Крестный ход с иконой святого Александро-Невского пройдет по местам, связанным с жизненным подвигом благоверного князя 10 июня 2009 г. 15:46 Крестный ход с иконой «Святой Александр Невский — имя России», посвященный первому совместному празднованию Дня России 12 июня и дня рождения святого князя, стартовал сегодня рано утром от Феодоровского собора в Санкт-Петербурге и направился в Ярославскую область. Крестный ход на внедорожниках в сопровождении автобуса с паломниками и представителями прессы пройдет по территории семи епархий в общей сложности 2000 километров по маршруту Санкт-Петербург ( Александро-Невская лавра , Феодоровский собор), Великий Новгород (Софийский собор, Михаило-Клоповский монастырь), Псков (Кобылье городище, Чудское озеро), Великие Луки, Торопец (Свято-Тихоновский женский монастырь), Ржев, Тверь (Свято-Екатерининский женский монастырь), Переславль-Залесский (родина св. Александра Невского). Маршрут проходит через места выдающихся побед святого князя-воина (Нева, Чудское озеро), место начала его государственного служения в Великом Новгороде и место его рождения в древнем Переславле-Залесском. 12 июня в День России в Переславле-Залесском впервые пройдет церковно-государственное празднование дня рождения св. Александра Невского. В торжествах примут участие представители федеральной власти, губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, руководители регионов и городов центральной России. Празднованиям будут посвящены богослужения, торжественные акты, церковно-общественная конференция «Александр Невский — имя России. Переславль Залесский — родина Александра Невского», организованная Ярославской епархией , концерты, шествия, другие мероприятия. Икона «Святой благоверный князь Александр Невский — имя России» была написана в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре иконописцем Еленой Тимофеевой специально для первого общецерковного празднования дня рождения святого князя на его родине в Переславле-Залесском в 2009 году и будет передана в дар Ярославской епархии. Необычна иконография новой иконы: на ней святой князь изображен сидящим в полном вооружении на коне на фоне городов и весей дорогого ему Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/672114.htm...

Настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря игумения Николая награждена орденом святой великомученицы Екатерины 30 августа 2012 г. 11:06 29 августа 2012 года в Екатерининском зале Московского Кремля Президент России В.В. Путин вручил государственные награды выдающимся гражданам России, среди которых летчики-космонавты, военные, деятели науки и культуры, представители рабочих специальностей. «Символично, что сегодня здесь, в одноименном зале Кремля, впервые за многие десятилетия вручается возрожденная награда, существовавшая еще во время Российской империи, –– орден святой великомученицы Екатерины», –– отметил в своем слове на торжественной церемонии В.В. Путин. По словам главы Российского государства, этим орденом будут отмечаться «миротворческие, гуманитарные, благотворительные заслуги». За большой вклад в благотворительную и общественную деятельность орденом святой великомученицы Екатерины была награждена игумения Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в г. Малоярославце Калужской области, сообщает официальный сайт  Президента России. Справка (по материалам сайта Калужской епархии) Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь был создан в конце XVI в. на месте церкви, построенной князьями Оболенскими в XIV в. В начале XVII в. в Смутное время монастырь был разорен, и только к 1659 г. при старце Ипатии в нем возобновлена монашеская жизнь. В 1764 г. монастырь стал заштатным, а в следующем году по бедности обращен в приходскую церковь. По ходатайству и на средства московского купца Целибеева, уроженца г. Малоярославца, в 1799 г. монастырь стал возрождаться. В 1809 г., когда наместником был назначен насельник Оптиной пустыни иеромонах Макарий (Фомин), началось строительство нового храма. В 1812 г. территория монастыря стала местом решающего сражения в войне с Наполеоном. В этой битве погибло по разным оценкам от шести до восьми тысяч русских воинов. От военных действий монастырь, как и весь город, сильно пострадал. Все его здания были выжжены, и только сохранились главные врата, испещренные картечью, но написанный на них Нерукотворный образ Спасителя Божиим чудом остался невредим. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. В 1817 г. он стал штатным третьеклассным монастырем «в память и в вечное благоволение Всевышнего, Отечеству нашему над врагами преславную победу под стенами его даровавшего». Трудами своих настоятелей, выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни, на протяжении XIX и в начале XX вв. монастырь был благоустроен внешне и внутренне, в нем сложились традиции строгой монашеской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/2435633.ht...

В годовщину 20-летия возрождения Николаевского Клобукова монастыря г. Кашина совершено освящение Алексиевского храма обители 29 ноября 2021 г. 12:13 27-28 ноября митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Николаевский Клобуков женский монастырь г. Кашина. В эти дни в обители празднуют знаменательные даты — 175 -летие первого освящения Алексиевского храма и 20 -летие возрождения монастырской жизни. Вечером 27 ноября митрополит Амвросий совершил в обители всенощное бдение. По окончании богослужения глава Тверской митрополии поздравил всех с наступающим праздником. Утром 28 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Амвросий совершил великое освящение Алексиевского храма монастыря. Затем архиерей совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков, настоятель храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери с. Белый Городок Тверской области протоиерей Александр Крюков, протоиерей Виталий Казаченко, схииеромонах Иисус ( Береснев), иеромонах Макарий ( Чусов), руководитель административного секретариата епархии священник Сергий Будков,, священник Андрей Иванчин, протодиакон Роман Соколов, иеродиакон Геласий (Чистяков), диакон Иоанн Зорин, диакон Сергий Сотов, клирики обители. За богослужением молились настоятельница Николаевского Клобукова монастыря игумения Варвара (Иванова), настоятельница Екатерининского женского монастыря г. Твери игумения Иулиания ( Ритониеми), настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря игумения Евпраксия ( Имбер), православные жители Кашина, паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор движения православных добровольцев г. Москвы при участии певчих молодежного хора Тверской епархии под руководством Анны Голик. После чтения Евангелия владыка Амвросий обратился к молящимся с проповедью . На сугубой ектении были вознесены прошения о врачах, о прекращении губительного поветрия. Архиерей прочитал молитвы о прекращении губительного поветрия и о восстановлении Спасо-Преображенского собора Твери.  По окончании богослужения была вознесена благодарственная молитва по случаю 20 -летия восстановления в обители монастырской жизни.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Новодевичьем монастыре состоялось собрание духовенства Московской епархии 21 декабря 2005 г. 17:12 Сегодня в Успенском храме Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского женского монастыря под председательством Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось ежегодное заседание Епархиального собрания Московской епархии. На собрании присутствовали архиепископ Можайский Григорий , настоятель Екатерининского мужского монастыря города Видное епископ Видновский Тихон , епископ Илиан, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, члены Епархиального совета, благочинные, ректор Коломенской Духовной семинарии протоиерей Николай Качанкин, председатели епархиальных отделов, секретари епархиальных комиссий, настоятели и настоятельницы монастырей, настоятели приходов, духовники Московской епархии. Открывая собрание, митрополит Ювеналий передал присутствовавшим приветствие и благословение Святейшего Патриарха Алексия II. По традиции была возглашена «Вечная память» подмосковным клирикам, почившим  в нынешнем году. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил с докладом , в котором рассказал о жизни епархии в 2005 году и задачах, которые стоят перед духовенством Подмосковья. Митрополит Ювеналия огласил статистические данные характеризующие положение в Московской епархии на сегодняшний день. В Московской епархии имеется 40 благочиннических округов, включая монастырский. Зарегистрированных приходов — 1037, из которых 22 образованы в 2005 году. Клириков — 1134 человека, из них диаконов — 85. За прошедший год было совершено 38 иерейских и 39 диаконских хиротоний. В настоящее время в епархии действуют 9 мужских и 12 женских монастырей, включая вновь открытый в этом году Казанский женский монастырь в селе Колычево Егорьевского района. Общее число насельников составляет 258 человек. Храмов в епархии насчитывается 1332, из них приписных 294. Вновь построенных храмов — 124, и в процессе строительства находятся 105 церквей. Не переданы Церкви 118 храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/72244.html

В Ульяновске прошли II Спасские чтения в честь святой Екатерины Симбирской 20 февраля 2023 г. 12:03 17 февраля 2023 года, в день памяти преподобномученицы Екатерины Симбирской, митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин совершил Божественную литургию в домовом храме во имя преподобномученицы Екатерины, инокини Симбирской, в Спасском женском монастыре Ульяновска. Затем начали работу II Спасские чтения в честь преподобномученицы Екатерины. В конференц-зале Спасского женского монастыря под председательством митрополита Лонгина прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы истории Православия в Российской провинции второй половины XVII – начала XX века». Организаторами двухдневного форума стали Симбирская митрополия , Спасский женский монастырь Ульяновска, правительство Ульяновской области, администрация г. Ульяновска, Ульяновский государственный университет и Государственный архив Ульяновской области. Владыка Лонгин открыл работу конференции и обратился к ее участникам: «Очень хорошо и правильно, что сегодня, в день памяти этой святой, мы собираемся на месте ее служения — в возрожденном Спасском женском монастыре Симбирска. Утром мы совершили Божественную литургию в Екатерининском храме и теперь встретились на чтениях, посвященных ее памяти. Мне бы очень хотелось, чтобы традиция проведения чтений, других просветительских, образовательных мероприятий в память о наших новомучениках укоренилась в нашем городе, в нашей митрополии. Я убежден, что память о святых нашей земли должна быть живой и действенной. Мы должны помнить тех, кто жил здесь и служил Богу до нас, по слову апостола: " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13:7). Именно этого я всем нам желаю, дорогие братия и сестры, — крепости веры, умножения мудрости, любви, душевных и телесных сил для того, чтобы и наши усилия послужили на пользу нашему Отечеству, народу, Христовой Церкви». С приветственным словом обратились настоятельница Спасского женского монастыря игумения Сергия (Вотрина), министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова, начальник управления по делам национальностей и межконфессиональных отношений администрации губернатора Сергей Паховский, первый заместитель главы города Ульяновска Вадим Андреев и врио главы города Ульяновска Дмитрий Зверев.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Храмы не за тридевять земель 11 февраля 2021 г. 11:46 «Добро пожаловать за тридевять земель», — своеобразно, но беззлобно приветствует пассажира калининградский таксист в международном аэропорту Храброво, приглашая в салон автомобиля с регистрационным знаком, на котором гордо красуется 39-й номер региона. Российский эксклав, вошедший в состав нашего государства после Великой Отечественной войны, щедр на специфику. Здесь и прекрасная природа с живописными ландшафтами, и великолепные курорты на балтийском побережье, и суровая сдержанность приграничных зон, и особый менталитет, в котором разнообразные черты переселенцев из многих мест Советского Союза смешались с западным с географической точки зрения окружением. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2021 , PDF-bepcuя ). До недавнего времени еще одной узнаваемой характеристикой Калининградской области были десятки заброшенных протестантских кирх. Часто аварийные, а иногда и вовсе развали­вшиеся, их стены давно уже не слышали звуков органа и разносившихся гулким эхом слов пастора. Теперь за возрождение этого культурно-исторического наследия взялась Калининградская епархия , и во множестве освященных церквей уже началась литургическая жизнь. Была обитель лютеранская — стала православная История средневековой Екатерининской кирхи в местности Арнау на берегу реки Прегель ведет отсчет с XIV века, когда тевтонцы именно здесь завершили завоевание Восточной Пруссии. Вплоть до Реформации тут процветал женский монастырь, пользовавшийся доброй славой среди многочисленных паломников-христиан из разных уголков Западной Европы. Протестанты преобразовали обитель в госпиталь, которому и стала принадлежать кирха в Арнау. Обширный приход неустанно заботился о церкви и щедро жертвовал на ее убранство, и вплоть до середины прошлого века среди местных жителей ходили легенды, что несметные богатства перед приходом Наполеона один из церковно­служителей спрятал где-то на берегу Прегеля. Серьезный ущерб зданию нанесли как штурм Кенигсберга в 1945 году, так и следующие десятилетия советской эксплуатации. Поначалу в соседнем поместье организовали пионерлагерь, а когда церковные строения стали разваливаться, в кирхе оборудовали зернохранилище. Внутреннее пространство перечеркнули горизонтальным перекрытием, наверху устроили ток, в алтарной части проломали проезд для тракторов, грузовиков и комбайнов. В 1992 году совхоз «Родники», существовавший в одноименном поселке Гурьевского района, и вовсе выставил кирху на продажу, и только усилиями светского попечительского совета ее удалось спасти от гибели.

http://patriarchia.ru/db/text/5770727.ht...

Орша. Вознесенский Оршин женский монастырь. Оршинский монастырь Вид на монастырь и дом игуменьи. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/pg/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/03/asd21.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Большая часть истории Оршинского монастыря покрыта тайной. Древние бумаги были уничтожены из-за неоднократных его разорений во время польско-литовской смуты, Великой Отечественной войны. В тверском архиве сохранились лишь некоторые материалы начиная с конца XVIII века. Один из древнейших монастырей тверской земли был основан князем Борисом Александровичем в первой половине XV века. И в начале был мужским. В XVI веке он стал набирать силу, но в период польско-литовской интервенции был полностью разорен врагами и пришел в упадок. Защищая тверскую землю, не только все монахи, но и жители монастырских земель погибли. 22 деревни остались пустыми. Следующий известный факт истории относится к 1903 году. В обители поселились женщины. Монастырю принадлежало 353 десятины земли, мельница, 20 коров, 6 лошадей. Монахини занимались вышиванием гладью и шелком, иконописью, вязанием перчаток и чулок, плетением кружев, шитьем одежды, при монастыре была открыта церковно-приходская школа, в которой учились 30 мальчиков и девочек. В 1919 году большевики закрыли культовое место, а храм стал использоваться под зернохранилище. В очередной раз монастырь подвергся разрушению во время Великой Отечественной войны. В конце 1941 года в этих стенах работал штаб наших войск. На другом берегу Волги расположились немцы. В течение двух недель шли сильные бои, в которых фашисты потеряли около тысячи человек. А с нашей стороны обошлось без человеческих жертв. Русских воинов как бы защищал священный дух обители. Однако каменные здания пострадали от артиллерийского огня, а деревянные постройки сгорели. В 1970-х годах на берегу Орши планировалось открыть дом отдыха. К счастью, претворить проект в жизнь не удалось. И в 1992 году монахини Лариса, Евпраксия и настоятельница Иулиания взялись за возрождение древней обители. Жить там было еще негде, поэтому сестрам в качестве подворья Оршинского монастыря был выделен Екатерининский храм в Твери. Здесь они проводили зиму, а с наступлением весны выезжали на Оршу, сажали там огород и восстанавливали монастырь. От прежних времен здесь сохранилась часть Вознесенского собора, возведенного в 1567 году, редкого для области памятника зодчества. Также остались невредимыми настоятельский корпус и стена с угловыми шатровыми башнями, выстроенными в XIX веке. Открывшийся монастырь, в котором поселилось восемь сестер, возглавила матушка Евпраксия. Игуменья начала реставрацию с главного алтаря. А первую службу пришлось провести в деревянном храме, который срубили в срочном порядке. И сейчас, спустя семь лет, строительство в полном разгаре: нужны келейные корпуса, продолжается восстановление храма.

http://sobory.ru/article/?object=01562

Москва. Кремль. Вознесенский монастырь. /// Объект утрачен Храмы монастыря: 1. Вознесенский собор (XVI в.) 2. Екатерининская церковь (1808-1817 гг.) 3. Церковь Михаила Малеина (1634 г.) с колокольней Другие постройки и объекты: 4. Монастырские постройки 5. Святые ворота 6. Сторожка 7. Беседка (?) 8. Колодец (?) 9. Хозяйственные постройки 10. Спасская башня Московского Кремля 11. Стены Московского Кремля 12. Контуры здания, построенного в 1932-1934 гг. на месте разрушенного монастыря Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией — женой князя Дмитрия Донского. Обитель является одной из древних в Москве. Она была построена в память о Куликовской битве (1380 г.) и стала одним из первых женских монастырей. В 1389 г. после смерти мужа княгиня Евдокия приняла решение уйти в монастырь. Единственное, что останавливало Евдокию от исполнения ее решения — завет мужа вырастить детей до совершеннолетия. В 1395 г., когда на Москву шел хан Золотой орды Тамерлан, Евдокия велела перенести в город Владимирскую икону Божией Матери, и сама встречала ее с народом на Кучковом поле, где потом был основан Сретенский монастырь. В народе о правительнице шла добрая слава: она помогала нуждающимся, отстраивала жилые дома после пожара, за ее счет иногда хоронили нищих. Точная дата основания Вознесенского женского монастыря в Москве не установлена. По преданию, монастырь появился на том месте, где княгиня провожала мужа на Куликовскую битву, и встречала его с победой, под устройство монастыря Евдокия отдала часть своих палат. К тому времени, когда княгиня Евдокия была готова принять постриг, обитель уже была обустроена: кельи располагались в бывших княжеских покоях, был построен собор Вознесения Господня. Последние годы перед постригом княгиня тяжело болела. Княгиня Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии, а в первые дни своего иночества повелела начать строительство каменного Вознесенского собора взамен деревянного. Спустя несколько недель после пострига, в июле 1407 г. святая Евдокия скончалась. По преданию, у ее гроба сама собой возгорелась свеча, и все присутствовавшие явились свидетелями этого чуда. Святую Евфросинию стали почитать как покровительницу Москвы, а церковь отмечает ее день 30 (17 ст. ст.) мая и 20 (7 ст. ст.) июля. Поскольку Евдокии не удалось закончить строительство Вознесенского собора, его продолжила ее невестка — Великая княгиня Софья Витовтовна, которая вышла замуж за Василия I.

http://sobory.ru/article/?object=21397

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Горушке») (Ярославской и Ростовской епархии), в г. Данилове Ярославской обл. Основан в 1894 г. мон. Михаилой (Козловой Параскевой Петровной; 1842-1909). Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. В кон. 70-х гг. XIX в. послушница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря П. Козлова уволилась из обители по состоянию здоровья, в 1880 г. совершила паломничество в Иерусалим, проживала в мон-ре вмц. Екатерины. На личные средства и при помощи благотворителей Козлова устроила храм во имя вмц. Екатерины, за что получила грамоты и благословение Иерусалимских патриархов Никодима I и Герасима II на пожизненное пользование кельей Екатерининского мон-ря. Но осенью 1893 г. Козлова вернулась в Россию, поступила послушницей в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь , где 13 февр. 1894 г. приняла постриг с именем Михаила. По благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства мон. Михаилы в местности Горушка близ г. Данилова Ярославской губ. началось строительство Д. м. Активное участие в устроении обители принял архиеп. Ярославский Ионафан (Руднев) . 22 июля 1894 г. указом Святейшего Синода была учреждена Даниловская Казанская жен. община, настоятельницей назначена мон. Михаила. Определением Свящ. Синода от 19 янв. 1901 г. и указом царя св. Николая II от 6 февр. того же года община была обращена в общежительный нештатный мон-рь, мон. Михаила в ярославской Крестовой ц. возведена в сан игумении. С 1909 г. Д. м. управляла постриженица Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Иоанна (Скабская), с 1912 г.- бывш. насельница ростовского в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря игум. Мария (Пирожкова). Ок. 1895 г. в общине было 4 монахини и неск. послушниц, в нач. XX в.- ок. 80 сестер.

http://pravenc.ru/text/171337.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСТРОВСКИЙ СИМАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Островский мон-рь. Фотография. 20-е гг. XXI в. Фото: А. Пятнов Островский мон-рь. Фотография. 20-е гг. XXI в. Фото: А. Пятнов (Спасо-Казанский) (Псковской епархии Псковской митрополии), находится в г. Острове Псковской обл. на месте сельца Екатерининского Островского у. Псковской губ. Основан в 1897 г., первоначально как жен. община. К 30-м гг. XIX в. сельцо Екатерининское, состоявшее в приходе ц. Покрова Пресв. Богородицы (1793) г. Острова, принадлежало действительному статскому советнику Владимиру Александровичу Симанскому (1786-1860), прадеду Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) . До сооружения постоянного моста через р. Великую в 1853 г. в случаях весеннего разлива реки Симанские, владевшие паромной переправой, не всегда имели возможность бывать в Покровском храме, особенно во время пасхальных богослужений. В 1838 г. В. Симанский обратился в Псковскую духовную консисторию с прошением о возведении в Екатерининском каменной церкви на месте кладбищенской часовни мучеников Флора и Лавра. Указом Синода от 31 окт. того же года дозволялось сооружение храма со статусом кладбищенского, приписного к Покровской ц. В строительстве принимали участие крепостные люди Симанских ( Панов. 1913. С. 239; Владимирова. 2004. С. 149-150). 22 окт. 1845 г. кирпичная ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя (1842-1845), построенная в стиле классицизма, была освящена. Основной объем представлял собой восьмерик с узкими диагональными гранями, перекрытый чашевидным куполом с главкой. Над трапезной храма возвышалась квадратная в плане колокольня, увенчанная шпилем. По воспоминаниям патриарха Алексия I, в нач. XX в. родовое имение «представляло собою целый ряд небольших, но весьма уютных особняков, а в середине парка возвышалась церковь Спаса с колоннадами на четырех ее сторонах» ( Казем-Бек. 1998. С. 24).

http://pravenc.ru/text/2581663.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010