Воинской тематике посвящены сцены и изображения отдельных святых в диаконнике. На столбе в проходе в апсиду - вмч. воин Евстафий Плакида. Напротив него на лопатке - верхняя часть погрудной фигуры святого воина Саввы Стратилата. Над ним расположен в рост неизвестный молодой святой воин в доспехах с мечом и копьем. Арка на колонках увенчивает этого святого и органично включена в плоскость лопатки на её сочленении со сводом, перекинутым от столба к южной стене. Этим приемом художники достигли абсолютного согласия архитектурной и живописной формы, что, собственно, и определяет архитектонику росписи церкви святого Георгия. Персонажи на столбе и на лопатке подводят зрителя к патрональной сцене храмовой программы со святым Георгием Великомучеником - «Чудо Георгия о змие». Сюжет сохранился почти полностью, за исключением левого края. Он освещается окном, расположенном на южной стороне апсиды. Традиционная схема размещения окон применена строителями в алтаре и жертвеннике: строго по вертикали, одно над другим. В диаконнике нижнее окно смещено в сторону в ходе сооружения церкви, что связано с очень важным и чуть ли не единственным примером тесного творческого сотрудничества артелей строителей и художников. То есть уже при разработке плана и объема здания было известно о программе росписи храма, по которой патрональный сюжет должен был занять все полукружие апсиды диаконника. О первоначальном устройстве окна на южной стене свидетельствует и результат архитектурного зондажа стены с фасада апсиды, где следов предполагаемого заложенного окна не обнаружено, что подтвердило уникальный факт творческого взаимодействие зодчих и художников. Основа изображения - одна из редакций житийной сцены с представлением спасенной царевны, ведущей на поясе усмиренного словом Божиим змия. Святой Георгий при этом обращается к жителям царства Лаодикийского со словами: «Да покорится вере сей неверный народ». Принять христианскую веру народ, поклонявшийся идолам, обязан. В противном случае, отпущенный и разъяренный змий пожрет весь город.

http://sobory.ru/article/?object=00123

Церковь Симеона Богоприимца Зверина монастыря, XV в. – Когда надписи становятся более подробными? Начиная с VI века появляются надписи «святой (имярек)» – Начиная с VI века появляются надписи «святой (имярек)». Подписи «святой мученик» появляются достаточно поздно – примерно начиная с XVI–XVII веков… – Расскажите, как профессия, служение мученика отражается в иконографии. – После иконоборчества появляются изображения святых мучеников-воинов. Может быть, прославление воинского служения имело место и раньше, но сведений об этом у нас нет. Мученик мог быть воином и в языческом войске, но он храбро защищал свое Отечество, поэтому его порой могли изображать в воинском одеянии. Причем имеет место вариативность. Одного и того же святого можно увидеть изображенным просто в хитоне и гиматии, в знатных одеждах, в воинском одеянии… Вмч. Георгий: Минея – Ноябрь (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии Позднее, уже в подробном, развернутом иконостасе, мученики нередко завершают с двух сторон деисусный ряд. В этом случае мученики-воины изображаются не в воинском облачении: они уже предстоят на Страшном Суде Господу, молятся за нас, за нашу участь, и воинское служение здесь уже не актуально. В местном ряде иконостаса в моленном образе святой воин может изображается в воинских одеждах. Из самых известных примеров – великомученик Георгий, великомученик Димитрий. Вообще, у нас целый ряд мучеников-воинов, среди которых и полководец Евстафий Плакида. Причем в Церкви именованием порой подчеркивалось не только само воинское служение (например, Иоанн Воин), но и особенное положения святого в войске – Стратилат. Кстати, у нас праведного (не мученика) Феодора Ушакова именуют воином, но это не совсем правильно, ведь он – не простой воин, а полководец, и правильнее его именовать Адмиралом. – Мученики-воины изображаются порой на конях. С какого времени появились такие изводы? – Мы знаем такие примеры с XIII–XIV веков. Великомученика Георгия часто изображают на коне, а сегодня – порой и великомученика Димитрия. И не только их. Например, существует икона XVI века «Благословенно воинство Небесного Царя», где реальному русскому воинству помогает Небесное воинство, где многие святые воины-мучники показываются на конях. В Румынии существует чем-то похожее изображение Небесных войск.

http://pravoslavie.ru/159636.html

Со временем Михаил Черниговский, подвиг которого в сознании древнерус. книжника безусловно связывался с подвигом Е. П. ( Лаушкин. 1999. С. 22), неск. «потеснил» визант. святого, что отразилось, в частности, в ряде минейных сборников, где 20 сент. отмечалась лишь одна память или читалось только одно Житие Михаила Черниговского (напр., ГИМ. Забел. 415(132). Л. 377, XV в., и др.). Славянские переводы Жития отличались по содержанию и существовали во множестве редакций, возникавших вплоть до XIX в. Все ранние слав. переводы восходят к разным дометафрастовым редакциям Жития. Греч. текст Жития был известен в кругу слав. первоучителей: равноап. Константин-Кирилл сравнивается с Е. П. в своем Пространном Житии, однако при этом цитируется текст Жития Е. П., неизвестный в слав. традиции, по-видимому являющийся прямым переводом с греческого (Жития Кирилла и Мефодия. 1986. С. 94, об этом также см.: Гладкова. 2002. С. 27-28). Древнейший слав. перевод Жития Е. П. был осуществлен в Болгарии в IX-X вв. (по мнению автора, на Руси при Ярославе Мудром). Он включен в состав восходящих к одному оригиналу древнерус. Сильвестровского и Чудовского сборников кон. XIV в. и «староизводных» серб. и македон. Торжественников XIV в. (София. НБКМ 1039 и Загреб. ХАЗУ. III. с. 24) ( Hannick. Maximos Holobolos. S. 102. N 28). Этот перевод Жития включен в древнерус. домакариевские Четии-Минеи и др. календарные сборники (в т. ч. в Торжественники), а также в ВМЧ (Сент. Дни 14-24. 1868. Стб. 1286-1298). В результате компиляции древнейшего перевода со вновь переведенным текстом возникла редакция, представленная в рукописи серб. происхождения XIV в. (НБС. Собр. Дечанского мон-ря. 94. Л. 58-67). Следы этой редакции обнаруживаются и в рус. собраниях с XV в. (РГБ. Троиц. (I). 745. Л. 154 об.- 168). Еще один ранний слав. перевод, представленный лишь отрывком из середины текста Жития Е. П., сохранился в хорват. глаголической рукописи «Пазинские фрагменты» (ХАЗУ. Fragm. glag. 90/1 (a), нач. XIV в.- изд.: Š tefani et.

http://pravenc.ru/text/187479.html

А как же быть с упоминаемыми Кураевым «воинов-мучеников, отказавшихся от воинской службы»? Да, такие воины были. Но по какой причине они отказывались от воинского звания? Когда их это звание обязывало приносить жертвы языческим богам. Пусть Кураев назовет хоть одного святого мученика первых веков христианства, почитаемого Православной Церковью, который отказался брать оружие по той причине, что для христиан неприемлем сам принцип насилия и тем более воинского служения. Напротив, православная традиция, отраженная в житийной литературе, часто отмечает, что воины-мученики до своего страдания за Христа, отличались мужеством и славой в бранях за свое языческое Отечество и императора-язычника. Более того, в Житиях Святых для мучеников-воинов воинское служение и подвиги представляются как преддверие их мученического венца (см. жития святых 40-ка мчч. Севастийских, св. вмч. Георгия Победоносца, св. мч. Артемия, св.мч. Феотекна Антиохийский, св. мч. Леонтия и пр.). И самое интересное: часто причиной их мученичества становилось стремление воинов-христиан объявить свои победы заслугой исключительно христианского Бога (см. жития св. мч. Меркурия, св. вмч. Евстафия Плакиды, св. мч. Орентия, св. вмч. Прокопия, св. мч. Варвара). Необыкновенные воинские подвиги христиан, личная храбрость и бесстрашие перед лицом смерти - вот чем житийная литература объясняет феномен широкого распространения христианства в имперских войсках первых веков (см. жития мч. Андрея Стратилата, священномученика Никона, св. вмч. Феодора Стратилата, св. вмч. Никиты Готфского, св. равноап. Константина Великого, и др.). Причем, воины, совмещавшие свое ратное служение с христианством, известны со времен апостолов. Это, например полководец императора Трояна мч. Евстафий Плакида и мч. Виктор (Фотин) , сын той самой евангельской самарянки, беседовавшей со Спасителем у колодца. Отсутствие святых мучеников-пацифистов в православных святцах заставило толстовцев в рясах обращаться к католическим житиям святых и заниматься откровенными подлогами. Так, к православным святым стал причисляться Максимилиан Тебесский (274-295гг.), и, с легкой руки издателей «Житий Святых свт. Димитрия Ростовского» на русском языке появилось латинское житие святителя Мартина Турского (память 12 окт. ст.ст., 25 окт. н. ст.), с пацифистскими мотивами, в то время, как в традиционном житии, Церковь восхваляла этого святителя, как храброго воина и полководца.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/15/sv...

М., 2003. Вып. 1. С. 212-231; Miljkovi -Pepek P. An Unknown Treasury of Icons. Skopje, 2001; The Basilica of St. Dimitrios of Thessaloniki: Mosaics, Monumental Paintings, Sculpture, the Crypt and the Chapel of St. Euthimios. Thessal., 2002; Мельник А. Г. Икона круга Дионисия в собр. Ростовского музея//Ферапонтовский сб. М., 2002. Вып. 6. С. 167-174; Москова С. Конното изображение на св. Димитър - отглас от исторически реалии: Една гипотеза за произхода на персонажите и традиционната иконография на светеца//Криптохристиянство и религиозен синкретизъм на Балканите. София, 2002. С. 49-57; Овчаров Н. Българските лица на св. Димитър//ГСУ, Център за слав.-визант. проучвания «Иван Дуйчев», 2002. София, 2003. Т. 92(11). С. 13-19; idem (Ovcharov N. ). The Warrior Saints in Old Bulgarian Art: Legends and Reality. Sofia, 2003; Филатов В. В. Икона св. Димитрия Солунского - воина всадника//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 295-300; Степаненко В. П. Свинцовая иконка из Новгорода и культ св. Димитрия Солунского в Византии и Болгарии кон. XII - 1-й пол. XIII в.//Византия в контексте мировой истории: Мат-лы науч. конф. памяти А. В. Банк. СПб., 2004. С. 150-161; Byzantium: Faith and Power (1261-1557)/Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004; Gerov G. Une œuvre inconnue du XIV siècle: Icône de St. Démètrios avec son cycle hagiographique//Scripta & E-scripta. Sofia, 2004. Vol. 2. P. 143-153; Ο ´Αγιος Δημτριος στην τχνη του Αγου ´Ορους. Θεσσαλονκη, 2005; «...σε υπρμαχον η οικουμνη ... » ´Εκθεση ιερν εικνων και κειμηλων ιερο ναο αγου Δημητρου Θεσσαλονκης: 1700 χρνια απ το μαρτριο του αγου Δημητρου, 305-2005. Θεσσαλονκη, 2005; Louverdou-Tsigaridas K. Une lipsanothèque de marbre au monastère de la Grande Lavra et le culte de St. Démètre au Mont Athos//ГСУ, Център за слав.-визант. проучвания «Иван Дуйчев», 2004. София, 2006. Т. 94(13). С. 197-202. А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/text/178231.html

Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская , при., вел. княгиня, супруга св. Димитрия Донского (17/30 мая; 7/20 июля) Евдокия Илиопольская , игумения, прмц. (1/14 марта) Евлампий Никомидийский , мч. (10/23 октября) Евлампия Никомидийская , мц. (10/23 октября) Евмений Гортинский , еп., чудотворец (18/31 сентября) Евникиан Критский , мч. (23 декабря/5 января) Евпл Катанский (Сицилийский), архидиакон, сщмч. (11/24 августа) Евпор Критский , мч. (23 декабря/5 января) Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский), мч. (9/22 апреля) Евсевий Самосатский , еп., сщмч. (22 июня/5 июля) Евсевон Маккавей , мч. (1/14 августа) Евстафий Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Евстафий Плакида , Римский, полководец, вмч. (20 сентября/3 октября) Евстафий I, Сербский, архиеп. (4/17 января) Евстратий Печерский , прмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 марта/10 апреля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Евстратий Севастийский , военачальник, мч. (13/26 декабря) Евтихий Константинопольский , архиеп. (6/19 апреля) Евтихий , епископ, сщмч., ученик ап. Иоанна Богослова (24 августа/6 сентября) Евтропий Амасийский , мч. (3/16 марта) Евфимий Архангелогородский , прп. (20 января/2 февраля) Евфимий Афонский , прмч. (1/14 мая) Евфимий Великий , иеромонах (20 января/2 февраля) Евфимий Константинопольский , прмч. (22 марта/4 апреля) Евфимий Новгородский , архиеп., чудотворец (11/24 марта) Евфимий Новый , Солунский (Фессалоникийский), иеродиакон (15/28 октября) Евфимий Печерский , иеросхимонах, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 января/2 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Евфимий Суздальский , архим., чудотворец (1/14 апреля; 4/17 июля) Евфимий Сянжемский , прп. (11/24 апреля) Евфимий Терновский , Болгарский, свт. (20 января/2 февраля) Евфимия Всехвальная , Халкидонская, вмц. (11/24 июля; 16/29 сентября) Евфросин Псковский , Спасо-Елеазаровский, прп. (15/28 мая) Евфросин Синозерский , Новгородский, прмч. (20 марта/2 апреля) Евфросиния (в миру Феодулия) Суздальская , княжна, прп. (25 сентября/8 октября; 18 сентября 1 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

60, 78, 88, 112, 118; Грабар А. Император в визант. искусстве. М., 2000. С. 76-80; Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000; Hikimehko Н. М. Собор Св. Coфiï в К., 2000. С. 60; Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа фресок Георгиевской церкви и система росписи древнерус. храмов сер.- 2-й пол. XII в.// Сарабьянов В. Д. и др. Церковь св. Георгия в Ст. Ладоге: История, архитектура, фрески. М., 2002. С. 128, 163, 176-182, 411-412; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. Кат. 94; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 38-39, 64-65, 74-75; Дмитриева С. Образы св. воинов в росписи храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде (1380)//Искусствознание. 2003. 1. С. 212-231; Корзухина Г. Ф. , Пескова А. А. Древнерус. энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии XI-XIII вв. СПб., 2003; Христ. искусство Болгарии: Кат. выст. М., 2003. Кат. 16, 22; Св. Георгий Победоносец - небесный покровитель Москвы: 10-летию восстановления ист. герба Москвы посвящ.: Кат. выст. М., 2003. Кат. 101. С. 43, 49, 58, 122, 130; Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат./ГММК. М., 2003. С. 121-126; Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. С. 116, 219; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. 148; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства. М., 2005. Кат. 19; Этингоф О. Е. Визант. иконы VI - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005. Кат. 10. Рубрики: Ключевые слова: МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Реликварий вмч. Евстафия. Ок. 1210 г. (Британский музей, Лондон) Реликварий вмч. Евстафия. Ок. 1210 г. (Британский музей, Лондон) В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 170) - устав службы в день памяти Е. П. сходен с приведенным в Мессинском Типиконе: поются последования великомученика и Воздвижения. Последование Е. П. включает неск. самогласнов, кондак великомученику поется по 6-й песни канона, на блаженнах назначаются песни из канона праздника и Е. П. Служба великомученику на литургии та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В более поздних редакциях Иерусалимского устава (в слав. рукописях XVI в.) увеличивается количество самогласнов, указываются стихиры на хвалитех. С кон. XVI в. в рукописных рус. Типиконах при памяти Е. П. может ставиться знак «3 точки в полукруге» (красный или черный, обозначающий святого, «поемого на 6»,- см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), в печатных изданиях рус. Типикона этот знак ставится регулярно начиная с исправленного издания 1682 г. В московском издании Типикона 1633 г. приведено соединение последований Воздвижения, Е. П. и полиелейного последования мучеников кн. Михаила и боярина Феодора. В издании Типикона 1682 г. в последовании Е. П. добавляется еще один самогласен на стиховне утрени. Служба на литургии во всех редакциях Иерусалимского устава излагается без изменений. В 1765 г. в Москве была издана бденная служба Е. П. в честь бывшего в этот день рождения царского наследника Павла. Недостающие песнопения были взяты из Общей Минеи (служба мученикам многим). Последование Е. П., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Μρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 2-го гласа Τ πθη Χριστο σαφς μιμησμενος (        ), с икосом; канон, составленный гимнографом Феофаном, 4-го гласа, с акростихом Τς εσταθεας τ φερωνμ κρτος (      ), ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τ λγ τ τν παθν μου σκρτημα (        ); цикл из 3 стихир-подобнов и 7 самогласнов; седален; светилен.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Евсеев И. Е. 89, 90, 94 Евстафий Виленский (Литовский), св. мч. 563, 1243 Евстафий Плакида, Римский, вмч. 2540 Евфимий Новгородский, архиеп., свт. 1281 Евфимий Суздальский, прп. 1213 Евфросиния Полоцкая, игум., прп. 1282 Егоров А., прот. 1126 Егоров Н. А. 1300 Егоров Ю. М. 2471 Егорцев А. Ю. 1364 Ездра, ветх. 112 Екатерина, вмц. 2537 Екатерина II, импер. 2396 Екатерина (К. В. Полюхова), мон. 1190 Екатерина (Н. В. Сахарова), схимон. 1128 Елевферий (Богоявленский), экзарх РПЦ в Западной Европе 1142, 1143 Елевферий (Воронцов), митр. Пражский; митр. Ленинградский и Ладожский 620, 622, 623 Елена (Казимирчак-Полонская), мон. 1748, 1749 Елиезер, раб Исаака праотца 146 Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. 1247 Елисеев В., свящ. 1797 Емельянов А., свящ. 2025 Емельянов Н. Е., свящ. 853–855, 1034, 1224–1226, 2089 Емельянова Т. 1191 Емченко Е. Б. 2393 Епифаний Премудрый , Радонежский, прп. 1298 Епифаний Славинецкий 2016 Епихин В. А. 2732 Еремин А. 1012 Еремина В. М. 459, 1002 Ермаков В., прот. 2076 Ермогена (Заломова В. С.), мон. 1021 Ерофеева Н. А. 75, 384, 468 Ершов Н., свящ. 2728 Есфирь, ветх. 113 Ефимов А. Б. 106, 787 Ефрем, игум. Филофейского мон-ря 2129 Ефрем (Лэш), архим. 186, 627 Ефремова О. 815, 817, 831, 2318 Жаворонков П. 3010 Жамкочян А. С. 37, 38 Жданова А. Н. 2577 Желнавакова М. С. 836 Желтов М. С., диак. 2188, 2203, 2217 Женевьева см. Геновефа, (св. мц.) Жернакова Н. 2782 Жилякова А. В. 2906 Жиркевич А. В. 825 Жиркевич Н. 825 Жиромская В. Б. 837 Жиянова И. 2318 Жолобов О. Ф. 2958 Жолондзь А. Г. 1491, 2447, 2471, 2565, 2566, 2626 Жукова Л. Н. 756 Жукова Н. Г. 2043 Журавлев А. С. 3004 Журавлев В. К. 1619, 2090, 2729, 2959, 2960 Журавлева Е. А. 2937 Журавский Алексей Васильевич (статьи по исламу) 1777–1780, 2440, 2801 Журавский Александр Владимирович (статьи по истории РПЦ) 802, 866, 980, 1325–1327, 2392 , 2777, 2781 Журинская М. А. 57, 110–115, 189, 446, 566, 700, 1067, 1068, 1162, 1334, 1365, 1444, 1492, 1704, 1738, 2267 Заболотная Н. В . 2231 Заболотский Н. А. 543, 954 , 1856, 1962, 2883

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 Училище благочестия, или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых. В двух томах. Изд.19-е. T.I. СПб. 1915. С.16. Со ссылкой на Пролог. 15 февраля. 10 Произнесено в Вербное Воскресение, в 1915 или 1916 гг. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 11 Имеется в виду необычайный всесословный народный подъем, последовавший вслед за Царским манифестом 1914 г. о начале войны, получившей наименование Второй Отечественной. Показательны верноподданнические патриотические манифестации августа 1914 г., в которых участвовали многие из будущих участников февральского переворота 1917 г. 13 Произнесено в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха), до революции. Год неизвестен. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 14 Произнесено в Неделю 5-ю по Пасхе, до революции. Год неизвестен. Публ. впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 15 Произнесено в Неделю 6-ю по Пасхе, до революции. Год неизвестен. Публ. впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 16 Произнесено 18.5.1914 г., в Неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 19 Произнесено 26.5.1914 г. в день Святой Троицы. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. 20 Произнесено 1.6.1914 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. 21 Прп. Пафнутий – отшельник и знаменитый пустынник Фиваиды. Память 29 ноября. См. о нем: Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. С.78–83. 22 Произнесено 17.5.1915 г. в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Публикуется впервые по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. 23 Прп. Акакий, епископ Мелитинский (†ок.437) – ревностный борец с несторианской ересью, прославился даром чудотворений. Участник III Вселенского Собора, на котором вместе со св. Кириллом обличал Нестория. Память 17 апреля. 24 Вмч. Евстафий Плакида (†ок.118) – будучи знатного рода, занимал в Риме высокое положение. Однажды на охоте увидел оленя с крестом между рогами. Голос повелел ему креститься, что он и совершил вместе со всей семьей. Подвергнувшись жестокому испытанию (по дороге в Рим у него были похищены жена, дочь и все его богатство), он перенес его с покорностью воле Божией. За что был вознагражден: императором Траяном он был вновь возвращен в Рим, нашлись и жена с детьми. При императоре Адриане за исповедание Христа вместе с семьей был осужден на мученическую смерть: вместе с женой Феопистией и чадами Агапием и Феопистом был брошен в раскаленного медного быка. Память 20 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010