Октябрь 19–31, СПб., 1880; Ноябрь 1–12, СПб., 1897; Ноябрь 13–15, М., 1916; Ноябрь 16–22, М., 1899; Ноябрь 23–25, М., 1916; Декабрь 1–5, М., 1901; Декабрь 6–17, М., 1904; Декабрь 18–23, М., 1907; Декабрь 24, М., 1910; Декабрь 31, М., 1914; Январь 1–6, М., 1910; Апрель, 1–30, М., 1916. Следует отметить, что Археографическая комиссия допустила ошибку, переставив закрепленные за комплектами Миней названия 5 , дав Минеям Успенского собора название Царских и наоборот. Это обстоятельство теперь вносит путаницу при ссылках на Минеи. Архимандрит Савва в своем Указателе (Синодального собрания) устанавливает правильные наименования, закрепленные за Успенскими и Царскими минеями, и дает их подлинные номера по инвентарным описям: Минеи-четьи «Царские» (без марта и апреля), 174–183; Минеи-четьи «Успенские» (полный комплект за 12 месяцев), 989–997 6 . В XVII в. иеромонах Чудова монастыря Евфимий составил к Великим минеям оглавление 7 ‚ которое было неполным; в нем опущены отдельные статьи и целые книги. Оглавление это напечатано не было. Вторично полное оглавление Великих миней-четьих было составлено и издано в 1892 г. архимандритом Иосифом 8 . Научное описание Великих миней-четьих было составлено учеными археографами А.В.Горским и К.И.Невоструевым . После смерти составителей описание было частично напечатано в Чтениях ОИДР (с сентября по 26 мая), с предисловием Е.В.Барсова 9 . Великие минеи-четьи «Успенские» (вклад митрополита Макария в Успенский Кремлевский собор в 1542–1564 гг.). Комплект Успенских миней, полный за 12 месяцев, хранился до 1856 г. в Успенском московском Кремлевском соборе, а в 1856 г. был передан на хранение в Синодальную библиотеку 10 . К нему были составлены два оглавления, первое – в XVII в. иеромонахом Евфимием Чудовским, неизданное; второе, составленное архимандритом Иосифом, изданное в 1892 г. Текст Миней (как было указано) издавался Археографической комиссией с 1868 по 1916 г., из печати вышли месяцы апрель, сентябрь–декабрь, январь – только с 1 по 6 число.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Под его руководством сформировалось «новое поколение опытных подвижников, многие из которых стяжали глубокое смирение, кротость, милосердие и даже получили от Бога духовные дары прозрения, исцеления, назидания ближних. Число таких подвижников возрастало из поколения в поколение. Память о них сохранялась и по смерти, их имена передавались из уст в уста» 16 . Такими, например, были преподобные старцы Илиодор (Голованицкий), Феодот (Левченко), Архипп (Шестаков), Макарий (Шаров), Евфимий (Любимченко), Иннокентий (Степанов) и многие другие. Духовный путь преподобного Филарета начался с чудесного исцеления в юности: «Фома внезапно заболел тяжкой болезнью, едва в состоянии был ходить. Между тем в Екатеринодар пришли из Киева знакомые ему лаврские послушники. Они сердечно разделяли скорбь больного и советовали ему дать обещание сходить в Киев на поклонение Божией Матери и преподобным отцам Печерским. Страждущий отвечал: “Я с радостью пошел бы в Киев, если бы молитвами Богородицы и преподобных отцов хотя сколько-нибудь оправился”. На следующее утро он почувствовал большое облегчение, а вскоре совсем выздоровел. Должно быть, велика была вера и искренно обещание его! В чудесном исцелении он усматривал волю Божию, отклоняющую его от семейной жизни и призывающую к иночеству. Посему, исполняя обещание, он пошел в Киев служить ради Бога своим исцелителям» 17 . В дальнейшем сам преподобный Филарет совершал многократные исцеления. По молитвам преподобному Филарету исцеления совершались и после его кончины. Приведем лишь некоторые примеры. «Монахиня Аркадия (Белгородского монастыря), лично знавшая игумена Филарета, передавала, что один крестьянин, сильно страдавший головною болью, приехал на монастырскую мельницу. Там в то время был отец Филарет, он взял больного за голову двумя пальцами, и болезни как не бывало. Известен и такой случай. Как-то утром игумен неожиданно выехал с келейником в имение болящего К.Д. Хрущова. По приезде отец Филарет сказал больному: «Константин Дмитриевич, позвольте нам у вас отслужить молебен с водоосвящением, а потом побеседовать с вами». Согласие было дано с величайшим удовольствием. Отец Филарет с келейником поставили свою икону (список с Глинской явленной чудотворной иконы Рождества Богородицы) и начали молебен с акафистом Божией Матери. При окроплении святою водою больной немедленно выздоровел, поблагодарил авву, сел к столу и долго разговаривал со старцем, открывая ему свою душу. После того он стал посещать Глинскую пустынь и почти до смерти считался ее великим благодетелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После сего святого Анастасия Синаита на патриаршество вступил другой Анастасий, но уже без этого наименования Синаит 2674 . Последний был убит иудеями в царствование императора, гонителя христиан, Фоки 2675 и был почитаем верующими как Христов мученик. Следует заметить, что было два Анастасия с наименованием «Синаита». Первый – сей антиохийский патриарх, преставившийся в царствование императора Маврикия, а другой, празднуемый ныне же, был игуменом горы Синайской и скончался в царствование императора Ираклия 2676 , который был преемником гони­теля Фоки, убившего Маврикия. В те времена были также и другие преподобные отцы с именем Анастасий, прославившиеся добродетельною жизнью, но не Синаиты, как сей Анастасий, который, вступивши на престол патриарший в Антиохии после Анастасия Синаита , был убит иудеями. Кроме того в Лимонаре в главах 48-й и 49-й упоминается авва Анастасий, бывший в Иерусалиме ключарем живоносного Гроба и церкви Воскресение Христа Бога нашего. 2666 Таких мыслей придерживались так называемые еретики автартодокеты (от греческого – нетленный) – отрасль ереси монофизитов. 2669 Лавра Фаранская получила свое наименование от близ лежащего селение Фаран. Место сей обители указано в житии преподобного Евфимия следующими словами: «прииде Евфимий в лавру, нарицаемую Фара, отстоящую в расстоянии шести миль от святого града». – Григорий 2-й управлял антиохийским патриархатом с 573–596 г. 2672 Святой Григорий Двоеслов был римским папою с 590 г. по 604 г. Память его совершается Церковью 12 марта Апостола Петра в придельном храме, посвященном его имени. – Из сочинений св. Григория особенно замечательны: «Диалог о жизни италийских отцов» (за это сочинение ему и усвоено наименование «Двоеслова») и «Правило пастырское», в котором говорится об обязанностях пастыря. 2673 Лангобарды – германское племя; в древнейшее время обитали между нижнею Эльбою и Аллером; с IV в. постепенно начали переходить на юго-восток к Дунаю и в VI в. овладели Панноной. Отсюда в 568 г. они пошли в Италию и покорили ее всю в войне против восточных римлян, за исключением Лигурии, Экзархата, Пентополя, Римского Дуката, области Неаполя и обоих южных полуостровов. Из покоренных областей средней Италии было образовано Лангобардское королевство, которое в 774 г. было покорено Карлом Великим, принявшим титул короля Лангобардов. Позднейшие немецкие короли а императоры, в качестве владетелей Италии, носили титул королей Лангобардских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Аполлоний Египетский (IV в.) «ввел в своей обители такое правило, что иноки, подвизавшиеся с ним, не прежде вкушали пищу, как причастившись сперва святых Христовых таин. Обычно это совершалось ежедневно в девятом часу утра, а потом иноки садились за трапезу». Преподобный Онуфрий Великий († 390) причащался каждую субботу и воскресенье, причем чудесным образом. Он рассказывал: «Ко мне приходит ангел Господень, который и приносит с собой пречистые тайны Христовы и причащает меня. И не ко мне только одному приходит ангел с причастием Божественным, но и к прочим подвижникам пустынным, живущим ради Бога в пустыне и не видящим лица человеческого». Каждую неделю причащался преподобный Паисий Великий (V в.); в обители преподобного Герасима Иорданского († 475) «на субботу и воскресенье все приходили в монастырь, собирались в церковь на Божественную литургию и причащались пречистых и животворящих Христовых таин». Еженедельное причастие было в лавре преподобного Евфимия Великого ; неудивительно, что каждую неделю причащались и в лавре его ученика преподобного Саввы Освященного († 532). А описывая житие Синайских отцов VI века, святитель Димитрий пишет: «У них был такой устав: безмолвными сидели они все дни в своих кельях; вечером же в субботу, при наступлении воскресного дня, все собирались в церковь и вместе совершали всенощное бдение; причастившись поутру, за святой литургией, святых бессмертных Христовых таин, каждый из них снова уходил в свою келью». Оппоненты могли бы возразить, что все это касается только монахов и будто бы не может быть примером для мирян. Но тогда непонятно, почему они, во-первых, сами приводят в пример мирянам Оптинских старцев, причащавшихся ежемесячно, а во-вторых, почему наравне с мирянами запрещают частое причащение и нынешним монахам? Но самая главная несостоятельность такого возражения заключается в том, что святитель Димитрий Ростовский в своем монументальном труде не обходит вниманием и вопрос о частоте причащения мирян. Так, мы узнаем, что святой Алексий, Человек Божий († 411), будучи мирянином, «от воскресенья до воскресенья причащался святых и чистых таин Христовых», праведная Марфа Антиохийская († 551), также простая мирянка, «постоянно пребывала в храме Божием… и часто причащалась Божественных таин тела и крови Христовых», а святитель Феодор Сикеот († 613), еще будучи отроком-мирянином, Великим постом причащался каждый день.

http://pravoslavie.ru/5783.html

С памятниками, которые когда-то стояли выше Пскова на правом берегу Великой, дело обстоит не так счастливо: все они оказались утраченными. Здесь, в четырех верстах от города, при впадении реки Черехи в Великую, в сосновом бору стоял монастырь Пантелеймона Дальнего. Он известен с XIII века. Переправа через Череху была очень важна: через нее шла Старая Новгородская дорога, выводившая к Шелони. На Черехе был мост. Отсюда путь вел к Выбутскому броду. Мост этот летописец упоминает в начале XV века, называя его новым, следовательно, до него существовал старый мост, и, быть может, не один. У Пантелеймона Дальнего псковичи встречали почетных гостей и в их числе в 1450 году владыку Евфимия, который прославился строительной деятельностью в Новгороде. Провожали их также до Пантелеймона Дальнего (если не до самой границы с Новгородом Великим). На иконе из часовни Владычного Креста, ныне хранящейся в Псковском музее, на которой изображен Псков с его ближайшими окрестностями во время штурма города Стефаном Баторием в 1581 году, монастырь показан с каменной церковью и высокой колокольней в виде башни, увенчанной зубцами, на которые опирается шатер. Такие колокольни не характерны для Пскова, где по преимуществу строили звонницы, но шатровая колокольница стояла в сердце города - на Персях Крома (на передней стене псковского кремля). Шатровый столп был воздвигнут и в трех с половиной верстах ниже Пскова - в Снетогорском монастыре, построенном на горе у поворота Великой. Это не было случайностью: столпы колоколен, поставленные в ответственных местах, служили дозорными и сигнальными вышками. Недаром Стефан Ваторий избрал Пантелеймонов монастырь своей ставкой. Так же как в 1615 году Густав-Адольф избрал ставкой Снетогорский монастырь. С колокольни он мог наблюдать за подготовкой к штурму города. От Пантелеймона Дальнего открывается Псков. 24 августа 1581 года королевский секретарь ксендз Пиотровский именно здесь записал в своем дневнике: " Мы в миле от Пскова, у каких-то двух рек, которые здесь сливаются... Любуемся Псковом! Господи, какой большой город, точно Париж! " И продолжал 25 августа: " Город чрезвычайно большой, какого нет Во всей Польше, весь обнесен стеною: за нею красуются церкви, как густой лес, все каменные; домов не видно... Местность превосходная. Город расположен на красивой равнине " . " В полмили " от него " тянутся частые холмы, покрытые можжевельником; мы хватали там руками, гоняясь на лошадях, зайцев, дрохву, куропаток, в присутствии короля, который приезжал из своего лагеря осматривать город " .

http://sobory.ru/article/?object=08119

С памятниками, которые когда-то стояли выше Пскова на правом берегу Великой, дело обстоит не так счастливо: все они оказались утраченными. Здесь, в четырех верстах от города, при впадении реки Черехи в Великую, в сосновом бору стоял монастырь Пантелеймона Дальнего. Он известен с XIII века. Переправа через Череху была очень важна: через нее шла Старая Новгородская дорога, выводившая к Шелони. На Черехе был мост. Отсюда путь вел к Выбутскому броду. Мост этот летописец упоминает в начале XV века, называя его новым, следовательно, до него существовал старый мост, и, быть может, не один. У Пантелеймона Дальнего псковичи встречали почетных гостей и в их числе в 1450 году владыку Евфимия, который прославился строительной деятельностью в Новгороде. Провожали их также до Пантелеймона Дальнего (если не до самой границы с Новгородом Великим). На иконе из часовни Владычного Креста, ныне хранящейся в Псковском музее, на которой изображен Псков с его ближайшими окрестностями во время штурма города Стефаном Баторием в 1581 году, монастырь показан с каменной церковью и высокой колокольней в виде башни, увенчанной зубцами, на которые опирается шатер. Такие колокольни не характерны для Пскова, где по преимуществу строили звонницы, но шатровая колокольница стояла в сердце города - на Персях Крома (на передней стене псковского кремля). Шатровый столп был воздвигнут и в трех с половиной верстах ниже Пскова - в Снетогорском монастыре, построенном на горе у поворота Великой. Это не было случайностью: столпы колоколен, поставленные в ответственных местах, служили дозорными и сигнальными вышками. Недаром Стефан Ваторий избрал Пантелеймонов монастырь своей ставкой. (Так же как в 1615 году Густав-Адольф избрал ставкой Снетогорский монастырь.) С колокольни он мог наблюдать за подготовкой к штурму города " ... Монастырь Пантелеймона Дальнего сильно пострадал во время событий 1581 года и был перестроен в XVII веке. Новая церковь получила тонкий московский декор. Фотоснимки с нее помещены в путеводителе Н. Ф. Окулича-Казарина, изданном в 1911 году. В середине XIX века и эта церковь пришла в запустение. Такой она изображена художником Мартыновым на одном из его рисунков. В конце XIX века ее подновили. Тогда, видимо, была построена небольшая островерхая колоколенка в псевдорусско-готическом духе. Она стоит на берегу Великой рядом с бугром, в котором погребены развалины храма, и ее нужно сберегать как памятник трагических событий. Бор не сохранился, но и сейчас на теплых чистых песках окрестных холмов растут красноствольные сосенки " .

http://sobory.ru/article/?object=47102

Своеобразный компромисс между отшельническим и киновийным типами устройства монашеской жизни представляли лавры , где отдельно стоящие К. были объединены в единое поселение, имеющее в центре церковь, а также трапезную, кухню и др. хозяйственные и адм. постройки. Живя по сути отшельнически и подвизаясь независимо друг от друга в будни и во время постов, монахи собирались в конце недели и в праздничные дни для совместного богослужения, общей трапезы и решения текущих бытовых вопросов, напр. продажи изделий, изготовленных ими. Монашеские поселения такого типа существовали и в Египте (напр., Келлии), однако название «лавра» возникло в Палестине. Первые лавры здесь были заложены основателем палестинского монашества прп. Харитоном Исповедником († ок. 350), впосл. известные лавры были основаны св. Евфимием Великим († 473) и прп. Саввой Освященным († 532). Раскопки Новой лавры (ок. 507) прп. Саввы проводились в 1981-1982 гг. Был обнаружен ее центр и хорошо сохранившиеся остатки более чем 40 К. в радиусе 500 м. Каждая из них имела, как правило, небольшое жилое помещение, цистерну для воды и садовый участок. Нек-рые цистерны были устроены под полом. К. в Новой лавре были небольшими и простыми по планировке. Площадь самой большой К. составляла 56,2 кв. м, а самой маленькой - 8,4 кв. м. К. в лавре Иеремии, основанной учеником прп. Саввы ок. 531/2 г., были столь же просты, как в Новой лавре, их площадь составляла ок. 15 кв. м. В Саввы Освященного лавре К. были больших размеров, вплоть до 100 кв. м, и состояли из пещерной части и пристройки. Такие К. могли быть не только одноэтажными, поскольку помещения надстраивались одно над другим на склоне горы ( Hirschfield. 2001. Р. 325, 330, 333, 340-342). Лавра прп. Харитона была построена на высокой скале, занимала площадь ок. 54 тыс. кв. м и имела в центре огороженную стеной с 3 башнями треугольную киновию с церковью, кухней, трапезной, гостиницей и др. общественными постройками, а также К. для монахов, несших послушание в киновии. Остальные К. располагались вне стен киновии на значительном расстоянии друг от друга (ок. 35 м) для сохранения уединения, они были соединены между собой и с центром мон-ря узкими тропами, подчас прорубленными в скалах. Каждая из этих К. имела рядом участок земли и цистерну для воды; нек-рые из них были разделены на 2 комнаты. Средняя жилая площадь К. составляла 20 кв. м ( Tzaferis. 2001. P. 319).

http://pravenc.ru/text/1684163.html

Святии Святители и учители вселенней, столпи неподвижимии, утвержениа церковная: Деонисие Ареопагите, Иерофие, Игнатие, Лазаре, Климянтие, Василей Кесарийский, Григорей Богослов, Иоанне Златоуст , Николае, Силиверсте, Спиридоне, Григорие Митиленский, Петре Александрьский, Григорие Арменьский, Кирил Александрьский, Афонасей, Евстафие, Антиох, Анфиме, Амъфилохие, Григорие чюдотворче, Поликарпе, Ипполит папа Римский, Леонтий Ростовьский, Иона Митрополит новый чудотворець – подвигните с собою вся святыя Святители и весь лик богоносных отец, молите Бога Спаса за мя недостойнаго и лениваго, разрешите мя от грех моих великых и тяжкых. Святии преподобнии Отци и постници и велицыи пустынници, земнии ангели и небеснии человецы Антоние, Феодосие, Феодоре Студийской, Пимине, Сисое, Арсение, Иоанне Колов, Венедикте, Максиме, Ефреме, Ануфрие, Макарие Египтянин, Павле Фивской, Даниле Скитский, Паисие Священный, Павел подруг его, Макарие Александрийский , Павле простый, Агафон, Висарионе, Пахоме, Пафнутие, Авраямие, Василие Новый, Григорие ученик его, Акакие, иже в Лествице, Архип, Агриколае, Ефросине, Филимоне отшельниче, Антоние, Феодосие Печерьский, Варламе Новгородский, со всеми преподобными снемшася подвигнитеся, молитеся за мене грешьнаго и худаго смиренаго многыми грехы. Святыя праведныя и преподобныя жены и мученицы все вкупе: Анна, Еласавета, Мариа, Фекло равноапостолом, Анно, Анастасие, Фетиное, Ирино, Елено, Марино, Марие, Евфимие, Евгение, Федоро, Пелагие, Таисие, Февроние, Евпраксие, Евдокие, Екатерино, Парасковие, Евфросиние, Матрено, Сусано, Домнико, Анфусо, Анастасие, Иулияние, Христино и Улито, Наталие, Епистимие, Зиновие, Агафие, подвигните с собою вся святыя жены избранныя преподобныя и мученицы и преже закона благоверно жившая, весь лик святых жен и с мироносицами молите Бога за мое окаяньство и недостоиньство, да бых вашими молитвами избыл мукы вечныя и огня вечнаго негасимаго. Вси святии Божии, преподобнии и праведьнии иже от створениа миру подвигом великим угоди(ша) Богу, и трудом многым победи(ша) дьявола и попрали нивочтоже створьше со всеми бесы его! Аз грешный раб Божий припадаю к вам всем Святым, приимите мя грешнаго и сквернаго и сохраните мя во вся дни и нощи и на всяк час на пути и в дому и в всяком месте, и во исход душа моея на въздусе; помозите ми в день судный, молитеся за окаянную ми душю Богу Вседержителю, Ему же слава, честь и поклоняние Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда ныне и присно, и в векы веком.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Святилище Божие суть поместные храмы, т. е. церкви; поелику они освящаются Богом и освящают приходящих к ним с верою. Итак в сих, говорит, святых церквах пребывает святыня и великолепие, т. е. чистота и дела приличные великим и святым мужам, ибо святы, говорит, будьте, потому что Я свят Господь ( Лев. 20:7 ). (1) (1) Слова Феодорита: Святилище есть восприятое человечество, чрез которое, явившись людям, Бог освещает их зарями своего великолепия и приводить всех к поклонению. Пс.95:7 .  Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь Отечества суть роды и родства человеческие, или отечества народов суть духовные отцы их, т. е. патриархи, архиереи, священники и учители.(1) Славою называет прославление песнями; а честью – хранение заповедей Христовых. Ибо если, по словам Апостола, ты, христианин, преступлением закона бесчестишь Бога ( Рим. 2:23 ), то явно, что хранением заповедей воздаешь честь Богу. Итак сии то, говорит, славу и честь приносите Господу все христиане, как это точь в точь сказал и в 28-м псалме. Или еще иначе: приносите Христу славу, как Богу, ибо Ему принадлежит слава; почему и херувимы приносят Ему сие песнопениë благословенна слава Господа от места Его ( Иез. 3:12 ); принесите и честь Ему, как Отцу, ибо почитай, говорит, отца твоего ( Исх. 20:2 ), потому что Христос есть и Бог наш, как творец наш, и Отец, как родивший благодатных сынов своих чрез крещение; почему и Исаия сказал о Нем: Отец будущего века ( Ис. 9:6 ). (1) Слова Кирилла: Отечествами называет вождей церковных, т. е. священников и председателей, которые и должны прославлять Бога добрыми делами и воздавать Ему честь от праведных трудов своих. Пс.95:8 .  Принесите Господеви славу имени Его Приносите, говорит, христиане, славу имени Христа похвальными вашими делами, как мы сказали в 28-м псалме, изъясняя сии самые слова и там. Или можно понимать иначе. Давид побуждает носящих имя Христово и посему называющихся христианами прославлять имя Христово славным или похвальным житием затем, что и здесь трижды сказал: принесите Господу для пояснения, что трем лицам святой Троицы принадлежит одно Божество и Богопочитание от людей.(1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Таким же образом положил начало другому женскому общежитию преподобный Пахомий, который приказал своим братьям устроить для своей сестры монастырь на месте Мин, недалеко от Тавенского монастыря, где он жил сам, и преподал этому монастырю свой устав. Точно так же основали женские обители Исидор странноприимец, затем Диоскор, Аммоний, Евсевий, Евфимий 96 . Другие, как например Афанасий Великий , способствовали организации жизни девственниц, живущих вне монастыря, но проводивших иноческую жизнь в своих семьях. Таким образом, порядок созидания иноками женских обителей сохранился и до наших времен. Не говоря уже о таких отдаленных временах, как основание Хотьковской женской обители, по соседству с обителью преподобного Сергия, относительно которой, по преданию, преподобный завещал, чтобы посещавшие его, посещали и эту самую обитель, – мы укажем на более позднейшее учреждение женских обителей, как, например, на Благовещенско-Астраханский женский монастырь, основанный в 1754 году архимандритом Мефодием, на иждивение Иллариона, епископа Астраханского. На Арзамасско-Алексеевскую общину, поддерживаемую праведником XVIII века, Феодором (Ушаковым). На старца Иллариона Троекуровского и затворника Иоанна Сезеневского, положивших начало Троекуровскому и Сезеневскому женским монастырям Тамбовской епархии. На Серафимо-Дивеевскую обитель, основанную великим Саровским подвижником, затем на Иверскую женскую общину, учрежденную известным русскому обществу подвижником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, старцем Варнавою, и на многие другие. Точно таким же образом поступил и великий оптинский подвижник, о.Амвросий. Трудно сказать, при каких условиях возникла мысль у этого великого подвижника духа об устройстве женской обители. Известно только лишь то, что он давно содействовал устроению многих женских общин. Так, по его совету и указанию, устроена была в 1879г. Предтеченская женская община в городе Кромах, Орловской губернии. В 70-х годах он уделял много забот на устройство Ахтырско-Гусевской женской общины, в Саратовской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010