Если нельзя представить Христа, так относящегося даже к бесноватым, даже к невменяемым людям, потерявшим разум и все человеческое, то и другие не должны подобным образом поступать. Если же они ведут себя грубо, жестоко, за духовным советом к ним вряд ли стоит обращаться. Настоящее духовное руководство – это подводить человека к какому-то решению, но чтобы принимал это решение человек сам. Наутек от богомольцев Когда читаем древние патерики, видим там совершенно невероятные случаи послушания, смирения — или своих чад перед старцами, или, что иногда тоже бывает, старцев перед своими духовными чадами. Но подражать этому чисто внешне совершенно бессмысленно. Как и всему остальному в духовной жизни. Когда мы, еще молодые, в девяностых годах начинали ходить в церковь, нам казалось, что если подражать внешнему, изменится и внутреннее. Что если мы когда-нибудь станем священниками или монахами, сразу преобразимся. А ведь, на самом деле, само по себе монашеское и священническое облачение человека не меняет… Про отца Кирилла (Павлова) рассказывают, что к нему только подходили за благословением, как чувствовали такую теплоту и такую любовь, от него исходящую, что ничего уже и спрашивать не надо было. Вот это – старчество! Ещё мне очень хорошо запомнился образ монаха-схимника в Киево-Печерской Лавре, когда я был там в девяностые годы. Стоят схимники в храме, молятся. Как только выходят, набегают на них бабушки-тетушки, начинают расспрашивать и благословляться. Вот вышел схимник, начал всех благословлять, всем какие-то советы давать. А другой так по-детски из-за двери выглядывает и спрашивает у проходящего мимо послушника: «Брат, что, они ушли?» Получив утвердительный ответ, подобрал полы подрясника и прямо бегом до трапезной. Видно было, что он тяготился таким чрезмерным вниманием, которое оказывают монахам приезжающие и приходящие паломники. ekklisiaonline.gr Иеромонах на лавочке Люди у нас любят ездить в паломничества. И при многих мужских монастырях обязательно есть иеромонах, который садится после службы на лавочку и смотрит на подъезжающие автобусы с паломниками.

http://pravmir.ru/esli-starets-topchet-n...

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 121-122; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Январь. С. 89-90; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 65, 93, 138. Е. В. Лопухина Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под именем Григория, почивающего в Дальних пещерах, указано 2 подвижника ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 89). Об облике одного из них сказано: «На плечах схима, риза преподобническая, испод празелень, сед, брада Григория Богослова, власы с ушей» (БАН. Строг. 66. Л. 317; «левыя страны» 29-й); о другом говорится: «Надсед, брада Феодосиева, власы с ушей, зрит назад, на плечах клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, левая рука молебна, одною ногою стоит впрям» (Л. 319; «левыя страны» 55-й). Неясно, какое из описаний относится к Г. Поясное изображение Г. как средовека, в монашеских одеждах и куколе, в небольшом повороте вправо, в левой руке - раскрытая книга (указательным пальцем правой отмечен текст: «Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши…»), представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками у раки преподобного в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечное фронтальное изображение Г. в виде старца в куколе, с небольшой седой бородой (видна прижатая к груди левая рука) помещено в 3-м ряду на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в Дальних пещерах» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (помещена при выходе из Феодосиевых пещер лавры). Г. изображен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе за прп. Феодосием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) Г. помещен в 4-м ряду 4-м слева, вполоборота влево, в виде средовека с непокрытой головой, короткими волнистыми волосами, разбившимися на отдельные пряди, высоким лбом, маленькой бородкой, имеется надпись: «п Григорий схимник». Неизвестно, какое из 2 изображений с идентичными надписями на нимбах: «Григорий» (3-й справа в 4-м или в 7-м ряду, в священническом или монашеском одеянии) представляет Г. на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко). На раскрашенной литографии 1883 г., вышедшей из мастерской А. Абрамова (ГРМ), Г. помещен 2-м справа в 6-м ряду, без характерных индивидуальных особенностей. Надпись на нимбе: «пре. Григории зат.» (затворник), возможно, связана с текстом тропаря Г.: «Пустынный житель, и в телеси Ангел и чудотворец явился еси…» На хромолитографии 1898 г., изданной в Киево-Печерской лавре (РГБ), помещено оплечное изображение Г. в 5-м ряду 2-м справа, в повороте от центра, в куколе и с небольшой бородой, на нимбе надпись: «Пр Григорий чуд».

http://pravenc.ru/text/166547.html

– У меня было очень смутное представление об этих людях, и встреча с ними стала для меня очень трогательным переживанием и большой радостью. После этого я всегда старался расширить знакомство с ними и знание о нашей семье, – говорит он. Именно тогда будущий митрополит впервые посетил и места, где подвизался его Небесный покровитель – святой Иларион, схимник Печерский. По словам владыки, для него очень важно, что святой Иларион жил в Киево-Печерской лавре, где было столь много угодников Божиих и великих молитвенников. Фото: eadiocese.org Когда понял, что выберут меня, испугался 12 мая 2008 года Синод Русской Зарубежной Церкви избрал митрополита Илариона первоиерархом. Отвечая на вопрос, что он испытал, получив столь высокое назначение, владыка признается: «Я сильно испугался, потому что это оч ень большая задача и очень трудное послушание. Я недостоин этого».  Фото: eadiocese.org С мирской точки зрения самым сложным в деятельности первоиерарха кажутся многочисленные поездки по всему миру, где живет паства Зарубежной Церкви. Однако для митрополита, застать которого в Синоде в Нью-Йорке порой бывает не так-то просто, как выяснилось, это не представляет сложности. По его словам, самое трудное – решать проблемы, возникающие внутри Церкви. – Часто это бывают какие-то мелкие вопросы, но решать их бывает непросто. Бывают проблемы на приходах, например, или с клириками. Наверное, это всегда было и, вероятно, всегда будет. Люди часто ошибаются, и мы стараемся им помочь в исправлении, – говорит их пастырь. Дмитрий Злодорев,  Вашингтон Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 сентября, 2022 18 мая, 2022 16 мая, 2022 7 января, 2022 7 января, 2022

http://pravmir.ru/s-detstva-usvoil-oshhu...

Последние годы своего жития схимник провел в темной келлии у Ближних пещер. С радостью ожидал он смерти и, сидя у гроба, приготовленного им для себя, говорил о будущей жизни, где праведники просияют как солнце. Скончался старец Парфений в праздник Благовещения в 1885 году, который совпал с Великой пятницей. Митрополит Филарет на своих руках выносил его гроб и совершил чин погребения в Голосевской пустыни. Схииеромонах Парфений обладал даром церковного песнотворчества. Одна из составленных им молитв помещена в современном издании Молитвослова. Она начинаетсясловами: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей…» После него остались также замечательные по духовной глубине изречения: «Кто сам не достиг в миру совершенства и начинает учить других – погубляет и то, что имел». «У человека нечистого и страстного и вещи все заражены страстями, не прикасайся к ним, не употребляй их». «Без молитвы нельзя снести уединения, без уединения нельзя стяжать молитвы». «Потеря благодати страшнее всех потерь». «Чем ближе приближаешься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя». Удивительна, подобна житию древних отшельников жизнь Троекуровского старца Иллариона (Фокина). Он родился в 1774 году в крестьянской семье в Рязанской губернии. Илларион был молчаливым и робким мальчиком. Когда его обижали, он молился Богу за обидчика. Склонный к уединению, он чуждался не только сверстников, но и родителей. С детства полюбил он храм Божий, колокольный благовест наполнял его сердце несказанной радостью. Самым близким человеком мальчику был его богобоязненный дедушка, с которым он вместе ходил в церковь . Совершали они и дальние богомолья: к Киево-Печерским угодникам, в Троице-Сергиеву Лавру. Молитва у нетленных мощей воспламеняла сердце мальчика духовной радостью. А родителям их странное дитя внушало тревогу: они опасались, что из него не выйдет настоящего хозяйственного крестьянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

    Преподобный Парфений был примером подражания и для преподобного Варсонофия Оптинского (в миру – Павел Плиханков, 5/18 июля 1845 года – 1/14 апреля 1913 года). Подвижничество старца Парфения приводил он в пример и своим духовным детям. Так, в беседе со своими чадами 27 декабря 1900 года он говорил: «В Киево-Печерской Лавре жил один подвижник, который единственное окно своей кельи заставил образом, чтобы видимый свет не мешал ему созерцать невидимый» 121 . «Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами множество шкатулок, и ключей к ним нет...» – говорил он. В 1996 году, старец Варсонофий причислен к лику святых Собора преподобных Отцов и Старцев Оптинских. Святой Силуан Афонский     Преподобный Силуан Афонский (Антонов Семен Иванович, 1866 год – 11 сентября 1938 года) был пострижен в схиму в 1911 году. Сын Российской земли прославлен Константинопольской Церковью в 1987 году в Соборе Всех Святых, на Горе Афонской просиявших. Память празднуется во второе воскресенье по Пятидесятнице. Имя святого Силуан а Афонского внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память празднуется 11 (24) сентября (преставление). В 1999 году Силуан Афонский прославлен в Соборе Тамбовских святых (28 июня10 августа). Святой Силуан Афонский говорил: «Молиться за людей – это кровь проливать» и молитвенником за весь мир называл преподобною Парфения: «Господь избирает молитвенников за весь мир. Киевскому подвижнику Парфению, желавшему узнать, что есть схима монашеская, Божия Матерь сказала: «Схимник – это молитвенник за весь мир " " 122 . И преподобный Парфений молился за весь мир до последней минуты своей жизни. Вся его подвижническая жизнь была примером не только для его духовных чад, но и для последующих поколений монашествующих. «Кто любит скорбящих, тому Господь дает пламенную молитву за людей. Они со слезами молятся за народ, который любят и о котором скорбят, но скорбь эта – угодна Богу», – говорил Силуан. Святой праведный Феодор Томский

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Из числа князей, принявших монашество, известны двое: Святослав, в иночестве Николай Святоша, сын черниговского князя Давида, раздавший все свое имение нищим и с величайшим смирением и мужеством в продолжение многих лет (1107–1143) подвизавшийся в Киево-Печерской обители, и святой Игорь (схимник), другой князь из рода черниговских, потерпевший (1146) мученическую смерть от киевлян. Не упоминаем о несчастном сыне равноапостольного Владимира Судиславе, который после двадцатичетырехлетнего заключения в темнице, будучи освобожден из нее в 1059 г. своими племянниками, сделался чернецом едва ли по доброй воле . Из числа княгинь-инокинь известны: а) две дочери великого князя Всеволода — Анна, или Янка, управлявшая основанною им (1086) женскою обителию, и Евпраксия, принявшая пострижение в 1106 г.; б) дочь великого князя Святослава Преслава, скончавшаяся в 1116 г., и в) две дочери Владимира Мономаха: Евфимия, бывшая в супружестве за королем венгерским Коломаном и скончавшаяся в 1138 г. монахинею, и Мария, бывшая в супружестве за греческим царевичем Леоном и скончавшаяся инокинею в 1146 г. Отправляясь в поход против неверных, князья обыкновенно призывали себе на помощь Бога и в случае победы над врагами приносили Ему благодарение. В 1068 г. три брата Ярославичи: Изяслав, Святослав и Всеволод, выступая против половцев, приходили в пещеру к преподобному Антонию просить его благословения и молитв. В 1103 г., собираясь на тех же половцев, князья и все воины единодушно молили Бога «и обеты вдаяху Богу и Матери Его, ов кутьею, ов же милостынею убогим, инии же монастырем требованья». В 1107 г. великий князь Святополк, одолев половцев, пришел в Печерский монастырь к заутрени, и братия с великою радостию приветствовали его с победою над неверными по молитвам Богородицы и преподобного Феодосия. Тот же Святополк вообще имел обычай пред отправлением на войну или еще куда-либо молиться у гроба преподобного Феодосия и брать благословение у печерского игумена. В 1111 г. во время знаменитого похода наших князей в землю половецкую они торжественно целовали крест, возлагая свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь, а князь Владимир Мономах повелел еще своим священникам ехать пред полками и петь тропари и кондаки Честному Кресту и канон Богородице.

http://sedmitza.ru/lib/text/435822/

Выполняя свой долг, благочестивый о. Иов тяготился, однако, честью и похвалой, ему воздаваемыми людьми, стекавшимися в обитель. Ценя поддержку князя К. К. Острожского, тяготился Иов тем, что тот, по политическим расчетам, вступал временами в близкие отношения с врагами Церкви. В 1604 г. Иов тайно покидает Дубенский монастырь и как простой монах поселяется на Почаевской горе. Первыми насельниками сей просиявшей горы считаются иноки Печерской обители, нашедшие здесь убежище. Однако в Почаевской Лавре имеется рукопись, где повествуется следующее. На соседней с Почаевской горе афонский инок Мефодий основал в 1220 г. Преображенскую обитель и, став ее настоятелем, подвизался там с 12 строителями. Преставился он, прожив 137 лет, в 1228 г. По его завещанию он погребен у «неприступного камня». На могиле его положен камень с надписью: «Зде лежит возобновитель и страж места святаго». Преображенская обитель благоустроялась и после кончины ее основателя. Число братии доходило до ста человек. Основана была там богословская школа. Монастырь-скит получил известность на Волыни и Подолии. Позднее, вследствие моровой язвы и вражеских нападений, обитель стала угасать. Когда о. Мефодий закладывал свою обитель, он освятил и соседнюю гору, овеянную тогда уже благодатными явлениями. На эту гору уходили из Преображенского монастыря иноки, стремившиеся к затвору и пустынному житию. К ним-то и вселились после 1240 г. монахи Киево-Печерского монастыря. Установилась этим связь с великой обителью преподобных Антония и Феодосия – родоначальницей русских общежительных монастырей. Подтверждением того, что схимник Мефодий положил начало пустынножительству на Почаевской горе, служит изображение его на одной иконе с преподобным Иовом, основателем общежития в Почаевской обители. Протоиерей Н. Трипольский поместил в 1896 г. в «Волынских епархиальных ведомостях» документы, касающиеся истории Почаевской обители. Среди них имеется акт о пожертвовании друзьями о. Мефодия Туркулом и Центером угодий «на Гору Чуда Пресвятой Марии Поча Дева». Можно понимать слова «Поча Дева» – поча, почала, начала Божия Матерь являть свои чудеса. Вероятно, отсюда и появилось название Почаев монастырь. Намерение устроить таковой относится к 1213 г., когда о. Мефодий впервые появился в тех местах. Выше отмечалось окропление им этой горы святой водой. Первым деревянным храмом в Почаевской обители был Успенский, стоявший под горой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Схиархимандрит Андроник (Лукаш) говорит: «Те, кто причащается каждый день, - эти люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться нужно только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причастию, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не в осуждение. Каждый день причащаться может схимник, больной монах, седмичный священник» (Схиархимандрит Иоанн Маслов. Глинская Пустынь. М., 1994. С. 467). А ныне живущий старец архим. Иоанн (Крестьянкин) отсылает нас к свт. Феофану. Он издал сборник «Настольная книга для монашествующих и мирян» (Псково-Печерский м-рь, 1998), где собрал наставления разных лиц высокой духовной жизни, и в предисловии к ней пишет: «Вопросов мне, пастырю, было много, и у пастыря-монаха их возникало не меньше. А ответы, получаемые в писаниях Отцов, проверялись моей длительной монашеской жизнью во времени на личном опыте и на опыте других. И вот теперь, как крупицы живого опыта, хочу оставить этот сборник в завет и назидание и практическое руководство инокам и в научение мирянам: всем, в чьем сердце затеплится любовь к таинственному монашескому житию в Боге» (с. 3). Приведенное о. Иоанном в этой книге письмо свят. Феофана, написано им некоей монахине за три недели до его кончины. Вот оно: «Милость Божия буди с Вами! Положив говеть в настоящий пост, Вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. Как Вы не указали, в чем не довольны своим говением, то ничего про это не скажу... только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы оно удовлетворяло Вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает немалую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал Вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех. А в посты перед Пасхой и Рождеством по два раза... А больше не ищите...» (с. 341-342).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Подобно Преподобному Серафиму Саровскому явления Богоматери сподоблялись Афанасий Афонский , греки – зодчие Киево-Печерской Лавры, Преподобный Сергий Радонежский и многие, многие другие. Сподоблялись видеть Матерь Божию наяву и некоторые не прославленные Церковью в лике святых подвижники, как, например, схиигумен Глинской пустыни Филарет, монах той же пустыни Досифей, оптинский схимник Иосиф и другие – всех и не перечесть. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) лично слышал от тамошних крещеных инородцев, что еще за год до его приезда в Томскую губернию Пресвятая Дева наяву являлась некоторым детям алтайцев. Так, явившись одному мальчику, Она пророчески говорила: «Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай». Мальчик спросил, какой он будет. Светлая Жена – Богоматерь – подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды, на которой начертался образ архимандрита Макария. Спустя год действительно приехал упомянутый миссионер и в числе новообращенных алтайцев крестил и этого удостоившегося беседовать с Божией Матерью мальчика-язычника. Вот как близка к роду человеческому, а особенно к роду христианскому, Царица Небесная! Постараемся и мы как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Пресвятой Деве Марии, чтобы и нам укрепить свою внутреннюю связь с Богоматерью, сподобиться сыновнего отношения к Ней. Особенно в настоящие дни Рождественского поста будем стараться помнить об этом и ревностнее молиться Матери Божией, постом и покаянием очищая свою душу от всякой нечистоты и грязи. Ибо нечистотой души являются страсти душевные: злоба, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и прочие человеческие пороки. Очищая себя от этих страстей, мы тем самым будем подражать Богоматери в Ее совершенствах и сподобимся от Нее чрез это еще больших милостей и внимания; сподобимся и с духовной радостью встретить великий, светлый праздник Рождества Христова, к которому мы с вами сейчас готовимся.

http://azbyka.ru/propovedi/pokhvala-bozh...

— Ну, что ты за дурак такой, попросился в больницу. А лучше бы умер в монастыре! Как хорошо умереть в монастыре произнесла она мечтательно. — Ну вот еще, Васса, — прохрипел я, — если тебе так хочется, умирай сама. В больнице мне поставили капельницу, и я ожил. Через пару дней меня посетил паренек из коровника. Посидев около меня, он мистически объяснил мою болезнь тем, что за мои грехи Господь извергает меня из святого монастыря. Я был слаб и спорить с ним не стал. Может быть, он и прав. Ему, как будущему архимандриту и наместнику столичного монастыря, конечно, было виднее, что касается меня, то в церковной иерархии дальше пономаря я не продвинулся. Так Господу было угодно. В монастыре посещение святых Богозданных пещер тогда разрешалось только духовным лицам, и обычные экскурсии туда не допускались. И вот однажды, пристроившись к такой группе духовных лиц, я сподобился посетить эти знаменитые пещеры. Они были открыты монахом Патермуфием в 1392 году, и первым погребенцем в этих пещерах была инокиня Васса, Печерская святая. После нее пошел поток монахов, воинов, убиенных в боях за Русь, знатных бояр, купцов-благодетелей, помещиков, рачительных для монастыря. Полагают, что там погребены десятки тысяч. Итак, нам раздали толстые свечи, и, пройдя Успенский собор, мы вступили в пещеры. Вел нас иеромонах. Стены пещер из слежавшегося плотного песчаника, своды коридоров в некоторых местах имеют кирпичную кладку. По стенам старые замурованные пещеры с керамическими, чугунными и медными досками: «Архимандрит-схимник Паисий. Скончался в 1730 г.», «Ротмистр Ефим Кондратьев. Убит лета 1700 г. шведами». Иеромонах открыл дверь, на которой был большой образ Богородицы, и посветил электрическим фонариком. Это была громадная пещера с громоздившейся посередине пирамидой гробов. Некоторые гробы развалились, и из них виднелись головы, руки и ноги покойников. Запаха не было. Одними только природными условиями этого феномена не объяснить. Здесь надо вспомнить польского короля Стефана Батория, который один из первых иностранцев понял и признал, что здесь святое место. У дверей стоял гроб с недавно принесенным покойником, я нагнулся, но и он не пах. По коридорам гулял легкий сквознячок с каким-то несколько винным запахом.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010