1Кор.10:25 .  Все, что про­дает­ся на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 1Кор.10:26 .  ибо Го­с­по­дня земля, и чтó наполняет ее. «Для спокойствия совести» – правильнее: по совести ( δι τν συνεδησιν). Эти слова относятся к выражению: «без всякого исследования», представляя их разъяснение. Ап. хочет сказать: «ешьте, не расспрашивая о мясе, раз вам в этом не препятствует ваша совесть!» – «Господня земля». Все, что наполняет землю, след. и мясо, принадлежит Господу. Говорят (Heinrici), что эти слова Псалма 23 ( Пс.23:1 ) входили у евреев в состав застольной молитвы. 1Кор.10:27 .  Если кто из неверных по­зовет вас, и вы захотите пойти, то все, пред­лагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. «И захотите пойти». Ап. не запрещает принимать приглашения язычников, раз с ними христианина связывают семейные, дружеские или деловые отношения. Но он предполагает, что верующий сначала обсудит вопрос, идти ему или не идти: об этом ясно говорит выражение: «если захотите» – точнее: «если решите». 1Кор.10:28 .  Но если кто скажет вам: это идоложертвен­ное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Го­с­по­дня земля, и чтó наполняет ее. 1Кор.10:29 .  Совесть же ра­зу­мею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? «Если кто...», т. е. кто-нибудь из гостей, также христиан. – «Ради него», т. е. чтобы не побудить слабого в вере соблазниться примером сильного и не побудить слабого съесть кусок идоложертвенного мяса против своей совести. – «Ради совести» – т. е. чтобы не смутить совесть слабого своим поступком; даже если слабый и не вкусит идоложертвенного мяса, он все-таки приведен будет в смущение, когда увидит, как другой христианин ест это мясо. – «Ибо господня земля...» – это повторение цитаты из XXIII Псалма здесь не должно бы иметь места, как видно из многих древних кодексов Нового Завета, где ее не имеется. Наш Textus Receptus заимствовал ее у диакона Евфалия. – «Совесть же разумею не свою». Сильный верою, отказываясь на обеде у язычника от мяса идоложертвенного ради пользы своего брата – слабого по вере, этим самым вовсе не отказывается от своих убеждений и прав; совесть его остается независимою от совести его брата по вере даже и тогда, когда он соразмеряет свое поведение с требованиями совести слабого. – «Ибо для чего...», т. е. «какую пользу принесло, если бы о моей свободе высказано было суждение по чужой совести?» За обедом не должно возникать никаких пререканий между христианами из-за яств – это бы только унизило достоинство их веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Особый элемент Л. а.- т. н. Аммониевы главы и каноны Евсевия (или аппарат Евсевия). Деление текста на параграфы связывают с именем Аммония Александрийского, составившего в III в. евангельскую гармонию (считается утерянной). Число Аммониевых глав в рукописной традиции колеблется (в среднем Мф имеет 355 глав, Мк - от 233 до 241 (в зависимости от окончания), Лк - 342, Ин - 232). На основании этой нумерации Евсевий Кесарийский составил 10 таблиц, в к-рых отмечены параллельные и уникальные места в Евангелиях. Правила использования описаны им в соч. «Послание к Карпиану», к-рое в средневек. рукописях традиционно переписывали вместе с таблицами (хотя на практике их перестали использовать очень рано, что постепенно привело к повреждению аппарата, к-рый сохранил исключительно декоративное значение). Система прологов более разнообразна в лат. традиции (известны т. н. антимаркионитские прологи к Евангелиям, маркионитские прологи к Павловым Посланиям, каноны Присциллиана к Павловым Посланиям, Прологи блж. Иеронима Стридонского; подробнее см. в ст. Прологи ). На Востоке большее распространение получил т. н. аппарат Евфалия. Идентификация личности Евфалия и оригинальный состав его издания остаются предметом научных дискуссий. Часть исследователей считали Евфалия егип. клириком (александрийским диаконом), жившим в IV-V вв. (Л. А. Дзакканьи, И. Я. Веттштейн, Ф. Конибир). Другие отождествляли с епископом г. Сулки (Сардиния), жившим в VII в. (Г. фон Зоден, В. Буссе). Однако против этой гипотезы говорит то, что аппарат Евфалия встречается в рукописях с готским переводом Вульфилы. Возможно, епископ г. Сулки подготовил 2-е издание Евфалиева аппарата. Существует также гипотеза, что имя Евфалий является случайно или намеренно искаженным именем Евагрий. Сторонники этой гипотезы отождествляют создателя аппарата с Евагрием Понтийским (А. Эрхард) или Евагрием Антиохийским (Дж. А. Робинсон, Дж. Н. Бердсалл). Однако в самом аппарате, прежде всего в прологах, никаких еретических идей не встречается.

http://pravenc.ru/text/2463365.html

Таково вот оно, на Руси у нас давно. Трудись в поте лица, а облегчения труда не жди. За троих работай один. А награды? Получишь две, одну по лбу, а другую по затылку. Май. 7, Понедельник. Мнение о выше помянутой синайской рукописи я начал писать 27 апреля, а сегодня кончил эту работу свою. 14, Понедельник. Пошла моя битка в конь. Мнение представлено Ахматову при письме: Ваше Превосходительство! Представляю Вам при сем мое мнение о синайской рукописной Библии , переданной Тишендорфу для печатания в Лейпциге. Благоволите прочесть это мнение и предложить оное, кому следует, на рассмотрение. Не мне решать вопрос: надобно ли издать в свет эту опасную рукопись и ежели надобно, то не лучше ли предварительно рассмотреть ее здесь, уже напечатанную и по рассмотрении обнародовать с ученым предисловием нашим; но я желал бы теперь же напечатать свое мнение о ней отдельной книжкой, без всяких изменений его, с присовокуплением фотографических снимков с тех отрывков ее, какие находятся у меня под руками. Заявляя это желание, я имею в виду лишь одну цель, – предварительное ознакомление учащих и учащихся, мыслящих и читающих, сомневающихся и верующих, ознакомление с такой напечатанной рукописью, которая во всем христианском мире породить сомнения огненные и прения рьяные и разделить его на две стороны, пока они не воссоединятся силой истины. Гром не слишком страшен, когда мы предварены слышными издалека раскатами его; но он многих потрясает, а иных и убивает, когда среди ясного дня разражается внезапно. Мое семя посеяно. Ожидаю всхода его. NB. В 31 день мая Ахматову послана была следующая заметка об исправлении в моем мнении хронологической неточности: Было написано: Исправить должно: В статье 2-й о времени появления рукописи: Усмотрев, что многие страницы в Новом Завете синайском написаны стихомерно по образцу издания александрийского диакона Евфалия, жившего около 446–450 года. Евфалия, который жив был в 462 году. Синайский текст В. и Н. Завета написан после 450 года. написан после 462 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

—174— XVI. 3. 3387. А: Каллист со своими приверженцами бесстыдно пытались αυτος καθολικν κκλησαν ποκαλεν. Но в цитате из (сочинения? или устно сообщённого автору учения) Ператов: καθολικς φις, φησν, οτς στι σοφς τς Εας λγος... ατη δ, φησν, μτηρ πντων τν ζντων, κοιν φσις, τουτστι θεν γγλων, θαντων θνητν, λγων λογικν (ib. 3174) – термин имеет древнее классико-филоновское значение „всеобщности“, обще-действенного, универсального начала, – близкое и к христианскому понятию „соборности“. Брат Григория Богослова Кесарий l-e Петра называет γγραφον καθολικν πιστολν (Quaest. 1 Μ. 38:858). Этим термином, без объяснения, называются послания и у Евфалия но повид. толкующего как διδασκαλικς (Μ. 85 668. 676. 680). Также и для Евсевия термин не ясен и во всяком случае уже не имеет значения „соборности“. Это видно из того, что послания Дионисия Коринфского к частным церквам он называет кафолическими. Такой же вывод получается из II. 23. 25. р. 92: πρτη (’Ιακβου πιστολ) τν νομαζομνων καθολικν πιστολν εναι λγεται στον δ ς νοθεεται μν (ο πολλο γον τν παλαιν ατς μνημνευσαν, ς οδ τς λεγομνης οδα, μας κα ατς οσης τν πτ λεγομνων καθολικν), μως δ σμεν κα τατας μετ τν λοιπν ν πλεσταις δεδημοσιευμνας κκλησαις. Правда, Евсевий, кажется, ещё не отожествляет καθολικς с μολογομενος, ибо послание νοθεεται, но и прибавка νομαζομνων показывает, что термин неясен для Евсевия и есть только принятое название особого круга новозаветных писаний. Впрочем дальнейшее „μως“..., даёт видеть, что Евсевий не далёк от отожествления термина с κανονικς и νδιθηκος. Потом в перечислении апостольских посланий он говорит III. 1. 3. 99: Πτρου μν πιστολ μα, λεγομνη ατο προτρα, νωμολγηται τατ δ κα ο πλαι πρεσβτεροι ς ναμφιλκτ ν τος σφν ατν κατακχρηνται τν δ φερομνην δευτραν οκ νδιθηκον μν εναι παρειλφαμεν, μως δ πολλος χρσιμος φανεσα μετ τν λλων σπουδσθη γραφν: о „Деяниях Петра, Евангелии, Проповеди и Апокалипсисе“ (апокрифы), говорит, что они „οδ λως ν καθολικος σμεν παραδεδομνα, ибо ни из древних, ни из наших современников никто не воспользовался свидетельствами из них. В дальнейшем изложении истории я своевременно постараюсь вместе с преемствами

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приветствует сего Амфилохия (впоследствии, вероятно, епископа Иконийского) с вступлением в должность судебного ходатая и просит для первого опыта принять на себя ходатайство по делу Евфалия (364)  . Подопри золотыми столпами счастливый свой чертог, как говорит Пиндар, и добрым началом в настоящей должности дай нам знать о себе, что построишь и чудный дом, явясь в нем славным. А как дашь о себе знать? Воздав честь Богу и божественному; ибо что для тебя сего важнее и выше? А как же и чем воздашь честь? Тем одним, что примешь на себя попечение о предстоящих Богу и о служителях алтаря. Один из них — сослужитель наш Евфалий, которого, когда уже поступил он в высший чин, не знаю почему, намереваются исключить из него воинские начальники. Не потерпи этого и простри свою руку к диакону и ко всему клиру, а более всех ко мне, о котором печешься ты. Иначе этот человек потерпит самую горькую участь, один не воспользовавшись человеколюбием настоящего времени и той честью, какую воздают цари священным лицам. Но может быть, подвергается он оскорблению и лишению за дружбу ко мне. И прекрасное дело — тебе не допустить до сего, хотя другим хочется не очень прекрасного дела. 10.  К нему же (160) Его же ходатайству поручает дело племянника своего Никовула, мужа Алипианы, дочери Горгониевой. Хвалю изречение Феогнида, который, не одобряя дружбы, продолжающейся только пока пьем и бываем вместе, хвалит дружбу, выказываемую на деле. Что же он пишет? За чашею много бывает друзей, f в важном деле их мало. Мы с тобой не пивали из одной чаши и вместе бывали не часто (хотя, конечно, надлежало быть этому и по нашей дружбе, и по дружбе наших отцов), требуем же друг от друга благорасположения в делах. Предстоит подвиг, и даже очень важный, потому что сын наш Никовул находится в неожиданных хлопотах, от кого всего менее думал иметь беспокойство. Потому прошу, приди и помоги, как можно скорее произнеся суд и защитив, если найдешь нас обиженными. А если не так, то по крайней мере не передавайся на противную сторону, за малую корысть отдав свою свободу, которой всегда ты пользовался, как знаем по общему всех свидетельству. 11.  К Василию Великому (11)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

В этом году Анечка закончила исторический факультет по кафедре искусствоведения. Тему диплома выбрала сложную «Древне-русская книжная миниатюра» — вот откуда начитанность! Все лето проработала на Валааме экскурсоводом, таким образом обрела опыт монастырской жизни. Потом я поняла, что наверняка видела Анечку на Валаамском подворье в Питере, когда работала там в воскресной школе, но она тогда была совсем маленькой, и радостно было узнать, что не все подросшие дети оставляют храм.  Паломничество на Святую Землю помогает обновить веру, укрепить ее, потому что тот, кто с детства получил веру от родителей, в сознательном возрасте встает перед вопросом личного выбора – есть ли у него личный опыт богообщения, знает ли он живого Бога или только исполняет «военную обязанность» (это в лучшем случае). Мое общение с Анечкой было как будто бы встречей с теми детьми, которым я преподавала двадцать лет назад в воскресной валаамской школе – и утешением.  Но это была еще и печальная встреча с собственной юностью.И я была когда-то такой устремленной к новому, чистому, светлому, высокому. При таких встречах видишь, как многое потеряно, об этом сказано в ахматовских строчках: «Вместо мудрости – опытность,/Пресное, не утоляющее в жажду питье,/А юность была как молитва воскресная,/Мне ли не помнить ее». Но вы не подумайте, что Анечка аутсайдер, она вполне современная девушка. В дороге Анечка ориентировалась по карте (в автобусе работал вай-фай) так мы следили мимо каких поселений проезжаем, что ждет впереди и сколько еще осталось ехать до цели путешествия. По моей просьбе она с легкостью находила мне библейские и евангельские цитаты, так как текст Библии у нее был закачан в телефон. Писала смс-ки друзьям, следила за новостями. Дай Бог ей найти себя в этом мире, не потеряться и не потерять главное. А я так рада за Анечку, что у ее самостоятельной жизни такое прекрасное начало – паломничество на Святую Землю. А теперь мы едем к любимым местам Спасителя – на Галилейское озеро. Обращаем внимание на груды камней по пути. Матушка Евфалия вспоминает библейского Екклесиаста: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни» ( Еккл. 3:5). Вся земля Палестины очень камениста. Перед тем, как обрабатывать землю, пахать и сеять, необходимо предпринять большой труд по сбору этих камней. Их собирают и складывают в кучи. После этого земля пригодна к обработке. Но, когда на страну нападал враг, эти камни опять разбрасывали, чтобы сделать землю непригодной для жизни. Оказывается красивое, ставшее крылатым выражение, имеет под собой реальную подоплеку. На Святой Земле многие отвлеченные понятия становятся реальностью.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Хотя потом где-то прочла, что траву и цветы здесь рвать запрещается, если стражи порядка увидят, назначат большой штраф. Но на границе ничего не сказали — и траву, и камни, и посох — все привезла домой. Буду делать специальный уголок Святой Земли в нашем доме. Закончить краткий рассказ о паломничестве на Иордан хочу цитатой из замечательной книги писем о Святой Земле: «Спасаешься не соприкосновением со Святыней, а собственным трудом и, если нет Святости и благоговения внутри, то Святыня не освящает жестокого сердца, а лишь касается его, зажигая огонек, а раздувать его надо самому. В душе должен течь свой Иордан, со своими берегами и изумрудными водами, глубокий, полноводный Иордан – и тогда об истинном Иордане возрадуешься и ощутишь его благодать надолго» . Как правильно был составлен наш маршрут: после укрепления и физического и духовного, которое мы получили на Иордане, поехали в то место, которое требует особого напряжения всех сил — на гору Искушения. Почему-то, когда подъезжали к этой мрачной горе, вспоминалась детская горка, которую мы каждый день проезжали мимо, двигаясь из Горней в очередное путешествие. Детей добровольно посылают в пасть чудовища, искушающего человечество на протяжении всей его истории. Матушка Евфалия обратилась к нам через микрофон: «Кто хочет подняться на фуникулере? Гора крутая, он довозит до середины». Желающих не нашлось, потом мы этому порадовались, оказывается, рядом со стоянкой фуникулера устроен ресторан, в котором звучит развеселая музычка, совсем не соответствующая месту. Хотя, может, и соответствует такая музычка такому месту, и то, что вся гора засыпана мусором и объедками, которые выбрасывают из ресторана, и то, что кругом вьются рои мух — это нормально. «Повелитель мух» явно не покидал место сие, и попрошайки тут особенно приставучие, и черные они, как эфиопы, один из них и вообще страшноватым показался. А прямо на стене цацки выставлены для торговли — бусы, браслеты, серьги. С посохом подниматься в гору было легко, хватало сил и на то, чтобы смотреть по сторонами и вниз.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Скоро твои дурные черты характера опять дадут себя знать, и опять захочется туда, где ты пережил особую близость евангельского Христа, и где было стыдно распускаться, надо было стараться держать себя в состоянии собранности. Матушка Евфалия сказала нам, что «Иерусалимский синдром» заставляет многих людей чуть ли не каждый год ездить на Святую Землю, они уже не могут жить без этого ощущения особой близости Бога и всего божественного к душе. Но правильно ли это? Землю делает святой подвиг живущих на ней. Недаром первая передача, которую я посмотрела, вернувшись из Иерусалима, была посвящена Бутовскому полигону. Это был мне ответ – наша земля так обильно полита кровью мучеников, что она несомненно свята, особенно в тех местах, которые называют Русской Голгофой. А их – не счесть, почти в каждом храме пострадал кто-то из духовенства и прихожан. О необходимости сознательной борьбы с «иерусалимским синдром» нашла слова у отца Андрея Ткачева, уважаемого современного автора: «… властно звучит уже иная нота: пора успокаиваться. Посмотрели, поездили, пофотографировались. Лучше стали? Не думаю. По крайней мере, улучшения не очевидны и не массовы. Время требует углубления трудов, работы именно вглубь, а не по площадям. Я из своего небольшого и скомканного паломнического опыта вынес, по крайней мере, несколько выводов. Вывод первый. Тот, кто ездил к святыням ничуть не лучше того, кто никуда не ездил. Хуже может быть, лучше – вряд ли. Хуже может быть потому, что имеет повод к высокомерию, к рассуждению о вещах высоких, к которым, якобы, прикоснулся. Прикосновение внутреннее ко Христу от перемещения в пространстве не зависит. (Читай разговор Христа с самарянкой) Хуже может быть еще и потому, что с него спрос больше. Многое далось – многое спросят. Один паломник мне так и сказал после посещения Афона: «Афон на Афоне остался, а я домой приехал. Я это я, а Святая гора Святой горой осталась». Другой говорил, что Афон это – люди, а не что иное. Есть живые носители подлинного опыта – едь и сиди у ног их. Никуда не ходи, не накапливай впечатлений. Сиди и прислушивайся к голосу человека, умеющего молиться, и к своему сердцу, молиться не умеющему.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

И это разделение на capitula скоро утвердилось, не получив впрочем в древнейшей церкви особенного значения. – По отношении к Евангелиям возникло двоякого рода разделение на главы: одно разделение на малые главы и другое на несколько большие главы. Разделение на малые главы принадлежит Аммонию и Евсевию 1449 . Еще в третьем веке некто Аммоний, чтобы облегчить сопоставление и сравнение параллельных мест, чтобы составить монотессарон, гармонию четырех Евангелий, потрудился особо переписать каждый отдельный рассказ и обозначил их цифрами. Этот-то монотессарон Аммония и был, с некоторыми улучшениями, переработан Евсевием в его canones evangelici 1450 . Большие главы, неизвестный виновник которых жил кажется в 6-м веке и которыми пользовались при разделении новозаветных книг Евфимий и Феофилакт в 11-м и 12-м веках, суть так называемые ττλοι, breves, названный так потому, что каждому из этих отделений предшествует надписание, τιτλος, общий обзор, breviarium 1451 . Далее, для книги Деяний и посланий Евфалий в своих стихометрических изданиях принял разделение на главы, ϑεσις εφαλαων 1452 , мысль о котором, по словам Евфалия, пришла одному из самых достойных и мудрых его предшественников. Вероятно под ним надобно разуметь Феодора Мопсуетского в конце 4-го и начале 5-го века; тем не менее сам Евфалий определенно разделил Деяния и Соборные Послания на εφλαια 1453 . Наконец Андрей Каппадокийский (из Кесарии Каппадокийской) в 6-м веке разделил в своем Комментарии Апокалипсис на 24 λογοι и 72 εφλαια. – Все эти деления на главы, одни деления пользовавшиеся большим значением чем другие, не без запутанности, продолжаются, и в средние века, пока (по обыкновенному предположению) кардинал Гугон (ум. 1262 г.), чтобы уничтожить спутанность в цитатах, установил в латинской Вульгате теперешнее разделение на главы, которое из Вульгаты в 15 веке перенесено и в греческий текст. Наконец новейшее деление новозаветных книг на самые малые части, на стихи, в сущности есть собственно иудейское изобретение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Дело в том, что там не просто констатируется голый факт наличности той или другой новозаветной книги, но каждая принимается в достоинстве апостольской и рекомендуется по обязательной для всех священности, а это указывает на ее раннейшее существование и церковное санкционирование. Фальсификат недавний, конечно, не мог сразу приобрести подобного исключительного авторитета, и одна повсюдность последнего несовместима с мыслью о подлоге. Разумеется само собою, что для появления литературных контрафакций должен быть основательный мотив в настойчивых запросах жизни, чтобы они не возникали ex abrupto и казались не чудесными, а натуральными продуктами для удовлетворения фактических потребностей. Обыкновенно думают и рекламируют, что в данном случае этим возбудителем было примирительное стремление, желавшее сгладить крайности петринизма и павлинизма и сблизить оба эти направления, почему образ эллинского миссионера приспособляется к Апостолу обрезания, который в свою очередь подгоняется к стилизированной личности Павловой, чтобы получилось нечто среднее, усвоенное и увековеченное «кафолическою» церковью. Едва ли такие тенденции соответствовали настроениям той эпохи, когда, напр., из Климентин нам слишком известно, что теперь приходилось не Павла уравнивать с Петром, а – напротив – Петра наделять речами и актами Павловыми. Всякое иное понимание и построение будет не историческим и, следовательно, не реальным, или фальшивым. нельзя отодвигать за границы апостольского века 373 , хотя точнейшую дату отыскать нелегко. Дееписательский рассказ прерывается на упоминании о двухлетнем пребывании Апостола Павла в Риме, и отсюда многие – еще со времен Евфалия – утверждали, что тогда именно и было составлено это Павлинисгическое творение, в наибольшей части посвященное жизнеописанию эллинского миссионера. Но это мнение опирается на шатком предположении об одновременности событий с их письменным изображением что всячески и всегда несправедливо принципиально и фактически. У новейших ученых присоединяется еще вспомогательный аргумент, будто – иначе – Лука не умолчал бы о дальнейшей судьбе своего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010