В XVIII в. настоятели К. преимущественно имели сан архимандрита. Настоятель Христофор (Палавандишвили) именовался «Джврис мама» ( - отец Креста), т. е. управитель владений Крестового мон-ря в Иерусалиме. На окладе Четвероевангелия и Деяний апостолов, переписанных на Голгофе для К., сохранился принадлежавший ему колофон ( Хуцишвили. 2007. С. 97-99). В нач. XIX в. настоятелем К. стал архим. Досифей (Пицхелаури). Он восстановил кафоликон и др. строения, собрал паству, заботился об экономическом процветании обители ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 238; Иоселиани. 1973. С. 95). При нем монахи нашли монастырскую б-ку и церковную утварь, спрятанные их предшественниками во время нашествия лезгин в одной из пещер. Большинство рукописей пострадало от сырости, спасти их не удалось ( Иоселиани. 1973. С. 97). В 1809 г. архим. Досифей был хиротонисан во епископа Урбнисского, скончался в Тифлисе в 1830 г., похоронен в тифлисском Преображенском мон-ре (Там же. С. 95). После ухода архим. Досифея из К. обитель опустела, здесь подвизался иеромонах, который воспитывал и обучал Закону Божиему детей духовного сословия ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87). В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, для окормления Церкви в Грузии был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ . К. вместе с другими мон-рями Картли вошел в Мцхетско-Карталинскую епархию, в 1818 г.- Карталино-Кахетинскую епархию Грузинского экзархата. Настоятелем К. был назначен архим. Афанасий (Алексишвили). 17 окт. 1814 г. он по определению Свят. Синода РПЦ был введен в число постоянных членов учрежденной Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Ведение Святейшего Правительствующего Синода. 1873. С. 407). К., штатный первоклассный мон-рь, «достояние» Мцхетско-Карталинской епархии, упоминается в отношении обер-прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы Е. Чиляева (Чиладзе), отправленном в Святейший Синод 28 окт. 1816 г. В документе указано, что к К. в это время был приписан мон-рь Шиомгвиме (Предложение статского советника Чиляева. 1874. С. 364). В 1820 г. К. пришел в упадок, монахи перешли в мон-рь Шиомгвиме, святыни и церковная утварь в 1821 г. были перевезены в Преображенский мон-рь в Тифлисе ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87; Кавказский календарь на 1852 г. Тифлис, 1851. С. 257). Согласно документу от 4 нояб. 1921 г., заботы о К. долгое время лежали на западногруз. мон-ре Гелати, к-рый ежегодно отпускал на обитель 1700 р. (Всеподданнейший доклад. 1874. С. 420).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Таким образом, не только состав духовенства, но и все обитатели здешнего края будут иметь дорогу к некоторому просвещению, и все вообще будут пользоваться благопопечением правительства. В заключение должен я сказать о священнических и диаконских вдовах и детях, дабы первые после смерти мужей, а последние – отцов своих не оставались без пропитания, то определять вдовам некоторое содержание из суммы, поступающей на богоугодные заведения, которая употребляться будет по общему согласию главнокомандующего в Грузии и начальствующего над духовенством; из сей же суммы назначить содержание и детям умерших священников и диаконов, – мужеского пола до вступления в гимназию, а женского – до замужества, исключая тех вдов и детей, кои иметь будут достаточное состояние или собственные недвижимые имения. Изложив здесь относящееся до образования духовенства, не должен умолчать и о том, что со времени вступления в управление духовною частью архиепископа Варлаама, оная весьма примерно приводится в благоустройство, по учреждении же дикастерии надеяться должно, что духовенство примет совершенно иной вид» 44 . Таким образом, в целях упорядочения и введения в управление грузинским духовенством единства, архиепископом Варлаамом предложено было из 13 существовавших в то время и перечисленных выше епархий образовать только две епархии: Мцхетско-карталинскую, в состав которой должны были войти епархии: Мцхетская, Тифлисская, Самтаврская, Руисская, Цилканская, Самтависская, Урбнисская и Никозская, с доходом в общей сложности в 16960 руб. серебром и Алавердско-кахетинскую, из епархий Алавердской, Ниноцминдской, Руставской и Некресской с доходом в 9500 руб. Из девяти архимандрий, по проекту того же преосвященного Варлаама, предполагалось составить только пять, а именно: Бодбийскую, имевшую образоваться из одноименной епархии, Квабтахево-мгвимскую, Кахетинскую, Давидгареджийскую и пустынь Иоанна Крестителя с Шуамтинскпм монастырем, архимандрии же Икортская, Ларгвисская и Тирская, как приносившие слишком мало доходов, должны были быть обращены в приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид на Метехи в Тбилиси. Фотография. XIX в. [Груз. ], ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположена на отроге Метехской горы, на левом берегу р. Куры, в Исани (ныне Авлабари), исторической части г. Тбилиси. Метехская скала, М. и памятник основателю Тбилиси царю Картли св. Вахтангу Горгасали (2-я пол. V в.), поставленный на площадке у церкви (1967), являются важными элементами силуэта Ст. Тбилиси, это один из символов города. По сведению груз. ученого XIX в. П. И. Иоселиани , храмовый праздник М. (очевидно, Метехской иконы Божией Матери) отмечали в субботу на 5-й седмице Великого поста ( Иоселиани. 1866. С. 23). Этимология названия Этимологию названия церкви возводят к груз. слову «техва» ( - «ломить», «разбивать» в значении «побеждать»). Согласно народным преданиям, на этом месте царь св. Вахтанг Горгасали разгромил вторгшихся в пределы царства овсов и воскликнул: «Я разбил врага!» (груз.: !). По другой версии, - нарушение слова, клятвы, мира. Французские путешественники XVIII и XIX вв. Ж. Шарден и Ф. Дюбуа де Монпере пересказывают следующее предание: некий груз. царь нарушил мир (rompu la paix) с соседним князем и во искупление грехов выстроил церковь Rupture (с франц.- «сломанный, нарушенный») ( Шарден. 1975. С. 320; Dubois de Montp é reux. 1839. P. 228). В научной лит-ре бытуют 2 т. зр.: этимология наименования церкви связана с обрывистым скалистым берегом Куры, на котором она стоит (А. Н. Муравьёв, З. Чумбуридзе, И. Майсурадзе); название происходит от греч. слова μετοχ (подворье) (Иоселиани, Д. З. Бакрадзе, Н. Чубинашвили). История Согласно исторической традиции, М. была воздвигнута в сер. V в. св. Вахтангом Горгасали ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 336; Brosset. 1851 . P. 43; Иоселиани. 1866. С. 11, 23). Муравьёв ошибочно считал, что при царе Вахтанге церковь называлась «Голгофа» ( Муравьёв. 1848. С. 36). У Метехской скалы, в месте, где р. Кура резко сужается, со времен основания города был перекинут деревянный мост, на к-ром стоял большой «Честной крест моста». Недалеко от него в 786 г. арабы сожгли останки мч. Або Тбилисского . Высказано предположение, что на этом месте уже в IX-X вв. действовал монастырь во имя Пресв. Богородицы, где в 1013 г. было переписано Четвероевангелие (Кут. 363; Джоджуа. 2002. С. 54-60), в пространной приписке к которому (Кут. 363. Л. 40-44 об.) обитель именуется «лаврой св. Богородицы Сагодебели» (груз. - место плача, городское кладбище). Так же в древности называли и район Исани (Авлабари). Упомянуты также заказчик рукописи - мать крупного феодала Гургена Бери, и переписчик - мамасахлиси (т. е. настоятель) Афанасий Цибнаури ( Джоджуа. 2002. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

яз.); Baumgarmner В. Studien zur historischen Geographie von Tao-Klareti: Diss. W., 1996. S. 357-371; Чагунава Р. Одна из двух датированных фресковых надписей Ишханского храма//Мравалтави (Многоглав). 1999. Вып. 18. С. 344-350 (на груз. яз.); Гивиашвили И., Коплатадзе И. Великая пятерка Тао: Ишхани//Тао-Кларджети. Тбилиси, 2004. С. 129-137 (на груз. яз.); Гаприндашвили К. Тао-Кларджети// Она же. Об истоках груз. духовности. Тбилиси, 2005. С. 73-150 (на груз. яз.); Ишхани//Духовная сокровищница Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 164-166 (на груз., англ. языках); Силогава В. Ишханская епархия// Силогава В., Шенгелия К. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2006. С. 115-132; Вирсаладзе Т. Грузинские купольные схемы зрелого средневековья// Она же. Грузинская средневек. монументальная живопись: Избр. труды. Тбилиси, 2007. С. 225-261; Bogisch M. The Appropriation of Imperial Splendour: Ecclesiastical Architecture and Monumental Sculpture in Medieval Tao-Klarjeti around 1000 AD. Copenhagen, 2009; Ишхани: Альбом/Сост., фот.: Т. Двали; текст: Н. Андгуладзе. Тбилиси, 2010 (на груз. и англ. языках). Э. П. Ц. Рубрики: Ключевые слова: ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ Прп. Иоанн (Майсурадзе). Икона. XX в. (частное собрание) Прп. Иоанн (Майсурадзе). Икона. XX в. (частное собрание) (Майсурадзе Василий) [груз. ] (1882, дер. Эредви Горийского у. Тифлисской губ.- 1957, мон-рь Бетаниа) (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) [груз. -] (1887, дер. Земо-Крихи Рачинского у. Кутаисской губ.- 1962, монастырь Бетаниа), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Сведения о них и др. насельниках Бетаниа собрал настоятель мон-ря (до 1997) архим. Лазарь (Абашидзе). Василий Майсурадзе родился в крестьянской семье, с 12 лет подвизался в восстанавливающемся под рук. иером. Спиридона (Кетиладзе) монастыре Бетаниа. По словам архим. Лазаря, мальчик много трудился на строительных работах, «так, что кровь сочилась из пальцев». В 1903-1920 гг. подвизался в келлии ап. Иоанна Богослова груз. Иверского монастыря на Афоне, где принял постриг с именем Иоанн. Вместе с др. груз. монахами вернулся на родину, поселился в мон-ре Армази близ Мцхеты. С установлением в Грузии советской власти (25 февр. 1921) насельники покинули Армази, остался только И. вместе с еще одним монахом. Вскоре в мон-рь пришли чекисты и вывели монахов из обители под предлогом вызова в город. По пути они открыли по инокам огонь и, полагая, что те мертвы, сбросили их с дороги. Однако оба остались живы. И. был ранен в грудь, его вылечили монахини мцхетского мон-ря Самтавро . Он поселился в мон-ре Бетаниа, расположенном в труднодоступном месте, в горах близ Тифлиса. Иером. Спиридона на посту настоятеля сменил иером. Илия, через неск. лет - И. Прп. Иоанн (Мхеидзе). Икона. XX в. (частное собрание) Прп. Иоанн (Мхеидзе). Икона. XX в. (частное собрание) Георгий Мхеидзе происходил из обедневшей дворянской семьи. Его отец, Мефодий Мхеидзе, состоял в народной полиции, участвовал в военных кампаниях Кавказской войны 1817-1864 гг.

http://pravenc.ru/text/471219.html

В Тбилиси: патриарший кафедральный собор Тбилисский Сиони (V-VII вв.), самая древняя тбилисская ц. Анчисхати в честь Рождества Пресв. Богородицы (V в.), церкви во имя вмч. Георгия в Диди Дигоми (VII-VIII вв.), во имя Андрея Первозванного (Лурджи-Монастери, XII в.), во имя Св. Троицы рядом с Национальной парламентской б-кой Грузии (XIII в.), Метехи в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.), Верхний и Нижний Бетлеми в честь Рождества Христова (ул. Бетлеми), Кашвети во имя вмч. Георгия (VI, XIX вв.), русская во имя блгв. кн. Александра Невского (XIX в., ул. И. Джавахишвили), Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда (XIX в.), во имя вмц. Варвары, в честь Вознесения Господня в Сабуртало, в честь Вознесения Господня на Вознесенской улице и др.; в Мцхете и окрестностях: патриарший кафедральный собор Светицховели (Животворящий Столп) во имя 12 апостолов (XI в.), церкви Барбарети (во имя вмц. Варвары; X-XI вв.), во имя Св. Троицы (XI в.), во имя вмч. Георгия в Калоубани (XII в.), во имя Пресв. Богородицы (XII в.) в историческом монастыре Армази и др.; в муниципалитете Мцхета: 3-нефная базилика (V-VI вв., с. Ксани), церкви Дзвели-Сакдари (VIII в., в с. Дзалиси), Кехиджвари (VIII в., с. Церовани), во имя Пресв. Богородицы (VIII-IX вв., с. Глдани), Укугма (VIII-IX вв., с. Сасхори), в честь Честного Креста (VIII-IX вв., с. Ксовриси), комплекс Веджини (VIII-IX в., с. Глдани), церкви во имя свт. Григория Богослова (IX-X вв., с. Глдани), во имя Пресв. Богородицы (IX-X вв., с. Карсани), Вантеди (IX-X вв., с. Земо-Ничбиси), Адгурис-Сакдари (IX-X вв., с. Сагурамо), Бодзис-Сакдари (X в., с. Дзегви), Киколаант-Сакдари (X в., с. Квемо-Ничбиси), Онагири во имя вмч. Георгия (X в., с. Дигоми), вмч. Георгия (X-XI вв., с. Дигоми), во имя вмч. Георгия (XII-XIV вв., с. Дигоми), Дзвели-Сакдари (XII-XIV вв., с. Лелоби), во имя свт. Николая (XVI-XVII вв., с. Квемо-Ничбиси), в честь Фомина воскресенья (1669 г., с. Схалтба), во имя Пресв. Богородицы (1676-1700 гг., с. Дзегви), во имя Пресв. Богородицы (1692 г., с. Ахалубани), во имя Архангелов (1704 г., с. Сасхори), во имя Пресв. Богородицы (1716 г., с. Дзегви), во имя вмч. Георгия и во имя Пресв. Богородицы (XVII-XVIII вв., с. Тхинвали) и др.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

С. 34; Такаишвили. 1951. С. 165). С именем прп. Давида связана и пещерная церковь на горе Кечути ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 314). Наиболее почитаемой святыней Д. е. считалась чудотворная Дманисская икона Божией Матери, находившаяся в Дманисском Сиони (утеряна). По преданию, молитва перед ней спасла от смерти тяжелобольного царевича Георгия, сына груз. царя Давида VII Улу (1247-1270), после чего последний перевез икону в Тбилиси (Там же. С. 224). В грамоте 1586 г. царя Симеона I сохранилось изображение иконы, с которого в 2005 г. был сделан живописный список. Почитался чудотворный крест вмч. Георгия из с. Коранти с частицей мощей (лопатка) святого. В средневековье крест с торжественными крестными ходами носили в разные части Грузии (Садгери, Атоци, Чхари) (Там же. С. 756). Во 2-й пол. XVIII в. была учреждена Ахтальская епархия, куда наряду с территориями Агаракской, Цалкской и Болнисской епархий вошли и территории Д. е. После упразднения в 1811 г. автокефалии Церкви Вост. Грузии (Мцхетского Католикосата) территории Д. е. находились в составе Мцхетско-Карталинской (с 1818 Карталинско-Кахетинская (Грузинская)) епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1917 г., после восстановления автокефалии ГПЦ, территории Агаракской, Цалкской, Болнисской епархий и Д. е. вошли в состав Тифлисской (1917-1920), затем Тифлисско-Мцхетской (1920-1927) епархии. В июне 1927 г. на IV Поместном Соборе ГПЦ эти территории вместе с Лоре-Ташири были включены в состав восстановленной древней Ахтальско-Пентелитарской (Бешташенской) епархии, с 50-х гг. XX в.- Агарак-Цалкской епархии. В сент. 1995 г. на XIII Поместном Соборе ГПЦ на основе Манглисской и Агарак-Цалкской епархий были созданы Манглисско-Цалкская и Болнисско-Дманисская епархии. В авг. 2003 г. на заседании Синода ГПЦ было решено разделить Болнисско-Дманисскую епархию на Болнисскую и Д. е., правящим архиереем последней стал еп. Зенон (Иараджули). 6 февр. 2006 г. Д. е. была переименована в Дманисско-Агарак-Таширскую епархию. К 2003 г. на территории Д.

http://pravenc.ru/text/178576.html

1994. С. 79). 27 марта архим. Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх Ефрем II ) был хиротонисан во епископа на Манглисскую кафедру и назначен хорепископом католикоса-патриарха (НА Грузии. Ф. 1698. Оп. 1. Д. 39. Л. 6), 4 июля был переведен на Ниноцминдскую кафедру и определен временным главой Сухумско-Абхазской епархии (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1804. Л. 2). 4 окт. 1928 г. еп. Ефрем был освобожден от должности хорепископа (НА Грузии. Ф. 1699. Оп. 1. Д. 72. Л. 6). 16 дек. во епископа Ниноцминдского был хиротонисан настоятель (с 8 дек. 1916) тифлисского собора во имя Св. Троицы прот. Иерофей Аивазашвили, также он был назначен хорепископом католикоса-патриарха (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1823. Л. 166). 23 мая 1943 г., после кончины еп. Иерофея (28 окт. 1942), во епископа был хиротонисан прот. Димитрий Лазаришвили († 8 нояб. 1947), он получил в управление Ниноцминдскую кафедру и стал хорепископом католикоса-патриарха ( Жвания. 1994. С. 63-64). В 1947-1952 гг. должность хорепископа была вакантной (Календари Грузинской Патриархии за 1948-1952 гг.). 14 июня 1952 г. католикос-патриарх Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) постриг в монашество Давида Иашвили с наречением ему имени Димитрий; на 2-й день он был хиротонисан во архиерея, возведен на Ниноцминдскую кафедру и назначен хорепископом. С 1953 г. еп. Димитрий управлял Бодбийской епархией, в 1957-1958 гг.- также и Алавердской ( Мачуришвили, Тогонидзе. 2012. С. 489). В 1959-1963 гг. хорепископом католикоса-патриарха был еп. Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани; впоследствии католикос-патриарх Грузии Давид V (VI) ) (Календари Грузинской Патриархии за 1959-1963 гг.). 25 авг. 1963 г. католикос-патриарх Ефрем II (Сидамонидзе) хиротонисал во архиерея архим. Илию (Гудушаури-Шиолашвили; ныне Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II ) и назначил его руководителем Батуми-Шемокмедской епархии и своим хорепископом (исполнял эту должность до 1 сент. 1967 г.) (Личное дело Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II//Канцелярия Грузинской Патриархии).

http://pravenc.ru/text/2564528.html

1794 г. (по др. источникам, в окт. 1793: НЦРГ. Q 845. Л. 256) его перевели в Некресскую епархию. В 1799 г. в мон-ре Давидгареджи в Гареджи проживали на покое 3 архиерея, среди них манглели Даниил. Ираклий II особенно заботился о М. е.: по его приказу церковных крепостных, рассеянных по разным краям Картли, возвращали в Манглисское ущелье, предоставляли им льготы, защищали от притеснений, строго следили за «исправным» выполнением крестьянами своих обязанностей перед манглели. Церковные доходы и имущество, присвоенные князьями и крестьянами, были возвращены М. е. ( Пурцеладзе. 1881. С. 12-13; ПГП. 1974. Т. 5. С. 633-635; 1981. Т. 7. С. 557-558; 1985. Т. 8. С. 254; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 228). К моменту упразднения царства Картли-Кахети Манглисский архиепископ еще числился среди архиереев Вост. Грузии (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 530), но вскоре «архиерейские епархии... Манглисская и Болнисская, кои давно уже разорены от неприятеля», вошли в состав Тбилисской епархии (Там же. 1870. Т. 4. С. 143). Постановление от 3 янв. 1805 г. «о разводе царевича Давида с супругой Еленой» скрепил подписью уже «митрополит Тифлисский, Манглисский и Болнисский и кавалер Арсений» (ПГП. 1977. Т. 6. С. 342). После упразднения автокефалии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ (30 июня 1811) территории Тбилисско-Манглисско-Болнисской епархии вошли в состав вновь образованной Мцхетско-Карталинской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 169), затем - Карталино-Кахетинской епархии Экзархата. Архиереи древней М. е. Манглисские: Елагес (ок. 505/506), Кириак (Квирике) (ок. 1020), Афанасий (ок. 1027), Антоний (Туалаис-дзе) (не позже 1047-1048), неизв. по имени современник католикоса-патриарха Георгия III Таоэли (50-60-е гг. XI в.), Даниил (ок. 1200), Арсений (Мшвидаис-дзе) (40-60-е гг. XIII в.), Антоний (кон. XIII - нач. XIV в.), неизв. по имени, отец Николая, писца царя Андроника (1-я пол. XIV в), Иосиф (Джавахишвили) (рубеж XIV и XV вв.); Манглисско-Тбилисские (Тбилисско-Манглисские): Иоанн (I) (1-я пол XV в.- не позже 1441), Григорий (ок.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

архиеп. Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани) епископ, бывший (с 30.06.1811) еп. Цылканский с 30.08.1814 † 5.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе) архиепископ, бывший архиеп. Руставский с 28.12.1818 † 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе) епископ, рукоположен с 5.04.1842 † 3.12.1851 Иоанн (Авалиани) епископ, рукоположен с 13.04.1852 † 6.04.1858 Гавриил (Кикодзе) епископ, рукоположен с 6.12.1858 по 2.06.1860 еп. Имеретинский; † 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; † 1.07.1871 Александр (Окропиридзе) епископ, бывший еп. Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 еп. Гурийско-Мингрельский; † 9.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 1.03.1886 по 6.06.1898 еп. Имеретинский; † 4.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 еп. Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 87 Возобновлена 12 июня 1885 года Кафедра в Сухуми Геннадий (Павлинский) епископ, рукоположен с 28.12.1886 † 31.03.1889 Александр (Хованский) епископ, рукоположен с 29.05.1889 † 12.02.1891 Агафодор (Преображенский) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 еп. Ставропольский и Екатеринодарский; † после 1919 80 При формировании Грузинского экзархата в 1811 году имелось 11 епархий и 4 викариатства (епархии Мцхетско-Иверского патриархата), число которых со временем уменьшилось. В 1814 году в состав Грузинского экзархата вошли и епархии Имеретинско-Абхазского католикосата. 81 Католикос Абхазии (или Западной Грузии) именовался наместником святого Андрея Первозванного или «сидящим на троне святого Андрея». Упразднен в 1795 году, после чего вся Грузия перешла в ведение католикоса Карталинского, имевшего пребывание в Мцхете. В 1814 году Церковь Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010