21. Итак, человек, заслуживающий, по моему мнению, удивления не столько по своему внешнему виду, сколько по внутреннему настроению, должен иметь (пред прочими существами) преимущество и превосходство, но так, чтобы находить свою похвалу в том же, в чем, по суду пророческому, похваляется и Бог, как написано: «страшен в советех паче сынов человеческих» (Пс. 65:5); (дела человека должны блистать пред лицом Бога, Который беспрестанно прилагает одни добрые дела к другим. Посему и похвала человека — не в начале, а в конце, ибо никто «не увенчавается, если не будет законно подвизаться» (2 Тим. 2:5). Поэтому и премудрый говорит тебе: «прежде смерти» не хвали какого бы то ни было человека. А в каком смысле сказано это, он объяснил выше, сказав: так как «при кончине человека обнажаются дела его» (Сир. 11:27—28).    22. Рассмотрим третье (место), в котором Бог открыл свою мысль. Сотворив человека и поместив его в рай, чтобы он возделывал и охранял его, Он сказал, что недобро быть человеку одному. «Сотворим, — говорит, — ему помощника по нему» (Быт. 2:18). Итак, человек без жены не заслуживает похвалы, он прославляется ввиду жены. И, действительно, когда Бог говорит, что недобро быть человеку одному, Он тем самым, конечно, утверждает, что род человеческий есть благо в том случае, если к мужескому полу присоединить пол женский.    23. При этом следует обратить внимание и на то, что мужчина создан из земли и брения, а жена взята от мужа. Конечно, и плоть — брение, но то (брение) еще не получившее образа, а эта (плоть) — брение, уже получившее образ.    24. Теперь приведем тот прекрасный апостольский пример, который имеется в Писании: «сего ради оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во церковь» (Ефес. 5:31—32). Итак, мы видим, что чрез жену исполнилось небесное таинство Церкви, она прообразовала ту благодать, ради коей пришел (на землю) Христос и исполнил предвечное дело человеческого искупления. Вот почему и Адам назвал жену свою именем: «жизнь»; ибо как у народов чрез жену поддерживается непрерывное преемство человеческого рода, так и чрез Церковь созидается вечная жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А в Евангелии от Иоанна – Никодиму: «аще кто не родится свыше не может видети царствия Божия», подобно как: «аще кто не родится водою и Духом» ( Иоан.3:3–5 ). Но о всем этом определение одно: явно, что опасность, для всех одинакова, хотя бы опущено было что-либо одно. Ибо если Господь говорит: «йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут» ( Матф.5:18 ): то не более ли от Евангелия? Сам Господь сказал: «небо и земля прейдет, словеса же Моя не прейдут» (Мк.13:31). Поэтому и Иаков сказал: «иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» ( Иак.2:10 ). А сказать это он научен тем, чем Господь, после блаженств и обетовании, пригрозил Петру: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною» ( Иоан. 13:8 ). И Павел, глаголавший о Христе ( Рим.9:1 ), свидетельствует, за что особенно кто-либо не удостаивается царствия небесного и подпадает осуждению и смерти, говоря инде определенно, «яко таковая творящий достойни смерти суть» ( Рим.1:32 ), а инде: «неправедницы царствия Божия не наследят» ( 1Кор.6:9 ). И Господь сказал: «никтоже возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии» ( Лук.9:62 ). Из сего и подобного сему мы научаемся, что всякий должен совершенно и законно исполнять то, за что возвещается обетование царствия небесного, и без чего оно недостижимо, и, исполнив, должен таким образом надеяться быть достойным обетования. Ибо подвиг благоугождения пред Богом должен быть не только чужд всякого порока, но и не постыден, и не укоризнен, по всем глаголам Божиим, как и Павел, после созерцания великой и неизреченной любви к нам Бога и Самого Христа, присоединяет: «ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение беспорочно будет, но во всем представляюще себе, якоже Божии слуги» ( 2Кор.6:3 ). Еще написано: «да представит ю Себе славну церковь не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Ефес.5:27 ). Подобного много найдет внимательный. Так еще Павел учит: »благодарим Бога, яко бесте раби греху, послушаете же от сердца, в онъже и предастеся образ учения» ( Рим.6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Ст. 3. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, ст. 4. Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона, и очистит кров Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. Здесь заключаются две главные мысли: а) Бог Духом суда очистит Свою Церковь от нечистоты и крови (ст. 4); б) оставшиеся от истребления, ради веры в Мессию избранные для вечной жизни, сделаются и станут называться святыми (ст. 3). Под нечистотой разумеются грехи – идолопоклонство, суеверие, гордость, роскошь, упование на ложную праведность свою и т. п. Под кровью разумеются тяжкие (кровавые) пороки: коварство, вероломство, хищение, угнетение бедных и сирот, особенно человекоубийство. Под Духом суда и очищения разумеется Дух Божий, Который будет совершать Свой суд в Церкви чрез благочестивых служителей ее, – отличать добрых от злых, святых от нечестивых, духовных от плотских, лицемеров, нераскаянных грешников отлучать от Церкви ( 1Кор.5:4, 5 . Ин.16:10, 11 ), таким образом будет очищать Свою Церковь от всякой греховной нечистоты ( Ефес.5:27 ). Но очищении Церкви от нечестивых, от всех нераскаянных грешников, оставшиеся в Христовой Церкви будут называться святыми. Святость и духовность будет особенным, отличительным характером Христовой Церкви ( Фил.3:3 , Гал.5:25; 6:1 ). Следствием этой святости будет написание к жизни. Быть написанным для жизни, или в книге жизни разумеется, вечной ( Фил.4:3 . Ис.68:29 ), или по выражению Спасителя, иметь свое имя написанным на небесах ( Лук 10:20 ), значит, по изволению благодати ( Рим.8:28 , Апок.13:8 ), быть назначенным для жизни вечной ( Дан.13, 48 ), вступить в гражданство небесного Иерусалима для наслаждения вечным блаженством в общении с Богом. Книга Божия есть определение Бога, которое Он составил в предвечном совете касательно назначения избранных для вечной жизни и которое хранится в уме Божием, как в книге. Итак, мысль Пророка короче можно выразить так: после того, как от Церкви Христовой по суду Божию, чрез верных служителей ее, будут отлучены все оскверненные грехами и нераскаивающиеся, – в ней останутся только святые, и они будут назначены и приведены к вечной, блаженной жизни в небесном Иерусалиме. в) Внешнее состояние верующих в Мессию, в котором они будут пользоваться преимуществом особенного покровительства и попечения Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Эту особенность речи преимущественно у великаго Павла можно видеть употребляемою безразлично (См. Рим. 5, 5-8; 8, 2-3; 8, 9-12; 16, 24; 1 Кор. 16, 23; 2 Кор. 13, 13; Гал. 6, 18; Ефес. 6, 24 и др.). Так, исполнен и наш долг в отношении к Стефану, — если судить по величию (предмета) — недостаточно; а если по способности проповедника — довольно для него, за что Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.     Источник : Святаго Астерия Амасийскаго, Похвальное слово в день святаго первомученика Стефана (27-го Декабря)./[Перевод с греческаго и примечания М. Д. Муретова.]//Журнал «Бorocлobckiй Вестникъ», издаваемый Московскою Духовною Академиею. — Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой. — 1894. — Том I. — Январь. — С. 1-14. Похвальное слово в день святого мученика Фоки (22-го Сентября). [Прекрасна и полезна для ревнителей нравственности память святых, ибо не словом только наставляет она стремящихся к добродетели и благочестию, но и в качестве удобопонятных учителей предлагает дела праведно живших. Посему и Господь наш, давая наставления высоким подвигам, говорит: «кто сотворит и научит, тот великим наречется " , – и в другом месте: „да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели добрые дела и прославили Отца вашего Небесного " (Матф. 5, 19. 16). Ведь словесное наставление есть учитель низший и слабейший, чем практическая деятельность, – и насколько зрение мы считаем более точным (чувством) сравнительно со слухом, настолько дело признается превосходящим слово. Так узнаем мы науки, так научаемся искусствам, сначала наставляемые словом, а потом рукою и опытом осиливая трудности. И геометр, много поработав над книгою и выслушав объяснения учителя, значение разнообразных фигур не усвоит иначе, если не изучит точек, линий и кругов на доске. Точно также и имеющего любовь к астрономии одно только слово не научить излюбленному предмету, если учитель, умело поворачивая пред ним глобус, не представить пред глазами движение неба. Равно и врач, много потрудившись над Гиппократом и другими наставниками, есть неумелый целитель, прежде чем, сходив ко многим недужным, от самих болящих не научится лечить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

10) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о недостойных пастырях: Мф. 23:2;4;6:11–12;14:38–39 ; Иоан. 9:31 ; Филип. 1:1819 ; 2Тим. 1:6 ; 1Цар. 10:1–10;16:1–14 ; Ис. 28:7–8 ; Иерем. 6:13;10:21;12:10;50:6; Иезек. 22:26. XXV. О таинствах вообще 1) В таинствах чрез видимые действия подается действит. невидимая благодать. 2) В Слове Божием о семи таинствах более или менее ясно говорится: а) О крещении – «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»: Иоан. 3:5 . б) О миропомазании – «тогда возложили руки на них, и они прииняли Духа Святаго»: Деян. 8:17 . «Вы имеете помазание от Духа Святаго»: 1Иоан. 2:20–27 ; ср. 2Кор. 1:21–22 . в) О причащении: «И возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое»: 1Кор. 11:24–25 ; Мф. 26:26–28 . г) О покаянии – «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»: Иоан. 20:23 . д) О священстве: «дунул и говорит им: приимите Духа Святаго»: Иоан. 20:22 ; «не неради о пребывающем в тебе даровании... с возложением рук священства»: 1Тим. 4:14 . е) О браке – «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут одною плотию», «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»: Мф. 19:56 ; ср. Ефес. 5:25 . ж) О елеосвящении – «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви... помазав его елеем во имя Господне»: Иак. 5:14 . 3) Помимо свящ. Писания, важнейшее свидетельство о семи таинствах можно видеть в согласии всех древних христианских Церквей; не только в Церкви православной греко-римской и друг., но и в различных отделившихся от православия церквах: западной римской, армянской, коптской, несторианской и друг. признавалось семь таинств. 4) Установление семи таинств, а не большего или меньшего числа их, есть дело Божие. Восточные отцы о сем говорят: «Таинства не суть знаки только обетований Божиих, а суть орудия, которые действуют благодатью на приступающих к оным». (Посл. вост. патр. о прав. вере, гл. 15). 5) О действиях благодати Божией в таинствах должно сказать, что здесь подается Божеств. благодать не по одной вере принимающего таинства и не по благочестию совершающего их, но чрез самые таинства, чрез сообщенную таинствам навсегда от Бога силу. Св. Григорий Богослов говорит: как печать, независимо от того, из золота она или из железа, отпечатлевает одно и тоже изображение на воске, так и в таинствах получается одна и та же благодать, независимо от достоинства совершающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

17. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 10:2-3. М., 1997. С.100-105 (PG3. 273А-С). 18. Ясный и недвусмысленный критерий для богословских споров при несовпадении взглядов святых отцов - старшинство богословия. 19. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.6(20). С.123-128 (PG94. 880). 20. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.7(21). C.128(PG94. 881A). 21. Быт.1:3. 22. Преп. Никита Стифат. О Душе. 11. 23. Гал.5:17. 24. καθ ορμην κνησις - движение по устремлению - св. Иоанн Дамаскин в " Точном изложении " дает следующее описание: " Движению же соответственно побуждению принадлежит способность переходить с места на место, также способность к приведению в движение всего тела, способность к издаванию звука и способность дышать; ибо от нас зависит делать это или не делать " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155), такая способность произвольно перемещать свое тело в пространстве, согласно представлениям древних, один из признаков, по которым животные отличаются от растений, в другой работе " О свойствах двух природ во едином Христе " он уточняет: " а движение по устремлению есть движение всего тела... и это устремление самовластно - ибо он мыслит, расчитывает и судит, стремясь свободною волею " (Творения преподобного Иоанна Дамаскина... С.96). 25. η πλνη - блуждание, уклонение, заблуждение; это и общеупотребительный термин для " прелести " . 26. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11 (25). С. 148(PG94.921A). 27. η πλεονεξα - " жадность, корыстолюбие " и " обман, надувательство " . В русском переводе Нового Завета передается как лихоимство (Мк.7:22), любостяжание (Лк.12:15), корыстолюбие (Рим.1:29), ненасытимость (Ефес.4:19), корысть (1Фес.2:5) и т.д. Данный термин имеет также смысл насильственных, несправедливых действий по отношению к ближнему, угнетению его. 28. Преп. Никита Стифат. О Душе. 31. 29. η διθεσις - слово διθεσις ( " расположение, состояние, положение, устройство " ) в античной литературе употреблялось сравнительно редко, будучи преимущественно медицинским термином, обозначавшим некое устойчивое состояние тела или души человека (состояние как здоровья, так и болезни). Это употребление слова в античной медицине оказало определенное влияние и на терминологию древнехристианских писателей. Так, Ориген говорит, что Создатель Бог знает состояние каждого человека, а поэтому Он может со знанием дела назначать способы лечения: какие из лекарств и когда давать каждому. Однако уже в данном случае наблюдается у Оригена " религиозная трансформация " указанного понятия, которая в других сочинениях александрийского учителя приобретает сугубо религиозный смысл (Творения древних отцов-подвижников... С.250).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

17. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 10:2-3. М., 1997. С.100-105 (PG3. 273А-С). 18. Ясный и недвусмысленный критерий для богословских споров при несовпадении взглядов святых отцов - старшинство богословия. 19. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.6(20). С.123-128 (PG94. 880). 20. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.7(21). C.128(PG94. 881A). 21. Быт.1:3. 22. Преп. Никита Стифат. О Душе. 11. 23. Гал.5:17. 24. ο - движение по устремлению - св. Иоанн Дамаскин в " Точном изложении " дает следующее описание: " Движению же соответственно побуждению принадлежит способность переходить с места на место, также способность к приведению в движение всего тела, способность к издаванию звука и способность дышать; ибо от нас зависит делать это или не делать " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155), такая способность произвольно перемещать свое тело в пространстве, согласно представлениям древних, один из признаков, по которым животные отличаются от растений, в другой работе " О свойствах двух природ во едином Христе " он уточняет: " а движение по устремлению есть движение всего тела... и это устремление самовластно - ибо он мыслит, расчитывает и судит, стремясь свободною волею " (Творения преподобного Иоанна Дамаскина... С.96). 25. - блуждание, уклонение, заблуждение; это и общеупотребительный термин для " прелести " . 26. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11 (25). С. 148(PG94.921A). 27. εοε - " жадность, корыстолюбие " и " обман, надувательство " . В русском переводе Нового Завета передается как лихоимство (Мк.7:22), любостяжание (Лк.12:15), корыстолюбие (Рим.1:29), ненасытимость (Ефес.4:19), корысть (1Фес.2:5) и т.д. Данный термин имеет также смысл насильственных, несправедливых действий по отношению к ближнему, угнетению его. 28. Преп. Никита Стифат. О Душе. 31. 29. ε - слово ε ( " расположение, состояние, положение, устройство " ) в античной литературе употреблялось сравнительно редко, будучи преимущественно медицинским термином, обозначавшим некое устойчивое состояние тела или души человека (состояние как здоровья, так и болезни). Это употребление слова в античной медицине оказало определенное влияние и на терминологию древнехристианских писателей. Так, Ориген говорит, что Создатель Бог знает состояние каждого человека, а поэтому Он может со знанием дела назначать способы лечения: какие из лекарств и когда давать каждому. Однако уже в данном случае наблюдается у Оригена " религиозная трансформация " указанного понятия, которая в других сочинениях александрийского учителя приобретает сугубо религиозный смысл (Творения древних отцов-подвижников... С.250).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

183. И если среди прочих деталей скинии обратить взор на кожу, окрашенную в красный цвет, и шерстяные покрывала, то не прервется цепь нашего духовного рассуждения. Ведь глаз пророка, узрев Божественные вещи, заметит здесь предопределенное спасительное страдание, сокрытое в каждом из названных символов: красный цвет означает кровь, а шерсть – умерщвление. Шерсть лишена чувствительности, потому это – точный образ смерти. Земная скиния 184. И всякий раз, когда пророк взирает на вышнюю скинию, он видит в ее символах именно эту реальность. Но давайте теперь духовно рассмотрим и земную скинию. Павел много раз называет Церковь – Христом ( 1Кор. 12:12 ; Ефес. 1:23 ), поэтому служителей Божественного таинства, которых Писание называет столпами Церкви ( Гал. 2:9 ), разумно будет счесть апостолами, учителями и пророками. Ведь не только Петр, Иоанн и Иаков – столпы Церкви, и не только Иоанн Креститель есть «светильник горящий» ( Ин.5:35 ), но все, кто поддерживают собой Церковь и, благодаря своим делам, стали «светилами» ( Флп.2:15 ), называются столпами и светильниками. «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ), – говорит Господь апостолам. И Божественный апостол, обращаясь к другим людям, повелевает им быть столпами, говоря: «Будьте тверды, непоколебимы» ( 1Кор.15:58 ). Он же воздвиг добрую опору в Тимофее, сделав из него, как он сам говорит «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). 185. В этой скинии мы видим непрестанно совершаемые и утром, и вечером «жертву хвалы» ( Евр.13:15 ) и воскурение молитвы. Эти образы разъясняет великий Давид, когда говорит, что воссылает к Богу благоуханный фимиам молитвы и воздеянием рук совершает жертвоприношение ( Пс.140:2 ). А если кто услышит о купелях омовения, то без труда узнает в них тех, кто водой таинства смывают скверну грехов. Купелью был Иоанн, который омывал людей в Иордане, крестя в покаяние. Купелью был Петр, который привел к воде крещения сразу три тысячи человек ( Деян.2:41 ). Купелью был для вельможи царицы Кандакии Филипп ( Деян.8:27 ) – да и все, кто приняли благодать крещения, стали для причастившихся этому Дару купелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

325 В «Маргарите» сл. 5, л. 519. Маргаритом называется собрание избранных слов св. Златоуста, в конце коих помещено и его житие. Маргарит в первый раз напечатан в Остроге в 1596 г. Затем в Москве, при п. Иосифе в 1641 г. (См. у Каратаева, Хронол. Роспись слав. книг, С.–Петерб. 1861 г.) 333 Игнат. Богон. посл. к Траллианам. Снес. св. Киприана посл. 27 и к Флоренциан. св. Злат, в Маргар. житие, л. 154 обор. Симеон Солунск. кн. 1, гл. 156 и кн. 2, число 30. 341 Книга о вере, д. 19 снес. л. 25. Книга о вере составляет сборник разных статей, подобно «Книге Кириловой», издана при п. Иосифе, в 1648 году. Обширная статья об этой книге в Черниг. епарх. ведом. за 1869 год. 343 См. о сем. в «Пом. Ответах», Беседу с Зыковым в «Сар. еварх. вед.» 1882 г. 1 и 2. Теорию Швецова о безнародной церкви в наших публичных чтениях о поповстве. Казань 1882 г. Отчет о беседах в Казани, в Прав. Собес. 1872 г. ч. III. 346 Бес. на 14 посл. на посл. к Ефес. прав. 10-е стр. 1681. Приводится и в «беседах о священстве», изд. Львовское, 1614 г. стр. 358. 351 Л. 81 обор. Книга, под названием «Златоуст» представляет собрание поучений разных проповедников. 352 Из песни «Покаяния отверзи ми двери» по старой редакции. См. собр. сочин. арх. Павла, ч.1, стр. 531. 354 Бес. на 14 посл. ап. Павла, 1 Коринф, нрав. 17, стр. 598. Беседы на 14 посланий изданы в первый раз в Киеве, в 1623 г. Захариею Копыстенским, который и в великой России считался «ревнителем и поборником по благочестию» (см. Кн. о вере, л. 5). Новый перевод сделан при Петерб. дух. академии. 355 И беспоповцы не осмеливаются прямо отвергать такое значение обетований. Чтобы обойти их, они, как в своем месте увидим, поступают несколько иначе. Только раз, на устной беседе защитник беспоповства дерзнул сказать: «пусть и обещался Христос соблюсти церковь неодоленну: мало ли что обещают, да не все в исполнение приходит. И француз обещался победить Пруссию, а вместо того сам в плен попался» (Собр. соч. арх. Павла, ч. 2, стр. 425). 358 Кн. Кир. л. 77. «Кириллова книга» представляет, подобно «Книге о вере», сборник статей преимущественно полемического содержания против латин, лютеран и армян. Название свое она получила от первой статьи, представляющей толкование 15 огласительного слова св. Кирилла иерусалимского , – составленное Стефаном Зизанием, братом Лаврентия, написавшего «Больш. катехизис». Издан этот сборник в Москве протопопом Роговым при п. Иосифе в 1644 году. Затем, он был не раз перепечатываем в 18 в. в старообрядческих типографиях. Обширная статья о «Кир. кн.» Лилова в Прав. Собес, за 1857 г. и отд. брошюрой. Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

33, 20–21), — и прибавляет: прервашася ужа твоя, яко… щогла твоя преклонися, не распустит ветрил , (и) не воздвигнет знамения, дондеже предастся на пленение (in perditionem — на погибель) (Ис. 33, 23). Короче показывает двучастность тела Христова в словах: черна есмь аз и добра (Песн. 1, 4). Ибо да не будет, чтобы Церковь, которая не имеет скверны или порока (Ефес. 5, 27), которую Господь очистил Своею кровию, была черна в какой либо части, кроме левой, изъ-за коей «имя Божие хулится среди народовъ», в остальном же она вся добра, как и сказано: вся добра еси, ближняя моя и порока несть в тебе (Песн. 4, 7). Притом, и объясняет, почему черна и добра, в словах: якоже селения кидарска , якоже завесы Соломони (Песн. 1, 4). На два шатра указывает: царский и рабский. Но тот и другой — семя Авраамово, ибо Кидар — сын Измаила. Наконец, в другом месте Церковь в таких словах изливает свою скорбь о продолжительном пребывании в среде этого Кидара, т. е. раба из семени Авраамова. Увы мне, яко пришельствие мое продолжися: вселихся с селении кидарскими (cum tabernaculis Cedar). Много пришельствова душа моя. С ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху мя туне (Псал. 119, 5–7). Но не могу сказать, что шатер Кидара — вне Церкви. Ибо сам говорит; шатер Кидара и Соломона, потому-то и сказал: черна аз есмь и добра, ибо не в тех черна Церковь, кто вне ея. Вот где тайна того, что Господь в Апокалипсисе то называет семь ангелов, то есть седмиобразную церковь (Ecclesiam septiformem), святыми и хранителями заповедей, то изобличает их же — и как повинных во многих преступлениях, и как достойных покаяния. И в Евангелии одно тело приставников обличает в различии заслуг (diversi meriti manifestat), говоря: Блажен раб той, егоже пришед господин его обрящет тако творяща (Матф. 24, 46; ср. Лук. 12, 43). И, о том же: Аще ли же злый раб той… растешет его полма (Матф. 24, 48. 51. Лук. 22, 45–46). Скажу: ужели всякаго разделит или разсечет? Наконец, не всего, но часть его с неверными положит (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010