Утро вторника 16 августа началось с визита гостей в Слободское благочиние. Митрополит Дионисий посетил возрождающийся Троицкий храм в селе Волково Кировской области. В городе Слободском Кировской области владыка Дионисий посетил Свято-Духов собор, Екатерининский кафедральный собор, Благовещенский и Никольский храмы. С историей города и возрождения святынь гостей знакомила глава города Слободского Ирина Желвакова. В женском монастыре в честь Рождества Христова в городе Слободском архиереев встречали настоятельница игумения Феодосия (Дьячкова) и сестры обители. Во вновь восстановленном храме Рождества Христова митрополиту Дионисию рассказали об истории чтимой на Вятской земле иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», привезенной в прежние века с Афона, и чудесах, явившихся людям по молитвам перед образом. Владыка Дионисий пожелал монахиням здравия и духовных сил в их трудах и молитвах. По возвращении в Киров гости посетили Преображенский женский монастырь, поклонились мощам святителя Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии. В обители также были осмотрены дом паломника, музей, восстановленные храмы Преображения Господня и Тихвинской иконы Божией Матери. Возле могилы почившей 26 апреля с.г. настоятельницы обители игумении Софии (Розановой) владыки совершили заупокойную литию. Во второй половине дня управляющий делами Московской Патриархии прибыл в Уржумскую епархию . Архиерея встречали епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн , духовенство, представители епархии, волонтеры и прихожане. В Свято-Троицком кафедральном соборе города Уржума совместно с главами Вятской и Уржумской епархий, духовенством митрополит Дионисий совершил молебен. Затем гости посетили Уржумское епархиальное управление. Владыка Дионисий задал вопросы сотрудникам епархии, касательно организации рабочего процесса. Гостям также был показан восстанавливающийся старинный храм, в здании которого планируется организация духовно-просветительского центра. 17 августа, в среду, управляющий делами Московской Патриархии побывал в Яранской епархии .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Телефон: 8 (342) 715-75-35 Подробнее... Иоанно-Богословский мужской монастырь (Чердынь) [ править править код ] Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь был основам предположительно в 1462 году святителем Ионой, епископом Пермским на живописном берегу реки Колвы. В 1718 году в Чердынском монастыре была построена новая каменная 2-престольная церковь в честь святого апостола Иоанна Богослова. Но вскоре в связи с екатерининской реформой Церкви у монастыря были отняты все земли. В 1784 монастырь был закрыт, монастырские вотчины отошли к Троице-Сергиевой Лавре. Монастырские здания были проданы, Иоанно-Богословская церковь была закрыта. В 1910 году по ходатайству епископа Пермского Палладия монастырь был вновь открыт уже как женский. После октябрьской революции монастырь был закрыт в 1919 году, монахини во главе с игуменьей Руфиной Кокоревой разогнаны. На момент своего упразднения принадлежал Вятской епархии Русской православной церкви. Возрожден в 2004 как мужской монастырь Пермской епархии. 13 сентября 2003 года Чердынскому Иоанно-Богословскому монастырю исполнилось 540 лет со дня основания. Была совершена первая за многие века Литургия епископом Пермским и Соликамским Иринархом. В 2004 году по указу Священного Синода РПЦ Чердынский монастырь был восстановлен как мужской. Адрес: Пермская область, г. Чердынь, ул. Мамина-Сибиряка, 17 Подробнее... Никольский женский монастырь (Николаевское) [ править править код ] Храм в честь святителя Николая Чудотворца был заложен 8 июня 1854 года и строился на средства Павла Дмитриевича Дягилева. Специально для храма отлили десять колоколов; самый главный, благовестный, весил 192 пуда. Пол храма выложили из натурального камня, а в алтаре настелили дубовый паркет. Из Петербурга была доставлена богатая утварь, ризница, книги. В архитектурном плане Никольский храм это уменьшенная копия храма Вознесения Христова в Москве (архитектор Нельсон-Гирт). По этому же проекту построена Канавинская церковь близ Нижнего Новгорода. Адрес: Россия, Пермский край, Чернушинский район, село Николаевское

http://azbyka.ru/palomnik/Пермский_край_...

160 монахинь были выселены, а территорию монастыря занял НКВД. Некоторых приютили местные жители, но большая часть вернулась в Гродно, в Рождество-Богородичный монастырь. До 1934 г. в пустыни действовала надвратная церковь, при которой жили престарелые иером. Пантелеимон и мон. Вера (убита в 1934 г. бежавшим уголовником). В Петропавловской церкви открыли клуб, в котором по вечерам устраивали концерты, а днем заседал народный суд. С 1931 г. в пустыни была тюрьма, преобразованная в 1937 г. в особую политическую тюрьму НКВД (в народе «Сухановка»). Ее организатором являлся нарком Н.И. Ежов, позднее здесь же и расстрелянный. Новым хозяином «дачи пыток» вплоть до 1953 г. стал Л.П. Берия. В Екатерининском соборе был устроен крематорий. С 1953 по 1992 г. здесь находилось учебное заведение МВД. На Пасху 1992 г. в Екатерининском соборе была совершена первая литургия и возобновилась монастырская жизнь. Храмы: Святыни : Храмовый чудотворный образ св. вмц. Екатерины. Подворья : Проезд до подворья : от ст. «Шугарово» Павелецкой ж.д., пешком 5 км до с. Теремец. Настоятель епископ Тихон (Недосекин) Прием паломников ограничен (необходимо наличие паспорта). Адрес : 701708 г. Видное Моск. обл., Свято-Екатерининская пустынь Проезд : до ст. Расторгуево Павелецкой ж.д. Далее авт. 379, 59, 2 до ост. «Школа милиции». КНЯЗЕ-ВЛАДИМИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Князе-Владимирский Монастырь. Собор. Основан в 1890 г. княжной Верой Борисовной Святополк-Четвертинской как женская община, получившая в 1891 г. статус монастыря, в своем имении при с. Филимонки. 17 окт.1888 г. близ ст. Борки Азовско-Харьковской ж.д. потерпел крушение Императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек. В единственном вагоне, который не сошел с рельсов, находилось Августейшее семейство. И хотя вагон оказался изуродованным до неузнаваемости, никто из членов семьи Государя Императора не пострадал. Весть о чудесном спасении разнеслась по всей России. На месте катастрофы, а также во многих городах и селах впоследствии были возведены храмы и часовни в память об этом. Княжна В.Б. Святополк-Четвертинская решила увековечить чудесное событие учреждением женской монашеской общины в своем любимом имении при с. Филимонки. 3 окт. 1890 г. были утверждены устав и штат общины, получившей название Князе-Владимирской в память владельца имения и строителя храма кн. Владимира Борисовича, брата княжны. В 1920-е гг. монастырь был официально закрыт, но до 1931 г. здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 г. храмы были закрыты и использованы в различных сельских нуждах, а келейный корпус отдан под жилье. После войны в перестроенном Успенском храме разместился психоневрологический интернат. В 60-е гг. для нужд интерната (действует и поныне) рядом с храмами возвели кирпичный корпус. Усыпальница князей Святополк-Четвертинских, расположенная в подклети Троицкого храма, в 30-60-е гг. подверглась разорению: могилы вскрыты и опустошены. Все святыни утрачены.

http://pravoslavie.ru/1875.html

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь. Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала. Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.) Звонница в обители, переделанная из башни (1860) Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. В 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь. Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

По указу имп. Екатерины II Алексеевны от 28 февр. 1778 г. образована Орловская губ. (5 сент. 1778 - 12 дек. 1796 Орловское наместничество). Ко времени образования территория губернии распределялась между 3 епархиями: Московской (Севское вик-ство), Воронежской и Крутицкой. 6 мая 1788 г. последовал указ имп. Екатерины II о приведении границ епархий в соответствие с новым территориальным делением империи. На этом основании Синод указом от 17 мая открыл самостоятельную епархию на базе Севского вик-ства и передал в ее состав все мон-ри и церкви в пределах Орловского наместничества. Архиереи получили титул «Орловские и Севские». Их местопребыванием был определен архиерейский дом в Севском Преображенском монастыре, где находились семинария (основана в 1778) и консистория. В состав новообразованной епархии были включены города на территории совр. Орловской обл.: Орёл, Дмитровск, Кромы (ныне поселок), Дешкин (ныне не существует), Мценск, Ливны, Малоархангельск и Болхов. Первоначально в пределах Орловской епархии насчитывалось 824 церкви: 560 отчислены от Севского вик-ства, 196 - от Воронежской епархии и 68 церквей - от Крутицкой кафедры. По инициативе Орловского еп. Ионы (Павинского ; впосл. архиепископ) в нач. 1820 г. епархиальный центр перенесен из Севска в Орёл, резиденцией архиереев стал комплекс построек упраздненного в кон. 1819 г. орловского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (преобразован в архиерейский дом). Весной 1827 г. из Севска в Орёл переведена и семинария. Воскресенская ц. на Афанасьевском кладбище. 1895 г.. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Воскресенская ц. на Афанасьевском кладбище. 1895 г.. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В XIX в. в Орловской епархии были основаны 3 обители. В 1853 г. в Болхове на средства помещицы С. И. Трубицыной (впосл. схиигум. София) была создана жен. община, в 1875 г. преобразованная в Богородице-Всехсвятский жен. мон-рь. К 1908 г. в 3 верстах от обители существовал Екатерининский жен. скит с ц. во имя вмц. Екатерины. В 1879 г. на средства купца А. П. Торопова образована жен. община во имя св. Иоанна Предтечи в сельце Посошки (ныне с. Рыжково Сосковского р-на) близ Кром (в 1911 община преобразована в жен. мон-рь). В 1884 г. на средства помещицы М. А. Охотниковой основан Марии Магдалины святой равноапостольной женский монастырь в с. Никольском совр. Должанского р-на.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

После долгих лет запустения, в 1992 году в обители возобновилась монашеская жизнь. Монастырь вновь открыт определением Священного Синода от 21 октября 1992 года. Первую настоятельницу вновь открытого монастыря игумению Иулианию (Ритониеми) с приехавшими с ней двумя сёстрами за монастырскими стенами, восставновленными группой реставраторов в 70-80-е годы, встретили разорённый храм и небольшой корпус XIX в., совершенно непригодный для жилья. Других построек в монастыре не сохранилось. Стоит сказать, что в 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги. Каменные здания обители тогда сильно пострадали от снарядов, а деревянные постройки просто-напросто сгорели. В холодное время года, при отсутствии отопления, жить в монастыре было невозможно, и Владыка Тверской Виктор благословил сестёр зимовать в Твери при храме святой великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря. И на подворье, и в монастыре совершались богослужения по монастырскому чину, сёстры проходили послушания. На Орше в это время велись реставрационные работы, строилась дорога через очень красивый сосновый лес. В 1996 году Екатерининское Подворье было преобразовано в Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а в Оршин монастырь настоятельницей была назначена матушка Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна). В настоящее время обитель с Божией помощью продолжает благоустраиваться. В 1996 году освящена небольшая деревянная церковь в честь преподобного Савватия Оршинского. В 2004 году в трапезной части Вознесенского собора, построенной в XIX в., сделано отопление, в 2003 году сооружены новые иконостасы в приделах в честь святителей Варсонофия Тверского и Димитрия Ростовского, а также в приделе Феодоровской иконы Божией Матери. В 2002 году проведены реставрационные работы в обители, отреставрирована монастырская ограда, построен сестринский корпус с трапезной, обустроен скотный двор; создана пасека, посажен фруктовый сад. При монастыре создан приют для девочек в возрасте от четырёх до семнадцати лет, которые обучаются в созданном при монастыре филиале епархиальной православной общеобразовательной средней школы. Летом 1996 года в Оршин монастырь был торжественно перенесён список чтимой Феодоровской иконы Божией Матери (сам образ ныне находится в Тверской картинной галерее, что в Императорском Путевом дворце). Перед иконой в Вознесенском соборе регулярно совершаются молебны, поются акафисты.

http://sobory.ru/article/?object=01562

В. м., пострадавший во время пожара 1843 г., был обращен в приходский, перестроен (на 2-м этаже оборудован придел равноап. Марии Магдалины) и 22 июля 1862 г. заново освящен. При нем по проекту кафедрального прот. Евфимия Остромысленского в 1862 г. был основан Орловский женский приют для детей духовного сословия. Воспитанницы временно проживали при кладбищенской Иоанно-Предтеченской ц., а затем перешли в отдельное каменное 3-этажное здание (1867). В 1869 г. еп. Орловский и Севский Макарий (Миролюбов) преобразовал приют в жен. епархиальное уч-ще. В 1867 г. О. В. м. возглавила игум. Амфилохия (Объедкова; 1824-1874), постриженица смоленского в честь Вознесения Господня монастыря , ученица оптинского иером. прп. Илариона (Пономарёва) (см. ее письмо к старцу от 17 окт. 1869 г.- РГБ ОР. Ф. 213. К. 64. Ед. хр. 1. Л. 1-2). Руководствуясь советами прп. Илариона и Орловского и Севского еп. Поликарпа (Радкевича), игумения пыталась ввести в мон-ре общежительный устав, но ей удалось внедрить лишь нек-рые его элементы. По благословению еп. Макария и по инициативе игум. Амфилохии в 1870 г. в монастырском саду рядом с настоятельской келией построено деревянное здание общей трапезной для 50 беднейших сестер, открыта больница. К нач. 70-х гг. XIX в. в мон-ре проживали более 230 чел. 23 окт. 1870 г. при О. В. м. открылась монастырская школа (уч-ще) для девочек из семей духовного сословия, в к-рой первоначально обучались 42 ученицы. 16 апр. 1872 г. игум. Амфилохия награждена золотым наперсным крестом, «украшенным изумрудами и розами», из Кабинета Его имп. Величества ( Пясецкий. 1896. С. 12). В 1874-1907 гг. О. В. м. возглавляла игум. Антония (Соколова), происходившая из дворян Мценского у. Орловской губ. Она окончила Московский Екатерининский ин-т и в 1851 г. после «какого-то жизненного крушения сердца» поступила в обитель. Подобно своей предшественнице, в монашеской жизни она руководствовалась, как и мн. другие сестры мон-ря, советами оптинского старца прп. Илариона (Пономарёва) ( Святитский П.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

В 1767 году сибирский генерал-губернатор Н. И. Чечерин доносил в Сенат о наличии у него большого числа помешанных из ссыльных и просил их помещать в те монастыри, где нет полного числа монахов. Указом Сената от 1773 года было определено назначить в каждой губернии по два монастыря (мужской и женский) для размещения душевнобольных. Однако духовное начальство энергично сопротивлялось превращению монастырей в долгаузы, то есть в учреждения для содержания помешанных, ссылаясь при этом не только на материальные проблемы, но и на то, что лечение психически больных — дело врачей, а не духовенства. Для дискуссии, развернувшейся по этому вопросу, характерна история со студентом Академии наук Яковом Несмеяновым, который страдал меланхолией и слышал в голове голоса. По указу императрицы для исправления он был определён на содержание в монастырь. Однако Синод этому воспротивился и направил студента к ректору Славяно-греко-латинской академии Порфирию Крайскому, который после разговора с ним не нашёл у него “…ни­какого сомнения в законе Божием”, в связи с чем “…оный Несмеянов для излечения болезни” был отправлен в госпиталь. В 1775 году, когда Россия была разделена на губернии, при губернских управлениях были учреждены приказы общественного призрения, которые начали открывать психиатрические отделения при больницах и строить специальные дома для умалишённых — “жёлтые дома”. Первый такой дом был открыт в Новгороде в 1776 году, в это же время в московской Екатерининской больнице было предоставлено 26 мест для умалишённых. Этих мест было явно недостаточно, и вскоре больных стали размещать в смирительном доме и в богадельне в селе Преображенском, где в 1809 году в заново отстроенном здании было открыто специальное психиатрическое учреждение, получившее в дальнейшем название Преображенской больницы для душевнобольных. В настоящее время это Московская психиатрическая больница 3 имени В. А. Гиляровского. Средства для усмирения неспокойных состояли из ремней длиной около 1,5 м, которыми больным связывали ноги, использовались так называемые смирительные жилеты (камзолы), к которым были приделаны узкие рукава из парусины длиной более 2 м для привязывания ими рук вокруг тела.

http://pravmir.ru/tserkov-i-psihiatriya-...

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Москву. 1 июля 2010 года начался визит Святейшего  Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Тверскую епархию. На границе Московской и Тверской области Его Святейшество встречали архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, губернатор Тверской области Д.В. Зеленин, духовенство Тверской епархии, руководители государственных структур области, многочисленные верующие. В ходе визита Его Святейшество сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. В тот же день в Твери состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с духовенством епархии. На собрании присутствовал губернатор Тверской области Д.В. Зеленин. В ходе беседы Святейший Владыка затронул вопросы богослужебной практики, социального служения и приходской жизни. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Тверское епархиальное управление, Свято-Троицкий и Вознесенский соборы города Твери, а также Екатерининский женский монастырь. 2 июля в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, тверского духовенства Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного Успенского собора Успенского Старицкого монастыря и Божественную литургию на монастырской площади. На богослужении присутствовали министр промышленности и торговли Российской Федерации, председатель Благотворительного фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря В.Б. Христенко, губернатор Тверской области Д.В. Зеленин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители областной и городской администраций. В обитель съехалось около трех тысяч паломников. Чтобы все верующие смогли участвовать в Патриаршем богослужении, были установлены экраны, на которые транслировалась Божественная литургия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1230536...

и юго-вост.- были угловыми, 5-я находилась в середине юж. участка стены, обращенного к Б. Кинешемской дороге (Кинешемскому тракту). В юго-зап. башне была устроена малая часовня. В 1859 г. с зап. стороны к Екатерининскому приделу Троицкого собора была пристроена каменная ризница. В 1857 г. М. Р. м. посетил новый правящий архиерей - еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский) . Мон-рь и ландшафт настолько понравились еп. Платону, что он избрал его местом жительства на покое. В 1862 г. в юго-вост. углу обители на средства кинешемского купца 1-й гильдии А. И. Платонова (1811-1871) были возведены деревянный дом с мезонином и небольшая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Предполагалось, что еп. Платон впоследствии поселится в нем (в документах дом именовался архиерейским корпусом). Однако деятельный и энергичный владыка так и не ушел на покой. По завещанию архиеп. Платона в 1877 г. этот дом был передан в собственность бывш. настоятеля Лухского Никольского мон-ря архим. Сергия, последний же в 1885 г. передал его мон-рю. С 1885 г. и вплоть до закрытия обители в этом доме жили настоятели, а с 1901 г.- настоятельница обители. Не сохранились изображения монастыря XVIII в. Особое значение имеет литография 1869 г., отпечатанная в типографии Троице-Сергиевой лавры , на к-рой М. Р. м. изображен «с высоты птичьего полета» со стороны Волги. На литографии запечатлены все строения: Троицкая ц. с приделами прп. Макария и вмц. Екатерины, архиерейский и настоятельский корпуса, братские трапезная и кельи, «странная» и «образная» лавки, скотный дом, кладовая, сарай для лошадей и «екипажей», «ярманковые» лавки, почтовая дорога, «етапный дом», «запасные» магазины, амбары и склады для пристани, колодец, баня, ледник. На литографии видно и монастырское кладбище у алтаря Троицкого собора. На протяжении всего XIX в. численность братии была невелика: в 1868 г.- 12 насельников (строитель, иеромонах, 2 иеродиакона, 8 послушников), 2 белых священника и 2 белых диакона, в 1887 г.- 18 чел. (настоятель, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и 13 послушников).

http://pravenc.ru/text/2561268.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010