Вывод может быть один: с князем Владимиром что-то произошло. Преподобный Нестор-летописец пишет о том, что Господь послал Владимиру «некое запятье» («запятье» (слав.) — неожиданная остановка, преткновение на привычном пути) — «чтобы он стал христианином, точно так же как Плакида в древности». Евстафий Плакида — святой мученик II века, полководец. Первоначально был язычником, но милосердным и справедливым. Однажды во время охоты олень, за которым гнался Плакида, принял образ Христа, и Господь сказал Евстафию: «Я Христос, Которого ты боготворишь, не зная этого. Иди и прими крещение». Преподобный Нестор пишет: «И так же случилось с Владимиром. Бог явился ему, и он стал христианином». Как же Бог явился князю Владимиру? Из Священного Писания мы знаем, что Бог, Дух Святой, таинственно действует в мучениках за веру. В Евангелии от Луки (12, 11-12) Господь увещевает апостолов: «Когда же приведут вас… к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Дух Святой научит вас в тот час, что должно говорить». Деяния Апостолов в повествовании об убиении архидиакона Стефана (см. Деян. 6, 15; 7, 55), множество житий святых рассказывают о том, что сами мучители порой ощущают или непосредственно видят присутствие Божие в страданиях святых мучеников. Ведь страдания их таинственно соединяются со страданиями Самого Господа Иисуса Христа, а их смерть — с Его смертью и воскресением. Здесь мы склонны предположить, что преподобный Нестор, говоря о «запятии» князя Владимира, подразумевал, что Христос таинственно открылся князю Владимиру в страданиях Феодора и Иоанна, наших первых мучеников. Явление Божие всегда дает человеку почувствовать радость иной, настоящей жизни, ее полноту и силу. И вот князь Владимир почувствовал, что мученики соединяются с этой радостью и силой, а он от нее совершенно отвержен и погибает. В этот момент проявились и все определившиеся ранее предпосылки обращения князя Владимира: влияние его бабушки, святой княгини Ольги, нескольких его жен-христианок и друга детства норвежского конунга Олава, а вместе с тем его собственные угрызения совести.

http://pravmir.ru/zapyate-knyazya-vladim...

– «Кто говорит со мной?» – спросил Плакида и услышал: «Я говорю с тобой во имя Того, Кто создал все. Поищи в городе служителя Христова и крестись». Воротившись домой, Плакида рассказал жене о своем видении, и оба они поспешили тайно креститься; крестили и детей своих. На другой день, когда Плакида благодарил Бога за просвещение спасительной верой, слышал голос Божий: «Ты должен показать свой веру, надежду и любовь ко Мне на деле. Они же познаются не в богатстве и счастии, но в нищете и напастях». – «Господи, – отвечал Евстафий, – твори со мной, что хочешь, я готов терпеть все, что Ты возложишь на меня». Евстафий пересказал жене своей об откровении, и она сказала: «Да будет воля Божия над нами». И вот – почти все их слуги умерли от заразительной болезни, погиб и весь скот, так что Евстафий с семейством покинул дом; воры же воспользовались этим и похитили из дома все, что только можно было похитить. Евстафий сделался бедняком; люди богатые отшатнулись от него, и он решился удалиться из Рима подальше и жить там в нищете и смирении. Поехал на корабле в Египет. Начальник корабля, увидя красоту жены его и надеясь продать ее за большую сумму, высадил его самого с детьми на берег, а жену увез. Несчастный муж в слезах стоял на берегу. Плакали и малютки, лишившись своей матери. Пришлось Евстафию переходить реку в брод; он, оставив одного малютку на берегу, отправился с другим на противоположную сторону. Там напал на малютку лев. Евстафий, посадив на берег перенесенного ребенка, спешил на защиту сына, но и этого похитил волк. «Господь дал. Господь и взял. Да будет воля Божия!» – сказал Евстафдий и, отправившись далее, поселился в одном селении и стал работать у жителей для своего прокормления. Дети Евстафия были спасены пастухами, воспитаны и поступили в военную службу. Нужно было защитить Рим от врагов, и вот император Траян послал воинов отыскать Евстафия. Они нашли. Евстафий славно отразил врагов. В рядах войска оказались его дети и были между собой друзьями. Случайно, в разговоре о своем детстве, они узнали, что они родные братья, и им захотелось отыскать своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Мой Афон Святая Гора – для всех одна, единственная и неповторимая, но каждому она открывается немного иначе, в ином ракурсе, в особом ореоле, и поэтому рассказы об афонских паломничествах столь непохожи друг на друга. Даже у людей, путешествующих вместе, посещающих одни и те же монастыри, беседующих с одними и теми же иноками, впечатления об Афоне могут сложиться совершенно разные, как и было в нашей компании. Нас предупреждали об этом, говоря, что не стоит заранее до мельчайших подробностей продумывать свой маршрут, ведь каждого Матерь Божия, Игуменья Святой Горы, ведет здесь своим путем. Вот почему, вспомнив о цветаевском «Мой Пушкин», я и назвал эти путевые заметки «Мой Афон».  Посетить Святую Гору – мечта любого монаха. Но мой Афон начинался задолго до посещения «монашеской республики», еще в Сербии и Франции. В Сербии это был Ковильский монастырь, где афонское влияние и традиции Хиландаря совершенно очевидны; во Франции – обитель преподобного Антония Великого, подворье афонского монастыря Симонопетра, чей настоятель, архимандрит Елисей, поминается здесь на каждой службе после патриарха Константинопольского Варфоломея. Настоятель Антониевского монастыря архимандрит Плакида (Дезей), знаменитый патролог и духовник, после многолетних исканий перешел из католицизма в православие именно на Святой Горе, в монастыре Симонопетра. Сам отец Плакида в своей книге «Этапы одного паломничества» пишет об этом так: «Мы не “сменили Церковь” – мы просто вошли в полноту единой Церкви Христовой». Дух и традиции афонского монашества отец Плакида успешно перенес на французскую почву. Таким образом, первое знакомство с Афоном у меня состоялось не в Греции, а в странах, казалось бы, совершенно непохожих друг на друга. И символично, что именно монастыри Симонопетра и Хиландарь оставили после себя самые теплые воспоминания и самые сильные впечатления. Действительно, планировать что-либо при паломничестве на Афон затруднительно. В этом мы убедились сразу по прилете. Еще в самолете бортпроводник объявил, что разница во времени у Греции с Россией составляет два часа, и мы немедленно перевели стрелки на два часа назад.

http://pravoslavie.ru/3191.html

Великие результаты его проповеди и страдальческой жизни были огромным и благословенным Богом делом всей дальнейшей жизни апостола. Одно из крупнейших событий в истории Церкви — декрет святого равноапостольного Константина, Императора Византийского о замене язычества христианской верой, произошло тоже по чудесному повелению Господа Иисуса Христа, Который среди белого дня воздвиг на небе пред глазами Константина и его войска крест из звезд с надписью: «Сим победиши». Этому великому событию предшествовали в течение трехсот лет после вознесения на небо Господа Иисуса тягчайшие подвиги десятков тысяч святых мучеников и мучениц, предлагавших путь Кресту Христову. И мученики эти были призваны Христом к своему подвигу. Призвание от Бога на путь спасения и благодатную помощь Его видим мы в жизнеописаниях многих великих святых, усердно и неуклонно исполнявших заповеди Божии, и в жизни отдельных людей. Как особенно яркий пример этого приведу призвание Господом Иисусом Христом великомученика Евстафия Плакиды. Он был знаменитым римским полководцем, но, несмотря на свое высокое положение, был необыкновенно смиренным, милосердным, добрым и мягким ко всем людям. Однажды, охотясь в горах, он заблудился в погоне за оленем, и вдруг увидел на вершине утеса изображение Креста Христова, окруженного ослепительным светом, и услышал обращенные к нему слова: «Плакида, человек такой жизни, как ты, не может поклоняться кумирам, а должен исповедовать Христа». — «Кто говорит со мною?» — спросил Плакида, и услышал: «Я говорю с тобою во имя Того, Кто создал все. Поищи в городе служителя Христова и крестись». Плакида крестился со всей семьей, дальнейшая жизнь их была непрестанными страданиями за Христа и окончилась венцами мученическими. Итак, вы видите, что не только в великих исторических событиях, угодных Богу, но и в жизни отдельных праведных людей начало великих дел полагается и благословляется Самим Богом, а продолжаются и исполняются они святыми людьми, при содействии Божией благодати. Находим ли подтверждение этого правила в великом событии крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром? Да, находим, но только в несколько иной форме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

На наших глазах произошел расцвет Православия русского народа. Такую же тенденцию можно было наблюдать и во Франции в XIX в. как реакцию на революционные события прошлого. Однако потом произошло обратное: в конце XIX-haчaлe XX в. противники христианской веры были очень жестоки с верующими и высылали десятки тысяч монахов. Нужно быть очень осторожными, так как американцы способны спровоцировать среди молодежи в России движение против христианства и религии. Православным стран бывшего Советского Союза я могу лишь посоветовать оставаться стойкими и оставаться в единстве, верными Московскому Патриархату. За два часа езды отсюда есть женский монастырь, который периодически принимает паломников из женского монастыря Минска. Мы их очень любим, и я считаю, что в Белоруссии вера и православная традиция остались сильны. На Украине ситуация более сложная, так как там издавна было сильное западное влияние — Австрии и других стран. Сегодня Церковь там попала под серьезную атаку. В июле этом году в Киеве, Минске и в Москве будет праздноваться 1025 лет со дня Крещения Руси князем Владимиром. Это очень важно. Строительство нашей церкви здесь было завершено за год до Тысячелетия Крещения Руси, и мы решили тогда, что в молитвах в этом храме мы будем просить Господа освободить Россию от советской власти. Храм не случайно посвящен прп. Силуану Афонскому. Старец Силуан символизирует связь России, Греции и Святой Горы с одной стороны и Запада с другой, так как там книга о нем была очень распространено и имела большое значение. Он — представитель духовной связи между Грецией, Россией и Западом. Полное интервью с отцом Плакидой (Дезей) Монастырь Святого Антония Великого в горах Веркора был основан в 1978 году как подворье Афонского монастыря Симонопетра, в котром годом ранее отец Плакида присоединился к Православию. Архимандрит Плакида (Дезей) – его основатель и духовный наставник. Сегодня в монастыре подвизаются 6 монахов. Все европейцы. Католики и протестанты по рождению, присоединившиеся к Православной Церкви, они живут по строгому афонскому уставу, продолжая традиции старца Иосифа Исихаста. Обитель находится в природном заповеднике в горах Веркора, поэтому туристы – частые гости братии. Они приходят послушать византийское пение и увидеть уникальные фрески. Для многих этот небольшой монастырь на месте бывшей водяной мельницы становится первым местом встречи с Православием.

http://pravoslavie.ru/63147.html

– Накануне дня, в который постигло меня ужасное бедствие, брат мой Александр, старший меня тремя годами, читал житие св. Венедикта и потом рассказал мне, как названный угодник Божий еще при жизни своей дивно спас от потопления юного Плакиду. Этот мальчик был отдан родителем Венедикту для духовного воспитания. Однажды Плакида пошел с водоносом на реку; почерпая воду, нечаянно упал в самую быстрину, ибо он хотел угодить духовному отцу и достать самой чистой воды, – волны подхватили его и понесли вниз по реке. Преп. Венедикт, сидя в кельи, увидел душевными очами несчастие мальчика, кликнул к себе отрока Мавра, бывшего у него на воспитании вместе с Планидою, и торопливо сказал: «беги, беги! Плакида упал в реку». Не отвечая ни слова, отрок побежал; увидев Плакиду, на средине реки утопающего, устремился по водам как по суху и, схватив его за власы, извлек на берег. Тогда уже, оглянувшись взад, узнал, что бежал он по волнам, а не по суху. Возвратился он в келью вместе с Планидою, рассказал св. Венедикту все что случилось и, припадая к стопам старца, приписывал чудо немокреннаго по водам шествия его молитвам, но Венедикт отвечал на сие: «не забудь, любезный юноша, какова сила беспрекословного послушания начальству». Спасенный Плакида в свою очередь рассказал, что, утопая, он над головою своей увидел мантию св. отца; потом представилось ему, что сам преподобный извлек его на берег и уже здесь он увидел Мавра (Четии мин.). Из этой священной повести брат мой, точно по предчувствию, вывел для меня такой совет: «ежели и ты будешь тонуть, непременно призови на помощь св. Венедикта; он тебя не оставит». Видите: я обратился с мольбой к сему угоднику по наставлению брата и в твердом убеждении, что преп. Венедикт не оставит меня своим покровительством. Дивен Бог во святых Своих! Когда величественная река готова была совсем поглотить меня, как свою жертву, в эту именно пору св. Венедикт послал ко мне на помощь, кого же? Другого Мавра, моего брата Александра! Ухватя меня за руку, Александр выплыл со мной на берег, в значительном расстоянии от того места, где лежала моя одежда. Я уже не помнил себя и не скоро пришел в чувство, а когда открыл глаза, то увидел бесценного брата, который неотлучно находился при мне, как ангел-хранитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

«Видение св. Евстафия Плакиды» было популярно и в Каппадокии, где всегда большое значение придавалось изображению всадников (охотников с копьем) и связанному с ними культу и где Е. П. был особенно почитаем. Сцена присутствует в росписи ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине (VII-IX вв.); в Панджарлык-килисе близ Ургюпа (IX-X вв.); в церкви 3 (Агафангела) в Гюллюдере (1-я пол. X в.); в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюллюдере (между 913 и 920); в церкви Тавшанлы-килисе (между 913 и 945); в «Большой голубятне» (св. Архангелов) в Чавушине (963-969); в Саклы-килисе в Гёреме (3-я четв. XI в.). Этот сюжет часто использовали в Псалтирях, иллюстрируя слова «Свет сияет на праведника…» (Пс 96. 11): в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 166v, кон. XI в.), в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 97 об., IX в.) и др. В рукописи из мон-ря Пантократор на Афоне 61 (Paris. gr. 20, 2-я пол. IX в.). Е. П. написан коленопреклоненным перед погрудным изображением Христа. Эта сцена нередко встречается в рукописных сборниках Житий, напр. в Минологиях кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r; Ath. Esph. 14. Fol. 52v). В росписи греч. храмов визант. времени сцена видения встречается нечасто (напр., в росписи ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в., и ц. св. Феклы на о-ве Эвбея, кон. XIII в.). В поствизант. период сюжет использован в росписи трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?) и ц. св. Николая в Кастории (1663). Он встречается и в иконописи: на иконе XVI в. из музея Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований (Венеция) - Е. П. с копьем верхом на коне перед стоящим на горе оленем с Распятием между рогами; на иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» с 6 житийными сценами (XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос. Более редкий для этого времени иконографический вариант представлен на иконе XVI в. (Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос): Е. П. скачет на коне, целясь из лука в оленя, между рогами к-рого изображено Распятие. На иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» (1838) мастера Захария Зографа из Самокова (Сокровищница Метрополии, г. Пловдив, Болгария) Е. П. написан в античной кирасе, во главе армии, вверху композиции - ангелы.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Давая слово последним, мы хотели бы тем самым придать портрету о. Петра большую рельефность. «Бурса» Илария Шадрина: инспектор Плакида «Воспитателем юношества, инспектором, был отвратительный ханжа и лицемер, священник Петр Успенский, по прозвищу Плакида. Казалось, он нарочно поставлен был для того, чтобы вытравить последнее религиозное чувство в своих учениках» , — писал в 1922 г. обновленческий протоиерей Тихон Шаламов, отец писателя Варлаама Шаламова, выпускник Вологодской семинарии 1890 г. Резкую реплику о. Тихона вряд ли можно объяснить лишь желанием обновленцев очернить все старые порядки. Созвучные мысли о жизни Вологодской духовной семинарии kohцa XIX b. мы находим в повести Илария Григорьевича Шадрина «Бурса», изданной в 1913 г. в Санкт-Петербурге. И. Г. Шадрин окончил Вологодскую семинарию в 1894 г. и в своем сочинении описал жизнь семинариста достаточно близко к действительности. Соответствие повести историческому материалу мы обсуждаем в статье «Повесть И. Г. Шадрина ‘‘Бурса’’: источники и прототипы» . Инспектор семинарии занимал значительное место в жизни учащихся. Приведем несколько зарисовок из повести «Бурса» с участием о. Петра Успенского. «Инспектора, низенького, толстобрюхого попика, с масляною физиономией, гладко причесанными, точно всегда смоченными, льняного цвета волосами, с мягким, ровным голосом, — звали Плакидой. И действительно, было что-то в о. инспекторе притворно-плаксивое, кислое»  (о. Петр описывается здесь в конце своего инспекторства, ср. выше его описание у Н. А. Ильинского, видимо не согласующееся с описанием И. Г. Шадрина в части полноты). То, что под именем Плакиды в «Бурсе» подразумевается именно о. Петр, явно подтверждается дневниковой записью Илария Шадрина «о. Петр Успенский — Плакида» : «У дверей стоял отец инспектор, именуемый “Плакидой”, и зорко следил: все ли крестятся, входя в церковь. Кто забывал это сделать, того он вызывал и делал внушение. “Вы, кажется, не перекрестились? — начинал он гнусавым голосом, не глядя на ученика. — Это нехорошо… Всегда надо креститься, входя в храм: это дом Божий… Значит, вы не понимаете куда идете и нет в вас благоговения”. Ученик стоял и злился, проклиная в душе Плакиду и не имея ничего сказать в оправдание. “Ну, идите, да чтобы впредь этого не было. Я буду наблюдать за вами”. Ученик уходил, чувствуя на себе тяжелый взгляд инспектора, от которого долго потом не мог отделаться» .

http://bogoslov.ru/article/6174946

Этапы духовного странствия (автобиография) Скачать epub pdf Об авторе Архимандрит Плакида (Дезей) родился во Франции в 1926 г. в католической семье; в 1942 г., в возрасте шестнадцати лет поступил в цистерцианское аббатство Бельфонтэн. В 1966 г. в поисках подлинных корней христианства и монашества основал вместе с друзьями-монахами монастырь византийского обряда в Обазине (департамент Коррэз). В 1977 г. монахи монастыря решили принять Православие. Переход состоялся 19 июня 1977 г.; в феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симонопетра. Вернувшись через некоторое время во Францию, отец Плакида основал монастырь преподобного Антония Великого в Сэн-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром), в горном массиве Веркор, и стал его игуменом. Доцент патрологии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Является основателем серии “Spiritualite orientale” («Восточная духовность»), выпускаемой с 1966 г. издательством аббатства Бельфонтэн. Автор и переводчик многих книг по православной духовности и монашеству, важнейшими из которых являются: Дух пахомиевского монашества, 1968. Видехом свет истинный: монашеская жизнь, ее дух и основополагающие тексты,1990. Православная духовность и «Добротолюбие», 1997. Евангелие в пустыне, 1999. Пещь вавилонская: духовный путеводитель, 2001. Основы катехизиса, 2 тт., 2001. Уверенность в невидимом, 2002. «Тело – душа – дух» в православном понимании, 2004. «Добротолюбие» и православная духовность, 2006. Становление С особой признательностью я вспоминаю всех, кто повлиял на мое становление как человека и христианина. Благодаря своей семье я был воспитан в духе великих литургических и святоотеческих традиций Церкви. У бабушки и у обеих моих теток по отцовской линии, оказавших на меня особенно сильное влияние, настольной книгой был «Древний молитвослов» дона Каброля, а также «Церковный год» дона Геранже, в котором встречалось множество удивительных древних литургических текстов Восточной и Западной Церквей. Эти женщины, наделенные твердой верой и глубоким благочестием, не переносили сентиментальной набожности, и довольно рано я воспринял от них вкус к сокровищам церковного Предания. Они благоговели перед монашеством, любили труды дона Мармиона; образцом христианской жизни в их понимании были такие великие аббатства, как Бёрон, Маредсу и Солезм. Когда я учился в начальной школе, мои воспитатели-иезуиты – люди молитвы, сердечного благородства и прекрасного образования – пробудили во мне любовь к классической древности, рыцарскому Средневековью, а также к истории Франции XVII столетия. Это ничуть не противоречило моему семейному воспитанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Оценивая ситуацию с позиции экклесиологии, архимандрит Дезей делает следующий вывод: «Православная Церковь есть Церковь Христова во всей ее полноте, а католическая – лишь отсеченная ветвь» Похожим образом высказывается и отец Константин (Симон): «Православная церковь осталась настоящей Апостольской церковью, чтущей Предание и традиции. Той Церковью , что была в первых веках христианства. Даже если проблемы есть и в самом Православии, эта Церковь – истинная» Достаточно интересно высказывание архимандрита Иеронима (Эспинозы) о двух богословских системах на Западе и на Востоке: «Сегодня латинское богословие, и особенно академическое богословие, во многом базируется на августинском богословии, от богословия Аквината берет свое начало все западное богословие, и примерно через тысячелетие западное богословие отдалилось от православного богословия. Новые доктрины, новые богословские решения, папские циркуляры, (которые вместе с учением о непогрешимом папе носят догматический характер) и новые движения, такие как теология освобождения, заполонили академическое пространство Запада. А православные богословы избегали нововведений, стараясь сохранить учение древних отцов Церкви не в неподвижности, как обвиняет нас Запад, а в придании богословию его истинного характера. Вот почему в прошлом веке мы слышали голос профессора Романидиса, который учил и говорил об эмпирическом богословии, то есть о богословии, проистекающем не столько из академического знания, сколько из опыта обожения» Архимандрит Плакида тоже делает анализ богословских систем Западной церкви и пишет следующее: «Я совершенно искренне восхищался стройностью и гармоничностью томистского богословского синтеза, однако он напоминал мне готическую архитектуру той эпохи – гениальную, но такую, в которой разум слишком жестко подчиняет материал своим требованиям» Продолжая свой анализ, Плакида заключает: «В схоластическом методе, в силу самой его природы, как мне казалось, таилась опасность сводить божественные тайны к тому, что в них понятно разуму, вписывая их в свои дефиниции или укладывая в силлогизмы» Плакида рассуждал по-другому, он считал, что именно святые отцы являются главными носителями Церковного Предания во всей его полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010