дома Абашишвили//Труды Ин-та истории и этнологии. Тб., 2012/2013. Вып. 12/13. С. 332-350 (на груз. яз.); он же. Материалы для истории мон-ря Пиргебули и его настоятелей//Грузинское источниковедение. Тб., 2013/2014. Вып. 15/16. С. 29-39 (на груз. яз.). Г. Чеишвили История М. е. с 1917 г. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. решением I Поместного Собора 8-17 сент. территории исторической М. е. вошли в состав новообразованной Тифлисской епархии. 19 марта - 13 июня 1922 г. титулярным Манглисским епископом был хиротонисанный во епископа 18 марта Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ), с 27 марта 1927 г.- хиротонисанный во архиерея архим. Ефрем (Сидамонидзе) (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ). 4 июля на IV Поместном Соборе ГПЦ было вынесено решение о выделении М. е. из состава Мцхетско-Тифлисской (Мцхетская и Тифлисская епархии были объединены на II Соборе ГПЦ 27 июня - 7 июля 1920), управляющим М. е. был назначен митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), отказавшийся принять должность кандидата во католикоса-патриарха всей Грузии, но согласившийся управлять Манглисской кафедрой при условии, что он останется настоятелем тифлисского храма Кашвети (Квашвети) во имя вмч. Георгия и будет жить в Тифлисе. Собор в виде исключения принял условия митрополита, его кафедрой был назначен Манглиси, резиденцией - Тифлис, «определение границ епархии» Собор постановил «доверить Синоду» (Стенограмма заседания Собора//Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 1859. Л. 1; Каллистрат (Цинцадзе). 1994. С. 79). В состав М. е. вошли территории исторической груз. пров. Сабаратиано (земли древних М. е. и Цинцкаройской епархии), зап. часть Тифлисского уезда - территории между Цхнети, Телети, Тетри-Цкаро и Манглиси. По состоянию на 14 мая 1929 г. в состав М. е. входило одно благочиние, к-рым в 1917-1937 гг. управлял настоятель кафедрального храма в честь Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Манглиси прот. Иоанн Читадзе, действовали 10 приходов: храм в Манглиси, ц.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

АЛЕКСАНДР Еп.Сергачский 100 АЛЕКСИЙ (Баженов) Еп.Тираспольский 101 АЛЕКСИИ Архп.Велико-Устюжский и Усть- (Бельковский) Вымский, вик.Вологодской епархии 103 АЛЕКСИЙ (Буй) Еп.Уразовский, вик.Воронеж­ ской епархии 105 АЛЕКСИЙ Еп.Медонский, вик.Экзарха (ВАН ДЕР МЕНСБРЮГГЕ) Московской Патриархии в За­ падной Европе 106 АЛЕКСИЙ (ГОТОВЦЕВ) Еп·Рыльский, вик·Курской Епархии 110 АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ) Митр·Волынский 112 АЛЕКСИЙ (ДЕХТЕРЕВ) Архп.Виленский и Литовский·· 114 АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН) Архп.Владимирский и Суздаль­ ский 116 АЛЕКСИЙ (ЖИТЕЦКИЙ) Еп.Боровский Калужской епар­ хии. 123 АЛЕКСИЙ (ЗАМАРАЕВ) Еп.Бежицкий, вик.Орловской епархии 124 АЛЕКСИЙ (КОНОПЛЕВ) Архп.Тульский и Белевский....126 АЛЕКСИЙ (КУЗНЕЦОВ) Архп·Сарапульский 128 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Экзарх Грузии, архп.Карта- линский и Кахетинский 130 АЛЕКСИЙ (ОПОЦКИЙ) Архп.Тверской й Кашинский....144 АЛЕКСИЙ (ОРЛОВ) Архп.б.Омский 147 АЛЕКСИЙ (ПАЛИЦЫН) Архп.Куйбышевский и Сызранский...148 АЛЕКСИЙ (ПАНТЕЛЕЕВ) Архп. Омский и Тюменский.149 АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) Митр. Таллинский и Эстонский....150 АЛЕКСИЙ (СЕРГЕЕВ) Архп.·б·Алма-Атинский .154 АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ) Патриарх Московский и всея Руси ..157 АЛЕКСИЙ (СОБОЛЕВ) Еп.Вологодский и Тотемский....168 АЛЕКСИЙ Еп.Волчанский 169 АЛИПИЙ (ПОПОВ) Еп.Старицкий, вик.Тверской епархии 170 АЛИПИЙ (ХОТОВИЦКИЙ) Еп.Винницкий и Брацлавский...171 АМВРОСИЙ (Гудко) Еп.б.Сарапульский и Елабужс- кий .173 АМВРОСИЙ (Хелая) Католикос-Патриарх Всея Гру­ зии и архп.Мцхетско-Тбилис- ский.175 АМВРОСИЙ (Казанский) Еп.Мелекесский, вик.Ульянов­ ской епархии .177 Амвросий (Ключарев) Архп.Харьковский и Ахтырский 178 АМВРОСИЙ (Либин) Еп.Лужский, вик.Ленинградской епархии ..188 АМВРОСИЙ (Полянский) Еп.Подольский и Брацлавский. 189 АМВРОСИЙ (Смирнов) Архп.Муромский .190 АМВРОСИЙ (Сосновцев) Еп.Мстерский, вик.Владимирс­ кой еп. (единоверческий)192 Амфилохий Еп.Угличский, вик.Ярославс- (Сергиевский-Казанцев) кой епархии .194 Амфилохий (Скворцов) Еп.б.Енисейский и Краснояр­ ский ..199 АНАСТАСИЙ Еп.Ямбургский, вик.Петро- (Александров) градской еп .202

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К северо-востоку от кафоликона находятся 3-нефное здание (трапезная или семинария) и квадратный зал с куполом и большим отверстием в центре (монастырская кухня). В др. мон-рях Тао-Кларджети (Отхтаэклесиа, Опиза, Хандзта, Берта, Шатберди) также встречаются просторные монастырские здания, архитектура к-рых похожа на постройки О. В селе к юго-востоку от кафоликона сохранились 2 небольшие зальные церкви, выстроенные из хорошо тесанного камня. Качество строительства и архитектурные детали (капители, карнизы, украшение окон) позволяют установить, что храмы были возведены теми же мастерами, что и кафоликон О. ( Такаишвили. 1952. С. 55-57). Ист.: Такаишвили Е. Археол. экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тб., 1952. Лит.: Winfield D. Some Early Medieval Figure Sculpture from North-East Turkey//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1968. Vol. 31. P. 33-72; Чубинашвили Г. Н. Цроми: Из истории груз. архитектуры 1-й трети VII в. М., 1969; Беридзе В. Место памятников Тао-Кларджети в истории груз. архитектуры. Тб., 1981; Castelfranchi M. Palestina - Tao - Athos: Sull " origine del Triconco Atonita//L " Arte Georgiana dai IX al XIV secolo: Atti del terzo Simposio Intern. sull " arte Georgiana, 1980. Galatine, 1986. Vol. 1. Р. 31-50; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjet‘i and Šavšet‘i. Stuttg., 1992; Eastmond A.Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park, 1998; Гагошидзе Г. Купольная церковь Хожорни: Из истории груз.-арм. культ. отношений. Тб., 2003 (на груз. яз.); Силогава И. Гивиашвили Рубрики: Ключевые слова: ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2581783.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Манглисско-Цалкская, митр. Анания (Джапаридзе). Мон-ри: Бедиани, Успения Пресв. Богородицы (ставропигиальный) (с. Бедиани, Тетрицкаройский р-н, жен., основан в XIV-XV вв., возобновлен в 1997); Олиангский, Рождества Пресв. Богородицы (с. Олианги, Цалкский р-н, муж., основан в 2005); Цалкский, Иверской иконы Божией Матери (г. Цалка, жен., основан в 2005); Цалкский, Успения Пресв. Богородицы (г. Цалка, муж., основан в 2005). Маргветско-Убисская, архиеп. Вахтанг (Ахвледиани). Мон-ри: Табакини, св. Георгия (с. Табакини, Зестафонский р-н, муж., основан в VI-VII вв., возобновлен в 1992); Убиси, св. Георгия (близ с. Убиси, Зестафонский р-н, муж., основан прп. Григорием Хандзтийским ок. 826, возобновлен в 2001); Нуниси, Рождества Пресв. Богородицы (с. Нуниси, Харагаульский р-н, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2006). Местийско-Земо-Сванетская (В. Сванети), еп. Иларион (Китиашвили). Мон-ри: Местийский, св. Георгия (ставропигиальный) (пос. Местиа, жен., основан в 90-х гг. XX в.); Тангили, св. арх. Михаила (с. Лахушти, Местийский р-н, муж., основан предположительно в IX в., возобновлен в 2005). Мцхетско-Тбилисская, архиепископ - Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. Мон-ри: Гелати, Рождества Пресв. Богородицы (ставропигиальный) (в 11 км от г. Кутаиси, Цхалтубский р-н, муж., основан в XII в. св. блгв. царем Давидом IV Строителем, закрыт в 1923, возобновлен 28 авг. 1988; находятся могилы блгв. царя Давида IV Строителя, прп. Иоанна Шавтели, блгв. царя Дамиана-Димитрия, свт. Гавриила (Кикодзе), мощи и частицы мощей св. ап. Фомы, святых Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Димитрия Солунского, Венедикта, Самсона, Емилиана, святителей Николая Мирликийского, Иоанна Златоуста); Самеба, Св. Троицы (ставропигиальный) (Тбилиси, гора Элиа, муж., основан в 2002 при кафедральном соборе Св. Троицы); Цхваричамиа, Вознесения Господня (ставропигиальный) (с. Цхваричамиа, Мцхетский р-н, муж., основан в 2003); Марткопи, Иверской иконы Божией Матери (с. Марткопи, Гардабанский р-н, жен., основан 25 февр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

О, соратниче сонму исповедников и юродивых, всечудне отче Гаврииле! Избраша издества жизнь ангельскую, облекся еси ты в схиму монашескую в пору торжества нечестия, и ныне содействием твоим даеши нам мудрость и стойкость и силу непобедимую для защиты Веры и Отечества нашего, ибо бесчисленные орды врагов Истины над Святым Православием и ныне, яко прежде, коварно надругатися тщатся, действуя повадками и силою лукавого зверя, для растления народов Божиих и претворения их в служителей тьмы. Мы же, во мгле греховной пребывая, не в силах есмы им противостояти, обаче ходатайством твоим, отче святый, умоли Христа Бога удостоити нас исполнения пророчеств твоих и явити нам Царя, на царство Богом помазанного, доблестнаго правителя и предводителя нашего. Яви его, яко явил еси Давида царя Израилю, дабы правити ему верою, добротою и истиною и жити заботой о народе нашем, языке Удела избранного Матерью Божией, дабы несл еси Крест Господень, неотступно следуя Ему в Вере Православной, дабы преумножил еси былую честь и крепость ея, дабы бесчисленные демоны окаяннством своим не смели паче хулити Христа Бога нашего в пределах ея и сквернити Святую Веру нашу. Всесильною и теплою молитвою твоею, отче наш, покрой и укрепи Святейшего и Блаженнейшего Католикоса - Патриарха всея Грузии, Архиепископа Мцхетско-Тбилисского и Митрополита Пицундского и Цхум-Абхазского, отца нашего Илию, всех патриархов Святых Православных Церквей Твоих и всех священнослужителей: митрополитов, архиепископов и епископов и весь священнический и монашеский чин, и весь причет церковный, и всех молящихся и подвизающихся в Церкви Святой Православной, и всех Православных Христиан! О, Святый отче наш Гаврииле! По заслугам твоим пред Господом, подобным подвигам апостольским, и ведая о великом твоем к нам милосердии, по завету твоему, со смирением молим ти об освобождении от музейного плена Нерукотворного Образа Спасителя нашего и водворения его в Соборную церковь имени Его святаго, в преддверии явления Ацкурского Нерукотворного Образа Пречистой Девы и Славного возвращения в страну Иверскую образа Портаитиссы, Вратарницы, „яко величайшей споручницы вызволения нашего от сатанинских сетей и искушений антихристовых " , по пророчествам святых отцов наших, ибо в знак наступления последних времен покинет образ сей Гору Афонскую и осветит паки Иверию, удел свой избранный.

http://pravicon.com/info-3979

621-624 624-625 625-628 ДИАТАКСИС в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии) 628-629 629-635 635-636 636-638 ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера 638-639 639-640 640-641 ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров 641-650 ДИВОН моавитский город, принадлежавший до исхода израильтян из Египта аморрейскому царству со столицей в Есевоне 650-651 ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви 651-652 ДИГЕСТЫ общее значение - деятельность или результат деятельности по распределению, упорядочению предварительно накопленного материала 652-657 ДИГНАГА виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики 657-658 658-659 «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии 659-662 662-663 663-666 «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи 666-675 676-677 677-686 ДИДУБЕ в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери жен. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 686-688 688-689 689-690 Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. 690-691 692-693 ДИКИРИЙ светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей, употребляемый за архиерейским богослужением 693-694 ДИКТИНИЙ († ок. 440), св. (пам. зап. 24 июля; впосл. 2 июня), еп. г. Астурика (совр. Асторга, Испания), богослов

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

1997. Т. 1. С. 48). Однако в летописной похвале этот момент отсутствует, так же как и в похвале О. из текста «Памяти и похвалы кн. Владимиру» Иакова Мниха. К сер.- 2-й пол. XII в. следует отнести и канон О., если отождествить названного в заглавии автора Кирилла Мниха с известным гимнографом еп. Туровским свт. Кириллом II (подробнее см. в разд. «Гимнография»). Очевидно, не позднее рубежа XII и XIII вв. написан тропарь О. («Оставивши лесть идольскую»), дошедший в составе серб. нестишного Пролога 1560 г. дьяка Симона, восходящего к среднеболг. оригиналу XIII-XIV вв. ( Иванова. 1999. С. 12; Павлова. 2008. С. 240). В месяцесловы память О. была внесена не ранее кон. XIV в., при этом в Евангелиях и Апостолах она, как правило, отсутствовала и позднее ( Лосева. 2001. С. 90). В 1547 г. причислена к лику святой равноапостольной. А. В. Назаренко Житие Активное строительство храмов во имя О. в России пришлось на XIX - нач. XX в. (известны посвящения О. приделов в XVII в., напр., в ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле), в кон. XIX - нач. XX в. возникло неск. монастырей во имя О. (в их числе Инсарский во имя святой равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Волговерховский во имя равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Ольгинский монастырь Мцхетско-Тбилисской епархии). Начиная с 90-х гг. XX в. традиция построения храмов во имя О. возобновилась. В 1913 г. в Российской империи был учрежден знак отличия св. равноап. кнг. О., в 1988 г. Ольги, святой равноапостольной, княгини, орден РПЦ, в 1997 г. на Украине - орден кнг. Ольги 3 степеней. Рукописная традиция Жития включает ряд проложных и пространных редакций. Старшими агиографическими текстами являются 2 краткие Проложные редакции. Одна из них, т. н. южнославянская (по классификации Карпова; древнейшая Проложная редакция в югослав. списках, по классификации Н. И. Серебрянского; 1-й вид Проложного Жития, по классификации З. А. Гриценко), встречается только в болгарских и сербских рукописях XIII-XIV вв. (известно 5 списков в составе прологов: САНУ.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

5. Содействие переводам на горские языки Священного Писания и богослужебных книг. Деятельность Общества оказалась успешной. К 1870 году на грузинский и осетинский языки было переведено все, нужное для православного богослужения. Подготовлены в семинариях и даже в Академиях кандидаты на священнические места. В 1880 году Общество имело 40 народных школ. Учительская семинария в Тифлисе была открыта еще в 1868 году. Помимо храмов на Кавказе были основаны два известных до нашего времени монастыря – в Пицунде и Ново-Афонский, недалеко от Сухуми на берегу Черного моря. Грузинская (Иверская) Церковь находилась в ведении Синода с 1783 года. Ее католикос Антоний II, брат последнего царя Георгия, с 1795 года управлявший также духовными делами в Имеретии, Мингрелии и Гурии, был членом Синода. В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи, в последующих годах к России присоединились и другие племенные объединения Кавказа. В 1811 году был Высочайше утвержден доклад Синода об образовании из тринадцати кавказских епархий двух: Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской. Мцхетскому митрополиту усвоялся титул Экзарха Священного Синода. Первым Экзархом был архиеп. Варлаам (князь Эристов), затем, с 1817 года, – владыка Феофилакт (Русанов) . В 1814 году в Тифлисе была учреждена Грузино-Имеретинская Синодальная контора под председательством Экзарха. В 1818 году по его представлению было преобразовано церковное устройство Грузии. Вводились русские церковные порядки, была открыта семинария в Тифлисе и приходские училища в нескольких городах. Экзарх, управлявший Карталинской и Кахетинской епархией, имел викарных епископов – Горийского и Алавердского. Существовали еще Имеретинская, Гурийско-Мингрельская и Сухумская епархии Экзархата. Православное миссионерское общество В 1865 году все русские Миссии, действовавшие до этого самостоятельно, получили верховное объединенное управление в виде вновь учрежденного в Петербурге “Миссионерского общества”. Оно состояло под Высочайшим покровительством супруги императора Александра II, императрицы Марии Александровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с 30.06.1605 по май 1606 лишён святительского сана и монахом заключён в монастырь Ермоген свт., избран; бывший митр. Казанский и Свияжский с 3.07.1606 до 1611 17.02.1612 (скончался в заточении от голода) Игнатий (самозванец) (повторно) поставлен поляками с 1611 по 1612 бежал в Польшу, где принял унию; около 1640 Межпатриаршество с 1612 по 1619 год. В этот период первенствующими митрополитами были: Ефрем, митрополит Казанский с кон. 1612 нач. 1613 26.12.1613 Иона (Архангельский) митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) с 1614 по 1619 временно заведовал патриаршими делами Филарет (Романов) наречён, бывший митр. Ростовский с 29.06.1619 10.1633 Иоасаф I, поставлен, бывший архиепископ Псковский с 06.02.1634 28.11.1640 интронизован с 27.03.1642 15.04.1652 Никон (Минин) возведён; бывший митр. Новгородский и Великолукский с 25.07.1652по 10.07.1658 отрёкся от патриаршей власти и удалился в монастырь, в 1660 лишён священства, в 1666 простым монахом заточен в Ферапонтов Белозерский монастырь; 17.08.1681 Питирим митр. Крутицкий (Сарский и Подонский) с 10.07.1658 по 5.08.1664 местоблюститель патриаршего престола митр. Новгородский и Великолуцкий Иоасаф II поставлен с 10.02.1667 17.02.1672 Питирим возведён; бывший митр. Новгородский и Великолукский с 7.07.1672 19.04.1673 Иоаким (Савелов) избран; бывший митр. Новгородский и Великолукский с 26.07.1674 17.03.1690 Адриан бывший митр. Казанский и Свияжский возведён с 24.08.1690 16.10.1700 Далее управление Русской Церковью передано сначала местоблюстителю митрополиту Стефану (Яворскому) с 16.12.1701, а затем, с 1721 года, – Святейшему Синоду. Патриаршество было восстановлено только в 1917 году. Алфавитный список епископий А АБХАЗСКАЯ, см. ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ АЗОВСКАЯ кафедра (1700–1711) Аккерманская, см. MOЛДOBЛAXIЙCKYЮ кафедру (викарии) (1811–1821) Аккерманская, см. КИШИНЕВСКУЮ кафедру (викарии) (1869 и далее) Аксайская, см. ДОНСКУЮ кафедру (викарии) АЛАВЕРДСКАЯ, см. ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ (1811–1817) Алавердская, см. ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ (викарии Мцхетско-Карталинской епархии) (1886 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010