Противъ еретиковъ, отвергающихъ законъ и Пророковъ. Глаголавшаго Пророки. якоже глагола устами святыхъ сущихъ отъ века Пророкъ Его, отъ врагъ нашихъ (Лук. 1, 70–71). Богородица: якоже глагола ко отцемъ нашимъ и проч. (Лук. 1, 55). Въ о семъ вси Пророцы свидетельствуютъ греховъ именемъ Его всякому верующему въ онь (Деян. 10, 43). Также: егоже подобаетъ небеси убо даже до летъ всехъ, яже глагола Богъ усты всехъ святыхъ Своихъ Пророкъ отъ века (Деян. 3, 21). Въ Давидъ рече Духомъ Святымъ: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Марк. 12, 3. 6). Въ и помолившимся имъ, подвижеся место, идеже бяху собрани, и исполнишася вси Духа Свята, и глаголаху слово со (Деян. 4, 31). Въ книге Числъ: егда же препочи Духъ на нихъ, и пророчествоваша… въ полце (Числ. 11, 25–26). Противъ говорящихъ, что ветхозаветное противно евангельскому, и не принимающихъ пророческихъ Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. Павелъ: сотворивый обоя едино (Ефес. 2, 14). Единъ Господь, едина вера, едино (Ефес. 4, 15). святая… (Евр. 3, 1). Наздани бывше на Апостолъ и Пророкъ, сущу краеугольну самому Христу (Ефес. 2, 20). Вы есте тело Христово и уди отъ части (1 Кор. 12, 27). Овыхъ убо положи Богъ въ Церкви первее Апостоловъ, второе Пророковъ, учителей (1 Кор. 12, 28). Да Церковь (1 Кор. 14, 3). Вы храмъ есте (1 Кор. 3, 16). Яже къ Церкве просите (1 Кор. 14, 12). Сущу краеугольну самому Христу… о Немже и вы созидаетеся (Ефес. 2, 20–21). Той есть Глава телу Церкве (Кол. 1, 18). Притомъ, какъ семь соборныхъ названы такъ потому, что были написаны ко всемъ вернымъ: такъ и совокупность всехъ православныхъ названа въ символе соборною Противъ богомиловъ и всехъ нечестивцевъ, не принимающихъ, или не уважающихъ Исповедую едино во греховъ. Павелъ: исповедалъ еси доброе (1 Тим. 6, 12). Сердцемъ бо веруется въ правду, усты же исповедуется во (Рим. 10, 10). Единъ Господь, едина вера, едино (Ефес. 4, 5). Да крестится въ васъ во греховъ (Деян. 2, 38). Въ крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Матф. 28, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Евхаристия, как жертва, приносится Господом от лица Церкви. Главой которой Он является. Поэтому, в существе своем, Евхаристия есть Жертва Церкви (в отличие от Голгофской жертвы, принесенной лично Господом Иисусом Христом «за Церковь ». Ефес.5:25 ). Это жертва прежде всего хвалебно-благодарственная, ибо, прославляя в евхаристических молитвах все неисчислимые благодеяния Божии, излиянные на мир, выражая радость о своем спасении, радость, которой никто не может отнять у нее ( Ин.16:22 ) 215 – Церковь , руками своих пастырей, предлагает Богу в благодарность за Его любовь к нам лучшее, что только она имеет – безмерно великий и ценный в очах Божиих дар: Плоть и Кровь непорочного и чистого Агнца – Христа, ее Главы и Спасителя, возлюбившего Церковь и предавшего Себя за нее ( Ефес.5:23,25–27 ). Эта жертва есть вместе с тем и умилостивительная, ибо, предлагая Богу Св. Дары, Церковь молит Его о том, чтобы Он непрестанно возобновлял расторгаемый нашими грехами союз наш с Ним и примирялся с нами, а также с отшедшими от жития сего нашими братиями во Христе, «не ради правд наших», но ради Того, Кто есть «мир наш» ( Ефес.2:14 ) и Кто утвердил Своею Кровию вечный завет мира со Своей Церковью ( Лк.22:20 ). О величайшем умилостивительном значении Евхаристии, в частности по отношению к умершим, наиболее ярко свидетельствует св. Иоанн Златоуст . «Да не обленимся, – говорит он, – помогать отшедшим и приносить за них молитвы; ибо предлежит общая для всего мира очистительная жертва...» (Беседа 41-я на 1Кор.). «Не напрасно установлено апостолами, чтобы при страшных Тайнах мы поминали отшедших; от этого бывает им не малое приобретение, многая польза; ибо, когда люди стоят с воздетыми руками, предстоит собор священников и предлежит страшная Жертва, тогда можем ли не упросить за них Бога, возсылая к Нему моления?» (там же). Св. Евхаристия есть, наконец, жертва просительная, ибо Церковь дерзновенно молит Господа и о том, чтобы он «предлежащая» (т. е. освященные Дары, принесенные Богу в жертву) «всем нам во благое изравнял, по коегождо своей потребе» (Молитва «Благодарим Тя, Царю невидимый...» из чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста ), т. е. чтобы, приняв бескровную евхаристическую жертву, помянул всех ее участников («иже дары сия... принесших, и о нихже, и имиже, и за нихже сия принесоша» 216 ) с их многоразличными нуждами, и на каждого из них излил свои милости, в виде тех или иных потребных им дарований.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

II, 1 ν τ συμπληροσϑαι τν μραν τς πεντηκοστς 764–765. II,6 τατης φωνς 765. II, 1–7 на кого сошел Дух Святый Май (5. ж) 232–233. II, 46 и 5, 42 κατ οκον Апр. 765. III, 19 νψυξις ibid III, 19–21 толкование всего места (5, е) Май 227–232. III, 26 ν τ ποστρφειν Апр. 765. IV, 5 ρχοντες 760. IV, 13 νϑρωποι γρμματοι 760–761. IV, 19–20 и V, 29 в связи с Мф.22:15–21 ; Рим.13:1–10 ср. 1Пет.2:13–20 и 1Тим.2:2–4 (5. б) 769–770 и приложение Июль – Август, особенно стр. 511–513. Дeяh. V, 1–11 толкование (5. г) Май 222–226 X, 34–35 толкование ср. 1Тим.4:10 ; Рим.11:26 ; Мф.7:11, 21–27 (5. д) 226–227 XIV, 11–18 Апостол Павел понимал ликаонцев и ликаонцы – Апостола Апр. 761 XV, 6 ср. 12 и др. πλϑος 765. XV, 20. 29 связь πορνεα с языческим культом. Ibid. XV-я глава Деян. – Апостольский собор стр. 770–771 (5. в) и приложение 2-е, стр. 239 Май. Термин стр. 765 Апр. Мф.1:16 Июль – Август 496 примеч. Мф.5:27–32 , – XIX, 3–15. Ефес.5:23–33 , – 1Кор.7:10–11 стр. 495. Мф.5:37, 38–39. 500 , – Мф.12:15, 505–506 , – 1Пет.2:13–14 ср. III 13 – 510–511, – 1Ин.5:19 – 489, – Рим.13:1 – 10 – 506–510, – 1Кор.15:47 – 492, – Ефес.6:12 – 489. Троицкий В.А. Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету 1755 : [Пробная лекция]//Богословский вестник 1911. Т. 2. 7/8. С. 493–526 (4-я пагин.) —493— Что было, то и есть, а что есть, то и будет. Нет ничего нового под солнцем! Что сказал еще ветхозаветный мудрец. И ученые мудрецы всех времен и народов повторяют обыкновенно истину: «история учит», или, как говорил один из наших отечественных историков, «она есть изъяснение настоящего и пример для будущего» (Карамзин), а люди простые и благочестивые добавляют при этом еще и слова Давидова псалма: «помянух дни древния и поучихся» (142 5 ). В дальнейших строках мы будем говорить о том, что было во втором веке, но это только потому, что в некотором отношении второй век может быть изъяснением века девятнадцатого и примером для века двадцатого. Что может быть наиболее интересно для представителей богословской науки во втором веке? Наиболее интересна и наиболее важна та напряженная борьба, которую вела христианская Церковь с гностицизмом; ведь в этой борьбе и зародилась богословская наука.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20) О священническом благословении а) Оно началось еще в Ветхом завете Втор. 10:8 . Отделил колено Левиино... благословят именем Его. Лев. 9:22 . Поднял Аарон руки и благословил народ. 2 Парал. 30:27. И встали священники и левиты и благословили народ. б) Прообраз благословения во имя Пресвятой Троицы Числ. 6:22–27 . Так благословляйте: да благословит тебя Господь и сохранит, да призрит на тебя Господь... и помилует, да обратит Господь Лице Свое на тебя... д) Непринимающим благословение Псал. 108:17 . Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него. Пастыри молятся и ходатайствуют за пасомых: (Иоил. 2:17) 21) О служении пастырей с покрытою головою О длинных волосах б) По примеру И. Христа и по установлению Церкви священно-служители носят длинные волосы Откр. 1:14 . Глава Его (Господа) и волосы белы, как белая волна... Деян. 22:8–11 . Я Иисус Назорей... А Назореи, как посвященные Богу, носили длинные волосы ( Числ. 6:5 ). ? 1Кор. 11:14 . Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это – бесчестие для него. – Апостол с этими словами обращается к простолюдинам, а не к пастырям, как носящим длинные волосы по примеру Самого Господа и лиц священных, посвятивших себя на служение Богу ( Числ. 6:5 ). 22) О возрождении а) Без возрождения, никто не увидит царства Божия Иоан. 3:3–5 . Если кто не родится свыше, не может увидеть царства Божия... б) Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию Ефес. 2:3–5 . Но Бог, по Своей великой любви, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом. 1Петр. 1:3 . Благословен Бог... возродивший нас. Тит. 3:5 . Не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Св. Духом. в) Возрождение человека состоит 1) в призвании из тьмы в свет: Ефес. 5:8 . Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе. 2) в духовном воскресении от смерти греховной: Колос. 2:13 . Вас, которые были мертвы во грехах, оживил Бог, простив нам все грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Хронология событий: Главы: Годы по Дионисию: Явления Иисуса Христа в течение 40 дней и вознесение Его 1:1–13 Избрание Матфея 1:14–26 Сошествие Святого Духа и обращение 3000 человек 2:1–41 Исцеление Апостолом Петром хромого и проповедь Апостола Петра 3:1–26 Первое гонение па Апостолов от синедриона, заключение, освобождение 4:1–31 Наказание Анании и Сапфиры 5:1–11 Второе гонение. Чудесное освобождение из темницы. Допрос Апостолов. Совет Гамалиила 5:17–42 Поставление 7-ми диаконов Убиение Стефана и гонение на христиан 60. 38. Гонение от Савла Проповедь диакона Филиппа в Самарии, отправление туда Апостолов Петра и Иоанна. Симон волхв 8:5–25 Обращение Филиппом евнуха 8:26–40 Обращение Савла 9:1–19 Проповедь Савла в Дамаске 9:20–22 Возвращение его из Аравии в Дамаск и удаление в Иерусалим 9:23–26 Удаление Савла в Кесарию и Тир 9:27–30 Путешествие Петра в Лидду (исцеление Енея), в Иоппию (воскрешение Тавифы) 9:31–43 39–43. Путешествие его в Кесарию и обращение Корнилия сотника 10:1–48 Возвращение его в Иерусалим, нападки на него и оправдание 11:1–18 Проповедь Варнавы и Савла в Финикии, Кипре и Антиохии Сирской 11:19–26 Пророчество Агава о голоде 11:27–28 Гонение Агриппы. Кончина Иакова Зеведеева. Заключение Петра и чудесное освобождение его 12:1–17 Путешествие Варнавы и Савла из Антиохии в Иерусалим с милостынею и возвращение 11:29–30 12:25 Первое Апостольское путешествие Павла к язычникам – в Кипр и Малую Азию и возвращение в Антиохию 12–14 гл. 45–51. Разлука Варнавы с Павлом 15:36–39 Второе Апостольское путешествие Павла к язычникам – в Сирию и Малую Азию 15:40–41 16:1–6 53–54. – из Троады в Македонию 16:8–11 Апостол Павел в Филиппах 16:12–40 – » в Солуни 17:1–9 – » в Верии 17:10–14 – » в Афинах 17:15–34 – » в Коринфе 18:1–18 Обратное путешествие в Ефес, Кесарию, Иерусалим и Антиохию 18:19–22 Третье Апостольское путешествие Павла в Ефес и Ахаию 18:19–28 Пребывание в Ефесе 3 года 19:1–40 Путешествие из Ефеса в Македонию и Ахаию 20:1–2 58–59. Обратное путешествие из Греции в Иерусалим 20:3 21:1–16 Последнее пребывание Павла в Иерусалиме, возмущение против него, умысел убить его 21:17–40 22 и 23 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Потому тех, которые подчиняются его власти, Он удерживает не силою, но их желанием» (Толк. на Иса., 45:13:6:267). Сам Иоанн Златоустый обращается к слушателям с такими словами: «Мы не повелеваем, возлюбленные, вашей вере, не деспотически приказываем вам это. Мы поставлены для поучения вас словом, а не для начальствования и самовластия над вами, наше дело советовать вам и увещавать» (Беседа на Ефес., 11:5:11:104). Чуждая духа владычествования, власть церковная все свои действия должна направлять к одной цели – к слав Божией, к созиданию Церкви и с великой внимательностью и тщательностью следить за кораблём Церкви, которому постоянно угрожают бури, не только вторгаюицяся извне, но зарождающаяся и внутри (О священств. 6:4:1:472). Но это возможно только для деятелей высокой нравственной чистоты, соответствующей свойствам вверенного им служения. Если все члены Церкви должны помнить, какой главы мы тело, почитать близость родства, бояться, чтобы не явиться недостойными Главы (Беседа на Ефес., 3:3:11:27–28), то какие же нравственные требования должны быть предъявлены к тем, кто облекается властью в Церкви? « Церковь Христова... есть тело Христово, и тот, кому оно вверено, должен содержать его в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы какая-нибудь скверна или порок, или нечто от таковых пятен не повредили ее доброты и благоления ( Еф 5:27 ). Не должен ли Он представлять это тело достойным нетленной и блаженной его Главы по мере сил человеческих? Если заботящиеся о благосостоянии ратоборцев имеют нужду и во врачах, и руководителях и строгом образе жизни, и непрестанном упражнении и множестве других предосторожностей (ибо и какая-нибудь малость, оставленная у них без внимания, разрушает и ниспровергает всё), то принявшие на себя попечение об этом теле, ведущем борьбу не с телами, но с невидимыми силами, как могут сохранить его невредимым и здравым, если не будут иметь добродетели гораздо более человеческой, и знать всякое врачество, полезное для души» (О священстве, 4:2:3:1:453)? Святой Иоанн Златоустый энергично восстаёт против недостойных епископов, видевших в епископстве только власть, и по этому злободневному тогда вопросу входит в большие подробности (см. напр., Толк. на Тит. 1:3:4:11:842–846 ; О священств. 3:15:1:437–439; Беседа на Деян., 3:4–5:9:37–41), а в своём известном произведении: «Шесть слов о священстве» начертывает идеал пастыря, изобразив важность, обязанности и искушения пастырского служения и необходимые для выполнения его умственные и нравственные качества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Власть гражданская простирается и на тех, кто не хочет ее, тогда как власть церковная должна обращать внимание на волю и свободу суждения: «там всё делается по страху и необходимости, а здесь по свободному произволению и по рассуждению». «Духовное начальство не просто есть начальство, но и отеческая, можно так сказать власть, потому что имеет и кротость отеческую и действует больше убеждениями». «Христос утвердил Церковь таким образом, чтобы она показывала свою власть не во множестве служителей и не в законах, писанных чернилами и не во внешних делах, но каким же образом? В правде, так как нет ничего подобного правде. Потому тех, которые подчиняются его власти, Он удерживает не силою, но их желанием» (Толк. на Иса., 45:13:6:267). Сам Иоанн Златоустый обращается к слушателям с такими словами: «Мы не повелеваем, возлюбленные, вашей вере, не деспотически приказываем вам это. Мы поставлены для поученния вас словом, а не для начальствования и самовластия над вами, наше дело советовать вам и увещевать» (Беседа на Ефес., 11:5:11:104). Чуждая духа владычествования, власть церковная свои действия должна направлять к одной цели – к славе Божьей, к созиданию Церкви и с великой внимательностью и тщательностью следить за кораблём Церкви, которому постоянно угрожают бури, не только вторгающиеся извне, но зарождающиеся и внутри (О священстве. 6:4:1:472). Но это возможно только для деятелей высокой нравственной чистоты, соответствующей свойствам вверенного им служения. Если все члены Церкви должны помнить, какой главы мы тело, почитать близость родства, бояться, чтобы не явиться недостойными Главы (Беседа на Ефес., 3:3:11:27–28), то какие же нравственные требования должны быть предъявлены к тем, кто облекается властью в Церкви? « Церковь Христова... есть тело Христово, и тот, кому оно вверено, должен содержать его в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы какая-нибудь скверна или порок, или нечто от таковых пятен не повредили ее доброты и благолепия ( Еф 5:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Не надобно выпустить из внимания, что общая и существенная наша служба Богу (Αειτουργα из λειτς ργον) состоит в Таинстве Евхаристии. Таково точно должно быть главное и всегдашнее наше к Богу отношение, –благодарение. Все, что только имеем, можем, надеемся иметь, все от Бога: мы только приемлем, и следственно обязаны Ему благодарностью. «Что имаши, егоже неси приял?» – говорит св.Апостол. Когда Предтече Господню сказали ученики его, что Иисус Христос учредил так же Крещение, как и Иоанн; Иоанн изъяснился: «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе» ( Ин.3:27 ). Слово свидетельствует, что по Духу Божию всякий делает только то, что приемлет свыше. «Бог есть действуяй в вас, и еже хотети и еже деяти о благоволении», говорит слово Апостольское ( Филип.2:13 ). Самые лишения бывают у нас не иначе, как по пресвятой воле Божией; а потому и за них благодарить должно, как за положительные дарования Божии. Святые Апостолы, начиная почти всякое послание свое или изъяснением своим или внушением нам благодарения Богу ( Иак.1:2 , Пет.1:1, 3. 2:1, 2. 3 Рим.1:8 , Кор.1:1, 4. 2:1, 3. Гал.1:5 . Ефес.1:3 . Фил.1:3 . Кол.1:3 . Сол.1:1, 2. 2:1, 3, Тим.2:1, 3. Филип.1:4 ), – благодарение ставили как бы исключительной обязанностью Христианской. «Благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу», пишет св.Павел к Христианам ( Ефес.5:20 ). «О всем благодарите», напоминает он: «сия бо есть воля Бжия о Христе Иисусе в вас» (Сол.1:5:18). Благодарим Бога Отца (к Его лицу обращены молитвы Литургии), благодарим Бога Отца «о имени Господа нашего Иисуса Христа»; по тому что наша служба творится, по заповеди, в воспоминание Его, в воспоминание того, т.е., как что творил Сам Он во спасение наше, особенно за Тайной Вечерей. Без спасительной Его жертвы мы все мертвы пред Богом, и не можем иметь общения с Пресвятым. Благодарение наше, все наши молитвы, все подвиги Богоугождения без Его ходатайства пред Отцем были бы и неприятны Богу и для нас невозможны. Он, Спаситель наш, «неприступное имать священство», говорит Апостол: «темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них» ( Евр.7:24. 25 ). 5. Приобщение

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

7) Под крещением нельзя разуметь научение веры: «одно крещение» Ефес. 4:5 , научать-же вере и житию можно много раз: Иак. 5:19–20 . XXVII. О таинстве св. Миропомазания «Без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:5 ). 1) Господь сказал это потому, что испорченная прародительским грехом природа человека всегда влечет его ко злу, почему без благодати Св. Духа человек бессилен и не может не только спасти себя, но и усовершенствоваться в добре. Как рыба без воды, а животное без воздуха и пищи жить не могут, так и человек без помощи даров Св. Духа не может ничего сделать доброго ни для себя, ни для ближнего своего. 2) Таинство Миропомазания, совершаемое после св. Крещения освященным от епископов миром, подает человеку благодать Св. Духа для укрепления и возрастания его духовных сил, с помощью которых он достиг бы вечной жизни. Миропомазание совершается для того, чтобы, получив прощение грехов в крещении, человек еще принял «залог Духа в сердце свое»: 2Кор. 1:21–22 , чтобы, подкрепляемый в борьбе со злом и водимый в своей жизни Духом Святым, он достиг возможной святости, а чрез это – и вечного спасения. 3) Первоначально сами св. Апостолы низводили на крещаемых благодать Св. Духа чрез возложение рук: Деян. 8:14–17;19:6 , но когда число уверовавших увеличилось настолько, что св. Апостолы уже не могли сами лично возлагать руки на многочисленных крещающихся, они заменили возложение рук миропомазанием: 1Иоан. 2:26–27 ; 2Кор. 1:21–22 , поручив совершать его епископам и пресвитерам Церкви, которые и совершают его над всеми крещенными от времен апостольских до ныне и будут совершать до скончания мира. 4) Прообраз миропомазания был в Ветх. Завете: Исх. 30:22–32 ; 1Цар. 9:16 , а в Новом Завете обетование о сем таинстве дано Самим Господом: Иоан. 7:38–39 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания является для верующего залогом искупления его: Ефес. 1:13–14;4:30 ; и воскресения: Рим. 8:1123 . 5) Между крещением и возложением рук, или, что тоже, миропомазанием полное различие, удостоверенное свящ. Писанием; так, напр. «Когда (Самаряне) поверили Филиппу, благовесть о Царствии Божием и о имени И. Христа, то крестились и мужчины и женщины... Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них: Деян. 8:12–18 . Познал различие между крещением и возложением рук или миропомазанием даже Симон волхв: Деян. 8:13 , ср. 18–19. В Послании к Евреям 6:1–6 , апост. Павел ясно различает крещение от возложения рук, как отличает, напр., воскресение мертвых от вечного суда. Как в крещении человек духовно просвещается, так по возложении рук делается причастником Духа Святого: Деян. 8:12–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Гл. 8, ст. 26–27, «Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными – Он ходатайствует за святых, по воле Божией. На этих словах еретики думают основаться, отвергая ходатайство о нас святых угодников Божиих и всякое человеческое посредство в деле нашего спасения, равно как и нужду в церковных обрядах и священных действиях. Они рассуждают так: если за нас ходатайствует Сам Дух, то к чему ходатайство человеческое? если Он, почивая в нас, Сам молится о нас неизреченными воздыханиями, то к чему служат молитвословия, которым научает нас Православная Церковь , священные обряды, которыми она стремится произвести в нас молитвенное настроение? Не являются ли отношения верующей души к Богу столь близкими, что для них от человека ничего не требуется, кроме веры, так как все прочее устрояется внутренним, невидимым и неизреченным действием Духа. Божия? Но, ответим мы, такая близость к Богу, такое исполнение (или наполнение) Духом ( Ефес. 5:18 ) бывает только у святых, как и сказано у апостола: «ходатайствует за святых». Всякий должен к сему стремиться, но не всякий в равной мере этого достигает. Апостол научает нас, что пребывание в нас Духа Божия неразрывно соединено бывает с жизнью по духу, а не по плоти (9); а мы точно ли живем по духу? Он говорить: «Духа не угашайте» ( 1Сол. 5:19 ), «не оскорбляйте Духа» ( Ефес. 4:30 ), «исполняйтесь Духом» (5, 18); значит есть между христианами и угашающие Духа, и не исполненные Им. Такие уже не могут утверждать, что Дух ходатайствует за них, и они якобы ощущают в себе Его воздыхания. Им-то (а таких наибольшая часть) и становится особенно нужным и предстательство святых, и воспитательные действия Церкви – научение, общественная молитва , священные обряды; все это имеет ту цель, чтобы уготовить в них обитель Св. Духа. Гл, 10, ст. 13. См. примеч. к Деян. гл. 2, ст. 21. Гл. 11, ст. 5–8. «Если по благодати, то не по делам». По поводу гл. 4, ст. 5 мы уже разъяснили, что апостол, говоря об оправдании верою без дел, разумел то оправдание, которое подается в крещении, а не то, которое будет подаваться на суде Христовом и будет окончательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010