Агафон отвечал: «человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как св. Писание уверяет, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки, и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя» ... Преп. Агафон был современником преп. Макария, мирно скончался около 435 г. Св. мученицы Евфалии девы Св. Евфалия была из Сицилии, имела мать язычницу, страдавшую кровотечением; но свв. мучч. Алфий, Филадельф и Киприн (пам. 10-го мая), во сне явившись ей, обещали исцеление, если она уверует во Христа. Она крестилась, исцелилась, крестила и дочь свою. Но сын её Сермилиан, узнав об этом, едва не задушил мать свою; только с помощью служанки она вырвалась и убежала. Сестра же его Евфалия, исповедав себя перед ним христианкой, была жестоко бита и усечена мечом от брата». (См. месяцесл. Вост. Архим. Сергия. Ч. II, стр. 68). 12 Житие св. Арсения, напис. иноком Феодосием, у Царского 123 со службой в Румянц. муз., стр. 93. 594. Оба сочинения в Желтиковом монастыре (Опис. монастыря, стр. 37–40. Тверь 1852 г.). Служба, по послесловию, написана в 1483 г. иноком Феодосием, при игумене Геронтии. Сочинитель жития, описав чудо 1566 г., говорит: „мне смиренному иноку Феодосию поведаша про сие великое чудо мниси тояже обители, наипаче же сам видев своима очима того бывша в мертвых человека“ и пр. Списание Желтикова монаст., стр. 38. 39. 68. Опис. Румянц. муз., стр. 594. 13 Никон. лет. 4, 284. В печатном житии св. Арсения, изд. 1764 г., сказано, что Арсений пострижен в монашество Киприаном, до возведения его на митрополию. Не было ли это разве тогда, как Киприан, по поручению, патриарха, мирил князей Юго-Запада с митрополитом? см. сентябрь 16 числа. 14 Ркп. житие Арсения; современная записка о Евфимии у Карамзина 5, пр. 232. В печатном житии 1764 года напрасно обвинён Евфимий в ересях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бегством спасайся от жаб, от гадюк ядовитых и лаодикийцев, Бешеных псов избегай, лаодикийцев опять 1014 . После кротчайшего и философичнейшего Пентадия 1015 , табличками, которые государство сделало знаком власти в Египте, овладел Евфалий Лаодикиец 1016 . Ты знаешь, каким нужно представлять этого молодого человека, бывшего при Дворе одновременно с нами 1017 . Его нельзя было не заметить – как из-за его манер, так и из-за клички. А звали его Кошелек. Это достойное имя не было отцовским наследством, но приобретением самого Евфалия. Будучи назначен губернатором Лидии, по-моему, – это произошло во времена Руфина 1018 , – он обирал лидийских архонтов. Возмущенный Руфин наказал его штрафом в пятнадцать литр 1019 золота и приказал состоявшим у него на службе солдатам, причем наиболее мужественным и преданным из них, принудить его выплатить золото – и подтверждение этого положить ему на стол. Что же сделал этот Сизиф 1020 ? Я не явлю подробным описанием вещей общеизвестных отсутствие вкуса, – ты ведь отлично знаешь историю об изготовлении двух кошельков, отличающихся друг от друга меньше кобыл Эвмела 1021 , в один из которых были положены медные оболы, а во второй золотые статиры 1022 . Последний он солдатам и предъявил. Те пересчитали золото, взвесили, составили протокол с печатью 1023 . Евфалий же тем временем незаметно подменил кошельки, так что к Руфину отправились оболы вместо статиров, причем с бумагой об отправке золота. «Первым меж всех пастухов с той поры стал славиться Дафнис» 1024 . Это было большей удачей Евфалия – никто не возмутился и не встал на защиту политии: все смеялись, хотели видеть этого чудотворца. Так вот он и приехал: с помпой, на колеснице за государственный счет; как благодетель ромеев, шествовал он через города. Со своей стороны добавлю, что человечишко этот болтливее сенатора в атриуме Сената. Вот каков человек, который положит вскоре конец правлению моего друга Пентадия. 140 (110). Брату 1027 Содержатель борделя – Хэл 1028 – для многих не является незнакомцем, что и понятно: его ремесло делает его в высшей степени известным (мимическая актриса Андромаха 1029 – красивейшая из женщин нашего времени – принадлежит к его же фаланге). Итак, этот Хэл, проведши таким вот образом свою молодость, счел, что блеснуть в армии на старости лет будет вполне достойно его прежней жизни. Недавно он, побывав при дворе, вернулся с приказом принять командование над доблестнейшими маркоманами 1030 . Они были и прежде добрыми солдатами, теперь же обзавелись и соответствующим их доблести командиром, так что ничто не отделяет теперь их от деяния доблестного и великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Кондак, глас 3: Море зловерия обличил еси, и идольского безбожия лесть верою правоверия уязвил еси, и всесожжения божественное быв, чудодействием орошаеши концы, отче святителю Феодоте. Христа Бога моли даровати нам велию милость. Память святой мученицы Евфалии Святая Евфалия жила в III веке и была, родом из Сицилии. Мать ее была язычница и страдала кровотечением. Ей явились во сне святые мученики Алфий Филадельф и Киприн (память их празднуется 10 мая) и обещали исцеление, если она уверует во Христа. Она крестилась и исцелилась; потом крестила и дочь свою. Сын ее, Сермилиан, узнав об этом, хотел убить мать свою, а сестру Евфалию жестоко бил и отдал слуге на растление. Молитвою своею святая Евфалия ослепила слугу, а сама усечена мечом от брата. Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского Святой Арсений родился в городе Твери от благочестивых, благородных и зажиточных родителей. Ни год его рождения, ни имена родителей неизвестны. Испросив у Бога себе сына, родители блаженного всего более заботились о том, чтобы насадить в сердце его страх Божий. Спустя несколько времени они отдали отрока для обучения грамоте. С Божией помощью он скоро обнаружил такие успехи, что превзошел всех своих сверстников. Арсений был юн возрастом, но хорошо понимал, что все блага сей жизни непостоянны и скоропроходящи. Он помышлял и заботился лишь о том, чтобы угодить Богу и спасти свою душу. По прошествии некоторого времени родители преподобного скончались, перед кончиной заповедав сыну жить свято и богоугодно, твердо хранить заповеди Господни и соблюдать веру христианскую, и оставили ему все свое имение. Предав погребению своих родителей, святой еще чаще стал помышлять о спасении своей души. Он думал: — Знаю, что я пришлец и странник на земле. Кратка и недолговременна жизнь здесь, а будущая жизнь бесконечна. Большое имение оставили мне родители, но душа моя не радуется о том. Ибо сказано в Писании: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В начале декабря 1932 года пришла к сестрам мать начальника ГПУ Иванова и сказала: «Мой сын послал меня предупредить, что в ночь на 10 декабря всех ваших священников арестуют. Никому не велел говорить, а только, жалея меня, потому что я церковь люблю, сказал: «Пойди и скажи сестрам». Вечером под 10 декабря торжество в церкви было такое, как никогда. Была всенощная накануне празднования в честь иконы Матери Божией, именуемой «Знамение». Служил Владыка Герман, сослужили о. Феоген, о. Александр, о. Стефан и о. Филипп. В городе среди ссыльных было много церковных певчих и оперных певцов. Отец Виктор Поливанов собрал великолепный хор. Но в тот вечер он был болен, хором не управлял. Кроме епископа Германа, священников и сестер, никто не знал о предстоящем аресте. Среди молящихся было много ссыльных, служба шла по-особому празднично, и Господь в этот вечер в преизбытке согревал Своею благодатью каждое обращенное к нему сердце и наполнял теплотою и радостью обессиленные от бесконечных мытарств людские души. Служба закончилась, сестры спустились в свою келью. Кроме них в церкви находились епископ Герман, архимандрит Феоген, о. Виктор с семьей, инокиня Параскева и странник Виктор остался у нас в эту ночь. Ночевальщики собрались наверху, но им сказали: «Лучше уйти от греха, потому что тревожно». Сестры поужинали и говорят: «Ну вот и неправду сказали. Уже 10 часов вечера, а все спокойно». Мать Феодора возразила: «Рано еще так говорить, еще вся ночь впереди». Только проговорила, и слышим — в окна бьют. Мы испугались и сразу поняли, кто стучит. Человек шесть пришли тогда в шинелях, с ружьями, шапки на них с рогами, мать Феодора всегда говорила: «Рогатые». Потом начали бить в восточные двери подвала. Никто из нас не решился их открыть. Били сильно, но двери были окованы железом с обеих сторон, засовы крепкие, и на окнах ставни. Тогда красноармейцы пошли к центральной двери и стали стучать очень громко и ругаться. Мать Евфалия поднялась наверх и сказала: «Без старосты мы двери не откроем». Красноармейцы пошли, привели старосту — Шахворостова Георгия Васильевича (он жил рядом с церковью). Мать Евфалия открыла двери. Они сразу пошли в комнату Владыки Германа и архимандрита Феогена. Те уже были готовы к аресту. У красноармейцев был ордер на арест о. Виктора Поливанова, но они его не взяли, потому что он лежал в постели больной и не мог подняться. Взяли инокиню Параскеву (Буханцову), т. к. у нее было послушание делать уборку в комнате Владыки.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

В 1858-1875 гг., при игум. Филарете (Шлиппенбах), представительнице старинного дворянского рода, обитель достигла расцвета. В сент. 1858-1859 гг. по резолюции еп. Чигиринского, викария Киевской митрополии Антония (Амфитеатрова) Никольский собор был разобран, перестроен «в прежнем и надлежащем виде» и обложен кирпичом. Храм стал значительно больше: с зап. стороны пристроена крытая галерея, с южной и северной сторон сделаны большие притворы, с вост. стороны пристроена ризница, вмещавшая монастырский архив и б-ку. Подведен новый каменный фундамент, стены снаружи и внутри покрыты тесом; на новом большом куполе звезды, шар и кресты позолочены листовым золотом. Ок. 1860-1861 гг. в Н. Л. м. была возведена 2-этажная гостиница. В 1866-1867 гг. перестроен Варваринский храм, к-рый стал 3-престольным: центральный престол освящен в честь Вознесения Господня, правый - во имя вмц. Варвары и левый - во имя свт. Митрофана Воронежского. Центральная часть храма завершена деревянным куполом, покрытым листовым железом. Все кресты и шары были позолочены, крыша окрашена зеленой краской. Церковь отапливалась 4 каменными печками. Настоятельница (1891-1915) игум. Евфалия I (Лебедева; 20 окт. 1915) в связи с большим числом паломников инициировала строительство второй 2-этажной гостиницы, а также нового келейного корпуса. В 1891 г. игум. Евфалия была награждена наперсным крестом, в 1898 г.- серебряной медалью в память царствования имп. Александра III Александровича, в 1900 г.- золотым наперсным крестом, в 1907 г.- крестом с драгоценными украшениями из Кабинета Его Императорского Величества. К 1908 г. Н. Л. м. владел 103 дес. земли. В обители проживали игумения, 67 монахинь, 13 рясофорных послушниц, 70 указных и 259 временных послушниц. В 1858 г. по благословению митр. Киевского и Галицкого Филарета при игум. Филарете в Н. Л. м. открылось 6-классное духовное жен. уч-ще, где обучались ок. 40 девушек из семей духовного звания и сироты. Уч-ще располагалось в деревянном флигеле с 3 кельями. Кроме Закона Божия и общеобразовательных предметов изучались музыка, пение, нем. и франц. языки. Воспитанницы занимались шитьем одежд и облачений, вышиванием и вязанием, изготовлением декоративных цветов. Для преподавания нек-рых предметов приглашали учителей из Златопольской гимназии. В 1878/79 уч. г. в уч-ще находились 82 воспитанницы, 30 из к-рых - сироты из бедных семей на полном монастырском пансионе. С 1863 г. митр. Киевский Арсений, посетивший Н. Л. м. и уч-ще, выделял 200 р. ежегодно на содержание воспитанниц. По указу Киевской духовной консистории от 16 дек. 1887 г. уч-ще стало 2-классным.

http://pravenc.ru/text/2566174.html

— Нет, и имя это впервые слышу, — удивилась новоявленная насельница Святой Земли. — Расскажите, пожалуйста. — Архимандрит Филумен восстанавливал монастырь у колодца Иакова в Самарии. Был подвижником, вел очень строгую жизнь. Колодец Иакова почитается как священное место и евреями, и мусульманами. Иудеи требовали, чтобы отец Филумен убрал крест и иконы от Иаковлева колодца, потому что они не могли смотреть на них: крест и иконы мешали им молиться. Но отец Филумен настаивал на том, что колодец Иакова был и остается православной святыней, что здесь место, где был Господь, где Он беседовал с самарянкой. Ему угрожали, на него оказывали давление. Он чувствовал, что его стараются «убрать» с этого места, но стоял твердо. Мученическую кончину архимандрит Филу-мен принял в храме, который он восстанавливал. Произошло это 29 ноября 1979 года. Убийцы вошли в храм, когда отец Филумен служил вечерню. Он вышел к ним в епитрахили. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны — сверху вниз и от уха до уха, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки, которыми складывается знак креста. Когда он постарался выйти из церкви и позвать на помощь, топором усекли ноги в коленях. После убийства они осквернили церковь: разбили распятие, разбросали и изгадили святые сосуды. Через три года поступило предложение открыть гроб отца Филумена… Когда в 1983 году открыли гроб, обнаружилось почти полное нетление мощей. Его руки легко сгибались. Правая нога от лодыжки и ниже истлела, потому что убийца усек ее топором, истлели и пальцы на левой ноге. Все остальное тело было нетленным. А лицо, искалеченное ударом топора, сияло нетленной красотой, даже шрамов от ран не осталось! — Господь победил! — вырвалось из груди матушки Софии радостное восклицание. — И нам всем это была весть, — согласилась матушка Евфалия. — Не нужно бояться, без Божьей воли ничего не совершается в этом мире. За разговором незаметно промелькнула дорога до монастыря преподобного Феодосия Великого. Матушка Евфалия рассказала, что великим святой был назван, потому что был начальником всех первых общежительных монастырей в Палестине, которых в четвертом веке было немало. Монастырь стоит на пустынном ровном месте. Неподалеку отсюда знаменитое «Поле пастушков», где вифлеемские пастыри первыми услышали весть о рождении в мир Сына Божия. Храм здесь выстроен заново уже в XX веке, но главная древняя святыня находится в стороне от храма.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

«О пресвятая Дево Богородице, в скорбех наших едино утешение, Тобою, Дево Богородице, пение послушника Афонского чудесно дополнися: восполни убо и наша силы духовныя, яко да возможем достойно пети тя, воистину рождшую Спасителя миру», – так начинается одна из молитв перед иконой «Достойно есть», записанных в тетрадях отца Павла. «Достойную» Троицкого храма, привезенную с Карейской горы иеромонахом Иосифом в 1915 году, несли на руках со станции Шестихино до села Верхне-Никульского более десяти километров по проселочной дороге. Говорят и так, что «Достойную» несли на руках от самого Афона... Из всех святынь своего храма отец Павел выше всего ценил икону Божией Матери «Достойно есть» – и главный праздник в его церкви был 24 июня, когда съезжались на «Достойную» сотни людей отовсюду. Однажды на праздновании «Достойной» батюшка вошел в алтарь, поднял голову и громко крикнул три раза: – Отец Иосиф! Отец Иосиф! Отец Иосиф! Слышишь меня? У о. Павла была удивительно сильная духовная связь со всеми, кого он поминал в молитвах – и с живыми, и с мертвыми... Видимо, и в этот момент батюшка духом был с иеромонахом Иосифом – «виновником торжества» чудесного образа в Троицком храме. Отец Иосиф после революции был расстрелян в застенках Петербургской тюрьмы... В иконе «Достойно есть» помещены частицы мощей трех святых угодников Божиих: мученика Трифона, священномученика Харалампия и преподобного Нила Синайского . Под покровом «Достойной» храм в Верхне-Никульском остался нетронутым в годы гонений, только где-то уже перед войной с колокольни Троицкого храма скинули колокола. «Как была заварушка в 30-е годы, их и своротили». Один колокол был такой огромный, что не проходил в проем колокольни, до сих пор в кладке видны большие выщербины от литых боков сверженного колокола. В войну, говорят, хотели перелить колокола на пушки. По другим сведениям, колокола Троицкого храма звонили «еще при монахинях, что в сторожке жили». Монахини Мологского Афанасьевского монастыря Маргарита (Введенская) и Евфалия жили при Троицком храме в левой сторожке для священников. «Они уехали из Мологи скрываться и сюда доехали». Трудно сказать, какие это годы – 30-е или 40-е. Монахиня Маргарита умерла еще до о. Павла, а монахиня Евфалия (тетя Фаля) купила домик недалеко от церкви, помогала о. Павлу на службах – пономарила, кадило подавала. Батюшка ее и хоронил.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

    Пр. Агафон. В Деян. св. (Oct. IX. 890—908) в исследовании говорится, что он жил в Скитской пустыне, пришел в пустыню ок. 364 года, в 392 году имел учеников и скончался ранее 435 года. Помещены затем изречения его из жизней отцов Росвейда и достопамятных сказаний. См. Христ. чтен. 1821. ч. 2.     Мученики от Лонгобардов. По чтению места в беседах Григория Двоеслова о сих мучениках (кн. III, гл. 27 и 28) видно, что из 400 большая часть пострадали (sed ех eisdem capimivis maxima multitudo...) Сн. Деян. св. Mart. 1. 142.     Св. Евфалия. В синаксаристе Никоима о ней следующее сказание: св. Евфалия была из Сицилии, имела матерь язычницу также Евфалию страдавшую течением крови: но свв. мучч. Алфий, Филадельф и Киприн (память их 10 мая), во сне явившись ей, обещали исцеление, если она уверует во Христа, она крестилась, исцелилась, крестила и свою дочь. Но сын ее Сермилиан, узнав о сем, едва не задушил матери, только с помощию служанки она вырвалась у него и убежала. Сестра же его Ефифлия, исповедав пред ним себя христианкою, жестоко бита и отдана слуге на растление, но она его ослепила молитвою и усечена мечем от брата.    В Деян. св. (Aug. VI. 12) тоже сказание из пролога. Полное сказание об ней в житии Алфия, Филадельфа и Киприна (Mai Т. II. 502). Время кончины их по сему житию полагается около половины 3 века. Кайетан относит кончину Евфалии к 267 году (De vitis Siculorum). 3     Евтропий, Клеоник и Василиск. Житие или мучение их, помещенное в печатных славянских минеях из рукописных древних славянских, неизвестно ни Фабрицию, ни Болландистам. Никодим в синаксаристе указывает также на мучение их, помещенное в сборнике — Ефреме.     О Пиаме сказание в Лавсанке Палладия. У Филарета (Подвижницы восточной церкви) она называется Пиамука. Другие называют ее Пиамун, что значит: матерь, питательница. 4     Пр. Герасим. В Деяниях св. (Mart. 1. 386) житие его также, как и в слав. минее, составлено из жизнеописания св. Евфимия, написанного Кириллом ок. 555 года, из жития Кириака и их Лимонаря или Луга, духовного Иоанна Мосха, который слышал о подвигах Герасима от старцев обители его. В это время жил еще стосемилетний Кириак, современник пр. Герасима Кириллом в житии Евфимия день кончины пр. Герасима означен 5 марта. Болландисты Константина Погоната, при котором по прологу жил св. Герасим (против чего сделано замечание в минее Димитрия ростовского; ибо пр. Герасим скончался за сто лет до сего царя), заменяют Феодосием младшим. В синодальном греч. прологе XV в. 364 сказано, что житие преподобного передано Софронием при Константине Погонате — вот где объяснение ошибки прологов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В степень общежительного монастыря община была возведена 10 мая 1889 г. Первой строительницей монастыря стала игуменья Устиния. Монахини имели скотный двор, конюшни, гумно и амбары. Возле монастыря разбили первый в городе плодовый сад. В 15 верстах от Бугульмы, у села Спасское на реке Шалтанке обитель владела 520 десятинами пахотной земли, с которой собирали богатый урожай зерновых. При монастыре действовала женская церковно-приходская одноклассная школа, где дети обучались бесплатно. Преподаватели жалованье не получали. Заведовала школой игуменья Евфалия, обучали девочек священник монастыря Сердобов и учительница рукоделия. Согласно Положения обучение проходило на средства местных обществ и пожертвований частных лиц. За короткий период монастырь отличился своей подвижнической деятельностью, о чем свидетельствует тот факт, что по случаю коронации Их Императорского Величества Николая II в 1894 г. определением Святейшего Синода были награждены наперсным крестом настоятельница обители игуменья Евфалия и священник Микулинской церкви Афанасий Богородицкий. По названию монастыря названа и главная улица города, и по сей день часть этой улицы носит название Казанской. Из книги: А. Елдашев «Игуменья Маргарита Мензелинская» - издат.дом «Логос», Казань-2013 г. 9 июля в Бугульме на территории Казанско-Богородицкого женского монастыря состоялась закладка монастырской стены. Молебен перед началом всякого благого дела совершил епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий. По окончании церемонии владыка поздравил присутствующих со знаменательным событием в жизни возрождающейся обители. Напомним, в настоящее время ведутся переговоры по передаче Русской Православной Церкви игуменского дома, монастырского погоста и келейного корпуса, находящихся в управлении учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=33852

11–12; Иона 1. 1–4). 1-я пол. IV в. (Lond. Brit. Mus. Orient. 7594) В наст. время известно более 5 тыс. арм. библейских рукописей. Их состав и последовательность канонических книг отличаются. Первые полные арм. Библии (напр., изд. 1269 г.) включают: Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-ю Книги Царств, 1-2-ю Книги Паралипоменон, 1-2-ю Книги Ездры (как в LXX), Книги Неемии, Иова, пророков Исаии, Иеремии, Варуха, Плач Иеремии, Книги 12 пророков, Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, премудрости Соломона, пророков Даниила, Иезекииля, Есфири, Иудифи, Товита, 4 Евангелия, Откровение Иоанна Богослова, «Успение Иоанна», 14 Посланий ап. Павла, «Молитву Евфалия», Деяния св. Апостолов, Соборные Послания ( Renoux. 1997). Как и в греч. традиции, мн. арм. рукописи содержат Молитву Манассии и Пс 151. Первопечатное издание арм. Библии (Амстердам, 1666-1668) следовало порядку книг в Вульгате. Первое критическое издание полной Библии Ованнеса Зограбяна (Венеция, 1805), признанное Армянской Церковью нормативным, содержит следующие книги: Пятикнижие, исторические и поэтические книги ВЗ, Книги пророков: Исаии, 12 малых пророков, Иеремии, Иезекииля, Даниила; 4 Евангелия, Деяния св. Апостолов, 7 Соборных Посланий, 14 Посланий ап. Павла (Послание к Евреям - между 2-м Посланием к Фессалоникийцам и 1-м к Тимофею), Откровение Иоанна Богослова. В приложение вошли Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 3-я (4-я) Ездры, Молитва Манассии, апокрифические 3-е Послание к Коринфянам, «Успение Иоанна», «Молитва Евфалия». Новый перевод 1994 г. по составу и последовательности расположения книг следует изданиям Библейских об-в. Канон коптской Библии Хотя 39-е праздничное Послание свт. Афанасия было очень быстро переведено на копт. язык, наибольшим авторитетом в Коптской Церкви пользовался список канонических книг в составе Апостольских канонов (на него еще в XIII в. ссылается ас-Сафи-ибн аль-Ассаль). Однако рукописная традиция этого списка на копт. и араб. языках имеет множество вариантов.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010