921. Чтобы испытать преподобного Максима , архиерей поменялся со своим диаконом одеждой; но преподобный, увидев Владыку (в одеждах диакона), просил его благословения и сказал, что он видел, как они поменялись одеждой Архиерей Троянопольский пожелал видеть преподобного Максима и беседовать с ним. В сопутствии своего диакона прибыл он на Святую Гору. Чтобы увериться в справедливости молвы о прозорливости преподобного Максима, архиерей сказался диаконом, а своего диакона облек в архиерейские одежды. Когда таким образом явился к преподобному архиерей в виде диакона, прося позволения видеться с ним троянопольскому Владыке, преподобный отвечал: “Не искушай моей худости, святой Владыка, но благослови меня. Прости меня, – продолжал он, – я видел, как вы с диаконом поменялись одеждами.” Архиерей попросил прощения у преподобного и возвратился от него с великой пользой для своей души. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 334). 922. Святой Нифонт рассказал брату все, что случилось с ним в дороге См.. также: Вера . Один из иноков Лавры преподобного Афанасия, питая чувство любви к святому Нифонту, послал ему через своего друга сосуд с елеем. Случилось, что тот, кто нес этот дар, споткнулся на пути и упал. Другие вещи, что были при нем, разбились, а сосуд с елеем остался цел. Когда брат принес и отдал преподобному этот сосуд, Нифонт с улыбкой сказал: “Видишь, как сильна вера брата, пославшего елей. Вера его и тебя избавила от беды, и сосуд с елеем сохранила в целости, хотя все другое и разбилось.” Прозорливость Нифонта поразила брата, которому святой рассказал все, что случилось с ним на пути, и брат прославил Бога. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 368). 923. Преподобный Елеазар предузнал кончину игумена Иринарха и выехал к нему; Иринарх же, в свою очередь, узнал, что Елеазар отправился к нему Каких духовных даров достигли соловецкие подвижники, обнаружилось при следующем обстоятельстве. Когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своем скиту, сказал братии: “Друг мой и собеседник о Господе игумен Иринарх сегодня умирает, мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых.” Иринарх же на смертном одре перед соловецкой братией произнес: “Брат мой духовный Елеазар сегодня отправляется из своего скита в нашу обитель и желает прибыть прежде моей кончины, но, по воле Божией, уже не увидит меня в живых.” (Соловецкий патерик. С. 91).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства преп. игуменом Иринархом, и с усердием и ревностию занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким пониманием к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. По благословению преп. Иринарха, он оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отдаленный от Соловецкого на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбною и звериною ловлею. Поселившись один на острове, пустынник работал деревянные чашки, выставлял их на пристани, а сам удалялся в леса от людей. Приплывавшие поморцы брали посуду, а в оплату оставляли хлеб, крупу и капусту. Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Кельи отшельников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались старцы для общей молитвы и на следующий день, совершив восресное пение, расходились по кельям для богомыслия и рукоделия по силам каждого. В числе первых и ближайших учеников преп. Елеазара был знаменитый патриарх Никон . В житии Елеазара рассказывается, что он предсказал царю Михаилу рождение сына, царевича Алексея. Царь Михаил и потом патриарх Никон и царь Алексей своими жалованными грамотами и разными вкладами весьма много способствовали возвышению и благоустройству основанного преп. Елеазаром скита. Анзерский скит сделался знаменитым, как место строгого подвижничества и в то же время книжного просвещения. Сам преп. Елеазар был не только великим подвижником, но и любителем духовного просвещения и книжного учения. В «Вкладной книге» Анзерского скита мы о нем читаем: «Он много Божественнаго писания различныя повести собра, и три книги Цветника своею рукою написа уставом» (Рукоп. Анзер. скита N 2, л. 31–32). Анзерская библиотека вошла в состав Соловецкой и сохранилась до нашего времени («Прав. Собес». 1860 г., янв., стр. 103–104). Преп. Елеазар ум. 13 января 1656 года, после 40-летних подвигов. Мощи почивают под спудом в церкви Анзерского скита. Память празднуется в день преставления (Соловецкий Патерик, стр. 86–88). «Когда и кем составлено дошедшее до нас житие преп. Елеазара, – определенно сказать нельзя; в заглавии сказано, что оно «собрано от многих и верных сказателей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 230-242; Плюханова М. Б. К проблеме генезиса лит. биографии//Лит-ра и публицистика: Проблемы и взаимодействия. Тарту, 1986. С. 122-133. (УЗ Тартусского гос. ун-та: Тр. по рус. и слав. филологии; Вып. 683); Соловецкий патерик. М., 1991р. С. 86-108; Севастьянова С. К. Проблемы изучения лит. истории повестей о житии Елеазара Анзерского//Источники по истории обществ. сознания и лит-ры периода феодализма. Новосиб., 1991. С. 80-87; она же. Неизвестные сочинения Елеазара Анзерского//Рус. об-во и лит-ра позднего феодализма. Новосиб., 1996. С. 172-184; она же. Малоизвестные агиогр. соч. о Елеазаре Анзерском//История рус. духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосиб., 1998. С. 210-222; она же. Елеазар//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 300-303; Ч. 4. С. 698 [Библиогр.]; она же. Житие Елеазара Анзерского//Там же. Вып. 3. Ч. 1. С. 345-351; она же. Анзерский монах Макарий - малоизвестный автор кон. XVII - нач. XVIII в.//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 204-210; она же. Библиотека Анзерского скита 1-й пол. XVII в.: Опыт реконструкции по описи 1676 г.//Там же. С. 146-177; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре: Исслед. и тексты. СПб., 1996. С. 139-163; Севастьянова С. К., Чумичева О. В. Повесть о чудесном исцелении инока Исайи в Анзерской пуст.: На пересечении традиций//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 684-694; Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 9-33, 61-74; Чумичева О. В. Иконный образ в видениях Елеазара Анзерского//КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. 2004. С. 244-253; Белоброва О. А. Елеазар Анзерский в рус. гравюре нач. XIX в.// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 97-102; Зеленская Г. М. Прп. Елеазар Анзерский и Свят. Патр. Никон//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. науч. ст. М., 2005. Вып. 2. С. 21-32; Шведова Ю. В. О синтаксисе автобиогр. Жития Елеазара Анзерского//ДРВМ. 2005. 2(20). С. 65-72; Святые Новгородской земли.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Но за добрые дела пришлось «расплачиваться». Однажды в епархиальное управление пришла староста одной из ленинградских церквей и сказала, что собранные прихожанами деньги, которые предназначались для епархии, она отдала в «Фонд мира».Отец Елеазар не вытерпел и спросил, значит, по её мнению, епархия, поставляющая священников, отпускающая свечи и просфоры, без которых никакой приход не может существовать, ниже фонда, ведущего атеистическую пропаганду? За это, и другие смелые высказывания и проповеди отец Елеазарв сентябре 1968 года был освобожден от должности епархиального секретаря и назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма в поселке Толмачево Лужского района. Через год «неугодного» для советских властей священника перевели (точнее – убрали с глаз долой), как вспоминал батюшка «Во Псков дорогой на Псков», в Псково-Печерский монастырь, который стал для него второй «Духовной Академией». В братстве Псково-Печерского монастыря монах Елеазар был священнослужителем, седмичным, канонархом, певчим. Владыка Тихон (Шевкунов) вспоминал, что отец Елеазар обладал удивительной памятью, он всю Литургию, всю проскомидию служил на память. Вскоре 9 июля 1972 года в связи с кончиной настоятеля Геннадия Шабаса отец Елеазарбыл назначен исполняющим обязанности настоятеля Казанской Церкви города Великие Луки Псковской области. Все злоключения и гонения батюшка всегда воспринимал духовно, смиренно. Он считал их полезными душе, открывающими нам то, что в жизни действует не нравственный хаос, а стройный духовный порядок: «Страдания – условия движения вперед, подвиг на пути к освобождению от зла и греха». 10 августа 1974 года отец Елеазар вернулся в стены Печерской обители и приступил к прежним послушаниям. 28 августа 1974 года в День Успения Пресвятой Богородицы он был награжден саном игумена с возложением палицы. Знание иностранных языков позволило батюшке нести представительское послушание. Такс весны 1975 года он принимал и сопровождал все иностранные делегации. За труды на этом поприще награжден крестом с украшениями.

http://azbyka.ru/fiction/blizhe-k-nebu-o...

Явления и чудесная помощь страждущим показывали, что преподобный Елеазар обрел благодать у Господа. Один инок Онуфрий некогда впал в такое унынье, что ослабел телом и лишился рассудка. В минуту самых тяжких страданий явился ему преподобный, сотворил за него молитву и мгновенно исцелил немощного. Анзерский иеромонах Измаил впал однажды в тяжкую болезнь, не мог выходить из кельи и слег. В сильном изнеможении он как-то заснул и ему представилось, что преподобный Елеазар выходит из своей часовни и приближается к келье больного. Страдалец проснулся и, забыв о своей болезни, встал с одра и спешно подошел к окну, чтобы удостовериться в явлении, но никого не увидел. С этих пор он почувствовал себя совершенно здоровым. Того же скита инок Макарий, искусный в живописи, задумал написать изображение преподобного Елеазара, но не знал, какой вид имел преподобный. Скучая об этом, инок после вечернего правила лег на одр и уснул. Вдруг он видит пред собою преподобного Елеазара, который говорит: «Ты, брат, желал меня видеть, и вот я теперь стою пред тобою». Инок в страхе проснулся и увидел уже наяву преподобного. Тогда Макарий пал на колена и поклонился явившемуся, который стал невидим. Припомнив черты лица его, инок изобразил его кистью. В одно время Анзерскому строителю Исаии, мужу добродетельному, нужно было отправиться в Соловецкий монастырь. Хотя и было время зимнее, но пролив, разделяющий острова Соловецкий и Анзерский, был свободен от льдин. Строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братии. На обратном пути они были застигнуты массою льда, принесенного ветром с моря. Огромные льдины, окружив лодку, понесли ее в открытое море. Путники в ужасе выскочили из лодки на льдины и пустились поспешно к берегу; между тем Исаия оступился и едва не погиб. В это время явился ему преподобный Елеазар и спас его от смерти. До Анзерскаго берега, куда путники пробирались, было еще не близко, а движущийся лед уносил их в противоположную сторону; к большей беде наступила ночь. В изнеможении несчастные обратились к Господу с усердною молитвою об избавлении от опасности и стали призывать на помощь преподобного Елеазара. И вот при тусклом свете луны они увидели, что на другом конце льдины стоит преподобный Елеазар и заправляет ею к Анзерскому берегу. Обрадованные иноки хотели приблизиться к преподобному и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самого берега Анзерского острова, и путники вышли на берег благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Елеазар, находясь на Анзере, провидел приближение последнего часа земной жизни преподобного Иринарха, и спешил переправиться на Большой Соловецкий остров. В это время преподобный Иринарх, видя очами сердца своего друга и сподвижника, сказал, что духовный брат его Елеазар плывет сейчас морем, но он не успеет проститься с ним. Преподобный Елеазар прибыл на остров уже после кончины преподобного Иринарха. До наших дней сохранилась часовня во имя преподобного Иринарха. Она находится в подклете Свято – Троицкого собора. Соловецкий патерик повествует о том, что инокам обители являлся преподобный Иринарх. Так, в 1636 году, при игумене Варфоломее, Маркелл, впоследствии игумен Соловецкий и архиепископ Вологодский, находясь вне монастыря на послушании, увидел во сне, будто он стоит в Спасо–Преображенском соборе обители у западной стены, а перед ним у царских врат поднимается лестница, достигающая большой главы. Преподобный Иринарх, сойдя по этой лестнице, направился к игумену Варфоломею, взял посох из рук его и, сказав: «довольно, брат, не твое это дело», велел Маркеллу подойти и взять посох. Многие из жителей Двинской страны, Варзуги, Сумского острога получали помощь от преподобного Иринарха, избавлявшего их от опасностей зимнего моря и непогоды.         Преподобный Елеазар, основатель Троицко–Анзерскаго скита Происхождение. – Монашество. – Отшельничество на Анзерском острове. – Искушения. – Схима. – Начало скита. – Подвижничество. – Замечательные случаи. – Построение деревянного храма. – Строительство Елеазара. – Дружество с прп. Иринархом – Известность Царю. – Царская грамота 1633 года. – Ученики Елеазара. – Забота об устройстве каменного храма. – Попечение патриарха Никона о ските. – Опыты духовной жизни Елеазара. – Кончина. – Явления и чудеса. – Наставления инокам о пострижении, келейном правиле, причащении св. Таин, погребении. – Поучение в св. Четыредесятницу. – Состояние скита по смерти Елеазара. – Строители Никодим и Роман. – Причисление к Соловецкому монастырю. – Строитель Спиридон. – Обретение мощей прп. Елеазара. – Игумен Мельхиседек. – Настоящее состояние скита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

  Иеродиакон Елеазар (Титов): – Только Великим постом, а настоящего голода никогда не испытывал.   Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда ты в пост голодаешь, ты знаешь, пусть не сегодня, но завтра будешь кушать. А когда у тебя ничего нет, и будет ли что-нибудь завтра или нет, неизвестно,  вот это страшно.   Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, нам прислали вопрос: вы помните случай в Барнауле с воскресшей Клавдией Устюжаниной? Является ли это свидетельством пребывания человека на  том свете? Ведь некоторые говорят, что оттуда никто еще не возвращался.   Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда в 1960-м году я вернулся из армии, то поехал в Барнаул, зашел там в храм. Мне рассказали, что Клавдия Устюжанина воскресла. Я нашел ее дом. Вижу, что ставни с улицы закрыты. Мне открыл мальчик Андрей, лет 6. Сейчас он протоиерей, в Александрове в женском монастыре служит. Я у них два дня пробыл. Обо всем расспрашивал, узнавал. Клавдия документы показывала. Да, Господь чудеса творит. По воле Божией, Он  возвратил ее к этой жизни, чтобы она рассказала  другим, что есть духовный мир, что Господь нам приготовил новое небо и новую землю. Так что мы с ней виделись.   Иеродиакон Елеазар (Титов): – А если ей не поверят, решат, что выдумала?   Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Кто-то поверит, а кто-то нет. Как-то ко мне приезжал один человек, врач,  он одно время жил в Куйбышеве, там в 1956 году чудо было – Зоино стояние. После богохульства Зоя окаменела и стояла с января до Пасхи. Он рассказывал: «Я, как только об этом услышал, пошел к дому  и увидел, что окна  дома забиты досками, а вокруг народу много,  перескочил через забор, оторвал одну доску, смотрю: стоит молодая женщина с иконой Николая Чудотворца в руках».  Господь дает людям знать, что духовный мир рядом с нами. Допустим, мы воздух не видим, но мы знаем, что он есть. Если мы без воздуха жить не можем, то без Бога тем паче. А кто создал воздух? Господь. Кто создал духовный мир? Господь. Так что без Бога мы жить не можем.   Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, вернемся к нашей теме монашества.

http://radonezh.ru/text/kak-spastis-arkh...

Под духовным руководством духоносного Иринарха в обители возрасли многие известные подвижники, и в их числе – основатель Анзерского скита, святой преподобный Елеазар, о котором расскажет следующий обширный очерк. Место для скита было определено самим преподобным Иринархом, который прибыл вместе с преподобным Елеазаром на Анзер. Игумен Иринарх не только благословил инока Елеазара устроить скит на Анзере, – он сам предоставил ему первоначальные средства для устроения скита и писал о нем Патриарху Московскому и всея Руси Филарету. Святейший Патриарх прислал в ответ грамоту с благословением на строительство «рама, а от царской семьи была пожертвована утварь. Шли годы, наполненные многими событиями, благочестивыми заботами и попечениями. Но сердце игумена Иринарха, от юности прилежавшее к единому на потребу ( Лк. 10: 42 ), ждало истинно аскетического безмолвия. Наконец, премудрый Господь, всё устраивающий к душевной пользе и спасению всякого человека, устроил и преподобному игумену такие обстоятельства, когда стало возможным его увольнение от многотрудной настоятельской должности. Смиренно испросив себе увольнение, святой последние два года своей жертвенной земной жизни провел в совершенном безмолвии. 17 июля/30 июля 1628 года, достойно подготовившись к переходу в блаженную вечность, преподобный Иринарх мирно преставился о Господе. Его верный духовный друг сподвижник, преподобный Елеазар, находясь на острове Анзер, провидел приближение последнего часа земной жизни своего святого игумена, и поспешил переправиться на Большой Соловецкий остров. В это время преподобный Иринарх, видя очами сердца своего друга и сподвижника, сказал, что духовный брат его Елеазар плывет сейчас морем, но он не успеет проститься с ним. Преподобный Елеазар прибыл на остров уже после кончины преподобного Иринарха. Честные мощи любимого настоятеля были положены братией за алтарем Спасо-Преображенского собора с северной стороны и над ними была поставлена часовня. Она сохранилась до наших дней, находится в подклете Свято-Троицкого собора и именуется часовней во имя преподобного Иринарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандрит Амвросий: – О втором вопросе. Господь на кресте, ни в чем неповинный, молился Отцу: «Отче, не постави им во грех, ибо не знают что творят» (Лк. 23, 34). Терпел. И в Ветхом Завете немало о терпении, например, праведного Иова, и в Новом Завете: «Претерпевший до конца спасется». Иеродиакон Елеазар:– А послания апостольские наполнены указаниями на терпение. Спаситель же за нас терпел на кресте. Представьте, если бы Он не стал терпеть. Пошел бы отстаивать Свою честь и достоинство. Ну и где бы мы тогда были? Рай как был закрыт до пришествия Христа в мир, так и сегодня был бы закрыт. Архимандрит Амвросий:– Апостол Павел пишет (1 Кор.13): «Если мы будем  говорить ангельским голосом, будем знать все тайны, будем горы переставлять, раздадим имение, отдадим тело на сожжение, а любви не имеем, то это ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не превозносится, всех прощает…». Долготерпит! Иеродиакон Елеазар:– Вся святоотеческая литература построена на Евангелии.  Вся она говорит о том,  что Христос учил терпеть скорби. Возьмём святителя Иоанна Златоуста. Учитель из учителей, столп Церкви. Архимандрит Амвросий:– Его гнала Евдоксия. Он терпел. Иеродиакон Елеазар:– Какие скорби он претерпел! И что он пишет? Архимандрит Амвросий:– «Слава Богу за все». Иеродиакон Елеазар:– Да, святитель интересно написал про скорби: «Кто благодарит Бога за благодеяния, тот ничего не делает необычного, тот отдает Богу долг. Кто благодарит Бога за скорби и несчастья, тот делает Бога своим должником». То есть, везде, братья и сестры, говорится о терпении. Только все это нужно правильно понимать. – Девочка в интернете стала посещать сайты, на которых обсуждается тема самоубийства, что делать? Она перестала ходить в храм, потеряла веру в Бога, ей все неинтересно, как ей помочь? Архимандрит Амвросий:– Приучают детей к Церкви, учат с ними молитвы, дети ходят на исповедь, но полностью не раскрывают своих грехов, и самого главного у них нет – стержня. Они не знают, Кто такой Господь, им не объясняют. А надо объяснить, что Господь – это не дедушка с бородой летает, это чистейший Дух. Бог – это Любовь. Все надо объяснять и служить примером для детей. Как избавиться ребенку от этой зависимости?  Найти достойное и интересное занятие. Сейчас много интересного есть  – православные лагеря, секции, где с детьми  занимаются.  В интернете можно и хорошее найти, но это надо выбирать. Пчела летит через помойку, ищет, где цветы и там собирает нектар, а муха летит через цветы на помойку и в этой грязи копается. У кого какая цель. Так и человек православный, особенно если его с детства  учили, как правильно поступать, он многое знает и за него можно быть спокойным. У отца Вячеслава Марченкова, мы с ним вместе учились, он уже покойный, была  сестра , она могла с любым человеком поговорить и дать ответ на все вопросы, хотя и совсем юная была, она была подготовлена.

http://radonezh.ru/text/batyushka-vse-kh...

Канонизация Е. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор установлен ок. 1831), в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Алексия II, а также в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Алексия II в 2004 г. Ист.: Житие и чудеса прп. отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 108-120; 2. С. 237-252; Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим/Подгот. текста и коммент.: Л. А. Дмитриев//ПЛДР: XVII в. 1989. Кн. 2. С. 299-304; Крушельницкая Е. В. Автобиография и Житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 323-334; Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 101-103; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1836; Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. С. 76-79; СИСПРЦ. С. 95-96; Сырцов И. Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита, принадлежащего Соловецкому мон-рю. СПб., 1873; Ключевский. Древнерусские жития. С. 347-348; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 195-200; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 192-193; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 110-111; Ист. описание Св.-Троицкого Анзерского скита на Анзерском о-ве, с прил. Жития прп. Елеазара Анзерского, основателя Троицко-Анзерского скита. Архангельск, 18942; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 123-125; Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. Окт. С. 177-179; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и нек-рых приснопамятных мужей. СПб., 1901. С. 39-49; Гунн Г. П. Патр. Никон и Елеазар Анзерский//Древнерус.

http://pravenc.ru/text/189679.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010