Sept. Т. 6. Р. 123-135; [ Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых […]: Септемврий, октоврий и ноемврий. К., 1689; он же. Собр. разных поучительных слов и др. соч. М., 1786. Ч. 4; PG. 105. Col. 376-417 [Похвальное Слово Никиты Пафлагона и «Древнее» Житие Е. П.]; PG. 117. Col. 61 [Минологий имп. Василия II]; ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1283, 1286-1298, 1336; Римские Деяния (Gesta Romanorum)/Изд. ОЛДП. СПб., 1878. Вып. 2; Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3: Притчи и листы духовные. С. 600-602; AnBoll. 1884. Vol. 3. P. 66-112 [Житие Е. П., приписываемое Симеону Метафрасту]; Ягич. Служебные Минеи. С. 0162-0168; Мещерский Н. А. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерус. пер. М.; Л., 1958. С. 295, 300, 306, 343; Š tefani V., Grabar B., Nazor A., Panteli M. Hrvatska knievnost srednjega vijeka. Zagreb, 1969; Демина Е. И. Тихонравовский дамаскин: Болг. памятник XVII в. София, 1971. Ч. 2. С. 69-80; Византийские легенды/Изд. подгот.: С. В. Полякова. М., 1972, 2004р; Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С.111-112; Сказание об Евстафии Плакиде//ПЛДР: XII в. М., 1980. С. 226-245; Жития Кирилла и Мефодия: Факс. воспроизв. рукописей. М.; София, 1986; Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и монастырями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 73; ЖСв. Сент. С. 362-383; Иосиф Флавий. Иудейская война. М.; Иерусалим, 1993; Revelli G. Monumenti letterari su Boris e Gleb=Литературные памятники о Борисе и Глебе. Genova, 1993. Р. 614; Гладкова О. В. Житие Евстафия Плакиды в составе Пролога: Исслед. и тексты//ГДРЛ. 1994. Сб. 7. Ч. 1. Прил. С. 179-184; БЛДР. 1999. Т. 3: XI-XII века. С. 10-27; Сабинин М.-Г. Житие и страдание святого славного мученика благоверного царя Карталинского Луарсаба// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 284. Лит.: Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка X-XIV вв.: Общее повременное обозр. СПб., 18822; Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерус. книгах XI-XIV вв. |
Произнесено 18.5.1914 г., в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. Этот эпизод из жития Лукия, старца Енатского, помещен в «Училище благочестия». T.I. С.250. Сказано 9.5.1904 г. Публикуется впервые по «Тетради» из архива Е. В. Апушкиной. Произнесено 26.5.1914 г. в день Святой Троицы. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. Произнесено 1.6.1914 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. Прп. Пафнутий — отшельник и знаменитый пустынник Фиваиды. Память 29 ноября. См. о нем: Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. С.78—83. Произнесено 17.5.1915 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. Прп. Акакий, епископ Мелитинский (†ок.437) — ревностный борец с несторианской ересью, прославился даром чудотворений. Участник III Вселенского Собора, на котором вместе со св. Кириллом обличал Нестория. Память 17 апреля. Вмч. Евстафий Плакида (†ок.118) — будучи знатного рода, занимал в Риме высокое положение. Однажды на охоте увидел оленя с крестом между рогами. Голос повелел ему креститься, что он и совершил вместе со всей семьей. Подвергнувшись жестокому испытанию (по дороге в Рим у него были похищены жена, дочь и все его богатство), он перенес его с покорностью воле Божией. За что был вознагражден: императором Траяном он был вновь возвращен в Рим, нашлись и жена с детьми. При императоре Адриане за исповедание Христа вместе с семьей был осужден на мученическую смерть: вместе с женой Феопистией и чадами Агапием и Феопистом был брошен в раскаленного медного быка. Память 20 сентября. Училище благочестия. T.II. С.135. Беседа на евангельское чтение четверга 4-й седмицы по Пятидесятнице. Состоялась до революции. Год неизвестен. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. Произнесено 14.6.1915 г. Публикуется впервые по «Тетради» из архива Е. В. Апушкиной. |
Повесть о Рязанском еп. Василии («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань») также была написана Е. по поручению митр. св. Макария. Как и при написании Жития святых Петра и Февронии, Е. при создании Повести использовал местное предание: «Слышах убо некиа глаголющих древняя сказаниа о граде Мураме». В основу Повести положена не подтверждаемая письменными источниками легенда о перенесении епископской кафедры из Мурома в Рязань при свт. Василии . Художественные особенности Повести (использование фольклорных источников, лаконизм изложения, живые авторские интонации и др.), по-видимому, как и в случае с Житием святых Петра и Февронии, не удовлетворили заказчиков: прежде чем быть включенной в состав Жития св. кн. Константина Муромского и его сыновей, Повесть была переделана в соответствии с требованиями агиографического канона, выработанными лит. школой митр. Макария. Похвала Киевскому митр. св. Алексию («Похвала святому, званному свыше Русийскому чюдотворцу Алексию, в нейже глаголася и о прочих святых, званных свыше») известна в единственном, авторском, списке - Солов. 287/307. Л. 150-157 об. О времени создания памятника можно судить по косвенным данным: бумага той тетради сборника-автографа Е., на к-рой читается текст, датируется 1561 г. Лейтмотивом Похвалы митр. Алексию является сформулированная Е. концепция «свышезванности» - идея об особом призвании Божием, к-рого удостаиваются избранные праведники. Основой ее стал сюжет из Жития митр. Алексия о том, как отрок Елевферий (буд. митрополит) в юности получил «звание» с небес, в котором ему было проречено его монашеское имя - Алексий. Собственно Похвала митр. Алексию предваряется в сочинении повествованием о предшествовавших ему святых, удостоившихся, как и он, «звания свыше». В этом списке - 20 имен (названы пророки, апостолы, мученики, преподобные, равноап. Константин I Великий , вмч. Евстафий Плакида , особо выделен сщмч. Еразм Формийский - небесный покровитель Е. в монашестве). Источником повествовательной части памятника (включает 2 фрагмента: о «звании» свыше отроку Елевферию и о походе митр. Алексия в Орду, когда он исцелил от слепоты татар. царицу Тайдулу) стало Житие святителя, созданное Пахомием Логофетом , в его старшей редакции. |
Вмч. Евстафий Плакида. Створка алтаря Паумгартнеров. А. Дюрер. Ок. 1503 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) Вмч. Евстафий Плакида. Створка алтаря Паумгартнеров. А. Дюрер. Ок. 1503 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) В зап. традиции Е. П. изображался как воин с мечом - фрески XIII в. в ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура, Рим; со знаменем - алтарь Паумгартнеров А. Дюрера (ок. 1503, Старая пинакотека, Мюнхен); верхом на коне - полиптих Дж. Боккати (1468, Музей Бельфорте-дель-Кьенти, Италия); как охотник - алтарная картина «Св. Евстафий Плакида и еп. Либорий» Ганса Бургкмайра Старшего (1-я четв. XVI в., Старая пинакотека, Мюнхен). Житие Е. П. отражено в витражах XII в. собора в Сансе и в витражах XIII в. собора Нотр-Дам в Шартре и др. Сюжеты из истории обращения Е. П. в христианство, пересказанной Иаковом из Варацце в «Золотой легенде» (ок. 1275), нередко встречаются в творчестве западноевроп. художников (напр., гравюра Дюрера, ок. 1501, Галерея Уффици, Флоренция; «Видение св. Евстафия Плакиды» Пизанелло, сер. XV в., Национальная галерея, Лондон). На Руси, помимо фрески в соборе Св. Софии Киевской, раннее изображение Е. П. (обращение в христианство) сохранилось на шиферном рельефе (предположительно XI в.), найденном при раскопках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108-1113): возможно, эта плита первоначально находилась над входом в собор, построенным кн. Изяславом Ярославичем в 60-х гг. XI в. Среди св. воинов Е. П. представлен на юж. вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.); на иконе-таблетке из Софийского собора в Вел. Новгороде (сер. XII в.) «Святые Прокопий, Никита, Евстафий Плакида» (кон. XV в., ГРМ); на иконе «Святые Евстафий Плакида и Фекла» (XV в., ГМЗРК). В хитоне и гиматии, с крестом, Е. П. изображен на иконе 1-й пол. XVI в. (АМИИ). На фресках собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502) он изображен в медальоне на подпружной арке рядом с равноап. кн. Владимиром. Вероятно, в связи с почитанием на Русском Севере Е. П. как защитника посевов от вредных насекомых и как целителя была написана икона «Святые Евстафий Плакида и Трифон» (кон. XV в., МИИРК) из Обонежья, на к-рой святые держат в руках сосуды с маслом для окропления растений. Сюжет видения Е. П. представлен на иконе XVI в. (НГОМЗ). Свидетельством почитания Е. П. как воина в синодальный период служит присвоение имени святого рус. линкору, принимавшему участие в Чесменском сражении в Эгейском м. (1770). Образ Е. П. был помещен в иконостасе Большой ц. Зимнего дворца в С.-Петербурге - икона «Святые мученики Харалампий и Евстафий Плакида» (худож. А. И. Бельский (1726-1796?) или Е. И. Бельский (1730-1778?), ГЭ), в росписи Исаакиевского собора в С.-Петербурге (XIX в.). |
В рукописях сохранились и др. песнопения в честь Е. П.: анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Θλαγγα τετρριθμον μν μαρτρων (Отряд четверочисленный пою мучеников), ирмос: Αρματηλτην φαρα βθισε ( ), нач.: Θς πατρικν, θεαρχικν, προτλειον πρχων, Λγε Θεο (Свет отеческий, богоначальный, предшествующий началам, Слове Божий) (AHG. T. 1. P. 280-293); канон, составленный гимнографом Иосифом, 4-го гласа, с акростихом Θεοις θλητας τοσδε τος μνους πλκω. Ιωσφ (Божественным мученикам эти гимны плету. Иосиф), ирмос: Τ δηγσαντι πλαι ( ), нач.: Θεοπρεπς θροισθντες ν τ σεπτ σμερον (Боголепно собравшись в честном сегодня), канон имеет 2-ю песнь (Ταμεον. Σ. 47); дополнительные икосы к кондаку Е. П. 2-го гласа (AHG. T. 1. P. 287-289). А. А. Лукашевич Иконография Житие Е. П., широко известное в регионах Византии, на христ. Востоке и Западе, повлияло на создание большого числа изображений великомученика в храмовых декорациях, мелкой пластике, рукописях. В визант. время получили распространение 3 основных сюжета с изображением святого: Е. П.- полководец-христианин, видение Е. П. распятого Христа между оленьими рогами, мученическая кончина Е. П. с женой и сыновьями. Вмч. Евстафий Плакида. Фрагмент створ-ки авория «Сорок мучеников Севастий-ских». Х в. (ГЭ) Вмч. Евстафий Плакида. Фрагмент створ-ки авория «Сорок мучеников Севастий-ских». Х в. (ГЭ) С раннего времени единоличное изображение Е. П. включалось в ряд наиболее прославленных св. воинов. Традиционно он представлен с темными вьющимися волосами, небольшими усами и короткой раздвоенной бородой. В воинском облачении Е. П. изображен на рельефе слоновой кости с образами 40 мучеников Севастийских (X в., ГЭ); на триптихе из Палаццо Венеция, Рим (сер. X в.); на Арбавильском триптихе (сер. XI в., Лувр, Париж); в церквах Каппадокии: в ц. Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (1-я четв. XI в.), в базилике Константина в Еникёе (XI в.), в церкви в Орене близ Нара (XI в.); иногда верхом на коне (в нартексе ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XII в.). С XIII в. Е. П. обычно изображали в кирасе, в застегнутом на груди плаще, со щитом и с мечом или копьем: в башне св. Георгия мон-ря Хиландар на Афоне (сер. XIII в.); в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. Спасителя монастыря Жича, Сербия (нач. XIV в.); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320). Известны изображения Е. П. в хитоне и гиматии: на триптихе с Деисусом и святыми (X-XI вв., Музеи Ватикана); на фресках в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.), в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия, XI в.- в позе оранта. |
Сцена мученичества семьи Е. П. (четверо святых, находящихся по пояс в горящей печи в форме быка) встречается с X в. в рукописях и храмовых декорациях: роспись ц. Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.); на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 53, 976-1025 гг., К-поль), в 2 минологиях по Житиям Симеона Метафраста: XI в. (Marc. gr. 586. Fol. 156r) и кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r), в Минологии кон. XI в. (Ath. Esph. 14. Fol. 52v); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?). В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, один из сыновей Е. П. изображен карабкающимся по печке-быку, чтобы принять смерть вместе с родителями и братом. Видение вмч. Евстафия Плакиды. Роспись церкви в с. Чукули, Ниж. Сванети. XVII в. Видение вмч. Евстафия Плакиды. Роспись церкви в с. Чукули, Ниж. Сванети. XVII в. Наиболее ранние изображения «Видения св. Евстафия Плакиды» известны по памятникам груз. искусства VI-VII вв. Сцена охоты Е. П. представлена на одной из сторон постамента скульптурного креста из мон-ря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Крестителя (рубеж VI и VII вв.) в Гареджи, на фризе вост. фасада Успенского храма мон-ря Мартвили (VII в.), на рельефной плите алтарной преграды из Цебельды (VIII-IX вв.), на стелах из Брдадзори, Хандиси (точная датировка затруднительна) и др. Эта композиция встречается во внутрихрамовой росписи и на фасадах груз. церквей: Спаса в с. Зенобани в Имерети (XIII в.), во 2-м регистре зап. стены; с. Цкелари в Абхазии (X в.); св. Саввы Освященного мон-ря Сапара (Сафара), Юго-Зап. Грузия (XIV в.); в храмах В. Сванети - св. Архангелов в с. Ипрари (XII в.?) - на фасаде, св. Архангелов в с. Кайша, в с. Лаштхвери, Спаса в с. Лагами - на фасаде (все - XIV в.); Н. Сванети - в с. Чукули (XVII в.) - в интерьере на юж. стене. Д. В. Айналов и Р. О. Шмерлинг отметили без комментариев уникальность размещения на алтарных преградах груз. церквей, где обычно расположены композиции, связанные с НЗ и ВЗ, сцен охоты и видения святого ( Айналов. 1895. С. 7; Шмерлинг. 1962. С. 67). |
Григорием Чудотворцем - седой, с большими залысинами надо лбом, с короткой окладистой бородой. Пограничным памятником восточнохрист. и лат. традиций является мозаичное изображение в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148). Активизацию почитания Г. В. в XIV-XV вв. связывают с известностью его как автора соч. «Диалоги», пронизанного эсхатологическим настроением, актуальным в связи с ожиданием конца мира в 1492 (7000) г. ( Евсеева. Афонская книга. С. 195). В этот период образ Г. В.- седовласого старца, со средней длины клиновидной бородой, в полиставрии - присутствует в составе святительского чина в декорации алтарной части храмов свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319) - полуфигура, обеими руками держит Евангелие (рядом свт. Григорий Акрагантский); вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния, ок. 1504 (?)) - на голове тиара в виде короны; свт. Николая в мон-ре Ставроникита (1546) - с тонзурой, в паре со сщмч. Климентом, папой Римским; Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Дионисиат (1546-1547) - полуфигура; мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос, сер. XVI в.,- в композиции «Служба св. отцов» вслед за свт. Климентом (II ?), папой Римским, в тиаре в виде 3-ярусной короны с округлым верхом (атрибутирован как свт. Григорий Чудотворец - см.: Γοναρης Γ. Γ. Μεταβυζαντινς τοιχογραφες στη Λσβο: 16ος - 17ος α. Αθνα, 1999. Σ. 27). Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра из сборника сочинений свт. Григория Великого. Кон. XV в. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об.) Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра из сборника сочинений свт. Григория Великого. Кон. XV в. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об.) Один из самых ранних памятников слав. круга - миниатюра в рукописи галицко-волынского происхождения «Беседы на Евангелие», датируемой 2-й пол. (?) XIII в. (РНБ. Погод. 70),- Г. В. и вмч. Евстафий (Плакида?) предстоят Христу, над ними - архангелы Михаил и Гавриил; святитель - в полиставрии. На выходной миниатюре из сборника сочинений Г. В. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об., кон. XV в.) святитель изображен в левой части 3-фигурной композиции сидящим на троне с подставкой для ног, на коленях - раскрытый кодекс, в правой руке - стило, левой придерживает кодекс; облачен в фелонь и омофор поверх рясы и епитрахили. Позади Г. В., положив руку на его правое плечо, стоит ангел (в зап. памятниках - Св. Дух в виде голубя) в зеленом хитоне и красном гиматии, с жезлом в руке (в каталоге: Altrussische Buchmalerei: 11. bis Anfang 16. Jh. L., 1984. Cat. 47), ангел назван Св. Софией, Премудростью Божией; иконографическая аналогия того же времени с изображением персонификации Премудрости, юноши с нимбом в виде 2 перекрещивающихся ромбов,- миниатюра из гомилий свт. Григория Богослова (РГБ. Троиц. 137. Ф. 304/I. Л. V об., кон. XV в.). В правой части миниатюры внизу - образ диак. Петра, собеседника Г. В., он безбородый юноша в диаконском стихаре, сидит на низкой скамье с подножием и пишет, на свитке читается текст: «Благословенный Григорие»; образы Г. В. и Петра поименованы. |
Из числа новых поступлений примечательна икона Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия») (1474) итало-критской школы - дар М. Валви-Куцанеллу. Произведения местных патмосских художников появляются с нач. XVII в.: мастера Стаматис Хиос и Теодорос следуют традициям критской школы, значительно упрощая их. Казанская икона Божией Матери. XVII в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Казанская икона Божией Матери. XVII в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Из более поздних икон особо почитается «Нерукотворный образ Спасителя» (кон. XVIII - нач. XIX в.), с к-рой в 1925 г. произошло чудо. Икона принадлежала И. Кундури, муж к-рой уехал в Сев. Америку, оставив ее с 2 детьми на произвол судьбы. Чтобы прокормить семью, она решила продать икону коллекционеру. Когда дети пришли в последний раз помолиться Спасителю - попрощаться с иконой, образ Христа начал слезоточить. Поток слез был очень сильным, весть об этом чуде облетела весь остров. Супруг Кундури раскаялся и оказал семье материальную помощь. Икона была перенесена в исихастирий Святая Святых и затем в музей-ризницу И. Б. м. В собрании И. Б. м. есть и рус. иконы ( Дмитриевский. 1894. С. 191-194), напр. образ Божией Матери «Казанская» (XVII в.) в серебряном окладе с венцом (украшенным бирюзой, янтарем и горным хрусталем) и цатой. Омофор вышит жемчугом. Прикрепленный к окладу каменный крест, окованный серебром и украшенный кораллами и драгоценными камнями,- пожертвование кого-то из верующих; он древнее иконы и датируется XVI в. Помимо музея-ризницы иконы критской школы находятся в парекклисионе свт. Николая Чудотворца («Св. Иоанн Предтеча», 1480-1500) и в резиденции игумена («Сретение», кон. XV в.). Мн. иконы критской школы хранятся в др. мон-рях и храмах Патмоса. Напр., в мон-ре Живоносного Источника - «Христос во гробе» (1480-1500) Николая Дзафуриса, «Три святителя» Иеремии Паллады (1-я пол. XVII в.), «Прп. Христодул» (1610-1629); в мон-ре Благовещения Пресв. Богородицы - «Распятие» (1-я пол. XV в.), «Введение и Сретение» Михаила Дамаскина (ок. 1582-1592/93); в ц. вмц. Екатерины в Хоре - «Ап. Иоанн Богослов и Прохор» (сер. XVI в.); в ц. Сретения в Хоре - «Положение во гроб» (1620-1645); в ц. Пресв. Богородицы Елеимонитрии - «Богородица на престоле» (1590) и «Вмч. Евстафий Плакида, с житием» (1620-1640). Церковные облачения и утварь |
Лит.: Piankoff A. St Mercure, Abu Seifein et les Cynocéphales//Bull. de la Société d " Archéologie Copte. Cairo, 1942. Т. 8. P. 17-24; Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры/Сост.: И. Я. Качалова, Н. А. Маясова, Л. А. Щенникова. М., 1990. Ил. 86; Vocotopoulos P. An Icon of St Mercurius Slaying Julian the Apostate//Bulletin. Skopje, 1996. N. S. N 2: Medieval Art.: In Honour of Zagorka Rasolkoska-Nikolovska. P. 137-140. Pl. 2; Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екат., 1998; Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 176; Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы св. воинов. М., 2008. С. 83-86; Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря/Сост. О. С. Куколевская, при участии А. А. Адашинской и Л. В. Нерсесяна. М., 2008. Т. 2. С. 220; Борис Годунов: От слуги до Государя всея Руси: Кат. выст./Сост. И. А. Бобровницкая, О. А. Цицинова. М., 2015; Никитина Т. Л. Рус. церковные стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. Н. В. Герасименко, Е. М. Саенкова, Ю. Н. Бузыкина Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) |
б) Св. великомученик Евстафий Плакида пострадал при императоре Адриане в 120 г. в Риме. Евстафий Плакида был знаменитым полководцем. Несмотря на свой сан и славу, он отличался смирением, милосердием и чрезмерной добротой к подвластным. Добродетелям его подражала и жена его Феопистия. Плакида и Феопистия были язычниками, и Сам Господь призвал их к христианству. Охотясь однажды на Аппенинских горах, Евстафий заблудился в погоне за оленем. Вдруг увидел на верхушке одного утеса свет, с крестным знамением посреди, и услышал голос; «Плакида, человек такой жизни, как ты, не может поклоняться кумирам, а должен исповедовать Христа». – «Кто говорит со мною?» – спросил Плакида, и услышал: «Я говорю с тобою во имя Того, Кто создал все. Поищи в городе служителя Христова и крестись». Воротившись домой, Плакида рассказал о своем видении жене, и они поспешили креститься тайно, крестили и детей своих. На другой день, когда Плакида благодарил Бога за просвещение спасительной верой, он услышал голос Божий: «Ты должен показать на деле свою веру, надежду и любовь ко Мне. Они же познаются не в богатстве и счастье, но в нищете и напастях». – «Господи, – отвечал Евстафий, – твори со мной, что хочешь, я готов терпеть все, что Ты возложишь на меня». Евстафий пересказал об откровении жене своей, и она сказала: «Да будет воля Божия над нами». И вот умерли от заразительной болезни почти все их слуги, погиб и весь скот, так что Евстафий с семейством покинул дом; воры же воспользовались этим и похитили из дома все, что только можно было похитить. Евстафий сделался бедняком, люди богатые отшатнулись от него, и он решился удалиться из Рима подальше и жить там в нищете и смирении. Он отправился на корабле в Египет. Начальник корабля, увидя красоту жены его и надеясь продать ее за большую сумму, высадил его самого с детьми на берег, а жену увез. Несчастный муж в слезах стоял на берегу. Рыдали и малютки, лишившись своей матери. Пришлось Евстафию переходить вброд реку; он, оставив одного малютку на берегу, с другим отправился на противоположную сторону. Там на ребенка напал лев. Евстафий, посадив на берег перенесенного ребенка, спешил на защиту сына, но и этого похитил волк. «Господь дал, Господь и взял. Да будет воля Божия!» – сказал Евстафий и, отправившись далее, поселился в одном селении и стал работать у жителей для своего прокормления. Между тем по воле Божией дети Евстафия были спасены пастухами, воспитаны и поступили в военную службу. |
| |