Евфросиния Александрийская , прп. (25 сентября/8 октября; 15/28 февраля) Евфросиния Московская – см. Евдокия Московская Евфросиния Полоцкая (до крещения княжна Предислава), прп., игумения (23 мая/5 июня) Евфросиния (в иночестве Евпраксия) Рязанская (5/18 июня) Екатерина Александрийская , дева, вмц. (24 ноября/7 декабря) Ексакустодиан (Константин) Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Елеазар Анзерский (Севрюков), прп. (13/26 января) Елеазар Иерусалимский , мч., учитель мчч. Маккавеев (1/14 августа) Елеазар Маккавей , мч. (1/14 августа) Елевферий Иллирийский , Римский, еп., сщмч. (15/28 декабря) Елезвой Ефиопский , царь (24 октября/6 ноября) Елена Константинопольская , равноап., царица, мать имп. Константина Великого (6/19 марта; 21 мая/3 июня) Елисавета Феодоровна , Алапаевская, вел. княгиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Елисавета , прав., мать св. Иоанна Предтечи (5/18 сентября) Елисей , пророк, ученик и преемник пророка Илии (14/27 июня) Елпидий Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Елпидифор Персидский , мч. (2/15 ноября) Емилиан Доростольский , мч. (18/31 июля) Емилиан Кизический , еп., исповедник (8/21 января; 8/21 августа) Енравот-Боян Болгарский , мч. (27 марта/9 апреля) Епенет , ап. от 70-ти, еп. Карфагенский (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Епистимия Емесская (Финикийская), мч. (5/18 ноября) Епифаний Кипрский , еп. (12/25 мая) Еразм Печерский , прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (24 февраля/9 марта; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Еразм Охридский , сщмч. (2/15 июня) Ераст , ап. от 70-ти, еп. Панеадский (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Ерм (Ермий), ап. от 70-ти, еп. Далматский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля; 31 мая/13 июня) Ермий Команский , мч. (31 мая/13 июня) Ермипп Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа) Ермоген Александрийский , епарх, мч. (10/23 декабря) Ермоген Московский и всея России, патр., чудотворец, сщмч. (17 февраля/2 марта; 12/25 мая; 5/18 октября свт.]) Ермократ Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как на небе сияет множество звезд, так в мире православном сияют светом благочестия святых обителей. Одно из первых мест среди них занимает, несомненно, Соловецкий монастырь, основанный трудами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. На далеком севере, среди льдов Белого моря, на безлюдном, пустынном некогда, острове красуется своими белыми церквами, окруженная высокими серо-каменными стенами, эта издревле славная обитель и привлекает к себе тысячи православных паломников. – «Тысячи народа из всех далеких краев России ежегодно притекают сюда, чтобы так или иначе восприять здесь частицу лучезарного света и понести ее в темные уголки, во всех концах обширного нашего отечества». А многие навсегда остаются здесь для иноческих подвигов и трудов на монастырских послушаниях. Здесь всегда были и есть, великие в своем смирении и простоте, подвижники благочестия, жизнь которых может всякому послужить образцом для подражания. Еще при жизни первоначальников обители преп. Зосимы, Савватия и Германа процветало здесь строгое, подвижничество, и среди учеников преподобных было несколько лиц, отличавшихся святостью своей высоко христианской жизни. Таковы были: Иоанн – свещеносец, Стефан – трудник, Зосима – учитель и духовный отец преп. Феодорита-просветителя кольских лопарей, Герасим, удостоенный не раз явлений преподобных Зосимы и Савватия и другие. В XVI и XVII веках духовная жизнь развивается пышным цветком. Четверо учеников св. Филиппа, игумена Соловецкого (1548–1566), а потом митрополита Московского, были прославлены от Бога, за свою святую жизнь, нетлением мощей: это были преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, и, Иоанн и Лонгин Яренгские, – утонувшие на Белом море, при исполнении монастырского послушания. Подвизается преподобный Елеазар Анзерский, своими молитвами испросивший царю Михаилу Феодоровичу сына, Алексея Михаиловича. Вместе с ним подвизаются его блаженные ученики Никифор, Никодим и Никон. Последний, однако, через несколько лет, по несогласию с Анзерской братией, оставил остров, но со своим учителем навсегда остался в дружественных отношениях. Будучи сначала Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон не забывал своего наставника и содействовал устроению его скита. Его любовь сказывалась во всем. До нас сохранилась одна грамота Никона, в которой он пишет, что, посылая на братию рыбы 11 осетров, для строителя старца Елеазара, особо присылает еще «рыбу белужку» 1 , что уже само собой опровергнет то несправедливое мнение, что Никон и Елеазар были во вражде. 2 Другие два ученика преп. Елеазара всю жизнь подвизаются вместе с ним. Никифор умер ранее, и преп. Елеазар, горячо любивший его, просит Бога открыть загробную судьбу своего ученика и был удостоен видения блаженной участи усопшего и назвал его праведным. Никодим же, по смерти преп. Елеазара (1656 г.) занял его должность и скончался уже позже – в 1677 году; но неразлучные при жизни, они все трое и по смерти неразлучны; их гробницы находятся в одной часовне и друг подле друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Преподобные Зосима Соловецкий, Елеазар Анзерский, блж. Иоанн Большой Колпак, прор. Илия. Икона. 2-я треть XVII в. (ГТГ) В сер.- 2-й пол. XVIII в. получил распространение извод «Прп. Елеазар Анзерский, с видом обители». Такая композиция появилась в резцовой гравюре и затем в литографии. Среди святых Соловецкого патерика только изображения преподобных Зосимы и Савватия, как правило, дополнялись панорамой монастыря. Наиболее ранняя икона относится к сер. XVIII в. и происходит из Троицкого скита на Анзерском о-ве (СГИАПМЗ). Е. представлен в рост, вполоборота влево, в молении Иисусу Христу на облаках, слева от фигуры святого - белая 3-главая церковь и клеймо «Преставление прп. Елеазара Анзерского». Изображение Троицкого храма с 3-лопастным перекрытием по закомарам встречается только на этой иконе. К кон. XVIII в. в гравюре сформировался иной облик храма, где колокольня и церковь завершались шпилями. В дальнейшем этот вариант стал образцом для иконописных произведений. Образы Е. писали в иконописной мастерской, впосл. в живописной палате Соловецкого мон-ря. В частности, известна большая икона 60-х - нач. 80-х гг. XIX в. (СГИАПМЗ), на к-рой святой представлен в рост, в правом повороте, обращенным к Спасителю, в куколе и схиме, в правой руке - раскрытая книга с текстом: «Молю васъ, бpamiя моя. Любовь имеите между собою, ибо любовь рождена есть от Бога и совершение имеет всего закона. Она не токмо любящаго любитъ, но и враждующаго. А без любве аще и горы имете преставляти, и во огни тело сожеши». Пейзажный и архитектурный фон с постройками Анзерского скита достаточно реалистичен: видна Троицкая губа, которая вдается в остров, на берегу - одноглавая церковь с колокольней, примыкающей трапезной и 2-этажными кельями (точно воспроизведен треугольный фронтон, порядок расположения окон в здании келий). Такой облик храма существовал до перестройки 1884 г. На подобной иконе кон. XIX в., выполненной в монастырской живописной мастерской (ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия на Соловецком подворье Архангельска), Троицкая ц. запечатлена уже после ее реконструкции.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Иеродиакон Елеазар (Титов): - Можете посоветовать монастыри, по которым следует поездить? Наш монастырь, к примеру. Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Если мы будем о своем монастыре говорить хорошие, бесы нападут, побьют всех. Поэтому надо всегда говорить только плохое. Хороший монастырь тот, где идет молитва, покаяние. Если в монастыре есть духовник и сестры могут каждый день исповедоваться, раскрывать болезнь своей души, то это хороший монастырь. А если духовника нет, все «варятся в собственном соку», иноки будут мучиться, страдать и искать. Особенно в женских монастырях сложно, бывает, появился какой-то грех и приходится куда-то ехать, чтобы покаяться, допустим, в Сергиеву лавру или туда, где есть духовник. Иеродиакон Елеазар (Титов): - Есть несколько вопросов: «Скучаю по Церкви в течение рабочей недели. Что делать, постоянно тянет в Церковь»? Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Это благодать Божья призывает. Читать молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную». Евангелие читать, сказано:  «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19). Иеродиакон Елеазар (Титов): - Батюшка, когда меня Господь привел в храм, в наш монастырь, у меня была такая жажда постоянно в Церковь ходить, я тогда учился в мирском учебном заведении, садился на последнюю парту, открывал в пакете молитвослов, и не слушал что преподаватели говорят, а читал молитвы по молитвослову; постоянно тянуло в храм. Другой вопрос: «Двадцать лет хожу в храм, постоянно одни и те же грехи повторяются. Как быть?» Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Не грешить. Господь призывает к покаянию. Много не вкушайте пиши. Можно от мяса воздерживаться, круглый год его не есть. Никого не осуждать, не гордиться, и благодать Божья будет хранить. Надо искренне исповедоваться. А то обычно приезжают ко мне автобусы из Москвы, из Подмосковья, из других городов, спрашиваю:  «В этих грехах каялись?» -  «Да, каялась». – «Аборты были?» -  «Были». – «Сколько?» -  «Шесть абортов». – «А на исповеди говорили, что шесть?» -  «Нет». -  «Когда человек убил другого человека, ему дают 8-10 лет. Убил двух, было время, вышку - расстрел. Важно сказать сколько. И в требнике священника написано: сколько абортов, сколько мужчин или женщин было. Надо сказать количество обязательно». Всё то, что мы делаем, говорим, мыслим, ничего не исчезает, все запечатлевается в вечность на все времена. Перейдем в тот мир, и эти грехи нераскаянные будут нас мучить.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-obscha...

Книга повествует нам об особых заслугах братьев Маккавеев, о той вере, которую они проявили, о тех подвигах, которые проявили простые иудеи и даже жизни свои положившие за истинное богопочитание. В частности, это мученичество Елеазара. «Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучения и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению... убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти» (2 Мак.6, 18-22). Однако, он отвергал все их притязания и пошел на мучения добровольно. «Готовясь уже умереть под ударами, он восстенав произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю по страху перед Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец мужества и памятник добродетели.» (2 Мак. 6, 30—31) Елеазар — один из первых ветхозаветных мучеников за иудейскую веру. 90-летний книжник Елеазар был замучен до смерти, так как не хотел вкусить идоложертвенное мясо — свинину. Эта книга повествует о смерти семи братьев мучеников Маккавейский, которые в присутствии самого Епифана исповедывали истинное богопочитание. Во второй книге Маккавейской в 7-й главе говорится о мученичестве семи братьев Маккавейских. «Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами.» (2 Мак.7, 1) Постепенно всех их по очереди пытали страшнейшими пытками: отрезали языки, сдирали кожу, отсекали члены тела на виду братьев и матери. И мать увещала их, говоря: «Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни перед лицем народа: «и над рабами Своими умилосердится». Будучи близок к смерти один из них так говорил: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь». (2 Мак. 7, 14)

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

Отец Михаил призвал духовных чад отца Елеазара к радости: " Память о нем - это не только скорбь, но и торжество для каждого из нас. Скорбь по усопшим - это не совсем по-христиански. Мы не должны быть, по слову апостола, " якоже и прочие не имущие упования "  (1Сол. 4, 13). Мы должны иметь надежду на милость Божию. Мы не сомневаемся в посмертной участи отца Елеазара - скорее, просим его молитв, чтобы нам не быть лишенными света Христова. Это не столько грустное для нас событие, сколько торжество об отце Елеазаре, находящемся в Царствии Небесном. Надеемся, что и нас Господь примет по молитвам отца Елеазара в трудном деле спасения, которое невозможно людям, но возможно Богу " . Священник поблагодарил тех, кто ухаживает за могилой отца Елеазара, " кто создает это благолепие, проявляя не на словах, а на деле любовь к нему, чтобы это место находилось в достойном виде " . По традиции, епархиальный фотограф Юрий Костыгов сделал общую фотографию. Духовные чада батюшки Елеазара уже собирались разойтись, но увидели, что к могиле идут братия монастыря. К духовной радости собравшихся, благочинный обители  архимандрит Никита (Марков)  отслужил еще одну панихиду, после которой эконом Александро-Невской лавры  иеромонах Прокопий (Павлов)  поделился своими воспоминаниями о батюшке. " Мы пришли, чтобы помолиться за упокой нашего духовника архимандрита Елеазара (Иванова), - сказал отец Прокопий. - Жизнь батюшки, которого мы все помним, проходила в трудностях, в скорбях, в молитве, в любви и, конечно же, в послушании Христу и Церкви " . Отец Прокопий напомнил, что отец Елеазар долгое время был насельником Псково-Печерского монастыря: " Он подвизался в Псково-Печерском монастыре с отцом Иоанном (Крестьянкиным), отцом Адрианом (Кирсановым). Мы молимся о них тоже - об отце Адриане как о живом, а отец Иоанн (Крестьянкин) и батюшка наш Елеазар находятся в вечности, у Бога, в райских обителях. Мы любим нашего духовника, который в жизнь братии монастыря привнес много полезного, правильного, назидательного. Мы здесь, к сожалению, не имеем традиций старчества, а вот когда отец Елеазар в 2003 году пришел к нам в обитель, он для нас открыл путь к духовничеству. Мы молимся каждый Божий день за нашего архимандрита Елеазара, владыка Назарий с братией поминают его постоянно, на каждой Божественной литургии, за каждой панихидой.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Август 1 августа 1. Святые семь [мучеников] Маккавеев, матерь их [Соломония] и [учитель их] [священник] Елеазар . Все они пострадали за чистоту израильской веры от рук царя Антиоха, одними именуемого Епифаном (то есть просвещенным), а другими – Епиманом (то есть безумным). За тяжкие грехи [, совершаемые] в Иерусалиме, а особенно за склоки [и дрязги] вокруг [дележа] архиерейской власти, и преступления [, творимые] во время сей недостойной борьбы, Бог позволил прийти великому бедствию на святой город. Антиох хотел во что бы то ни стало навязать евреям эллинское идолопоклонство вместо веры в единого живого Бога и делал всё [возможное] в этом направлении. В [осуществлении] его замысла помогали ему и некоторые вероломные архиереи и прочие иерусалимские старейшины. Как-то раз сам царь прибыл в Иерусалим и приказал всем евреям, вопреки Моисееву закону, есть свиное мясо. Вообще вкушение свиного мяса служило явным признаком того, что кто-то отступил от веры израильской. Старец Елеазар, священник и один из семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык, не захотел есть свиного мяса. За это он был мучим и сожжен в огне. Возвращаясь в Антиохию, царь взял с собой семь братьев, нарицаемых Маккавеями, и их мать Соломонию. Имена этих семи братьев суть следующие: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. На глазах у матери злобный царь истязал одного сына за другим, сдирая каждому кожу с лица, а затем бросая юношей в огонь. Все они храбро претерпели мучения и смерть – и не отреклись от своей веры. В конце концов и мать, увидев своего последнего, трехлетнего сына в огне, и сама бросилась в пламя 109 – и предала там душу Богу. Все они благочестно пострадали за веру в единого живого Бога около 180 года до Рождества Христова. 2. Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Сей праздник был установлен по договоренности между греками и русскими в правление византийского императора Мануила [I Комнина] и русского князя Андрея [Боголюбского] – в ознаменование одновременной победы русских над [волжскими] болгарами, а греков – над сарацинами. В обоих воинствах перед полками несли кресты, из которых [внезапно] засияли лучи небесного света 110 . Посему и было установлено 1 августа износить крест из храма Святой Софии: сначала на середину церкви, а затем [обносить его] по улицам – в воспоминание чудодейственной помощи креста в минувших войнах. Народ [во время этого шествия] оказывал Кресту [достойное] поклонение. Причем выносился именно тот самый Честной Крест, [обретенный на Голгофе и] хранившийся в императорской дворцовой церкви. [Сей] Честной Крест 31 июля переносили из дворцовой церкви в храм Святой Софии, а затем несли по улицам для освящения земли и воздуха. После этого, 14 августа [накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. – Пер.], Крест снова вносили в храм царских палат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

С благословения старца Елеазара иеромонах Никон предался особым подвигам поста, молитвы и воздержания. Помимо положенных молитвословий вечерни, утрени, кафизм, канонов, утренних и вечерних молитв, Никон в каждое «дненоществие» прочитывал всю Псалтырь и совершал по тысяче земных поклонов с Молитвой Иисусовой, до крайности сокращая время сна. Притом он нес иерейское послушание в церкви скита. В этих условиях Никону пришлось лицом к лицу столкнуться с тем, с чем сталкивались все истинные аскеты и подвижники благочестия. Духовные подвиги его оказались нестерпимы для врага человеческого спасения и выманили демонские силы на открытое противоборство. Как повествует Шушерин, когда Никон решался отдохнуть немного от трудов своих, «тогда абие нечистии дуси приходяще к нему в келлию, его давляху и иныя пакости и страшилища многообразными своими мечты деяху, и, от труда ему почити не даяху». Страдая от таких напастей, Никон стал читать еще и молитвы от обуревания злыми духами и каждый день совершать водоосвящение, окропляя святой водой свою келлию. Напасти прекратились. Но главное, – Никон вышел победителем в борьбе со страхом перед силами зла. Так в трудах, подвигах, молчании и молитвенном общении с Богом прошло почти три года. Однажды старец Елеазар собрался в Москву за милостыней на постройку каменной церкви в ските и взял с собой иеромонаха Никона, на которого, следовательно, особенно полагался. Никон оправдал доверие преподобного. Они побывали в Москве у «многих благородных и благочестивых» людей, били челом самому государю Михаилу Федоровичу и, собрав около пятисот рублей (по тем временам сумма, достаточная для постройки храма), вернулись в Анзер. Но здесь Никона подстерегало неожиданное искушение. Из самых благих побуждении (чтобы разбойники, узнав о деньгах, не перебили братию) Никон стал предлагать Елеазару или поскорее начать строительство, или отдать деньги на сохранение за надежные стены Соловецкого монастыря. Старцу эти предложения были не но душе, и он стал гневаться на Никона. Никон скорбел, старался достичь примирения, но не смог и решил покинуть скит. Трудно теперь в точности выяснить, что все-таки произошло. Невероятно, чтобы утверждающий себя в строгом иноческом послушании Никон дерзнул как-нибудь оскорбить старца, от которого принял постриг. Невероятно также, чтобы святой Елеазар всерьез возненавидел своего постриженника за доброе желание обезопасить обитель или не смог по-отечески простить ему даже грубость, если таковая и была допущена. Может быть, Елеазар, как наставник монахов, счел неполезным для подвижника столь живой интерес к вещам, не касающимся его духовного подвига. Как бы там ни было, но Никон воспринял эту перемену отношения к себе настоятеля как пресечение прежней любви между ними и, после безуспешных попыток восстановить ее, решил уйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

  С построением храма, Анзерские пустынники хотя не оставляли своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал для них богослужение и, в качестве " строителя " скита, пользовался некоторою властию над скитянами. Сам Елеазар избежал начальствования и оставался духовным руководителем и советником братства. Но вскоре, в 1624 году, вероятно по воле Царя или патриарха, он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерею покровителя и друга-Соловецкаго игумена Иринарха. Каких духовных даров достигли оба подвижника, обнаружилось в следующем обстоятельстве: когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своем скиту, сказал братии: " друг мой собеседник о Господе игумен Иринарх сегодня умирает,- мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых. " Иринарх же, на одре смертном, пред Соловецкою братиею произнес: " брат мой духовный Елеазар, сегодня отправляется из своего скита в нашу обитель и желает прибыть прежде моей кончины, но, по воле Божией, уже не увидит меня в живых. "   При новом Соловецком игумене Макарии, грамотою 7-го Февраля 1628 года, число братства в Анзерском ските определено в 12 человек и на это число повелено отпускать, чрез Соловецкий монастырь, из доходов Двинской области на одежду по 2 р. на человека, на содержание по три четверти ржаной муки, по осьмине овса, солоду, по полуосьмине круп и толокна, на церковные расходы-пуд воску, три ведра краснаго вина, 10 фунтов ладона, на просфоры,- по четверти пшеничной муки, и кроме того 5 р. на дрова. Благодаря такой заботливости Царя Михаила Феодоровича, материальное положение Анзерских пустынников было обезпечено. Милостивое расположение Царя к Анзерскому скиту увеличилось еще более со времени счастливаго события в Царском семействе. В беседе с Александром Булатниковым, Царь выразил ему Свою скорбь, что не имеет по Себе Наследника, прибавив: " кто бы мог помолиться, чтобы Господь разрешил наше неплодие? " Есть, Государь, " отвечал старец, " в Твоей державе один подвижник, котораго молитву, верую, услышит Господь Бог, " и разсказал о жизни и подвигах преподобнаго Елеазара. Благочестивый Царь обрадовался этой вести и послал просить пустынника в Москву.

http://isihazm.ru/?id=598

Теперь они видели, что Промысл Божий печется о них, внушив такую мысль родительнице царя. Другое обстоятельство еще более помогло Анзерским пустынникам исполнить свое желание в скором времени. Один старец, Александр Булатников, впоследствии преемник знаменитаго келаря Троицко–Сергиевой лавры, Авраамия Палицына, уважаемый царем и всею его фамилиею, знал лично прп. Елеазара. Он, вместе С игуменом Иринархом, извещал патрирха Филарета об устроении Анзерскаго скита и неимении у пустынников храма. Грамотою 18–го марта 1620 года патриарх предписывал Соловецкому игумену Иринарху послать в скит плотников и срубить храм в клетку, во имя Св. Троицы с приделом прп. Михаила Малеина, обещаясь прислать от себя образа, сосуды, облачения, книги и все, что необходимо для богослужения. С своей стороны царь, грамотою 20–го января 1621 года, повелевал Анзерским пустынникам иметь содержание от Соловецкого монастыря, не вмешиваясь в управление монастырскими угодьями, быть в послушании у Соловецкаго настоятеля и соборных старцев, самоволия и безчиния не делать, мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь молвы и смятения. С построением храма, Анзерские пустынники хотя не оставляли своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал для них богослужение и, в качестве «строителя» скита, пользовался некоторою властью над скитянами. Сам Елеазар избежал начальствования и оставался духовным руководителем и советником братства. Но вскоре, в 1624 году, вероятно по воле царя или патриарха, он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерею покровителя и друга – Соловецкого игумена Иринарха. Каких духовных даров достигли оба подвижника, обнаружилось в следующем обстоятельстве: когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своем скиту, сказал братии: «друг мой собеседник о Господе игумен Иринарх сегодня умирает, мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых». Иринарх же, на одре смертном, пред Соловецкою братиею произнес: «брат мой духовный Елеазар, сегодня отправляется из своего скита в нашу обитель и желает прибыть прежде моей кончины, но, по воле Божией, уже не увидит меня в живых».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010