Иеродиакон Елеазар (Титов): - Батюшка, мудрые люди советуют, когда человеку совсем плохо на душе, в самый пик и кризисный момент говорить:  «Слава Богу», даже через силу. Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Да, через силу надо сказать: «Слава Богу за всё». Иеродиакон Елеазар (Титов): - И тогда мгновенно на душе становится легче. Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Благодать Божья приступает, и человеку от этого радость. Нас, когда мы падаем в своей жизни, Господь никогда не оставляет. И всегда надо помнить, что Господь пришел спасать не праведников, а грешников. И Господь промышляет о каждом человеке. Почему? Потому что Бог - наш Отец, Бог - Источник жизни, Источник радости, Источник нашего спасения. Иеродиакон Елеазар (Титов): - Когда на душе бывает скорбь и теснота, очень помогает исповедь. У праведного Иоанна Кронштадтского есть такая мысль, правда это для тех, кто знает на опыте, о чем он говорит. Когда человек согрешит, и на душе скорбь, надо молиться перед Богом и каяться до тех пока, как писал праведный Иоанн, человек не почувствует в душе пространство. Грех дает душе скорбь и тесноту,  покаяние и благодать Божья дает пространство. А вы что посоветуете как духовник? Архимандрит Амвросий (Юрасов):  - Когда человек пришел на исповедь первый раз, у него огромная скорбь, это она его загнала на исповедь, я обычно даю свободу: «Скажи, что у тебя есть, какая боль на душе». Человек начинает сам рассказывать, и уже из его же слов понимаешь, что этому человеку надо. Помогаешь ему, напоминаешь тяжелые грехи и когда он во всем с Божьей помощью покается, потрудится,  порой даже пот выступит, человеку становиться хорошо, он уходит с облегченной душою, потому что прежде тяжелые грехи мучили его, и человек не находил ни покоя, ни радости, ни мира, ни тишины. Почему люди не приходят на исповедь? Боятся,  стыд им мешает. А надо сделать наоборот:  подумать и выявить свой самый основной грех, о котором стыдно сказать. Придя к священнику, себя настроить так: здесь невидимо присутствует Сам Господь, сейчас я каюсь Господу, а священник только свидетель. И Господь через священника, если мы дали обещание исправиться, видимым образом прощает нам грехи. Вот тогда становится на душе легко и свободно. Потом надо сказать,  что у Бога есть такое свойство: те грехи, в которых мы покаялись, Он не помнит, то есть грех, который мы сделали и в котором покаялись, для Бога уже не существует. Только надо себя постоянно держать под контролем, приучить, покаявшись,  снова не согрешать: не лазить в интернете, не щелкать по пульту телевизора в поисках какой-то гадости.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-obscha...

Страдая от таких напастей, Никон стал читать еще молитвы от обуревания злых духов и каждый день совершать водоосвящение, окропляя святой водой свою келию. Напасти прекратились. Но главное – Никон вышел победителем в борьбе со страхом перед силами зла. Так в трудах, подвигах, молчании и молитвенном общении с Богом прошло почти три года. Однажды старец Елеазар собрался в Москву за милостыней на постройку каменной церкви в ските и взял с собой иеромонаха Никона, на которого, следовательно, особенно полагался. Никон оправдал доверие преподобного. Они побыли в Москве у «многих благородных и благочестивых» людей, били челом самому государю Михаилу Федоровичу, и так собрав около пятисот рублей (по тем временам сумма, достаточная для постройки храма), вернулись в Анзер. Но здесь Никона подстерегало искушение, которого он, видимо, не ожидал. Из самых благих побуждений (чтобы разбойники, узнав о деньгах, не перебили братию) Никон стал предлагать Елеазару или поскорее начинать строительство, или отдать деньги на сохранение за надежные стены Соловецкого монастыря. Старцу эти предложения оказались не по душе, и он сделался гневен на Никона. Никон скорбел, старался достичь примирения, но не смог и решил покинуть скит. Трудно теперь в точности выяснить, что все-таки произошло. Невероятно, чтобы утверждающий себя в строгом иноческом послушании Никон дерзнул как-нибудь оскорбить старца, от которого принял постриг. Невероятно также, чтобы святой Елеазар всерьез возненавидел своего постриженника за доброе желание обезопасить обитель или не смог бы по-отечески простить ему даже грубость, если бы таковая и была допущена. Может быть, Елеазар как наставник монахов счел неполезным для подвижника столь живой интерес к вещам, не касающимся непосредственно его духовного подвига. Как бы там ни было, но Никон воспринял эту перемену в отношении к себе настоятеля как пресечение прежней любви между ними и после безуспешных попыток восстановить ее решил уйти. «Если нельзя быть в любви и согласии, то нельзя быть вместе вообще» – вот формула действий Никона. Сделавшись патриархом, Никон немало благотворил преподобному Елеазару и Анзерскому скиту. Значит, он не таил обиды на старца. Отправляясь в лодке на материк, Никон едва не утонул во время бури, дав обет построить монастырь на Кийском острове Онежской губы, куда лодку его прибило волнами, что впоследствии и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Береговые жители, предполагая у подвижника богатство, задумали ограбить его. Старец, предугадав намерение приближавшихся к келье, обратился с молитвой к Богу. Злодеи, не успев ничего сделать, как бы обезумели и стали кружиться около кельи. Сжалившись над ними, преподобный Елеазар вышел к ним и спросил: «Зачем, дети, вы пришли и чего хотите?». Но несчастные не отвечали и продолжали кружиться. Подвижник молитвой разрешил их от невидимых уз. Очнувшись, злодеи пришли в себя и с раскаянием просили прощения. Преподобный, наставив их никогда не желать чужой собственности, отпустил домой. Преподобный был утешен радостным видением Царицы Небесной. Пресвятая Богородица, явившись ему, сказала: «Мужайся, крепись, Господь с тобою; напиши на стенах кельи: «Христос с нами уставися " » и, подав трость и чётки, стала невидима. Царь Михаил Феодорович в беседе с соловецким старцем Александром Булатниковым, впоследствии преемником знаменитого келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына, выразив свою скорбь, что не имеет по себе наследника, прибавил: «Кто бы мог помолиться, чтобы Господь разрешил наше неплодие?». «Есть, Государь, – отвечал старец, – в твоей державе один подвижник, которого молитву, верую, услышит Господь Бог». Преподобный Елеазар был вызван в Москву. В первой же беседе царь открыл цель приглашения его. Подвижник, утешая царя, сказал: «По вере вашей Господь Бог не оставит вас без наследника престола». Государь принял эти слова за предсказание и оставил старца в Чудовом монастыре в ожидании исполнения. По молитве благочестивого старца Господь утешил царя, даровав ему сына Алексия (1629 год). Впоследствии Алексий Михайлович, вступив на царство, пожелал видеть Елеазара, предсказавшего его рождение. Елеазар уже дряхлым старцем, исполняя желание царя, представился ему и был милостиво принят. Иеросхимонах Иисус, в мире Иоанн, был священником в Москве и духовником царя Петра I. Благоговейное священнослужение его привлекало в церковь многих посетителей. Двери в дом его всегда были открыты для меньшей братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мало по малу молва об анзерском пустыннике распространилась по Беломорскому берегу, и к нему собралось несколько ревнителей безмолвия и уединения. Елеазар не решился удаляться от людей, ищущих, подобно ему, душевного спасения, и составил из них небольшое братство пустынножителей. Препод. Елеазар ввёл для сподвижников древний порядок пустынной жизни. Каждый пустынник имел особую келью, не в дальнем расстоянии от других, пребывал в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву. Общая молитва совершалась или в часовне, или в келье препод. Елеазара: с вечера отправляли вечерню, читали псалтирь, пели каноны Господу Иисусу и Пресвятой Богородице, исповедовали свои помышления и грехи наставнику; утром служили литию, утреню, часы, и затем подвижники уходили на безмолвие в свои кельи. Препод. Елеазар был примером подвижничества для всех учеников: умерщвляя своё тело постом, бдениями и коленопреклонениями, он имел на себе железные вериги, рубил дрова, носил воду. Время, свободное от этих трудов, он употреблял на переписку полезных книг: «от многого божественного писания», сказано о нём во вкладной скитской книге, «различные повести собра, и три книги Цветника своею рукою написа уставом, также и чин монашеского келейного правила в писании и благочинии скитском положи, и старчество и иные книги своею рукою написа». Как Преподобный умел побеждать свои пожелания, показывает следующее повествование жизнеописателя его: случалось, что ему приходило на мысль вкусить рыбы; он приготовлял её ставил пред собою и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Нетронутая пища, оставаясь в келье, разлагалась, – тогда подвижник говорил себе: «ешь теперь, если хочешь». Не терпя таких подвигов самоотвержения, враг-искуситель усиливал свою злобу на Преподобного. Соловецкий игумен Иринарх, глубоко уважая Елеазара, нередко и сам посещал его для духовной беседы и приглашал чрез слугу себе в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга повествует нам об особых заслугах братьев Маккавеев, о той вере, которую они проявили, о тех подвигах, которые проявили простые иудеи и даже жизни свои положившие за истинное богопочитание. В частности, это мученичество Елеазара. «Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучения и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению… убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти» ( 2Мак. 6:18–22 ). Однако, он отвергал все их притязания и пошел на мучения добровольно. «Готовясь уже умереть под ударами, он восстенав произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю по страху перед Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец мужества и памятник добродетели.» ( 2Мак. 6, 30–31 ) Елеазар – один из первых ветхозаветных мучеников за иудейскую веру. 90-летний книжник Елеазар был замучен до смерти, так как не хотел вкусить идоложертвенное мясо – свинину. Эта книга повествует о смерти семи братьев мучеников Маккавейский, которые в присутствии самого Епифана исповедывали истинное богопочитание. Во второй книге Маккавейской в 7-й главе говорится о мученичестве семи братьев Маккавейских. «Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами.» ( 2Мак. 7:1 ) Пост епенно всех их по очереди пытали страшнейшими пытками: отрезали языки, сдирали кожу, отсекали члены тела на виду братьев и матери. И мать увещала их, говоря: «Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни перед лицем народа: «и над рабами Своими умилосердится». Будучи близок к смерти один из них так говорил: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь». ( 2Мак. 7:14 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В чем суть монашества? Как прийти к монашеству? 20.05.2016 08:20:33 Архимандрит Амвросий (Юрасов) Иеродьякон Елеазар (Титов): Христос Воскресе! Приветствуем вас, дорогие братья и сестры. Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродьякон Елеазар Титов. Батюшка, благословите. Архимандрит Амвросий (Юрасов): Господь благословит. О. Елеазар:  Батюшка, минувшее воскресенье называлось Антипасхой. Антипасха в данном случае переводится как другая Пасха или вместо Пасхи. В одном из толкований объясняется название Антипасхи, в том числе потому она так называется, что Фома не был с учениками вместе, когда они видели воскресшего Христа. Они видели Господа, Фома этого по промыслу Божьему не удостоился. И когда они ему говорили, он не поверил, известны его слова: «Пока не вложу перста моего в язвы Его, пока не уложу руку мою в ребра Его, не поверю». И таким образом, хотя Христос уже воскрес, но лично для апостола Фомы Он ещё не воскрес. Потому что он не верил ученикам. И в этот день, в день Антипасхи, в день другой Пасхи является Христос к ученикам и уже к апостолу Фоме. Проходит знаменитая сцена, когда Господь его приглашает к Себе, чтобы он удостоверился, что это в самом деле Христос. Апостол Фома падает в ноги и говорит: «Господь мой и Бог мой». Вот о чем речь и тема нашей передачи. Несмотря на то, что Христос воскрес из мертвых, это совершенно не значит ещё, что Он воскрес лично для каждого человека. Пока человек не удостоверится и не поверит, что Бог воскрес из мертвых, т.е. спасение, жертва Христова, её смысл зависит не только от дающего, не только от Бога, Который дает эту жертву, но и от принимающего человека. Вот поэтому Христос воскрес из мертвых, а нам как жить, чтобы Он воскрес не только из мертвых, но и ещё воскрес в нашей конкретной душе? О. Амвросий: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Христос Воскресе. Воистину Воскресе. Христос, когда воскрес, Он в обновлённой плоти человеческой, явился к своим ученикам при закрытых дверях, вкушал пищу и пил воду, и удалился незаметно для всех через стены.

http://radonezh.ru/analytics/v-chem-sut-...

С великим трепетом и страхом Божиим, усердно и ревностно выполнил он ответственное послушание по изготовлению резного иконостаса в Спасо-Преображенском соборе. Также украшал монах Елеазар и Царские Врата соловецкого храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Такие искусные работы подвижника свидетельствуют о многих его дарованиях. Прожил преподобный в монастыре несколько лет и стал за свои монашеские подвиги, успехи в иконописи и мастерство тонкой резьбы по дереву весьма почитаться окружающими. Но не человеческая слава и некоторые удобства, пусть даже и в монашеской жизни, привлекали отца Елеазара. Его душа, искренне ищущая евангельского единого на потребу, иже не отымется от нея ( Лк. 10: 42 ), искала только Бога. И будущий преподобный Елеазар, стремясь к большим подвигам, которые приносят плоды, будучи совершаемы в тайне, был вынужден оставить общежительную обитель и удалиться на находящийся невдалеке пустынный остров Анзер. В то время остров был необитаем; лишь изредка приставали к нему суда монахов, беломорских купцов или промысловиков. Елеазар поселился на Анзере около озера, называемого Круглым. Первым делом он вырезал и установил деревянный крест, близ которого затем устроил себе убогую келью. Соседями его были одни лесные звери да морские птицы. Здесь много пришлось пострадать подвижнику от лютых бесовских нападений. Так, демоны представлялись ему то в образе знакомых людей, то в образе воинов, пеших и конных, иногда и с оружием. Они яростно устремлялись на преподобного, как бы намереваясь убить, и заявляли: «Зачем ты здесь? Это наше место, и никто до сего времени не приходил сюда». «Не ваше, – отвечал пустынник, – но Христа Бога моего, и Богу угодно, чтобы я здесь жил» (1, с. 87). Потом он читал «Да воскреснет Бог», – и этой молитвой прогонял незваных посетителей. Иногда они являлись в различных страшных образах, со скрежетом зубов и воплями. Бывало и так, что вдруг над его кельей раздавался будто бы гром или выстрелы из многих орудий. Но мужественный инок оставался неуязвим от дьявольсокой рати, и Бог вскоре утешил подвижника радостным видением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый день. Поучение 5-ое. Святые мученики Маккавеи. (О хранении свв. постов и других свято-отеческих преданий). I. В сей день память творим святых седьми мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы их ублажаем? Жили они без малого за два века до Рождества Христова, когда евреи подпали владычеству сирийского царя Антиоха Епифана. Этот царь, взяв и ограбив Иерусалим и избив многия тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, в намерении искоренить ее до конца. Антиох возъимел намерение во всем своем царстве, состоящем из разноплеменных народов, ввести общую языческую религию для того, как он писал в своем указе, чтобы все были одним народом. Между прочим, Антиох повелел иудеям, под смертною казнию, «прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники, рощи и капища, приносить в жертву свиней и другой скот, которым не гнушаются язычники, оставлять сыновей своих необрезанными, и вообще переменить все прежния религиозные учреждения, законы, нравы и отеческие обычаи». Некто Елеазар, из первенствующих книжников, муж уже состаревшийся летами, принужден был открыто ест свиное мясо, которое закон запрещал иудеям вкушать, которое, вероятно, принесено было в жертву идолу. Он, славно предызбрав смерть лучше, нежели ненавистную жизнь, вольною волею пошел на муку. А на яству, которую нельзя было есть из любви к закону, он плюнул. Но беззаконники, приставленные к жертве, ради стародавняго знакомства с этим мужем, наедине упрашивали его, чтоб он вкусил мяса, какое ему дозволено было есть, которое нарочно для него было бы приготовлено, а только показал бы вид, будто он вкушает жертвенное мясо, как повелено царем; чтобы, учинив сие, он избавился от смерти, и ради старой с ними дружбы получил помилование. Он же, восприяв мысль благую, достойную возраста, и старости, и седин, и честного воспитания, какое получил от детства, и Богом данного закона, ответил им рассудительно: «хочу лучше, чтобы вы послали меня в преисподнюю. Ибо возрасту нашему недостойно лицемерить, чтобы многие из юных подумали, что 90-летний Елеазар перешел в веру иноплеменников, почему и они, ради моего лицемерия, из-за маловременной жизни, соблазнятся мною, и я навлеку ненависть и позор на мою старость. Хотя-б я даже и избавился нынешней муки человеческой, но руки Всемогущего не избегну, ни живой, ни умерший. Поэтому лучше ныне, мужественно расставшись с жизнию, явлюсь достойным своей старости; а юным оставлю доблестный пример, чтоб они усердно и доблестно умирали за честные и святые законы». Ведущие же его, ради сих слов, которые считали безумством, переменили свое прежнее благорасположение к нему на свирепость, и подвергли его бичеванию. Под ударами старец Елеазар и кончил жизнь, не только юношам, но и многим из народа оставив свою смерть в пример доблести и в память добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О возможном пути возникновения скита рассказывает жизнь соловецкого подвижника Елеазара Анзерского и его обители 928 . Преподобный Елеазар родился в конце XVI в. в городе Козельске в купеческой семье. Стремление к строгой иноческой жизни привело его в Соловецкий монастырь, где он и был пострижен в 1616 г. при игумене Иринархе и им же благословлен на уединенное житие на необитаемом в ту пору Анзерском острове, отделенном от Б. Соловецкого острова пятикилометровым проливом. Пропитание себе пустынник добывал тем, что делал деревянные чашки и оставлял их на берегу. Мореходы забирали чашки, оставляя взамен хлеб и другую снедь. Постепенно слава о нем распространилась по Беломорью, и к нему стали приходить люди, ищущие отшельнической жизни. Духовная связь с Преображенским монастырем у Елеазара не прерывалась: он бывал в монастыре и беседовал с игуменом Иринархом. Устраивая жизнь своих учеников, Елеазар переписывает несколько книг, среди них – чин монашеского келейного правила. Сохранилась также «Книга устав преподобного Елиазара» начала XVII в. В приписке к ней рассказывается о том, что в 1606 г. Елеазару были присланы царская (Михаила Федоровича), патриаршая и митрополичья грамоты, повелевающие поставить церковь во имя Св. Троицы, а затем новая грамота, с повелением «быть монастырю скицкому». После получения грамоты Елеазар, «поговоря с братиею, писал в Соловецкий монастырь ко игумену Иринарху с братиею, чтобы нам пожаловали дали устав скицкой, как поют на внешней стене в Синайской горе и окрест Иерусалима, на Афонской горе и у нас на Руси старом ските Ниловском. И отец наш государь игумен Иринарх и со- борныя старцы пожаловали прислали скицкой устав и уставщика старца Деонисия, прозвище Крюк, а тот Деонисий в том монастыре много времени жил в ските и в Кирилове монастырским уставщиком, а сказывал он, что де тот Нил принес устав от святыя горы Афонския, а живал де он тамо много времени с велики отци и дос- точюдными, и во странах палестинских иже окрест Иерусалима и в Раифе» 929 . (Эта запись дает возможность судить о том, что на Соловках существовала традиция считать Нила побывавшим не только на Афоне, но и в Палестине.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеродиакон Елеазар (Титов): Брак – это искусство уступать. Многие, кто развелись в гневе, потом когда остыли, подумали и поняли, что они натворили. Конечно, в гневе никогда нельзя принимать никаких решений. Архимандрит Амвросий (Юрасов): Женился один мужчина из Владимира. Через три месяца приходит  и говорит: «Мы разводимся». Спрашиваю: «Почему?» Он отвечает: «Мы не сошлись  характерами». Я объяснил ему, что надо притереться друг к другу. Необходимо смиряться. Он послушался. Прошло уже лет 8, он стал священником, у них появились детки. Я его спрашиваю: «Ну как?» Говорит: «Притёрлись друг к другу». Иеродиакон Елеазар (Титов): Что уж говорить о семейной жизни, если даже при покупке новой машины тебе говорят, что у нее есть обкаточный период. В это время нельзя быстро ездить, резко тормозить, ускоряться, долго ехать на одной передаче. Существует масса ограничений. Архимандрит Амвросий (Юрасов): Раз уж мы заговорили о машине, можно вспомнить про навигатор. Вы забиваете маршрут, чтобы, допустим, проехать по Москве. И вдруг человек видит, что устройство показывает не ту дорогу, а он знает самый короткий маршрут, едет по-своему и не слушает. Тогда навигатор, видя, что водитель не слушается, перестраивается. Так и Господь. Когда Он видит, что ты Его не слушаешься и не живешь по заповедям, то перестраивает твое мышление и говорит: «Давай будешь жить вот так. Не хочешь быть монахом - женись, не хочешь жениться - живи один, как тебе удобно спастись». Иеродиакон Елеазар (Титов): Этой беременной женщине надо молиться и Господь ее укрепит. Пусть она будет как навигатор. Если муж не пошел по той дороге, по которой она сказала, надо смириться и отправиться с ним по другому пути. Архимандрит Амвросий (Юрасов): Однажды я был в Германии. Надо было проехать через границу, чтобы поклониться великомученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Я взял машину, и водитель, прежде чем ехать, перекрестил дорогу, сказав: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Я спросил: «Кто вас научил крестить дорогу?» Водитель рассказал, что он сам из Москвы, слушал радио «Радонеж», а там отец Амвросий говорил, что когда садишься в машину, сам перекрестись, перекрести дорогу и скажи: «От Москвы до Питера Господи, благослови». И Господь благословляет. Не надо превышать скорость, если стоит знак 80 или 100 км/ч, при нарушении Ангел Хранитель, который с тобой, уже тебе не будет помогать и если ты попал в какую-то беду– сам виноват. Если же ты помолился и соблюдаешь все правила дорожного движения, то Господь тебя хранит.

http://radonezh.ru/text/moy-syn-prebyvae...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010