Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН (Елеазар; ок. 1386, с. Виделебье, близ Пскова - 15.05.1481, Елеазаров Трехсвятительский мон-рь), прп. (пам. 15 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Псковский, основатель Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста мон-ря . Источники Сведения о Е. содержатся в разных редакциях его Жития, а также в составленном преподобным Уставе. Древнейшей является первоначальная редакция Жития Е., написанная неизвестным автором ранее 1510 г. и сохранившаяся в списке XVI в. (РГБ. Унд. 306). Автор этой редакции не соблюдает агиографических канонов, подробно излагая лишь историю споров Е. о пении аллилуия с бывш. псковским свящ. («распопом») Иовом (подробнее о спорах см. ниже). Поскольку произведение является не столько Житием святого, сколько трактатом в защиту двоения аллилуии, В. И. Охотникова вслед за автором текста называет его «Повесть о сугубой аллилуии». Прп. Евфросин Псковский. Акварельный рисунок из сборника служб и житий. Нач. XVIII в. (БАН. Собр. Ф.М. Плюшкина. 164. Л. 43 об.) Прп. Евфросин Псковский. Акварельный рисунок из сборника служб и житий. Нач. XVIII в. (БАН. Собр. Ф.М. Плюшкина. 164. Л. 43 об.) В 1547 г. по настоянию монахов Трехсвятительского Елеазарова монастыря в связи с готовившейся канонизацией Е. псковский свящ. Василий (Варлаам) в соответствии с агиографическими канонами написал новую редакция Жития преподобного (древнейший список: ГИМ. Син. 634. Л. 27 об.- 250, сер. XVI в.). Сведения о Е. из «Повести о сугубой аллилуии» свящ. Василий разместил в немного измененном порядке и дополнил. Жизнеописанию святого предшествует вступление, к-рое почти дословно совпадает со вступлением к Житию прп. Димитрия Прилуцкого. В «Повести о сугубой аллилуии» отсутствуют сведения о жизни Е. до его прихода на р. Толву (Толбу), в редакции свящ. Василия жизнеописание святого начинается с гл. «О рождении блаженного отрока», в к-рой повествуется о его семье, об обучении грамоте, о принятии пострига в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , об основании пустыни рядом с Толвой. Дальнейшее повествование в редакции свящ. Василия является переделкой «Повести о сугубой аллилуии», однако имеются дополнительные рассказы: «О умножении брашен» и «О умножении рыб», а также рассказ об учениках Е., к-рый завершается гл. «О Филарете черноризце». К имеющимся в «Повести о сугубой аллилуии» 4 чудесам свящ. Василий добавил 15. «Повесть о сугубой аллилуии» завершается посланием Е. к духовенству псковского кафедрального Свято-Троицкого собора, а редакция свящ. Василия - Похвальным словом святому. Редакции Жития Е. расходятся в рассказе о путешествии Е. в К-поль. Автор «Повести о сугубой аллилуии» пишет о том, что Елеазар побывал там в юности. В редакции свящ. Василия Е. отправился в К-поль после устроения мон-ря.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Елеазар отличался талантом резчика. При постройке Преображенского собора он украшал иконостас, аналои, а также резал из дерева необходимую утварь. Как скульптор создает из куска глины или резчик из бруска дерева зримый образ, отсекая все лишнее, так и святой трудится над своей душой . Без помощи Божьей невозможен этот труд. Сам Господь руками труженика-святого извлекает из глубины души Свой Образ. Кроме таланта резчика, Елеазар отличался любовью к чтению, к знаниям. Годы, проведенные в обители, стали для него и годами обучения . Таланты Елеазара заметили в обители, и вскоре он оказался окружен тем почитанием, от которого святой убегает. Господь щедро раздает свои дары людям. Но получается так, что сам человек относится к своему дару небрежно, тяготится им, пытается его либо спрятать внутри себя, либо уничтожить. И тогда его постигает настоящее бедствие. Внутри, на месте не сохраненного некогда дара, поселяется пустота. Но если человек любит и сохраняет свой дар, Господь прибавляет к нему новый, или даже несколько новых даров. Слава беспокоила Елеазара, и он задумал уйти в пустыню . Поблизости от Соловков находится Анзерский остров, который вполне пригоден для жилья. Там есть озеро с пресной водой, называемое Круглое . На Анзерском острове некогда уже было поселение отшельников, избравших предельно суровую жизнь. Елеазар, с благословения духовного наставника, перебрался на Анзер, как некогда преподобный Савватий перебрался на Соловки. В августе 1626 года на Соловках Елеазар принял постриг от старца Фирса. Четыре года Елеазар прожил возле озера Круглого, испытывая неописуемые лишения: зимний холод, осеннюю слякоть, обилие насекомых весной и летом, а также недостаток в пище. Обычный человек вряд ли выдержал бы эти испытания, но Господь укреплял своего избранника, даруя ему силы и здоровье. Елеазар дожил до глубокой старости. Пропитание Елеазар добывал таким образом. Он вырезал из дерева чашечки и ставил их на побережье острова, чтобы путники могли взять их с собою. Путники забирали эти дары пустынника и в благодарность оставляли крупу, соль, муку. Так же поступали древние подвижники, добывавшие пищу на вырученные от плетения корзин деньги. Иногда они просто обменивали плоды своего рукоделия на то, что было им необходимо. Через четыре года Елеазар перебрался с озера Круглого ближе к морю и Соловкам.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Иконография сцен мучения, в т. ч. из-за того, что 7 братьев претерпели разные истязания, неединообразна. Напр., в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 49, 1322-1340) изображены Соломония и Елеазар в огне, а также усекновение головы одного из сыновей. Композиции в этой рукописи представляют «скоропись», лаконичны, образ одного брата может вполне подменять изображения всех семи); лист поделен не на 4, а на 3 клейма, так что мученичество братьев представлено в нижней, большей части листа, однако изображение Соломонии-оранты вынесено в зону правого верхнего клейма; Елеазар единственный имеет надписание имени, он представлен обращенным в молении вправо - в верхнем правом углу этого клейма изображен сегмент неба. В Московском минологии (ГИМ. Син. Греч. 9. Л. 136) сцену мучения предваряет изображенный на том же листе суд у Антиоха, перед к-рым стоят Елеазар, Соломония и ее сыновья. В монументальной живописи образы мучеников представлены в одном из наиболее ранних фрагментарно сохранившихся минологиев - в ц. 40 мучеников в Велико-Тырнове (ок. 1230) - Елеазар и Соломония в огне, здесь же - колесование; объятыми пламенем мученики изображены в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561). В составленном на Афоне руководстве для иконописцев восточнохрист. традиции - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание Маккавейских мучеников встречается дважды. В разд. «Святые мученики» приведена характеристика каждого из них: Авим - «с пробивающимся усом»; Гурий, Антонин, Елеазар, Евсевон - юные, без бород; Алим и Маркелл - младенцы; Елеазар - «учитель их, старец с длинною бородою»; Соломония - «мать их, престарелая» (Ерминия ДФ. § 10. С. 168. 137-145). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 авг. сказано кратко: «Святые семь отроков Маккавеи, учитель их Елеазар и мать Соломония скончались в разных муках» (Там же. С. 214). В древнерус. искусстве ряд изображений Маккавеев появился благодаря связи с семьей вел. кн. Василия III, у жены к-рого, Соломонии Сабуровой, небесной покровительницей была мц. Соломония. По замечанию А. С. Преображенского, «бездетность княжеской четы внесла особый оттенок в семейное почитание мц. Соломонии, которая представляла собой идеальный образ матери, благословленной многочадием и воспитавшей своих сыновей» (Иконы Владимира и Суздаля. 2008. С. 173). К таким великокняжеским памятникам относится пелена «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому и праздники», шитая в мастерской Соломонии Сабуровой и вложенная семьей вел. князя в Троице-Сергиев мон-рь (СПГИАХМЗ; в лит-ре пелена датируется 1525 г., по расчетам Б. М. Клосса, она была вложена в обитель осенью 1524). Икона Маккавейских мучеников как покровителей великокняжеской семьи также была вложена в суздальский Покровский монастырь (10-20-е гг. XVI в., ок. 1515 (?), с поновлениями XVII-XVIII вв.- ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2008).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

А о вышепомянутом монахе Никифоре от старых монахов, во искусе бывших, что той монах Никифор родом бе новгородец, от богатых родителей. 300 Елеазар Анзерский (кон. XVI – 13 января 1656 г.) – один из наиболее почитаемых на Русском Севере местных святых, основатель Анзерского скита, иконописец, резчик по дереву, основатель и собиратель скитской библиотеки. Биографические сведения о нём содержатся в Житии подвижника, написанном в 17041707 гг., авторство которого приписывается анзерскому монаху Макарию (см. о нем: Севастьянова С. К. Макарий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII век), Вкладной книге Анзерского скита 1710 г. (РНБ, Соловецкое Анзер. собр., 2/1370), документах соловецкого архива (ГИКМЗ «МК», ф. Соловецкого монастыря) и автобиографическом повествовании Елеазара – «Своеручной хартии». Сведения разных источников во многом дополняют друг друга. Елеазар родился в г. Козельске, в купеческой семье Севрюковых. Он имел двух братьев, с которыми принял постриг в Соловецком монастыре не ранее 1609 г. При игумене Иринархе Елеазар ушёл на Анзерский остров, осенью 1616 г. принял схиму от соловецкого иеромонаха Фирса. В «Своеручной хартии» Елеазар описывает первое время своего пребывания на острове, рассказывает о сражениях с бесами. Из Жития Елеазара узнаем, что во время пустынножительства подвижник вырезал деревянные чашки, которые обменивал у мореплавателей на продукты. После четырёх лет отшельничества Елеазар основал на Анзере скит, собрал 11 учеников, из которых особо выделял троих – Никодима, Никифора и Никона – будущего всероссийского патриарха. Для учеников Елеазар ввёл строгий порядок пустынной жизни по образу «древних отец скитских»: каждый монах имел собственную келью, которая располагалась на расстоянии одной версты от соседней; пустынники проводили время в постоянной молитве, посте, занимались рукоделием, никого не принимали к себе. Дважды в неделю все собирались на общее богослужение. Заботясь о духовном воспитании своих учеников, Елеазар собрал небольшую библиотеку, которая по описи 1676 г., составленной спустя 20 лет после кончины её основателя, насчитывала 212 рукописных и печатных книг (РНБ, собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Службы новомученикам Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Священномученик Елеазар Спиридонов священник 1937   Священник Елеазар Спиридонович Спиридонович. 1916 год Отец Елеазар с женой и детьми Священник Елеазар Спиридонов. Ок. 1917 года Священник Елеазар Спиридонов с прихожанами. Троица, 1904 год. Село Керменчик Семинарист Елеазар Спиридонов 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . 05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию. 05.02.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

После закрытия храма о. Елеазар часто бывал у нас. Это был замечательный, очень добрый священник. Он не был арестован, жил у сестры старосты храма и очень бедствовал. Наша семья, как и другие люди в селе, часто приглашала его обедать. На лето о. Елеазар устроился сторожить морковку в колхозе, и дедушка ему так, спроста, и говорит: «Отец Елеазар, ну Вы теперь можете хоть морковку скушать!» Но о. Елеазар оторопел: «Как, Василий Петрович??? Как я могу морковку скушать? Я поставлен ее стеречь!» Василий Петрович смутился: «Ну, простите, о. Елеазар, я думал, одну-то морковку можно...» Когда о. Елеазар умер и его обмывали, оказалось, что все его тело было в язвах. Он никогда не жаловался, всегда был очень добрым, ласковым, придет, погладит нас по головке... Позже, в войну, во время страшных бомбардировок 1941 года, Вера Валентиновна и Василий Петрович не желали уходить в убежища, оставались дома и молились, надеясь на Бога. В первый год войны, осенью на церковной колокольне и в нашем доме был устроен военный наблюдательный пост, поскольку дом был на холме. В доме постоянно находилось двое солдат. Они очень привязались к нашей семье, помогали, чем могли, подкармливали из своей походной кухни и особенно жалели детей. Один из них часто беседовал с Верой Валентиновной, и, когда уезжал на передовую, Вера Валентиновна благословила его и дала ему маленькую медную иконочку Божией Матери, велев зашить ее в одежду. Когда кончилась война, этот солдат, живой и здоровый, заехал к нам. Он сказал, что еще не был дома, а прежде всего поехал к Вере Валентиновне, так как считает, что только по ее молитвам остался жив. Однажды, когда он чуть не замерз, его спасла только зашитая в гимнастерке икона и благословение. Когда Василий Петрович заболел в январе 1947 года и был направлен в больницу в Москву, Вера Валентиновна неожиданно для всех стала с большой любовью прощаться с ним, как бы с отходящим в вечную жизнь. Все удивлялись, тем более, что и операция прошла легко и он начал выздоравливать. Однако перед самым возвращением домой, Василий Петрович внезапно заболел воспалением легких и скончался в больничной палате. После этого Вера Валентиновна пожелала переехать в Москву к племяннику Сергею Васильевичу и прожила там последний год своей жизни. Не желая, чтобы ее несли, она сама добиралась до автобуса, хотя почти не могла ходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Третья часть вопроса заключается в том, что всегда нужно выслушивать две стороны. И всегда все нужно видеть своими глазами. Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Может быть, люди  деньги взяли на постройку гостиницы, монастыря. А сейчас им надо расплачиваться. А денег нет. Иеродиакон Елеазар (Титов): – Мы сейчас строим храм. У нас долгов семь миллионов. Нам нужно расплачиваться с подрядчиками, со строителями, материалы закупать. Я понимаю состояние игумена, которому нужно строить, а денег нет. Приходится где-то их доставать. Помимо этого ещё нужно содержать монастырь. Платить за коммунальные услуги, ведь свет, электричество, газ, отопление никто монастырю бесплатно не дает… Закупать церковную утварь… Архимандрит Амвросий (Юрасов): – …одежду, питание. Иеродиакон Елеазар (Титов): – Игумен обязан заботиться о своих братьях. Если кто-то болеет, он должен лечить, обеспечивать их одеждой, питанием. На плечах игумена лежит такая обязанность и такие траты, что иногда думаешь, слава Богу, что я не игумен монастыря. Телефонный звонок: – Добрый вечер! Такой вопрос: в  аду люди находятся, там сатана правит. Правильно? Иеродиакон Елеазар (Титов): – Нет. Сатана там тоже мучается. Ад  – это место мучений. Телефонный звонок: – А кто ж тогда руководит всем этим делом? Иеродиакон Елеазар (Титов): – Никто. Каждый мучается в меру своих страстей. Телефонный звонок: – Понятно. Спасибо большое. Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка у нас сегодня разговор о смирении. В чем суть смирения? Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Всецело предаться воле Божией. Иеродиакон Елеазар (Титов): – И не роптать. Архимандрит Амвросий (Юрасов): – За всё Бога благодарить и радоваться. Телефонный звонок: – Батюшка, Господь сказал: «Ищете прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». (Мф.6, 33). Что мы должны под этим подразумевать? Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Царство Небесное –  в нашей душе. Когда мы будем смиряться, за всё Бога благодарить и всегда будем помнить, что вся наша жизнь – это школа. А все случаи, искушения – это уроки, которые Господь попускает нам.  Мы должны эти искушения преодолевать и побеждать. Таким путем мы смиряемся, благодать Божья наполняет нашу душу, в душе воцаряются мир, радость и покой. Вот это и есть Царствие Божие. Мы уже здесь его начинаем предвкушать.

http://radonezh.ru/text/podkhozhu-k-pric...

В 60 саженях от церкви и скитских строений, по голгофской дороге, находится деревянная часовня; в ней находятся в иконостасе старинные иконы и кладезь в средине оной. Преподобный Елеазар, основатель Троицко-Анзерского скита Происхождение – Монашество – Отшельничество на Анзерском острове – Искушения – Схима – Начало скита – Подвижничество – Замечательные случаи – Построение деревянного храма – Строительство Елеазара – Дружество с Препод. Иринархом – Известность Царю – Царская грамота 1633 года – Ученики Елеазар – Забота об устройстве каменного храма – Попечение патриарха Никона о ските – Опыты духовной жизни Елеазара – Кончина – явления и чудеса – Наставление инокам о пострижении, келейном правиле, причащении св. Таин, погребения – Поучение в св. Четыредесятницу – Состояние скита по смерти Елеазара – Строители Никодим и Роман – Причисление к Соловецкому монастырю – Строитель Спиридон – Обретение мощей Препод. Елеазара – Игумена Мельхиседек – Настоящее состояние скита. Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединённую на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался рассадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Препод. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружились в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Набожные родители не хотели препятствовать доброму намерению сына и дали ему своё благословение. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства Препод. игуменом Иринархом и усердием и ревностью занимался резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким вниманием к самому себе, послушник приобрёл уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению Преп. Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделённый от Соловецкого на севере проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины её в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкого и Муксальмского, берега твёрдой земли, остров Жигжин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густыми сосновым и берёзовым лесом, с его озёрами разной величины, находится как бы под ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это было время, так сказать, расцвета дела коллегий. Только что в апреле и мае вышли указы о сочинении для всех государственных коллегий регламента применительно к шведскому уставу 467 , и было решено, что с 1720 уже года все коллегии начнут свои действия по новому регламенту 468 . Не прошло и полутора лет после 20 ноября 1718 года, как молодой Псковский епископ, постоянно проживавший в Петербурге, Феофан Прокопович писал своему другу: «написал я для главной церковной коллегии регламент» 469 . II Феофан Прокопович родился в Киеве, в июне 1681 года, и при крещении получил имя: Елеазар. Его отец занимался торговыми делами. В раннем детстве Елеазар осиротел: умер сначала отец, оставивший семейство в крайней нужде, а потом и мать. Тогда дядя Елеазара, наместник Киево-Братского монастыря и ректор Киевской академии Феофан Прокопович взял сироту-мальчика к себе в академию. Здесь он и начал свое учение, впоследствии надолго обессмертившее его имя. Когда сирота Елеазар, после изучения русской грамоты, перешел в класс латинского языка, благодетель-дядя умер, в 1692 году. Но после этого нового сиротства судьба послала Елеазару и нового благодетеля, уже не из родственников. При помощи этого человека, неизвестного – из Киевской знати, Елеазар окончил академический курс. Природа щедро наделила его своими дарами. В академии Елеазар выделялся и своими дарованиями, и красивою наружностью, и хорошим голосом. Он был в числе лучших учеников академии и управлял певческим хором. Строгая мать, крайняя нищета в детстве, затем жизнь в сиротстве, затем регентство над хором певчих, – все это вырабатывало в Елеазаре самостоятельность характера, выносливость, трудолюбие, обдуманное отношение к жизни и любовь к дисциплине. Один из его биографов находит нужным заметить, что его не испортило и участие в певческом хоре. Певчих того времени известный сатирик Кантемир характеризует замечанием, что было бы весьма удивительно «трезвых видеть певчих в епископском доме». По окончании академического курса Елеазар, вместе с некоторыми другими академистами, не задумался, по существовавшему еще тогда обычаю, для довершения образования отправиться заграницу, в Польшу, и здесь, как рассказывают его биографы, признал папу главою Церкви и вступил в ряды базилиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ († 12.08.1399, на берегу р. Ворсклы), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), старший сын вел. кн. смоленского Святослава (Севастиана) Иоанновича, брат кн. Георгия (Юрия) Святославича . В источниках Г. С. упоминается начиная с 1386 г., когда он вместе с отцом, кн. Георгием Святославичем и двоюродным братом кн. Иоанном Васильевичем участвовал в неудачном для смоленских князей походе с целью вернуть г. Мстиславль. 29 апр. 1386 г. в решающей битве на р. Вехре (совр. Вихра) перед стенами Мстиславля князья Святослав и Иоанн были убиты, а Г. С. и Георгий Святославич, получив серьезные ранения, попали в плен. На смоленский стол в мае 1386 г. литовцы посадили Георгия Святославича, Г. С. в качестве заложника был уведен в Литву. Исполняя условия мирного договора, заключенного в сент. 1386 г. Георгием Святославичем Смоленским, с одной стороны, и Владиславом (Ягайло) и Иоанном Скиргайло - с другой, Г. С. в 1390 г. выступил на стороне последних против Витовта, когда Витовт начал борьбу за литов. великокняжеский трон (по-видимому, Г. С. вернулся в Смоленск после заключения мирного договора в 1386). В боях на р. Вилия у сел. Вейкулишки под Вильно Г. С. вместе с др. русско-литов. князьями попал в плен к Витовту, к-рый в 1392/93 г. передал смоленский стол отпущенному для этой цели из плена Г. С., а его брата Георгия перевел в Рославль. В 1395 г. среди сыновей Святослава Иоанновича обострилась борьба за перераспределение владений в не подвластной Литве части Смоленского княжества. В сент. Витовт, объявив, что желает быть посредником и примирителем смоленских князей, пленил их во главе с Г. С. в своем шатре за стенами города, куда князья явились для переговоров, а затем занял Смоленск. По сведениям западнорус. летописей - Супрасльской (список 1520) и Слуцкой (список 20-х гг. XVI в.), косвенно оправдывающих Витовта, в 1395 г. будто бы наметился конфликт между вел. князем литовским и Г. С., к-рый «нача не в послушани быти», за что был лишен Смоленска (ПСРЛ. Т. 35. С. 65, 72).

http://pravenc.ru/text/165109.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010