Однако и в этот день мы были порадованы красочным зрелищем. В храме шла подготовка к венчанию. Невеста в национальной одежде (вифлеемские женщины так одевались и много веков назад, а еще они считаются самыми красивыми женщинами на Святой Земле) ждала жениха. Мы, подивившись на ее красоту, прошли мимо и спустились по лестнице вниз, в те пещеры, которые находятся под большой базиликой. Это пещера Иосифа Обручника, св. Иеронима — переводчика Библии на латинский язык, и главное — пещера вифлеемских младенцев. В эту «трагическую пещеру» ведет длинная каменная лестница. Посредине лестницы редкая икона, такой второй больше нигде нет: Господь держит в плате убитых младенцев-мучеников, а внизу изображена сцена их убийства. Икона явно нового письма, но очень выразительная. Из книг узнала, что нынешнее благолепие эта пещера приобрела совсем недавно, а еще в начале XX века здесь было темно, сыро, икон не было, а во мраке в глубине почивали косточки, к которым паломники в благоговении прикладывались. Сейчас здесь устроен престол, на котором в редкие дни совершается литургия. Когда мы вышли из пещеры младенцев, уже наступил вечер, нам разрешили пройти на задний двор храма — тут как раз хорошо видна и колокольня храма, и абсида его. В озарении заходящего золота солнца, в тишине двора отец Андрей прочел нам евангельские строки о Рождестве. Мы все вместе пропели тропарь и в тихой радости вышли на подсвеченные огнями витрин улицы Вифлеема. Впереди высоко над домами горел крест. «Это наша гостиница, в которой мы будем ночевать последнюю ночь», — сказала матушка Евфалия. А мы опять обрадовались: еще сюда приедем, и хорошо, что в святую пещеру попадем уже без всякой суеты, ни на что не отвлекаясь. О литургии в пещерном храме и более подробно о Вифлееме я напишу в завершающей главе книги. Глава седьмая, о Горнем монастыре и встречах в нем, а также о паломничестве в Наблус к колодцу Иакова, в пустыньку св. Иоанна Предтечи, к Симеону Богоприимцу и к Лазарю Четверодневному Все-таки закалки у меня не хватило: после двух бессонных ночей и переполненных впечатлениями четырех дней паломничества я сломалась — и решилась на пятый день паломничества остаться в Горней.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Сейчас в Спасо-Вознесенском монастыре подвизается около 150 монахинь разных национальностей: арабки, русские и румынки, а монастырь все-таки остается русским. Уже цитировавшееся интервью с матушкой Вероникой кончается словами: «Благодать и красоту атмосферы обители можно почувствовать только во время наших монашеских служб, наполненных особым молитвенным духом». Жалко, что нам это не было дано — постоять на службе на Елеоне, ведь за несколько дней на Святой Земле так много нужно успеть. А теперь, перед спуском с Елеонской горы, мы отправляемся на смотровую площадку, откуда открывается панорама Иерусалима. Про себя пою, повторяю слова песни моего давнего корреспондента иеромонаха Романа (Матюшина): Иерусалим, Иерусалим, Горькая моя мечта. Иерусалим, Иерусалим, Город моего Христа. Древние стены Иерусалима видны отсюда отчетливо (хотя большая часть стен не такая уж древняя — воздвигнута уже во времена мусульманского владычества), хорошо видны «Золотые ворота». Всего в Иерусалим ведут восемь ворот, и одни из них — а именно «золотые» — замурованы наглухо. Так мусульмане боролись с предсказанием о том, что Христос придет на последний Суд именно через эти ворота. Ищем среди моря домов из светло-желтого камня два серых купола храма Воскресения, малый над Голгофой, большой над Гробом Господним — это наш Иерусалим, христианская его часть. Но, конечно, в первую очередь в панораме бросается в глаза золото купола мечети Омара. Построена она на месте великого Иерусалимского храма Соломона. Матушка Евфалия показывает нам огромную лестницу — вероятно, по ней поднималась Божья Матерь при введении во храм. Отсюда, с Елеона, с большой высоты и достаточного отдаления видно, каким громадным был Иерусалимский храм, куда несколько раз приходил Господь на Пасху. Стену плача — все, что осталось от храма со времен Христа — отсюда не видно, она располагается с западной стороны города . Кстати, султан Омар, сам того не желая, по сути дела спас Гроб Господень. Захватив Иерусалим, он не вошел в Храм храмов, а молился поодаль, на этом месте и воздвигли «Золотую мечеть», и не тронули христианский Храм. А если бы вошел и помолился, то мечеть воздвигли бы на Голгофе, и снести ее было бы невозможно . Бог может управлять поступками человека и помимо его воли.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Здесь читаются евангельские строки о Преображении, и матушка Евфалия рассказывается, как проходит празднование 19 августа. Во время ночной литургии, которая совершается на улице, так как всех многочисленных паломников храм вместить не может, вот уже на протяжении многих веков сходит облако. Сколько радости это приносит людям, которые совершили огромный труд пешего (обычно так бывает в этот день) восхождения на гору в самое жаркое время года (под 50 градусов жары), и как ликуют паломники! Благодать принимает доступный всем вещественный облик, и это так утешает сердце человеческое. Хотя избранники Божии — такие, например, как наш прп. Серафим Саровский – всегда видели благодать невещественными очами. Однажды старец явился в сиянии Фаворского света своему ученики Мотовилову, и он, так же, как апостолы Христовы, не мог вынести надмирного сияния. Поэтому паломники видят облако, а не свет. Нам пора спускаться вниз в те пределы под горой Фавор, которые связаны со многим значительными событиями ветхозаветной истории. Здесь праотец Авраам встретился с таинственным царем Мельхиседеком, здесь прочица Девора вдохновила иудеев на сражение с хананеями, здесь произошло сражение маккавеев с римлянами, здесь одержал победу Александр Маккедонский. Встреча пятнадцатая: Анечка Анечка во все время путешествия по Святой Земле была моей соседкой в автобусе, а рассказать о встрече с ней я решила после спуска с Фавора потому, что ее молодой чистый облик имеет естественную близость к свету. Среди паломников на Святой Земле вообще-то не приходится видеть молодых людей и матушки в Горнем подтвердили: молодежь приезжает крайне редко. Нужно подготовиться — понимать куда и зачем едешь, а в молодые годы сделать это трудно. Анечка по-моему очень всерьез отнеслась к этой поездке. Из разговора с ней выяснилось, что она хорошо знает Священное Писание, историю, читала святых отцов и научные исследования о Святой Земле. И все это в двадцать три года. По нашим временам редкость. Это в годы моей юности, когда мы с жадностью старались вникнуть в книги, сохранившие запрещенные христианские ценности, такая начитанность была среди молодых христиан нормой. А теперь и читают-то вообще мало, а вникать в прочитанное некогда. Но, может быть, это я сужу по моему молодому окружению, однако, оно не такое уж маленькое и разнообразное.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

В монастыре первым делом мы спускаемся в эту пещеру и прикладываемся к гробнице с мощами всех погребенных здесь. Кроме прп. Феодосия, это еще прп. Иоанн Мосх — автор «Луга духовного», мать св. Саввы — праведная София, мать прп. Феодосия — праведная Евлогия, мать свв. Косьмы и Дамиана — прп. Феодота, свв. Аркадий, Иоанн и Мария, здесь была прежде погребена и наша святая — прп. Евфросиния Полоцкая, скончавшаяся на Святой Земле во время паломничества. Стоим перед этими захоронениями, а в душе сама собой рождается молитва к святым женам — своими словами прошу помочь мне быть хорошей матерью и доброй женой. И вижу, как далека я от этого идеала. Матушка Евфалия рассказывает, что, по преданию, именно в этой пещере ночевали волхвы после поклонения родившемуся Богомладенцу, потому на стенах пещеры изображены пророки, предсказавшие Его рождение. В описаниях паломничества в обитель прп. Феодосия их авторы еще в середине XIX столетия говорят о «древних развалинах», которые они лицезрели на месте монастыря. В 1898 году Греческая Патриархия приобрела это место и стала его обустраивать. Реставрация продолжалась с 1914 по 1952 год, и сейчас здесь располагается женский монастырь. В храме нас приветствовал духовник обители, хотя он и не говорил по-русски, но все мы почувствовали его доброжелательность. Обратила на себя внимание большая икона прп. Сергия Радонежского — напоминание о том, что наше монашество наследовало заветы древних подвижников. В конце краткого описания такого же краткого паломничества в монастырь прп. Феодосия хочу призвать читателей найти и прочесть книгу, которая является «аскетической классикой» — «Луг духовный» прп. Иоанна Мосха , чтобы почувствовать «аромат Православия», который распространяли отцы-пустынники по всей вселенной. И еще одна важная информация: требы-поминания в этот монастырь и в другие монастыри Иудейской пустыни можно подать на сайте http://simvol-veri.ru На этом же сайте я узнала, что в монастыри организуются особые паломничества. Вот что рассказал их организатор диакон Роман Гультяев: «Был у нас Великим постом паломнический цикл для молодежи “По стопам отшельников-анахоретов”.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

И вот мы покидаем удел Божией Матери на Святой Земле, и душу нужно настраивать на совсем другие переживания (как все вместить?). Мы идем в Гефсиманский сад. Чтобы подготовить читателя к новому поприщу описываемого паломничества, процитирую здесь слова приснопоминаемого старца Софрония (Сахарова) о Гефсиманской молитве: «Гефсиманская молитва есть несомненно наивысшая из всех молитв по своему внутреннему достоинству и по своей мироискупительной силе… Как исторический факт она длилась недолго; но как духовный акт любви Божией она началась еще до сотворения мира ( 1Пет. 1:20 ) и не прекращается до сего дня… В эту молитву Господь включил все, что произошло с момента явления в жизнь первого Адама до последнего человека, имеющего родиться от жены. Так научены мы мыслить в нашей Церкви ( Ин. 1:29 , Ин. 2:2 )… Вся вселенная в своем падении судится с Богом, обвиняя Его в своих страданиях. Судится страстно в своем увечье, последствии отпадения от Его любви. Знаю я это и по себе. Но Иисус Бог изначальный в Гефсимании и на Голгофе «оправдал» Бога Творца: так же Он оправдывает на суде Бога и Отца Человека — человечество» . К этому богословскому прозрению хочу добавить напоминание о художественном образе. Принадлежит он нашему художнику Перову, на его картине «Моление о Чаше» этот трагический момент изображен с соблюдением всех евангельских деталей описания. Перед этой иконой (находится она в Третьяковской галерее) стоишь, как пред судом: Господь простерся ниц, мы не видим Его лица, но чувствуем, как невыносимо тяжела молитва за весь мир, за все человечество, а значит, и за нас, с нашими легкомысленными жизнями, также. Прости, Господи. Матушка Евфалия делает важное уточнение, говорит, что после описания сорокадневного искушения Господа в пустыне дьяволом в Евангелии сказано: «До времени отошел от Него сатана». И вот это время наступило, здесь, в Гефсиманском саду. Мы идем в «Храм всех наций», который построен в 1925 году двенадцатью католическими странами на месте древней византийской базилики. Надо отметить, что внутри храм оформлен вполне в византийском стиле, сохранен и фрагмент древней мозаики в углублении на полу, мозаиками украшены стены. Мы вошли сюда для того, чтобы приложиться к огромному камню в алтаре, на котором, по преданию, Господь приклонял колени в Гефсимании. Камень обнесен металлической решеткой, оформленной в виде терновых ветвей, решетка обвивает камень, как терновый венец.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Храм спасли волхвы, изображение которых в древних персидских одеяниях остановило захватчиков от разрушительной ярости. Вифлеем — уникальный город, здесь испокон века живут христиане. Потому, наверное, Промыслом Божиим уцелело место Рождества. Улицы Вифлеема крутые и узкие. Так же как и в Иерусалиме, в каждом доме здесь лавочки, продаются в них изделия местных умельцев — с резьбой по перламутру и из оливкового дерева, тканые платки с ярким рисунком, специи, благовония и пр. По пути к храму Рождества находится вход в «Молочный грот» — католическую церковь-пещеру. Здесь, по преданию, Божия Матерь кормила Младенца Иисуса. Паломники собирают белый песочек с потолка пещеры — в благословение кормящим матерям. Еще несколько шагов по узкой улице — и поворачиваем направо, на площадь перед храмом Рождества. Перед храмом небольшая площадь, на ней католический монастырь и редкая для этого города мечеть. С площади трудно понять, что ты стоишь перед храмом, — купола с крестом не видно. И вход в высокой крепостной стене никак не похож на величественные порталы, к которым мы привыкли. Это знаменитые «Врата смирения», войти в них можно, только согнувшись. Вспоминаются слова Евангелия про «спасенья узкие врата», а также что на Суд Божий каждый предстанет в одиночестве. Так тихо по одному мы входим в малые врата — и сразу же попадаем в огромное затемненное пространство храма. Вот они — знаменитые колонны, делящие храм на «корабли», а вот одна из них — с пятью отверстиями. Когда ворота в храме были еще большими, завоеватель-мусульманин въехал сюда на лошади, и тут из колонны вылетел рой пчел и стал нещадно его жалить. Матушка Евфалия учит нас, как вставить пальцы в отверстие. Потом прочла, что у больших грешников пальцы могут застрять — как хорошо, что нам это не сказали в храме, испугались бы! Вдоль правого ряда колонн стоит большая очередь. «Это в пещеру Рождества, — говорит матушка. — Мы сегодня не попадем, через полчаса храм закрывают. Но Бог уготовал нам лучшую участь — здесь мы будем на литургии перед расставанием — отлетом со Святой Земли».

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

После Сорокодневной горы город Иерихон показался очень радостным и веселым местом. Мы напились выжатого у нас на глазах гранатового сока и поехали к источнику пророка Елисея. Источник не похож на те, которые мы привыкли видеть в России и на Святой Земле тоже. Это скорее ручеек, украшенный керамикой, очень мелкий, по нему можно походить босиком, а воду для питья набрать из крана. Буквально на десять минут заехали в Иерихоне на русский участок – «дом Закхея». По преданию именно на этом месте стоял дом того, кто во мгновение ока изменил свою жизнь после встречи с Господом. На участке стоит древнее дерево сикомора, которое называют «деревом Закхея», в напоминание о той трогательной евангельской сцене, когда Закхей, чтобы увидеть Господа, залез на дерево. Стены современного «дома Закхея» расписаны фресками на евангельские сюжеты, художественно они несовершенны, но очень трогательны. Практика: В Иерихон паломников привозят еще и из-за дешевых магазинов. Здесь стоит покупать кофе с кардамоном, различные приправы (очень душистые, ни на какие привычные нам непохожие), финики и другие сухофрукты, различные изделия из кожи. Так благостно было посидеть в тени навеса рядом с журчащим ручейком пророка Елисея, усталость прошла, монастырские сухие пайки подкрепили наши силы, и мы тронулись дальше, в строну Мертвого моря к монастырю прп.Герасима Иорданского. Места, которые мы проезжали называются Иудейской пустыней, но она совсем не похожа на ту, где мы уже побывали, это скорее безжизненная равнина, здесь нет гор и ущелий, но нет и песчаных дюн, что для нас неразделимо с понятием пустыня. Но настроение у этого пространства то же, что и у прп. Саввы Освященного и у прп. Георгия Хозевита – нерадостные, мрачные места, где дух человеческий томится, и вся надежда остается только на Бога, только постоянное призывание имени Божия может помочь здесь выжить. И вот среди такой безрадостной пустыни такой радостный монастырь! Монастырь-оазис, такой уютный и гостеприимный. Все помнят историю старца Герасима и льва, но матушка Евфалия рассказала ее с неподражаемыми деталями. «Жил на этом месте пустынник старец Герасим, и жил неподалеку в пустыне лев, он ходил по пустыне и молился, сам уже был как старец. И вот попала ему в лапу заноза, которую он вытащить не мог и пошел за помощью к старцу Герасиму, хочу сказать, что львы иудейские, они не такие страшные, как африканские, они небольшого размера и больше похожи на очень крупную кошку, чем на обычного льва. Старец помог зверю, и тот так к нему привязался, что стал действительно как домашняя кошка или лучше сказать превратился в брата монастыря, потому что ему дали послушание- пасти осла и нарекли ему имя Иордан.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

А монастырь нас проводил подарками. При выходе большой магазин с сувенирами и косметикой Мертвой моря. Говорю «подарками», потому что цены здешние поразительно малы. Купила себе на память кольцо с перламутром. Посмотрю на его отливающие разными цветами радуги разноцветные камешки, и вспомню оазис-монастырь посреди пустыни. В заключении этой главы скажу несколько слов о Мертвом море, которое находится совсем неподалеку от монастыря прп. Герасима. Море это – природная загадка для ученых. В него впадают только пресные источники, а концентрация соли в нем остается неизменной – 25%. Мертвое море ниже уровня Средиземного моря на 400 метров, по сути дела это гигантская воронка, глубиной от 100 до 400 метров. Это самая глубокая впадина на земном шаре. Берега моря до недавнего моря были безжизненными, так как на них находятся смоляные или асфальтовые ямы, приближаться к ним небезопасно — из-за вредных испарений и из-за того, что они могут неожиданно выбросить на поверхность горячую смолу. Но сейчас вдоль побережья построили много заводов по производству косметики, а так же оздоровительные центры. Матушка Евфалия говорит с недоверием о пользе лечения продуктами этого «моря Соддома», говорит, что и дышать здешним морским «мертвым воздухом» вредно, а уж о купании и говорить не приходится: соль разъедает кожу и глаза, а если попадет рот или в нос, может прижечь слизистую оболочку очень ощутимо. И, наконец, матушка рассказывает, что при помощи новых спутниковых исследований археологи увидели на дне моря развалины построек – так библейское сказание о Содоме и Гоморре подтвердилось научно. «Бегай несытия, душе моя, бегай содомского горения… и как Лот с Сигор угонзай». Но у меня с Мертвым морем связаны и положительные ассоциации. В юности, в поисках веры мы с радостью узнали о «Кумранских находках» в пещере на берегу этих тяжелых вод. Кумранские свитки, написанные ессеями во II веке, явились историческим подтверждением того, что по земле Палестины незадолго до их написания странствовал Иисус Христос. Глава девятая: прощаемся с Горней и едем в Галилею. Гора Фавор, Капернаум, Табха

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010