Пс.48:6 Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя. Вот и притча, которая для многих, если не для всех, может показаться неудобопонятною загадкою, о которой пророк говорит выше (ст. 5). День лют, по переводу с еврейского, значит: «день бедствия», а по толкованию св. отцов, это день всеобщего Суда Божия, когда Он будет судить всех людей, – это «великий день Господень, по слову пророка Софонии, «день гнева, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тьмы и мрака, день трубы и вопля» ( Соф.1:14–15 ). В притче своей пророк обращается к самому себе с вопросом: почему я боюсь страшного дня Судного? И сам же на этот вопрос дает ответ: день этот есть день бедствия для грешников, – тогда беззаконие пяты моея обыдет мя. Пята показывает действие, которое осталось позади нас; беззаконие пяты поэтому означает прежде сделанный грех. В ходьбе пята оставляет след на земле глубже, чем вся стопа ноги: отсюда беззаконие пяты означает грех тяжкий, который сделал сильное впечатление на совесть грешника и который труднее изгладить, нежели другие грехи. Пяту блюдет искуситель ( Быт.3:15 ), значит, беззаконие пяты есть грех, который произошел не от обыкновенной слабости человеческой, но от особенного искусительного нападения диавола. Такие беззакония иногда постигают нас ( Пс.39:13 ), т.е. как бы бегут за нами вслед и подвергают осуждению ( 1Тим.5:24 ), и только благодать Божия может удалить их от нас чрез покаяние. Но они иногда обходят нас, как неприятелей на войне, становятся напротив нас на пути спасения и не дают далее совершать его и избежать осуждения. «Предстанут предо мною, – говорит св. Афанасий, – лукавые дела мои, окружая и осаждая меня отовсюду и не давая мне избегнуть мучений» с. 163–164]. Тогда благодать тем же оружием, то есть покаянием, удаляет их от нас. Пс.48:7 Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися. Здесь речь, хотя и понятная, но как будто не досказанная, но она будет совершенно полная речь, если в конце ее поставить (по-русски) знак восклицания и выразить ее в форме обращения к богатым людям: о вы, которые надеетесь на силу свою и хвалитесь множеством богатства своего! Пророк потому обращается здесь к самонадеянным и хвалящимся своим богатством людям, что хочет научить их, что им в день лют никакое богатство не поможет, никакая сила не может избавить их от угрожающей им участи вечного наказания от Бога. Богатство, правда, имеет великую силу в настоящей жизни, как сказал премудрый: «Сребра послушают всяческая» ( Еккл.10:19 ), но тогда, в день Суда, оно никакой пользы не принесет человеку, злоупотребляющему им.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

1–2. Увещание начинается обращением учителя к ученику-читателю: τκνον, Рус.: «сын мой», Сл.: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение; управи сердце твое и потерпи, и не скор буди во время наведения». Такое отеческое обращение к, читателю часто встречается в учительных книгах (напр., Прит. 1, 8, 10, 15, 2, 1 и мн. др., Еккл. 12, 12 , Сир. 3, 1, 12, 17, 4, 1 и мн. др.) и в устах человека, излагающего в своей книге наблюдения и убеждения всей жизни, является искренним, ласковым призывом отца к горячо им любимым детям. Если кто убедится, что нельзя найти премудрость иначе, как живя благочестиво, в страхе Господнем, того премудрый убеждает заранее приготовиться ко всяким испытаниям, неизбежным на этом пути. «Если ты приступаешь служить Господу Богу», – разумеется служение Господу всего жизнью, строгое исполнение закона Его, – «то приготовь душу свою к искушению». Πειρασμς собственно «испытание», напр. в 27, 5: «сосуды скудельничи искушает пещь, и искушение человеческо в помышлении его»; оно состоит обычно в бедствии, постигающем человека но попущению Божию, для испытания твердости его веры, подобно испытанию Иова тяжкими несчастиями. Зная это, человек должен быть тверд при таких искушениях и не должен отчаяваться в помощи Божией. «Укрепи сердце свое и будь тверд, и не отчаивайся во время посещения». «Укрепи», – буквально: «выпрямь, сделай прямым», εϑυνον, т. е. приведи его в состояние готовности к перенесению испытаний; «не отчаивайся», – также передает только смысл увещания, а буквально μ σπεσς значит «не спеши, не торопись», – разумеется: не торопись осуждать Господа и считать себя окончательно Им покинутым, как Иов не послушал совета жены и не поспешил отречься от Господа ( Иов. 2, 9–10 ). Предполагают (Фрицше, Риссель), что здесь стояла в оригинале 2-я форма глагола означающая «ужасаться, терять мужество», переводчик же принял ее за 3-ю форму, которая имеет значение: «спешить»; во всяком случае здесь автор, несомненно, предостерегает от отчаяния, способного овладеть человеком при испытании. «Посещение», παγωγ, буквально «наведение», означает здесь то же, что и πειρασμς, т. е. наведенное Богом на человека несчастие для его испытания, что иначе в Библии обозначается словом «посещение», – посещение с целью испытания; в этом смысле παγωγ употребляется во Втор. 32, 36 по LXX-mu: κλελοιπτας ν παγωγ «не устоявших при наведении» (Сл.: «истаявшя во время»), в Прит. 27, 10 по переводу Феодотионову: ν μρ παγωγς «в день наведения», и часто у Филона 1 . Лат. предлагает здесь несколько распространенный перевод: «Сын мой, приступая к служению Богу, стой в правде и страхе и приготовь душу свою к испытанию. Смири сердце твое и терпи, приклони ухо твое и прими слова разумения, и не спеши во время напасти».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

В частности требующими объяснения словами и выражениями будут считаться: 1) Слова еврейские, оставленные в русском тексте учительных книг без перевода, как Левиафан, аминь. 2) Слова греческие, как псалтырь, хитон. 3) Слова славянские, как семя, точило. Объяснения таких слов будут состоять в простом их переводе или перифразировании. 4) Собственные имена лиц и народов неизвестных в общей истории, напр. Пс. 82, 9 : „Гевал, Агаряне и сыны Лотовы». Для объяснения таких имен достаточно короткой фразы: „N. жил тогда-то и там-то“. Несколько большего объяснения требуют имена, занимающие важное место в тексте, напр., имя стоящее в надписании псалма 9: „На смерть Лабена», или Пс. 87 : „учение Емана Езрахима“. 5) „Собственные имена местностей неизвестных в общей географии, напр, „сошел с вершины Аманы» – Песн. 4, 8 . Объяснение будет состоять в простом выражении: „лежит там-то“, или „ныне называется так-то“. Больше места будет дано объяснению таких имен, которым текст придает особенное значение, напр, в сравнениях: „она подобна Фирце“ ( Песн. 6, 4 ), или „точно хоровод в Манаиме» ( Песн. 7, 1 ). В таких случаях, кроме указания положения местности, должно быть указано то свойство ее, на которое в данном месте намекает контекст. Собственные имена мест, хотя известных, но выраженные необычными формами, напр, в выражении Пс. 88, 11 – „Ты низложил Раава“ – к имени Раава нужно сделать примечание: Раав есть Египет. 6) Названия растений и животных малоизвестных, напр, мандрагоры, каперс, кипер – Песн. 7, 14 ; Еккл. 12, 5 . 7) Технические выражения в надписаниях книги псалмов, каковы: Аллилуя, Песнь восхождения. В воспоминание. Не погуби. Шотаним. Шушан-Едуф. Махалав. 8) Исторические факты малоизвестные, когда они вставлены в поэтический образ, так что без их разяснения будет непонятна мысль текста, напр. Пс. 82, 10–12 : „Сделай им тоже, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона; поступи с ними, как ты поступил с Оривом и Зивом и со всеми князьями их, как с Зевеем и Салмоном“; или: Пс. 94, 9 : „Вы ожесточили сердце как в Мериве в день искушения“. В таких случаях должны быть разъяснены исторические обстоятельства – той стороной, которой они входят в текст. Для других исторических намеков, ясно выраженных или не имеющих близкой и видимой связи с текстом учительных книг, будут указываемы только параллельные места исторических книг, напр., к словам Пс. 58, 1 : „Псалом Давида, когда Саул послал стеречь дом его “ должна быть сделана только выписка „см. Цар. 22, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

С другой стороны, никакая форма человеческой власти, человеческого правления не может обеспечить для населения абсолютную безопасность. Страшные теракты в Америке, в России, в Испании и Израиле показывают, что никто, находящийся под управлением человеков, таких же, как и он сам, не может чувствовать себя в полной безопасности. И более того, в Писании сказано: «… Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» ( Еккл.8:9 ). И только Власть Бога всегда преследует и обеспечивает для человека, подчинившегося этой власти, счастье, благополучие и безопасность. Страна Гергесинская и страна Гадаринская ( Мк.5:1 ) в основном были населены язычниками. Свиное стадо и кладбище находились близ города Гадара. Из Десятиградия именно этот город ближе всего находился к Галилейскому морю, примерно в 6-и милях к юго-востоку от моря. Итак, Господа по Его прибытии в страну Гергесинскую, что на берегу Галилейского моря, в окрестностях Гадары «встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые» . Возникает вопрос, почему бесноватые жили именно в гробах. Гробы считались ритуально нечистыми местами, тогда кладбищенские земли не могли считаться освященными, т. к. род человеческий не был еще искуплен Кровью Иисуса Христа. Святые Отцы также поясняют, что это было сделано с целью вызвать суеверный страх перед умершими людьми. Ибо некоторые говорили об этих бесноватых, что в них вселились души умерших. Но в действительности в них обитали только бесы. Страх перед привидениями сковывает сознание многих людей. По поводу подобных страхований Златоуст писал: «Итак, это – бредни пьяных старух и детские пугалы. Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что праведных души в руце Божией ( Прем.3:1 ). Если же души праведных в руке Божией, то и души детей, так как они не сделались еще злыми. Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: сегодня душу твою истяжут от тебе ( Лк.12:20 ). Да и быть не может, чтобы душа, исшедшая из тела, блуждала здесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Во время войны нельзя продолжать бороться с проблемами мирного времени, ибо теперь это уже – ветряные мельницы. Есть приоритетные задачи и второстепенные, и то, что было первостепенным в мирное время, неизбежно отходит на второй план во время военных конфликтов большого масштаба. Обоснованная критика власти конструктивна в одном случае и разрушительна – в другом. Не понимать таких элементарных вещей – значит, обнаруживать незрелость мышления, утрату или отсутствие добродетели трезвомыслия, чувства целесообразности и нецелесообразности. «Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл 3:1-5). В частности, каких только бредовых контраргументов не услышишь от нашей православной общественности, никак не желающей спускаться со своего «третьего неба» на грешную русскую землю. У них, видите ли, прописка в Царстве Небесном, а здесь они только проездом. Поэтому им с их «фаворской» высоты геополитические расклады лучше видно, чем профессиональным политикам и военным со своих спутников. Раз российская власть сама далеко не безупречна в нравственно-духовном плане, то и родину такую защищать – только руки марать, – вот логика. А что, когда-то в российской державе по-другому было? Или у помазанников меньше ошибок было в политическом управлении государством? И ведь, действительно, немало тех, кто искренно верует в мифологию такого рода. «Раньше понятно было, за что воевать (за Святую Русь), а теперь… ну, я не знаю…». – Да за то же самое, за что и всегда, – вот за что эта война! – За право говорить на своем языке; верить вере своих отцов; жить на своей земле и распоряжаться ее ресурсами; за само право жить нам и нашим детям. Потому что вопрос нашими геополитическими супостатами ставится именно таким образом: быть или не быть России и россиянам, Русской Церкви и православным – в том числе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/13/ch...

Загробное состояние души в Писании называется различно: то «домом Своим» ( Еккл.12:5 ), то «вечной обителью» ( Тов.3:6 ), то «местом отцов», то преисподней и др. названиями: Такая неопределенность зависит от того, что человек не может представить себе загробного бытия, так как не переживал его. Подобно тому, как слепой не имеет представления о цветах – красном, зеленом и др., хотя и знает от других людей, что таковые цвета есть, и не имеющий обоняния не различает запахов, хотя верит в их существование, – так же и человек, не испытавший загробной жизни, не знает, какова она, но верит в нее чрез достоверные свидетельства Божии. Посему и называет загробную жизнь разными словами, не определяющими места, но дающими представление о загробных душевных переживаниях – хороших, или тяжких. Тем не менее всюду в Ветхом Завете свидетельствуется о сознательной жизни души за гробом. Мертвые даже могут ходатайствовать за жнвых: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ). «Праотец твой согрешил, ходатаи твои отступили от Меня» ( Ис.43:27 ). Иуда «видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго... что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский». О другом муже, также молящемся, сказал Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе – Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Ветхозаветное Писание описываемыми видениями доказывает, что умершие жнвут в загробном мире, хотя и без тела, но в полном сознании и разуме: Самуил, по вызову волшебницы, вышел к Саулу, обличил царя в нечестии и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши; «завтра ты и сыны твои будете со мною»; значит, в таком же сознательном состоянии, как и Самуил, знающий все, что делается, находятся и все души людей. ( 1Цар.28:11–19 ). Это же подтверждает и Иисус Сирахов, говоря о Самуиле; «он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сир.46:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры. А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне! В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая. Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать. Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви! Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога , миловать ближних и исправлять себя . Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста. Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста. Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12). Рейтинг: 9.6 Голосов: 304 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии тамара 24 января 2015, 05:13 Спаси,Господи,о Андрей за Ваши рассказы тёплые и добрые.

http://pravoslavie.ru/45387.html

Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость явлений природы: Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием (1:5-7). Но и занятия человеческие не утешают проповедника. К излюбленному выражению хэвэл он прибавляет реут руах (и томление духа) (1:14). Екклесиаст предал сердце, чтобы познать мудрость, но это занятие обнаружило ничтожество всего земного. Убедившись, что познание лишь умножает скорбь, он решил испытать сердце весельем, но и это — суета сует и томление духа. У А.Пушкина есть очень сильное и точное поэтическое выражение: безумных лет угасшее веселье (Элегия). Безумными годы названы потому, что участники веселья придаются удовольствиям, как чему-то нескончаемому. Эпитет безумный поэт использует и в другом стихотворении, применяя его к тем, кто не думает о неизбежном конце земного бытия: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я придаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все взойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Трудно сомневаться, что стихотворение навеяно чтением Екклесиаста, если обратиться к началу первоначальной редакции стихотворения: Кружусь ли я в толпе мятежной, Вкушаю ль сладостный покой, Но мысль о смерти неизбежной Всегда близка, всегда со мной. В последних стихах 2-й главы проповедник приходит к важной мысли, что даже земные блага зависят не от человека. Продолжая мысль о Промысле Божием, священный писатель говорит о том, что жажда высшего блага (стремление к счастью) вложена в человека Самим Богом: Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл.3:11).

http://pravoslavie.ru/6707.html

е) ожидая пришествия Христова: Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается ( Иак.5:7–8 ); ж) по примеру пророков: В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним ( Иак.5:10 ); з) в послушании и вере: Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса ( Откр.14:12 ). Верные укрепляются в терпении: Чтобы поступали достойно Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии ( Кол.1:11 ). Дело терпения должно быть совершенным: Терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка ( Иак.1:4 ). Терпение есть плод духовный: Плод духа любовь, радость, мир, долготерпение… ( Гал.5:22 ). Скорбь производит терпение: Хвалимся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение ( Рим.5:3 ). Терпение производит опытность с надеждою: От терпения происходит опытность ( Рим.5:3–4 ). Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из писаний сохраняли надежду ( Рим.15:4 ). Терпение должно сопровождаться а) верою: Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:12 ). Здесь терпение и вера святых ( Откр.13:10 ); б) благочестием и воздержанием: Покажите в воздержании терпение, в терпении благочестие ( 2Петр.1:6 ). Терпение необходимо для наследования обетований: Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное ( Евр.10:36 ). Похвала терпению: У терпеливого человека много разума ( Притч.14:29 ). Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города ( Притч.16:32 ). Конец дела лучше начала его, терпеливый лучше высокомерного ( Еккл.7:8 ). Примеры терпения. Иов: Мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен ( Иак.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слезы Христа говорят о том, что Бог хочет сострадать нам в полной мере. Ему недостаточно было оплакивать нашу беду с Небес. Нет, Он сошел к нам, вошел в толпу плачущих и плакал с ними, подавая пример, устанавливая заповедь, которую впоследствии облечет в словесную форму апостол Павел (см.: Рим. 12: 15). А еще можно предположить, что, обозрев похоронную обстановку, увидев людское горе, Спаситель Своим Божественным умом перенесся в будущее, когда и Его пречистое тело, убиенное иудейской злобою, будет положено во гроб, а Его ученики и ученицы будут убиты горем. Возможно, Его слезы были и об этом. Деяния Господа Христа простираются в века. Плача с Марфой и Марией у гроба Лазаря, Он плачет и с нами на похоронах наших родных и близких. Мы не одиноки, как бы ни пытался диавол внушить нам обратное. Однако есть «время плакать и время смеяться» (Еккл. 3: 4). Господь воскрешает Лазаря и утирает Свои и наши слезы. Ведь хорошо то, что хорошо кончается. И с нами всё будет хорошо: и наших близких Он воскресит. И нас тоже. Рейтинг: 8.8 Голосов: 195 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Людмила 6 апреля 2015, 08:00 Господь плачет вместе с нами!!! Слава Богу за все!!! Как стало радостно на душе,всегда думала о смерти родных. СпасибО за статью...ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ!!! Елена 5 апреля 2015, 17:24 Спасибо Вам! Думалось об этом стихе, хорошо, что специально о нем написали. Насколько я знаю, тип иконы Пресвятой Богородицы " Умиление " появился потому, что людям так хочется сознавать, видеть в образах любовь Господа и Его Пречистой Матери в понятных нам земных категориях. Это тоже об умилении отчасти, но уже не в категориях культуры, - просто так и есть. Ирина 3 апреля 2015, 17:38 Спасибо большое, батюшка! Очень хорошая статья, и слава Богу за все! Максим 3 апреля 2015, 15:59 Слава Тебе Господи! Великий и Всемогущий! Ксения 3 апреля 2015, 13:20 Большое спасибо за статью. Вместе с этой статьей пришло понимание как совершенно устроен мир. И всему свое время, просто надо подчинить себя Воли Божьей. Пришли скорби не отчаиваться, не унывать, значит преодолев их с Божьей помощью получим духовную радость, придет и наше время радоваться. Слава Богу за все.

http://pravoslavie.ru/78363.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010