет верующих „запечатленными обетованным Святым Духом ( Ефес. 1:13 )» и подтверждает; – „не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления» (4:30). Наконец, из события сошествия Святаго Духа на Апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: – на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение видимых огненных языков, и на все способности, как дар проповедания на новых языках, которых раньше не знали Апостолы – ясное свидетельство, что Дух Святой проявляет себя видимыми и чувствуемыми действиями. Слова „запечатлел, запечатлены» выражают собою видимое действие и именно в этом смысле употреблялись раньше и употребляются нами. Следовательно, миропомазание есть таинство, совершаемое со стороны человечества внешним образом, а со стороны Божией внутренним таинственным воздействием на чувства и способности человека. Глава 5-я. О елеосвящении

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

§ 17. Послание к Титу 138. Личность Тита и место написания Тит. Хотя Тит ни разу не упоминается в Деян. — книге, большая часть которой посвящена миссионерской деятельности ап. Павла, — его имя (Ti/toj) встречается в Павловых посланиях, особенно часто во 2 Кор. Из неоднократных упоминаний Тита во 2 Кор. следует, что он принимал самое непосредственное участие в восстановлении добрых отношений между Павлом и коринфскими христианами. Скорее всего, именно он и доставил в Коринф знаменитое Павлово послание «со многими слезами», а обратно принес ответные добрые вести (см. 2 Кор. 2, 13; 7, 6. 13слл.; 8, 6. 16. 23; 12, 18; см. § 32. 2). Личность Тита в каком-то смысле стала символом и в памятной полемике Павла с иудействующими. Будучи обращенным Павлом из язычников (эллинов), он не был обрезан, как этого требовали иудействующие проповедники — оппоненты апостола языков (см. Гал. 2, 1-3). Тем самым Тит явил собой живой пример христианина, превзошедшего букву иудейского Закона. Послание к Титу заставляет предполагать, что ап. Павел доверил Титу церковь на острове Крит, где сам апостол побывал только во время своего путешествия под конвоем в Рим в начале 60-х годов (см. Деян. 27, 7-14): Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. 1, 5). Возможно, Павел побывал на Крите после своих римских уз, но это лишь предположения, так как в Деян. ничего не говорится об исходе судебного разбирательства в Риме. Среди наиболее вероятных мест написания Тит. фигурируют чаще всего Ефес (Малая Азия) или Греция (Македония или Ахаия). 139. План и содержание Тит. Сразу можно отметить удивительную схожесть если не плана, то содержания Тит. и 1 Тим. Основную часть Тит. можно разделить на три раздела, которым имеются близкие соответствия в 1 Тим.: 1) Церковная организация: служение пресвитеров и епископов (Тит. 1, 5-9) 2) Лжеучения, которые угрожают Церкви (Тит. 1, 10-16) 3) Поведение христиан внутри Церкви: старцев, стариц, юношей и вообще всех членов Церкви (Тит. 2, 1 — 3, 11).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

В Н. 3. языке γιος употребляется, когда говорится о местах, посвященных Богу и освященных Богом, в том же смысле, как у писателей классических и у LXX; напр., Иерусалим называется святым градом, γιος πλις ( Мф. 4:5 .–27:53.); храм Иерусалимский – святым местом, γιος τπος ( Мф. 24:15 .), Палестина – землею святою, γ γα ( Деян. 7:33 ), Фавор – святою горою, τò γιον ρος (2. Петр. 1:18). Главнейшая часть Скинии, где был ковчег завета, называлась για γων, святая святых ( Евр. 9:3 ). Равным образом эпитет святости приписывается жертве ( Римл. 12:1 ) закону и заповеди; νμος γιος κα ντολ αγα ( Римл. 7:12 ). Но главным образом слово γιος употребляется, когда говорится о Боге, ангелах и людях; – здесь γιος означает высоту нравственных совершенств, в Боге – достойную благоговения, в людях – уважения. Самого Бога Отца Иисус Христос называет святым: Πτερ γιε, τρησον ατος ν τ νματι σο; Отче святый, соблюди их во имя твое ( Иоан. 17:11 ). Требовавшие исцеления называли И. Христа святым ( Лук. 4:34 ). Но κτ’ ξοχν это название усвоено третьему лицу св. Троицы, τ Πνεματι γω. Иисус Христос называл ангелов святыми в том смысле, что они чисты, непорочны и тверды в добре ( Мф 25:31 ). Тоже название приписывается в Н. 3. пророкам и апостолам ( Лук. 1:70 . Еф. 3:5 .), и, наконец, христианам вообще, поколику они храм св. Духа, поколику освящены Христом и ему посвящены ( Деян. 9:13. 32. 41 . Римл. 1:7 . 1Кор. 6, 1–2 . Ефес. 5:3 . Апок. 13:7 ). С таким значением слово γιος перешло и в язык церковных писателей, которые стали употреблять оное о людях, прославленных Богом во время их жизни за высокочистую нравственную деятельность, и по смерти озаренных благодатию Божиею в нетленных, святых телах их: το γου πατρς μν, τα για σματα, τ για λεψανα и т. п. Словом: τ για в древней церкви назывались св. дары; собора Лаодикийского пр. 14: «в праздник пасхи не посылати святых таин (τ για) в иные приходы в виде благословения. » Алтарь у греков в позднее время также носил название: τ για; Кедрин (Constant. Porphyr.) пишет: «синкелл прежде прошел в алтарь (ες τ για) с ликом иподиаконов». Во время коронации греческих императоров, по свидетельству Кодина, патриарх, помазав царя св. миром, возглашал γιος, и затем бывшие на возвышении с патриархом трижды провозглашали это же слово (Codin de offic. Aul. Constant.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947. С. 96. 3 О молитве 61. 4 Строматы 6, 7. 5 Слово 26, 14. 6 Н. Помяловский. Очерки бурсы. В кн.: Н. Помяловский. Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы. М.: " Художественная литература " , 1988. С. 274. 7 Философия культа. - Богословские труды 7. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. С. 344. 8 Сочинения в 5-ти томах. Т. 2. СПб., 1886. С. 181-182. 9 Очерки бурсы. С. 383. 10 О ересях 101 (PG 94, 764-773). 11 Православное пастырское служение. Париж, 1957. С. 234-238. 12 Очерки бурсы. С. 273-275. 13 Педагог 3, 10. 14 Помяловский. Очерки бурсы. С. 245-246. 15 Помяловский. Очерки бурсы. С. 246. 16 О встрече. СПб, 1994. С. 176. 17 Ангелы, иночество, человечество. - Богословский сборник. Вып. II. South Canaan, 1955. С. 36-40. 18 За тридцать лет (1884-1914). - Церковно-исторический вестник 2-3, 1999. С. 218. 19 Слово 2, 73. 20 доклад на консультации православных богословских школ в Санкт-Петербургской духовной академии, 20-26 января 1999 г. Опубликован в журналах " Христианское чтение " 18, 1999; " Церковь и время " 2 (9), 1999. 21 Полностью напечатан в Вестнике РХД 177. Париж - Нью-Йорк - Москва, 1998. С. 39-82. 22 Русская мысль 4248. Париж, 3 декабря 1998 г. 23 Ср. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 51. 24 Лк. 16:8; Ин. 12:36. 25 Обращение rabbiq, rabboyniq, didaqskale в разговорном греческом койне относилось к духовным учителям и наставникам вообще; то же следует отметить и для слов mauhtaiq, См. Theological Dictionary of the New Testament. Vol. II. Michigan, 1964. P. 154. 26 Слова Иоанна Крестителя (Мф. 3:11) имели очень конкретный смысл: Иоанн говорил о том, что он недостоин быть даже учеником Мессии. 27 Ср. Мк. 1:3 ( " Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему " ); Мф. 21:8 ( " Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге " ). 28 См. Ефес. 4:11: " И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями (didaskaЬloyw) " . 29

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Во внутреннем богатстве мы будем находить вознаграждение за внешние недостатки, в радости духа — утешение при земных лишениях, в уважении и любви добрых людей, в Божьей благодати — награду за самоотвержение и смирение, с которыми мы поступаем в мире. Тогда мы будем радоваться святой, невыразимой радостью, в непоколебимом убеждении, что временные страдания ничего не значат в сравнении со славой, ожидающей нас. Воззвание воскресшего Господа к грешнику “Встань, спящий, и воскресни из мертвых” (Ефес. 5:14). Как ни важно дело воскресения Господа, однако ж весьма немногие принимают в нем истинное участие. Для большей части людей достаточно, что они знают это событие и веруют. Но довольно ли этого для тех, которые называют Иисуса Христа своим Учителем и Господом? Где будет тогда последование Христу? Уподобление Его примеру? “ Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ” (Римл. 6:4). Совместны ли мертвые члены с живою главою? (Иоан. 14:19 ). Мы должны стать новою тварию (2 Кор. 15:17 ). “ Встань, спящий, и воскресни из мертвых! ” 1.  Встань, спящий! а) Так взывает Иисус Христос к тем, которые начинают святое торжество Пасхи с ленивым духом, предпочитают покой и негу Богослужению. Иерусалим спал, только три лица шли к гробу. “Ленивый” (Притч. 6:9 ) и беспечный спеши ко гробу Иисуса Христа! б) Но особенно это воззвание относится к тем грешникам, которые живут легкомысленно и в ослеплении своего сердца, имеют крепкий сон (Исаии 29:10 ). Бесчувственные грешники, которые не видят своего жалкого состояния, которые остаются спокойными при всей опасности (Притч. 23:35 ). Пробудитесь! в) Как это пробуждение происходит? Если приходят к познанию Бога и самих себя (Быт. 3:7 ). Видят себя во гробе, полном мертвых костей (Мф. 23:27 ). Чувствуют желание спасения и, при сознании собственного бессилия к его достижению, обращаются с верой к Иисусу Христу. 2.  Воскресни из мертвых! (Амос. 5:14 ). Воскресение состоит в том, чтобы изменить свою жизнь, оставить зло, делать добро.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Во времена Спасителя иудеи в каждую субботу в Иерусалимском храме и в синагогах читали места из Пятикнижия Моисеева, из книг пророческих и исторических. Для этой цели книги Моисеевы были разделены на 53 отдела для суббот простого года, а для суббот високосного года – на 54 отдела. Эти отделы назывались парасхами. Пророческие книги тоже были разделены на отделы, называвшиеся гафтарами. Иисус Христос, пришедший не разорить закон, но исполнить, Своим Божественным примером освятил этот обычай, как повествует евангелист о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге ( Лк.4:16 ). По примеру Спасителя и апостолы придали этому обычаю священную важность своим одобрением ( 1Тим.4;13 ; ср. Ефес.5:19 ; Деян.2 и др.). Когда еще не было новозаветных книг, то читали ветхозаветные, но по мере появления и распространения новозаветных писаний и они были читаемы при христианском богослужении наряду с книгами ветхозаветными. Что, действительно, новозаветные писания были читаемы в церковных собраниях со времени появления этих писаний, доказательством этого могут служить ясные повеления апостола Павла в его Послании к Солунянам, первом по времени написания Послании его, и в Послании к Колоссянам. В Послании к Солунянам апостол пишет: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» ( 1Сол.5:27 ), т. е. в полном собрании верующих, но для всеобщего прочтения Послания всего скорее и удобнее было для них избрать богослужебное собрание. В Послании к Колоссянам апостол заповедует, чтобы его послание, после прочтения у них, было прочтено и в Лаодикийской церкви ( Кол.4:16 ). Если же такова была воля апостолов, чтобы их писания были прочитываемы перед всей святой братией, то несомненно, что чтение их писаний в церковных собраниях становилось делом более и более обыкновенным, правильным, когда чрезвычайные средства назидания и утешения веры были явлениями исключительными. О св. апостоле Петре Климент Александрийский передает, что сам апостол повелел читать в церкви Евангелие от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впоследствии местом проповеди его был Ефес. Из писаний новозаветных ему принадлежат: Евангелие, три послания и Откровение. 3) Филипп и Варфоломей. Первый происходил из Вифсаиды ( Ин. 1, 44; 12, 21 ) – одного города с Петром и Андреем – и был уже известен Иисусу Христу. В Евангелии Иоанна он упоминается несколько раз (6, 5–7; 12, 21, 22; 14, 8, 9). Варфоломей – значит сын Фоломея и есть, как думают, одно лицо с Нафанаилом, который был родом из Каны Галилейской ( Ин. 21, 2 ) и приведен к Иисусу Христу Филиппом (1, 45–51). 4) Фомаи Матфей. Фома иначе назывался Дидим, или близнец ( Ин. 11, 16; 20, 24; 21, 2 ), и по воскресении Иисуса Христа сподобился для своего уверения осязать раны Его (20, 27, 28). Матфей, иначе Левий, сын Алфея ( Мк. 2, 14 ), до призвания к последованию за Господом был мытарем ( Мф. 9, 9 ). Он написал Евангелие, которое занимает первое место между новозаветными книгами. 5) Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем. Иаков, сын Алфея, брат мытаря Матфея или Левия, есть лице совершенно отличное от Иакова, брата Господня, который принадлежал к числу 70-ти апостолов, носил название малогоили менъшаго ( Мк. 15, 40 ) и имел в лике двенадцати апостолов своего родного брата Иуду. Леввей или Фаддей, как можно заключать из сравнения списка апостолов у трех евангелистов ( Мф. 10, 3 ; Мк. 3, 18 ; Лк. 6, 16 ; Ин. 14, 22 ; Деян. 1, 13 ), и есть собственно этот Иуда, брат Иакова меньшего. Он написал послание – последнее между соборными. 6) Симон Кананит и Иуда Искариотский. Евангелисты Матфей и Марк называют Симона Кананитом, а Лука Зилотом, т. е. ревнителем ( Лк. 6, 15 ; Деян. 1, 13 ). Оба названия имеют одно и то же значение и даны Симону, вероятно, потому, что он, до призвания в апостольство, принадлежал к числу так называвшихся зилотов или ревнителей закона Моисеева, противившихся языческим нововведениям. Иуда был сын Симона ( Ин. 6, 71; 12, 4; 13, 2, 26 ) и в отличие от соименного ему апостола Иуды, брата Иакова меньшего, носил прозвание Искариотского, по происхождению своему из города Кериофа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Господу Иисусу Христу. Несомненно, что эти недобрые чувства намеренно старались разжигать в них фарисеи, вызвавшие споры об очищении, что привело к прениям о сравнительном достоинстве крещения Иоаннова и крещения, которое совершали ученики Иисуса. Желая сообщить и своему учителю свою зависть и досаду на Христа, ученики Иоанновы приходят к Иоанну и говорят: «Равви, Иже бе с тобою об он пол Иордана, Ему же ты свидетельствовал еси, се Сей крещает (не с тобою, а отдельно и независимо от тебя), и вси грядут к Нему» («вси» сказано с преувеличением, которое внушается завистью и желанием возбудить зависть). Далекий, конечно, от всякого чувства зависти ко Христу, Креститель в своем ответе прямо начинает раскрывать величие Христово, сравнительно с собой, и дает новое, уже последнее, торжественное свидетельство о Божественном достоинстве Христовом. Защищая право Христа совершать крещение, Иоанн говорит, что между Божественными посланниками ни один не может принять на себя что-либо такое, что не дано ему с неба, а потому, если Иисус крестит, то имеет на это власть от Бога. Иоанн напоминает, как он говорил с самого начала, что он не Христос, а только послан пред Ним. Вместо досады и зависти, Иоанн выражает свою радость по поводу успехов дела Христова, называя Христа «женихом», а себя «другом жениха», который не завидует преимуществу жениха, но стоит пред ним, как бы его слуга и «радостью радуется», слыша голос его. Союз Бога с верующими, в Ветхом Завете, как и союз Христа с Церковью, в Новом Завете, нередко представляется в Священном Писании под образом брака (Ис. 54:5-6; Ис. 62:5; Ефес. 5:23-27). Христос есть Жених Церкви, а Иоанн — друг Его, близкое доверенное лицо, которое может только радоваться успеху Жениха. Значение друга жениха у евреев было велико во время, предшествующее браку, а как только брак состоялся, и жених вступал в права мужа, роль друга жениха оканчивалась. Так и Иоанн: он был главным действующим лицом в приготовлении народа к принятию Христа; когда же Христос вступил в дело Своего общественного служения, роль Иоанна окончилась.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010