– Что же это такое? – Виноград российский и соловецкая. – Благодарю, – отвечал я. И читать не стану. Читал и знаю... Севастиан опечалился... Его книга, которой он верит, вдруг при всем народе удостоена такого отзыва, что и читать ее не стоит. Ему было обидно за свою книгу и веру, которая держится вся на этой книге. – От чего? Хорошая книга. – Хорошая, говорю, – особенно название «Виноград»... Василий Яковлич! Поговори-ка ты ему об этих книгах, которых не читал и не одобрял не то – что патриарх, или архиерей, но даже и ни один древлеправославный дьячек. Помнишь, что ты говорил об не свидетельствованных книгах? Василий подтвердил, что ни на Соловецкую, ни на Виноград и подобные книги никак нельзя ссылаться: они не имеют ни дониконовской древности, ни надлежащего церковного авторитета. Севастиан спрашивает: «Что же? – так ничего и не стоят они?» – Нет, говорю, стоят; но столько же мало для меня, как наша история для тебя. Василий не даром не придает таким книгам никакого значения в спорных вопросах. А между тем вы всю свою мудрость почерпаете из этих книг: вы стоите не на старопечатных и старописьменных книгах, а именно на этих сочинениях ваших первых наставников. Ведь если рассуждать так, как рассуждается в Соловецкой, тогда нельзя следовать никакой книге, потому что разностей в книгах множество, а Соловецкая всякую разность одной книги против другой зачисляет в ересь. Следуя этому способу рассуждения о книгах, что мы сделаем с самыми Евангелиями? Вот в одном напечатано: «Отче наш иже еси на небесех»; в другом еси нет. Как тут быть? Ведь это ересь, по разуму Соловецкой. Или вот еще: читайте Триодь патриарха Иова (читаются книги при этом). Напечатано: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот дарова». В Триоди же патриарха Иоасафа (в Вологодской моленной видал) эта же песнь так читается: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, гробным живот дарова». Вы слышите разность? Знай эту разность Соловецкие челобитчики, они непременно обличили бы патриарха Иоасафа в ереси; а за ними вы, не рассуждая, стали бы кричать, что Иоасаф еретик, потому что вместо «смертию смерть поправ», напечатал «смертию на смерть наступи». Ведь кричите же, что Никон еретик, потому что Христос воскресе читается в его книгах не по Иоасафовски, а по Иововски.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые о ессеях Свт. Епифаний Кипрский : 1. За этой ересью следует еще некая другая, тесно связанная с прежними, так называемая ересь оссеев. Они, как и прежде исчисленные, иудеи же, лицемеры нравами и страшные выдумщики. Вышли они, как говорит дошедшее до нас предание, из страны набатеев , из Итуреи , из страны Моавитской и Ариэлитидской . Род оссеев, по истолкованию сего имени, означает род крепкий. К ним впоследствии, во времена царя Траяна , по пришествии Спасителя, присоединился так называемый Элксай (λξα), который был лжепророк. Он написал книгу в виде пророчества или как бы по вдохновенной свыше премудрости. Говорят же и о другом некоем Иексее (εξαον), брате первого. Это был человек непостоянного нрава, обманщик в душе; происходя от иудеев и держась иудейского образа мыслей, жил он не по Закону , вводил одно вместо другого, и сложил собственную свою ересь. Повелевал клясться солью, водою, землею, хлебом, небом, воздухом и ветром, вменяя клятву в служение им; некогда же назначил еще семь других свидетелей, разумею — небо, воду, ветры, святых, как говорит, ангелов молитвы, масло, соль и землю. Он чувствует отвращение от девства, ненавидит воздержание, принуждает к браку. Вводит же какое-то мечтательное сочинение, как бы под именем апокалипсиса. Учит быть лицемерами, сказав, что нет греха, если придется во время наставшего гонения поклониться идолам, только бы поклонение было не по совести, и исповедуемое устами, не было в сердце. Сей-то еретик первоначально принадлежал к упомянутой выше так называемой ереси оссеев, остатки которой и доныне есть в той же земле набатеев и в Перее , смежной с Моавитскою страною. Род сей ныне называется сампсеями (Σαμψαων). Мечтают же, что еретик сей именуется сокровенной силой от слов: «эл» — «сила» и «ксай» — «сокровенный». Но все эти горделивые усилия обличены и сильно постыжены людьми, способными уразуметь и в точности исследовать истину. Со дней еще Констанция и доселе до нынешних царей ясно обличаются. Ибо до Констанция некоей Мартус (Μαρθος) и Мартане (Μαρθνα), двум сестрам из рода сего еретика, в стране их покланялись как божествам, потому что происходили они от семени упомянутого выше Элксая.

http://drevo-info.ru/articles/7359.html

Богословствование возможно только под условием просвещения; но у нас его не было в период до-монгольский, как и долгое время после. Следовательно, в продолжение этого периода, как и долгое время после, у нас не могли являться и ереси путём теоретическим. Вторым путём – практическим могут являться ереси и без просвещения; но необходимое условие для них в этом случае есть время, ибо протесты против злоупотреблений и крайностей поднимаются не вдруг, а последние и сами по себе создаются только временем. О втором еретике, который мог быть и из природных Русских,– укорителем каких-нибудь обычаев церкви, мы ничего не можем сказать, потому что не сообщается никаких сведений об его ереси. Весьма возможно даже, что слово еретик, употреблявшееся у нас в древнее время не в одном только его собственном смысле, означает в приложении к нему не действительного еретика, а человека тяжко преступного 1541 . Относительно первого еретика, который был человек, несомненно, пришлый, составляет вопрос: откуда он пришёл и какую ересь у нас проповедовал? Так как эта последняя характеризуется весьма неопределённо, то ответ может быть дан только предположительный. Вероятнейший ответ есть тот, который дан давно и всеми принят, а именно – что он был болгарский Богомил. Другими странами, из которых могли приходить к нам еретики, конечно, были только Греция и Болгария. Но в Греции в X-XI веке не было других ересей, кроме того же богомильства, распространившегося из Болгарии. Богомилы были именно такие того времени еретики, которые, не довольствуясь своей родиной, посылали миссионеров и в другие страны, и между этими странами преимущественно в родственные славянские (Сербию, Боснию, Хорватию). Неопределённые признаки, которыми характеризуются ересь и, еретик, не говоря прямо, чтобы последний был Богомил, по крайней мере, вполне идут к нему. Богомилы по организации своей секты представляли собой как бы монашеский орден и обыкновенно носили монашеское платье. Гнушаясь браком и брачным сожитием, они нередко скопили себя, а некоторые между ними проповедовали даже учение об оскоплении, как общеобязательное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разделы портала «Азбука веры» О принятии еретиков, находящихся при смерти. Еретиков, кающихся при исходе из жизни, следует принимать. Но принимать, разумеется, не без рассуждения, а испытывая, показывают ли они истинное покаяние и имеют ли плоды, свидетельствующие о стремлении спастись. Τος δ π ξδ μετανοοντας τν αρετικν, δχεσθαι χρ δχεσθαι δ, δηλοντι οκ κρτως, λλ δοκιμζοντας, ε ληθινν πιδεκνυνται μετνοιαν κα ε τος καρπος χουσι μαρτυροντας τ πρς τ σωθναι σπουδ. Толкования Зонара . Некоторые сомневались, должно ли принимать еретиков, если они при конце жизни просят покаяния. На это святый отвечал, что должно принимать, но не просто, а с испытанием того, истинно ли они каются, то есть оставляют ли свои учения и показывают ли плоды покаяния. Синопсис . Еретик, кающийся при конце (жизни), должен быть принимаем с рассуждением. Аристен . Еретика, обратившегося при конце жизни и приносящего покаяние, должно принимать не без рассуждения и истязания, но испытывать покаяние его, истинно ли оно и имеет ли плоды, доказывающие тщание о спасении. Какие именно? – если он обличает свою ересь со слезами и сокрушенным сердцем исповедует свои грехи, творит милостыню и показывает другие подобные спасительные дела. Вальсамон . Настоящее правило определяет, чтобы еретики, приносящие покаяние при конце жизни, были принимаемы, после предварительного испытания, истинно ли они каются, то есть оставляют ли свои учения и показывают ли плоды покаяния. А другия правила повелевают принимать, по испытании, и тех еретиков, которые обращаются (к церкви), находясь в здравом состоянии. Славянская кормчая . Еретик на кончине каяся, прият да будет с испытанием. Толкование . На кончину жития дошедшего еретика и кающегося без рассуждения, и без испытания, не подобает приимати, но испытати покаяния его, аще истинно есть; и аще плоды имать свидетельствующие на потщание ко спасению, что же суть: аще обличают свою ересь и грехи его со слезами и сокрушенным сердцем исповедает, милостыню творит, и ина таковая спасения показует дела, да будет прият. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Об оссинах, в иудействе шестой, а по общему порядку девятнадцатой, ереси    1. За этою ересью следует еще некая другая, тесно связанная с прежними, так называемая ересь оссинов. Они, как и прежде исчисленные, иудеи же, лицемеры нравами и страшные выдумщики. Вышли они, как говорит дошедшее до нас предание, из страны наватеев, из Итуреи, из страны Моавитской и Ариельской, из местности лежащей по ту сторону так называемой в божественном Писании долины Сланой; а это есть, так называемое, Мертвое море. Род оссинов, по истолкованию сего имени, означает род крепкий. К ним в последствии, во времена царя Траяна, по пришествии Спасителя, присоединился, так называемый, Илксай, который был лжепророк. Он написал книгу в виде пророчества, или как бы по вдохновенной свыше премудрости. Говорят же и о другом некоем Иексее, брате перваго. Это был человек непостояннаго нрава, обманщик в душе; происходя от иудеев и держась иудейскаго образа мыслей, жил он не по закону, вводил одно вместо другаго, и сложил собственную свою ересь. Повелевал клясться солью, водою, землею, хлебом, небом, воздухом и ветром, вменяя клятву в служение им; некогда же назначил еще семь других свидетелей, разумею — небо, воду, ветры, святых, как говорит, ангелов молитвы, масло, соль и землю. Он чувствует отвращение от девства, ненавидит воздержание, принуждает к браку. Вводит же какое-то мечтательное сочинение, как бы под именем апокалипсиса. Учит быть лицемерами, сказав, что нет греха, если придется во время наставшаго гонения поклониться идолам, только бы поклонение было не по совести, и исповедуемое устами, не было в сердце.    2. Представляя же и на сие некоего свидетеля, обманщик не стыдится сказать, что какой-то священник Финеес, из рода Левия, Аарона и древняго Финееса, в Сузах, во время вавилонскаго плена, поклонившись Артемиде, избежал гибельной смерти при царе Дарие; так все у него ложно и пусто. Сей-то еретик первоначально принадлежал к упомянутой выше так называемой ереси — оссинов, остатки которой и доныне есть в той же земле наватеев и в Перее, смежной с Моавитскою страною. Род сей ныне называется сампсеями. Мечтают же, что еретик сей именуется сокровенной силой от слов: «иил» — сила и «ксай» — сокровенный. Но все эти горделивыя усилия обличены и сильно постыждены людьми, способными уразуметь и в точности изследовать истину. Со дней еще Констанция и доселе до нынешних царей ясно обличаются. Ибо до Констанция некоей Марфус и Марфане, двум сестрам из рода сего еретика, в стране их покланялись, как божествам, потому что происходили оне от семени упомянутаго выше Илксая. Марфус умерла недавно, а Марфана жива и доныне. Их слюни и другия телесныя нечистоты заблуждавшие еретики разносили по той стране для врачевания болезней. Действия от них не было; но заблуждающийся всегда упорен и готов отдаться в обман, потому что порок есть слепота, и заблуждение есть недостаток благоразумия. Но долго ли тратить мне время, разсказывая об этом чародее все то, что лгал он против истины?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

а некоторые считают себя уже Михаиловцами“. Если Савватий и все мнимые окружники признают делом нехорошим разделение противуокружников на Иовцев, Иосифовцев, Михаиловцев, то они должны согласиться, что вполне справедливо православные указывают свидетельство бедственного положения раскола в его разделении на поповщину и безпоповщину, потом на беглопоповцев и австрийцев, окружников и неокружников, поморцев, федосеевцев, филипповцев и т. д. Если бы им и удалось не только прекратить разделение в толке противуокружников, но достигнуть даже и примирения с ними, восстановить единство в австрийской иерархии (чего впрочем никогда не достигнут они), и в таком случае, признанное ими самими справедливым, указание явного зла в разделении на толки, будучи предлагаемо православными в применении к расколу, – будет иметь полную силу, ибо и тогда в расколе останется разделение на поповцев и безпоповцев, потом первых на беглопоповцев и австрийцев, а последних на их безчисленные толки. Православные миссионеры всегда спрашивают старообрядцев, за что они отделились и отделяются от церкви, за какую ересь якобы принятую и проповедуемую ею, – требуют указать ее, и так как в течение двух слишком столетий старообрядцы никакой действительной ереси за церковью не указали и доселе указать не могут, то православные и объявляют с полной основательностью, что отделение старообрядцев от церкви не законно, есть именно раскол, тягчайший, непростительный трех. И должно сказать, что это есть первое, самое главное и важное со стороны православия предъявление против раскола. Подражая православным, и окружники устами Савватия, в его грамоте, или что то же, устами Брилиантова, сочинителя грамоты, спрашивают противуокружников: „За какую ересь вы делитесь с нами? Если вы делитесь с нами за ересь, то пусть пастыри ваши покажут нам, какого еретика мы ересь содержим и на каком святом соборе тот еретик был осужден... Прошло с тех пор, как вы чуждаетесь нашего общения, 34 года, а до сих пор ни вы, ни пастыри ваши не указали за нашей (!) церковью ни одной осужденной св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

31) Но не остановились и на этом; ибо, из Константинополя пришедши в Антиохию, раскаялись в том, что прямо написали: Сын подобен Отцу, как говорят Писания; и сложив, что примыслили, начали опять возвращаться к прежним своим мыслям и утверждать, что, конечно, Сын неподобен Отцу, и ни в каком отношении у Сына нет подобия с Отцем. И столько переменились они, что стали принимать открыто разсуждающих по–ариански, даже отдавать им церкви, чтобы свободнее изрыгали они хулу. За великое безстыдство хуления стали все называть их аномеями, имели же они еще прозвание — изнесущных ( ξουντιον); а покровителем их нечестия был еретик Констанций, который до конца пребыл в нечестии, и уже умирая, пожелал принять крещение, не от благочестивых мужей, но от Евзоия, который за арианскую ересь не один раз, но многократно, был извержен, и когда был еще диаконом, и когда епископствовал в Антиохии. 32) Дойдя до сего, поименованные мною выше остановились на том и были извержены; но хорошо знал я, что не остановятся те, которые до сего времени притворствовали, всегда они будут составлять скопища против истины, пока не прийдут в себя и не скажут: «возстав, пойдем к Отцам своим и скажем им: анафематствуем арианскую ересь и признаем Собор Никейский». Ибо спор у них с этим Собором. Посему, кто же, имея хотя несколько чувства, будет терпеть их? Кто, видя, как на каждом Соборе одно исключается, а другое прибавляется, не усмотрит, что разумение их, какое имеют о Христе, и подозрительно и притворно? Кто, видя, как они распространяются в своих изложениях веры и в оправданиях касательно того, вь чем обвиняют их, не усмотрит, что они сами на себя произносят суд, и с намерением пишут много, чтобы неумеренным любочестием и своим многословием привлечь людей простых и прикрыть свою ересь? Но как язычники, по слову Господню, лишше глаголя в молитвах (Матф. 6, 7), не получают от того пользы, так и они после стольких усилий не могли испровергнуть суда, произнесеннаго на ересь арианскую, но еще более обличенные, были низложены, и — справедливо. Ибо какое из написанных ими исповеданий приймет слушающий их? Или, на каком утверждаясь, будут оглашать они приходящих к ним? Если все эти исповедания согласны в одном и том–же, то какая нужда во многих? Если же была нужда в стольких исповеданиях, то явно, что каждое из них недостаточно и неполно, и в этом сами они, более нас, обличают себя тем, что каждое изменяют и переделывают. Множество Соборов и разность написанных исповеданий показывают, что присутствовавшие на Соборах, хотя противоборствовали Собору Никейскому, однако–же не могли устоять против истины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Так действительно и случилось: Амвросий принят был как еретик второй чина, а самый чиноприём состоял в том, что принимавший его поп Иероним сначала исповедал переходившего в раскол Амвросия и затем помазал его миром, а по словам очевидца настоящего события инока Онуфрия, пахучим маслом (записки Онуфрия) вместо мира; после такой исправы Амвросий стал именоваться митрополитом Белой Криницы и всех древлеправославных христиан. По учению православной церкви, если бы Амвросий и имел благодать епископства при переходе к старообрядцам (предположим на время и это), то принятый через миропомазание как еретик второго чина стал, по суду книги «Кормчей», мирянином, а не митрополитом. Почему православные всегда вопрошают на беседах защитников австрийской иерархии: в каких соборных правилах дозволяется принять еретика епископа через миропомазание и после того оставить его в сущем сане? 74. Рассмотрение 8-го правила I Вселенского Собора В своё оправдание поповцы приводят много правил и событий из истории христианской церкви (так называемых святоподобий) и на одно из первых указывает 8 правило I Вселенского Собора, или вернее говоря, – на толкование на оное Аристина. В старопечатной «Кормчей» 8-е правило читается так: «Еретицы, глаголемии (наватиане), приходяще къ соборнй церкви, первое да исповдятъ, яко повинуются церковнымъ законамъ и съ двоеженцы и простятъ согршающихъ. И аще убо будетъ въ коемъ град истинный епископъ града того, будетъ же и отъ сихъ, глаголемыхъ епископъ поставленъ, или пресвитеръ, въ своемъ сану да пребываетъ, но обаче поставленный отъ чистыхъ епископъ, или яко пресвитеръ да имать честь, или аще хощетъ града того епископъ, да вдастъ ему нгд въ сел нсть бо мощно двма епископома быти въ единомъ град». Толкование (Аристина): «Отъ приходящихъ еретикъ ко святй соборнй апостольстй церкви, ови убо крещаемы бываютъ совершенно; же, иже токмо мромъ помазуются; же токмо проклинаютъ своя и иныя ереси вся. же чисти, прельщени бывше въ таковую ересь отъ Навата, пресвитера церкви, отъ него же и наречени быша, того ради: понеже не обращающихся отъ грхъ и второе женитися возбраняютъ, двоеженца же отнюдь не на И аще убо приступятъ къ святй соборнй апостольстй церкви и исповдятъ двоеженца на и не хулити второго брака, и согршающимъ и кающимся прощати грхи: и просто рещи, всмъ церковнымъ послдствующе свою ересь прокленше и иныя вся, да будутъ, и токмо святымъ мромъ помажутся.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

– Прославь Бога за то, что чувствуешь, что Он зовет тебя! И молись, чтобы Он указал тебе, куда идти. Страшный ответ, если учесть, что батюшка этот православный. Он мог бы сказать ему: «К нам иди, чтобы тебя не водили за нос кому не лень! Здесь Истина!» Но он не сказал этого. И этот человек начнет ходить к нему, в этот храм, и примет Крещение, и пройдет катехизацию, и станет православным. Почему? Потому что этот известный священник – носитель не только православных догматов, но и православного этоса, которого у нас частенько не находится. Давайте же создадим вокруг себя эту православную атмосферу, чтобы другой ею дышал. И любить его, если он отличается от нас, и говорить ему: «Это моя вера, у меня вот такая широкая вера. Таков мой Бог, делающий меня строгим к себе, но уютным для тебя. Делай как хочешь, как можешь – я на тебя не давлю». Так он усладится и сблизится с тобой. Ты можешь быть православным и в то же время еретиком В молебне святому Фанурию мы поем: «Святый Фанурие, веди меня, православного, блуждающего в ересях всяческих нарушений» . Я православный, но блуждаю в ереси. В какой ереси? Ересь – это любое нарушение, которое я совершаю в жизни: всякий грех, всякое отклонение в моем поведении и есть малая ересь. Ты можешь быть православным и в то же время еретиком. Я так и живу: православный, но еретик по поведению, поступкам, этосу. Нет у меня православного этоса, не знаю я как следует православных догматов. Потому и сказал вначале, что нам еще предстоит пройти длинный путь, перед нами простирается необъятное поле, нам еще надо читать, учиться, готовиться. Но сегодня, думаю, мы с вами сделали кое-что православное – поговорили, никого не осудили, никого не обругали, ни с кем не поссорились, и любим Бога, поклоняемся Отцу, Сыну и Святому Духу Богу, Троице единосущной и нераздельной! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1665 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Этос  – набор этических принципов, воплощение религиозных убеждений в жизни.  На греческом эти слова отличаются только одной буквой: «единосущный» – это μοοσιος (омоусиос), а «подобосущный» – ομοιοσιος (омиусиос).

http://pravoslavie.ru/111221.html

Почитание М. как на Западе, так и на Востоке начало формироваться вскоре после его кончины. В кратком жизнеописании, включенном в Liber Pontificalis, М. представлен как защитник правосл. веры. Основное внимание уделено его выступлению против ереси монофелитства и неудачному покушению экзарха Олимпия на его жизнь. Об аресте, о ссылке и кончине М. сообщается в лаконичных выражениях, при этом подчеркивается, что понтифик стал исповедником Христа, на его могиле совершались чудеса (LP. T. 1. P. 336-338). В формулах из Liber diurnus «священной памяти Мартин, вселенский папа» упоминается как защитник истинной веры (Liber diurnus Romanorum pontificum. 1889. P. 72). Панегирик М., защитнику Православия, включен в Житие св. Элигия (CPL, N 2094), к-рое было написано св. Авдуеном Ротомагским († 684), однако впосл. было переработано (по всей видимости, в VIII-IX вв.). В Житии сообщается, что при имп. Константине (Константе II) на Востоке получила распространение ересь, близкая к докетизму (составитель Жития не скрывает, что франк. епископам было трудно понять смысл вост. еретических учений). «Блаженнейший папа» М. разоблачил ересь и осудил еретиков на созванном им Соборе. Он попросил короля франков прислать ученых епископов, однако Элигий, к-рому предстояло выполнить эту миссию, задержался в Галлии и не успел отправиться в Рим до ареста понтифика. Тем временем император и др. еретики требовали, чтобы М. отрекся от «веры отцов» и «кафолической веры». Ссылаясь на свидетельство «брата, прибывшего с Востока», автор Жития утверждает, что М. был схвачен, подвергнут издевательствам и вывезен в К-поль, где он исцелил слепого, а затем скончался от перенесенных мучений. Некий еретик из заморских стран прибыл в Галлию и, поселившись в Августодуне (ныне Отён), проповедовал ложное учение. По инициативе Элигия был созван Собор в Аврелиане (ныне Орлеан), на котором после длительного обсуждения еретик был осужден. Далее в Житии сообщается о др. еретиках, действовавших в Галлии и изгнанных по указанию Элигия, однако неясно, были ли они монофелитами (Vita Eligii episcopi Noviomagensis. I 33-36//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 689-693). Впосл. эти главы из Жития Элигия были положены в основу краткого Жития М. (BHL, N 5598; см.: AnBoll. 1889. T. 8. P. 153).

http://pravenc.ru/text/2562416.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010