Бывали братоубийственные войны в истории христианства, и не раз. Приведите цитаты хотя бы одного из святых, который угрожал гневом Божиим рядовым воинам. Что касается ОСК, то правильное понимание текста должно исходить от компетентного органа. В нашем случае это не частное лицо, а Патриарх или Синод. Кроме того, осуждение агрессии вообще не означает осуждения воинов, исполняющих свой воинский долг. И вот еще из телеграм-канала, очень в тему. Житие святого великомученика Евстафия Плакиды, память которого Церковь празднует 3 октября по новому стилю, развенчивает ложь пацифистов, что изначальное христианство первых веков было принципиальным противником милитаризма. Согласно житию святого Евстафия, жившего во времена правления римского императора Траяна (98–117гг.), Сам Господь Иисус Христос восстановил принявшего христианство Плакиду в сане римского военачальника, а о победе, которую он одержал над варварами, говорится так: «Евстафий отправился на войну с иноплеменниками и победил их силою Христовою(!). Он не только отнял у них взятые ими города и области, но и завоевал всю неприятельскую землю, и совершенно победил их войско. Укрепляемый силою Господа своего(!), он выказал еще большую храбрость, чем прежде, и одержал такую блистательную победу, какой еще никогда прежде не одерживал». Более того, для ведения войны именно христианин Плакида убедил царя язычника провести мобилизацию среди римских граждан, куда естественно были призваны и христиане (в том числе и сыновья самого военачальника – Агапит и Феопист). И самое интересное, что поводом к мученической кончине семейства Плакиды послужило их исповедание, что победу Риму над варварами даровал именно Бог христиан. В этой связи хотелось бы отметить, что история Римской империи – это история завоеваний малых народов. И война, которую вел Плакида с варварами была не исключением, так как он «завоевал всю неприятельскую землю». Таким образом, Бог христиан изначально был на стороне империи, а не на стороне народов, «борющихся за свою национальную независимость».

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-dusha-...

Мой муж поехал в Афонский монастырь, нас Господь привел к батюшке, архимандриту Дорофею (Вечканову), который является руководителем «Сынов Афона». C его помощью мой супруг попал в Ватопедский монастырь и тоже сначала удивился. Мы начали ездить в монастыри в Грецию , вот в этом году мы попали на подворье Симонапетра во Франции (это батюшка Плакида (Дезей) , который из католичества перешел). – Да, это известная была история, вместе с монастырем перешел. – В этом году мы встретились также с батюшкой Габриелем Бунге . Все эти люди пришли православие: батюшка Плакида (Дезей) пришел из католичества; Габриель Бунге родился в протестантской семье,– то есть я увидела, как люди приходят в православие, видят свет там. Я поняла, что именно здесь я найду опору, и слава Тебе, Господи, за все, мне Господь дает такие встречи, когда ты можешь дальше и дальше продвигаться и, действительно, этот свет в себе удерживать. – Хотелось бы вернуться немножко раньше, когда Вы как раз описывали то свое состояние, когда чувствовали то, что многие чувствуют – бессмысленность жизни без Бога. Тогда это казалось просто как некая такая зияющая неполнота, которая Вас мучила, как Вы описывали. После того, как Вы обрели Христа, это состояние ушло? – Не могу сказать, что совсем уж ушло, какая-то борьба продолжается, она будет продолжаться всю жизнь, и я это хорошо понимаю сейчас. У меня бывают периоды уныния во время постов , например, и это не связано с отказом от еды, это связано с более глубокими грехами , которые прорабатываю. Иногда кажется, что ты не потянешь этот груз, что ты настолько грешен, что дальше бессмысленно двигаться. Но Господь всегда посылает какие-то такие моменты – чудеса , а чудес в моей жизни было невероятно много. – Может, какой-нибудь пример приведете нам? – Пожалуйста. Например, у меня сына зовут Лука, и мы никак не могли его покрестить , никак не находился отец крестный , потому что все отказывались, никто не брал на себя ответственность. Я стала молиться Богородице , Господу, буквально проходила мимо монастыря рядом с домом, мне захотелось зайти.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-je...

На обратном пути, поздним вечером, на скоростной трассе, у нашей машины лопнуло колесо. Сзади неслось три дальнобойщика, мы прямо перед ними вынужденно перестроились из левого ряда вправо, на обочину. Запаски в машине не было. Так что мы на обочине отдохнули два часа, пока нас не заметила полиция, и тогда вызванный эвакуатор повез нас вместе с машиной в монастырь (за 400 долларов). Прибыли в обитель около четырех утра. Кто-то сказал, что бесы отомстили за Сергея. Слава Богу, хоть живы остались. А Сережа, поди, спит сейчас в теплой келье и видит добрые сны. «Эх, бедолага, ну спи, Серега!»  «Будьте, как дети» Только что вернулся с урока нашей Детской школы, у меня класс — 6–7летних. Давно бы нужно было начать записывать их перлы. Сегодня удержаться не могу. На уроке дети спросили меня, жил ли я при советской власти. С широко открытыми глазами слушали мой рассказ о той жизни; я приводил красноречивые примеры — параллели с современной жизнью, чтобы им было понятней. Правда, про мавзолей Ленина на Красной площади я смог рассказать в настоящем времени. Семилетний Андрей поинтересовался, как Ленин потерял веру в Бога, а шестилетний Тихон сказал, что у Ленина были рога, он, дескать, точно знает. Пришлось объяснить, что Ленин был обычным человеком и в детстве — таким же мальчиком, как они… Потом были такие диалоги: Я: «Мы сейчас с вами почитаем житие святого Евстафия Плакиды». Эмилия: «А он называется “Плакида”, потому что он всегда плакал?». Я: «Святой Евстафий Плакида жил в Риме. Вы знаете, где находится Рим?» Эмилия: «Да, там, где римляне живут». Я: «… и вот Евстафий Плакида решил отказаться от язычества и принять Христианство…» Тихон: «А его жена тоже вместе с ним стала русской?» Я: «Дети, а как вы думаете, в наше время существуют язычники?» Тихон: «Нет». Андрей: «Они есть!» Я: «А где они?» Андрей: «Не знаю». Я: «А почему же ты говоришь, что они есть?» Андрей: «Я так думаю, что они есть, но где они, я не знаю…» Я: «Много язычников живет в Индии». Тихон: «А почему русские не пойдут и не расскажут тем язычникам про веру в Бога?»

http://azbyka.ru/fiction/angely-prixodya...

Однажды, при исполнении преподобною Феодорою послушания, бес явился и клялся, что наведет на нее величайшие искушения. Препод. Евфросин Райские плоды, данные во сне, яве найдены Один иерей во сне видел рай и в нем неизреченные блага, а среди них преп. Евфросина повара, который сорвал с дерев райских и дал ему три яблока. Проснувшись, иерей нашел эти три яблока у себя в платке; а преп. Евфросина встретил в храме, и тот на вопрос: «где был ты в эту ночь?» все ему рассказал и скрылся от похвал человеческих. 13. Св. Корнилий сотник Поношение святого наказывается Один живописец, не будучи в состоянии написать образ св. Корнилия, побранив святого, упал с высоты и убился; черви закипели в устах его. Потом св. Корнилий, явившись, уврачевал его, и он, увидя лицо его, изобразил его на иконе. 14. Воздвижения честнаго и животворящего креста Господня Явление креста на небе Константин, намереваясь сразиться с Максентием, молился Богу и увидел в полдень на небе крест сияющий с надписью: «сим побеждай». Во время сна явился к нему Сам Иисус Христос, повелевающий сделать подобные кресты. Поэтому он повелел сделать изображение креста на домах, на оружиях, на шлемах и на щитах. Еще дважды Константин был побеждаем византийцами, и в такой скорби увидел на небе из звезд слова: «призови Мя в день скорби твоея и изму тя, и прославиши Мя» ( Пс. 49, 15 ), и крест из звезд с надписью: «сим знамением победишь». Искусственные кресты Константин три креста больших сделал и поставил на возвышенных местах. При том кресте, который был поставлен на рынке, совершено много чудес. Ангел являлся три раза в год и, обходя, кадил крест этот, поя песнь Трисвятую. 20. Св. великомуч. Евстафий Плакида Христос есть на всяком месте Когда св. великомуч. Евстафий был еще язычником, однажды на охоте увидел между рогами оленя пресветлый крест и подобие Иисуса Христа распятого и услышал голос: «за что Меня гонишь, Плакида?» Вера, надежда и любовь «Евстафий! надобно на деле показать веру твою несомненную, надежду и усердие любви твоей ко Мне. Когда прийдешь в глубину смирения, то Я вознесу тебя, и прославлю на небе пред ангелами Моими, и почту пред человеками», – сказал Господь. Бог на праведников попускает беды, не казня их

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

И тут же прозвучал глас: “Плакида, что ты гонишь меня?”. Ибо тогда еще Евстафия так звали. “Я — Иисус Христос, радуюсь на твои добродетели и определил, что несправедливо такому богатству скрываться в глубокой тьме идолослужения и пропадать втуне. Единственно любовь к человекам и желание спасти их подвигло Меня, Бога, обитающего Небеса,  кому поклоняются невещественные силы, сойти на землю, приняв образ, в котором ты Меня зришь”. Пораженный столь пречудным видением и гласом, Плакида тут же упал на землю — у него не достало сил зреть и слышать подобное, а паче того из благоговения, ибо ему открылся рекший. Оправившись от великого удивления и немного придя в себя, он спросил в сильном душевном страхе: “Кто ты, владыка?”. И снова услышал тот же глас, исходящий от святого образа Господня: “Я — Иисус Христос, создавший из небытия весь мир, своими руками сотворивший человека и простерший свое человеколюбие и далее, спасши его, сломленного грехом”. И по порядку перечислил свое вочеловечение, распятие, смерть, погребение, все, что даровало освобождение роду людскому, порабощенному и воистине простертому во прахе, а также вознесение и причастность тайнам. Услышав эти слова, Плакида, как Павел,   просветился Божественных тайн и уверовал, чему внимал и что узрел, и показал делами своими, что сеятель небесный бросил зерна не на каменистое место и не в терние, но в тучную землю.  Затем с глазу на глаз рассказывают иерею о видении и ночных снах, просветивших их. Иерей, наделенный ведением и уразумевший слова их, благодатный, истинно Иоанн   — таково было и имя его, весьма возликовал и тотчас, по обычаю, наставив их, окрестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стратилата Плакиду он нарек Евстафием, а жену его Татиану — Феопистой, желая, чтобы с переменой жизни изменились и имена их, а также и детей он назвал по-новому: старшего — Агапием, а младшего — Феопистом. Кроме того, иерей приобщает их святых тайн, я разумею тело Господнее и кровь. Затем, помолившись о них,  радостно отпускает радующихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Отсюда видно, насколько для Отцов было важно, когда между Церквами возникали различия, точно оценить их природу. Шла ли речь о малозначительных вопросах или о различных, но подлинных традициях? — Поддержание или восстановление общения предполагало, что никакая часть не могла предписать другой подчинения её правилам под угрозой разрыва. Или речь шла, напротив, о вопросах, касающихся сути веры и апостольской традиции? — В таком случае, насколько существовали различия, настолько болезненным было разделение, но настолько же настоятельны были требования не только истины, но также истинной любви к Богу и ближнему 43 . Для святых Отцов сокровище веры неделимо. В нём невозможно различать положения основные и второстепенные, которыми можно пренебречь. Для них любая сторона истины, открытая Богом, обладала бесценным значением. Нельзя лучше выразить мысль Отцов о нерасторжимой связи, которая в их глазах объединяет евхаристию, Церковь и незыблемость веры, чем приведя слова преподобного Игнатия Богоносца: “Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует царствия Божия. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову. Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и диаконами, сослужителями моими, дабы всё, что делает, делали вы о Боге” 44 . Перевод с французского П. Михайлова 1 См. Архимандрит Плакида (Дезей). Этапы духовного странствия//Архимандрит Плакида (Дезей). “Добротолюбие” и православная духовность. М., 2006. С. 315–364. 2 Это ясно показано издателем P. Nautin: Homelies Pascales, II//Sources chremiennes. 36. Paris, 1953. P. 42–47. 3 Святитель Кирилл Александрийский. Толкования на Луку, 22. Греческий текст: PG 72, 908–912 (перевод наш — Пер.). См. также французский перевод: Saint Cyrille d’Alexandrie. In Jn 4//La messe. Liturgies anciennes et textes patristiques, выбранные и изданные A. Амманом (Coll. Lettres Chremiennes, 9). Paris, 1964. P. 134–166.

http://pravmir.ru/evharistiya-i-obozheni...

Прп. Максим Грек борется также с распространявшейся в его время астрологией. Не звездами, не «кругом счастья» устраивается человече­ская судьба, а Промыслом Божиим. «Христианам православным свойс­твенно гнушаться этим всею душею и отвращаться [астрологии, горос­копов. – Г.Ф.], всю же надежду свою иметь на единого истинного Бога, Господа Нашего Иисуса Христа, и Его святые заповеди всегда со страхом Божиим и верою неуклонно исполнять и говорить с пророком: Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение: и на высокая воз­водит мя, еже победити ми в песни Его 785 » 786 . Заключительные слова песни пророка Аввакума Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведет меня! воспроизводят слова царя Давида 787 . Вместе с преды­дущими словами: Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь 788 этот текст стал молитвой, с которой для служения Божественной Литургии на епископов и пресвитеров (священников) возлагается священный пояс: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя». Препоясав­шись, священник опоясан силою Божией и готов непорочно пройти путь священного литургисания и, как бы на оленьих ногах, взбежать на высоту алтаря и там войти в совершение таинства даром Божией благодати, войти в завершение замысла Божия о нас. Он делает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведет меня! 789 «В царствование императора Трояна (98–117) жил в Риме воевода, по имени Плакида. Он происходил из знатного рода и обладал большим богатс­твом. Его храбрость на войне была настолько известна, что одно имя Плакиды приводило врагов в трепет. Еще в то время, когда император Тит воевал в Иудейской земле (69–70), Плакида был выдающимся римским полководцем и отличался во всех сражениях неустрашимым мужеством. (Именно в этой войне был разрушен святой город Иерусалим и святой храм в нем. Эта война положила конец проживанию иудеев в Земле Обето­ванной и началось их девятнадцативековое рассеяние по всему миру).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Римские друзья Иеронима опять прислали в Вифлеем письма, вызывающие Иеронима на бой. Тот взвинтился, написал бранчливое письмо Руфину. Руфин подал реплику. Иероним продолжал браниться. Руфин снова написал Иерониму, требуя от него молчания, иначе Руфин грозил бывшему другу, что он разгласит некоторые грехи Иеронима, открытые ему раньше по дружбе. Иероним откликнулся трагически: «Это значило бы, что Руфин хочет его головы»... И епископ Аквилейский Хроматий, и осведомленный об этой распре блаж. Августин Иппонский приходили в отчаяние, как укротить эту бурю страстей. Первым замолчал Руфин. Хроматий уговорил его мирно заняться переводами на латинский с греческого: 1) Церковной Истории Евсевия, 2) Истории монашества в Египте, 3) гомилий Василия Великого, Григория Богослова и даже Оригена. Но Иероним не успокоился, продолжал войну с «оригенистами». Он вычеркнул из своих «Хроник» все похвалы Мелании, которые он расточал пред ней 20 лет тому назад. Подчеркивал, что и самое имя Мелания говорит о черноте ее души. Руфина обзывал grunnius (т. е. хрюкающей свиньей) и скорпионом. Когда даже умер Руфин, уже в 410 г. в Сицилии, Иероним записал: «Наконец-то скорпион залег в земле Тринакрийской, стоглавая гидра перестала шипеть на меня». Государственная обстановка . По смерти Фeoдocuя I Великого (379-395) осталось трое его детей. От первого брака, с Флакиллой, родились два сына: Аркадий и Гонорий. И от второго брака, с Галлой (сестрой Валентина II), — дочь Плакида. Она прозывалась и именем матери, как Галла-Плакида. Старшему (18 лет), Аркадию, передана была власть над Востоком, младшему (11 лет), Гонорию, над Западом. До совершеннолетия их были назначены над ними опекуны-регенты. Над Аркадием в Константинополе — Руфин, над Гонорием в Медиолане — Стиликон. Оба опекуна друг друга ненавидели. Стиликон (западный) был сильнее: ему подчинены были и все армии Востока. Ho у Руфина нашелся еще более сильный враг, дворцовый камергер Евтропий. Руфин старался женить Аркадия на своей собственной дочери, а Евтропий свел Аркадия с девицей Евдоксией, сиротой из враждебной Руфину семьи. Эта семья консула Бауто была франкской национальности. Свадьба состоялась в 395 г. Руфин был предательски убит, и Евтропий диктаторски стал у кормила правления, да к тому же и оправдал себя на военном фронте. В это время из Азии вылился на Европу поток гуннов. Они разлились по Кавказу, Черноморью, Дунаю и на Балканы во Фракии. Но Евтропий сумел собрать силы и прогнать гуннов обратно в Закавказье. За это получил титул патриция и консула.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Тропарь, гл. 4. От юности вашея Христове любви прилепившеся святии, усердно закон и оправдания Того сохранисте: отъонудуже и чудесными дарованьми обогатившеся, исцеления источаете; Феодоре, Давиде и Константине, с верою вас почитающих, молите Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, гл. 8. Явистеся светильницы всесветлии, во плоти яко ангели: и яко жизни древеса райская, пощением, бдением, и верою возращаеми, процвели есте, молитвами вашими, небесныя благодати приемше; врачеве кркецы явльшеся, исцеляете недугующих души, с верою прибегающих к раце мощей ваших, чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине: молите Христа Бога грехов оставление даровати верою и любовью чтущим память вашу. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, или храм. Парем. (см. 9 сент. Утр. Ев. и Ап. см. 1 апреля. Ев. Мф.4:25; 5:1–12; 10 зач.). Муч. пустынника Киликийского. См. 4 янв. 20 . Г. † Св. великомуч. (Плакиды, воеводы Римского, – по Х.М.) и иже с ним; по М.В.С. и Х.М.: подружия (т.е., супруги) его и чад их – и Св. Евстафий, в язычестве Плакида, отличавшийся добротой, милосердием и справедливостью, был знаменитым римским полководцем при императорах Тите и Траяне. По особому внушению свыше, подученному им однажды во время охоты, он принял св. крещение вместе со всем своим семейством. Просвещенный светом Христовой веры, св. Плакида с женой жили благочестиво и в полном благополучии. Но Богу угодно было испытать веру св. Евстафия. В доме св. Евстафия водворяется болезнь и смерть: сначала погибают слуги, потом весь скот; воры похищают все, что только возможно было унести, и св. Евстафий неожиданно лишается всего имущества. Богатые люди отворачиваются от него и ему приходится трудами рук своих кормить себя и семейство. Оставив Рим, он странствовал в рубище из селения в селение, нанимаясь на поденные работы. Наконец, он решается совсем покинуть отечество и садится с семьею на корабль, отправляющийся в Египет. Коварный и жадный до наживы хозяин корабля, задумав продать супругу св. Евстафия и получить за ее красоту большую сумму денег, высадил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Венедикт был чудотворцем благомощным, сильным, Богомольцем слезным, иноком умильным, Духом Божиим ведом, в вере – правоверный, Был наставником он добрым, крепким и смиренным. Плакида у него служил послушником верным, Ранним утром за водой поспешил усердно. А святой отец в тот час Господу молился И увидел: с Плакидой казус приключился: Духом Венедикт узрел, как поток могучий Камни катит, а средь них – Плакида в самой буче. Ухватил его поток и играет злобно с ним – Ясно слышит старец зов и свое святое имя. Вера здесь нужна, а к ней – помощь и немалая, Быстро посылает старец инока бывалого. Прыгнул тот в водоворот, простив всем обиды, – По воде, как посуху, подскочил к Плакиде. И не понял инок, как сие случилось: По святой молитве старца все свершилось. Вот приходит к старцу юноша Плакид. Послушник, рыдая, старцу говорит: – Видел тебя, отче, я над моей главой, Но тогда от ужаса и крика был я сам не свой! За власы ты взял меня, вынул из воды – Тут и инок подбежал – за твои труды! По молитве Венедикта, аввы православного, Бог и инока явил чудотворцем славным. 2. Св. Евсхимон, епископ Лампсакийский . В эпоху иконоборчества претерпел гонение и был заключен в темницу. Упокоился в правление царя Феофила иконоборца (829–842). 3. Св. Феогност, митрополит Киевский . Родом грек, преемник святителя Петра, митрополита Московского . Претерпел много страданий в монгольской орде от хана Джанибека. Ибо «некои русские злодеивые мужи» оклеветали его, что не платит он царю никакой дани от своего церковного сословия. Когда хан вызвал его в орду и спросил об этом, он ответил: «Христос Бог наш искупил Церковь Свою от язычников честною Своею Кровию. Зачем же теперь платить нам дань язычникам?» В конце концов, ему удалось как-то освободиться и вернуться домой 29 . Управлял Церковью 25 лет. Упокоился в Господе в 1353 году. Рассуждение Трудно найти лучшее назидание о том, что не должны мы лениться и отлагать молитву и дела на день завтрашний, нежели оное, которое предлагается нам преподобным Ефремом Сирином : «Однажды некоему брату был внушен (врагом) помысел: сегодня дай себе отдых, а завтра вставай на бдение!» Но он ответил помыслу: «Кто знает, может быть, завтра я и [вовсе] не встану; поэтому надобно мне встать сегодня». – Так и при рукоделии заронился в нем помысел: «Сегодня дай себе передышку, а завтра потрудись!» Он снова ответил: «Нет, потружусь я сегодня, а о дне завтрашнем [по]заботится Господь». А святой Антоний учит: «На рассвете каждого дня устрояй свою жизнь так, как если бы это был твой последний день на земле, – и соблюдешь себя от греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010