Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании. Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская. Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины. Христианство как государственная религия [ править править код ] В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью.. При Сассанидах (VI—VII bb.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII bb.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле. В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси. Грузинский экзархат Российской Церкви [ править править код ] В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

Согласно указу российского имп. Александра I от 30 авг. 1814 г., вместо 2 епархий в Вост. Грузии было образовано 3: Карталинская (управлял экзарх Грузии митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский Варлаам, с 14 мая 1817 - экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) ), Телавская и Грузинско-Кавказская (Осетинская) (управлял архиеп. Досифей (Пицхелаури)), Сигнахская и Кизикская (управлял митр. Иоанн (Макашвили)) (Ведение [Извещение] Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 408). 28 дек. 1818 г. на основании представления нового экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) (14 мая 1817 - 19 июля 1821) все 3 епархии были преобразованы в К.-К. е., которую возглавил экзарх. В рус. источниках К.-К. е. часто упоминается как Грузинская епархия. В 1829 г. в состав Российской империи вошло княжество Самцхе-Саатабаго в Юж. Грузии, в 1830 г.- груз. историческая пров. Саингило; т. о., в К.-К. е. были включены Ахалкалакский и Ахалцихский уезды Тифлисской губ. и Джаро-Белоканская обл. До 1837 г. в Вост. Грузии оставалась действующей Бодбийско-Сигнахская епархия, к-рая после кончины правящего митр. Иоанна (Макашвили) также вошла в К.-К. е. Среди епархий Экзархата по величине территории и по количеству прихожан К.-К. е. была самой крупной. Викариатства Первоначально вик-ства К.-К. е. были образованы на территории Грузии; в обязанности викариев входила помощь экзарху - правящему архиерею К.-К. е. 30 янв. 1812 г. на территории Мцхетско-Карталинской епархии было основано Горийское викариатство . Викарием (хорепископом) Горийским был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури). 28 дек. 1818 г. в К.-К. е. было основано 2-е, Кизикское вик-ство, которое после кончины (1837) правящего митр. Иоанна (Макашвили) было упразднено. В 1886-1912 гг. в К.-К. е. существовало Алавердское викариатство , которое включало территории Кахети (Телавский и Сигнахский уезды Тифлисской губ.), Саингило (Закатальский окр. Тифлисской губ.) и частично Шида-Картли (Тионетский у. Тифлисской губ.).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Небольшая икона Божией Матери «Умиление» с Младенцем на правой руке (сер. XV в., ГМИГ; 24,5 ´ 20 см) имеет посвятительную надпись царя Имерети Вахтанга IV (1443-1446). Лики живописные; позолоченный серебряный чеканный фон и обрамление покрыты лиственным орнаментом. Крупный нимб Богоматери украшен бирюзой и рубинами; драпировки проработаны схематично. К. Мачабели Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase. P., 1839. Vol. 1. P. 176, 191, 383; Гримм Д. И. Памятники христ. архитектуры в Грузии и Армении. СПб., 1866. С. 4; Церетели Г. Ф. Полное собр. надписей на стенах и камнях и приписок к рукописям Гелатского мон-ря. М., 1891; Путешествие Гюльденштедта по Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 144 (на груз. яз.). Лит.: Завещание св. царя Давида Строителя// Сабинин М. Рай Грузии. Пг., 1882. С. 512 (на груз. яз.); Кондаков Н. П. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. З. Бакрадзе. СПб., 1890; он же. Иконография Богоматери. С. 227, 229, 245-246, 351; Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию, 1650-1652 гг./Изд. и введ.: М. Полиевктов. Тифлис, 1926. С. 74-79, 144-152; Каухчишвили С. Гелатская академия. Тбилиси, 1948; Ломинадзе Б. Р. Гелати. Тбилиси, 1955, 19592; Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тбилиси, 1959. С. 240, 417-420, 539, 588-592, 619, 623, 626-631; Меписашвили Р. С. Архитектурный ансамбль Гелати. Тбилиси, 1966; Меписашвили Р. С. , Вирсаладзе Т. Б. Гелати: Архитектура, мозаика, фрески. Тбилиси, 1982; Мамалашвили И. М. Иконографические особенности росписи XVI в. главного Гелатского храма//Литература и искусство. Тбилиси, 2001. 1. С. 151-161 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/161963.html

Н. Чихладзе Ист.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Ачаре. СПб., 1878. С. 257-269; Кондаков Н. П. , Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 102-110; Гюльденштедт И. А. Путешествие в Грузию: Нем. текст с груз. пер./Исслед.: Г. Гелашвили. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 629 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 791; Ломтатидзе Г. А. Путешествие в Гурию: Зап. кн. 1949 г.//Гурия: Результаты изысканий и исслед. края. Тбилиси, 2001. Т. 3. С. 204 (на груз. яз.). Лит.: Maculevic L. Monuments disparus de Dzumati//Byz. 1926. T. 2. Р. 77-108; Бурджанадзе Ш. Карта 1737 г. Лихт-Имерети как первоисточник феод. Грузии//Моамбе. 1959. 1. С. 195 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 245-256. Табл. 151, 157, 158, 537; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. М., 1963. С. 257; Ломашвили Дж. Письма. Тбилиси, 1975. С. 67 (на груз. яз.); Хускивадзе Л. З. Груз. эмали. Тбилиси, 1981. С. 108-120; Сакварелидзе Т. А. Груз. чеканное искусство XIV-XIX вв. Тбилиси, 1987. Ч. 1: XIV-XVI вв. С. 115-120 (на груз. яз.); Михаил (Мегенеишвили), игум. Мтаварангелозоба в Джумати//Гза цховребиса (Жизненный путь). Тбилиси, 2002. 2. С. 17 (на груз. яз.); Гуниа. Груз. мон-ри. С. 141-142 (на груз. яз.); Картвелишвили Т. Г. Епархии Гурии. Тбилиси, 2006. С. 74-87 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/171875.html

535-537 537-538 ДЖИННЫ в исламе одна из 3 категорий (2 другие - ангелы и люди) разумных существ, сотворенных Аллахом ДЖИХАД в мусульм. традиции борьба за веру как военного, так и иного характера; одна из главных обязанностей мусульманина 538-539 539-544 ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы 544-545 545-547 ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 547-548 548-549 ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) 549-551 ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви 551-553 554-555 ДЖУНКОВСКИЙ Степан Степанович (1821 -1870), рус. дворянин, один из представителей рус. католицизма XIX в. 555-556 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви 556-557 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви 557-558 558-559 559-560 560-561 ДЗЕГВИ жен. мон-рь во имя прп. Георгия Святогорца Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 561-562 562-563 562-563 563-564 ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель 564-571 ДИАКОН одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера 571-580 ДИАКОНИКОН 1) особый компартимент христ. храма; 2) Служебник особого состава, предназначенный для диакона 580-587 587-588 588-604 ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. 604-618 618-621 ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ части богослужения, построенные в форме диалога между предстоятелем (епископом или священником), сослужащими, диаконом, народом

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

К концу XX века часть многочисленных неправительственных организаций в Грузии открыто выступала против Церкви. В принадлежавших им газетах и журналах появлялись публикации, авторы которых уверяли читателей, что интеграции в Евросоюз мешает Церковь , которая, по их мнению, была носительницей средневековых традиций. К национальным ценностям они относились как к пережиткам прошлого. Эти же организации разработали множество проектов для «модернизации» Церкви и пытались получить поддержку у населения. Они требовали либерализации во всех сферах общественной жизни, включая в нее и Церковь . Ответ на эти выпады можно услышать в рождественских и пасхальных посланиях и воскресных проповедях патриарха. «Некоторые, наверное, думают, что установленные апостолами и святыми отцами христианские ценности должны меняться соответственно времени. Такие люди очень далеки от духовного мира и веру путают с научно-техническим прогрессом. Они не понимают, что православие – это Церковь Христа на земле, а Церковь Христа – это Божественная благодать для обновления духа во имя Христа и во Христе», – писал Его Святейшество. 23 ноября 2004 года, во время празднования Дня св. Георгия, столица Грузии являла собой удивительное зрелище. Из всех действующих епархий тысячи верующих в сопровождении епископов и духовенства с иконами и хоругвями направлялись к горе Элия [святого Илии] на освящение нового кафедрального собора Пресвятой Троицы. Много верующих приехало и из Мцхетско-Тбилисской епархии. На территории кафедрального собора Святой Троицы собралось около ста тысяч человек. Это был наилучший ответ народа недоброжелателям Церкви. В конце XX и в начале XXI века перед Грузией встала актуальная задача: найти свое место в мировом сообществе. Внимательно следя за дискуссиями и зная многие точки зрения, обсуждающиеся в обществе, Его Святейшество предупреждал ту его часть, которая, отрицая свое, любит подражать лишь чужому: «Имперский строй часто порождает у народов чувство зависимости, вырабатывает комплекс неполноценности, и вместо стремления к независимости общество опять начинает искать нового “доброго хозяина”. Условно это можно назвать провинциализмом, когда из-за чувства неполноценности безоговорочно принимают чужого лидера, жаждая максимального сходства с ним и рабского подражания, игнорируя свои человеческие достоинства и ценности». Увы, но именно в такой ситуации оказалось грузинское общество. Патриарх предупреждает: «Если личность, народ или государство не имеют правильной национальной и религиозной идеологии, либерализм обязательно начнет работать на стороне врага и разрушит страну изнутри. Он станет толкать общество в сторону псевдодемократии и лжесвободы, обесценится национальное достояние, нарушится форма и суть общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1973. Т. 4. С. 312). Армянскими стали нек-рые принадлежавшие грузинам мон-ри, в т. ч. Кобаир и Дзели-Чешмарити (Хуневан) (Там же. С. 308). В нач. XIX в. монофизитство распространилось и среди груз. населения Шида-Картли. Непрекращавшиеся восстания изнуряли персов; наконец, Надир-шах был вынужден признать царем К. представителя кахетинской ветви Багратиони придерживавшегося Православия Теймураза II, а его сына Ираклия II - царем Кахети. 1 окт. 1745 г. в Светицховели Теймураз II был помазан на царство К. В 1762 г. К. и Кахети объединились под властью Ираклия II в царство Картли-Кахети. Стремление царя к «европейским преобразованиям» ( Бурнашев. 1896. С. 10) и усилению обороноспособности страны явилось залогом более тесного союза с Россией. Картли-Кахети участвовала в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.; в 1783 г. был заключен Георгиевский трактат (подробнее см. в ст. Грузия ), позволивший российскому имп. Александру I Павловичу в 1801 г. присоединить Вост. Грузию к России. С вхождением Вост. Грузии в состав Российской империи К. стала частью Тифлисской губ. России. Епархии Квемо-Картли были упразднены и присоединены к Тифлисской епархии ГПЦ (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 143). Уплотнение происходило и в Шида-Картли, где Самтаврская и Цилканская епархии подчинились архиеп. Иоанну Самтаврскому († 1802); позднее Цилканская епархия была присоединена к Самтависской, а Никозская - к Самтаврской (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 263, 264, 268, 269). Официально епархии К. просуществовали до 1811 г., когда автокефалия ГПЦ была упразднена и был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ. По решению Святейшего Синода РПЦ в К. была образована Мцхетско-Карталинская епархия (1811) (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 169). Горная часть Шида-Картли и прилегающие области Имерети перешли в юрисдикцию архиепископа Телавского. В 1818 г. на территории К. и Кахети была образована единая Карталино-Кахетинская (Грузинская) епархия Грузинского Экзархата РПЦ. Епархии, существовавшие на территории К. до нач. XIX в. ГПЦ: Ахпатская, Ахтальская, Агаракская (Хунанская), Болнисская, Дманисская, Манглисская, Никозская, Руисская, Самтависская, Самтаврская, Таширская, Тбилисская, Урбнисская, Хуневанская, Цалкская, Цилканская, Цинцкаройская (?), Цуртавская. Армянская Церковь: Ахпатская, Санаинская. Цари К.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

и. была переведена с греч. языка в 1738 г. иером. Димитрием (Райским) и «дидаскалом греченином» Иоанном. Широкого распространения она не получила и встречается преимущественно в сборниках сер. XVIII-XIX в. монастырского происхождения ( Белоброва. 1996. С. 250). В совр. рус. Минее (Минея (МП). Октябрь. С. 338-351) 13 окт. помещена бденная служба И. и.; 12 февр. (Там же. Февраль. С. 398-407) содержится «иная» служба И. и., хотя многие ее песнопения совпадают с указанными 13 окт. Церковные постройки, освященные в честь И. и. В России начиная с сер. XVII в. (особенно во 2-й пол. XIX в.) это были помимо Валдайского Святоозерского мон-ря (1653) самарский жен. мон-рь (1850), Выксунский (Нижегородская обл., 1863), Енисейский (Красноярская обл.; до 1875 в честь Рождества Христова мон-ри), Святоезерская пуст . в пос. Мугреевском (Ивановская обл.; до XVII в. в честь Преображения Господня). Посвященные И. и. храмы были возведены в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Ярославская обл., 1864-1877, проект архит. И. И. Горностаева, не сохр.), в московском Перервинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1904-1908, архит. П. А. Виноградов), на подворье Новоафонского монастыря в С.-Петербурге (1886, архит. Н. Н. Никонов). Приделы в честь И. и. существовали во Введенской ц. муромского в честь Воскресения Христова мон-ря (2-я пол. XVII в.), в московской ц. вмч. Георгия на Всполье на ул. Б. Ордынка (1686), в здании Сухаревой башни в Москве (с 1693; разобрана к 1934) и др. Традиция освящения престолов в честь И. и. жива и в наст. время. В Грузии И. и. посвящены мон-ри (все женские): близ Зугдиди (Зугдидско-Цаишская епархия Грузинской Православной Церкви), в Цалке (Манглисско-Цалкская), в Марткопи и на горе Махата в Тбилиси (Мцхетско-Тбилисская), в Лагодехи (Некресско-Эретская), а также храмы в Тбилиси (при гимназии 1 на просп. Руставели и в р-не Нахаловка; строящийся в р-не Варкетили), в г. Телави, в с. Асурети (Тетрицкаройский р-н) и др. В честь И. и. освящаются престолы в церквах.

http://pravenc.ru/text/293359.html

В конхе апсиды изображена Богоматерь Влахернитисса (Платитера), по сторонам - архангелы, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. В нише сев. стены - «Христос во славе», в своде ниши представлена чета ктиторов, предположительно атабаг Кваркваре Диди (Великий), расширивший придел и заказавший новые росписи храма и придела, и его жена. На сводах и стенах - 12 сцен праздников. Стиль фресок восходит к позднепалеологовской живописи, но в нем проявляются черты т. н. народного течения, характерного для груз. монументальной живописи с кон. XV в. Фрески 1-го слоя в приделе сохранились лишь на вост. стене и примыкающем своде арки: Деисус (в тимпане двери между приделом и церковью), Сошествие Св. Духа, святые Ивлита и Квирике (Иулитта и Кирик), сцена коронования царя (предположительно Лаша-Георгия, сына царицы Тамары) и 3 фигуры неизвестных святых. В своде арки - Благовещение, Собор архангелов и Три отрока в пещи огненной. От росписи 2-го слоя в приделе сохранились фрагменты, не позволяющие идентифицировать сцены и изображения. В нач. 80-х гг. XX в. консервацию и реставрацию фресок В. провела группа реставраторов управления охраны памятников под рук. К. Бакурадзе. Лит.: Dubois de Montpereux Fr. Voyage autour du Caucase. P., 1839. vol. 2; Кипшидзе Д. А. О росписи большого храмового сооружения Вардзии//Изв. Кавказского ист.-археол. ин-та. Тифлис, 1925. т. 3; Гаприндашвили Г. М. Неизвестная надпись в Вардзиа//Сообщ. АН ГССР Тбилиси, 1951. т. 7. 4; он же. Вардзиа. Л., 1975; . - . , 1961; Алибегашвили Г. В. Светский портрет в средневек. груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1979; Привалова Е. Вардзиа: Путев. Тбилиси, 1982; . . . 1986. 2; . . . 1991. 3; Kldiashvili A. On the Sistem of Wall Paintings of the Vardzia Dormition Church//Studies on Georgian Art. Tbilisi, 2002. Vol. 2. P. 60-61. А. Клдиашвили Рубрики: Ключевые слова: ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/154133.html

Визит Свят. Патриарха Пимена//ЖМП. 1973. 2. С. 20-24). В марте 1973 г. Католикос-Патриарх Давид и митр. Сухумско-Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) присутствовали на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид рукоположил неск. епископов: на Манглисскую кафедру - Георгия (Гонгадзе), на Алавердскую - Григория (Церцвадзе), на Бодбийскую - Илариона (Самхарадзе), однако возраст большинства архиереев по-прежнему превышал 60-летний рубеж. В янв. 1974 г. ГПЦ насчитывала, как и прежде, 15 епархий, из к-рых лишь 5 были замещены: Мцхетско-Тбилисская (Католикос-Патриарх Давид), Цилканская (митр. Гайоз (Кератишвили)), Манглисская (еп. Георгий (Гонгадзе)), Кутаисско-Гаенатская (митр. Роман (Петриашвили)), Сухумско-Абхазская (митр. Илия); еще 5 имели временное управление: Бодбийская, Урбнисская, Маргветская (Католикос-Патриарх Давид), Чкондидская, Батумско-Шемокмедская (митр. Роман); 5 были вдовствующими (Алавердская, Ацкурская, Агарак-Цалкская, Цагерская, Никорцминдская) (Груз. церк. календарь. 1974. С. 119). Патриарх Давид скончался 9 нояб. 1977 г., похоронен в Тбилисском Сиони. В 1975 г., во время церковного праздника, были совершены теракты в кафедральных соборах - Тбилисском Сиони и мцхетском Светицховели. 14 апр. 1978 г. была подожжена резиденция Патриарха ГПЦ. Грузинская Церковь с 1977 г. На XII Церковном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран митр. Сухумско-Абхазский Илия II (Гудушаури-Шиолашвили). 25 дек. 1977 г. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовали представители Поместных Церквей (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, представитель Болгарской Церкви архим. Наум, представитель Александрийской Церкви архим. Григориос), Католикос всех армян Вазген I, многочисленные представители общественности и зарубежные гости. В 1978-1983 гг. Католикос-Патриарх Илия рукоположил новых епископов на большинство кафедр: на Сухумско-Абхазскую - Николая (Махарадзе), на Чкондидскую - Иоанна (Ананиашвили), на Кутаисско-Гаенатскую - Шио (Авалишвили), на Цилканскую - Фаддея (Иорамашвили), на Бодбийскую - Афанасия (Чахвашвили), на Урбнисскую - Константина (Меликидзе), на Самцхе-Джавахетскую - Ананию (Джапаридзе), на Никорцминдскую - Амвросия (Катамадзе).

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010