Надо беречь нравственную чистоту: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?… Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы… Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6:15—19). Неверующий муж, освящается женой верующей… и дети их святы (1 Кор. 7:14). Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать сосуд свой в святости и чести… Ибо Бог призвал нас не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4:3—7). Бог поступает с вами, как с сынами… чтобы нам иметь участие в святости Его (Ев. 12:7—10). Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати… Будем хранить благодать, которой будем служить благоугодно Богу (Ев. 12:15, 28). Церковная иерархия Апостолы и их преемники — епископы, пастыри и учители — продолжают дело Христово. Для этой цели они облечены особыми благодатными дарами. Их миссия — учить истине, освящать верующих через таинства, все направлять к славе Божией и спасению верующих. Христос есть Первосвященник (Ев. 7:26—28) над Своими священниками. Тексты об иерархии и священстве: Мт. 18:17, Мт. 28:19—20, Иоан. 20:21—23, Деян. 8:14—17, Деян. 14:23, Деян. 20:28, Иак. 5:14, 1 Пет. 5:1—5, Рим. 10:15, 1 Кор. 3:9—12, 1 Кор. 4:1—2, 1 Кор. 4:15, 1 Кор. 12:12—31, Гал. 1:1, Еф. 4:11—16, 1 Фес. 5:12—13, 1 Тим. 4:14, 1 Тим. 5:17—18, 1 Тим. 5:22, 2 Тим. 1:6—7, 2 Тим. 4:13, Тит. 1:5—10, Ев. 5:4, Ев. 10:25, Ев. 13и 17, От. 2:1, 2:8, 2:12, 2:18. Господь облек апостолов властью: Если (согрешающий) не послушает их (свидетелей), скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мт. 18:17). Слушающий вас Меня слушает, а отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10:16). Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И, сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого (Иоан. 20:21—22). Из книги Деяний видно, что не всякий имел право возлагать руки и давать благодать Духа. Например, после крещения самарян «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8:14—17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями (Мт. 7:6). Святость от Христа: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них (Мт. 18:20). Истина очищает разум: Вы уже освящены чрез слово, которое Я проповедал вам (Иоан. 15:3). Освяти их истиною Твоею; слово твое есть истина (Иоан. 17:17). Благодать дается верующим ради крестных страданий Спасителя: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять… Он наставит вас на всякую истину (Иоан. 14:16). Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам (Иоан. 16:7). Обилие благодати в Церкви: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовеки. Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Иоан. 4:14). В апостольское время верующие христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в весельи и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:46—47). Апостолы учили: Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2:9). Это истинная благодать Божия, в которой вы стоите (1 Пет. 5:12). Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5:25—27). Да приступает с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Ев. 4:16). Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви (Рим. 11:16). Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6:22). Обычное обращение апостола к разным церквам: Церкви Божией, находящейся в Коринфе; освященным во Христе Иисусе, призванным святым (1 Кор. 1:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви Первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Ев. 12:22—24). Видение славы святых на небе и их участие в судьбах Церкви на земле: От. 5:9—14, От. 6:9—11, От. 7:9—12, От. 8:2—6, От. 11:15—19, От. 12:10—12, От. 14:1—5, От. 14:12—13, 15:2—4. Непобедимость Церкви Дьявол и его слуги борются с Церковью, соблазняя верующих. Физическая сторона борьбы имеет второстепенное значение. Его цель — посеять заблуждение (ересь), оторвать от единства, вовлечь в грех. Бог помогает верующим понять хитрости врага и устоять против искушений. Сказано, что дьявол не сможет одолеть Церкви, и она пребудет до конца существования мира. Наше оружие против дьявола — вера, верность Богу, надежда на Бога, молитва, терпение, мужество, постоянство, любовь. Тексты о духовной войне: Еф. 6:10—18, 1 Пет. 5:8, Дан. 2:34—44, Мт. 16:18, Мт. 28:18—20, 2 Тим. 2:16—19, Мт. 10:30. Утешение верующим во время испытаний: Не две ли малые птицы продаются за ассарий, и ни одна из них не упадет без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове сочтены. Не бойтесь же, вы лучше многих малых птиц (Мт. 10:29—31). Христос говорит: Я дам им жизнь вечную и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей (Иоан. 10:28). Даю вам власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам. Однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10:19). Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было устоять против козней дьявольских. Потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:10—18, Дан. 2:44). Христос ап. Петру: «Я говорю тебе: Ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мт. 16:18). Слова, сказанные апостолам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле… Я с вами во все дни до скончания века» (Мт. 28:18—20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

Но Христос говорит: «вы дайте им есть» (перв. три ев.), a по ев. Иоанну, Сам Господь обращается с вопросом к Филиппу: «где нам купить хлебов чтобы их накормить?» Тот отвечает, что для такого множества мало будет хлеба и на двести динариев». Тогда Господь спрашивает: «сколько у вас хлебов? Пойдите, посмотрите» (Марк). Андрей возвращается и говорит, что есть у одного мальчика пять хлебов и две рыбы. (Иоан.) Тогда Иисус Христос велит принести их к Себе и чудесно насыщает народ. Чудесное хождение no водам моря Галилейского. После чудесного насыщения народа Иисус Христос тотчас велел ученикам войти в лодку и отправиться на другую сторону. Сам же Он пошел в уединение в гору. К этому побудило плотское настроение народа, грозившее политическим возмущением в пользу Иисуса, как. царя политического. Как можно видеть из ев. Иоанна 17 , Иисус Христос, повелев ученикам одним отправиться на западную сторону моря, обещал прийти к ним на каком-нибудь пункте берега. Отсюда можно думать, что ученики должны были сначала держаться берега. Но вдруг поднялся северо-восточный ветер и начал гнать их лодку в глубину моря. В таком положении они пробились до четвертой стражи (3–6 час утра), а берега достичь не могли. В это время, когда они были посреди моря (Мф., Мр.), они видят идущего по водам Господа. Измученные борьбой с волнами и страхом за жизнь, они не верят своим глазам, считают это за призрак. Ho Иисус Христос ободряет. их Своим голосом. Здесь следует рассказ, принадлежащий одному ев. Матфею: о хождении ап. Петра по водам. Потом Господь вошел в лодку и прибыл с учениками в страну Генисаретскую. Слух о Его прибытии сюда быстро разнесся по окрестностям, и жители сел и деревень начали приносить на постелях больных туда, где Он находился, клали их на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю Его одежды, и те, которые прикасались к Нему, исцелялись. Иисус направил путь в Капернаум и скоро пришел сюда. Здесь Христос раскрыл учение о Себе Самом, как хлебе животном, сошедшем с небеси.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В Новом Завете Иисус Христос передавал «Слова Божии» своим ученикам устно и Сам ничего не написал (Ев. Иоан, 17:13–14). И св. Апостолы долго проповедовали «Слова Божии» также устно, И только спустя лет 8 по вознесении Господа и на протяжении свыше шестидесяти лет апостолы составляли книги (Деян, 1:1) с изложением учения, жизни и деятельности Иисуса Христа, как равно и самих апостолов. Содержание книг, впервые названных «Новым Заветом» у писателя 2 века Тертуллиана , апостолы и почерпали из Новозаветного Священного Предания. Уже в Евангелиях мы видим, как евангелисты пополняют один другого, почерпая такие пополнения из Новозаветного Священного Предания, И ап. Павел восполнял евангелистов, когда приводил слова Иисуса Христа: «блаженнее давать, нежели принимать” (Деян. Ап. 20:35), когда сообщал об явлениях воскресшего Христа «более нежели пятистам братии в одно время», Иакову и всем апостолам ( 1Кор. 15:6–7 ). Все эти пополнения, как и другие, ап. Павел почерпал также из Новозаветного Священного Предания. И все же св. апостолы не записали всех «Слов Божиих», переданных Богом чрез Иисуса Христа, ничего не записали и из того, что Иисус Христос говорил им о «Царствии Божием», когда после воскресения являлся к ним в продолжение сорока дней ( Деян. 1:3 ), не записали всех событий из жизни Иисуса Христа (Ев. Иоан. 20:20; 21:25 .) и всего, чему Христос учил их Своим примером и действиями, а также не записали и всего, что они сами проповедовали словом и чему поучали своими примерами и действиями ( Деян. 28:23; 1 Птр. 5:12; 1Кор. 4:17; 2 Кор, 34; 2-е посл. ап. Иоан. 12 ст. и 3-е посл. 13–14 ст.). Св. ап. Иоанн даже не имел желания записывать все необходимое для спасения, а восполнял записанное своим устным оловом: «многое, – пишет он, – имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2-е посл. 12 ст.; 3-е посл. 13–14 ст.). И св. ап. Павел не записал всего, чему он три года день и ночь непрестанно учил пресвитеров Милита, возвещая им «всю волю Божию» (Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Взаимно допълвайки и разяснявайки житието на Спасителя, евангелията представят живота и учението на Спасителя без никакви противоречия и несъгласие в основното и същественото. Освен тези четири канонични Евангелия през първите векове били известни към петдесетина други писания, наричани също «евангелия» и приписващи си апостолски произход. Църквата ги отнася към списъка апокрифни, т. е. отречени, неканонични книги. Към апокрифните евангелия се отнасят «Първоевангелие от Иаков», «История на дърводелеца Иосиф», «Евангелие от Тома», «Евангелието от Юда», «Евангелие от Никодим» и други. Евангелисти – авторите на четирите канонични евангелия (признати от Църквата още през първите векове за достоверни, и влизащи поради това в състава на Новия Завет): св. апостол и мъченик Матей, св.мъченик Марк, св.апостол и мъченик Лука и св.апостол Йоан Богослов. Въз основа на видението на св. Йоан Богослов ( Откр. 4:6–7 ) и на св. пророк Йезекиил ( Иез.1:1–28 , видение на тайнствената колесница, която св. пророк видял при река Ховар, и която се състояла от четири същества, напомнящи с вида си човек, лъв, телец и орел), от V век насам четиримата евангелисти са изобразявани символично като човек или ангел (ев. Матей), лъв (ев. Марко), телец (ев. Лука) и орел (ев. Иоан). Символите имат и своето значение според спецификата на евангелския разказ: Ев. Матей е наречен човек, защото учи за човешката природа на Христа и неговото евангелие започва с родословието на Христа; Ев. Марк е наречен лъв, защото ни уведомява за царското достойнство на Христа и разказа му започва с «Гласът на викащия в пустинята» (св. Йоан Предтеча, живял в пустинята, която е жилище на лъвовете); Ев. Лука е наречен телец, защото засяга жертвата на Христа и евангелието започва със сцена в храма Господен (жертвоприношението на свещеник Захария); Ев. Иоан е наречен орел, защото взорът му е насочен далеч в Небесните тайни и започва повествованието си с пролог – поема за Словото, Което стана плът. Така, според специфичния си подход и почерк, можем да наречем ев. Матей проповедник, ев. Марк – летописец, ев. Лука – историк, ев. Йоан – богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После этого легче ведаться с главным посторонним основанием, которое очевидно лежит в парал. Мф. 12:31 . Здесь сказано: простится человекам, а по снесении с этим выходит, что и «сыны человеческие» Ев. Марка=человеки. Но да позволят мне и здесь настаиват на том, что подлежащие у сопоставляемых мест различны, как приводится в тексте. Ев. Матфей говорит и говорит именно в 31 ст. о факте – и вообще о грехе хулы на Св. Духа, чем собственно и объясняется то явление, что не только в кодд. (Griesbach, I, 53), но и у Св. Оо. – у Златоустаго (Griesb. 1 53; еще Tiseh. 1, 64) опускается даже и νϑρποις. Таким образом самое снесение невозможно, не говоря уже о том, что будь оно допустимо, оно бы (см. пр. 140) только утверждало полную неприкосновенность того, что и как передает Ев. Марк. Повторяю, снесение в таком случае было бы снесением совершенно различного. Мы только должны видеть, что эта разность не есть разноречие, что в самом слове Спасителя были даны оба подлежащих. Доказательство дано у Ев. Матфея. Что и по нему Спаситель оценил изрыгавших хулу на Св. Духа книжников, это прямо видно из ст. 33–4. Но для нас еще важнее, что и по Ев. Матфея Спаситель смотрел на книжников не просто как на людей, а как на сынов человеческих. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (ст. 30). Если остановиться на второй только половине этой гномы: то конечно тут нельзя разуметь ни иудейских презелитов (Bengelius, Gnomon N. Testamenti Tubing. 1742) собираемых, ни колеблющихся то на сторону истины, то на сторону фарисеев (Bleek VIII, 7 t. 1 p. 491), которые тоже суть не собирающие; а надо разуметь именно книжников (Златоуст, Феофилакт VIII, 4, т. I с. 176; Meyer I, 235, Olshausen I, 395 f. и др.) притом книжников «собирающих» – деятелей жатвы ( Мф. 9:38 ), только «собирающих»... не «в жизнь вечную» ( Иоан. 4:36 ), словом лжепастырей, так что Янсений 4 p. 110), удерживая за передачей Ев. Мф. в общий характер, весьма удачно, кроме фарисеев, указывает здесь на еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Он есть Учитель-Пророк единственный и всемирный, ни с кем несравнимый, – Свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир ( Иоан. 1:9 ). Он Сам говорил о Себе: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси ( Иоан. 3:13 ); никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти ( Мф. 11:27 ); Аз есмь Свет миру, ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Иоан. 8:12 ; сн. 9:5; 12:35–36); Аз есмь путь, истина и живот (14:6). Следовательно, Он был таким Просветителем мира, каким не был никакой пророк. Ев. Иоанн говорит о самом большем из пророков: не бе той (Иоанн Предтеча) свет, но да свидетельствует о Свете (1:8). По сравнению с И. Христом, и апостолы не имеют права называться учителями, а они только ученики: вы же не нарицайтеся учителие, един бо есть ваш Учитель – Христос ( Мф. 23:8 ; сн. 10 ст., Иоан. 13:13 ). Посему-то, когда Он учил истине, то говорил так, как свойственно говорить только безусловному носителю истины, а не так, как говорили, напр., пророки. Последние, сообщая людям откровение Божие, обыкновенно так выражались: тако глаголет Господь, или – сия глаголет Господь; Он же, как Сам первоисточник и законоположник истины, так учил: Аз же глаголю вам ( Мф. 5:22. 28 . 32. 34. 39), или: аминь глаголю вам ( ), аминь, аминь глаголю вам ( Иоан. 1:51; 5:19. 24. 25; 6:47. 53 ); глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Иоан. 6:63 ). Отсюда же, – Его учение, по действию на слушавших Его, отличалось такими качествами, какими никогда не владело ни одно человеческое учение. Слуги, посланные схватить Его, не осмелились взять Его, и возвратившись, отвечали первосвященникам и фарисеям: николиже тако есть глаголал человек, яко сей человек ( Иоан. 7:46 ). Он учил, яко власть имея, а не как книжники и фарисеи ( Мф. 7:29 ); со властию бе слово Его ( Лук. 4:32 ). О действии Его проповеди в назаретской синагоге евангелист замечает: и вси свидетельствоваху Ему, и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его ( Лук. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Матфея и Иоанна о путешествии мироносиц и о явлении им Христа. Так ев. Матфей говорит о хождении ко гробу двух Марий: Марии М. и другой Марии (Мф. 28:1), а ев. Иоанн говорит только об одной Марии М. ( Иоан. 20:1 ); ев. Матфей говорит, что Христос явился жёнам на пути (Мф. 28:9), а. ев. Иоанн говорит, что Он явился одной Марии М. у пещеры. ( Иоан. 20:1 ). А ев. Марк и Лука говорят о явлении мироносицам только ангелов, о явлении же Христа не упоминают ( Мр. 16:5–7 ; Лук. 24:4–8 ). Евангелист Марк говорит, что мироносицы бежали от гроба в страхе и никому ничего не сказали ( Мк. 16:8 ), а ев. Лука говорит, что они возвестили ученикам ( Лук. 24:9 ). Ещё срав. Map. 16:1; а Лук. 23:56 ). Чем всё это примирить? Ничем иным, как только предположением через сличение евангельских повествований, что евангелисты говорят о разных хождениях разных жён ко гробу, т, е. что одни из мироносиц ходили ко гробу раньше, другие позже, а потому одни видели ангела, другие ангелов, а некоторым явился и сам Христос. Точно также и рассказы евангелистов о явлении Христа ученикам никак нельзя согласить без предположений и сопоставлений, потому что если станем понимать сказания евангелистов каждое отдельно и буквально, то впадём в противоречия, а через это достоверность сказаний евангельских будет колебаться. Например, многие, вероятно, читая 16–17 ст. XXVIII гл. Мф., под «иными усумнившимися» разумеют некоторых из 11 учеников (Мф. 28:16–17), так как ев. Мф. говорит только о 11 учениках, в чём их разубедить можно только через сличение повествований евангельских. 188 О каком это явлении, опрашивает св. Златоуст, говорится у ев. Матфея? Это, мне кажется, было последнее явление в Галилее, в которое Он послал их с повелением крестить». (Мф. бес. 90, стр. 884 т. VII). «Ныне же се, читаем в Бдаговестнике, еже глаголет Матфей, на последок бысть, множищею бо явися им во днех четыредесятих приходящу и паки отходящу». (Мф. л. 235 об.). 189 Примечательно, что ни Матфей, ни Иоанн ни единым словом не упоминают в рассказываемых ими событиях, бывших по воскресении о 70 учениках, хотя им обоим приходилось говорить о таких событиях, при которых были и они.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Когда привели Иисуса в преторию, говорят эти толкователи, ночь еще не совсем прошла, и, так как можно есть пасху в продолжение всей ночи (что вовсе еще не так ясно доказано), то спутники Иисуса еще не ели пасхи. Выражение ν δ πρω· «было утро», вместо чего находится в соответствующем месте Луки (22, 66) κα ς γνετο μρα, и как настал день, толкуется вопреки естественному смыслу, связи и очень ясному, только что упомянутому параллельному месту так, что под этим разумеются последние часы ночи». В опровержении этого, действительно странного толкования, которое, в сущности, само по себе, также не заслуживало бы внимания, замечательно то, что наш автор одно выражение Ев. Иоанна поясняет параллельным выражением Ев. Луки, и этим способом действительно уясняет вопрос, – не главный, составляющий предмет рассуждения, а случайно возбужденный странным соображением какого-то экзегета (толкователя). Нельзя не пожалеть, что автор не приложил того же способа изъяснения – чрез снесение между собою параллельных мест – и к главному пункту кажущегося противоречия в сказаниях Евангелистов. Тогда он увидел бы, что выражение Ев. Матфея поясняется выражением Ев. Марка; выражение Ев. Марка поясняется и пополняется выражением Ев. Луки; а выражения всех трех первых Евангелистов поясняются соответствующим, более точным выражением Ев. Иоанна, который наперед прочитал до него написанные, одно за другим, Евангелия. Но об этом скажем после. „Место Ев. Иоанна ( Иоан. 19:14 ), где говорится, что был шестой час παρασκευ το πσχα, буквально! приготовительный день к Пасхе«, когда Пилат воссел на судилище, толкуется так, что этим подразумевается только пятница Пасхи, а не пятница пред Пасхою. В этом смысле они объясняют слово Παρασκευ просто как однозначущее с пятницей, а не в смысле кануна праздника. Однако, по пониманию этих толкователей должно было гласить (в гл. 19, 14): παρασκευ ν τ πσχα. Потом мы дальше увидим, что пятница действительно называлась παρασκευ, но только потому, – что в этот день приготовлялась пища к субботе, которую запрещено было варить; но пятницу, в которую был большой праздник., – в которую, как выше замечено, запрещено было варит пищу на следующую субботу, 44 – никак не могли назвать так.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010