Святой Ювеналий принял престол иерусалимского патриаршества в царствование благочестивого императора Феодосия Младшего 4333 . Во время его патриаршества в Палестине подвизались великие светильники, святые отцы: Евфимий , Феодосий, Герасим Иорданский, которому служил лев, и многие другие. Впрочем, в то время были смуты в Церкви, производимые еретиками. Тогда возникла несторианская ересь 4334 , изрекавшая хулы на Пречистую Деву Богородицу, и в городе Ефесе 4335 был созван третий вселенский собор святых отцов, на котором Ювеналий с святым Кириллом, патриархом Александрийским 4336 , и с прочими святыми отцами предал проклятию Нестория и его ересь. После же кончины императора Феодосия, когда на престол вступил Маркиан с Пульхериею 4337 , возникла новая ересь – Диоскора и Евтихия 4338 , богохульно лгавшая, будто во Христе было одно естество. Тогда в городе Халкидоне 4339 состоялся четвертый вселенский собор святых отцов 4340 , и святой Ювеналий сиял на сем соборе благочестием, среди отцов, как денница посреди звезд, – разгоняя тьму еретического зловерия. Когда же, по окончании собора, Ювеналий возвращался на свою патриаршую кафедру, в Палестину, в образе инока прибыл некий, придерживавшийся евтихианского нечестия, еретик, по имени Феодосий – человек весьма коварного нрава. Последний порицал святой халкидонский собор за то, что будто бы на нем был отвергнут догмат православной веры и возобновлено учение Нестория, и лгал многое другое на Церковь . Этот еретик, как повествует Евагрий 4341 , будучи изгнан за свое неверие и злые дела из своего монастыря в Александрии 4342 , присоединился к нечестивому Диоскору. Но за свое коварство и злобу Феодосий был наказан жестокими побоями, а потом, как мятежник был посажен на верблюда и с поруганием проведен по городу. Придя после сего в Палестину, он стал возмущать Церковь , рассевая богохульную ересь. Тогда в Палестине находилась императрица Евдокия, – супруга благочестивого императора Феодосия Младшего, отправившаяся после смерти своего мужа на поклонение святым местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Папа Франциск - еретик! " : союзники Трампа готовятся расколоть Ватикан 27.09.2017 619 Время на чтение 4 минуты " Папа - еретик! " - более полувека не бросали католики таких обвинений главе своей церкви. А тут сразу несколько десятков богословов и священников публично обвинили папу Франциска в ультралиберализме. И замять этот скандал невозможно: авторы документа - видные церковные деятели, среди них даже экс-глава Банка Ватикана Эторе Тедески. При этом буквально за несколько часов до публикации обращения сам наместник Святого Престола обвинил католических священников в потворстве педофилии и нежелании помогать мигрантам. О том, как Ватикан столкнулся с угрозой раскола и какую роль в этом играют Путин и Трамп - в материале РИА Новости. Старый враг Детонатором скандала оказалась третья энциклика папы Франциска Amoris laetitia (Радость любви. - Прим. ред.), посвященная вопросам семьи. В ней понтифик, к примеру, разрешает разведенным супругам участвовать в церковных таинствах. Такого либерализма в духе протестантских церквей от первого папы-иезуита уж точно не ожидали. " Публикация Amoris laetitia... навлекли на Церковь и весь мир скандал с участием веры и морали. Вследствие этого ересь и другие ошибки распространились в Церкви " , - возмущаются составители документа, претенциозно названного " Сыновными наказами " . А между тем с 1870 года решения папы римского официально признаны непогрешимыми, а его тексты являются не частным мнением, а своего рода откровением, получаемым преемником апостола Петра. Вот эту-то непогрешимость понтифика, ставшую одним из догматов католической церкви, и ставят под сомнение авторы " Наказов " . Итальянское издание La Stampa уже обратило внимание , что риторика воззвания говорит об участии в этой затее давнего врага папы Франциска - американского кардинала Раймунда Берка. Папа против Трампа Архиепископ Сент-Луиса Раймунд Лео Берк является самым влиятельным католиком в США. Бывший глава Верховного трибунала Ватикана буквально за пару лет сумел объединить вокруг себя всех недовольных " папой Бергольо " , который, как однажды сострил кардинал, сделал церковь " кораблем без рулевого " . Кардинал никогда не скрывал свою неприязнь к нынешнему правителю Ватикана. Он даже - в пику негласному ватиканскому правилу " быть скромнее " - нарочито появляется на публике в самых дорогих облачениях, подчеркивая свою независимость.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/28/...

Скачать epub pdf Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в 45 Апост. правиле: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви – да будет извержен». 46 Апост. правило гласит: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть часть верному с неверными». Отцы Лаодикийского Собора в 6 правиле повелевают: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Авторитетный православный канонист епископ Никодим (Милаш) в своем толковании на 45 Апостольское правило относительно самого понятия «еретик» делает ссылку на 1 правило Василия Великого . По терминологии св. Василия Великого еретики – это те, кто расходятся с Православным вероучением в основных догматах; св. Василий Великий называет еретиками манихеев, валентиниан, маркионитов и подобных им – кого он предписывает принимать в Церковь чрез крещение; тем самым признается недействительным крещение, полученное ими в их еретических обществах. Принадлежащих к иным сообществам, отделившимся от Православной Церкви, св. Василий Великий обозначает как раскольников или самочинников, предусматривая в качестве чиноприема для первых миропомазание, а для вторых (самочинников) – покаяние. Если сопоставить терминологию 1 правила Василия Великого с содержанием 95 правила Трулльского Собора, который суммировал правотворчество Древней Церкви по вопросу о приеме еретиков и раскольников, то окажется, что несториане и монофизиты (первые по буквальному смыслу правила, а вторые по контексту), принимаемые в Православную Церковь через покаяние, по третьему чину, в том смысле слова «еретик», в каком его использует св. Василий Великий в своем 1 правиле, еретиками не являются. Хотя нельзя не отметить и то, что понятия «еретик» и «ересь» как в авторитетных древних текстах, так и в позднейшей христианской литературе употребляются в разных смыслах, обозначая в одной терминологической системе лишь фундаментальное искажение веры и приверженцев учений, искажающих веру в самых ее основах, а в другой – всякое догматическое заблуждение. В том же 95 правиле Трулльского Собора говорится, что несториан следует принимать по 3 чину, так, как предписывал св. Василий принимать самочинников, и в то же время условием их приема ставится «предание анафеме ереси своей, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В.В. Симонов Глава 14. Средневековые ереси После изучения данной главы студент должен: знать • содержание понятия «ересь» и классификацию средневековых ересей; • причины появления средневековых ересей; • историю развития средневековых ересей; уметь • объяснить отличие ереси от ортодоксального вероучения; • объяснить сущностное различие ересей раннехристианского периода и средневековых европейских ересей; владеть • основами метода сравнительного анализа содержания ортодоксально-христианского учения и еретических учений. § 1. Общая характеристика средневековых ересей и проблем, связанных с их изучением 1. Терминология Термин «ересь» появляется уже в первые века христианства. Тогда ересями называли богословские и философские учения, претендовавшие на то, чтобы расцениваться как христианские, но при этом расходившиеся со взглядами, которые церковь признавала ортодоксальными. Еретиком называли человека, который продолжал придерживаться таких взглядов даже после того, как они были определены церковью как ересь. Со временем, по мере того как центр внимания идеологов западной церкви смещается с доктринальных вопросов на вопросы церковной дисциплины и христианской морали, значение термина «еретик» расширяется едва ли не до потери им всякого конкретного смысла (с тем же успехом можно было бы оперировать, например, эпитетом «злодей»), «Еретиками» начинают называть всех лиц, чьи действия в той или иной мере угрожают благополучию «официальной» церкви. В текстах вв. в категорию «еретиков» могли с равной вероятностью попасть крестьянин, сохранявший пережитки веры в древних языческих богов, деревенский колдун-травник, король, относившийся без должного почтения к церкви и к церковной собственности, политические противники папства, кандидат, проигравший в борьбе за папский престол («антипапа»), и интеллектуал, слишком увлекшийся выкладками в сфере формальной логики. Подобная терминологическая вольность сама по себе свидетельствует о том, что еретиков как таковых, т.е. людей, сознательно высказывающих и пропагандирующих взгляды, противоречащие установлениям официальной церкви, в данный период (за немногими исключениями) практически нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КАКОВО ВСЕГДА БЫЛО ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ К ЕРЕТИКАМ По учению отцов и учителей Церкви, ересью называется такое лжеучение, которое подрывает самые основы христианского вероучения, искажает догматы веры и совершенно отчуждает своих последователей от Православной Церкви... Как говорит св. Василий Великий : еретик – тот, кто верой чужд. «До самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришел бы и стал уверять нас, что он приносит нам от Бога новое откровение? – Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если б даже он говорил, что ангел или какой-либо дух говорит ему, и тогда надо с твердостью отвергнуть его, не допуская в себе раскрыться духу пытливости или каким льстивым надеждам. Един Господь, едина вера, едино крещение, – учит апостол ( Еф. 4:5 ). Какой еще иности в вере и Богоугождении ожидать, желать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда он иного Иисуса – иной образ спасения проповедует, его же не проповедали апостолы, или иного духа предлагает принять, коего не принимали доселе, или к иному благовестию склоняет, коего не было слышно прежде ( 2Кор. 11:4 )? – Какого еще нужно учения, когда то, которое мы содержим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены. Послушайте, что о сих духах – проповедниках новых учений – пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов: Возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестна: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть дух антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже ( 1Ин. 4:1–3 )». Святитель Феофан Затворник 729–730]. «Кто из учения Христова отвергает хотя один догмат, тот отрицается Христа» письмо 30]. «Что ересь заключает в себе отвержение Христа, о том сказал св. апостол Петр во втором послании своем: В вас будут лживии учителие, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся ( 2Пет. 2:1 ). Всякая ересь есть отвержение Искупителя. Самая иконоборная ересь, по наружности отвергающая только икону Христову, в сущности отвергает вочеловечение Христово, следовательно отвергает Искупителя и искупление. Отвержение христианских таинств, без очевидного отвержения Христа, в сущности, есть отвержение Христа: при отвержении таинств прекращается и уничтожается существенное общение со Христом».

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

прот. Иоанн Козлов Безпоповские ереси а) Несторианская – в содержании ее обличал Аввакума и Лазаря диакон Феодор – Материалы для истории раскола т. 6 стр. 96, 107, 108 и 535 (выписка см. в ст. «клятвы Макария и соборов»). б) Иреней Лионский обличал, как еретиков, тех, кои не следуют пресвитерам, имеющим преемство епископов – кн. 4 гл. 26 стр. 498, a по изд. 1900 г. стр. 387 (выписка в статье « Церковь » против австрийцев § 3) . в) Беспоповцы не причащаются, а таковых Матфей правильно называет еретиками – Синтагма, буква Α. гл. 2 стр. 24 (выписка в статье «Причащение» A § 14) . г) Они учат только о необходимости внутренней жертвы, а в Баронии читаем: «дабы не глаголал еретик, яко церковь Христова не имать внешния жертвы, еже есть противно истине и всей древности» лето 260. ч. 8 л. 165 об. Апостол Толковый зач. 150 л. 548 об.: «еще глаголют еретицы да тело и душу нашу, а не Господне тело Господу Богу приносимо». д) Отвергая «священство, беспоповцы имеют ересь Севира, – акефалитов, сиречь безглавных. Четь-Минея, 30 августа, житие Александра, Иоанна и Павла, патр. Константин.. л. 139 об.: «От окаяннаго Севира произыде еретичествование Акефалитов, сиесть безглавных, нареченных тако того ради, яко не хотяху быти под епископами православными начальствующими церквам, якоже глава начальствует прочим членам, но сами себе кииждо начальник и учитель творяшеся по умствованию своея главы бозумныя» ( Озерский 1, 89 ). е) Ересь стригольников и Лютера: Макар. Минея 31 августа, слово м. Фотия на еретиков стригольников (Материалы Зеленкова стр. 93–94, § 170): «Воста та ересь и хула от Карпа диакона стригольника, на церковь Божию, и на архиепископов и на попов, яже нача окаянный хулити и клеветати, яко несть ни единаго истиннаго попа в Московском государстве, понеже поставляеми не поистине, но на мзде. Да еще многое имение собирают, берут бо с живых и мертвых, и ядят и пиют с пияницами, и того ради не подобает к попам каятися, ни крещение от них приимати, ни причащения брати вси бо еретицы постипцы, молебницы и книжницы, аще бо от книг глаголали бы, то кто бы веровал прелести их... Отверже хиротонисанный архиереом священства чин и рукодоложение творити, и вместо совершеннаго рукоположения, простым мужем действовати попусти и (избиратися) им устави. Увы, безумия сих, како дерзостию своею сию православия церковнаго отпадоша, и Лютера еретика ученики сташа, по Люторскому мудрованию священников рукоположенных отрекошася, а сами собою простии рукоположишася и церковная тайны недозволенная им творити дерзнуша».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь в неделю седьмую по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино!  ( 1Ин.5:7 ) Возлюбленные верующие! Сегодня, в Неделю седьмую по Святой Пасхе, Православная Церковь празднует Первый Вселенский Собор христианского мира, состоявшийся в 325 году в городе Никее, чтобы осудить ересь, то есть ошибочное, еретическое учение, Ария. Собор был организован по просьбе тогдашних святых отцов святым царем Константином, первым в мире христианским царем (306–337), и матерью его Еленой. Что такое Вселенский Собор? Это собрание всех крупных православных иерархов — епископов, митрополитов и патриархов всего мира — с целью обсудить некоторые пока неясные учения христианской веры и зафиксировать их в четких, неизменяемых законах, называемых догматами. Вселенский Собор также судит и осуждает все отклонения от веры, чуждые учению Святого Евангелия и святых отцов, и исключает из Церкви, то есть предает анафеме, всех еретиков, разрывающих единство веры Церкви, которую символизирует льняной хитон Господа, сотканный из одного куска, как говорит Святое Евангелие:  хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху  ( Ин.19:23 ). Под словом «собор» мы подразумеваем собрание, консилиум; под словом «ересь» подразумеваем чье-либо частное мнение или учение о Боге, противоречащее истинному учению Церкви Христовой. Почему состоялся I Вселенский Собор? Какая причина заставила святых отцов собраться вместе и защитить правую веру? Причиной было появление крупного еретика, а именно Ария, учившего христиан новой вере: якобы Сын Божий не единосущен Отцу и «было такое время, когда Сына не было». Он называл Иисуса Христа «высшей тварью», «первой из тварей». Этот еретик был священником из Александрии Египетской, очень гордым и непокорным, однако хорошим проповедником, и жил он в III–IV веках. Его ересь за несколько лет распространилась так сильно, что стала разрывать Церковь надвое и угрожала разойтись по всей Римской империи, восточной и западной.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.7 из  5) Из книги «Еретики», 1905 Вступительные заметки о важности ортодоксии Самый удивительный признак чудовищного и скрытого зла современного общества — это необычное и удивительное использование в наши дни слова «ортодокс». В прошлые времена еретик гордился тем, что он прав. Это все королевства мира, полиция и судьи были еретиками. А он был ортодоксом. Он не испытывал гордости, выступая против них; это они выступали против него. Армии с их беспощадной защитой, короли с холодными лицами, благопристойность государства, благоразумие закона, — все это были заблудшие овцы. Человек гордился своей ортодоксальностью, гордился своей правотой. Стоя в одиночестве посреди унылой пустыни, он был не просто человеком; он представлял Церковь. Он был центром вселенной; она вращалась вокруг него вместе со звездами. И никакие ужасы позабытых преисподних не могли заставить его признать себя еретиком. Нынешний человек, следуя современным веяниям, этим хвастает. Он говорит со скромным смешком: «Знаете, я такой еретик…» — и озирается, ожидая аплодисментов. Слово «ересь» больше не означает неправоту; практически оно стало синонимом здравомыслия и отваги. Слово «ортодоксия» больше не означает правоту; оно подразумевает заблуждения. И все это означает одно, и только одно. Людей мало волнует, правы они с философской точки зрения или нет. Иначе признанию в ереси должно предшествовать признание в помутнении рассудка. Представитель богемы в красном галстуке должен кичиться своей ортодоксальностью. Террорист, подкладывающий бомбу, должен ощущать себя, по меньшей мере, ортодоксом, кем бы он ни был на самом деле. Конечно, глупо, если философы сжигают других философов на Смитфилдском рынке за то, что им не удается выработать общую теорию Вселенной. Это часто случалось в Средние века, во времена глубокого упадка, но нисколько не прояснило предмет спора. Есть лишь одна идея, которая бесконечно абсурднее и непрактичнее, чем сжигание человека за философию. Это привычка утверждать, что философия ничего не значит; привычка, которая стала универсальной в двадцатом столетии, во времена упадка великого периода революций. Общими теориями пренебрегают повсеместно; доктрина прав человека уступила доктрине падения человека. Атеизм для нас нынче слишком догматичен и теологичен. Революция — слишком упорядочена; свобода — слишком ограничена.

http://azbyka.ru/fiction/esse/17

До 1448 года Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и жила по византийским   законам. Эти законы были объединены в Номоканон, который появился на славянском языке под именем Кормчей книги. Поскольку Церковь и государственная власть Византии (как и Руси) не были разделены, Номоканон включал в себя как постановления церковных соборов, так и указы императоров. Греческий патриарх ставил митрополита в Киев, а тот посвящал епископов в разные княжества, границы которых первоначально совпадали с границами епархий. Это приводило к тому, что нередко чисто церковные вопросы переплетались или даже подменялись вопросами церковной и княжеской политики или просто борьбой за власть, как, например, в деятельности ростовского епископа Феодора в XII веке, одного из первых, осужденных на Руси за ересь. Ставленник владимирского князя Андрея Боголюбского, священник Феодор добился посвящения в епископский сан в Константинополе, минуя киевского митрополита (князь Андрей хотел видеть Феодора независимым от греков владимирским митрополитом всея Руси). Феодор (которого стали звать Федорец — белый клобучок) обосновался в Ростове и не захотел ехать в Киев за митрополичьим благословением, к чему призывал его прежний покровитель, Андрей Боголюбский. Киевский митрополит Константин (по происхождению грек) распорядился никому в Церкви не признавать Феодора. Возмущенный Феодор, по свидетельству летописцев, впал в неистовство, захватывая всех, кто отказался его признавать, и люто их мучая. Вскоре он был схвачен князем Андреем Боголюбским и отправлен в Киев. Отказавшись каяться, изрекая хулы на всякую святыню, Феодор, по повелению киевского митрополита, был казнен «как злодей и еретик». Вряд ли несостоявшийся епископ был вправду еретиком, скорее речь шла о крайней степени душевного помрачения вследствие гордыни. Однако ее следствием явилось и уголовное преступление — истязание ни в чем не повинных людей. Кроме того, он богохульствовал, а за это по греческим законам полагалась смерть. Для Руси это было необычно: смерти предавали обычно возмущавших народ язычников, но не христиан, причем их судила не Церковь, а сам князь или воевода и даже народ самосудом (см. «Повести временных лет»). Вместе с тем полномочия церковного и светского (княжеского) судов не были на Руси четко разделены. Церковь принимала участие в рассмотрении множества дел, в том числе семейных и даже чисто уголовных. Ведению исключительно церковного суда подлежали волхвование, чародейство, кощунство, еретичество, совершение христианами языческих обрядов. Наказания полагались следующие: отлучение от причастия разной продолжительности и штрафы. Если, например, муж не мог отвадить жену от чародейства, то был обязан платить за нее постоянный штраф епископу, жена же отлучалась от Церкви.

http://pravmir.ru/eres-prestuplenie-neug...

Мы молимся за святейшего патриарха Кирилла. И братья наши молятся, и вы должны молиться. Но поминать на литургии его я не могу, потому что не знаю: кто – православный, кто – католик, кто – еретик. Документ, который принят по итогам встречи святейшего и папы римского… Это ересь, братья и сестры! Это настоящая ересь. Мы все пришли в монастырь, оставив этот мip, не потому, что нам не было что в нём (в мipy – К.Д.) делать. Мы полюбили Господа Бога. Нас никто не заставлял любить Его. Нас никто не заставлял оставить своих матерей, родителей своих, и прийти в монастырь. Меня заставила любовь Божия, когда я узнал, что Он из-за меня пострадал на Кресте… Я прошу у Святейшего Патриарха прощения, но пусть и он попросит прощения у нашей Православной Церкви, у православных христиан и у всех святых отцов, которые 1000 лет сохраняли Истину, которых он оскорбил... Я хочу оставаться верным Господу Богу! Я призываю братьев и сестер и всех православных христиан: мы не людям должны оставаться верными, а Самому Господу Иисусу Христу и истинной нашей Православной Церкви! Простите, но я никогда не буду единым с еретиками. Я - православный! У меня есть догматы и каноны Православной веры, и я не стану предателем!» Это заявление владыки Лонгина почти дословно перекликается с известным обращением епископа Чукотского Диомида (Дзюбана), которое он обнародовал 22 февраля 2007-го года. Вспомним: тогда обращение чукотских клириков послужило причиной весьма прискорбной истории, закончившейся извержением владыки Диомида из сана на Архиерейском Соборе 2008-го года и его уходом в раскол с немногочисленной группой единомысленных священников и мирян. Неужели мы второй раз наступим на те же грабли? Не дай Бог! Было бы очень горько и обидно вновь повторить старые ошибки. Тем более, что и в основании диомидовского обращения, и в основании призывов епископа Лонгина лежат благие намерения, справедливые недоумения и правильные слова. Вопрос лишь в том, как именно эти слова и намерения собираются претворять в жизнь их благочестивые авторы. Как они планируют разрешить свои недоумения? С помощью каких внутрицерковных инструментов собираются отстаивать свою позицию?

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/02/iz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010