Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской «Повесть ο новгородском архиепископе Ионе» принадлежит к числу произведений, созданных в Новгороде на рубеже XV–XVI вв. с целью подчеркнуть значение местных новгородских святынь и утвердить начавшее рушиться в результате объединительной политики московского княжества независимое положение Новгорода. «Повесть» сохранилась в списках не ранее XVI в. Бурные политические события конца XV в. (борьба Василия Темного с Дмитрием Шемякой, сложные отношения с Великим княжеством литовским и др.) отразились в новгородском и московском летописании. «Повесть ο новгородском архиепископе Ионе» входит в круг повестей агиографического характера ο новгородских владыках, прославившихся не только своим благочестием и верным служением церкви, но и игравших весьма заметную роль в политической жизни города и княжества. Так, по словам «Повести», при посредничестве новгородского архиепископа Евфимия I (Емелиана Брадатого) удалось отвести утрозу разорения Новгорода литовским князем Витовтом, а Иона выхлопотал у московского князя мир с Новгородом и независимость и поддержку своей обители. Однако Я. С. Лурье в одной из последних его работ «Житийные памятники как источники по истории присоединения Новгорода» (ТОДРЛ, т. 48. СПб., 1993) показал, что, судя по летописным источникам, отношения между архиепископом Ионой и Москвой не были столь благополучны и что летописные факты противоречат тому, что изложено в «Повести». Жанр «Повести об Ионе» обусловил и выдержанные в агиографическом стиле сцены встречи Ионы с великим князем Василием и беседы с ним в московском Кремле, эпизод переписки архиепископа Ионы с Ионой митрополитом московским. На самом деле Новгород не признавал московского митрополита Иону, и отношение к нему новгородского архиепископа было не столь благодушным. Немаловажным сюжетным звеном явились в «Повести» пророчества-предсказания Михаила Клопского отроку Ионе, Ионы – будущему великому князю Ивану, которые вообще характерны для житийного повествования этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf XIV-XVI века Благоверный Андрей и преподобная Феодора Нижегородские Святой благоверный князь Андрей Константинович родился около 1323 г. Он был старшим сыном Суздальского, а впоследствии Нижегородского князя Константина Васильевича, после смерти которого 21 ноября 1354 г. и унаследовал Нижегородский княжеский стол. Поначалу князь Андрей не стал продолжать борьбу Нижегородско-Суздальских князей с Московскими князьями за Владимирское великое княжение, начавшуюся при его отце. Так, в 1356 г. в Переяславле он встретился с великим князем Иоанном II Иоанновичем. После смерти Uoahha II князь Андрей уступил ведущую роль в политической борьбе своему младшему брату Димитрию-Фоме, отказавшись в пользу последнего от предложенного ему в 1360 г. ханом Золотой Орды Наврузом ярлыка на великое княжение. В 1360–1362 гг., в союзе с Новгородом, князь Андрей поддерживал Димитрия в бытность его великим князем против юного московского князя святого Димитрия Иоанновича. Однако князь Андрей отдалился от борьбы за мирскую власть настолько, что еще при его жизни, не позднее осени 1363 г., Нижегородский стол был захвачен другим его младшим братом – Борисом Константиновичем, князем Городецким. По некоторым летописным сообщениям, князь Андрей, как и его супруга Васса (Василиса), был «духовен зело и многодобродетелен». В 1363 г. мироточил крест, которым новопоставленный Суздальский епископ Алексий после литургии благословил благоверного князя. В 1359 г. на средства князя Андрея был построен собор во имя Архистратига Божия Михаила в Нижнем Новгороде, а в 1364 г., согласно позднему (XVI в.) житию преподобного Евфимия Суздальского, был воздвигнут Суздальский в честь Покрова Богоматери монастырь – как благодарность Богу за чудесное спасение во время путешествия по Волге. В 1364 г. благоверный князь Андрей принял монашество и примерно через год, 2 июня 1365 г., скончался. Летописец так отметил это событие: «Преставися кроткий, и тихий, и смиренный, и многодобродетельный великий князь Андрей Констянтинович во иноцех и в схиме».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Д.С. Бирюков Евагрий Понтийский 131 Евагрий родился в небольшом городке Ивора, расположенном в провинции EIoht, что на севере современной Турции; наиболее вероятной датой рождения Евагрия считается 345 г. Его отец был хорепископом 132 ; уже в молодые годы Евагрий благодаря своему отцу познакомился со св. Василием Великим и был рукоположен им в сан чтеца. Внезапная смерть духовного наставника в 379 г. стала большим ударом для Евагрия, и он, покинув родной город, отправился в Константинополь. В столице, став учеником другого великого каппадокийца, св. Григория Богослова , Евагрий был рукоположен им в сан диакона. Вскоре Евагрий становится достаточно известным, хоть и молодым богословом того времени, участвующим в полемике против различных ересей. Главным образом Евагрий полемизировал с неоарианством, что позволило ему занять достойное место в Константинопольском клире. Но увлечение одной замужней женщиной знатного рода погубило блестящую церковную карьеру Евагрия, к которой тот был близок. Ради освобождения от этого тяжкого греха Евагрий во время явления ему ангела поклялся покинуть Константинополь и в тот же день отбыть в Иерусалим, в монастырь Мелании Старшей на Масличной горе. Эта обитель и находившийся рядом монастырь Руфина Аквилейского были не только одним из центров духовной и паломни ческой жизни в Палестине, но и средоточием жизни интеллектуальной, к которой тяготели образованнейшие христиане того времени. Получив из рук Мелании и Руфина монашеское облачение, на Пасху 383 г. Евагрий принимает монашеский постриг и с их благословения отправляется в Египет. Проведя два года в пустыне Нитрия, он отправился в пустыню Келий, где, практически не выезжая 133 , проводит оставшиеся четырнадцать лет жизни. Несмотря на большой авторитет Евагрия в монашеской среде, он вошел в историю христианства как один из главнейших представителей ереси оригенизма. Оригенизм Евагрия оказал куда большее влияние на богословскую полемику в Византии, чем оригенизм самого Оригена . Очевидно, что первое знакомство с учением Оригена и восприятие этого учения произошло в константинопольский период жизни Евагрия благодаря Каппадокийским отцам. В более поздний период жизни оригенизм Евагрия стимулировался общением с т. н. «Длинными братьями» – Аммонием, Евсевием, Диоскором и Евфимием, а также с его старшим современником Дидимом Слепцо м.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

ДЕЯНИЕ ВТОРОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В консульство государя нашего Маркиана, постоянного Августа, и того, кто будет объявлен, на шестой день октябрьских ид, в Халкидоне, составился собор, по (благодати Божией и) повелению благочестивейшего и благоверного государя нашего Маркиана, постоянного Августа, при собравшихся в святой церкви святой мученицы Евфимии славнейших сановниках, а именно: при знатнейшем и славнейшем главном военачальнике, бывшем консуле и патрицие, Анатолие, – и при знатнейшем и славнейшем префекте преторий Палладие, – и при знатнейшем и славнейшем префекте города Тациане, – и при знатнейшем и славнейшем придворном чиновнике Винкомале, – и при знатнейшем и славнейшем (бывшем) придворном чиновнике Марциале, – и при знатнейшем и славнейшем начальнике императорской гвардии Спорацие 334 , – и при знатнейшем смотрителе за императорскими угодьями и частными доходами Генефлие; – а также при славнейшем (и знаменитейшем) сенате, то есть – при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте преторий, бывшем консуле и патриции, Флоренцие, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем консуле и патриции, Сеннаторе, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем придворном чиновнике, бывшем консуле и патриции, Номе 335 , – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте, бывшем консуле и патриции, Протогене, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте, Зоиле, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте города, Феодоре, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте города, Аполлоние, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем обер-камергере, Романе, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте Иллирика, Феодоре 336 , – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте преторий Константине, – и при знатнейшем (и славнейшем), бывшем обер-камергере, Артаксе 337 . Составился же Святой и вселенский собор, когда, по высочайшему повелению, собрались в городе Халкидоне: Пасхазин и Луценций, почтеннейшие епископы, и Бонифатий, (благочестивейший) пресвитер, которые занимали место святейшего и боголюбезнейшего архиепископа древнего Рима Льва, и

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Закрыть itemscope itemtype="" > 28 ноября - память мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива 28.11.2006 296 Время на чтение 4 минуты Мученики Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклетиана в городе Едессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес. Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жительницы города Едессы, женился на дочери ее, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т.е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния. Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе ныне прославляемых мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее. Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат и что она должна быть у жены его рабою, и угрозой смерти принудил ее к этому. У Евфимии родилось дитя. Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпоже, которую она предполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастью, оправдалось - жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу. Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Через несколько времени готфу пришлось быть в Едессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живой? Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертью. Этот рассказ из истории чудес, совершенных мучениками Гурием, Самоном и Авивом, научает нас, братия, многим великим истинам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

Иудейская пустыня, урочище Масада. Лавра Марда (Мардас). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь.   ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 425. Адрес: Координаты: 31.31678, 35.35336 Проезд: 1. Из Иерусалима по шоссе 1 (Иерусалим – Иерихон) около 30 км до перекрестка Бейт-ха-Арава, поворот на юг на шоссе 90 (Иерихон – Содом), около 60 км до поворота на запад с указателем «Масада». В 2 км после поворота нижняя станция фуникулера. Общественный транспорт: автобусы 486, 444 от Центральной а ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. Из Иерусалима по шоссе 1 (Иерусалим – Иерихон) около 30 км до перекрестка Бейт-ха-Арава, поворот на юг на шоссе 90 (Иерихон – Содом), около 60 км до поворота на запад с указателем «Масада». В 2 км после поворота нижняя станция фуникулера. Общественный транспорт: автобусы 486, 444 от Центральной автобусной станции в Иерусалиме. Далее на фуникулере (стоимость билета 67 шекелей) или пешком по Змеиной тропе (25 шекелей), подъем около 400 м. Часы работы фуникулера: апрель-сентябрь 8:00 – 17:00, октябрь-март 8:00 – 16:00, по пятницам 8:00 – 14:00. Во избежание недоразумений: стоянка автомашин под нижней станцией фуникулера запирается примерно в 19:00 до утра следующего дня. 2. Из Арада по шоссе 3199 около 22 км до западной парковки Масады. Далее по Насыпной тропе пешком, подъем около 100 м. Во избежание недоразумений: проезд на машине от западной парковки к восточной возможен только в объезд по шоссе Арад – устье потока Зохар (примерно 70 км). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храмы монастыря: Неизвестная (Большая) церковь (Кафоликон лавры) Неизвестная (Малая) церковь (часовня)    История лавры    Первая церковь в крепости Масада, идентифицированной в XIX веке как развалины в урочище Эс-Себбе, была построена прп. Евфимием Великим (377-473, память 20 января/2 февраля) и его земляком и учеником Дометианом из Мелитены (не путать с прп. Дометианом, епископом Мелитинским) около 425 г. В своем «Житии Евфимия» Кирилл Скифопольский (525-567(?)) посвятил этому событию несколько строк, поведав, как Евфимий, «…взяв с собою одного юношу, по имени Дометиан, родом из Мелитены, добродетельной жизни, вышел из киновии (аввы Феоктиста. – С.) и спустился в Руву; проходя по Южной пустыне около Мертвого моря, он пришел на высокую гору, отделенную от других гор, называемую Марда, и, найдя на ней разрушенный кладезь воды, восстановил его и остался там, питаясь от обретавшихся там трав и мелагрии. И выстроив там впервые церковь, существующую и доныне, и водрузив в ней алтарь, вышел оттуда и пришел в пустыню Зиф…» (Житие, 20:1-10).

http://sobory.ru/article/?object=16371

Псалом 19 В конец, псалом Давиду И в этом псалме надпись: «к концу». Поелику он пророчествует о будущих предметах, получивших конец во время царя Езекии. Так как царь Ассирийский Сеннахерим объявил чрез военачальника своего Рапсака те хульные слова, которые содержит 4-я книга Царств: то потому, оскорбившись сим, Езекия поспешил принести все оные хульные слова пред Бога во святом храме прося Его о защите. Друзья Езекии, вместе с которыми находился пророк Исаия, видя царя в печали и сокрушении сердца, возгласили почти в той же силе и те же мысли, какие содержатся в словах настоящего псалма, прося Бога о принятии прощения царева. При сем заметь, читатель, что Божественная благодать показала Давиду не только события, имевшие случиться спустя многие лета после, но и самые слова, имевшие быть произнесенными тогда от друзей Езекии. 37 Пс.19:2 .  услышит тя Господь в день печали Когда Езекия и друзья его отправили к Исаии посольство, то сказали ему почти те же слова: день скорби, поношения и раздражения этот день ( 4Цар. 19:3 ). защитит тя имя Бога Иаковля. Имя Божие, говорит, обесчещенное и униженное Ассирианами, да поможет тебе, царь. А упомянуто о Иакове потому, что и он подвергся великим искушениям и опасностям, от которых совершенно освободился при помощи Божией. Пс.19:3 .  Послет ти помощь от святаго (святилища). Иудеи святилищем называли храм, в котором, как они верили, обитает Бог, и так они говорят: да пошлет тебе, царь, от храма, к которому ты прибегнул, помощь свою Бог! И от Сиона (да) заступит тя Иерусалимская гора Сион была посвящена Богу; итак Бог, говорит, который обитает на Сионе, да придет с Сиона и поможет тебе, царь. 3. (Да) помянет всяку жертву твою. Бог, говорит, да помянет принесенный Ему тобою, боголюбивейший царь, во время пира жертвы. Пс.19:4 .  И всесожжение твое тучно буди Да будет, говорит, тучно то животное, которое ты принесешь во всесожжение Богу! Оно будет тучно, если свободно будет наслаждаться кормом; будет же свободно наслаждаться кормом по превращении осады и Ассирийской войны. Итак тучностью животного, приносимого во всесожжение, в сем желании выражено прекращение осады и войны. Или слово: да будет тучно, должно разуметь так: да примет Бог всесожжение твое, как тучное и благоугодное Ему. Оно названо всесожжением потому, что сожигалось целое. Ибо из жертв одни сожигались совершенно, а из других только некоторые части, как то: тук, находящейся во чреве, почки и тому подобное, как учит книга Левит. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Т.Р. Руди Жития Новгородских святых в Прологе Папского Восточного института А.Г. Бобров Стишной Пролог за март-август, хранящийся в Папском Восточном институте в Риме под шифром Slavo 5, был лишь сравнительно недавно введён в научный оборот. Описание собрания рукописей Папского Восточного института было опубликовано А. Джуровой и К. Станчевым только в 1997 г. 1754 , хотя сама рукопись Slavo 5 начала XVI в 1755 . была куплена Папским Восточным институтом на аукционе «Международная книга» в Ленинграде ещё в 1934 г 1756 . В 2002 г. А.А. Турилов напечатал в журнале «Славяноведение» рецензию на это описание, причём он пришёл к принципиальным выводам, что все находящиеся в Прологе Slavo 5 краткие жития русских святых уникальны, неизвестны по другим спискам, и что сама рукопись имеет псковское происхождение 1757 . Об интересующем нас манускрипте речь идёт также в новейшей статье А.А. Турилова и М.А. Шибаева об архиепископе Евфимии, опубликованной в «Православной энциклопедии». Авторы осторожно датируют рукопись 1-й четвертью XVI в. и говорят о Житии Евфимия Новгородского, что «подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи (свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др.) текст его уникален», а «факт его создания свидетельствует о распространении почитания Евфимия в ранний период (между 1479 и 10-ми гг. XVI в.) за пределами Новгородской земли». Поскольку Евфимий в заглавии назван «великим Новоградьским новым чюдотворьцем, архиепископом Пыжова Великаго», авторы подтверждают сделанный ранее А.А. Туриловым вывод о псковском происхождении рукописи, а также затрагивают вопрос об источниках текста Жития Евфимия (см. подробнее ниже) 1758 . Всего в Стишном Прологе находится 23 текста, посвящённых памяти русских святых или событий: Евфимия Новгородского (10 марта, л. 3 об.−4); Ионы митрополита (30 марта, л. 34 об.); Евфимия Суздальского (1 апреля, л. 36 об.−37); Перенесения мощей Бориса и Глеба (2 мая, л. 79−79 об.); Феодосия Печерского (3 мая, л. 80 об.−82); Освящения Десятинной церкви князем Владимиром (12 мая, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чин архиерейской литургии в русской церкви в середине XVI века. Свидетельство великих Миней-Четьих свт. Макария, Митрополита Московского Источник Вводные замечания Источники, описывающие древнерусский чин архиерейской литургии, столь малочисленны, что каждый из них заслуживает самого тщательного рассмотрения 2 . Тем более удивителен тот факт, что один из этих источников, долгое время находившийся практически на самом виду у исследователей, до сих пор не был введён в научный оборот. Речь идёт о самобытном русском диатаксисе 3 архиерейской литургии XVI в. – «Чине службы святительския, егда восхощет литургисати», – который содержится в приложениях к Великим Минеям-Четьим (далее: ВМЧ) митрополита Московского и всея Руси св. Макария. ВМЧ представляют собой знаменитый памятник русской книжности 2-й четверти – середины XVI в., обширнейшее собрание агиографических, аскетических, богословских произведений, как переводных, так и оригинальных 4 3. К настоящему времени текст ВМЧ, сохранившийся в трёх главных списках: Успенском, Царском и Софийском, – издан лишь частично. Интересующая нас статья находится в самом конце сборника – в книге за август, не изданной. Состав приложения к этой книге, содержащего в том числе литургические статьи, был обнародован ещё в 1848 г. В.М. Ундольским, опубликовавшим постатейную опись Успенского списка ВМЧ, подготовленную в конце XVII в. справщиком Московского Печатного двора Евфимием, монахом Чудова монастыря в Кремле 5 . А в 1892 г. архим. Иосиф (Левицкий) представил свою, значительно более подробную роспись того же списка 6 ; в ней приведены в том числе и полное название и начальные слова интересующей нас статьи 7 . Они привлекли внимание Е.Е. Голубинского , великого историка Русской Церкви, который сделал соответствующую выписку, а затем включил её в перечень имеющихся свидетельств о чине литургии на Руси в XVI в. 8 Но непосредственно текста устава архиерейской литургии из ВМЧ (как, вероятно, и самих списков ВМЧ) Голубинский не видел, и все его сведения ограничивались росписью архим. Иосифа. В монографии А.А. Дмитриевского , одного из ведущих дореволюционных русских литургистов, полностью посвящённой богослужению Русской Церкви в XVI в. 9 , включая в том числе и чин архиерейской литургии 10 , устав из ВМЧ не упоминается. В работах другого выдающегося русского литургиста того времени, А.П. Голубцова , исследовавшего особенности архиерейского и, шире, кафедрального богослужения в Византии и на Руси 11 , этот источник также не используется. В работах последующих исследователей устав архиерейской литургии из ВМЧ также не упоминался. Таким образом, его полный текст публикуется нами впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010