Патриаршее богослужение в московском Сретенском монастыре, 8 сентября 2015 г. Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru      Однажды преподобный Макарий Александрийский сподобился видения во время приобщения братии Святых Таин. Когда некоторые простирали руки для принятия Святых Даров, бесы, как бы опередив священника, клали им в руки уголья, между тем как Тело Христово возносилось обратно к алтарю. Когда же более достойные из причастников простирали руки к принятию Причастия, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Преподобный Макарий также увидел, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукой священника простирал свою руку и участвовал в преподании Святых Таин. Подобные видения давались святым угодникам неоднократно. Таковым даром обладал преподобный Евфимий Великий. Он прозревал внутренние движения души другого человека – добрые и злые. Когда братия его обители причащались Святых Таин Христовых, он видел, кто с какой душой причащается. Одних, которые приступали достойно, он видел просвещающимися, с сияющими лицами, а других – так как они дерзали приступать недостойно – помрачившимися, с лицами как бы умерших. Конечно, кто-то, читая такие повествования, скажет, что ведь мы сами не видим ничего подобного в храме. Это так. Однако наш подлинный лик открыт перед Богом и небожителями, и потому нет нам большой пользы от того, что на земле другие люди не видят нашего безобразия. Что же значит достойно или недостойно причаститься Святых Таин? Как вообще относиться к этому? И способны ли мы хоть что-то делать в этом отношении? Достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой его “святости”, а мерой раскаяния в своих грехах Самое первое, что нужно сказать: достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой, так сказать, его святости, а мерой раскаяния в своих грехах и мерой видения себя как недостойного грешника. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13), – говорил Христос. Поэтому к Чаше пусть идет тот, кто сознает себя грешником. А кто считает себя праведным, тот пусть скромно постоит в стороне.

http://pravoslavie.ru/87158.html

Преподобный Герасим Иорданский: святой, у ног которого лежит лев Каким Бог задумал человека? 17 марта, 2022 Каким Бог задумал человека? Преподобного Герасима Иорданского часто изображают со львом, лежащим у его ног. Но этот ли сюжет главный в житии святого? Монахиня Елизавета (Сеньчукова) — о подвигах Герасима Иорданского, который во время Великого поста вообще ничего не ел. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Если воцерковленного христианина спросить, что он знает о преподобном Герасиме Иорданском, первое, что он ответит: «Святой, у которого был лев». Конечно, сюжет о добром монахе, который был свят настолько, что дикие звери рядом с ним становились миролюбивыми, — теплый, уютный, навевающий воспоминания о первозданном состоянии человека, когда Адам нарекал имена животным в раю, когда не было еще смерти и даже хищники обходились без пожирания других зверей. Среди русских святых такие примеры тоже есть: преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, общавшиеся со свирепыми обычно медведями. Но, конечно, мы чтим их в первую очередь не за умение приручать хищников, а за молитву, человеколюбие, аскетические подвиги, верность Христу и Церкви. Вот и преподобный Герасим прославлен за многие добродетели. Например, за мудрость и готовность признавать ошибки. Он был строгим монахом, отшельником, подвизавшимся сначала в Египетской пустыне, а потом — Палестинской. Отринувший все земное, он не избежал уклонения в монофизитство — еретическое учение, отрицавшее человеческую, то есть собственно земную, природу Христа. Но святому Герасиму посчастливилось нести свои монашеские труды в одно время и почти в одном месте, на Западном берегу реки Иордан, с другим подвижником — преподобным Евфимием Великим. Тот, хотя и стремился к безмолвной уединенной жизни, был призван Богом на служение людям и духовно окормлял братию стихийно возникшего вокруг него монастыря, крестил живших вокруг арабов, исцелял болящих, принимал паломников…  Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий Ве­ли­кий С такой степенью «вовлеченности в социум», пусть и не по своей воле (несколько раз святой пытался навсегда удалиться в пустыню, но всякий раз его находили жаждущие духовной поддержки люди), он просто не мог игнорировать человеческую природу Спасителя, такую же, как у каждого из нас, — ведь именно эта природа тянулась к горнему миру в лице многочисленных монахов и их подражателей, ищущих спасения в пустыне. 

http://pravmir.ru/prepodobnyj-gerasim-io...

«Я – Иоанн (Гуцу), на могилу которого ты пришел» Памяти румынского старца-афонита Иеросхимонах Иоанн (Гуцу). Фото: Харитон Лавриот Иеросхимонах Иоанн (1906–1996) – один из самых почитаемых румынских монахов, подвизавшихся на Святой Горе Афон. В 19 лет пришел сюда, чтобы посвятить свою жизнь Христу, и 70 лет подвизался в румынских скитах: сначала в Лаку, затем в Колчу. Отличался совершенным смирением и простотой, суровостью монашеской жизни, был великим постником, подвижником, аскетом и молитвенником. Преставился ко Господу 5 декабря 1996 г. в возрасте 90 лет. Старец Дионисий (Игнат) рассказывал об авве Иоанне так: «Он пришел на Афон в 1926-м году. Его духовным отцом был старец Илия, но вскоре скитские старцы умерли (Илия Вулпе, Геронтий, Паисий и Евфимий), и он оставался [в скиту Лаку ] один около 20 лет. Мы с отцом Иоанном жили [в келлии Колчу ] как братья, наши с ним келлии ничем не отличались . Все малые и великие праздники всегда проводили вместе. Отец Иоанн (Гуцу) был хорошим монахом, очень усердным и очень строгим в монашеской жизни. С ним пробовали жить другие монахи, но не выдерживали. Он был только священником, не духовником. И когда в келлии умер последний духовник, он, по смирению, больше ни разу не служил. Он был хорошим человеком». С ним пробовали жить другие монахи, но не выдерживали Старец Иоанн был из Бессарабии, родился в селе Попешть Сорокского уезда в 1906-м году. Будучи большим боголюбцем, в 19 лет отправился на Афон и остался там. Провел в подвигах 70 лет, после чего переселился на небеса. За всё это время лишь один раз выезжал со Святой Горы, будучи вынужден сделать это. Иеросхимонах Илия (Вулпе), духовник иеросхимонаха Иоанна (Гуцу) Послушание оказывал своему духовнику, иеросхимонаху Илие (Вулпе), и его отцу, который и заповедал ему: «Постарайся умереть здесь». За свою 90-летнюю земную жизнь, с 1906-го до 1996 года, старец Иоанн стяжал столько благодати и смирения, что достиг глубочайшей невинности. Великий постник (пищу вкушал раз в два дня) и великий подвижник (спал самое большее 3 часа ночью, сидя на скамеечке), великий аскет и молитвенник (клал земные поклоны, даже когда в старости ноги у него стали кровоточить, а медикаментов не употреблял никогда).

http://pravoslavie.ru/122203.html

Велебицы. Церковь Иоанна Богослова. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:1947 Адрес: Новгородская область, Солецкий район, Велебицы Координаты: 58.16098, 30.4816 Проезд:до Велебиц от Великого Новгорода автобусное сообщение в направлении г. Сол Изменить описание объекта Церковь св. Иоанна Богослова в с. Велебицы. Голосники в парусах. Фото П. П. Покрышкина.1901 г. из НА ИИМК РАН, в книге Антипова И. В. «Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского». М. 2009 г. с. 147 Дмитрий Волохов 1 мая 1901 Церковь св. Иоанна Богослова в с. Велебицы. Вид из паперти на западную часть храма. Фото П. П. Покрышкина.1901 г. из НА ИИМК РАН, в книге Антипова И. В. «Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского».М. 2009 г.с.292 Дмитрий Волохов 1 мая 1901 Церковь св. Иоанна Богослова в с. Велебицы. Воздушная связь. Фото П. П. Покрышкина.1901 г. из НА ИИМК РАН, в книге Антипова И. В. «Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского». М. 2009 г. с. 168 Дмитрий Волохов 1 мая 1901 Церковь св. Иоанна Богослова в с. Велебицы. Окно в апсиде в подцерковье. Вид изнутри. Фото П. П. Покрышкина.1901 г. из НА ИИМК РАН, в книге Антипова И. В. «Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского». М. 2009 г. с. 292 Дмитрий Волохов 1 мая 1901 Карта и ближайшие объекты Н. И. Костомаров в своей «Автобиографии» писал: «В Велебицах мы подъехали к старой каменной церкви, построенной, как говорили нам, великим князем Иваном III или, как другие утверждали, его внуком, царем Грозным. В этой церкви происходило служение не более двух раз в год, и она была приписана к другому приходу. Мы вызвали оттуда священника, который отпер нам церковь. Ее архитектура несомненно старинная, никак не позже XVI века. Проехавши несколько верст, на песчаном берегу, поросшем кустарниками, мы нашли большой, довольно высокий холм, и когда стали зонтиками копать на нем землю, то увидали, что весь этот холм состоит из человеческих костей. Тут текла почти высохшая речка Дрань, впадающая в Шелонь. Я сообразил, что этот могильный холм есть место погребения новгородцев, разбитых на берегу Шелони несколько выше этого места и бежавших до реки Драни, где в другой раз бегущим нанесено было окончательное поражение. Взявши на память два черепа, мы поехали далее и прибыли к часовне, под которою была могила павших в бою воинов; ежегодно совершается над ними панихида. Здесь, вероятно, погребены были московские воины, бившиеся против Новгорода; их похоронили с честью и построили над ними часовню, а трупы бедных новгородцев сложили грудою на берегу Драни и только присыпали песком. Мы доехали до посада Сольцы…» Возможно в последней части отрывка речь идет о старинной часовне, ныне утраченной, в д. Она находилась возле старого кладбища.

http://sobory.ru/article/?object=34257

Закрыть itemscope itemtype="" > Царский закон 100-летие Русского сухого закона 13.09.2014 584 Время на чтение 6 минут ...Несколько лет назад, беседуя с покойным ныне великим борцом за здоровье нации Ф.Г.Угловым, я задал ему вопрос: «Целесообразно ли введение в стране сухого закона?» Мне-то думалось, что академик начнёт взвешивать «за» и «против», подбирать аргументы то с одной, то с другой стороны, так, в конце концов, и не придя к определённому выводу... Однако Фёдор Григорьевич, не колеблясь ни секунды, решительно ответил: «Разумеется, нужен!». И тут же произнёс целую речь - весьма убедительную - в пользу своей мысли. ...Сегодня страна отмечает 100-летие Первой мировой войны. О том, что дала эта война России, целесообразно ли было наше участие во всемирной бойне, можно долго спорить. Но одно безспорное благо она с собой всё же принесла: сухой закон, утверждённый святым царём и с радостью встреченный всей нацией. Ф.Г.Углов так писал об этом законе: «Повсеместное запрещение продажи казённого вина и всех спиртных изделий - вопреки всем предсказаниям - вызвало тогда подъём национального духа... Влияние трезвой жизни очень быстро сказалось на производстве: уже через год производительность труда повысилась в среднем на 9%, а в металлургической промышленности - на 13%. Количество прогулов снизилось в среднем на 27%, а в металлургической, то есть в самой «пьяной», сфере производства - на 43%. Не было, как угрожали враги трезвости, ни гибели пьяниц, ни винных бунтов. Огромное большинство населения легко и свободно прекратило потреблять алкоголь. Только 2,8%, то есть самые заядлые алкоголики, с трудом отвыкали от вина. А 84% опрошенных требовали, чтобы «сухой закон» был сохранен не только на время военных действий, а на вечные времена...» Тема сухого закона никогда не будет чисто исторической. Начав говорить о событиях столетней давности, мы неизбежно перейдём к нынешнему дню. Вот почему в беседе с иереем Евфимием Добрянским, сотрудником епархиального Отдела противодействия наркомании и алкоголизму, мы рассуждали главным образом о современности. Первый вопрос был всё тем же, что я задал когда-то академику Ф.Г.Углову:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Костаки) (20.12.1768, Рошиешти, жудец Васлуй - 18.12.1846, мон-рь Слатина), митр. Молдавский в 1803-1842 гг. В крещении Василий. Родители В.- Григорий Костаки и Мария Канта - принадлежали к древней и знаменитой в истории Молдавии фамилии Болдур. Получив начальное домашнее образование, Василий продолжил учение в греч. школе при мон-ре Трех святителей в Яссах. Г. Костаки, видя устремленность сына к монашеской жизни, отдал его на попечение еп. Хушского Иакова (Стамати), к-рый постриг его в 1783 г. в монашество с именем Вениамин в честь младшего сына ветхозаветного патриарха Иакова. Спустя три года В. был рукоположен во иеродиакона. В 1788 г. митр. Молдавский Леон (Геукэ) призвал В. на службу в митрополию, в Яссы, рукоположив во иеромонаха и сделав его великим экклисиархом кафедрального собора. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и в марте 1789 г. назначен игуменом в мон-рь св. Спиридона в Яссах. 26 июня 1792 г. был выбран во епископа Хушского вместо еп. Иакова, ставшего Молдавским митрополитом. Хиротония В. состоялась 27 июня в монастырском храме св. Спиридона. После смерти правящего архиерея Романской епархии В. был избран 1 июня 1796 г. на вдовствующую кафедру. 18 марта 1803 г. еп. Романский В. был выбран митр. Молдовы и Сучавы. Он управлял митрополией ок. 40 лет вплоть до 18 янв. 1842 г., за исключением периода 1808-1812 и 1821-1823 гг. В. был также гос. деятелем: в 1807 и 1821 гг. являлся наместником господаря, председателем Государственного совета Молдавского княжества, затем - Общественного собрания. Последние годы жизни провел в мон-ре Слатина, где и был похоронен. 30 дек. 1886 г. его останки были перенесены в новый кафедральный собор в Яссах. Митр. Вениамин (Костаки) Митр. Вениамин (Костаки) В. способствовал изданию духовной и богослужебной лит-ры, реорганизовал типографию митрополии в Яссах и открыл в 1807 г. в Нямецком мон-ре новую типографию. Всего было напечатано ок. 130 книг, более 100 из них - при материальном содействии В. (труды св. отцов Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, более поздних богословов Феофилакта Охридского и Никифора Каллиста (Ксанфопула), греч. богословов XVIII в. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) , проповедника еп. Илии (Миньятиса) и др.). Были переведены и увидели свет богословские и богослужебные книги. После кончины В. были опубликованы его переводы Толковой Псалтири Евфимия Зигабена (в 2 т. Яссы, 1852-1862), «Церковной истории» Феодорита Кирского (Бухарест, 1894), «Толкования на Послания св. ап. Павла» Феофилакта Охридского (в 3 т./Пер. с новогреч. текста Никодима Святогорца. Бухарест, 1904-1906).

http://pravenc.ru/text/150295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ [греч. Γερσιμος ν Ιορδν, Ιορδαντης] († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта). Род. в зажиточной семье в обл. Ликия (М. Азия) и был назван Григорием. В детстве родители отдали его в мон-рь. Сначала он подвизался в Ликии, а затем пришел в Палестину для поклонения св. местам и поселился отшельником в пустыне, недалеко от впадения Иордана в Мёртвое м. Во время Вселенского IV Собора в Халкидоне (451) Г. И. разделял взгляды монофизитов, но прп. Евфимий Великий убедил его в ложности их еретического учения. Нек-рое время он провел вместе с Евфимием Великим в пустыне Рува, недалеко от Мёртвого м. Ок. 455 г. Г. И. основал лавру (см. в ст. Герасима Иорданского мон-рь ), согласно распорядку к-рой новоначальные иноки жили в общежитии, а духовно опытные - в келлиях. Сам Г. И. достиг такой степени аскетизма, что в течение всей Четыредесятницы обходился без пищи, только по воскресным дням принимая св. Причастие. Прп. Герасим Иорданский. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Прп. Герасим Иорданский. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Однажды недалеко от мон-ря Г. И. встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу занозы. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал. Лев остался жить со старцем, питаясь хлебом и мочеными овощами. Г. И. дал ему имя Иордан. У монахов был единственный осел, на к-ром возили воду, и лев пас его около Иордана. Однажды, когда лев уснул, проходившие с караваном купцы из Аравии увели осла. Г. И. решил, что лев съел осла. Когда караван возвращался обратно, лев узнал осла и, схватив его зубами за узду, привел в обитель. Лев прожил со старцем 5 лет, и когда Г. И. скончался, умер от тоски на его могиле. Она находилась в полумиле от мон-ря, впосл. была забыта, и местонахождение мощей святого неизвестно. Житие Г. И. (BHG, N 693) было написано в VI в., его составитель использовал рассказы учеников преподобного, в т. ч. прп. Кириака Отшельника о том, как Г. И. провидел кончину прп. Евфимия Великого. По мнению А. И. Пападопуло-Керамевса, автором этого жития был Кирилл Скифопольский . Однако А. Грегуар считает, что подобная атрибуция не имеет оснований и данное житие является компиляцией из произведений Кирилла Скифопольского и «Луга духовного» Иоанна Мосха. Сохранились 2 др. анонимных жития Г. И. (BHG, N 694, 696с), а также житие и чудеса, написанные Космой Ритором (BHG, N 695), и Слово Константина Акрополита (BHG, N 696).

http://pravenc.ru/text/164611.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕМИЛИАН [греч. Αμιλιανς] († после 815), исп. (пам. 8 янв., 8 авг.), еп. Кизический, преемник еп. Николая, участвовавшего во Вселенском VII Соборе в 787 г. ( Mansi. T. 13. Col. 381). Точное время рукоположения Е. неизвестно. Возможно, он упоминается в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника в числе участников совета в имп. дворце (наряду с К-польским патриархом св. Никифором I (806-815) и Никейским митрополитом), к-рый был созван 1 нояб. 812 г. для обсуждения военной кампании против болгар ( Theoph. Chron. P. 498-499). Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) В период возобновления иконоборческой политики при имп. Льве V Армянине (813-820) Е. был защитником иконопочитания и сторонником невмешательства гос-ва в дела Церкви. Вместе с патриархом Никифором и др. православными епископами (сщмч. Феофилактом Никомидийским, свт. Михаилом Синадским, сщмч. Евфимием Сардским , свт. Иосифом Фессалоникийским ) он присутствовал на аудиенции 24 дек. 814 г. в имп. дворце, во время к-рой император попытался инициировать дискуссию об иконах. В связи с этим событием Е. упоминается в Житии прп. Никиты Мидикийского и в 2 версиях Жития сщмч. Феофилакта Никомидийского. После низложения патриарха Никифора и иконоборческого Собора 815 г. Е. был отправлен в ссылку, где и скончался. Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Краткое сказание о Е. содержится под 8 авг. в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), а также в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), где он назван великим священномучеником. В визант. синаксаре семейства C (по классификации И. Делеэ) XII в. после повествования о Е. по ошибке переписчика следует Житие св. Мирона, епископа Критского . В палестино-груз. календаре X в. память Е. отмечена под 9 авг. ( Garitte . P. 83). В Последовании, написанном исп. Феофаном Начертанным (Граптом), память Е. находится под 8 янв. ( Σωφρνιος. Σ. 18-19).

http://pravenc.ru/text/189947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИПРИАН Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент росписи Преображенского собора Новоспасского мон-ря, Москва. 1689 г. Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент росписи Преображенского собора Новоспасского мон-ря, Москва. 1689 г. († 16.09.1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси. В «Надгробном слове» К. Киевского митр. ( Западнорусской митрополии ) Григория Цамблака «отечеством» К. неоднократно названы Болгария и ее столица - Тырново (ныне Велико-Тырново). Григорий Цамблак также говорит, что ему особенно подобает скорбеть, т. к. К. «брат беаше нашему отцю». Это высказывание позволяет полагать, что К., возможно, принадлежал к знатному болг. роду Цамблаков. В одном из своих сочинений К. упоминает, что он жил некогда на Св. Горе Афон. Это дает возможность связать с его именем «Еуфимия, патриарха Терновского, послание к Киприану мниху, живущу во Святей горе Афонстеи», хотя заголовок, по-видимому, сделан позднее, после того как Евфимий в 1375 г. стал патриархом, а К. покинул Афон. В сер. 70-х гг. XIV в. К. уже находился в К-поле и принадлежал к близкому окружению К-польского патриарха Филофея Коккина . В это время патриарх Филофей возложил на К. важную миссию на территории Вост. Европы. Здесь наметился конфликт между Москвой и Литовским великим княжеством , в к-ром Киевский митр. св. Алексий поддержал Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского , что привело к серьезным осложнениям церковной жизни. Дело не ограничилось тем, что митр. Алексий не имел доступа в епархии Киевской митрополии, расположенные на землях Великого княжества Литовского. По свидетельству К., все связи между частями митрополии были прерваны - свт. Алексий не мог ни послать туда кого-либо, ни вызвать кого-либо оттуда; в отсутствие верховного пастыря церковная жизнь приходила в расстройство. Видя в свт. Алексии своего противника, литов. князья добивались поставления для их земель особого митрополита. Патриарх Филофей прилагал усилия для примирения враждующих сторон. Очередную такую попытку должен был предпринять его посол К. В кон. зимы - нач. весны 1374 г. К. находился в Сев.-Вост. Руси, где, в частности, сопровождал митр. Алексия в его поездке в Переяславль. Вероятно, во время этой поездки состоялось знакомство К. с преподобными Сергием Радонежским и его племянником Феодором .

http://pravenc.ru/text/1684692.html

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово об изучении Божественных словес Жизнеописатель преподобного Никодима Святогорца иеромонах Евфимий пишет: «Равным образом и Моисей, когда возмужал, оставил Египет, пришел в землю Мадиамскую и там, на горе Хорив, сподобился Богоявления в купине и собеседования с невидимым Богом. Мирского Египта, то есть омраченной и страстной жизни, избежав, Никодим взошел на гору осязаемую, а вкупе и на гору духовную созерцания поднялся и удостоился, насколько это возможно, видеть Бога, предочистив себя Божественным и боготворящим безмолвием, строжайшим постом и нерассеянной молитвой. Просветив же свой ум светозарным созерцанием богодухновенных Писаний, он возмужал, то есть стал великим учителем христиан, великим светилом на мысленной тверди Церкви и великим противником всех лжеучителей. И об этом свидетельствуют все его сочинения, которые он с неисчислимыми трудами и потами, и ночными бдениями сотворил и которыми обогатил Церковь Христову». Один подвижник говорил: – В деле сосредоточения ума, трудного по причине того, что он постоянно рассеивается, тебе много поможет чтение святоотеческих творений, которое должно предварять занятие молитвой. Более всего помогает чтение Патерика. Два предложения из Патерика заставляют забыть все заботы, потому что в них заключена сила святой земли Фиваиды и Нитрии, и молящийся восходит умом на небо благодатной помощью отцов, которых он ощущает рядом с собой. Русский подвижник отец Тихон советовал одному новоначальному монаху на своем ломаном греческом: – Больше читай, дитя мое, святого Симеона Нового Богослова . Много чтения обогащает ум... Неси сильное слово миру, чтобы спаслись грешники, и Христос даст тебе золотые венцы. Святый Дух просвещает всех христиан свечкой в одну драхму. Христианина-подвижника Он просвещает свечой в сто драхм. Старец сказал: – Рассеяние ума на жизненные проблемы и суетные заботы расслабляет и душу. Обращайся вовнутрь, к невозделанному винограднику своей души, чтобы выполоть все тернии пороков, а на их месте насадить добродетели. Но будь внимателен. Это работа совсем не легкая. Она требует настойчивости и немалого терпения. Здесь ты встретишь очень много трудностей. Большую пользу в этом деле тебе могут принести святоотеческие книги, которые в наши дни издаются тысячами. В них ты найдешь то, что желаешь, все, что тебе понадобится. Они наставят тебя в твоей духовной жизни на безопасный путь. Только читай их со смирением и молитвой. Читать далее Источник: Афонский отечник/Архим. Иоанникий (Коцонис) ; [пер. с греч. Леонтия (Козлова)]. - Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. - 511 с.: ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010