На Евтихия Тихого (второго) 24 авг./6 сент. погоды ожидали тихой и безветренной. А если вдруг налетал ветер, это сулило несчастье – льняное семя осыпалось. В народе в старину говорили, что заря в этот день – словно девушка на выданьи: грустит, с летом прощается. По поверью, в этот день нельзя было смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Иначе «опалят тебя огни неведомые, позаплутаешь-поплутаешь, да ни с чем домой и вернешься». Заря осенняя, хоть и тихая, а своими сполохами горячо палит. Сжечь не может, а опалить способна всякого зазевавшегося и заплутавшего. Евфимий Новгородский Архиепископ Новгородский († 11.03.1458). Сын новгородского священника. Еще до рождения сына родители посвятили его Богу. Пятнадцати лет Евфимий поступил в Николаевский Вяжищский монастырь. В 1429 он был избран архиепископом Новгородским. Тогда он сказал себе: «Ему же будет дано много, много и взыщется от него» – и усугубил свои подвиги. Посты его были сверхъестественны, милостыня щедра и непрестанна. Святитель был покровителем прп. Михаила Клопского, Арсения Коневского и др. угодников. После кончины святителя на нем нашли тяжелые железные вериги, которые он носил тайно. Были обретены его нетленные мощи, и вскоре было установлено местное его почитание. Чудеса же и исцеления стали совершаться немедленно. В XV в. был исцелен при раке его от «студеной болезни» родоначальник дома Романовых – боярин Никита Захарьин-Юрьев, шурин Иоанна Грозного. В 1547 свт. Евфимий был причислен к лику святых. Память его празднуется 11 марта. Евфросин Псковский, Спасо-елеазаровский Преподобный (1386–15.05.1481), в миру носил имя Елеазар. С юных лет стремился к уединенной жизни, а свой иноческий подвиг начал в Снетогорском монастыре Пресвятой Богородицы, вблизи Пскова. Отсюда он перешел на берег р. Толвы и недалеко от Псковского озера основал Спасо-Елеазаров монастырь. Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости. Причислен к лику святых на Московском Соборе (1551). Память прп. Евфросину отмечается 15/28 мая. Евфросиния Полоцкая

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Охотникова выделяет первоначальный и основной виды редакции свящ. Василия. Главное отличие между ними заключается в том, что в первоначальном виде нет даты прихода Е. в пустынь на р. Толве. Елеазаровский вариант первоначального вида характеризуется тем, что в нем перечислены имена монахов, побудивших свящ. Василия взяться за написание Жития Е., а также особенностями упоминания в тексте имени свящ. Василия: первоначально в Житии оно не было названо, и переписчики вставляли его произвольно. Имеются еще 3 редакции Жития Е., сохранившиеся каждая в единственном списке: проложная (РГБ. Рум. 397, сер. XVI в.) и 2 краткие (РГБ. Овчин. 300, XVII в.; РГБ. Больш. 422, 2-я четв. XVII в.). Охотникова предполагает, что эти редакции, так же как и редакция свящ. Василия, восходят к не дошедшей до нас краткой редакции Жития Е., составленной в 80-х гг. XV в. Митр. Московский св. Макарий внес Житие Е. в редакции свящ. Василия под 15 мая в ВМЧ (Успенский и Царский списки), впосл. текст без изменений вошел в Тулуповские Минеи (см. Герман (Тулупов) ). В Милютинских Минеях (см. Милютин Иоанн ), составленных в 1646-1654 гг., помещена лишь глава о кончине Е. из редакции свящ. Василия. Свт. Димитрий Ростовский не включил Житие Е. в «Книгу житий святых», но в издании 1762 г. указал на наличие в Прологе Жития святого. Биография Год рождения Е. (1386) определяется на основании Жития, где указано, что святой преставился в 1481 г. в возрасте 95 лет. Из родного села Е. (Виделебье) происходил также прп. Никандр Псковский († 1581). В списке Жития Е. РГБ. Овчин. 300 содержится известие о ц. во имя свт. Николая в Виделебье. По происхождению Е. был скорее всего богатым крестьянином (в рассказе Жития о чуде с мон. Павлом Е. назван «мужиком», в завещании указана его собственность, вложенная в мон-рь). Родители хотели, чтобы Елеазар женился, но он тайно ушел в пригородный Снетогорский мон-рь и принял там постриг (вероятно, за «вкуп» - обязательный вклад при поступлении в монастырь). По-видимому, между 1419 и 1424/25 гг. Е. совершил путешествие в К-поль для разрешения шедшего в Пскове спора о том, как петь славословие с аллилуия: повторяя аллилуия дважды («Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже») или трижды («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже»).

http://pravenc.ru/text/187848.html

Чет. Минея из рукописных греческих. (Act SS. maii III. p 445 et in App. p. 72. Morcelli Kalend. CPlit. II. р.106.) Млрт. Р. 15 мая. Мес. В. Есть служба. Св. муч. Максима. Побит камнями в Асии, в царствование Декия, по приговору проконсула Оптима. Пролог. (Act SS. apr. III. р. 733. Ruinart. Acta prim. mar. p. 156). Март. Р. 30 апр. Мес. В. Св. блаж. Исидора, Христа ради юродивого, нарицаемого Твердислова, Ростовского чудотворца. Оставя латинскую веру, в которой родился, он принял православие, прибыл в Ростов, устроил себе хижину, и жил в ней до своей кончины, последовавшей в 1474 году. Чет. Минея. Преп. Серапиона Синдонита. Египтянин, с малым Евангелием и ветхим рубищем странствовавший по Египту, Элладе и Италии, для назидания других и собственного. Преставился в начале 5 века. Чет. Минея из Палладия (гл. 53). 15 Преп. Пахомия Великого . Египтянин; из язычника сделавшись христианином, принял иночество от преп. Паламона, и основал в верхней Фиваиде Тавеннисиотскую обитель и шесть других общежитий. Число его учеников, под конец жизни его, простиралось до семи тысяч. Умер в 349 г., будучи 71 года. Чет. Минея от Метафраста, Иеронима и от Великой Чет. (Act SS. maii t. III. р. 287. et in App. p. 25. Fabr. IX. 312). Март. Р. 14 мая. Мес. В. 6 мая. Есть служба. Св. Ахиллия, епископа Лариссийского. Член первого Вселенского собора; скончался около 330 года. Пролог. (Or. Chr. II. 103. Act SS. maii III. 465). Мес. В. Преп. Исаии, еп. Ростовского. Киевлянин, постриженник преп. Феодосия Печерского , рукоположенный во епископа митрополитом Иоанном, в 1077 г. Преставился 1090 года. Мощи его обретены в 1160 г. Пролог. Чет. Минея от Патерика Печерского. Есть служба. Преп. Евфросина, Псковского чудотворца. В мире – Елеазар, основатель монастыря на реке Толве, названного по имени его –Елеазаровым, род. около 1386 г., сделался иноком в 1447, преставился 1481 г. К лику святых причтен Московским собором 1551 г. Пролог. Благоверного Димитрия, царевича Углицкого и Московского. Сын царя Иоанна Васильевича Грозного, брат царя Феодора Иоанновича, родился в 1584, убиен в 1591 г. В царствование Василия Иоанновича Шуйского, 1606 г., мощи его перенесены из Углича в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

См. новые работы Д. Разовского: 1. Печенеги, тюрки и берендеи на Руси и в Угрии, в: Seminarium Kondakovianum. 7 (1935); 2. Половцы. Там же. 7–10 (1935–1938). 1-я Новгородская лет., под 6732 (1224) г. См. упомянутые выше работы Любавского и Преснякова. «Более чем из 100 монастырей, приведенных в известность до конца XIII в.,—пишет В. Ключевский,— таких пустынек не насчитаем и десятка, да и из тех большинство приходится именно на XIII в. Зато с XIV в. движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие в этом веке, числом сравнивались с новыми городскими (42 и 42); в XV в. превзошли их более чем вдвое (57 и 27), в XVI в.— в 1,5 раза (51 и 35). Таким образом, в эти 3 века построено было в пределах Московской Руси, сколько известно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря» (Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 2. S. 259). Выходцами из бояр или служилых людей были Сергий Радонежский († 1392); Кирилл Белозерский († 1427); Ферапонт Белозерский († 1426); Павел Обнорский († 1429); Григорий Пельшемский († 1441); Иаков Железноборский († 1442); Евфросин Псковский († 1481); Пафнутий Боровский († 1478) — из обращенной татарской семьи; Макарий Калязинский († 1483); Нил Сорский († 1508); Иосиф Волоцкий или Волоколамский († 1515); Иннокентий Охлебинин (ок. 1481), называемый также Комельским; Кирилл Новоезерский († 1532); Корнилий Комельский († 1537); Арсений Комельский († 1550); Даниил Переяславский († 1540); Стефан Комельский († 1542); Савва Вишерский († 1460); Ферапонт Можайский († 1426); из княжеской семьи: Игнатий Вологодский († 1523). Из купцов или посадских людей: Димитрий Прилуцкий († 1392); Дионисий Глушицкий († 1437); Александр Свирский († 1533); Арсений Коневский († 1447); Герасим Болдинский († 1551); Елеазар Анзерский († 1656). Из зажиточных крестьянских семей: Александр Ошевенский († 1479); Антоний Сийский († 1556). Из семьи священника: Евфимий Новгородский († 1458). См. на эту тему мою статью: Smolitsch. Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 2, в: Kyrios. 3 (1938). Вып. 4.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Слава, и ныне, праздника или Богородичен: Яко имущи милосердие и милость велию,/призри, Препетая Богородице Дево, на мое смирение,/и страстей мглу и соблазн жития разори, Отроковице,/и огня геенскаго избави молитвами Своими. На хвалитех стихиры на 4, глас 2: Днесь похвальную песнь в памяти твоей,/отче Евфросине,/тебе приносящия приими/и предвари к Богу молитвами своими,/избави нас иже ошуюю стояния/и избранных части сочетатися сподоби нас,/да тебе вси, яко теплаго заступника,/достойно ублажаем, отче преподобне. В пустыннем месте, над Толвою рекою,/яко пресветлая звезда, возсиял еси,/преподобне Евфросине,/и мрачная лица бесом посрамил еси./Отонюдуже вшед к Небесем,/с дерзновением Престолу Христову предстоя,/поминай празднующих память твою, преподобне,/милости обрести нам в День судный молитвами твоими. Блажено место, имуще в себе честныя мощи твоя, преподобне,/отонюдуже истекают верным исцеления./Блажени же и ученицы твои,/иже тебе такова учителя стяжавше/и такова отца чада нарекошася,/Евфросине пречудне,/молитвенниче теплый о душах наших. Ныне всечестное и священное тело твое,/преподобне Евфросине,/во обители твоей лежаще,/в нейже еще в жизни сей много потрудися,/исцеления обильно источает верою приходящим./Темже молим тя:/душевнаго здравия нам присно подавай,/тебе ублажающих. Слава, глас 6: Божественною любовию распалаемь,/преподобне Евфросине,/мир оставил еси/и вольныя страсти Господа ради приял еси,/труды и подвиги, жажду и глад,/студень же и зной Христа ради претерпел еси/ив посте и слезах препроводил еси дни своя,/дондеже и страсти телесныя умертвил еси./Темже сподобился еси праведных радования,/с нимиже молися спастися душам нашим. И ныне, Богородичен или праздника. Славословие великое. И отпуст. На Литургии служба преподобническая. Преподобный Евфросин Псковский Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из этого же села был родом и преподобный Никандр Псковский (память 24 сентября). Родители хотели, чтобы Елеазар вступил в брак, но он тайно ушел в Снетогорский монастырь (на Снятной горе, теперь в самом Пскове) и принял там постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он кричит: «Что ты делаешь?». Я говорю: «Комаров убрал. Вы что-то одно выберите - либо комары, либо дым». Вообщем, весело было, Господь всегда давал такую радость. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите», - говорит апостол Павел. Главное - непрестанно молитесь, всегда надо молиться с радостью, тогда на душе будет мир и спокойствие. Звонок: - Я хотел петь, но регент мне сказал: «Голос у тебя может и есть, но даже читать ты правильно не умеешь, читать надо на одной ноте, бесстрастно». Я хотел бы спросить: откуда это пошло, чтение на одной ноте? о.Амвросий:  Это святые отцы установили: не борзясь читать, монотонно. И когда человек так читает, он входит в молитву, и молитва входит в душу, в сердце без всяких возвышений. У нас Нестор был в Почаевской Лавре и там все монахи пели, и он меня спрашивает после службы: «Ну как мы сегодня пели?». Я говорю: «о.Нестор, лучше вас поют и хуже вас поют. Нормально всё».  Он так каждый раз спрашивал. о.Елеазар: Здесь есть своя мудрость, потому что когда человек читает с выражением, он все-таки выражает благоговение своей души. Вот как радуга имеет много цветов и все они составляют одну радугу, но каждый цвет по своему неповторим и тут также: мы все благочистивы, но у нас у каждого свое благочестие к Богу. И вот если человек начинает навязывать именно свое благочистивое настроение другим, а оно не совпадает - получается диссонанс. Поэтому святые отцы и приписали читать бесстрастно, то есть не выражая никаких чувств. о.Сергий: Надо давать  действовать Благодати Божьей, чтобы она проникала в сердце помимо наших эмоциональностей. Вот знаете, в Иерусалиме в нашем Горненском монастыре, там батюшка один служит, армянин, отец Виктор, если я не ошибаюсь.  Он необычно служит, он служит монотонно, но это такая певучая монотонность, как будто мы в горах находимся, как-будто эхо, без примесей чувства. Но это так звучит! Очень красиво. Я первый раз на такой литургии был. о.Елеазар: Не зря же говорят, что здоровая приходская жизнь складывается из 4 вещей: исповедь, проповедь, личный пример священнослужителя и хор.

http://radonezh.ru/text/10-12-2014-21-00...

Как преподобный умел побеждать свои пожелания, показывает следующее повествование жизнеописателя его. Случалось, что ему приходило на мысль вкусить рыбы; он приготовлял ее, ставил пред собою и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Нетронутая пища, оставаясь в келье, разлагалась, тогда подвижник говорил себе: «Ешь теперь, если хочешь». Не терпя таких подвижников самоотвержения, враг искуситель усиливал свою злобу на преподобного. Соловецкий игумен Иринарх, глубоко уважая Елеазара, нередко и сам посещал его для духовной беседы, и приглашал через слугу к себе в монастырь. Однажды является этот слуга с лошадью, заложенною в сани. Подскочив к окну кельи, он передал от игумена поклон и приглашение приехать в монастырь. Елеазар начал собираться в путь и раньше обыкновенного совершил утреннее молитвенное правило. Заметив, что посланный часто уходит из кельи во время службы, он спросил его: «Зачем так часто отлучаешься из кельи?» – «Лошадь посматриваю, не смирно стоит», – был ответ. По окончании молитвы Елеазар хотел пред отъездом вкусить пищи и угостить приезжего и перед вкушением, по обычаю, стал читать молитву Господню, но лишь только произнес: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго», – мнимый слуга мгновенно исчез. С ужасом подвижник взглянул в окно, но на дворе не оказалось даже и следов приезжего. Тогда он понял, что это было искушение от диавола, и возблагодарил Господа Бога, не допустившего посмеяться над ним врагу. Иногда враг человеческого рода воздвигал на преподобного злых людей. Так, однажды он положил на сердце некоторым береговым жителям ограбить подвижника, внушив им мысль, будто у него большие богатства. Эти люди приплыли к острову и приблизились к бедной келье старца, который, предугадывая намерение их, обратился с молитвою о защите к Богу. Злодеи, не успев ничего сделать, как бы обезумели и стали несмысленно кружиться около кельи. Сжалившись над ними, преподобный Елеазар вышел к ним и спросил: «Зачем, дети, вы пришли и чего хотите?» Но несчастные не отвечали и продолжали кружиться. Тогда подвижник молил Бога о разрешении пришельцев от невидимых уз, и молитва его была услышана. Очнувшись, злодеи пришли в себя и с раскаянием просили у старца прощения. Преподобный простил их, и, наставив никогда не желать чужой собственности, отпустил домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так побеждал святой Елеазар все восстания страстей и оставался непреобо­римым от них по благодати Божией. Однако злой дух, видя, что все его искушения отражены преподобным, не оставил его в покое, но новыми кознями захотел окончательно погубить свя­того подвижни­ка. Произошло это так. Игумен Соловецкого монастыря бла­женный Иринарх, впер­вые принявший преподобного Елеазара в свою обитель, не прерывал общения и после его удаления на Анзерский остров. Часто, особенно в зимнее время, когда устанавливался удобный путь по льду, он посылал от се­бя послушника на санях, запряженных лошадью, с приглашением препо­добного в обитель для полезных духовных бесед с ним. Зная это, лукавый дух однажды преобразился в такого послушника и, явившись к келлии преподоб­ного, постучал к нему в оконце. И когда тот подошел к окну, чтобы видеть, кто стучится, лукавый с поклоном сказал, что он прислан за ним от игумена. По смотрению Божию и для большего испытания подвижника была скрыта от него эта хитрость диавола, и он, не обратив даже внимания на то, что тогда не было пути морем, принял к себе лукавого в образе послушника, а сам начал готовиться в дорогу. Преподобный не желал, однако, отправиться в путь, прежде чем совершит правило келейной молитвы, и потому ранее обыкновенного встал на молитву — для пения часов. Когда же начал он читать слова молитвы Господней: «...и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», — мнимый послушник не вынес этих слов, вышел из келлии и через некоторое время появился снова. Это повторялось не­сколько раз, по мере того, как чи­талась молитва Господня. Удивленный этим, преподобный спросил послуш­ника, почему он выходит из келлии, тот ему ответил: «Посмотреть за лошадью: она не смирно стоит». По окончании часов преподобный по обычаю гостеприимства предложил мни­мо­му брату трапезу, и тогда-то, наконец, при чтении молитвы Господней лукавый исчез без следа. Рассказав после того братии соловецкой об искушении, преподоб­ный Елеазар возблагодарил Бога, что Он не искусил его свыше сил,

http://pravicon.com/info-2290

Этот крестьянский мальчик был впоследствии патриархом всероссийским под именем Никона. Если приведем при этом, что в соседнем с Вельдемановым с. Григорове родился протопоп Аввакум, а в соседнем же с. Колычеве – Павел Коломенский, то окажется, что нынешний Княгининский уезд был рассадником главных деятелей Церкви и раскола в цар. Алексея Михайловича. Все трое знали друг друга в детстве, хотя может быть двое последних, как дети местных священников и не ставили себя наравне с крестьянским сыном Никитой. Тем более печальной драматичности придается их будущим сношениям, окончившимся непримиримой враждой и борьбой по смерть. Никита в детстве лишился отца и под надзором строгой и умной матери обучился грамоте. Двадцати лет он уже был священником. В Нижнем его увидали московские купцы: он понравился им, и они перезвали его в Москву. Составил ли здесь себе Никита план к будущему возвышению или нет, только он расходится с женой и идет на север в пустынные тундры вести скитальческую жизнь в удалении от мира. Он постригается в монахи под именем Никона. Затем мы видим его в Анзорском скиту. Здесь он не поладил с настоятелем Елеазаром. Враги Никона передают, что Елеазар раз заметил братии, что видит обвившегося вокруг шеи Никона черного змея и прибавил, что помолился бы за душу того, кто убил бы этого старца 37 . Иные говорят даже, что Елеазар выразился, что принял бы грех убившего на себя 38 . Это передавали впоследствии враги Никона, расколоучители. Они передают слова Елеазара как пророчество, что Никон произведет смуту в Церкви. Вероятного во всем этом лишь то, что Елеазар не сошелся с крутым по характеру и властолюбивым Никоном. Сговорясь еще с одним монахом, Никон бежал из Анзерского скита и основал свой собственный. Игуменом этого скита он посетил Москву, сделался известен царю Алексею Михайловичу и расположил его к себе. Царь вызвал его в Москву и сделал настоятелем Новоспасского монастыря. С этого времени уже можно было предвидеть, что набожный и кроткий Алексей Михайлович подчинится влиянию умного и властолюбивого игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

805. Злодеи, хотевшие ограбить подвижника Елеазара, обезумели и бессмысленно кружились вокруг его келии, пока подвижник не разрешил их Однажды враг положил на сердце некоторым береговым жителям ограбить подвижника Елеазара, внушив им мысль, будто у него большие богатства. Эти люди приплыли к острову и приблизились к бедной келии старца, который, предугадывая их намерение, обратился с молитвой о защите к Богу. Злодеи, не успев ничего сделать, как бы обезумели и стали бессмысленно кружиться около келии. Сжалившись над ними, преподобный Елеазар вышел к ним и спросил: “Зачем, дети, вы пришли и чего хотите?” Но несчастные не отвечали и продолжали кружиться. Тогда подвижник молил Бога о разрешении пришельцев от невидимых уз и молитва его была услышана. Очнувшись, злодеи пришли в себя и с раскаянием просили у старца прощения. Преподобный простил их и, наставив никогда не желать чужой собственности, отпустил домой. (Соловецкий патерик. С. 90). 806. Спасение преподобным Елеазаром Анзерским строителя Исайи и его ученика от неминуемой гибели в море См. также: Явление святого . В одно время анзерскому строителю Исайи, мужу добродетельному, нужно было отправиться в Соловецкий монастырь. Хотя и было время зимнее, но пролив, разделяющий Соловецкий и Анзерский острова, был свободен от льдин. Строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братий. На обратном пути они были застигнуты массой льда, принесенного ветром с моря. Огромные льдины, окружив лодку, понесли ее в открытое море. Путники в ужасе выскочили на льдины и пустились спешно к берегу. Между тем Исайя оступился и едва не погиб. В это время явился ему преподобный Елеазар и спас его от смерти. До Анзерского острова, куда путники пробирались, было еще не близко, а движущийся лед уносил их в противоположную сторону; к большей беде наступила ночь. В изнеможении несчастные обратились к Господу с усердной молитвой об избавлении от опасности и стали призывать на помощь преподобного Елеазара. И вот, при тусклом свете луны они увидели, что на другом конце льдины стоит преподобный Елеазар и направляет ее к Анзерскому острову. Обрадованные иноки хотели приблизиться к преподобному и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самого берега Анзерского острова и путники благополучно вышли на берег. (Соловецкий патерик. С. 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010