«Для того, чтобы приобщится к Духовному знанию, недостаточно читать творения снятых Отцов: нужно на опыте познать то, о чем они писали. А опыт богопознания недоступен человеку без непосредственного воздействия Бога на ум. Тайны Божии познаются не благодаря чернилам и словам, но только если они посеяны Им в сердце через чудные прозрения о величии Его, воскипающие в глубинах чистого ума». И Господь, как узнаем мы из дальнейшего повествования, дал Пафнутию познать эти тайны. 31 января 1826 года духовный отец Пафнутия по монашеству архимандрит Антоний (Смирницкий) был хиротонисан в епископа Воронежского и Черкасского. На первую утреню после этого он явился в Лавру со своим прежним смирением в простой иноческой мантии и, по обычаю, приложился вместе со всеми к праздничной иконе, как бывало прежде. И Лишь после Этого, обратившись, осенил обеими руками предстоящих уже как Владыка – к удивлению многих, еще не знавших о его поставлении во епископа. У архимандрита Антония было отсутствие всякого тщеславия и он всегда был примером для всей лаврской братии и конечно для Пафнутия. Вскоре епископ Антоний уехал в свою епархию в Воронеж, но духовная связь между ними сохранится до кончины владыки Антония. 5 апреля 1827 года ушел из жизни последний схимник Киево-Печерского монастыря – иеросхимонах Вассиан (Балашевич). Киево-Печерская Лавра осиротела, не стало в ней двух великих старцев и, конечно, «осиротел» Пафнутий. С принятием иночества отношение Пафнутия к себе и своей жизни стало еще более строгим. «Монашеская жизнь, является невидимым мученичеством ради получения венца святости». Она есть «взятие креста» и потому несовместима с исканием покоя: «Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходил на небо, живя прохладно». Взятие креста означает соучастие в деле Христовом: «Ты подвижник и подражатель страданиям Христовым, подвизайся сам в себе, чтобы сподобиться тебе вкусить славу Христа. Ибо, если со Христом страдаем, то с Ним и прославимся»... «Путь восхождения к Богу бывает различным для каждого монаха, однако отправная точка для всех одна: это аскетическое трудничество, включающее в себя молитву и воздержание " " 41 . Пафнутий всегда помнил об этом и так жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Мальчик сейчас уже в одном из последних классов десятилетки; можно надеяться, что окончит школу отличником. Большую благодарность приносит эта женщина святой обители Печерской и ее, уже почившему, великому старцу, совершившему благодатию Божией это евангельское чудо. Каким благодарным чувством искренней признательности старцу и каким благоговением перед его памятью исполнены все эти рассказы самых разных людей – образованных и малограмотных, старых и молодых, мудрых и простецов! Многие любили отца Симеона, ибо он опекал юродивого и питал нищего, помогал советами собратьям-инокам и скорбел о «неверах»; он находил особо убедительные слова о вере и истинном смысле христианской жизни, которые были понятны и крестьянину, и профессору. Все чувствовали и испытывали на себе великую силу его провидческой мудрости и такой человечной любви. Об этом пишет в своих воспоминаниях некая «Серафима из г. Ленинграда», вероятно, нередко посещавшая старца. Она привезла как-то раз к отцу Симеону свою подругу – весьма «ученую даму», которая совершенно не ожидала, что «древний» схимник «из простых» окажется и столь замечательным собеседником, и столь мудрым духовным наставником. «И добрый, и умный, и великий...» (рассказ рабы Божией Серафимы из г. Ленинграда) «Незадолго до смерти батюшки я приехала к нему с одной своей знакомой (она профессор). Я пошла в келью к батюшке, а та осталась в передней с матерью Александрой. Прежде всего, она задала такой вопрос матушке Александре: Ученый ли батюшка отец Симеон?” Та ответила: Нет!” – Тогда мне у него нечего делать... А есть ли у вас здесь ученые монахи?” Мать Александра ответила: Есть” – и послала ее к отцу Серафиму. Через несколько минут она вернулась и сказала: Ничего он мне не сказал и захлопнул передо мною дверь”. Мать Александра утешила ее, сказав, что в монастыре есть еще ученые монахи и что она разрешит все свои вопросы, но все-таки ей нужно зайти к батюшке на благословение из уважения к его сану. Так эта дама и сделала. Она вошла и долго не выходила от батюшки. Уже собралась большая очередь; все стали роптать, что она долго разговаривает. Наконец она вышла из келлии и стала благодарить матушку Александру и батюшку, перечисляя при этом все его достоинства: и добрый он, и умный, и великий, духовный, благородный, красивый, прозорливый, и еще много, много разных похвал ему произносила. Провела она в обители три дня и все эти дни пребывала у ног батюшки. Уехала из монастыря обновленная и благодарная Богу, пославшему ей такого духовного старца и наставника.

http://pravoslavie.ru/120241.html

12 октября) и Шуйская (2 ноября). В 10-ю пятницу по Пасхе: Ченстоховская в селе Каташине (6 марта), Бежевская (11 апреля), Пражевская (29 июня), Балыкинская (30 июня), Домницкая (8 сентября), Дубовичская (13 сентября), Трубчевская (см. под 3 октября) и Дехтяровская, именующаяся так по месту своего пребывания в селе Дехтяровке Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. Сия икона явилась в 1392 году; Богородица изображена на ней обнимающей обеими руками шею Богомладенца. В тот же день празднуется икона Богоматери Борщаговская, находящаяся в селе Братской Борщаговке, в 10 верстах от Киева, и икона Мельнинская, которая имеет пребывание в селе Мельня Конотопского уезда Черниговской губернии. Июнь 2 июня Груздовская икона Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии. Киево-Братская икона См. сведения о ней под 6 сентября. Кипрская икона Сведения о ней читай под 20 апреля. 3 июня Югская икона Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Святые посетить места влил мысль ему. Он вдохновениям Божественным внимая, Чрез двадцать с лишком лет ходя во край из края, На суше и морях зла много претерпел, И всё то замечал подробно, что ни зрел. За свято имут что и Римляне, и Греки, Чем древни славились и нынешние веки, Церквей, монастырей и градов красоту, Удолий глубину, гор знатных высоту, Ступанием своим и пядию измерил, И чрез перо своё отечество уверил, О маловедомых в подсолнечной вещах, И по бесчисленных, окончив жизнь, трудах, Оставил бренные составы здесь телесны. А дух его прешел в селения небесны. Читатель, ты его слезами прах почти, И труд путей его с вниманием прочти.» XII. Пустыни Китаева и Голосеевская За неделю до праздника Успения Богоматери, которое так светло торжествуется в Киеве, в древнейшей из обителей нашего отечества, переселился я для говения в Лавру, и милостиво был принят под её гостеприимный кров. Владыка велел мне отвести прекрасные кельи, в нижнем жилье своего дома, обращённые окнами в сад; при первом шаге из них я уже мог опять наслаждаться благословенною природою Киева, и тенью роскошных дерев, обременённых плодами, и очаровательным видом на мой любимый Днепр, с которым так сроднился во время пребывания в Киеве. Из сего сада мог я спускаться кратчайшею стезёю и в ближние пещеры для ранней литургии; а в крестовой церкви Владыки, ежедневно служил обедню схимник, духовник его, умиротворитель сердечный посещающих святые места Печерские, где он посвятил себя, в тесной келье, на служение Богу, с совершенным отречением от всего мирского. – На следующее утро я был свидетелем, в ближних пещерах, в церкви преподобного Антония, пострижения иноческого, которое совершал сам митрополит, в качестве его преемника. Никогда не казались мне более трогательными священные обеты отречения от мира, как во глубине сего подземелья, при тусклом свете лампад, над гробом отца иночествующих русских, воспринимавшего новое чадо духовное в своё смиренное общество. – Невыразимо горько и сладко оглашалась, под мрачными сводами, тихая покаянная песнь братий, из кельи вводивших в пещерную церковь , под своими мантиями, нового собрата: «объятия отча отверсти ми потщися: блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе! – ныне обнищавшее мое да не презриши сердце, Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

но в лавре Сергиевой уже нет и следов его кельи: указывают одно лишь место ее, великолепно украшенное. А здесь, здесь все еще дышит простотой времен Феодосия: посмотри, это собственные стены его кельи; нельзя было изменить их, они ископаны им в земле! – Это его, его ложе; на этом помосте он молился, здесь он плакал, и этот праг точно истерт ногами святых. Скажи ему, что же медлит посетить нас? – Здесь утолилась бы его благочестивая жажда! здесь, вместе с сладкою памятью уже усопших во Христе преподобных, обретет он и искреннюю любовь еще живой своей собратии ». Глубоко тронутый, молча, следовал я за Владыкою из кельи преподобного Феодосия вдоль тесного перехода, идущего кругом его церкви. Несколько праздных углублений, изготовленных для св. мощей, видны были по сторонам в стенах пещерных. «Места есть еще, но по грехам нашим ныне уже не кем их исполнить, сказал со вздохом Владыка, проходя мимо, и этот отрок нас обличает!» Он указал на мощи Геронтия, другого канонарха Печерского. – Захарий постник, схимник Силуан, Агафон чудотворец и Игнатий, архимандрит Печерский, почивают еще в том же переходе, на конце коего достигли мы до бывшего гроба преподобного Феодосия против входа в церковь Рождества Христова. – Гроб сей устроен в углублении, совершенно по образцу Антониева: лик преподобного изображен на доске, и богатое паникадило освещает по сторонам три иконы: Богоматери и святых основателей лавры в серебряных ризах. – В темноте подземелья, в полусвете лампады невольно вспомнил я над гробом преподобного живой и пространный рассказ Нестора летописца об открытии святых мощей Феодосия, восемнадцать лет после его блаженной кончины. «Истинно и верно расскажу вам, говорит Нестор, ибо не от других о том слышал, но сам был начальник делу сему. Пришел ко мне игумен (Иоанн) и сказал: пойдем чадо к преподобному Феодосию, и мы пришли в пещеру тайно от всех: рассмотрев же место, назнаменовали, где раскопать, и удалились. Тогда игумен сказал мне: возьми с собою, кого хочешь, чтобы помог тебе, но кроме тех никому не говори, чтобы никто из братии не узнал, доколе не вынесем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С тех уже пор она постоянно отчаянно была больна; одно утешение и отраду имела в том, что Господь привел ей доехать до Киева; часто приобщалась Божественных Таин Христовых и с восторгом смотрела беспрестанно из окошка нашей квартиры на Великую церковь . В Киево-Печерской лавре не позволялось монашествующим исправлять каковые-либо требы, для этого устроена приходская церковь . Но, по благословению Его Высокопреосвященства, лаврский иеромонах Логгин, духовник Олимпиады Васильевны, сподоблял ее сам причащения Св. Таин, а также соборование, вынос тела по кончине ее и самое отпевание производились лаврским духовенством. Отпевание было монашеское; равно, и погребение тела ее на дальних пещерах произошло не без особенного Промысла Божия. Никого из умерших женского пола не хоронят в Лавре, даже самих братий скончавшихся отвозят в Китаевскую пустынь, в 7 верстах от Лавры. При жизни еще Олимпиады Васильевны в Киеве скончалась одна богатая купчиха, приехавшая на поклонение св. мощам, и на вопрос нашей матушки: где ее положили? сказали, что повезли ее в пустынь. Матушка заплакала и сказала: «нет уже мне надежды быть погребенной в Киеве: я бедная, а она была богатая купчиха, и тоже желалось ей быть в Лавре положенною, но не сподобилась этого». Едва-едва г-жа Аракчеева могла уверить Олимпиаду Васильевну, что будет стараться о погребении ее в Лавре. Но, однако, после нам говорила: «я только утешаю матушку, а этого быть не может, – в Лавре обычая нет погребать лиц женского пола». Архимандрит, наместник Лавры, тотчас по кончине матушки, отправился к митрополиту, чтобы доложить Его Высокопреосвященству, что настоятельница Алексеевская скончалась. Митрополит сам благоволил спросить: где сестры желают ее положить? Наместник отвечал: «они желают положить хотя бы возле схимника». Преосвященный возразил: «нет это не место, схимник почивает на самой дороге, положите ее на дальних пещерах близ церкви». Наместник, удивленный такою Архипастырскою милостью, уже более ничего не мог ему сказать, боясь, как бы Владыка не переменил своего назначения. Получив такое неожиданное благословение, он возвратился к нам; мы выбежали к нему на встречу (он, царствие ему небесное! милостив и отечески снисходителен был к нам, сирым, во все наше пребывание в Лавре). Первое его слово было: «сестры! видно угодила Господу мать ваша; вон, какую милость Владыка оказал, вот где положить ее сам назначил!» Представьте же наше нежданное удовольствие! Мы вне себя были при всей нашей печали. Над телом ее читалось Св. Евангелие попеременно священниками, и в руки ее дан был св. крест кипарисный, по киевскому обыкновению. Она, поистине, была крестоносица!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

новый строитель мудрый Иларион в 16 лет управления прекрасно обстроил монастырь, увеличил число братии, завел библиотеку для чтения инокам и дал братии добрый устав с правилами как для общежительных иноков, так и для скитников и отшельников; устав этот был принят потом в Оптиной пустыни. На Коневце были и лесные отшельники – старцы Зосима и Василиск – последний подвизался под конец жизни († 1823) в сибирских лесах, и иеромонах Сильвестр. Из старцев – устроителей монастырей и составителей уставов достоин внимания игумен Филарет († 1841), ученик Василия Белобережского – он ввел строго общежительный устав по правилам Афона на Глинской пустыни (Курской епархии) и составил три устава для женских монастырей. Истинных подвижников довольно было по всем монастырям, так что их трудно и перечислить, тем более, что и сведения об них далеко еще не собраны и большей частью хранятся только в местных преданиях. Жизнеописаний этих рабов Божьих и особенно благочестивых инокинь издано самое малое количество. Они и сами укрывались от славы человеческой и объявлялись лишь по духовной нужде, для служения жаждущему их наставлений народу, преимущественно среди наиболее посещаемых монастырей. Так, в Задонском монастыре пользовался таким же почтением, как старец Серафим Саровский , прозорливый затворник Георгий из дворян Машуриных (род. 1789 г. – †1836), проведший в затворе 17 лет и принимавший посетителей в своей келье; в московском Новоспасском монастыре долгое время подвизался и был посещаем множеством народа старец Филарет (в сх. Феодор †1842); в Киево-Печерской лавре известны: инок Досифей, 30 лет проведший в затворе (†1778), прозорливый схимонах Михаил († 1815), Иоасаф – блюститель пещер, в мире тайный советник Маслов, иеросхимонах Вассиан, которого в 1816 г. с благоговением посетил имп. Александр I, иеросхимонах Парфений и др.; в Невской лавре – схимник Алексий при имп. Александре I; в Кирилловом монастыре сохранилась благоговейная память о подвижничестве жившего здесь на покое епископа Амвросия автора «Истории Российской иерархии» (†1827).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Смирение было господствующим качеством его души. Оно проявлялось во всем: и во внешнем виде, и во внутренних поступках. Даже схиму старец носил тайно; не только в документах, которые он подписывал по делам обители, но и в своем послужном списке никогда не указывал, что он схимник. Смирением всех он покорял, даже тех, кто был недоволен, замечания делал с кротостью, но в случае необходимости своим кротким словом мог и сам смирить людей, много о себе думавших; этим он оказывал ближнему духовное милосердие. В келлии его на письменном столе всегда лежала записка с изречением одного из Киево-Печерских подвижников. «Аще ты постник еси и без сна пребываеши, но обой укоризны не перенес, то не узришь спасения. Укоризну пейте, как воду» 1569 . Но особой отличительной чертой духовности о. Серафима было его миротворчество. Этот дар начал проявляться еще в молодые годы отца настоятеля, но теперь он раскрылся во всей полноте. Внутренний мир, мир Христов, который царил в его смиренномудрой душе, нес о. Серафим всем окружающим и объединял миром и любовью самых разных людей. Мир – это духовное сокровище, которое Христос принес на землю, примирив Своей крестной Жертвой человека с Богом. Посланный с неба мир является благодатной силой, которая приводит к гармонии все человеческие души. Именно этот дар – мир Христов – через отца Серафима распространял свое спасительное действие на всю братию и богомольцев. Недаром во все время настоятельства отца Серафима жизнь обители была наполнена миром духовным и тишиной. Это отмечали не только братия, но и многочисленные паломники, приезжавшие в Глинскую пустынь. Примером всей своей жизни отец Серафим учил, что мир Христов находится очень близко, его можно обрести через веру, добродетельную жизнь и Православную Церковь . Когда на богослужении отец Серафим произносил краткие, но благодатные слова «Мир всем», то, проникая в души молящихся, эти слова способствовали не только их духовному возрождению, но они вливали в сердца последователей Христовых благодатный огонь любви, который в свою очередь через его носителей изливался на всех их близких и родных. Людям

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Постники: Вениамин, Захария, Зинон, Иосиф ; схимники: Силуан и Сисой , у Кальнофойского старцы: Евлогий и Даниил . По древнему известию, преподобный Вениамин «был купцом великим. Той единого часу в церкви слухаючи пильно (внимательно) набоженства (благочестие) церковного, почул оное слово с псалма: погубиши вся глаголющая лжу ( Пс. 5, 7 ), взял себе тое в память, мовячи: если Господь Бог погубит глаголящих лжу, то и купцов, бо купечество без лжи не может ся обойти; а потом, почувши слово, яко не удобь богатии внидут в Царствие Небесное, раздал все имение нищим и на церкви и зостал иноком, угождаючи Господу Богу в постах и молитвах аж до смерти». Кальнофойский пишет: «Святый отец Вениамин лежит в осмоленной колоде» 304 . Преподобный Захария , постник, постановил «себе до смерти ничего печеного, а ни вареного, не исти, тылько суровие ярены (зерны ярового хлеба) и то раз в день, мало, по заходе солнца, едал, и так був страшный бесам, же имя его гды кто спомнил боялись: той и ангели часто видал». «Преподобный Зинон , постник и трудолюбец, многими добродетельного иноческого жития подвиги, постом, молитвами, смирением, послушанием благоугоди Богови». Кальнофойний писал: «Почил после трудов своих благословенный инок Зинон; в теле целом лежит». Преподобному Силуану тропарь: «Многого ти ради воздержания и безмерного пощения приемый благодать чудотворения и к Богу велие дерзновение стяжавый, постником красота, Силуане, Тому молися, да подаст нам мир и велию милость». Древнее известие говорит, что раз «злодее прийшли красти; молитвою связал он, же не могли рушитися (двинуться) с места чрез три дни, а потом оных наказавши и до покаяния приведши, пустил». По канону, преподобный Силуан «ревнитель чистоты и хранитель садовый, татей – плоды окрасти хотящих» связал. Преподобный Сисой схимник, живя в пещере постнически, постом и молитвою усмирил чувственные страсти; он узнал день преставления своего и ныне подает исцеления приходящим с верою. По рукописным святцам, он был канонархистом и конечно прежде, чем принял схиму. Преподобный Иосиф болезненный, много лет хворая, обещался служить в Печерском монастыре до смерти, если Господь поднимет его. Бог услышал его, и он выздоровел: поступив в монастырь, усердно трудился до смерти, угождая Господу Богу постом и молитвою и служа братии. Правая рука почившего преподобного Иосифа остается в положении молящейся: три первые перста соединены вместе, два последние, безымянный и малый, пригнуты к ладони.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме того, она содержит два стандартных заблуждения реформаторов, и еще хорошо, если только заблуждения. Первое относится к вопросу о том, как часто следует причащаться. Второе состоит в понимании того, что такое церковное возрождение наших дней. Необходимо рассмотреть и то, и другое. Во-первых, скажем о причащении. Некто Андрей спросил о. Иоанна (Крестьянкина): «Почему у отца Тавриона причащаются каждый день, а здесь, в Печорах, самое большое, можно причащаться раз в неделю? Отец Иоанн ответил: Мы здесь все ходим по острию ножа. А отец Таврион стоит на кончике иглы. Тогда Андрей понял об ответственности причащения. Он понял, что любое неверное движение может иметь значение (последствие)» В о. Таврионе реформаторский зуд и симпатии к католичеству были замечены еще в середине прошлого века, когда он был настоятелем Глинской пустыни. «Но в должности настоятеля о. Таврион пробыл менее года, так как не оправдал доверия братии. В Глинской пустыни, обители истинно православной, он стал вводить западные, католические обычаи церковной жизни» Вряд ли он там пропагандировал частое причащение – о. Иоанн Маслов наверняка бы это отметил. Ведь Глинская пустынь, как и вся остальная Россия, твердо придерживалась древних норм частоты причащения, не реже раза в год, не чаще раза в месяц: чаще только на смертном одре и, естественно, несущему череду священнослужителю. Об этом свидетельствовали (уже после закрытия монастыря) великие Глинские старцы: о. Серафим (Романцов) и о. Андроник (Лукаш). Схиархимандрит Андроник учил: «Те, кто причащаются каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...» Так что прокатолические симпатии о. Тавриона смогли развернуться только когда он стал настоятельствовать на тогдашней западной границе нашей страны. Там он ввел практику ежедневного причащения, практику, которую римские папы продавливали у себя, преодолевая сопротивление духовенства и рядовых католиков. В Печоры же практика еженедельного причащения пришла, скорее всего, под влиянием Ленинградских духовных школ, которые тоже в то время страдали прокатолическими симпатиями. Видимо, в борьбе с этими опасными практиками – ежедневного и еженедельного причащения – собор старцев Псково-Печерского монастыря выработал свое правило – причащаться не чаще раза в две недели, то есть в два раза реже еженедельного и в два раза чаще ежемесячного причащения.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/16/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010