Сего ради Феодул, епископ Макриский, писание архиерейского сана отрёкшийся, паки егда прочетшаяся отречение его не греха, но смиреномудрия ради бывшее быти явися, от святейшего патриарха Константинопольского Михаила Агхиала сана архиерейского наслаждатися, архиерейское действовать, и яко достойный епископ быть удостоился. Яко Арменопул свидетельствует в книге первой. Сего ради Евстафий епископ, письменно епископства отрёкшийся, от святого третьего вселенского собора сие получить сподобился. Первое: да чести архиерейской наслаждается; второе, да по соизволению престольного епископа диаконов хиротонисует, иерея поставляет и прочее архиерейское священнодействует; третье, да в церковь вдовствующую и престольного епископа не имущую введётся. Яко свидетельствует третьего вселенского собора послание, ко собору Памфилийскому написанное. Сего ради иерей Вианор, иерейства отрёкшийся, паки от святого и богомудрого Великого Василия иерейское священнодействовать сподобился. Третье, яко епископы не могут епископа низложить без первого их епископа, по девятому правилу Антиохийского собора, так глаголющему: без первого их епископа, да ничтоже творят епископы. Как же возмогут низложить митрополиты патриарха своего без иного патриарха или его экзарха? Не бо лепотствует сыновьям отца своего чести лишать, овцам пастырю своему власть пастырскую восхищать и подчинённым архиереям чиноначального архиерея низлагать и того архиерейства же и священства чужда творить. Аще бо епископу, со своим митрополитом прящуся, годствует судитися пред патриархом Константинопольским, по девятому правилу четвёртого собора вселенского, так глаголющему: аще же какой епископ или клирик со митрополитом прется, да пред Константинопольским судится, колми паче митрополитам со своим патриархом прю имущим и того низложить хотящим пред Константинопольским патриархом судиться и от того на низвержение своего патриарха суда и изречения правильного просить подобает. Но речет кто, яко иеромонах Матфей Властарый глаголет имя без вещи не бывает; убо кто остави епископство, сей несть епископ, последовательно же ниже архиерей. На сие глаголание Матфеево сице отвещаю: яко ино есть епископство, ино же архиерейство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

2010. Нелюбов Б. А. Древние Восточные Церкви: Армянская Церковь //АиО. 1999. 2(20). С. 308–339. См. также 2465. Нравственное Богословие См. также: Аскетика 2091–2151); Этика 3054–3061) Общие вопросы 2011. Бердяев Н. А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан//ЦиВр. 1992. 3. С. 26–42. 2012. Флоровский Г. В., прот. Этос Православной Церкви//ВРЗЕПЭ. 1963. 42/43. С. 133–147. 2013. Чаплин В., прот. Нравственность в Церкви и вне ее: Православный взгляд в условиях меняющегося общества//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 87–100. См. также 2728, 2948, 3055, 3122. Священное Писание – источник христианской нравственности См. 132, 292, 336, 489, 2334 и др. Христианская нравственность в истории 2014. Данилевский И. Н. «Добру и злу внимая равнодушно...»?: (Нравственные императивы древнерусского летописца)//АиО. 1995. 3(6). С. 145–159. 2015. Дронов М. , прот. «Не противься злому...»//АиО. 1996. 1(8). С. 136–158. 2016. Румянцева В. С. Епифаний Славинецкий и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 79–86. 2017. Скурат К. Е. Обличение пороков в русской церковной литературе XI-XVII вв.//БТ. 1996. Сб. 32. С. 223–234. 2018. Сомин Н. В. Профессор В. И. Экземплярский и его книга «Учение Древней Церкви о собственности и милостыне»//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 48–50. См. также 393, 435, 2441. Обязанности христианина по отношению к самому себе 2019. Бурова О. К. Самосовершенствование: анахронизм или проект?//BiP. 2000. 1. С. 103–108. Культурологический анализ: человек в совр. о-ве. Мотивация поведения. Нравственная жизнь христианина См. также: Духовная жизнь христианина 2099–2134). 2020. Лега В. П. О вере и целомудрии//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 29–33. 2021. Трауберг Н. Л. Мир под оливами; Только детские книги; La sua voluntade...//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 280–286. Размышления о том, как трудно «христианскому» о-ву сохранить и осуществлять нравственные заповеди Христовы. См. также 1420, 1569, 1659. Христианское воспитание См. также: Церковное образование и воспитание 2629– 2744).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1506 году, когда вызван был Великим Князем Василием Иоанновичем учёный грек Максим, для разбора рукописей царской библиотеки, он был помещён в Чудовом монастыре. Во время Патриарха Филарета Никитича в этом монастыре заведена была школа, называвшаяся Патриаршей, потому что состояла под ведением самого Патриарха; первым учителем в ней был Грек Арсений. Упражняясь в духовной жизни, иноки Чудова монастыря занимались изучением греческого и латинского языков и переводили книги на русский язык. Между другими занятиями иноков этого монастыря было и исправление церковных книг по греческим подлинникам. Главным образом в этом деле трудились Арсений Грек и потом Епифаний Славинецкий. Чудов монастырь был местом упокоения для оставлявших паству святителей. Так, напр., сюда уединился Всероссийский Митрополит Феодосий в келию простого монаха и принял к себе одного прокажённого, которого покоил и омывал раны до самой его смерти. Здесь в иноческих подвигах провождали последние дни свои Всероссийские Митрополиты Симон и Афанасий, также и Новгородский Архиепископ Геннадий. Чудов монастырь отличался от других монастырей особыми обычаями, которые утвердил впоследствии Патриарх Адриан. Дабы иноки сей обители более прилежали безмолвию, он установил в понедельник, среду и пятницу запирать ворота обители; а для того, чтобы иноки более заботились о своём спасении и богомыслии, в особенности во время Богослужения, устроил особые входы в церковь : для мужеского пола – в Алексиевскую, а для женского – в Благовещенскую, как делается и доселе. Все русские цари, начиная с Дмитрия Иоанновича Донского, чтя св. обитель, посещали её для поклонения св. угоднику Алексию Митрополиту. Эта обитель была некогда купелью русских государей, со времени Великого Князя Дмитрия Иоанновича Донского. Здесь же восприял св. крещение и ныне царствующий государь Император Александр Николаевич, который при этом возложен был на раку Алексия Митрополита. В 1812 году Митрополит Платон, предвидя нашествие неприятелей, находясь в Чудове монастыре, горько оплакивал судьбу Москвы, обречённой на сожжение и поругание. Предчувствуя конец своей жизни, он простился со своею Московской паствою, после чего скоро и скончался. Ризница Чудова монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В 1625 году в Киево-Печерской лавре издается Молебник, названный Акафистом. Название данного сборника происходит из-за его стрежневой структуры – трех акафистов (Благовещению Пресвятой Богородицы, Успению Пресвятой Богородицы и «Иисусу Сладчайшему» — последний акафист в конечном итоге попадет и во все современные молитвословы, а сам набор акафистов изменится). В этом же сборнике впервые появляется выражение «на сон грядущим» в отношении вечерних молитв (а не «на сон грядущ» как в молитвословах Василия Суражского и виленской братии, хотя сборники этих двух традиций становятся основой, которую дорабатывают редакторы Киево-Печерской лавры). Смутное время стало для московской книжной традиции периодом длительного застоя. Лишь в 1625 году благодаря усилиям монаха Арсения Глухого издается московский вариант «Псалтири с восследованием». Состав этого сборника был сделан с опорой на келейное правило Троице-Сергиевой лавры. Вечерние молитвы обозначены в нем как «молитвы спальные». Иеромон. Далмат приходит к выводу, что изначальные печатные московские сборники не наследовали особенностей виленских или киевских, однако, брали их как пример в организации текста 7 . Именно никоновская справа богослужебных и келейных сборников, которая закончилась при патр. Иоакиме, и которой де-факто руководил монах Чудова монастыря Евфимий, ученик иером. Епифания (Славинецкого) объединила московскую и киевскую традицию молитвословов, с приоритетом киевских образцов (т. н. «литовских книг»). В частности, именно в Каннонике 1679 года вместо чина «внегда востати от сна» помещены молитвы утренние, а вместо «спальных» молитв московской традиции указаны «молитвы на сон грядущим». В своем письме монаху Иову старец Евфимий в конце XVII века также указывает на те произведения, которые он заимствует из киевской традиции и которые доныне используются в современных молитвословах (акафист Иисусу Сладчайшему, канон Ангелу Хранителю и пр.). Статус и образ молитвенника в XIX веке дается в статье «Молитвослов» в энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1896 год, там же выделяются частное и публичное богослужение. В рамках частного богослужения основной книгой является Молитвослов (за которым по степени важности следуют Правильник – сборник, содержащий правила ко Святому Причастию и прочие молитвословия для приготовления к Таинствам или благодарения за них, Акафистник – сборник акафистов, Канонник – сборник богослужебных канонов и Святцы – сборник, построенный в хронологическом порядке с упоминанием дат памяти святых и молитв, как правило кондака и тропаря, им). Молитвослов, согласно данной статье, объединяет наиболее важные части всех этих четырех книг, а также часть богослужебных текстов Часослова 8 .

http://azbyka.ru/molitwoslov

В 1674 г. церковный Собор поручил П. организацию процесса перевода на слав. язык Библии, к-рым занимался иером. Епифаний (Славинецкий) . Переводчики начали работать на Крутицком подворье, однако не завершили перевод в связи с кончиной П., а позже и Епифания (Славинецкого). Кроме того, П. руководил подготовкой к публикации «Извещения о согласнейших пометах вкратце изложенных со изящным намерением требующим учитися пения». Для работы со сборником правил знаменного пения П. по поручению царя собрал «мастеров… добре ведуших знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы», одним из них стал Александр Мезенец ( Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукоп. мат-лам XV-XVIII вв. Л., 1972. С. 112). Среди достоинств П. Симеон Полоцкий отметил страннолюбие и нищелюбие: «...питаше священныя люди, монахи, и всяких чинов церковники и часто и доволно, приимаше странныя в дом свой, яко вторый Авраам… нескудная подаяния творяше» ( Белокуров. 1886. С. 604). П. сделал множество вкладов в мон-ри и храмы и прежде всего в Новоспасский мон-рь, где был пострижен. Монахи обители составили «Хартию» «за своими «руками», в которой описали деятельное участие П. в монастырской жизни и перечислили его богатые дары (на 2 тыс. р.): драгоценную церковную утварь, облачения, митры, иконы, кресты и проч. (Хартия Новоспасского монастыря архим. Иосифа о пожертвованиях митр. Павла// Белокуров. 1886. С. 606-611). Сохранилось духовное завещание П., написанное им в 1672/73 г. В нем он не столько распоряжается своим имуществом, сколько рассуждает о грехах, кается в них и просит прощения, обращаясь ко всем братьям во Христе (Духовное завещание Павла, митр. Сарского и Подонского. 1886). Исследователи высказывают предположения, что и завещание П. в его богословской части было написано для П. Симеоном Полоцким ( Татарский И. А. Симеон Полоцкий. М., 1886. С. 108-111), а перу П. принадлежат лишь хозяйственные распоряжения. Известны письма и грамоты П. о церковных делах и вкладах, напр., он благословил строительство придела во имя св. Феодора Стратилата при костромском Успенском соборе (1665) ( Соловьев. 1894. С. 85), возведение ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Колесниковой пуст.; писал Вологодскому архиеп. Симону о хозяйственных делах (1671), в Сундырь (ныне г. Мариинский Посад) - дьяку А. Земцову. П. написал Завет архимандриту Новоспасского мон-ря - своеобразное духовное поучение, к-рое сопрождалось вкладом (РНБ. Погод. 1963. Л. 133-137). Кроме того, по поручению П. Федор Константинов написал Чиновник, посвященный пребыванию в Москве вост. патриархов ( Зиборов. 1998. С. 7).

http://pravenc.ru/text/2578473.html

В истории этой можно было бы поставить точку, ведь очень скоро княгиню забыли, да и к гробнице ее относились с небрежением. Если бы не видение Анны Кашинской тяжело болящему пономарю Герасиму в 1611 году. Это было Смутное время и Кашину разорением угрожали поляки. Буквально чудом город продолжал стоять. В видении Герасим увидел святую Анну, которая сказала ему, что непрестанно молиться о родном ее сердцу городе и его жителях. Наутро сам Герасим был здоров. Слух о произошедшем исцелении и видении быстро распространился. И вот уже к гробнице княгини начинает стекаться народ, а случаев исцелений становится все больше. Происходящее стало известно царю Алексею Михайловичу. По его повелению в 1649 году духовенство освидетельствовало гроб и письменно зафиксировало чудеса. Еще чуть позже на Поместном соборе, организованном патриархом Никоном, схимонахиня Анна Кашинская была причислена к лику святых. Также было определено вскрыть гроб княгини. При большом стечении народа и в присутствии царя гроб открыли и обнаружили нетленные останки. Службу святой Анне по повелению царя составил Епифаний Славинецкий. Память ее совершается 15 (2) октября (в день кончины) и 3 августа (21 июля) (в день обретения мощей). Год спустя, 12 июня 1650 года в Кашин для перенесения останков святой из ветхого Успенского собора в новый, каменный Воскресенский собор, приехал царь Алексей Михайлович с супругой и сестрами. Вместе со своими боярами царь нес гроб княгини. А покров на гроб вышивала сама царица и царевны. Как говорят документы, процессия была столь пышной, а событие так торжественно и значительно для всех присутствовавших, что трудно в истории найти другой подобный случай. Что такое деканонизация, или Как стать святым во второй раз Точка просится и здесь. Но нет, не получается ее поставить. Ведь не прошло и тридцати лет, как в 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была деканонизирована. Прежде всего, это было связано с эпохой борьбы со старообрядчеством. Дело в том, что благословлявший жест святой княгини, раскольники трактовали как двоеперстие. Да и саму святую сделали символом своей борьбы. Поэтому раку с мощами закопали, святую Анну вычеркнули из списка святых, житие предали анафеме, а церкви, возведенные в ее честь, переименовали. Запрещено было служить молебны святой Анне, только панихиды. Ничего подобного Русская Православная Церковь прежде не знала. Но почитание Анны Кашинской в Твери не прекратилось. Вера была крепка. Поэтому продолжали писаться ее иконы, совершаться крестные ходы до Нерли, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. Вплоть до 1769 года продолжали вестись записи исцелений от ее гроба. Именно поэтому в 1818 году решением Святейшего Синода святая Анна Кашинская вновь была внесена в месяцеслов.

http://foma.ru/imya-anna-edinozhdyi-knya...

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Храмы Храм Воскресения Христова (Воскресения Словущего) построен в 1689-1701 гг. Освящен Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня с храмом во имя Архистратига Божия Михаила построена в 1748 г., перестраивалась в 1848 г., после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, Митрополитом Московским , во имя Святого Апостола Иоанна Богослова. Расцвет монастыря связан с основанием в его стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (†1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 г. по его приглашению ученые киевские монахи Епифаний (Славинецкий) , Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) , Феодосий (Сафанович) и др. разместились в стенах монастыря. Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. В XVIII в. Андреевский монастырь упразднялся дважды: первый раз в 1725 г., и во второй раз, после возобновления в 1730 г., в 1765 г. После упразднения монастыря его храмы были обращены в приходские. В 1803 г. Московское купеческое общество возвело на месте ветхих монастырских стен корпуса Богадельни, которая была закрыта в 1918 г. До 1917 года при храме Воскресения существовала Церковно-приходская школа. Храмы были закрыты: надвратный — Святого Мученика Андрея Стратилата - в 1918 г., храм Воскресения Христова — в 1924 г., храм Святого Апостола Иоанна Богослова — около 1940 г. С конца 1960-х годов в комплексе Андреевского монастыря размещался Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы Госстандарта СССР. В августе 1991 г. образовано Патриаршее подворье и принято решение о размещении в обители Синодальной библиотеки Московского Патриархата. С марта 1992 г. в храме Воскресения Христова возобновлены Богослужения В 1997 г. возстановлена звонница на колокольне. 16 июля 2013 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви вместо Патриаршего подворья возсоздан Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, наместником монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт. В настоящее время ведутся реставрационно-возстановительные работы. В 2015 году храму исполнилось 340 лет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Феофилакт совершил освящение трех Престолов надвратного храма: центрального во имя Святого мученика Андрея Стратилата, правого во имя Святого апостола Андрея Первозванного и левого во имя Великомученика Феодора Стратилата.

http://azbyka.ru/palomnik/Андреевский_му...

В Россию А. вернулся через Дамаск, где виделся с Антиохийским Патриархом Макарием III , Алеппо, далее через Кавказ, в кафедральном соборе Мцхеты Светицховели осмотрел хранившуюся там Ризу Господню. Прибыв в Москву в июне 1653 г., А. поднес царю Алексею Михайловичу «Проскинитарий». В Посольский приказ была подана полная рукопись, а для Никона , сменившего на Патриаршем престоле Иосифа, А. приготовил краткую редакцию, опустив отзывы о греках. По свидетельству «Известия о рождении, и воспитании, и о житии Святейшего Никона», написанного Иоанном Шушериным , А. привез в Москву модели иерусалимского храма Воскресения Христова и Вифлеемского храма. Модель храма Воскресения, выполненная из черного ореха, инкрустированного перламутром, послужила образцом при постройке Патриархом Никоном Воскресенского храма в Новоиерусалимском мон-ре под Москвой. Поездка на Афон за греч. рукописями (1653-1655) Через 4 месяца после возвращения А. был послан на Афон для приобретения древних греч. и слав. рукописей и книг, необходимых для начавшейся в России книжной справы никоновской , а также для греко-лат. школы, открытой в Москве в 1653 г. Арсением Греком . О поездке А. на Афон сообщает Епифаний (Славинецкий) в предисловии к Служебнику (М., 1655. Л. 30, перепечатывалось в изданиях Служебника 1656 и 1658 гг.). А. вез грамоту Патриарха Никона к К-польскому Патриарху, письма настоятелям святогорских мон-рей, богатую милостыню - «денежную казну» и на 3 тыс. р. соболей. А. прибыл на Афон в апр. 1654 г. Прожив на Св. горе более 2 месяцев, он посетил более 17 мон-рей: лавру св. Афанасия, Иверский, Ватопедский, Филофея, Дионисия, Пантократора, Дохиар, св. Павла, Хиландарский, Руссик, св. Григория, Симонопетра и др.- и осмотрел их б-ки, в к-рых отбирал преимущественно древние, пергаменные рукописи - богослужебные книги или списки творений отцов Церкви, а также печатные издания XV-XVI вв. Внизу одного из начальных листов выбранной книги А. ставил пометы: «Арсен i й», «Арсеней» или «Арсениос», монастырские библиотекари писали на книге название мон-ря по-гречески.

http://pravenc.ru/text/76252.html

Впрочем, благое дело не осталось в забвении. В том же году, когда Арсений удален был в Соловки, возникающее просвещение нашло себе покровителя в молодом любимце и сверстнике Царя, – Постельничем Феодоре Михайловиче Ртищеве. Сын Окольничего, прозванный современниками мужем милостивым, любя сан иноческий, Феодор устроил на берегу Москвы-реки, близ Воробьевых гор, у церкви св. Апостола Андрея, монастырь в честь Преображения Господня, и вызвал в него из Киевопечерской Лавры, монастыря Межигорского 13 и других малороссийских, до тридцати иноков, строгих по жизни. Но не довольствуясь тем, он пригласил к себе из той же Лавры несколько и ученых иноков, для обучения юношества московского свободным наукам 14 . В числе сих иноков первое место занимал Епифаний Славинецкий, который отличался знанием греческого языка, кроме латинского и польского, и успел показать еще в Киеве много опытов своих богословских познаний 15 . Вместе с ним Царь Алексей Михайлович требовал в Москву от Митрополита киевскаго Сильвестра еще двух ученых иноков из Лавры: Арсения Сатановского и Дамаскина Птицкого, для составления вновь перевода св. Писания с греческого языка на славянский 16 . Неизвестно, был ли прислан Дамаскин, но Арсений разделял ученые труды с Епифанием, равно как и еще другие иноки, допущенные им в ученое братство: монах Исаия, бывший Игумен Путивльский Сергий, монах Чудова монастыря Евфимий, священник Никифор и иеродиакон Моисей 17 . Некоторые из сих последних, трудившихся в переводе с греческого, может быть, сами одолжены своим образованием наставникам киевским. Почти можно полагать за верное, что в этом ученом движении главное участие принимал Никон, тогда новгородский Митрополит, любимец и первый советник Царя и весьма расположенный к Ртищеву. Когда же Никон сделался, после Иосифа, Патриархом Всероссийским, тогда взял он Епифания из Андреевского монастыря в Чудов и сделал его начальником Патриаршего училища и сверх того главным справщиком на печатном дворе 18 . Арсений грек возвращен из Соловецкого монастыря и определен ему помощником.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Е. является автором ряда полемических сочинений, поучений, трудов церковно-дисциплинарного характера, стихотворных произведений. Ученый монах сыграл важную роль в обсуждении и окончательном утверждении на Руси правосл. взгляда на время пресуществления Св. Даров. Этому вопросу посвящены его труды «Показание на подверг латинского мудрствования» (Там же. 440. Л. 123-124 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 482. Л. 1-3) и «Опровержение латинского учения о времени пресуществления» (ГИМ. Син. V. Л. 376-385). Вероятно, что и кн. «Остен», в к-рой на основе определений Собора 1690 г. были подытожены евхаристические споры в Русской Церкви и к-рая приписывалась патриарху Иоакиму, была составлена Е. (ср. черновик книги, им написанный и отредактированный - Там же. Син. 545). Церковные власти неоднократно обращались к Е. с просьбой дать оценку разного рода неправосл. «исповеданиям веры». Е. написал опровержение мнений католика Григория Скибинского (Там же. Син. I. Л. 305-320), Петра Артемьева , перешедшего из Православия в католичество (БАН. 34.3.13), католика Яна Белободского (Белобоцкого), близкого по воззрениям к протестантам (ГИМ. Син. 371, 346. Л. 1201-1217; 596. Л. 79-101). Перу Е. принадлежит «Воумление от архиерея для священников» (наставление, как совершать литургию), основанное на Требнике митр. Петра (Могилы) (Там же. 433, 683, 567), сборник статей о Символе веры (Там же. 396). Вопросам библеистики посвящено неск. трудов Е., в которых, сопоставляя Вульгату и Септуагинту, автор доказывает превосходство последней: «Оглавление библейское... по алфавиту» (РГБ. Ф. 310. Унд. 431), трактаты «На оглаголующих священную Библию» (ГИМ. Син. 373) и «Обличение на гаждателей Святого Писания Библии» (Там же. Чуд. 285 (83)). Е. является автором 6-й (последней) редакции Жития митр. св. Алексия (ГИМ. Син. 596. Л. 13-26 об.; РГАДА. Ф. 381. 332. Л. 1-6 об.), Жития Ф. М. Ртищева (ГИМ. Син. 716), слов и поучений: на праздник в воспоминание Чуда арх. Михаила в Хонех (Там же. Син. 221. Л. 397-416 об.; 596. Л. 2-12 об.), на чтение из Евангелия от Луки: Гл. 1. Ст. 52 (Там же. 557. Л. 92 об.- 95 об.), о Патриаршестве, написанное для патриарха Адриана (Там же. 596. Л. 64-78 об.), о возможности изображения Бога Саваофа (Там же. Син. III. Л. 184-207; 346. Л. 1275-1292 об.). Пространное «Слово о милости, и кии просящих достойны суть милости, кии же ни» (Там же. 716. Л. 20-70 об.; 483. Л. 883-915; БАН Украины. 290/145. Л. 414-457), обычно приписываемое Е., создано Епифанием (Славинецким). «Слово...» содержится в составленном и переписанном Е. сборнике слов и проповедей Епифания. Перу Е. принадлежит ряд стихотворений (ГИМ. Син. 396. Л. 1-8 об.), стихотворные эпитафии на смерть Сарского и Подонского митр. Павла († 1675) и Епифания (Славинецкого) (Там же. 483. Л. 853-858; БАН. Арх. ком. 100. Л. 123 об.).

http://pravenc.ru/text/187698.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010