О причине обращения св. Владимира ко Христу другой писатель XI в., прп. Нестор Летописец, говорит в своем житии свв. Бориса и Глеба таю «Был князь в те годы, владевший всей землей Русской, именем Владимир. Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник. Ему Бог преградил путь («спону некую наведе») и сделал его христианином, как некогда Плакиду. Так и этому Владимиру было явление Божие и сделало его христианином. Имя ему было дано Василий». Память св. мученика Евстафия Плакиды, о котором говорит прп. Нестор, совершается 20 сентября. Он был римским воеводой и жил при императоре Тите. Он был язычником и не знал закона Христова, но имел доброе сердце и делал много добрых дел, которые повелевает делать Христос. Однажды на охоте он погнался за оленем. Олень вбежал на скалу и остановился. Остановился в изумлении и Плакида: он увидел между рогами его распятого на Кресте Господа нашего Иисуса Христа и услышал голос: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» Плакида упал от страха на землю и спросил: «Кто Ты, Господи, говорящий со мной?» Господь ответил ему: «Я — Иисус Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и милостыни дошли до Меня, и Я восхотел спасти тебя!» Плакида взмолился: «Господи, научи меня, что мне делать?» Видение уже скрылось, но Плакида услышал голос: «Иди к христианскому священнику, и он наставит тебя ко спасению!» Плакида крестился с женой и двумя сыновьями и получил имя Евстафий. При императоре Адриане все они скончались мученически. Нетленные мощи их почивают в Риме, в церкви их имени. Прп. Нестор Летописец указывает прямо на то, что подобное явление было и нашему св. князю Владимиру. Но подробности его остались неизвестны. Таким образом, по свидетельству писателей, живших вскоре после св. князя Владимира, причина обращения его глубоко духовна и осталась скрытой в его душе. Необыкновенно величествен и привлекателен образ его, даже в язычестве. Между тем по воле Божией сами внешние события вели св. князя Владимира к осуществлению его желания.

http://sedmitza.ru/lib/text/437456/

Но Бог, всем управляющий и устраивающий различные пути для спасения людей, уловил он своим явлением – не так, как Корнилия – Петром, а как Павла-гонителя. Долго так стоял Плакида, смотрел и удивлялся, и показал Бог чудо так, как некогда Валааму, когда осел заговорил по-человечески. И еще над рогами оленя показался святой крест, светящийся ярче солнца, и между рогами – образ святого тела Христова. И дал Бог человеческий голос оленю, который сказал ему: «О Плакида! Зачем ты меня гонишь? Это ведь ради тебя пришел я, чтобы явиться тебе в образе этого животного. Я – Иисус Христос , которого ты почитаешь, не ведая. Твои добрые дела, что творишь ты нищим, дошли до меня, и из-за этого я пришел явиться тебе в образе этого животного и уловить тебя, так как несправедливо, чтобы последователь мой увяз в дьявольской сети». Услышав это, стратилат, объятый страхом, упал с коня; через некоторое время он встал и, желая лучше увидеть, сказал: «Кто ты, голос, который я слышу? – явись мне, говорящий, чтобы я уверовал в тебя!» Сказал ему Господь: «Знай, Плакида, я Иисус Христос, сотворивший небо и землю из небытия; я, сотворивший солнце, чтобы дать свет дню, и луну и звезды, чтобы дать свет ночи; я, создавший человека из земли, ради спасения человека явился во плоти, претерпел распятие и погребение и в третий день воскрес». Услышав это, Плакида упал на землю и сказал: «Верую в тебя, Господи, верую, что ты творец всего и животворец мертвых». И снова сказал ему Господь: «Если веруешь в меня, иди в город, обратись к христианскому священнику и проси у него крещения». Плакида же сказал: «Господи! Велишь ли сказать об этом моей жене и детям моим, чтобы и они уверовали?» Сказал Господь: «Расскажи им; крестившись, вы очиститесь от ваших грехов. А потом приди сюда, я тебе раскрою тайны спасения». Вернувшись домой, когда уже был вечер, Плакида стал рассказывать жене своей о великих чудесах Христа, которые он видел. Когда он кончил, жена воскликнула: «О господин мой! Ты видел распятого, которого чтут христиане? Он есть Бог истинный, такими знамениями спасающий верующих в него!» И еще она воскликнула: «Помилуй меня, Господи Иисусе Христе, и обоих моих младенцев!» И сказала она мужу: «И я прошлой ночью видела его во сне, и он сказал: “Завтра ты, и муж твой, и оба ребенка придете ко мне и поймете, что я есть Иисус Христос”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дочь хана для этого приняла крещение с именем Анны. Несмотря на почетное родство с ханом, св. Феодор нисколько не изменился к худшему и, пользуясь своим положением в Орде, построил там несколько церквей. Супруга его, Анна, подражала добродетелям его. Родившиеся от нее дети, Давид и Константин, были благочестивыми князьями. По времени сделавшись ярославским и вместе смоленским князем, Феодор отличался справедливостью и добротой. Достигши глубокой старости и в 1298 г. почувствовав приближение смерти, Феодор дал прекрасное наставление своей супруге и детям и скончался. Перед смертью принял схиму. Старший сын его Давид, заняв престол, вполне был подражателем отца. Младший Константин во всем повиновался брату. Оба они любили пост, молитву и дела благотворения. Константин скончался безбрачным, а Давид был женат и скончался после 23 лет правленая. Все три князя были погребены в Ярославле, в Спасском монастыре. В 1463 г. мощи всех их были обретены нетленными и творили чудеса. В 1787 г. монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь, в соборной церкви, и почивают открыто мощи святых князей. О мучениках Тимофее, Агапии и фекле чит. под 19 авг. О мучениках: Анурие (Ианнуарие), Соссие, Прокле, Гантиоле, Евтихие, Акустие, Феосте и Дисидерие читать под 21 апреля. 20-е число Великомученик Евстафий Плакида, его супруга Феопистия и дети Агапий и Феопист пострадали все вместе при императоре Адриане, в 120 г. в Риме. Евстафий – имя до крещеная, Плакида – после крещения. Евстафий Плакида был знаменитым полководцем. Несмотря на свой сан и славу, он отличался смирением, милосердием и чрезмерной добротой к подвластным. Его добродетелям подражала и жена его. Плакида и Феопистия были язычниками, и Сам Господь призвал их к христианству. Однажды, охотясь на Аппенинских горах, Евстафий заблудился в погоне за оленем. Вдруг увидел он на верхушке одного утеса свет, с крестным знамением посреди, и услышал голос: «Плакида, человек такой жизни, как ты, не может поклоняться кумирам, а должен исповедовать Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Кусочек Афона во Франиции Памяти схиархимандрита Плакиды (Дезея) Кусочек Афона во Франиции Памяти схиархимандрита Плакиды (Дезея) Священник Максим Массалитин   Эта статья обращает нас к размышлению, что Афон - это все же не место, а духовное устроение человека. Устроение души, которое не привязано к месту, но странствует вместе с человеком, причастным этой традиции, по всей земле. Что не раз указывал в своих стихах монах Симеон Афонс кий. - Афон     7 января 2018 года, в Праздник Рождества Христова, отошел ко Господу известный французский подвижник и богослов схиархимандрит Плакида (Дезей ). 15 января исполняется 9-й день со дня его кончины. Воспоминаниями об отце Плакиде делится настоятель Воскресенского храма в Рабате протоиерей Максим Массалитин, неоднократно встречавшийся со схиархимандритом и переводивший его труды на русский язык. Архимандрит Плакида (Дезей), священник Максим Массалитин с супругой Верой и дочкой. Слева стоит матушка Элизабет, супруга протоиерея Михаила Эрьяр-Дюбрей из Экс-ан-Прованса. Солан. 2011 г.     Во Франции скончался известный богослов и патролог схиархимандрит Плакида (Дезей ). Значительная часть его книжного наследия ещё не переведена на русский язык. Более известный у нас как основатель афонских подворий во Франции, отец Плакида прожил удивительную жизнь. Юношей вступив в братию католического монастыря, он уже зрелым человеком познакомился с Православием и принял его через таинство Крещения в том возрасте, когда редкий человек решится на резкую перемену в жизни. Всё это отец Плакида неоднократно рассказывал на своих лекциях, а также подробно описал в автобиографии под названием «Этапы духовного странствия», изданной отдельной брошюрой. Долгое время эта брошюра не имела широкого распространения, её можно было приобрести только в основанном им монастыре святого Антония в Веркоре, предальпийском горном массиве между Валанс и Греноблем. Старец не желал, чтобы написанное им о католичестве и о подлинном христианстве ранило сердца бывших собратьев по вере.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=28...

Кондак, глас 8: Явистеся, светильницы всесветлии, во плоти яко ангели: и яко жизни древеса райская, пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте молитвами вашими небесныя благодати приемше: врачеве крепцы явльшеся, исцеляете недугующих души, с верою прибегающих к раце мощей ваших, чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине. Молите Христа Бога, грехов оставление даровати, верою и любовию чтущым память вашу. Память 20 сентября Житие и страдание святого великомученика Евстафия Плакиды, его супруги и чад В царствование императора Траяна 1 ] жил в Риме воевода, по имени Плакида 2 ]. Он происходил из знатного рода и обладал большим богатством. Его храбрость на войне была настолько известна, что одно имя Плакиды приводило врагов в трепет. Еще в то время, когда император Тит воевал в иудейской земле 3 ], Плакида был выдающимся римским полководцем и отличался во всех сражениях неустрашимым мужеством. По вере своей Плакида был идолопоклонником, но в своей жизни творил много добрых, христианских дел: он кормил голодных, одевал нагих, помогал бедствующим и освобождал многих от уз и темницы. Искренно радовался он, если ему приходилось оказать кому-либо помощь в беде и скорби, и даже радовался больше, чем своим славным победам над врагами. Как некогда Корнилий, о коем повествуется в книге Деяний Апостольских (Деян.10 гл.), Плакида достиг полного совершенства во всяких добрых делах, но не имел еще святой веры в Господа нашего Иисуса Христа, — той веры, без коей мертвы все добрые дела (Иак.2:17). У Плакиды была жена, такая же добродетельная, как и он сам, и двое сыновей. Ко всем Плакида был весьма добр и милостив; не доставало ему только познания о Едином истинном Боге, Коего он, еще не ведая, почитал уже своими добрыми делами. Но милосердный Человеколюбец Господь всем желает спасения и призирает на тех, кто творит доброе: «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:35). Не презрел Он и сего добродетельного мужа, не попустил ему погибнуть во тьме идольского заблуждения, и Сам благоволил открыть ему путь ко спасению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 1553 г. царь Иоанн Васильевич Грозный, идя в поход против татар к Казани, зашел в Муром и пробыл там две недели. Совершив молебен у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь . Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и нетленными. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению дорогую церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь. Великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79–81 гг.) и Траяне (98–117 гг.). Он происходил из знатного рода и обладал большим богатством. Его храбрость на войне была настолько известна, что одно имя Плакиды приводило врагов в трепет. Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. И Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства. По вере своей Плакида был идолопоклонником, но в своей жизни творил много добрых, христианских дел: он кормил голодных, одевал нагих, помогал бедствующим и освобождал многих от уз и темницы. Искренно радовался он, если ему приходилось оказать кому-либо помощь в беде и скорби; радовался даже больше, чем своим славным победам над врагами. Как некогда Корнилий, о коем повествуется в книге Деяний Апостольских ( Деян.10 ), Плакида достиг полного совершенства во всяких добрых делах, но не имел еще святой веры в Господа нашего Иисуса Христа, – той веры, без коей «мертвы все добрые дела» ( Иак. 2:17 ). У Плакиды была жена Феопистия, такая же добродетельная, как и он сам, и двое сыновей – Агапий и Феопист.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

По возвращении в Россию я понял, что знакомство с отцом Плакидой для меня только начиналось. Я продолжил читать его книги, слушать его проповеди, которые глубоко тронули меня ещё во время богослужений в Антониевском монастыре. Впервые в жизни я по-настоящему прочувствовал, что проповедь или служба на иностранном языке могут быть одинаково близкими сердцу христианина любой национальности, потому что совершаются в том же духе и истине (Ин. 4, 24), что и в родной Поместной Православной Церкви. В Сретенской семинарии под руководством преподавателя французского языка мы с другими студентами тренировались в переводе текстов отца Плакиды. Позже, находясь в служебной командировке во Франции, я приезжал пообщаться с ним. В этом общении были ценны не только личные беседы, но и те встречи, которые отец Плакида устраивал для монахов и групп приезжих – так называемые синаксы, во время которых старец раскрывал ту или иную тему из православного вероучения или духовной жизни. Иногда он посвящал свою беседу Русской Церкви и той важной роли, которую она должна будет сыграть в последнее время. Удивительно было слышать это от человека, который так ни разу и не смог приехать в Россию. Чувствовалось, что он всегда живо ощущал духовную связь с ней. В год тысячелетия Крещения Руси отец Плакида заложил главный храм Антониевской обители, посвятив его новопрославленному русскому святому – преподобному Силуану Афонскому. Старец всегда с интересом следил за возрождением православной жизни в нашей стране. Я никогда не слышал от него того скепсиса в отношении России и Русской Церкви, которые так распространены на Западе. Помню нашу встречу летом 2011 года в стенах Покровского женского монастыря в Солане, игуменом которого также был отец Плакида. Старец тогда был очень занят и окружён десятками людей, которые приехали на съезд православных приходов юга Франции. Тем не менее он нашёл время, чтобы поговорить со мной. В тот момент я получил назначение в совершенно незнакомую для меня страну – Марокко. А отец Плакида знал об обстановке в Магрибе не понаслышке, так как провел несколько лет в Алжире, уже будучи монахом. Тогда его поддержка была для меня очень значительна. Обратившись к сидевшим с ним за одним столом известным священникам юга Франции, он сказал, показывая на меня, присевшего рядом с ним на корточки для беседы: «Этот – нашего духа». За столом сидели представители разных православных юрисдикций, не всегда находивших взаимопонимание между собой. И, кажется, среди них я оказался единственным священником Московского Патриархата. Слово геронды было примиряющим, ободряющим и вдохновляющим. Таким я и запомнил его.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=28...

Святой великомученик Евстафий, который до принятия христианства носил имя Плакиды, был именитым римским полководцем. При императорах Тите и Траяне он одержал много великих побед и пользовался всеобщим почетом. Бог отметил его различными духовными дарованиями: еще, будучи язычником, он был добр, сострадателен и милосерд к нищим и обездоленным. Господь призвал его по великой Своей милости к свету христианской веры. Он явился Плакиде во время охоты на оленей. После видения Плакида с женой и сыновьями принял крещение от священника Иоанна. Он получил при этом имя Евстафий, супруга его – имя Феопистия и сыновья – имена Агапий и Феопист. Евстафию было открыто, что ему предстоят великие страдания, подобные тем, какие некогда испытал праведный Иов. Действительно, вскоре после крещения святой Евстафий полностью разорился, впал в крайнюю бедность и вынужден был покинуть Рим с женой и детьми. Сев на попутный корабль, они отплыли в Египет, но там его ожидали ужасные испытания. Начальник корабля похитил святую Феопистию, а детей Евстафия во время переправы через реку унесли дикие звери. Лишившись всего, святой Евстафий не возроптал на свою участь, но, предаваясь воле Божией, 15 лет трудился у местных жителей, выполняя работу сторожа. Между тем Промыслом Божиим жена Евстафия была сохранена чистою, так как похититель ее был сразу наказан болезнью и смертью . Святая Феопистия получила свободу и жила честным трудом. Дети их тоже остались живы, так как пастухи и земледельцы отбили обоих детей у диких зверей; но воспитаны они были разными людьми и ничего друг о друге не знали. В это время в Римской империи начались новые войны с соседними странами и император Траян, сокрушаясь, что у него нет полководца, равного Плакиде, поручил двум воинам, которые раньше служили Плакиде, – Акакию и Антиоху – повсюду искать исчезнувшего военачальника и привести его в Рим. Обходя разные страны, Акакий и Антиох пришли в селение, где в безвестности трудился их бывший полководец. Они встретили его, и, хотя Плакида не открылся им сразу, он был узнан по рубцам от прежних ран. С великим торжеством Плакида был доставлен в Рим. Император наградил его почестями и имением, назначил начальником над римским войском, и Евстафий- Плакида одержал блестящие победы над всеми врагами Рима. Возвращаясь с войны, он по милости Божией встретился со своей супругой и сыновьями, которые, как оказалось, служили в его же войске, но не знали, что полководец – их родной отец. Тогда великая радость воцарилась в этой семье. С ними ликовали и все окружающие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Если она нападет на тебя, свяжи ее и приведи сюда. Брат пошел туда вечером. И вот напала на него гиена. По повелению старца, он бросился схватить ее, но гиена побежала от него. Иоанн погнался за ней. – Авва мой сказал, чтобы связать тебя, – закричал он ей и, поймавши, связал. Авва же беспокоился о нем и сидел, дожидаясь его. И вот он пришел, держа гиену связанной. Старец, увидев это, удивился; но желая смирить Иоанна, ударил его, говоря: – Глупый! Какую ты притащил ко мне глупую собаку? Потом великий развязал гиену и отпустил ее на волю 223 Еще случай из жизни аввы Мавра, любимого ученика преп. Венедикта, знаменитого основателя бенедиктинского ордена монашествующих на Западе. Однажды, когда преподобный сидел в своей келье, отрок Плакида, один из его учеников, взял водонос, отправился на реку за водой. Почерпая же с берега, сорвался и упал в воду. Его понесло быстрым течением. Преподобный, видя это духовными очами, закричал Мавру: – Беги, беги, Плакида упал в реку и уже далеко унесен волнами. Мавр побежал и, увидя, что Плакида далеко от берега тонет, бросился бежать по реке, как по суху, и, схвативши отрока за волосы, вытащил его на берег. Потом оглянулся и понял, что по реке ходил, как по суше, потому что в волнении и ревности исполнить послушание этого раньше не заметил, но думал, что бежит по земле, а не по воде. Итак, пришел в ужас и, вернувшись с Плакидою, обо всем рассказал отцу. Последний же приписывал это не себе, но силе тщательного послушания Мавра, а Мавр приписывал то отеческим его молитвам. Плакида же сказал: – А я видел над своею головою мантию отца, и казалось мне, что ты сам, отче, схватил меня за волосы и вытащил на сухое место, но на берегу увидел Мавра 224 Мы уже видели, как воспитывались древние святые. Нынешним людям даже непонятна их психология, больше – блазнительна. Как это можно, скажут, воспитать себя так, чтобы поросенка, когда прикажут, принимать за буйвола с рогами и не верить собственным глазам при взгляде на солнце, что это действительно солнце, если не подтвердит того старец? 225 Не сумасшествие ли это и не психоз ли? Как бы ни называть подобное состояние, пусть будет и безумие, но без этого безумия нельзя быть святым, а пожалуй, и вообще христианином. Об этом говорит положительная заповедь апостола или, что одно и то же, Господня ( 1Кор. 3,18 ). Все, что открывает мне райские двери, я лобызаю...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Так – святая мученица Варвара родилась и воспитывалась в языческой среде, дом ее наполнен был идолами, а отец был ревностным их поклонником. Он заточил дочь свою в башню, где единственным утешением юной девы было созерцание с высоких стен красот природы земли и неба. Восхищаясь и изумляясь благолепию созерцаемого, святая Варвара постигла истину о Благом Едином Творце этого мира и отвергла поклонение лжебогам. Как повествует житие святой: «в сердце Варвары разгорелся огонь любви божественной и распалил ее душу пламенным стремлением к Богу, так что она не имела покоя ни днем, ни ночью, думая лишь об одном, желая лишь одного, – чтобы точно узнать о Боге и Создателе всего. Среди людей она не могла найти себе наставника, кто открыл бы ей тайны святой веры и наставил на путь спасения. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святый, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам Благодати Своей и сообщал уму ее познание истины...» 64 Наконец, Господь приблизил к св. Варваре отроковиц христианок, которые открыли ей уже во всех подробностях учение о спасении и благовестие Христово. Св. Евстафий Плакида до обращения своего был идолопоклонником, но в своей жизни творил много добрых дел. «Он кормил голодных, одевал нагих, помогал бедствующим, и освобождал многих от уз и темницы... Плакида достиг полного совершенства во всяких добрых делах, но не имел еще святой веры в Господа нашего Иисуса Христа, той веры, без коей мертвы все добрые дела... Но милосердый Господь всем желает спасения и призирает на тех, кто творит доброе, не презрел Он и сего добродетельного мужа, не попустил ему погибнуть во тьме идольского заблуждения, и Сам благоволил открыть ему путь ко спасению...» – говорится в житии. Так, во время охоты, когда Евстафий преследовал оленя, вдруг посреди рогов его он увидел сияющий крест и услышал голос: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» Упав с коня, Плакида лежал как мертвый, наконец, опомнившись, он вопросил: «Кто ты, Господи?» Господь отвечал ему: «Я – Иисус Христос , Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и крестную смерть, Коего ты не ведая, почитаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010