2) Воли совершенство состояло в сообразовании с Божиею святостию и самовластием (§ 25). Следственно: а) понеже воля не может ни на что склониться без причин возбудительных, кои представляются от разума (§ 38, 5), так она имела надлежащее всегда сношение с разумом; в) она так расположена была, что ничего не могла хотеть, кроме истинного добра, и ничего опять гнушаться, кроме настоящего зла; г) она никакого не претерпевала принуждения, и так самопроизвольная, и ни в чем невоспященная ей приличествовала к деланию добра склонность (Еккл. гл. 7, ст. 30). 3) Чрез хотение здесь разумеем склонность, происходящую от чувственных представлений. Как три способности душевные, так и сию склонность Образ Божий привёл в весма великое совершенство, которое состояло в сообразовании с Божиею чистотою, незлобием и довольством (Быт. гл. 2, ст. 25). Отсюду: а) человек чувствованиям и воображениям своим никогда б не следовал прежде, нежели бы здравого разума не воспоследовало определение; в) итак, чувствами представленное добро, естьли б не подтвердил разум, то б могло разуму повинуясь хотение перестать; а что чувства далеко лучше, нежели ныне, вещи представляли, нет сомнения для того, что целы они были и отнюдь не повреждены; г) видишь теперь, что хотя первому человеку и приличествовали страсти, также и некая брань, то есть чувственное и разумное представление, но они очень легки были, и будучи разуму покорны, никогда б с таким стремлением, как теперь, не нападали на человека: разум бы их в пределе святости держал. 4) Великое оное совершенство разума (§ 41, 1), которое производил образ Божий в человеке, одним словом называется премудростию, совершенство воли святостию, а совершенство хотения невинностию. Все же сии совершенства вместе зовутся первобытною правдою. Примечай здесь: а) сию правду Адам самою вещию имел, и до самого падения, в целости; в) мы все находились в нем, так и нам приличествовала она; г) понеже порядок уставлен, чтоб всему потомству от него рождаться (§ 39, 4), так все бы мы образом Божиим снабжены рождались (Прав. Испов., Часть 1. Вопрос 23).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Удивительным образом, когда мы попадаем на информационную удочку, наживка сама превращается в акулу и проглатывает нас целиком. К сожалению, в ее утробе находиться совсем не так уныло, как Ионе, поэтому мы не сразу вспоминаем о молитве и Боге. Только когда все наши жизненные соки утекут в информационный вакуум, в набитой знаниями голове, как это ни парадоксально, станет пусто, в сердце – уныло и тяжело, тогда мы наконец вспоминаем, что и молитвы все пропустили, и важные дела не сделали, и в общем-то и не приобрели ничего. Наверное, сейчас в голове одного современного человека вмещается столько знаний, сколько не было у многих древних цивилизаций. И в то же время одно праведное сердце древнего Филарета Милостивого вмещало в себя столько любви, сколько сейчас не наскребется и в сердцах многих тысяч наших современников. Пост – время размышлений. Мысли тянутся, как караваны верблюдов. Если быть бдительным, можно среди грузов найти драгоценности. Если быть нерадивым и спать, как лев преподобного Герасима, – глядишь, и последнего осла уведут. Постараемся поступать по заповеди святителя Феофана и бдеть молитвой в глубине сердечной. Середина поста уже пройдена. Мы ограничили себя во всем. Око, которое не может насытиться зрением (см.: Еккл. 1: 8), дает пищу для беспокойного мятущегося ума. Пора стеснить и их. А чтобы они не вопили от голода, дать им пищу, подходящую для покаянного времени: чтение Евангелия и Псалтири. Бери, душа, ешь и пей! Находи в этом усладу, вкус и радость. Ибо истинно говорю тебе: иной пищи ты не получишь! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1370 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Нина 17 апреля 2021, 01:28 В отличие от многих комментаторов у меня такая проблема есть. В прошлом году решила Великим постом отказаться от одного вредного сайта, в котором провела почти год. И у меня получилось. В этом году попробовала отказаться вообще от интернета и месенджеров, не получилось. Спасибо за статью автору. Буду перечитывать Катерина 10 апреля 2021, 16:22

http://pravoslavie.ru/138489.html

“Продавать правого за деньги”, по мысли Симиана-Йофре, означает “готовить невиновному подвох в трибунале посредством ложного свидетельства или же через подкуп судей с целью выиграть процесс. Обвинение Амоса, таким образом, косвенно падает на судебную несправедливость и на судей, неспособных защитить невиновного перед ложным обвинителем” 15 . Корыстолюбие — вот что движет, согласно блаженному Феодориту, и богатой знатью, и пособничающими им судьями: “И они, говорит, имея в виду подарки, продавали праведного и, служа гнусному корыстолюбию, не отказывались брать даже обувь, эту последнюю потребность для человека, оставляя без защиты обиженных, притесняя бедных и не принимая оправданий от незнатных” 16 . Властолюбием и корыстолюбием объясняет и святитель Кирилл Александрийский неправедные решения судей в отношении бедняков: “По властолюбию и корыстолюбию они были нечестивы и немилосерды и обыкновенно несправедливы в отношении к тем, о которых, напротив, достойно было иметь попечение, которых следовало почитать и у которых подобало приобретать расположение оказываемою по любви помощью, терзая несносными и горькими скорбями обременённых бедностью”. Незаслуженные скорби, причиняемые беззащитным людям, Бог, по мысли Александрийского святителя, “относит к собственному лицу”. Это значит, что преступления против правосудия носят не только социально-нравственный, но и религиозный характер. Обижая слабого, сильный тем самым “безмерно оскорбляет Самого Бога” 17 . Шоафим (жаждут Синодального перевода) — причастие множественного числа от корня шоаф. Этот глагол может иметь разные значения, например “нюхать” (Иер 2:24) 18 , “пыхтеть”, “тяжело дышать” (Ис 42:14) 19 , “страстно желать”, “томиться” (Иов 36:20), “спешить” (Еккл 1:5), “приготовлять ловушку” (Иез 36:3) 20 . В контексте проповеди Амоса против Израиля это слово представляет большую трудность для перевода. Таргум переводит так: “Они трут как пыль в пыли земли голову слабого”. По-русски мы бы сказали стирают в порошок или втаптывают в грязь.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Возражение 3 . Далее, главной нравственной добродетелью, как было показано выше (56, 1; 61, 2), является рассудительность. Но расточительность в большей мере противна рассудительности, чем жадность, в связи с чем [Писание] говорит, что «вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого, а глупый человек расточает их» ( Прит. 21, 20 ); и Философ говорит, что «излишне давать и не брать – это черта глупого» 839 . Следовательно, расточительность является более тяжким грехом, чем жадность. Этому противоречит сказанное Философом о том, что «расточительный все-таки гораздо лучше скупого» 840 . Отвечаю: сама по себе расточительность является менее тяжким грехом, чем жадность, и на то есть три причины. Во-первых, та, что жадность в большей степени отличается от противоположной ей добродетели, поскольку даяние, меру в котором превышает расточительный, присуще щедрости в большей степени, чем сбережение, меру в котором превышает жадный. Во-вторых, та, что, как сказано в четвертой [книге] «Этики», расточительный оказывает помощь многим, а жадный – никому, даже самому себе 841 . В-третьих, та, что от расточительности легче исцелиться. В самом деле, расточительность, будучи противна старости, с возрастом убывает, и к тому же она, причиняя бессмысленные траты, быстро приводит расточительного к бедности и нужде, лишая его возможности превышать меру в даянии. Кроме того, расточительность легче обращается в добродетель по причине большего с нею сходства. Жадность же, как было показано выше (118, 5), неисцелима. Ответ на возражение 1 . Различие между расточительным и жадным состоит не в том, что первый грешит против себя, а последний – против другого. В самом деле, расточительный грешит и против себя, тратя то свое, которое может помочь ему выжить, и против других, тратя то, что может помочь другим. Это в полной мере относится к распределяющим церковные блага клирикам, которые обирают бедных, которым приличествуют эти [блага], если позволяют себе расточительные траты. И точно так же жадный грешит и против других, когда он недостаточен в даянии, и против себя, когда недостаточен в расходах, в связи с чем [в Писании] сказано: «Бог дает человеку богатство,... но не дает ему Бог пользоваться этим» ( Еккл. 6, 2 ). Однако избыточность расточительного не только причиняет вред ему и другим, но и приносит им некоторую пользу, в то время как от жадного нет пользы ни другим, ни даже ему самому, поскольку он не использует свои собственные блага ради собственной же пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

г) бывают услышаны, спасаемы и благословляемы Богом: Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их ( Пс.144:19 ). Близко к боящимся Его спасение Его ( Пс.84:10 ). Благословляет боящихся Господа малых с великими ( Пс.113:21 ); д) полагаются на Бога: В страхе пред Господом – надежда твердая ( Притч.14:26 ); е) не должны бояться человека: Мы смело говорим: Господь мне помощник и не убоюсь, что сделает мне человек ( Евр.13:6 ). Страха их не бойтесь и не смущайтесь ( 1Петр.3:14 ). Пребывайте всегда в страхе Божием: Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; потому что есть будущность ( Притч.23:17–18 ). Поучайте своих детей страху Божию: Собери мужей и жен, и детей, чтобы они слушались и учились и чтобы боялись Господа Бога вашего и старались исполнять все слова закона, и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни ( Втор.31:12–13 ). Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас ( Пс.33:12 ). Блажен тот, кто имеет страх Божий: Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его ( Пс.111:1 ). Благословения, обещанные имеющим страх Божий: О, если бы сердце израильтян было таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! ( Втор.5:29 ). Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Господь – опора боящихся Его, и завет Свой Он открывает им ( Пс.24:12–14 ). Нет скудости у боящихся Его ( Пс.33:9 ). Ты, Боже, дал наследие боящимся имени Твоего ( Пс.60:6 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа. Благословит тебя Господь с Сиона; увидишь сыновей у сыновей твоих ( Пс.127 ). Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся ( Притч.10:27 ). Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его ( Притч.19:23 ). За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь ( Притч.22:4 ). Благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицом Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом ( Еккл.8:12–13 ). На кого Я призрю: на смиренного и на трепещущего пред словом Моим ( Ис.66:2 ). Для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные ( Мал.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы же говорим на исповеди: «грешен» – но тут же, еще и из храма не выйдя, устраиваем разборки. Сами говорим, что грешники, сами признаём, что не имеем покаяния… но внимания и признания себе требуем так, как будто мы лучше всех. Не только неприятности не готовы потерпеть, но прямо устраиваем жестокую борьбу за «приятности». Очень странное поведение: ни логики в нем, ни здравого смысла. И бывает, что только когда состояние нераскаянности приводит нас к вратам ада, только тогда мы и взываем к Богу с искренним желанием увидеть свою неправоту. А бывает, что и тогда не взываем. Самоедство ставит недосягаемые – здесь и сейчас – цели, а потом мучает нас печалью. Заметим это: нам все равно предлагается скорбь, вот только никакого доброго плода эта скорбь не приносит. Покаяние же продуктивно, оно учит действию, которое приносит добрые плоды. В этом конкретном случае оно скажет нам, за что попросить прощения, предупредительно посоветует тон, которым это надо сделать. А потом еще оставит на памяти хорошую, глубокую зарубку: помни, что ты человек, не сдержанный в словах и эмоциях, помни, как часто ты бывал неправ, как часто обижал… И в другой ситуации, имея перед глазами эту зарубку, ты не только с равными не поссоришься, но и младшему простишь недобрую выходку и злое слово. «Нет человека праведного на земле, – сказал царь Соломон, – который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя. Ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Еккл. 7: 20–22). Наверное, весь секрет этого делания в том, что, совершаемое с самопонуждением, оно оставляет зарубки не только в памяти, но и на сердце. Труды по стяжанию покаяния сокрушают сердце – а сердце сокрушенное Бог не уничижит. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1464 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии инокиня Наталья -- Наталье 21 февраля 2021, 19:15 Из Поучений аввы Дорофея, глава " Об оскорбляющих нас " : " Другой радуется, получая оскорбления, и думает, что он должен был претерпеть оскорбления, потому что сам он подал повод к тому, – сей разумно искореняет страсть (гордости). Ибо принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать все находящее на нас за наше собственное - есть дело разума, потому что каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Другой не только радуется, когда его оскорбляют, и почитает виновным самого себя, но и сожалеет о смущении оскорбившего его. Бог да введет нас в таковое устроение. "

http://pravoslavie.ru/129613.html

На самом деле подлинные, здоровые, естественные радости — радость верного супружества и родительства, дружбы и товарищества, учебы и созидательного труда, науки и искусства, даже хорошо приготовленной пищи — находятся в добром согласии с истинной верой. Все это — дары благого Бога. Священное Писание осуждает лжеучителей, «Запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением»  (1 Тимофею 4:3) Реклама греха всегда лжет — он не принесет нам подлинной радости; даже если мы переживем короткую эйфорию, она всегда обернется горьким похмельем.  Подробнее:  О поисках счастья Неспособность формировать отношения преданности, доверия и близости — а именно эта проблема стоит за ситуацией, когда человек ищет ни к чему не обязывающих связей — не пройдет сама собой. Мы можем потратить нашу молодость на какие-то приключения, оставляющие привкус разочарования, горечи и угрызений совести, и так и не оказаться готовыми жить в подлинной любви. Поэтому наша готовность — это вопрос нашего выбора: мы должны признать нашу неспособность к верности как проблему, попросить Бога о том, чтобы Он научил нас любви и преданности, и строить отношения верности с одной женщиной (или, соответственно, мужчиной). Подробнее:  Что значит быть свободным? Работа — это одна из тех вещей, которые и важны, и хороши, и необходимы на своем месте. Но когда она занимает не свое место — и становится самым важным в жизни, она нас губит. Как говорит Писание, «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде» ( Еккл.5:14-16 ) Но обычно, все же, работа занимает не все время — у нас бывают выходные и отпуска, и, даже если их нет, какие-то моменты времени, когда мы остаемся наедине с собой. Когда мы только проснулись или когда находимся в транспорте, или когда вернулись с работы. Обычно мы спешим занять эти моменты какими-то развлечениями — но мы можем в это время почитать Священное Писание (или послушать, тут интернет и смартфоны дают прекрасные возможности), помолиться Богу и попросить Его помощи и руководства. 

http://azbyka.ru/quiz/prepjatstvija-k-ve...

Сопротивление поработителям собственного народа не противоречит постулатам христианского учения, изложенного на страницах Библии. Сказано: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь» ( Ис.1:17–18 ). Призыв: «спасайте угнетенного» – есть призыв бороться с угнетателями всех мастей самым решительным образом. Сказано: «Если [кто] застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не [вменится] ему; но если взошло над ним солнце, то [вменится] ему кровь. [Укравший] должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его [для уплаты] за украденное им» ( Исх.22:2–3 ). То есть если социальный грех проявляется в ночи социального кризиса, то уже не время для благодушия, но время для решительных действий против лиц, ограбивших, разворовавших и предавших нашу страну. И дело светской власти – решительно вмешаться в подобную ситуацию и осуществить национализацию несправедливо приобретенного. Но, увы! Иногда олигархи выдвигают на политическую арену своих ставленников, марионеток, или сами приходят к власти. Когда правитель либо приходит к власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо – государственная власть вырождается в злоупотребление ею, в олигархическую тиранию. Сказано: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» ( Еккл.8:9 ). Подлинной причиной бедствия народных масс является капитал, сосредоточенный в руках олигархического меньшинства. Этот строй рассматривается в целом с позиции концепции «социального греха» – как несправедливый, глубоко антихристианский, ведущий к разрушению личности и созданию неорганических, отчужденных от человека безблагодатных общественных структур. Сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле» ( Ис.5:8 ). «Длящаяся тирания» богатого меньшинства над бедным большинством рано или поздно приводит к социальному взрыву, от которого бедные еще больше беднеют, а богатые еще больше богатеют. Необходим поиск более действенных средств, чем революционные потрясения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Очнувшись, дедушка увидел, что на земле лежит маленькая древняя икона Богоматери «Милостивая» Так вот, тогда, оказавшись в концлагере, он решил бежать. И чудом ему удалось это. А в лесу, когда он задремал, ему явилась Богородица и сказала: «Сынок, пойдешь этой и этой дорогой – и не погибнешь». Очнувшись, дедушка увидел, что на земле лежит маленькая древняя икона Богоматери «Милостивая» , написанная на эмали. Он пронес и сохранил ее через всю войну. А когда вернулся с войны, отдал эту икону бабушке, и уже она носила ее. Однажды бабушка в лесу собирала хворост, а когда вернулась домой, то обнаружила, что иконочки нет. Испугалась тогда моя бабушка, что потеряла святыню, и вернулась в лес. А было уже темно, наступала ночь. Бабушке было очень страшно, лес был опасен, полон диких зверей, но она больше всего боялась лишиться святыни и все шла и шла в лес, глубже и глубже, не переставая горячо молиться. И вдруг увидела какое-то мерцание. Это светилось место, где лежала иконочка Богоматери. Взяла иконку моя бабушка с великим благоговением и пошла обратно домой. Бабушка Дарья и дедушка Николай      Многое еще можно вспомнить и рассказать. Но ясно главное: нужно отгонять сомнения в том, что Господь слышит наши молитвы. Пройдет время – и узнаем ответ на них, когда наступит для этого срок. Ибо сказано: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3: 1–8). И самое главное Господь сказал нам: «Взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29: 13). Рейтинг: 10 Голосов: 490 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/79153.html

Начало Евангелия от Марка. Лист с инициалом из Борилианского кодеса. Ок. 875–975 г. (Университетская б-ка, Утрехт. 09) Начало Евангелия от Марка. Лист с инициалом из Борилианского кодеса. Ок. 875–975 г. (Университетская б-ка, Утрехт. 09) Кроме того, обсуждается присутствие в оригинале Мк 1. 1 слов υο θεο (Сына Божия). В большинстве ранних источников (Ватиканский, Александрийский и Синайский (рукой корректора) кодексы, Кодекс Безы и др.) эти слова есть. Это же чтение подтверждается свидетельством лат. перевода сочинения сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 10. 6; 16. 3). Однако они пропущены в изначальном тексте Синайского кодекса, в ряде ранних арм. и груз. рукописей, а также в цитатах у некоторых раннехрист. авторов (Ibid. III 11. 8; Orig. In Ioan. comm. 1. 13. 79-81; 6. 24; Idem. Contr. Cels. 2. 4; Cyr. Hieros. Catech. 3. 6; Hieron. Ep. 57. 9; Idem. In Mal. 3. 1). Возможно, слова были пропущены по ошибке из-за обилия nomina sacra, записанных в сокращенной форме. Нек-рые ученые считают, что они были добавлены на очень раннем этапе бытования текста как обобщение основной темы этого Евангелия ( Head. 1991). Против вставки говорит наличие подобных выражений в начале ветхозаветных книг (ср.: Тов 1. 1; Еккл 1. 1; Притч 1. 1). Окончание Евангелия от Марка в рукописной традиции представлено неск. вариантами. В качестве Textus Receptus получило распространение т. н. длинное окончание Мк 16. 9-20 (именно оно приводится в церковнослав. и синодальном переводах). Оно присутствует в большинстве греческих (начиная с Александрийского кодекса), лат., сир. рукописей и в гот. переводе. Первое достоверное свидетельство его существования содержится в лат. переводе сочинения сщмч. Иринея Лионского, к-рый цитирует Мк 16. 19 ( Iren. Adv. haer. III 10. 5-6). Среди сохранившихся цитат из сочинения Папия Иерапольского встречается рассказ о некоем Иусте Варсавве, который испил яд, но остался жив ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 9; в ином варианте этой истории говорится о змеином яде: Boor C., de. Neue Fragmente des Papias//TU. 1888. Bd. 5. H. 2. S. 170. Frg. 6), что может указывать на знакомство Папия с Мк 16. 18. Аллюзии на длинное окончание Евангелия от Марка нек-рые видят в 1-й Апологии Иустина Мученика ( Iust. Martyr. I Apol. 45, 50), но, хотя лексика в целом совпадает, цитаты слишком коротки для подтверждения этих выводов. Спорят также о присутствии длинного окончания в оригинале Диатессарона .

http://pravenc.ru/text/2562164.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010