Черная щель, совсем нора, вела в этот храм. Нора шла вниз, так что нужно было некоторое усилие удержаться на месте. Сырой и тяжелый воздух этого мрачного подземелья стеснял дыхание. В ходах меловой скалы стены белые, здесь они совсем черны. Несмотря на свечу, я едва различал перед собою силуэт монаха. Капает сверху, течет с боков, мокро внизу. Щель эта идет в алтарь, для прихожан проведена другая. Странное впечатление производит бедная обстановка подземного храма. Не страшно, а жутко; тянет скорее на свет Божий. — Вот она эта самая могила! Зарыться бы, ничего не видеть, не чувствовать, — шепчет отец Антонин. Сурово смотрели лики икон, освещенные трепетавшими огоньками лампадок. Точно под стать этому подземелью поднялась с земли сгорбленная, хилая фигура монаха. Черная риза… Скелеты на ней, черепа… Капюшон на голове такой же… Шепчет что-то нам бескровными, совсем мертвыми губами. Уже не седая, а даже пожелтевшая борода падает космами. Не хочется вглядываться пристальнее в это лицо, так и кажется, что из-под капюшона неотступно вперились в тебя черные впадины голого костяка. Едва-едва идет к нам, видимо, не различая, где мы. — Схимонах! — шепнул мне отец Антонин. — Кто здесь?.. Кому надо?.. Что надо? — шептал схимонах, блуждая взглядом по всему подземелью. — Это мы, святой отец. — Монашествующие или мирские? Иноки?.. Иноки?.. Где?.. Простите меня недостойного. — Один мирской есть. — Где?.. Где мирской? Зачем мирской?.. Зачем мирской?.. Где он тут? Я откликнулся. Темные впадины глаз уставились в мою сторону. Смотрит и ничего не видит. Точно сквозь меня. — Отчего не монашествуешь? Почто не спасаешься? Почто? Адских мучений восхотел! Иди, скорее иди!.. Преклони колена, моли о посвящении. Иди, раб, иди!.. Се секира лежит у древа! Пламя геенское пышет, скрежет греховный слышен… О Господи! Господи! Господи! И схимник падает перед образом, всхлипывая совсем уже по-детски. Еще недавно здесь умер другой замечательный схимонах, в мире Семен Голубь; прослужил он в полку двадцать пять лет, был ранен. После отставки пошел на Афон, в Черноморский монастырь, где и постригся. Там он получил мантию и был назван Серафимом. Греки его стали выживать. Должен был он уйти и нашел себе приют в Киево-Печерской лавре, а потом в Глинской пустыни. Отсюда его перевели в Святые горы, где он, уже под именем Феодосия, принял схиму и даже пророчествовал. Этот прожил более ста лет и умер в полной памяти, даже работал накануне смерти.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-gory/

Глубоко тронутый, молча следовал я за Владыкой, из кельи преподобного Феодосия, вдоль тесного перехода, идущего кругом его церкви. Несколько праздных углублений, изготовленных для святых мощей, видны были по сторонам, в стенах пещерных. «Места есть ещё, но по грехам нашим ныне уже некем их исполнить! – сказал со вздохом Владыка, проходя мимо, – и этот отрок нас обличает!» Он указал на мощи Геронтия, другого канонарха Печерского. – Захарий постник, схимник Силуан, Агафон чудотворец и Игнатий, архимандрит Печерский, почивают ещё в том же переходе, на конце коего достигли мы до бывшего гроба преподобного Феодосия, против входа в церковь Рождества Христова. – Гроб сей устроен в углублении, совершенно по образцу Антониева: лик преподобного изображён на доске и богатое паникадило освещает по сторонам три иконы, Богоматери и святых основателей Лавры, в серебряных ризах. – В темноте подземелья, в полусвете лампады, невольно вспомнил я, над гробом преподобного, живой и пространный рассказ Нестора летописца, об открытии святых мощей Феодосия, восемнадцать лет после его блаженной кончины. «Истинно и верно расскажу вам, – говорит Нестор, – ибо не от других о том слышал, но сам был начальник делу сему. Пришёл ко мне игумен (Иоанн) и сказал: «пойдем, чадо, к преподобному Феодосию», и мы пришли в пещеру, тайно от всех; рассмотрев же место, назнаменовали, где раскопать, и удалились. Тогда игумен сказал мне: «возьми с собою кого хочешь, чтобы помог тебе, но кроме тех никому не говори, чтобы никто из братии не узнал, доколе не вынесем святые мощи из пещеры». Я устроил в тот же день орудия для копания; это был вторник, и в глубокий вечер взял я с собою двух из братий, мужей чудных в добродетели; тайно от всех мы пришли в пещеру, где, сотворив молитвы с поклонением и воспев псаломное пение, устремились на дело. Я начал копать и, много потрудившись, вручил лопату другому; но копая до самой полуночи, мы не могли обрести честных мощей святого, и стали много скорбеть, испуская слёзы из очей, ибо помышляли, что святой не благоволит себя нам явить; и вот пришла нам иная мысль: не копаем ли мы в другую сторону? – Тогда я опять взял орудие и стал прилежнее копать; один из бывших со мною братий стоял пред пещерою, и услышав било церковное, ударяющее к утрени возгласил ко мне, что уже ударили в церковное било. Я же прокопал тогда над честными мощами святого и отвечал ему: «прокопал и я уже, брате!» Когда же прокопал, внезапно объял меня страх великий, и я начал взывать: «преподобного ради Феодосия, Господи помилуй мя!» – Потом послал к игумену сказать: «прииди отче, да изнесем честные мощи преподобного»; пришел игумен с двумя из братий; я же прокопал более и, наклонившись, увидел мощи святолепно лежащие: ибо составы были все целы и непричастны тлению, лицо светло, очи сомкнуты и уста, власы же присохли ко главе; итак, возложивши на одр честные мощи святого, мы вынесли их из пещеры».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

У изголовья постели, перед киотом, стоял изможденный старец-схимник и слабым, прерывающимся от дряхлости голосом, читал трогательные и величественные молитвы на исход души. В ногах постели Алипия наклонился игумен. Слезы светились на его старческих очах… Монахи, столпившиеся у дверей, с благоговением и грустью смотрели на умирающего и молились. Старик бросился к постели умирающего. С плачем, целуя худую, почти прозрачную, бессильную руку Алипия, он молча благодарил больного… — Не меня благодари, сын мой,— вдруг послышался тихий голос умирающего,— Господь наш послал Ангела Своего докончить мою работу… В ту же минуту бледное лицо Алипия преобразилось от какого-то дивного света… В глазах засветился тихий огонь, улыбка полуоткрыла коченеющие уста. Он вдруг поднялся на своем ложе и, протягивая руки к кому-то ему одному видимому, громко прошептал: — Вот он, мой небесный гость! Я вижу его, он пришел за мною… С этими словами иконописец бессильно опустился на постель, глаза потухли, спокойное выражение тихой ликующей радости озарило его лицо, и он скончался. С великой честью погребли иноки тело почившего в пещере преподобного Антония, где мощи святого Алипия находятся до настоящего дня, По вере Тихая, теплая летняя ночь окутала своим темным покровом землю, только звезды, эти очи неба, задумчиво светили где-то высоко, высоко. Затих Киево-Печерский монастырь. Утомленные дневными трудами и молитвами за продолжительными церковными службами иноки предались сну. Еще час, другой — и звон колокола разбудит их, снова призывая в церковь. Опять начнется день молитвы и труда. Только в немногих кельях, при мерцающем свете лампады, стоят еще на молитве старцы-монахи и кладут земные поклоны, да в деревянном домишке, приютившемся в монастыре у самых ворот, виден яркий свет. Это монастырская просфорная, Иноки Спиридон и Никодим несут здесь свое послушание — пекут просфоры для обители. Тяжела эта работа и недаром игумен приставил к ней Спиридона и Никодима, иноков благочестивой жизни, трудолюбивых и аккуратных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

— В 1926 году в Киево-Печерской лавре святитель принял великую схиму с именем Антоний. Он стал подвизаться в затворе в лаврской Китаевской пустыни, в строгом посте и молитве. Впрочем, одной молитвой служение схиархиепископа Антония не ограничилось. Подобно своему небесному покровителю, преподобному Антонию Печерскому, он не оставлял без наставлений православный народ, и слово нового киево-печерского старца, схиархиепископа Антония, далеко разносилось по терзаемой богоборцами Русской земле. Полуслепой архипастырь оказался духовно зорче многих своих собратий: в своих посланиях он выступал с обличениями обновленчества и григорианского раскола. Мирное житие схиархиепископа Антония в затворе было прервано вторжением богоборцев, закрывших Киево-Печерскую лавру и разогнавших иноческую братию. Святитель-схимник был вынужден вернуться в мир: он жил в Киеве, скитаясь по домам верующих, питая их словом духовного наставления. Господь наделил его даром прозорливости и чудотворения; по его молитвам совершались исцеления, духовные его чада избавлялись от опасностей и бед. В период немецкой оккупации схиархиепископ Антоний вместе с группой иноков вновь поселился в пещерах Киево-Печерской лавры, возобновив молитвенную жизнь великой обители. Владыка мирно отошел ко Господу 1 ноября 1942 года и был погребен близ места своих подвигов, у входа в ближние пещеры Киево-Печерской лавры. Ныне он причислен к лику святых, а его мощи обретены. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир передал алмаатинцам для благоговейного молитвенного почитания частицу святых мощей преподобноисповедника схиархиепископа Антония. — В дни празднования 140-летия епархии невозможно не вспомнить и о других многочисленных страдальцах за имя Христово на земле Семиречья… — Вскоре после трагических событий октября 1917 года Верненское викариатство Туркестанской епархии разделило печальную участь всей Российской Церкви. Поэтому сегодня главное наше достояние «пресветлое воинство мучеников и исповедников». В 20-е и 30-е годы прошлого века здесь, на бескрайних просторах Сары Арки, названной Святейшим Патриархом Алексием II «раскрытым антиминсом», в Семиречье, в предгорьях Заилийского Алатау, в Туркестане несли свой тяжкий крест, томились, умирали десятки тысяч православных людей, сосланных в Казахстан со всех концов Советского Союза. Для каждого христианина любое воспоминание об их подвигах укрепляет веру, вдохновляет на новые труды. Именно о мучениках говорит святой апостол Павел: «Поминайте наставников ваших, и… взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр. 13:7). Слово «мученик» на греческом языке тождественно слову «свидетель». Как в древние времена, так и в XX столетии, исповедники свидетельствовали миру о силе своего христианского упования. И мир покорялся этому свидетельству.

http://patriarchia.ru/db/text/2213651.ht...

в них уже опасно было ходить; их сломали. Было в начале сороковых годов намерение устроить в них женскую единоверческую общину, но, по недостатку денежных средств, это не состоялось.] [Это песня так называвшихся b XVIII столетии «гробополагателей», которую они «пели во гробех». Вероятно, она перешла к ним из описываемой эпохи.] Акты Печерского монастыря. Аввакум: «Послание о видении антихриста» (рукопись). Он же: «Послание изящнаго страдальца, преосвященнаго Аввакума, протосингела российския церкви, еже посла из темницы своея, живши на брезе окияна» (рукопись). Иона Курносый. «Иргизский Сборник» (рукопись), л. 147 на обороте. Топозерский беспоповщинский скит в Архангельской губернии, Кемского уезда, на берегу Топозера, основанный в конце XVII ст. и существовавший до 1854 г. [«Путешественник, сиречь маршрут в Опоньское царство, писан действительным самовидцем иноком Марком, Топозерской обители, бывшим в Опоньском царстве. Его самый путешественник» (рукопись). Вот эта замечательная рукопись: «Маршрут, сиречь путешественник. От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга и на Тюмень, на Каменогорск, на Выбернум деревню, на Избенск, вверх по реке Катуни на Красноярск, на деревню Устьюбу, во оной спросить странноприимца Петра Кириллова. Около их пещер множество тайных, и мало подале от них снеговыя горы распространяются на триста верст, и снег никогда на оных горах не тает. За оными горами деревня Умьменска (по другому списку, Устьменска) и в ней часовня; инок, схимник Иосиф. От них есть проход Китайским государством, 44 дня ходу, через Губань (Гоби?), потом в Опоньское государство. Там жители имеют пребывание в пределах окияна-моря, называемое Беловодие. Там жители на островах семидесяти, некоторые из них и на 500 верстах расстоянием, а малых островов исчислить невозможно. О тамошнем же пребывании онаго народу извещено христоподражателям древляго благочестия святыя соборныя и апостольския церкви. Со истиною заверяю, понеже я сам там был, со двемя иноками, грешный и недостойный старец Марко.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Сисой Печерский, Схимник, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Сисой Печерский, Схимник, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Сисой Печерский, Схимник, прп. СИСОЙ СХИМНИК. XIII-XIVbb. Схимонах Печерского монастыря. Преподобный. Биографические данные неизвестны. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 45-50 лет. Его мощи покоятся в Дальних пещерах. Преподобный Сисой подвизался в XIII веке в Киево-Печерской обители. Он про­­водил пещерную жизнь свою в великих постнических трудах. Его воздер­жанию удивлялись знавшие его. Он победил все страсти плоти и духа и приобрел великую благодать от Бога. Проведше всю жизнь свою в подвигах иночества, он задолго до смерти предвидел свою кончину. В общей службе святым отцам, по­чивающим в Дальних пещерах, преподобный Сисой упоминается вместе с преподобным Григорием постником: «Сисое чудне и Григорие, имя от бодрости имевый, оба постом обуздавше своя страсти...» Память преподобного Святая Церковь отмечает 6/19 июля и 28 августа/10 сентября вместе с Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Не следует путать этого святого с Сисоем Затворником, мощи которого почивают в Ближних пещерах (http://pravicon.com/sv-1918). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Сисой Печерский, Схимник, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3650

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Cucoй Печерский, Схимник, прп. Описания иконы Сисой Печерский, Схимник, прп. - житие СИСОЙ СХИМНИК. XIII-XIVbb. Схимонах Печерского монастыря. Преподобный. Биографические данные неизвестны. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 45-50 лет. Его мощи покоятся в Дальних пещерах. Преподобный Сисой подвизался в XIII веке в Киево-Печерской обители. Он про­­водил пещерную жизнь свою в великих постнических трудах. Его воздер­жанию удивлялись знавшие его. Он победил все страсти плоти и духа и приобрел великую благодать от Бога. Проведше всю жизнь свою в подвигах иночества, он задолго до смерти предвидел свою кончину. В общей службе святым отцам, по­чивающим в Дальних пещерах, преподобный Сисой упоминается вместе с преподобным Григорием постником: «Сисое чудне и Григорие, имя от бодрости имевый, оба постом обуздавше своя страсти...» Память преподобного Святая Церковь отмечает 6/19 июля и 28 августа/10 сентября вместе с Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Не следует путать этого святого с Сисоем Затвор[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3250

Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Печерский схимник Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Печерская братия Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Печерские старцы Фото: митрополит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Ворота Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Печерский схимник Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Антипа Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схимник и послушник vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Отец Антипа на Святой горке читает акафисты Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj У поленницы дров vk fb tw ok @ g+ lj Печерские схимники Фото: митрополит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Савва (Остапенко) vk fb tw ok @ g+ lj Печерский монах Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь зимой Фото: Анатолий Горяинов скрыть способы оплаты Комментарии Георгий 27 августа 2020, 05:09 Богородице Слава Тебе во Успении мира не оставившая! С Праздником, отцы! валерий сергеевич 14 апреля 2020, 10:23 Какие светлые лица у этих святых людей... 17 января 2019, 19:42 Огромное спасибо . Нелли Анисимова 8 ноября 2018, 00:14 Доброго времени суток! Слушаю аудиокнигу о.Тихона " Несвятые святые " . " Дошла " только до второй главы, а в душе уже какой-то ПРАЗДНИК!!! А фото старцев, просто потрясли... Волосы седые, по фигурам видно, что далеко немолоды, а глаза - настолько живы... И видно, что здесь не просто хорошая работа фотографа. Не зря говорят : " глаза - зеркало души " . И так на сердце тепло и уютно, и даже не знаю за что больше: за то что есть такие люди, или за то что я узнала о них, или ещё не знаю за что... СПАСИБО ОГРОМНОЕ Уважаемый отец Тихон за такой подарок в моей жизни - и за книгу, которую дослушаю и не раз ещё вернусь к ней, и за фильм 1986 года, и за Ваш труд! Александр 1 мая 2018, 11:17 Люблю вас всех, мои родненькие монахи! И чувствую вашу ответную любовь и молитву! Спаси Господи!

http://pravoslavie.ru/49051.html

Литература: 1 . Извольский С. П. Жития святых.. М., 1877, с. 44–46. 2 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Жития святых. 3-е изд. СПб., 1900, с. 55–57. 3 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 68–71. Святаго благовернаго князя Глеба Всеволодовича Городенскаго, иже в Киеве (†после 1166) Тропарь, глас 2: В постничестве от юности добре подвизався, Богомудре,/ум на враги мужески вооружив,/оружием крестным сих победил еси,/твердомудростная повлача 40 , в душу вложи свою./Темже похваляем тя, княже наш Глебе,/яко постником ты еси удобрение,/Киеву – слава/и всей Русстей земли – утверждение. Кондак, глас 1: Господнею благодатию вооружися/и непрестанными молитвами, воздержанием, пощением и труды/духовнаго дарования от Божия Духа исполнися,/сего ради чудотворец показася,/исцеляя недуги и бесы прогоняя,/княже наш Глебе,/моли Христа Бога/непрестанно о всех нас. Преподобнаго Сисоя, схимника Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго Тропарь, глас 1: Пустынный житель, и в телеси Ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Сисое,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас тойже: Сисое чудне,/на страсти вельми подвизавыйся/и постом и нощными молитвами сия успивый,/благодать от Христа приял еси/в страстех бедствующим пособствовати./Тем и наша страсти плоти и духа исцели, молимся. Преподобный Сисой, схимник Печерский Подвизался в XIII веке в Киево-Печерской обители. О нем известно, что он был схимник и постник. В общей службе святым отцам, почивающим в Дальних пещерах, преподобный Сисой упоминается вместе с преподобным Григорием Постником: «Сисое чудне и Григорие, имя от бодрости имевый, оба постом обуздавша своя страсти, свирепеющую похоть нашея плоти смирите: вам бо дана есть благодать в страстех нам способствовати» (5-я песнь канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда мы прощаем человека, то чувствуем в душе мир и счастье. Большего счастья нет на земле, чем простить своего обидчика. И чем нанесенная нам обида была несправедливее и чем более она жестока, и чем наше прощение искреннее и глубже, тем выше и светлее эта радость! Братия и сестры! Бога не вмещают небо и земля, но вмещает Его малое человеческое сердце. Если мы любим наших врагов, то сердце наше становится храмом и в нем обитает Господь. Если мы исключаем из любви своей хотя бы одного человека, то Господь покидает нас, а с Ним – и радость и свет! Аминь. О любви к Богу и к людям Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Некий законник спросил у Иисуса Христа: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Спаситель ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 36–39). Братия и сестры! Один странник, обходя святые места, услышал, что в пустыне, в скиту, обитает схимник высокой духовной жизни; он решил посетить его и исповедоваться у него. Схимник принял его с любовью и попросил написать исповедь на бумаге. Несколько дней странник пробыл в скиту, принося пред Богом покаяние, свои грехи он записал и отдал старцу. Тот внимательно прочел исповедь, а затем сказал: «Ты, брат, написал здесь много лишнего, а о самом главном даже и не вспомнил». Затем он продолжал: «Ты исповедуешь одни и те же грехи, а ведь Господь уже простил их тебе – ты не доверяешь Таинству Исповеди и свои грехи говоришь вновь и вновь. Разве ты не веришь, что Кровь Христа, пролитая за тебя, уже смыла твои грехи? Достаточно исповедовать их один раз. Кроме того, ты пишешь о многих обстоятельствах, не имеющих никакого отношения к твоим грехам. Ты подробно рассказываешь о мысленных грехах – этого не надо делать: разбирая их, ты можешь опять осквернить свою душу воспоминаниями. Ты указываешь в своей исповеди других лиц: не надо в исповеди называть никаких имен – говори только о себе самом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010