Sept. Т. 6. Р. 123-135; [ Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых […]: Септемврий, октоврий и ноемврий. К., 1689; он же. Собр. разных поучительных слов и др. соч. М., 1786. Ч. 4; PG. 105. Col. 376-417 [Похвальное Слово Никиты Пафлагона и «Древнее» Житие Е. П.]; PG. 117. Col. 61 [Минологий имп. Василия II]; ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1283, 1286-1298, 1336; Римские Деяния (Gesta Romanorum)/Изд. ОЛДП. СПб., 1878. Вып. 2; Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3: Притчи и листы духовные. С. 600-602; AnBoll. 1884. Vol. 3. P. 66-112 [Житие Е. П., приписываемое Симеону Метафрасту]; Ягич. Служебные Минеи. С. 0162-0168; Мещерский Н. А. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерус. пер. М.; Л., 1958. С. 295, 300, 306, 343; Š tefani V., Grabar B., Nazor A., Panteli M. Hrvatska knievnost srednjega vijeka. Zagreb, 1969; Демина Е. И. Тихонравовский дамаскин: Болг. памятник XVII в. София, 1971. Ч. 2. С. 69-80; Византийские легенды/Изд. подгот.: С. В. Полякова. М., 1972, 2004р; Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С.111-112; Сказание об Евстафии Плакиде//ПЛДР: XII в. М., 1980. С. 226-245; Жития Кирилла и Мефодия: Факс. воспроизв. рукописей. М.; София, 1986; Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и монастырями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 73; ЖСв. Сент. С. 362-383; Иосиф Флавий. Иудейская война. М.; Иерусалим, 1993; Revelli G. Monumenti letterari su Boris e Gleb=Литературные памятники о Борисе и Глебе. Genova, 1993. Р. 614; Гладкова О. В. Житие Евстафия Плакиды в составе Пролога: Исслед. и тексты//ГДРЛ. 1994. Сб. 7. Ч. 1. Прил. С. 179-184; БЛДР. 1999. Т. 3: XI-XII века. С. 10-27; Сабинин М.-Г. Житие и страдание святого славного мученика благоверного царя Карталинского Луарсаба// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 284. Лит.: Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка X-XIV вв.: Общее повременное обозр. СПб., 18822; Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерус. книгах XI-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/187479.html

   Произнесено 18.5.1914 г., в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.    Этот эпизод из жития Лукия, старца Енатского, помещен в «Училище благочестия». T.I. С.250.    Сказано 9.5.1904 г. Публикуется впервые по «Тетради» из архива Е. В. Апушкиной.    Произнесено 26.5.1914 г. в день Святой Троицы. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.    Произнесено 1.6.1914 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной.     Прп. Пафнутий — отшельник и знаменитый пустынник Фиваиды. Память 29 ноября. См. о нем: Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. С.78—83.    Произнесено 17.5.1915 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной.     Прп. Акакий, епископ Мелитинский (†ок.437) — ревностный борец с несторианской ересью, прославился даром чудотворений. Участник III Вселенского Собора, на котором вместе со св. Кириллом обличал Нестория. Память 17 апреля.     Вмч. Евстафий Плакида (†ок.118) — будучи знатного рода, занимал в Риме высокое положение. Однажды на охоте увидел оленя с крестом между рогами. Голос повелел ему креститься, что он и совершил вместе со всей семьей. Подвергнувшись жестокому испытанию (по дороге в Рим у него были похищены жена, дочь и все его богатство), он перенес его с покорностью воле Божией. За что был вознагражден: императором Траяном он был вновь возвращен в Рим, нашлись и жена с детьми. При императоре Адриане за исповедание Христа вместе с семьей был осужден на мученическую смерть: вместе с женой Феопистией и чадами Агапием и Феопистом был брошен в раскаленного медного быка. Память 20 сентября.    Училище благочестия. T.II. С.135.    Беседа на евангельское чтение четверга 4-й седмицы по Пятидесятнице. Состоялась до революции. Год неизвестен. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной.    Произнесено 14.6.1915 г. Публикуется впервые по «Тетради» из архива Е. В. Апушкиной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Повесть о Рязанском еп. Василии («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань») также была написана Е. по поручению митр. св. Макария. Как и при написании Жития святых Петра и Февронии, Е. при создании Повести использовал местное предание: «Слышах убо некиа глаголющих древняя сказаниа о граде Мураме». В основу Повести положена не подтверждаемая письменными источниками легенда о перенесении епископской кафедры из Мурома в Рязань при свт. Василии . Художественные особенности Повести (использование фольклорных источников, лаконизм изложения, живые авторские интонации и др.), по-видимому, как и в случае с Житием святых Петра и Февронии, не удовлетворили заказчиков: прежде чем быть включенной в состав Жития св. кн. Константина Муромского и его сыновей, Повесть была переделана в соответствии с требованиями агиографического канона, выработанными лит. школой митр. Макария. Похвала Киевскому митр. св. Алексию («Похвала святому, званному свыше Русийскому чюдотворцу Алексию, в нейже глаголася и о прочих святых, званных свыше») известна в единственном, авторском, списке - Солов. 287/307. Л. 150-157 об. О времени создания памятника можно судить по косвенным данным: бумага той тетради сборника-автографа Е., на к-рой читается текст, датируется 1561 г. Лейтмотивом Похвалы митр. Алексию является сформулированная Е. концепция «свышезванности» - идея об особом призвании Божием, к-рого удостаиваются избранные праведники. Основой ее стал сюжет из Жития митр. Алексия о том, как отрок Елевферий (буд. митрополит) в юности получил «звание» с небес, в котором ему было проречено его монашеское имя - Алексий. Собственно Похвала митр. Алексию предваряется в сочинении повествованием о предшествовавших ему святых, удостоившихся, как и он, «звания свыше». В этом списке - 20 имен (названы пророки, апостолы, мученики, преподобные, равноап. Константин I Великий , вмч. Евстафий Плакида , особо выделен сщмч. Еразм Формийский - небесный покровитель Е. в монашестве). Источником повествовательной части памятника (включает 2 фрагмента: о «звании» свыше отроку Елевферию и о походе митр. Алексия в Орду, когда он исцелил от слепоты татар. царицу Тайдулу) стало Житие святителя, созданное Пахомием Логофетом , в его старшей редакции.

http://pravenc.ru/text/190205.html

Вмч. Евстафий Плакида. Створка алтаря Паумгартнеров. А. Дюрер. Ок. 1503 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) Вмч. Евстафий Плакида. Створка алтаря Паумгартнеров. А. Дюрер. Ок. 1503 г. (Старая пинакотека, Мюнхен) В зап. традиции Е. П. изображался как воин с мечом - фрески XIII в. в ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура, Рим; со знаменем - алтарь Паумгартнеров А. Дюрера (ок. 1503, Старая пинакотека, Мюнхен); верхом на коне - полиптих Дж. Боккати (1468, Музей Бельфорте-дель-Кьенти, Италия); как охотник - алтарная картина «Св. Евстафий Плакида и еп. Либорий» Ганса Бургкмайра Старшего (1-я четв. XVI в., Старая пинакотека, Мюнхен). Житие Е. П. отражено в витражах XII в. собора в Сансе и в витражах XIII в. собора Нотр-Дам в Шартре и др. Сюжеты из истории обращения Е. П. в христианство, пересказанной Иаковом из Варацце в «Золотой легенде» (ок. 1275), нередко встречаются в творчестве западноевроп. художников (напр., гравюра Дюрера, ок. 1501, Галерея Уффици, Флоренция; «Видение св. Евстафия Плакиды» Пизанелло, сер. XV в., Национальная галерея, Лондон). На Руси, помимо фрески в соборе Св. Софии Киевской, раннее изображение Е. П. (обращение в христианство) сохранилось на шиферном рельефе (предположительно XI в.), найденном при раскопках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108-1113): возможно, эта плита первоначально находилась над входом в собор, построенным кн. Изяславом Ярославичем в 60-х гг. XI в. Среди св. воинов Е. П. представлен на юж. вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.); на иконе-таблетке из Софийского собора в Вел. Новгороде (сер. XII в.) «Святые Прокопий, Никита, Евстафий Плакида» (кон. XV в., ГРМ); на иконе «Святые Евстафий Плакида и Фекла» (XV в., ГМЗРК). В хитоне и гиматии, с крестом, Е. П. изображен на иконе 1-й пол. XVI в. (АМИИ). На фресках собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502) он изображен в медальоне на подпружной арке рядом с равноап. кн. Владимиром. Вероятно, в связи с почитанием на Русском Севере Е. П. как защитника посевов от вредных насекомых и как целителя была написана икона «Святые Евстафий Плакида и Трифон» (кон. XV в., МИИРК) из Обонежья, на к-рой святые держат в руках сосуды с маслом для окропления растений. Сюжет видения Е. П. представлен на иконе XVI в. (НГОМЗ). Свидетельством почитания Е. П. как воина в синодальный период служит присвоение имени святого рус. линкору, принимавшему участие в Чесменском сражении в Эгейском м. (1770). Образ Е. П. был помещен в иконостасе Большой ц. Зимнего дворца в С.-Петербурге - икона «Святые мученики Харалампий и Евстафий Плакида» (худож. А. И. Бельский (1726-1796?) или Е. И. Бельский (1730-1778?), ГЭ), в росписи Исаакиевского собора в С.-Петербурге (XIX в.).

http://pravenc.ru/text/187479.html

В рукописях сохранились и др. песнопения в честь Е. П.: анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Θλαγγα τετρριθμον μν μαρτρων (Отряд четверочисленный пою мучеников), ирмос: Αρματηλτην φαρα βθισε (      ), нач.: Θς πατρικν, θεαρχικν, προτλειον πρχων, Λγε Θεο (Свет отеческий, богоначальный, предшествующий началам, Слове Божий) (AHG. T. 1. P. 280-293); канон, составленный гимнографом Иосифом, 4-го гласа, с акростихом Θεοις θλητας τοσδε τος μνους πλκω. Ιωσφ (Божественным мученикам эти гимны плету. Иосиф), ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Θεοπρεπς θροισθντες ν τ σεπτ σμερον (Боголепно собравшись в честном сегодня), канон имеет 2-ю песнь (Ταμεον. Σ. 47); дополнительные икосы к кондаку Е. П. 2-го гласа (AHG. T. 1. P. 287-289). А. А. Лукашевич Иконография Житие Е. П., широко известное в регионах Византии, на христ. Востоке и Западе, повлияло на создание большого числа изображений великомученика в храмовых декорациях, мелкой пластике, рукописях. В визант. время получили распространение 3 основных сюжета с изображением святого: Е. П.- полководец-христианин, видение Е. П. распятого Христа между оленьими рогами, мученическая кончина Е. П. с женой и сыновьями. Вмч. Евстафий Плакида. Фрагмент створ-ки авория «Сорок мучеников Севастий-ских». Х в. (ГЭ) Вмч. Евстафий Плакида. Фрагмент створ-ки авория «Сорок мучеников Севастий-ских». Х в. (ГЭ) С раннего времени единоличное изображение Е. П. включалось в ряд наиболее прославленных св. воинов. Традиционно он представлен с темными вьющимися волосами, небольшими усами и короткой раздвоенной бородой. В воинском облачении Е. П. изображен на рельефе слоновой кости с образами 40 мучеников Севастийских (X в., ГЭ); на триптихе из Палаццо Венеция, Рим (сер. X в.); на Арбавильском триптихе (сер. XI в., Лувр, Париж); в церквах Каппадокии: в ц. Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (1-я четв. XI в.), в базилике Константина в Еникёе (XI в.), в церкви в Орене близ Нара (XI в.); иногда верхом на коне (в нартексе ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XII в.). С XIII в. Е. П. обычно изображали в кирасе, в застегнутом на груди плаще, со щитом и с мечом или копьем: в башне св. Георгия мон-ря Хиландар на Афоне (сер. XIII в.); в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. Спасителя монастыря Жича, Сербия (нач. XIV в.); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320). Известны изображения Е. П. в хитоне и гиматии: на триптихе с Деисусом и святыми (X-XI вв., Музеи Ватикана); на фресках в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.), в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия, XI в.- в позе оранта.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Сцена мученичества семьи Е. П. (четверо святых, находящихся по пояс в горящей печи в форме быка) встречается с X в. в рукописях и храмовых декорациях: роспись ц. Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.); на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 53, 976-1025 гг., К-поль), в 2 минологиях по Житиям Симеона Метафраста: XI в. (Marc. gr. 586. Fol. 156r) и кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r), в Минологии кон. XI в. (Ath. Esph. 14. Fol. 52v); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?). В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, один из сыновей Е. П. изображен карабкающимся по печке-быку, чтобы принять смерть вместе с родителями и братом. Видение вмч. Евстафия Плакиды. Роспись церкви в с. Чукули, Ниж. Сванети. XVII в. Видение вмч. Евстафия Плакиды. Роспись церкви в с. Чукули, Ниж. Сванети. XVII в. Наиболее ранние изображения «Видения св. Евстафия Плакиды» известны по памятникам груз. искусства VI-VII вв. Сцена охоты Е. П. представлена на одной из сторон постамента скульптурного креста из мон-ря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Крестителя (рубеж VI и VII вв.) в Гареджи, на фризе вост. фасада Успенского храма мон-ря Мартвили (VII в.), на рельефной плите алтарной преграды из Цебельды (VIII-IX вв.), на стелах из Брдадзори, Хандиси (точная датировка затруднительна) и др. Эта композиция встречается во внутрихрамовой росписи и на фасадах груз. церквей: Спаса в с. Зенобани в Имерети (XIII в.), во 2-м регистре зап. стены; с. Цкелари в Абхазии (X в.); св. Саввы Освященного мон-ря Сапара (Сафара), Юго-Зап. Грузия (XIV в.); в храмах В. Сванети - св. Архангелов в с. Ипрари (XII в.?) - на фасаде, св. Архангелов в с. Кайша, в с. Лаштхвери, Спаса в с. Лагами - на фасаде (все - XIV в.); Н. Сванети - в с. Чукули (XVII в.) - в интерьере на юж. стене. Д. В. Айналов и Р. О. Шмерлинг отметили без комментариев уникальность размещения на алтарных преградах груз. церквей, где обычно расположены композиции, связанные с НЗ и ВЗ, сцен охоты и видения святого ( Айналов. 1895. С. 7; Шмерлинг. 1962. С. 67).

http://pravenc.ru/text/187479.html

Григорием Чудотворцем - седой, с большими залысинами надо лбом, с короткой окладистой бородой. Пограничным памятником восточнохрист. и лат. традиций является мозаичное изображение в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148). Активизацию почитания Г. В. в XIV-XV вв. связывают с известностью его как автора соч. «Диалоги», пронизанного эсхатологическим настроением, актуальным в связи с ожиданием конца мира в 1492 (7000) г. ( Евсеева. Афонская книга. С. 195). В этот период образ Г. В.- седовласого старца, со средней длины клиновидной бородой, в полиставрии - присутствует в составе святительского чина в декорации алтарной части храмов свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319) - полуфигура, обеими руками держит Евангелие (рядом свт. Григорий Акрагантский); вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния, ок. 1504 (?)) - на голове тиара в виде короны; свт. Николая в мон-ре Ставроникита (1546) - с тонзурой, в паре со сщмч. Климентом, папой Римским; Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Дионисиат (1546-1547) - полуфигура; мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос, сер. XVI в.,- в композиции «Служба св. отцов» вслед за свт. Климентом (II ?), папой Римским, в тиаре в виде 3-ярусной короны с округлым верхом (атрибутирован как свт. Григорий Чудотворец - см.: Γοναρης Γ. Γ. Μεταβυζαντινς τοιχογραφες στη Λσβο: 16ος - 17ος α. Αθνα, 1999. Σ. 27). Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра из сборника сочинений свт. Григория Великого. Кон. XV в. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об.) Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра из сборника сочинений свт. Григория Великого. Кон. XV в. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об.) Один из самых ранних памятников слав. круга - миниатюра в рукописи галицко-волынского происхождения «Беседы на Евангелие», датируемой 2-й пол. (?) XIII в. (РНБ. Погод. 70),- Г. В. и вмч. Евстафий (Плакида?) предстоят Христу, над ними - архангелы Михаил и Гавриил; святитель - в полиставрии. На выходной миниатюре из сборника сочинений Г. В. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об., кон. XV в.) святитель изображен в левой части 3-фигурной композиции сидящим на троне с подставкой для ног, на коленях - раскрытый кодекс, в правой руке - стило, левой придерживает кодекс; облачен в фелонь и омофор поверх рясы и епитрахили. Позади Г. В., положив руку на его правое плечо, стоит ангел (в зап. памятниках - Св. Дух в виде голубя) в зеленом хитоне и красном гиматии, с жезлом в руке (в каталоге: Altrussische Buchmalerei: 11. bis Anfang 16. Jh. L., 1984. Cat. 47), ангел назван Св. Софией, Премудростью Божией; иконографическая аналогия того же времени с изображением персонификации Премудрости, юноши с нимбом в виде 2 перекрещивающихся ромбов,- миниатюра из гомилий свт. Григория Богослова (РГБ. Троиц. 137. Ф. 304/I. Л. V об., кон. XV в.). В правой части миниатюры внизу - образ диак. Петра, собеседника Г. В., он безбородый юноша в диаконском стихаре, сидит на низкой скамье с подножием и пишет, на свитке читается текст: «Благословенный Григорие»; образы Г. В. и Петра поименованы.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Из числа новых поступлений примечательна икона Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия») (1474) итало-критской школы - дар М. Валви-Куцанеллу. Произведения местных патмосских художников появляются с нач. XVII в.: мастера Стаматис Хиос и Теодорос следуют традициям критской школы, значительно упрощая их. Казанская икона Божией Матери. XVII в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Казанская икона Божией Матери. XVII в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Из более поздних икон особо почитается «Нерукотворный образ Спасителя» (кон. XVIII - нач. XIX в.), с к-рой в 1925 г. произошло чудо. Икона принадлежала И. Кундури, муж к-рой уехал в Сев. Америку, оставив ее с 2 детьми на произвол судьбы. Чтобы прокормить семью, она решила продать икону коллекционеру. Когда дети пришли в последний раз помолиться Спасителю - попрощаться с иконой, образ Христа начал слезоточить. Поток слез был очень сильным, весть об этом чуде облетела весь остров. Супруг Кундури раскаялся и оказал семье материальную помощь. Икона была перенесена в исихастирий Святая Святых и затем в музей-ризницу И. Б. м. В собрании И. Б. м. есть и рус. иконы ( Дмитриевский. 1894. С. 191-194), напр. образ Божией Матери «Казанская» (XVII в.) в серебряном окладе с венцом (украшенным бирюзой, янтарем и горным хрусталем) и цатой. Омофор вышит жемчугом. Прикрепленный к окладу каменный крест, окованный серебром и украшенный кораллами и драгоценными камнями,- пожертвование кого-то из верующих; он древнее иконы и датируется XVI в. Помимо музея-ризницы иконы критской школы находятся в парекклисионе свт. Николая Чудотворца («Св. Иоанн Предтеча», 1480-1500) и в резиденции игумена («Сретение», кон. XV в.). Мн. иконы критской школы хранятся в др. мон-рях и храмах Патмоса. Напр., в мон-ре Живоносного Источника - «Христос во гробе» (1480-1500) Николая Дзафуриса, «Три святителя» Иеремии Паллады (1-я пол. XVII в.), «Прп. Христодул» (1610-1629); в мон-ре Благовещения Пресв. Богородицы - «Распятие» (1-я пол. XV в.), «Введение и Сретение» Михаила Дамаскина (ок. 1582-1592/93); в ц. вмц. Екатерины в Хоре - «Ап. Иоанн Богослов и Прохор» (сер. XVI в.); в ц. Сретения в Хоре - «Положение во гроб» (1620-1645); в ц. Пресв. Богородицы Елеимонитрии - «Богородица на престоле» (1590) и «Вмч. Евстафий Плакида, с житием» (1620-1640). Церковные облачения и утварь

http://pravenc.ru/text/471591.html

Лит.: Piankoff A. St Mercure, Abu   Seifein et les Cynocéphales//Bull. de la Société d " Archéologie Copte. Cairo, 1942. Т. 8. P. 17-24; Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры/Сост.: И. Я. Качалова, Н. А. Маясова, Л. А. Щенникова. М., 1990. Ил. 86; Vocotopoulos P. An Icon of St Mercurius Slaying Julian the Apostate//Bulletin. Skopje, 1996. N. S. N 2: Medieval Art.: In Honour of Zagorka Rasolkoska-Nikolovska. P. 137-140. Pl. 2; Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екат., 1998; Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 176; Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы св. воинов. М., 2008. С. 83-86; Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря/Сост. О. С. Куколевская, при участии А. А. Адашинской и Л. В. Нерсесяна. М., 2008. Т. 2. С. 220; Борис Годунов: От слуги до Государя всея Руси: Кат. выст./Сост. И. А. Бобровницкая, О. А. Цицинова. М., 2015; Никитина Т. Л. Рус. церковные стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. Н. В. Герасименко, Е. М. Саенкова, Ю. Н. Бузыкина Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)

http://pravenc.ru/text/2563008.html

б) Св. великомученик Евстафий Плакида пострадал при императоре Адриане в 120 г. в Риме. Евстафий Плакида был знаменитым полководцем. Несмотря на свой сан и славу, он отличался смирением, милосердием и чрезмерной добротой к подвластным. Добродетелям его подражала и жена его Феопистия. Плакида и Феопистия были язычниками, и Сам Господь призвал их к христианству. Охотясь однажды на Аппенинских горах, Евстафий заблудился в погоне за оленем. Вдруг увидел на верхушке одного утеса свет, с крестным знамением посреди, и услышал голос; «Плакида, человек такой жизни, как ты, не может поклоняться кумирам, а должен исповедовать Христа». – «Кто говорит со мною?» – спросил Плакида, и услышал: «Я говорю с тобою во имя Того, Кто создал все. Поищи в городе служителя Христова и крестись». Воротившись домой, Плакида рассказал о своем видении жене, и они поспешили креститься тайно, крестили и детей своих. На другой день, когда Плакида благодарил Бога за просвещение спасительной верой, он услышал голос Божий: «Ты должен показать на деле свою веру, надежду и любовь ко Мне. Они же познаются не в богатстве и счастье, но в нищете и напастях». – «Господи, – отвечал Евстафий, – твори со мной, что хочешь, я готов терпеть все, что Ты возложишь на меня». Евстафий пересказал об откровении жене своей, и она сказала: «Да будет воля Божия над нами». И вот умерли от заразительной болезни почти все их слуги, погиб и весь скот, так что Евстафий с семейством покинул дом; воры же воспользовались этим и похитили из дома все, что только можно было похитить. Евстафий сделался бедняком, люди богатые отшатнулись от него, и он решился удалиться из Рима подальше и жить там в нищете и смирении. Он отправился на корабле в Египет. Начальник корабля, увидя красоту жены его и надеясь продать ее за большую сумму, высадил его самого с детьми на берег, а жену увез. Несчастный муж в слезах стоял на берегу. Рыдали и малютки, лишившись своей матери. Пришлось Евстафию переходить вброд реку; он, оставив одного малютку на берегу, с другим отправился на противоположную сторону. Там на ребенка напал лев. Евстафий, посадив на берег перенесенного ребенка, спешил на защиту сына, но и этого похитил волк. «Господь дал, Господь и взял. Да будет воля Божия!» – сказал Евстафий и, отправившись далее, поселился в одном селении и стал работать у жителей для своего прокормления. Между тем по воле Божией дети Евстафия были спасены пастухами, воспитаны и поступили в военную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010