Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перенесено христианами в Мцхет с великой честью и положено католикосом Самуилом IV под престолом мцхетского собора Светицховели. Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля/11 августа – в день славной кончины святого мученика. Роман Киржачский Преподобный Роман Киржачский – сподвижник и ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского (память 25 сентября/8 октября и 5/18 июля). В житии преподобного Сергия сообщается, что после введения в Троицкой обители по благословению святителя Алексия, митрополита Московского (память 12/25 февраля), строгого общежительного устава некоторые из братии стали роптать и выражали недовольство строгостью устава. Преподобный Сергий вынужден был оставить свою обитель и удалился на реку Киржач. Чувствуя духовное сиротство в разлуке с любимым старцем-игуменом, многие иноки решились уже покинуть и самую обитель Троицкую, в которой теперь все казалось так пусто и бесприютно… И как велика была радость их, когда они узнали, где пребывает их любимый наставник и отец. Они не могли более сносить разлуки, и один по одному стали переселяться на Киржач. Списатель жития Сергиева повествует, что при помощи Божией успешно была построена церковь и основана новая обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, где преподобный также ввел общежительный устав. Это было в 1371 году. Через три года, когда тревоги «мирского самоволия» прекратились, преподобный Сергий по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, возвратился в Троицкий монастырь. А из своих учеников преподобный Сергий избрал Романа, который был рукоположен тем же святителем Алексием в священный сан и поставлен настоятелем вновь устроенной обители. Истинный подвижник, сочетавший доброту душевную с требовательностью наставника, святой Роман с большим усердием исполнял заповеди преподобного Сергия – своего духовного отца и учителя – и был образцом подвижнической жизни для всей братии. 29 июля 1392 года он мирно отошел ко Господу. Святые мощи преподобного Романа почивают под спудом в бывшей монастырской Благовещенской церкви (в 1764 году монастырь был упразднен, а храм его обращен в приход города Киржача). Над святыми мощами была устроена резная сень, под которой положено медное надгробие с изображением преподобного Романа на верхней доске, а в возглавии надписаны тропарь и кондак святому. На старинных иконах преподобный Роман написан в лике учеников преподобного Сергия. В рукописных святцах преподобный упоминается в числе святых и назван чудотворцем. Константин и Косма Косинские, Старорусские, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Груз. писатель и богослов XI в. прп. Ефрем Мцире , опираясь на «Антиохийский хронограф» (Х в.), отмечает, что для основания и организации Церкви в Мцхету прибыл архиеп. Антиохийский свт. Евстафий (324 - ок. 330). Источник, на к-рый ссылался прп. Ефрем, не сохранился, но существует слав. перевод хронографа, сделанный Никоном Черногорцем , где содержатся те же сведения, что использовал прп. Ефрем (то же отмечено и в «Уложениях» Руис-Урбнисского Собора). Предание о Крещении грузин прп. Евстафием Антиохийским долгое время сохранялось и отражено на фреске XVIII в. в храме Светицховели: св. Евстафий Антиохийский вручает царю Евангелие, рядом - Мириан, царица и царевич. Однако ни ранние редакции Жития св. Нины, ни сочинения визант. авторов не содержат упоминаний о роли свт. Евстафия в организации ГПЦ. Эти источники ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 20; Sozom. Hist. eccl. VII 7; Theodoret. Hist. eccl. I 23) указывают, что первым иерархом Картлийской Церкви стал еп. Иоанн I (20-60-е гг. IV в.), «человек, украшенный как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству» ( Theodoret. Hist. eccl. I 23). Св. царь Мириан перед собором Светицховели. Роспись кивория Животворящего Столпа в ц. Светицховели во Мцхете. XVII в. Св. царь Мириан перед собором Светицховели. Роспись кивория Животворящего Столпа в ц. Светицховели во Мцхете. XVII в. В знак торжества христианства в Картли на горах, где прежде стояли языческие идолы, по повелению св. Нины были воздвигнуты кресты: главный - в Мцхете (позже на этом месте был выстроен храм Джвари), другие - на горе Тхоти (место обращения царя Мириана) и в г. Уджарма. Праздники по случаю воздвижения крестов продолжались 52 дня: с пятницы 25 марта по воскресенье 15 мая (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 147-152). Первый груз. храм было решено заложить на месте 300-летнего кедра, к-рый вырос над погребением св. Сидонии и хитона Господня. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв св. Нины ствол, к-рый до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему приводили больных, и они исцелялись. Столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили ц. Светицховели. Источники называют ее «Святая Святых» и указывают, что «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы» (Там же. С. 160). Согласно «Картлис Цховреба», у мироточивого столпа Светицховели происходили многочисленные чудеса и знамения и вскоре частицы древа распространились по всей стране. Опасаясь, что столп будет т. о. разделен на части, царь с согласия еп. Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест - т. н. Животворящее Древо (Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 131-132).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Здесь они поставили себе первоначально одинокую небольшую келью и подвизались в безмолвии. Жизнь их, исполненная великих христианских подвигов, привлекла к ним взоры людей благочестивых, и многие ревнители, ища душевного спасения, поселились около этих двух подвижников. Так возникла св. обитель, в которой около 1220 года трудами пр. Константина была построена и освящена небольшая каменная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, существующая доныне. Преподобный Константин принял игуменство над собравшейся братиею и, как достойный ученик великого учителя, служил примером для ней в исполнении монашеских обетов и христианских обязанностей. После многолетних подвигов, преподобный Константин скончался 29 июля 1240 года. В рукописных святцах сказано: «преподобный Константин, ученик Варлаама Хутынского, игумен монастыря, иже за Русою, преставися июля в 29 день». В этих же святцах преподобный Константин показан чудотворцем. Сподвижник преп. Константина, преподобный Косьма, подражая примеру святого игумена, после кончины его, много потрудившись для спасения своей души и на пользу ближних, мирно скончался в той же Косинской обители (в 13 в.) Мощи преподобного Константина и сподвижника его Косьмы почивают под спудом, в бывшем Косином, ныне упраздненном Николаевском монастыре. В 1876 году, по благословению преосвященного Никодима, епископа Старорусского, вместо ветхой деревянной гробницы, усердием благотворителей устроена над ними новая металлическая рака. Местная память преподобных Константина и Косьмы совершается 29 июля, в день блаженной кончины преподобного Константина (Истор. Росс. Иер. ч. 4. Стр. 786–787. Русск. свв. Филарета, Арх. Черн.). Св. муч. Евстафия Мцхетского Св. Евстафий, называвшийся первоначально Бгробандав, происходил от языческого жреца-мага. Отец старался и Евстафия сделать магом, но Евстафий ни под каким видом не желал этого. Еще в Ганракиле (город, к которому принадлежало село Арбукети, где жил Евстафий) было много христиан, которые имели там епископа и иереев, и Евстафий постепенно убеждался, что вера христианская превосходит во всем нечестие Персов. Имея уже тридцать лет от роду, Бгробандав прибыл из Арбукети в город Мцхет, где и поселился, добывая трудами своих рук себе пропитание. Благочестивая жизнь Мцхетских христиан еще более обратила внимание Бгробандава на христианскую религию. Он начал знакомиться с вероисповеданием христиан и, полюбив христианскую веру, принял святое крещение с именем Евстафия. Как христианин, Евстафий вступил в брак тоже с христианкою, и его семейная жизнь украшалась истинно христианским благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда их вывели из темницы, каждый возвратился к себе домой. Некоторые из них по воле Божией скоро отошли в вечность исповедниками, другие же оставались в живых. Отступник от Христа Багдад, прожив еще немного, скончался горькой смертью. А несчастный Панагузназ окончил дни своей жизни в великой нищете, не имея ни пищи, ни одежды, ни крова в продолжение трех лет, и все это время провел в великой скорби и печали. По прошествии трех лет в Грузию назначен был сатрапом Бежан-Бузмил, человек жестокий. В Тифлисе явились к нему Мцхетские персы, прежние доносчики на блаженного Евстафия. Они доложили ему, что в городе Мцхете есть два человека, Евстафий и Стефан, которые держались прежде их веры, а теперь отпали от нее и приняли закон христианский. " Прикажи немедленно взять их, - говорили персы, - так как ты один имеешь власть их судить " . Сатрап, услышав это, приказал двум воинам привести к себе блаженных Евстафия и Стефана. Когда воины объявили тем приказание сатрапа, исповедники отвечали: " Придем к вам, не убоимся ничего " , и немедленно приготовились идти в Тифлис с воинами. Святого Евстафия окружили члены его семьи, и он, обратившись к своим теще и супруге, сказал: " Я прощаюсь с вами навсегда, ибо вы не увидите меня более здесь. Не отвергнусь я Христа. Бога моего, не отпустят меня более живым, и смерть моя должна последовать в Тифлисе. Отсекут мне голову, тело же мое по Божией воле будет принесено сюда, во Мцхета, и предано земле " . Сказав это, он простился со всеми своими близкими, облобызав каждого. Евстафий и Стефан оградили себя крестным знамением и отправились в Тифлис. За ними с плачем и рыданием следовали их родственники и домашние. Когда- перешли реку и встали на площадке напротив храма святого креста Мцхетского, мученик Евстафий поднял руки к небу и сказал: " Господи, Господи, если удостоишь меня умереть ради святого Твоего имени, то не допусти, чтобы тело мое съедено было псами и истерзано птицами небесными. Повели, Владыко мой, чтобы тело мое принесено было сюда, во Мцхета, где принял я святое Крещение, и предано земле " . Произнеся эти слова, блаженный Евстафий поклонился храму святого креста, простился со всеми провожавшими его и продолжил путь к Тифлису.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

70 Под властью митрополитов Киево-Литовских с 1415 по 1419 и с 1458 по 1514 годы. Некоторые исследователи полагают, что в Смоленске были епископы и до 1137 года. 73 С 1842 года – Кавказская и Черноморская. С 1867 года – Кавказская и Екатеринодарская. С 1886 года – Ставропольская и Екатеринодарская. 81 С 1875 года – епархия соединена с Холмской, учрежденной ок. 1215 года, и состоявшей в унии с 1596 по 1620 и с 1655 по 1875 годы. 82 В 1240 году кафедра перенесена в Брянск. В 1500 году закрылась и в 1515 году присоединена к епархии Смоленской. В 1648 году восстановлена в Чернигове. С 1415 по 1419, 1458–1500 и 1648–1667 годы находилась в подчинении митрополитов Киево-Литовских. С 1667 года подчинялась Московскому Патриарху. 88 Начало Православной иерархии в Грузии было положено в IV веке. Антиохийский Патриарх Евстафий учредил в 318 году архиепископию в Мцхете, которая сначала находилась под властью Константинопольского Патриарха, а в 381 году, по определению Второго Вселенского Собора, перешла под власть Антиохийского Патриарха. При Антиохийском Патриархе Петре (493–495) состоялось соборное определение о том, чтобы Церковь Иверская была автокефальной. Первым самостоятельным Мцхетско-Иверским архиепископом был блаженнейший Петр, поставленный в 458 году со званием Каталикоса. Самостоятельность Иверской Церкви была учреждена на Шестом Вселенском Соборе, который определил считать Мцхетскую Церковь в Грузии равной по достоинству и чести со “Святыми Апостольскими, Кафолическими и Патриаршими Престолами” и предоставил Иверскому Католикосу “быть равным патриархам и иметь начальство над архиепископами, митрополитами и епископами по всей Грузинской области, Кахетии, Хаки (Шеки), Ширване и в смежных областях по ту сторону Кавказа, до реки Стание и до Черкесии, во всей Осетии, верхней Карталинии, со Мцхетией или Сатабаго”. Сначала первосвятители Церкви Иверской были греки, а с 545 года – грузины. В 950 году Мцхетско-Иверская архиепископия была возвышена на степень Патриархата-Каталикосата. В 1783 году, когда грузинский царь Ираклий признал над собой верховную власть России, иверские Каталикосы высочайше пожалованы были членами Святейшего Правительствующего Синода, а в 1811 году для управления Иверской Церковью был учрежден Грузинский Экзархат Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода. Первым Экзархом был Варлаам, князь Эристов, бывший архиепископ Ахтальский (в Сомхетии). Преемники его назначались из русских архипастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Анастасия (см. 22 дек.) часто жила у св. Феодотии и утешалась беседой с ней о сладчайшей любви к Богу, приведшей многих к мученичеству. Как верная раба Христова, св. Феодотия в узах была отправлена вместе с ее тремя детьми, из которых старший назывался Еводом (см. 22 дек.), в Никею, где св. Евод, за мужественное исповедание Христа, был подвергнут до крови сечению розгами на глазах матери, ободрявшей его в мученическом подвиге, а потом все свв. мученики были брошены в разожженную печь, где и скончались См. 22 декабря. Препп. Константина и Космы Косинских, учеников пр. Варлаама Хутынского. В XIII в. ими был основан монастырь на косе, образуемой реками Полистью и Снежной, в 3 верстах от г. Старой-Руссы, Новгородской губ. После многолетних и богоугодных подвигов они мирно скончались. Мощи их почивают под спудом в Косинской обители (см. Новгор. еп.). Грузин. – Преставление св. муч. Ebcmaфiя Мцхетского, перса. Родом из персидской деревни Арбукети, сын жреца-мага, по вере огнепоклонник, он 30-ти лет прибыл в Грузию и поселился в г. Мцхете, снискивая себе пропитание сапожным мастерством. Ознакомившись здесь с христианством и будучи оглашен в истинах св. веры диаконом Самуилом (впоследствии католикосом), св. Евстафий принял от него св. крещение, сталь ревностным христианином, женился на христианке и имел детей. Персы, жившие в Мцхете, донесли его коменданту, Персидскому сатрапу, что Евстафий чуждается их веры. Сатрап подверг мужественного исповедника истязаниям, а потом отправил его к Тифлисскоку сатрапу, который после жестоких мучений заточил св. мученика в Тифлисскую тюрьму. Шесть месяцев св. Евстафий томился в темнице в жестоких страданиях. Освобожденный отсюда, по просьбе Грузинских бояр. Тифлисским сатрапом Арвандом Губинабом, он, по прошествии 3 лет, по новому доносу сатрапу Бежану-Бузмилу, был призван к нему. Св. страдалец мужественно исповедал пред ним Христа: тогда сатрап приказал заключить его в темницу и отсечь главу. Доблестный мученик усечен в 589 г. Христиане с честью погребли св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1955. Т. 3. С. 166-177); древнейшая редакция Мученичества Христины (Там же. С. 178-196); Мученичество св. Голиндухи Персидской (Там же. С. 197-250); «Вновь открытое агиографическое сочинение Иосифа Скевофилакса» (издание текста Жития мон. Иоанна, игум. мон-ря св. Диомида - Там же. С. 251-270); Мученичества Филофея (Там же. 1960. Т. 6. С. 81-102), Евсевия Самосатского (Там же. С. 131-147), Евстохия (Там же. С. 148-159), Евпсихия Каппадокийского (Там же. С. 251-256); Жития Диона К-польского (Там же. С. 160-186), Астиона и 7 всадников (Там же. С. 187-211), Дидима и Феодора, всадников (Там же. С. 212-225); Житие Феофила Эконома, описанное Евтихианом (Там же. С. 256-275); Мученичества Афанасия Кузлимского (Там же. 1962. Т. 8. С. 56-70), Сергия и Вакха (Там же. С. 71-93), Гурия, Самона и Авива (Там же. С. 94-131) и др. Неск. сочинений посвящено христианизации Грузии (Там же. 1955. Т. 3. С. 16-22; 1957. Т. 4. С. 252-292) и истории взаимодействия различных религий: зороастризма и христианства (об истории митраизма в Грузии - Там же. 1945. Т. 2. С. 342-353; об антимаздаимской полемике в древнегруз. лит-ре, в частности в Житии Евстафия Мцхетского и Авива Некресского - Там же. 1955. Т. 3. С. 42-60); ислама и христианства (об отражении вост. суфизма в древнегруз. поэзии - Там же. 1945. Т. 2. С. 281-286) и др. Представлены также история Афона, груз. афонской лит. школы, груз. насельников Св. Горы (Там же. 1945. Т. 2. С. 218-236, 237-268; 1955. Т. 3. С. 65-86; 1956. Т. 1. С. 155-167; 1957. Т. 4. С. 90-114; 1974. Т. 13. С. 11-17, 18-25); груз. книгопечатания и деятельности Никифора Ирбаха в Риме (Там же. 1945. Т. 2. С. 292-313; 1955. Т. 3. С. 108-115; 1962. Т. 8. С. 352-356). В серии «Этюды...» К. издал мн. литургические, гимнографические, богословские и другие оригинальные и переводные памятники, такие как: «Малый канон» Иоанна-Зосима (Там же. 1955. Т. 3. С. 127-133), древнейшая грузинская Псалтирь (Там же. С. 120-126), сочинение Феодосия Гангрского «Памятная записка» (Там же. С. 271-310), «Хронограф» Георгия Амартола (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

32 Храмы без купола у Грузин именовались Сионом. Но первоначально давали такое название храмам Божиим, тем, которые посвящались Успению Пресвятой Божией Матери в подражание таковому же Иерусалимскому храму, существовавшему в Гефсимании, и потому еще более что сама Божия Матерь у Пророков таинственно называется Сионом. 33 Груз. церковь совершает память след. Святых: Янв. 8. Св. Або., 14. Св. Просветительницы Нины. 19. Св. Антония Марткопского. 26. Св. Благоверного Груз. царя Давида III. Апр. 15. Св. Муч. Сухии и ближних его. Мая. 7. Св. Иоанна Зедазнийского и всех 13 с ним из Сирии пришедших отцов. 9. Св. Шио Мгвиманского. 13. Эвфимия Афонского. 18. Св. Давида и Таричана. Июн. 21. Св. царей: Муч. Арчила и Луарсаба. 27. Св. Георгия Афонского. Июл. 12. Св. Иоанна и Гавриила. 29. Св. Евстафия Мцхетского. Авг. 3. Св. Раждена. 28. Св. Шушаники. Сент. 13. Св. царицы Кетевани. 15. Св. Иосифа Алавердского. 16. Св. Исаака и Иосиффа. 18. Св. Бидзины и двух братьев Шалвы и ЕлизбараˆОкт. 1. Воспоминание чудес Св. Хитона Господня. 2. Св. Давида и Константина. 5. Св. Григория Хандзойскогоˆ 28. Св. Свящ. Муч. Неофита. – День Св. Великомуч. Георгия. Нояб. 10. Св. Муч. Константина. 17. Св. Михаил Гоброна. 19. Св. Илариона. 29. Св. Авива Еписк. Некресского. Дек. 2. Св. Исе Цилканского. По переходящим праздникам совершается память: 1. В четверток сырная нед. Св. Шио Мгвимского. 2. Во вторник свет. нед. избиенных Шах-Аббасом В. Братий Давидо-Гареджийской пустыни. 3. По Пасце в среду 7 недели Св. Додо. 4. В четверток той же нед. Давида Гарджийского. 34 В горах Осетии других ущельях горских племен видны и теперь разрушенные церкви и каменные груды их развалин. Дремучие леса, крутые скалы и вершины гор Абхазии, Сванетии и Осетии наполнены подобными следами процветавшего некогда христианства. Уважение к сим остаткам питают самые горцы. Осетины особенное оказывают благоговело к церквам Св. Архангела Михаила в Трусовском ущелье; Св. Девы Божьей Матери в Закхинском; Св. Георгия в Жамурском и проч. Они рассказывают о чудесах, которым сами были свидетелями и празднуют христианские праздники. Во время годовых праздников около церкви совершаются договоры и примирения между враждебными фамилиями. Пост пред Рождеством Христовым и весь Великий пост соблюдаются свято и ненарушимо. Им известны дни Ваий, Светлого Христова Воскресения, Благовещенья Господня, день Св. Георгия, имя Пророка Илии и проч. Абхазцы, обитающие на берегах Черного моря, до ныне празднуют три дня Пасху, и употребляют окрашенные яйца; день сошествия Св. Духа, а 25 Декабря празднуют и Рождество Христово. Развалины древних церквей почитаются я у них священными и клятвенными местами, даже в обыкновенных условиях общественного быта, как некогда могила Картлосова на горе Картли для Грузинцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42. Куща эта в начале же христианства обращена была в маленькую церковь, которая цела до сих пор, она до половины стоит почти в земле, во дворе Самтаврского девичьего монастыря, при входе в ворота на правой стороне. 43. А не Евстафия, патриарха Антиохийского, как уверяет Иосселиани и многие другие, в действительности по воле св. Константина Великого патриарх Антиохийский Евстафий вручил новую Церковь упомянутому епископу Иоанну и послал его в Грузию. 44. См. Картлис Цховреба об обращении грузин. 45. архитектура старых грузинских больших комнат в домах, известных под именем дарбазы; подобные большие комнаты вроде теперешних зал строились из больших бревен с полусферическим красиво выложенным потолком. Свет проникал сверху. У подобных комнат потолки поддерживаются одной или несколькими большими деревянными колоннами. 46. Потомки первосвященника Авиафара существуют и поныне, известные в Мцхете по фамилии Гедеоновых. Они одни имеют право на жительство в ограде католикосского Мцхетского собора. 47. Глубокой полночью две горы, где были капища идолов Армаза и Задена, обрушились в реки Куру и Арагву, которая затопила город Мцхет. При этом раздавались дикие вопли, вой и страшные удары. Затем по молитве святой Нины все стихло, но перед первыми петухами вновь раздался громкий звук военной трубы персов, которые разломали городские ворота, заполонили город и с криком начали убивать жителей, заливая город потоками крови. 48. Течение св. мира из пня, по словам стариков очевидцев, продолжалось и в их время. У самой каменной четырехгранной колонны, заключающей пень св. столба, возле маленьких серебряных дверец, земля, пропитанная миром, издает до сих пор благовонный запах. 49. Одна из этих икон, а именно икона Божией Матери, стоит по ныне в Руисском соборном храме — в Средней Карталинии. Она весьма замечательна по своей древности и надписям на обороте; а другая — Спасителя в Алавердском кафедральном соборе, в ризнице величественного храма. 50. Подножие Св. Креста унесено было назад в Грецию импера-тором Ираклием в конце 629 года при правителе Грузии Адарнасии, сыне Бакара III (f 639 г.), снова возвращено и сохранялось в Ананурском храме, по Военно-грузинской дороге, откуда пропало при последнем грузинском царе Георгии XIII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В «Картлис Цховреба» содержатся сведения о том, что во времена св. Вахтанга Горгасали (V в.) существовала маздеизмская лит-ра. Так, Джуаншер в «Жизни Вахтанга Горгасали» описывает книги поддерживающего еретические взгляды еп. Мобидана, сожженные по указанию архиеп. Картли Михаила. Следы противостояния маздеизму видны и в ранних оригинальных груз. сочинениях. Так, в Мученичестве св. Евстафия Мцхетского (VI) полемика о создании мира ведется в антимаздеизмском ключе, автор приводит доводы Апологии Аристида (II в. до Р. Х.), доказывая, что небесные светила не могут быть божествами. В Шатбердский сборник (Кекел. S 1141, X в.) наряду с переводными эгзегетическими произведениями вошли догматическо-полемические сочинения «О сотворении человека» свт. Григория Нисского, «О конце времен» сщмч. Ипполита Римского, «О вероисповедании» (автором назван сщмч. Ипполит, что Н. Бончев и Гаритт отрицают), «Образ завета» (авторство также приписывается сщмч. Ипполиту; Г. Бонвич считает автором прп. Афраата - Шатбердский сборник. 1979). В 1-й пол. V в. был выполнен груз. перевод «Шестоднева» еп. Севериана Габальского. В груз. рукописях (Hieros. Patr. 44, 74, XII-XIII вв.) авторство приписывается свт. Иоанну Златоусту. Считается, что груз. перевод сделан с нередактированного оригинального древнего греч. списка, поскольку содержит христианско-богословскую терминологию раннего (до сер. V в.) периода ( Челидзе. Древнегруз. богосл. терминология. 1996). В одной из метафрастических редакций Жития Иоанна Зедазнели (КЦ: Список Анны; Кекел. Q 95, XV в.) содержатся пространное вступление и пассажи богословского характера, к-рые на основе анализа употребляемой в сочинении терминологии свидетельствуют об архаичности перевода. В IX-X вв. в произведениях тао-кларджетской лит. школы значительное место отводилось антимонофизитской полемике. В X в. Григол Ошкели перевел с арм. языка 2 Гомилии свт. Григория Богослова, одна из них (Or. 27) касается евномиан (Кекел. А 87). В 977 г. был переписан «Рай Ошки» (Ath. Iver. 9), содержащий пространный колофон заказчика работы прп. Иоанна Торникия, где рассматриваются актуальные для того времени догматическо-полемические вопросы о Св. Троице, девстве Марии, точной дате Рождества Христова и др.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010