Чудо 22 О священном монастыре Иверон и чтимой иконе и Вратарницы Во времена благочестивейшего и приснопоминаемого царя Константина расцвела и увеличилась благодатью Господа нашего Иисуса Христа наша вера. Идольские капища были стерты, а чины монахов умножились, во всех городах и весях строились храмы и святыни. Как раз в те годы родился некий благочестивый и доблестный муж по имени Петр, который стремился найти место безмолвное и пустынное, чтобы удалиться из мира и испытать жизнь без смятений. Он молился Богу, чтобы Бог ему открыл, куда идти, и увидел в видении Пресвятую Богородицу, говорящую ему: «Отче, на Горе Афонской успокоение твое. Его Я выпросила по жребию у Сына и Бога Моего, чтобы там имели прибежище те, кто удаляются от забот и смут мира и стремятся к добродетели, проводя жизнь без печали, за что удостоятся вечного блаженства. Я весьма полюбила эту Гору. В краткое время она заполнится монахами из всяких земель и из всяких мест. И милость Сына Моего и помощь Моя не уйдет от них, но Я буду их посещать, охранять, молясь Сыну Моему об их спасении». Тут проснулся благочестивый Петр и, поблагодарив Господа и Его Приснодеву Матерь, ушел на ту Гору, где мужественно сражался с бесами и удостоился узреть в видениях заступничеством Богоматери множество Ангелов, и стал великим чудотворцем, и в мире отошел ко Господу. Через какое-то время пришел и отец наш Афанасий, построивший великую Лавру. В те времена жил и отец наш Иоанн, по существу чистейший сосуд и вместилище Всесвятаго Духа. По происхождению он был ивер (грузин), царской крови и очень богат. Но, оставив богатство, славу и все имущество, ушел в монастырь. Сняв блестящие одежды, надел скудный и бедный подрясник. Когда он услышал о славе Святой Горы Афонской и преподобного Афанасия, то нашел его, и они начали как братья соревноваться в спасительном добротолюбии. Когда же ивер вскоре узнал, что его сын Евфимий пришел в Византию (Константинополь), дабы найти душевный мир и упокоение, то пустился в путь, его разыскивая. Встретившись, оба они притекли к желанному безмолвию у великого Афанасия. Он него Иоанн научился всякому любомудрию и стал почти новым Златоустом, и перевел все наши писания на язык иверов.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Гибель Дмитрия Шемяки А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) После падения Галича судьба Дмитрия Шемяки была предрешена. Борьбу с Москвой предстояло начинать сызнова, а людские ресурсы мятежного Севера были основательно потрепаны. Да и энтузиазм борцов с московским единодержавием шел на убыль. Апатия, как следствие усталости от братоубийственной борьбы, очевидно, захватывала все большие круги населения. Не случайно именно на упреке в братоубийственных распрях играли церковные иерархи в своих агитационных посланиях, направленных против Шемяки. В новой обстановке у князя Дмитрия было два варианта продолжения борьбы: первый — поднять против Москвы Новгород, второй — попытаться сплотить вокруг своего знамени те земли, которые еще оставались не покоренными Москвой, т.е. Двину, Устюг и Вятку. Дмитрий Шемяка мог надеяться, что ему удастся убедить дальновидного архиепископа Евфимия и боярское руководство Новгородской республики в том, что если они не откликнутся на его призыв и не положат предела победоносному шествию московского деспотизма, то скорый конец новгородских вольностей неизбежен. Возможно, подобные мысли приходили на ум князю Дмитрию, когда он бежал из-под Галича в Новгород, где он появился 2 апреля 1450 г. Дмитрий Юрьевич «челова крест к Великому Новугороду, а Великый Новъгород челова крест к великому князю Дмитрию заедино». Новгородцы, следовательно, и на этот раз признали Дмитрия Шемяку великим князем. Впрочем, не отказались они считать великим князем и Василия II. На этом, собственно говоря, альянс их с Шемякой и кончился. Новгород не оказал «великому князю Дмитрию» действенной помощи. В то же самое время великий князь тверской Борис Александрович «съодиначилъся» с Василием II «на Дмитрия князя». Вот это было опасно, ибо князь Борис в подобных случаях словом не ограничивался, а посылал свою «силу» и пушки. Дмитрию Шемяке не удалось преодолеть близорукую уверенность новгородского боярства в незыблемости их порядка, существующего испокон веку. Расчет на «все обойдется» усыплял бдительность тех, кто дорого заплатит за свою инертность при сыне Василия II Иване III.

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

Псалом 103 Псалом Давиду о мирстем бытии. Предыдущим псалмом Давид славословит Господа, благодаря Ему за те благодеяния, которые Он оказал нам, а сим прославляет Его, весьма удивляясь особенно происшедшему от Него созданию твари. (1) Феодорита: Благодать всесвятого Духа не только предлагает людям нравственное и догматическое учение, но и наставляет, как должно прилежно хвалить Творца; для сего-то и написала сей псалом, употребив в служение сему блаженного Давида, чтобы знали все, какие песни должно приносить в воздаяние благодетелю. Пс.103:1 .  Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело Благослови, говорит, и прославляй душа моя, Господа. Господи, Боже мой! Ты по всем своим Божественным свойствам и совершенствам оказался для нас словесных весьма великим; из чего? Из великого произведения тварей и промысла Твоего о них(1). (1) Слова Златословесного: Не только Бог благословляет человека; но и человек Бога, но не одним и тем же: Бог благословляет человека тем, что поставляет его в безопасности и делает его славным, как Авраама; а человек не так, но он делает тогда славным самого себя (т. е. когда благословляет Бога); ибо благословляет ли Бог человека, или человек Бога, из того и другого происходит польза для человека, так как Божество не подлежит никаким нуждам. Что же значит: Ты весьма возвеличился? То ли что Он получил новое величие? Как же делается великим тот, кто, будучи всегда велик, не может получать приращения? Когда преданные Ему ведут отличную жизнь, когда и словами и делами восхваляют Его: тогда Он возвеличивается, не сам получая нечто к своему увеличению, но для незнающих Его оказывается великим чрез рабов своих; Феодорита: Будучи велик по естеству Он открывает сие для благочестивых, притом не все величие, но сколько вмещает человеческое естество посредством величия тварей и промысла и разнообразия. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси Исповеданием Давид называет здесь благодарность, а великолепие приличную великому честь. В то и другое, говорит, Ты облечен, Господи, чрез величественность творений своих; и в благодарность за то, что Ты создал столь удивительные твари, и в честь, поскольку Ты столь великолепный Творец их.(1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 30 В конец, псалом Давиду, изступления Этот псалом имеет в надписи – «в конец» – потому что содержит пророчество, относящееся к концу, а – «изступления», потому что упоминает об изступлении, то есть, совращении Давида, когда он учинил любодеяние с Вирсавфею и убил мужа ее Урию. Ибо – изступление некоторые перевели уклонением от правого и здравого смысла(1). А изречен этот псалом Давидом в то время, когда он гоним был сыном своим Авессаломом, как свидетельствует Феодорит. Но слова сего псалма относятся не менее и к каждому христианину. Под врагами его должно разуметь диавола и демонов, Авессалома и Ахитофела, а равно и другие слова в нравственном смысле можно принимать в отношении к нравам каждого христианина. (1) Почему некто сказал: Ибо изступление означает самый грех , при котором душа как бы отступает от добрых мыслей, как не надеющаяся на восстановление. А Григорий Нис. говорит: Сей псалом надписывается – изступления, как советующей отступить от тех, сообщение с которыми вредно; а – к концу, потому что в конце псалма советует, что должно делать и указывает на сие слушателю; или потому, что ясно пророчествует о смерти Господа, сделавшейся причиною изступления для всей твари, когда предавал дух в руки Отца, совершая таинство домостроения, или по причине простираемых Давидом надежд к будущему. Пс.30:2 .  На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век Сии слова имеют сходство с следующими: Боже мой, на Тебя уповаю: да не постыжусь во век! ( Пс.24:2 ). Почему смотри изъяснение их там (1). (1) Слова Кирилла: Блажен, кто удалил себя от всякой надежды на мир сей и имеет упование единственно на Бога. Ибо как проклят тот, кто имеет надежду на человека ( Иер.17:5 ), так благословен утверждающейся в Господе. Ибо надежда на Бога не колеблется и Господь не подает от себя всецелой помощи тому, кто иногда надеется на деньги, человеческую славу и силу мира, а иногда ограждается надеждою на Него. Феодорит: Грех, говорит, облек меня великим стыдом, но я прошу Тебя, чтоб он не оставался на мне долго, по причине возлагаемой мною на Тебя надежды. Заметь, что сии слова Давида некогда сказал в пламенном покаянии один грешник: изнемогши в борьбе с смертью, он взял в руки свои крест Христов и обращая сердце свое к Богу и Отцу, молил Его о прощении и о не наказании его за грехи его ради пречистых страданий Сына Его, с толиким же сокрушением и слезами молил Его, что удостоился услышать голос с неба, которым уверился в спасении своем. За сим преклонив главу свою к кресту, предал душу с произнесением следующих слов: на Тебя, Господи, я уповал, да не постыжусь во век! О сем событии повествует св. Амвросий (в толковании на Помилуй мя Боже).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Содержание    Недавно, братия, я имел в руках известнаго славнаго оратора Демосфена, и читал ту речь его, в которой он вооружается против Есхина язвительными Энтимемами. Занявшись чтением довольно долгое время, и чувствуя, что внимание мое уже ослабело, я решился дать себе покой и прогуляться, чтобы дух мой несколько успокоился от труда. Вышед из своего дома, я с знакомыми людьми ходил несколько времени по городской площади, и потом пошел в храм Божий помолиться. Входя в оный, увидел я в одном портике картину, которой вид поразил меня. Можно было подумать, что она написана Евфранором или другим древним живописцем, которые довели искусство живописи до великаго совершенства и представляли картины свои почти одушевленными. Если тебе угодно выслушать меня, я объясню картину, потому что свободное время позволяет мне заняться сим. Будучи воспитанниками муз, и мы имеем у себя краски не хуже живописных.    Была некоторая целомудренная девица, которая посвятила Богу свое девство. Она называлась Евфимиею. Когда один мучитель воздвиг гонение против последователей благочестия, тогда она весьма охотно предала себя на смерть. Сограждане ея и последователи той же религии, за которую она предана была смерти, уважая мужество и святое девство ея, построили ей близь храма гробницу, и положивши ее там в гробе, воздают ей почтение, ежегодно празднуют день ея смерти, и в память ея совершают общественное и всенародное торжество. Священные служители таинств Божиих произносят ей тогда похвальныя слова, и красноречиво разсказывают собравшемуся народу, каким образом она совершила подвиг мученичества. Некоторый благочестивый живописец с великим искуством и весьма живо представил на картине историю всех ея страданий, и повесил картину сию около гроба ея, чтобы все смотрели на оную. Картина сия представляет следующее:    На возвышенном месте, на седалище, подобном трону, сидит судия и грозно и с гневом смотрит на девицу. Живописное искусство и на неодушевленном веществе живо может представлять гнев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2753...

Научный консультант картины – проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий 16 февраля. ПРАВМИР. Казанский режиссер Алексей Барыкин снимет фильм о великой княгине Елизавете Федоровне Романовой. Документальная картина создается к 100-летию ее гибели. Режиссер отмечает, что великая княгиня сыграла большую роль в судьбе Казанского Богородицкого монастыря, в котором была обретена Казанская икона Божьей Матери. «История Елизаветы Федоровны меня как режиссера привлекала своей драматичностью и символизмом. Великая княгиня, сестра императрицы, красивейшая женщина своего времени, которая простила убийц мужа, отказалась от богатства, посвятила жизнь помощи бедным и была сброшена в шахту большевиками. Это история библейского масштаба. Это не просто рассказ о человеке, это притча о добродетели и зле, о судьбах России, это портрет эпохи», – рассказал «РГ» Алексей Барыкин. Сценарий фильма режиссер писал больше полугода, изучив перед этим результаты различных исследований. Съемки проходили в Казани, московской Марфо-Мариинской обители и в Алапаевске. Съемочная бригада будет работать и в храме Марии Магдалины Иерусалима, где находятся останки Елизаветы Романовой. В Казани съемки проводятся по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Научным консультантом картины стал проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий. Главную роль в фильме сыграет Илзе Лиепа, также в нем снимутся Александр Михайлов, Андрей Мерзликин и другие известные российские актеры. Съемки планируется закончить в начале апреля, а премьера картины анонсирована на июль – к памятной дате со дня гибели Елизаветы Романовой. Елизавета Федоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская ) – принцесса Гессен-Дармштадтская, в супружестве за русским великим князем Сергеем Александровичем великая княгиня царствующего дома Романовых. Почетный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 год. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Почетный член Императорской Казанской духовной академии.

http://pravmir.ru/kazanskiy-rezhisser-sn...

Санино. Никольский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2001. Адрес: 601293, Суздальский р-н, с. Санино, Свято-Никольский женский монастырь Координаты: 56.370883, 40.687829 Проезд:Автодорога между райцентрами Суздаль-Камешково, на 11-м км правый поворот на юг с указателем " Песочное " . В д. Песочное не заезжаем, огибаем слева, 3 км наезженной песчаной колеи до с. Санино, далее по мосткам через р. Уечка пешком до церквей. При необходимости непосредственного подъезда с трассы Суздаль-Камешково следующий поворот направо на юг с указателем " Санино " Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Николая Чудотворца Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Село Санино от Владимира 30 верст, а от Суздаля 15 верст, при речке Уечке. Санино – бывшая вотчина Спасо-Евфимиева монастыря. Жалованные грамоты монастырю на Санино значатся в описи монастыря 1660 г. под 106-124. Самая старинная грамота на Санино дана великим князем Иваном Васильевичем в 1462 г. Село упоминается в приходорасходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря под 1697 г. Церковь каменная, в честь св. и чудотв. Николая, с придельным престолом в честь Богоявления Господня; когда построена – неизвестно. Теплая церковь, каменная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с придельным престолом во имя св. пророка Илии построена в 1825 г. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1818 г.; опись церковного имущества составлена в 1873 г. Церковной земли имеется: усадебной 70 саж. поперечнику и 60 саж. длиннику, сенокосной 3 дес. и пахотной 30 дес.; план на землю и межевая книга имеются. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. От земли и от требоисправлений дохода причт получает 925 руб. сер. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход: село и деревни: Зауечье, Пруды, Песочново, Крутово и Сергеиха, деревни расстоянием от церкви от 1 до 7 верст; всех дворов в приходе 409, душ муж.пола 1160, а жен. 1294. В селе существует церковно-приходская школа, а в дер. Зауечье – школа грамотности.

http://sobory.ru/article/?object=02146

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Евфимий Архангелогородский (XVI в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 янв. в день тезоименитства с прп. Евфимием Великим (+ 473) О прп. Евфимий Архангелогородском ничего не было известно до обретения его мощей 7 июля 1643 г., а в 1829 г. на основании «Дела об обретении мощей» (записи рассказов о чудесах) была написана служба. Житель города Холмогоры, кузнец Оста-фей Трофимов, роя яму для установления кузнечного горна во дворе своего боярина князя Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, обнаружил гроб, который принял за клад. Пытаясь выкопать его, Остафей позволил себе «выговорить невежливо», за что был поражен болезнью (расслаблением). Остафей молился у гроба и получил исцеление. Боярин Буйносов и другие лица, бывшие свидетелями происшедшего, поняли, что они обрели мощи неизвестного им чудотворца. Впоследствии у гроба святого стали совершаться чудесные исцеления. Мощи его были перенесены в архангельскую церковь в честь происхождения Честного Креста Господня, над ними была построена гробница, к которой собирался народ для поклонения и моления об исцелениях. У гроба совершались молебны со звоном и панихиды; местное духовенство с усердием исполняло беспрерывное торжественное почитание новоявленного чудотворца. В 1644 г. старец Архангельского монастыря Иосиф составил и подал боярину Буйносову запись о чудесах преподобного, а боярин устроил «роспрос», свидетелями которого явились некоторые духовные лица Архангельска. Были собраны устные и письменные свидетельства о чудесах преподобного. Некоторым лицам он являлся во сне, но не называл своего имени, хотя обычно указывал местонахождение своих мощей. Имя услышали только Косьма Игнатьев, служитель Архангельского монастыря, и некая Ксения из Емецкого погоста.

http://sedmitza.ru/lib/text/436826/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ ИИСУС ХРИСТОС» Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении; получил распространение в поздне - и поствизант. искусстве. Является одним из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 14; 5. 5-10). Встречаются как отдельные изображения «В. А.», так и в композициях « Евхаристия » и « Небесная литургия », распространенных в поздневизант. искусстве. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. 1320 г.; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв. XIV в.; Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг. (сцена помещена в конхе апсиды); Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1356-1360 гг.; св. Георгия в Полошко (Македония), ок. 1370 г.- В. А. везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов. «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) В ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), ок. 1387 г., В. А. изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор, и в куполе в композиции «Небесная литургия» - с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» на панагиаре 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам, в апсиде ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, напр. мон-ря Дохиар, 1568 г. В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг. XIV в., В. А. изображен с Евангелием в руках; на шитой катапетасме из Хиландара, исполненной мон. Евфимией в 1398/99 г.- благословляющим обеими руками, с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом.

http://pravenc.ru/text/150091.html

Между мартом и авг. 1564 г., после ухода на покой Суздальского и Тарусского еп. Афанасия (Палецкого) , Е. был хиротонисан во епископа Суздальского. Впервые в архиерейском сане Е. упоминается среди членов освященного Собора, отправившихся в Александрову слободу 3 янв. 1565 г. просить царя, чтобы он «государства своего не оставлял... владел и правил, якоже годно ему» (ПСРЛ. Т. 13. С. 393). 28 марта 1565 г. Е. подписал крестоцеловальную и поручную записи по боярине И. П. Яковлеве. Подпись Суздальского архиерея стоит под аналогичными документами 12 апр. 1566 г., связанными с боярином кн. М. И. Воротынским. Е. участвовал в Земском соборе и подписал 2 июня 1566 г. приговорную грамоту о незаключении мира с Литовским великим княжеством и о продолжении войны за Ливонию. Единственным документом, свидетельствующим об участии Е. в делах епархиального управления, является подтвердительная подпись архиерея на ставленой грамоте, выданной 1 авг. 1562 г. еп. Афанасием Феофилакту Васильеву на служение диаконом в церкви в с. Хрепелеве Суздальского у. В последний раз в летописях Е. упоминается среди иерархов, принимавших участие в епископской хиротонии и возведении в сан митрополита св. Филиппа (Колычева) 25 июля 1566 г. (Там же. С. 403). В 1566/67 г. «преосвященный Елеуферей, архиепископ Суздальский» сделал вклад 100 р. в Троице-Сергиев мон-рь (ВКТСМ. С. 35), очевидно для «вечного» поминания. Поминание записано в монастырском синодике под 1567/68 г. с заголовком «Род владыки Елеуферия Суждальского». Имени Е. в записи нет, вероятно, он в это время был жив. Поскольку поминаемый в синодике архиеп. Пимен умер в 1571 г., кончину Е. можно отнести не ранее этой даты. Титул архиепископа, с которым Е. записан во вкладной книге, не подтверждается др. источниками. Наиболее ранние сведения о преемнике Е. на Суздальской кафедре, еп. Пафнутии, относятся к сент. 1567 г. (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. С. 91), следов., Е. оставил кафедру в 1-й пол. этого года. Не исключено, что в условиях опричнины его смерть была преждевременной и насильственной. Нет информации о вкладах Е. и о его погребении в суздальском кафедральном Рождество-Богородицком соборе, в синодике собора поминание Е. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/189713.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010