е) Говоря о поведении священника, апостол замечает, что ему нужно иметь доброе свидетельство от внешних ( 1Тим.3:7 ), т.е. заботиться о постоянном поддержании своей чести и доброго имени во мнении своего прихода. В этих видах, церковные правила внушают священнику остерегаться всего, что может ронять его пастырское достоинство (см. толкование апостол. прав. 6, 8 и 83). Между прочим, запрещается вдовым и неженатым клирикам держать в своем доме женщин, могущих возбуждать в других подозрение и нарекание на духовный сан (дозволяется лишь иметь при себе: жену, мать, сестру, тетку или тех, которые чужды всякого подозрения (1 вселенск. 3; ср. VI всел. 5; Вас. Вел. 88) 4 . Желая, чтобы вся жизнь священника была одною добродетелью и образцом для пасомых ( 1Тим.4:12 ), апостол Павел требует особенных забот пастыря о его семье и детях: кто не умеет, говорит он, управлять собственным домом, тот не будет пещись о Церкви Божией ( 1Тим.3:5 ). Уменье же управлять своим домом выражается, прежде всего, в установлении правильных отношений между членами семьи, в развитии в них религиозно-церковного направления и в господстве между ними истинной христианской любви и мира. Предметом особенной заботливости священника и его жены должно быть воспитание их детей в духе Православия, истинного благочестия и послушания ( 1Тим.3:4 ). Любовь к храму Божию и чтению слова Божия, скромность, честность, целомудренность и почтительность к старшим должны составлять отличительные свойства детей православного священника. По определению IV всел. собора (прав. 14), дети клириков не иначе могут вступать в брак с лицом иноверным, как только под условием принятия им Православия, а собор карфагенский (пр. 18) запрещает им не только принимать участие в представлении «мирских позорищ, но и зрети оныя». Все служение священника должно быть проникнуто духом кротости, смирения и любви, в подражание Божественному Пастыреначальнику, Который трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит ( Мф.12:20 ) и, будучи злословим, не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал Судии Праведному ( 1Пет.2:23 ). Отсутствие самообладания, грубое проявление страстности – особенно же буйство, самоуправство и бесчинство, равно как и разнузданность в слове одинаково позорят сан священника, а в известных случаях подвергают последнего и судебной ответственности (ап. пр. 27 и толк. его). Поэтому, тон всех вообще житейских отношений священника должен вполне отвечать высокому достоинству пастырского служения. В частности, внешние отношения его к жене и детям должны быть строго-нравственные и запечатлены духом истинно-христианской кротости и любви. Если кому, то особенно священнику следует всегда и твердо помнить, что христианский брак представляет собою образ таинственного союза Христа с Церковью ( Ефес.5:32 ) и что отцы, по апостолу, должны не раздражать чад своих, но воспитывать их в учении и наставлении Господнем ( Ефес.6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Оно изображает Церковь Христову воинствующую, а Святое Святых знаменует Церковь торжествующую, небесный храм славы Христовой. Как в Святое Святых можно было войти не иначе, как чрез Святилище: так и в царство славы не иначе возможен переход, как чрез царство благодати. Таинственное отношение Святилища к воинствующей Церкви видно из самого сходства их по имени: ибо Церковь Христова называется святою ( 1Кор. 3:17 , Ефес. 5:27 , 1Петр. 2:5 ), так впрочем, что святость ее не равняется святости Церкви небесной, как и самое Святилище ниже, чем Святое Святых. Вход во Святилище загражден завесою: вступление в царство благодати возможно только чрез Христа, Который есть завеса, вводящая во Святое: имуще дерзновение братие входити во святая кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, его же обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею. ( Евр. 10:19, 20 ) Во Святилище входили одни священники, помазанные на служение и омовенные: членом Церкви может быть только помазанный духом благодати Христовой, омовенный водою Крещения и имеющий чрез сие право – называться именем священным. ( 1Петр. 2:5 , Апок. 4:10 ) Во Святилище выну вхождаху священницы службы совершающе: ( Евр. 9:6 ) в Церкви Христовой верующими всегда славословится имя Иисуса Христа, всегда отправляется и будет продолжаться служение Ему духом и истиною, молитвою и песнопением, приношением таинственной жертвы, таинствами, словом Евангелия и всеми к религии относящимися действиями пастырей Церкви и самих верующих. Принадлежностями Святилища были: трапеза с хлебами предложения, седмисвещник и алтарь кадильный; повсюду здесь изображен Христос, хлеб животный, свет миру, и воня благоухания духовнаго ( Ефес. 5:2 ) 338 . Σμβολα τ σκνν εν κκλ διαλμπουσι, говорит Св. Григорий Нисский . Всяческая и во всех Христос! И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать. Трапеза с хлебами предложения. Господь Иисус Христос есть трапеза, к которой должны приступать ищущие насыщения духовного, требующие пищи, вводящей в жизнь вечную ( 1Кор. 10:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Заключая настоящее сообщение, смею надеяться, что Хлудовский сборник обратит на себя внимание Общества Любителей Древней Письменности в двух отношениях: во-первых, как единственный лицевой список Хождения Даниила Паломника и во-вторых, как любопытный образец иллюстрации повести об Александре Македонском, важный для истории русской живописи и для истории нашего древнего быта. Приложение I. Оглавление лицевых изображений хлудовского сборника 249 1. Осень (л. 1). 2. Зима (л. 1 об.). 3. Весна (л. 2). 4. Лето (л. 2 об.). 5. Град Ефес, в нем же гроб Иоанна Богослова и седмь отрок пещера. Град Ефес (л. 10 об.). 6. Церковь Воскресение Господа Бога и Спаса нашего непокрытый верх и столп Давидов (л. 13 об.). 7. Церковь Святая Святых (л. 20 об.). 8. Вифания град (л. 22 об.). 9. Святый камень, Елеонская гора (л. 24). 10. Гора Сионская (л. 32). 11. Святый град Вифлеом, в нем же церковь Рождество Христово (л. 33). 12. Святый дуб Мамврийский (л 37). 13. Стоит жена Лотова столпом каменным (л. 41). 14. Град Тивериада (л. 49 об.). 15. Гора Фаворьская, на ней же церковь Преображение Господне (л. 51 об.). 16. Град Назареф (л. 54). 17. Святая гора Афонская (л. 65). 18. Сей старец молится Богу дабы ему показал Бог зверем исход души преподобного и грешного (л. 66 об.). 19. Исход души преподобного (л. 67). 20. Исход души грешного (л. 67). 21. Рождение великого царя Александра (л. 62). 22. Нектанав волхв прииде ко царицы Алемпиаде в видении бога своего Аммона (л. 62 об.). 23. Приведши девица Нектанава волхва ко Алемпиаде царице (л. 75 об ). 24. Филиппу царю явися бог Аммон во сне во образе льва с рогом златым, Александрову руку нося (л. 77 об.). 25. Филипп во град Македонию прииде и срете его Александр, бе отрок и целова его (л. 78 об.). 26. Царь Филип дает Александра сына своего великому Аристотелю учити мировым письменем (л. 79). 27. Царица Алимпиада Александра сына своего дает Нектанаву на учение грамоте (л. 80). 28. Александр Нектанава волхва рину з горы з Геонского камени, близь царского судища (л. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неразрывно с Главою Церкви связано и все тело Церкви Христовой, живущее одною жизнию с своею Главою ( Ефес. 4:16 ); следственно, в Скинии должно видеть и будущую Церковь Господа. Скиния была домом Иеговы, в котором обитал Он среди Своего народа: Церковь Христова есть дом Божий ( 1Тим. 3:15 , 1Петр. 2:5 , 1Кор. 3:16 ), в котором Господь обещался пребывать до скончания века ( Мф. 28:20 , 2Кор. 6:16 ). Скиния состояла из различных частей, неодинаковых, по достоинству, впрочем, крепко связанных между собою посредством колец и вервей: Церковь Христова состоит из людей всякаго пола, возраста, состояния и племени, из людей различествующих между собою дарами благодати и обязанностями служения так же, как различны части в теле и их отправления; но всецелый состав Церкви так крепко связан духом веры и любви, так твердо устроен на краеугольном камени – Христе, что и врата адовы не одолеют ей, и не расторгнут сего единения 330 . ( Рим. 12:3–9 , Eфec. 4:7, 11, I Кор. 12 глав., 2Тим. 2:20 ). Каждый член Церкви приносит для созидания ее, что имеет, по мере благодати, ему данной ( Рим. 16:1, 3, 6 , 1Кор. 12:4 ): так было и при устроении Скинии 331 . Скиния снаружи не блистала убранством, но все украшения были внутри ее: Церковь Христова во внутреннем своем составе исполнена славы и велелепия ( Псал. 44:14 , Ефес. 5:27 ), a отвне является уничиженною ( 1Кор. 1:26–29 ), терпит гонение и безчестие ( Деян. 8:1 , Мф. 10:23 , 2Кор. 6:4–11 , 2Тим. 3:12 ), какие претерпел сам Иисус Христос, глава Церкви: аще Мене изгнаша, говорил Он, и вас ижденут ( Ин. 15:20 ). Двор Скинии Посмотрим теперь очами веры во двор Скинии, будем искать Господа всюду и открывать драгоценные следы Его. Во дворе Скинии стояли: алтарь жертвенный и медное море. Алтарь жертвенный, по своему богослужебному значению, вместе с жертвою и жрецом, изображал лице Иисуса Христа, вознесенного на жертву за грехи мира. Апостол называет Христа Θυσιαστριον, и говорит, что от Него не имут власти ясти служащии сени ( Евр. 13:10 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

План спасения, таким образом, основывается на совершении определенных дел, следовании определенным законам, соблюдении определенных предписаний. Лидеры мормонов, опираясь на свои собственные идеи, провозгласили религию, основанную на спасении делами. Дела могут отличаться от тех, что были предписаны Израилю Ветхим Заветом, они могут отличаться от того, что требуют религии мусульман, буддистов или гуманистов древности, но в основе своей это такой же, как у них процесс спасения, только изложенный новыми словами: человек работает, стремится и старается изо всех сил, самостоятельно «карабкаясь» в небесное царство. Святые Писания учат о том, что Иисус Христос принес нам полное спасение, которое нисколько не зависит ни от каких человеческих дел. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости...» ( Тит.3:5 ). И та же самая благодать Божья, в которой Он понес наши грехи, приводит людей к вере – через провозглашение Евангелия, Благой Вести о том, что Бог сделал для нас в Иисусе Христе. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Ефес.2:8–9 ). Почему Бог столь милостив – это тайна, непостижимая для людей, живущих на сей грешной земле, но Он предлагает нам совершенное и полное спасение как дар, не спрашивая – кто мы и что мы совершили или не смогли совершить. Именно милость Божья через веру поднимает людей из трясины греха к новой жизни в Иисусе Христе. Сила благодати Божьей дает нам способность жить во славу Того, Кто искупил нас для Себя ( Ефес.2:10 ). Хотя в нашей жизни снова и снова могут происходить падения и возвращения к прощению Божьему через Иисуса Христа, только Его милость поднимает нас и ставит нас на тот путь, который Он уготовил нам. «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.З:27–28). 4. Церковь: потерянная и возрожденная Любая организация должна иметь «причину своего существования». До тех пор, пока в какой-то организации нет нужды, она не может появиться на свет. Движение мормонов появилась по очень веской причине. Христос учредил Свою церковь

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kak-prot...

1Кор.2:9 . Наконец в отделе о «христианском нравоучении» Апостола, автор дает в общем психологически верное и тонкое наблюдение, что «всю сумму христианских чувств благоговения, преданности и любви к Богу он обозначает ветхозаветным термином «страх Божий»; термина «любовь» в отношении к Богу он почти не применяет. Если он говорит о Христе: «Егоже любите, не видевши» ( 1Пет.1:8 ), то имеет в виду Христа, как Богочеловека, Которого читатели послания не видели. Но о любви к Богу он ни разу не говорит» (стр. 348). Но в дальнейшем и более частном раскрытии это утверждение должно встретиться с тем явлением, что и во всей книге Деяний ни разу не встречаются ни γπη, пи γαπν, и только однажды γαπητς о Варнаве и Павле. ( Деян.15:25 ). Также и дальнейшее утверждение автора: «сообразно с таким определением отношения к Богу, Ап. Петр в ряду добродетелей особенное значение придает повиновению и «послушанию» встречает серьезное ограничение в постоянных призывах Апост. Павлом своих читателей —375— к «страху Божию» и повиновению во всех Его законных отношениях ( Рим.1:5, 6:16–17, 13:1,5 ; 2Кор.5:11, 7:1, 10:5–6 ; Еф.5:21–24,33, 6:1–5 ; Кол.3:18–22 ; Флп.2:12 ; Флм.21 ; Евр.4:1, 11:8, 12:9 ; 1Тим.5:20 ; Тит.2:5,9, 3:1 ; Иак.4:7 ; Иуд.23 ). Последнее замечание, что «Ап. Петр, как человек открытого, прямого характера, не знавший различия между словом и делом, видимо, особенно гнушался пороком лицемерия, и потому в назиданиях своих он постоянно повторяет о каждой добродетели, что она должна быть «нелицемерною» и, говоря о Боге, в речах и посланиях часто напоминает, что «сердцеведец Бог» несть «лицеприимец», что он знает сердца людей и судит «нелицемерно коемуждо по делом его» (ст. 349). – весьма ослабляется в виду Гал.2:11–14 ; Рим.2:11 ; Ефес.6:9 ; Кол.3:25 ; Иак.2:1,9 ; Рим.8:27 ; 2Кор.4:5 ср. еще Рим.12:9 ; 2Кор.6:6, 8:8 ; 1Тим.1:5 ; 2Тим.1:5 ; Иак.3:17 др. Сделанные замечания дают оценку и заключению автора (стр. 349): «Итак мы видим между речами Ап. Петра в Деяниях и посланиями удивительное совпадение в основных пунктах и духе учения...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это всеобщее согласное верование, относительно таинства св. причащения во всех древних церквах и еретических общинах неопровержимо свидетельствует, что это верование унаследовано от Христа и апостолов. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о причащении: Притч. 9:4–5 ; Осии 9:2 ; Мф. 4:4 ; Иоан. 5:24 ; Иоан. 6:27–63 ; Евр. 13:9– 10 ; Откр. 17:3–5 ; 1Кор. 11:25 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: В таинстве причащения христианин под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Христа Спасителя: Мф. 26:26–28 ; Марк. 14:22–24 ; Лук. 22:19–20 ; 1Кор. 11:23–30, 10:16–17 ; Иоан. 6:48, 51, 53, 54–56 ; Евр. 13:10 . Христос обещал установить таинство св. Причащениями установил его: Мф. 26:26–28 ; 1Кор. 1:23–25 . В Причащении верующие, под видом хлеба и вина, а) вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для прощения грехов и получения вечной жизни: Иоан. 6:51–54 ; Мф. 26:26 – 28 ; 1Кор. 10:15–16 ; и 17 ст. 1Кор. 11:27–29 ; б) а также и для воспоминания о земной жизни, страданиях и смерти Христа: Лук. 22:19 : 1Кор. 11:24–26 . Причащаться должно подготовившись: 1Кор. 11:27–30 . Право совершать причащение имеют только законные пастыри Церкви: 1Кор. 4:1 ; Ефес. 4:11–12 ; которые будут совершать его до второго пришествия Христа: 1Кор. 11:26 . Кто не причащается Тела и Крови Христа, тот не получит вечной жизни со Христом: Иоан. 6:53–54 . 5. О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ. Таинство покаяния установлено Господом Иисусом. Таинство покаяния есть церковное священнодействие, в котором верующий грешник исповедуется в своих грехах перед священнослужителем, и Бог невидимо разрешает его от грехов чрез пастыря Церкви Христовой. Обетование об этом таинстве Спаситель дал апостолу Петру, а чрез него и всем другим апостолам. «И дам тебе ключи от Царства Небесного и кого свяжешь на земле, будет связан на небесе и кого разрешишь на земле, будет разрешен на небесах» ( Мф. 16:18–19 ). Немного спустя Христос это обетование подтвердил уже всем апостолам, а в лице их всем пастырям церкви Христовой: «Истинно говорю вам, что свяжете на земле, то будет связано на небе, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:19 ). После своего воскресения, Христос обетование свое исполнил. »Мир вам! Как послал Меня отец так и Я посылаю вас«. Сказав это, дунул и говорит им: «примите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:21–23 ). Здесь, в этих словах, Спаситель ясно указал, что дал власть вязать и решить св. апостолами, которые в свою очередь передали, своим преемникам – пастырям церкви. Мы знаем, что при передании власти своей апостолы возлагали на двоих преемников руки, сообщая им благодать Св. Духа. Следовательно, чрез преемственное рукоположение передается и власть вязать и решить. Самовольно эту власть никто восхитить не может.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Ефес. 45:24. 2Тим. 3:15 . 2Тим. 1:13 . 2Тим. 2:25 . 2Тим. 2:22 . 1Тим. 3:9 . 2Тим. 3:10 . 2Тим. 4:2 . Флп. 2:5 . Иер. 1:5 . Кол. 1:1 . 2Тим. 1:1 . 1Тим.4:12 . 2Тим. 2:15 . 1Макк. 5:56–62. 2Тим. 2:3 . Фил. 2:9 . Псал. 118:6 . 1Тим. 4:16 . Тим. 2:15. 1Петр. 1:10 . Ныне Высокопреосвященнейший митрополит Киевский и Галицкий. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Московский и Коломенский. Григ. Богосл. 1е слово защит. Выражение это заимствовано у св. Иоанна Лествичника . Слово 28, глава 51 по Московскому изданию 1851 года. Исаака Сирского слово 55, пр. Варсонофия Великого ответы 2. 108, 311, 342 и другие; пр. Иоанна Лествичника слово 4, гл. 35, 36, 74, слово 27, гл. 1, пр. Нила Сорского слово 11. Пр. Аввы Дорофея поучение 5. В Казанской Д. Академии 7 лет был наставником по классу св. Писания. Сын священника. В 1857 году, когда нареченный находился на чреде священнослужения и проповеди слова Божия в Санктпетербург; то был опасно болезни, и лучшие столичные врачи исчисляли жизнь его только несколькими днями. Но сверх чаяния, по милости Божией, выздоровел. Особенная настроенность чувств и мыслей в этой речи объясняется теми обстоятельствами, при которых она была произнесена. Наречение происходило в Четверток св. Пасхи, и нареченный Архипастырь, будучи глубоко проникнут мыслями и чувствами, внушенными ему, с одной стороны, предшествовавшими днями Страстной недели, с другой — недавно празднованным событием Благовещения Пресвятой Богородицы, а с третьей — праздником св. Пасхи, излил в своей речи все это разнообразие своих священных чувств и мыслей. — Наречение и посвящение Высокопреосвященнейшего Антония совершено в Киеве, после смерти Митрополита киевского Филарета, — преосвящен. Евсевием Епископом Подольским и Брацлавским и Стефаном Епископом Болгарским. Слова Григория Богослова. См. Твор. его в русск. пер. ч. 1, стр. 80. Деян. 20:28 . Григ. Бог. См. Твор. его в русск. пер. ч. I, стр. 81. 2Тим. 2:15 . Государь Император утвердил доклад св. Синода о назначении архимандрита Виталия во Епископа Томского и Семипалатинского — именно 27 Ноября, когда православная Церковь торжествует праздник знамения Божией Матери.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Вопрос 214. Чем различаются между собою милость (χρηστοτης) и благость (αγαθωσυνη)? Ответ. Поелику Давид в одном мест сказал: «благ (χρηστος) Господь всяческим» (Псал.144, 9); и: «благ (χρηστος) муж щедря и дая» (Псал.111, 5); а в другом: «ублажи Господи благия (αγαθους», (Псал. 124, 4), и Иеремия говорит: «благ (αγαθος) Господь к надеющимся на Него» (Пл. Иерем.3, 25): то, думаю, что милость обширнее, в том отношении, что благодетельствует кому бы то ни было, имеющему в ней нужду; благость же более ограниченна и в благодеяниях наблюдает законы правды. Вопрос 215. Кто есть миротворец, ублажаемый Господом (Матф.5, 9.)? Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор.5, 20); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5, 1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоан.14, 27). Вопрос 216. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям (Матф.18, 3)? Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними. Вопрос 217. Как примем царствие Божие, «как дитя» (Матф.18, 5)? Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки. Вопрос 218. Какого разумения должны мы просить себе у Бога, и как можем стать достойными оного. Ответ. О сем разумении узнаем от самого Бога чрез Пророка, который говорит: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» Господа (Иерем.9, 23—24), и чрез Апостола, который сказал: «но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес.5, 17). Удостоиться же сего разумения возможем, если исполним написанное: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Псал.45, 11), и если уверуем, что истинен всякий глагол Божий, ибо сказано: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Исаии 7, 9).

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

16 При сборе же для святых. На основании 2Кор. 8,1–4 и Рим. 15,25–27 можно заключить, что одной из основных целей третьего миссионерского путешествия Павла был сбор пожертвований среди язычников в пользу евреев-христиан в Иудее, которые, вероятно вследствие гонений, испытывали острую нужду. См. 5,9. для святых. См. ком. к 1,2. 16 В первый день недели. Воскресенье день, когда воскресший Господь явился ученикам ( Ин. 20,19.26 ; ср. «день воскресный» в Откр. 1,10 ). Ранние христиане собирались по воскресеньям для «преломления хлеба» и молитвы ( Деян. 20,7 ); таким образом, уместно было назначить на этот день сбор пожертвований. 16:5–9 Из этих стихов ясно, что Павел писал послание, находясь в Ефесе, и намеревался посетить Коринф, следуя северным путем (т.е. через Троаду в Малой Азии, Филиппы в Македонии и т.д.). Он осуществил этот план ( Деян. 20,1.2 ; 2Кор. 2,12.13 ). Павел не видел надобности в кратком и «тягостном» посещении Коринфа вскоре после отправки этого послания ( 2Кор. 1,23; 2,1; 13,2 ). 16 Если же придет к вам Тимофей. Ранее (4,17) Павел упоминал, что послал (или пошлет) к ним Тимофея как своего представителя ( Деян. 19,22 ). Апостол заботится, чтобы его молодой сотрудник был принят с должным уважением. 16 что до брата Аполлоса. По-видимому, коринфяне в своем письме просили, чтобы Аполлос возвратился к ним (см. Введение: Время и обстоятельства написания; Деян. 18,27 19,1). Несмотря на сложную обстановку в коринфской общине (4,6; 4,15 и ком.), Павел внял просьбе коринфян, но Аполлос не смог в то время прийти к ним. 16 Стефана, Фортуната и Ахаика. Они, вероятно, и доставили Павлу письмо от коринфской общины. 16 асийские. Ефес, где писалось послание, был главным городом Асии (Азии) провинции Римской империи, занимавшей юго-западную часть теперешней Турции ( Деян. 19,10 ). 16 святым целованием. По всей видимости, обычное приветствие в ранней Церкви. Хотя такая практика не была чужда иудаизму и римской культуре, слово «святой» указывает, какое значение это приветствие приобретало среди «святых», отражая особенные отношения родства братьев и сестер во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010