II. ПОСТАВЛЕНИЕ ЛАИКОВ 1 . В Ветхом Завете физическое рождение определяло принадлежность к избранному народу: только дети Авраама были наследниками обетования Божия. Несмотря на прозелитизм, который особенно был силен ко времени пришествия Христа – «вы обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; но, когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» ( Мт. 23,15 ) – сами неофиты не считались во всем истинными членами Израиля, а только их потомки. В Новом Завете принадлежность к Церкви определяется духовным рождением: «истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3,5 ). Начиная с первой апостольской проповеди в день Пятидесятницы, таинство крещения, как крещения Духом и водою, без которого невозможно спасение, является единственным способов вступления в Церковь . Древняя церковь знала так называемое крещение кровью – «baptisma sanguinis», – но это было исключение из общего правила, вызванное особо-трагическими временами в жизни Церкви: во время гонения и перед лицом неминуемой смерти. Но и это исключение обуславливалось содержанием догматического учения о крещении, как аналогии смерти. Поэтому, если гонимый и пострадавший (martus), заявивший себя христианином в момент страдания, оставался в живых, то крещение кровью соответственно восполнялось. Другими словами, крещение кровью заменяло таинство крещения только во время гонения и перед самой смертью – «если он (оглашенный) потерпит насилие и будет убит до крещения, он будет оправдан, будучи крещен в своей собственной крови» 26 . Только кровь, пролитая во время мученичества во имя Христа, рассматривалась, как таинство крещения. В крещении человек, умирая для прежней жизни, духовно рождается черезДуха, как новая тварь, для новой жизни в Церкви. Жизнь в Церкви есть служение Богу через Церковь и в Церкви. «Приемля царство неколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить (latreuwmen) благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр. 2,28 ). В крещении мы принимаем благодать для служения (laitreia), которое для автора послания к Евреям есть священническое служение 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

     Сегодняшнее апостольское чтение касается очень важной темы: Христос как Первосвященник Нового Завета. Апостол Павел строит свои рассуждения на двух эпизодах из ветхозаветных Книг Библии. В Книге Бытия, в рассказе о возвращении Авраама после победы над четырьмя царями, встречаются загадочные строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:18–20). Этот странный отрывок не имеет ни предыстории, ни продолжения. Непонятно, почему Авраам отдал десятую часть добычи и по какому праву Мелхиседек благословил его как больший меньшего – Авраама, кого Писание называет «другом Божиим» (2 Пар. 20:7)! Не менее таинствен образ самого Мелхиседека, неизвестно откуда взявшегося и тут же пропавшего из поля зрения автора Книги Бытия. Более того, нигде в Ветхом Завете Мелхиседек уже не упоминается, кроме одного места. В 109-м псалме, который Церковь называет «мессианским», потому что он представляет собой пророчество о Мессии, говорится: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Это и есть второй ветхозаветный эпизод. Он нужен Павлу для рассуждений. А рассуждение необходимо, ибо ничего не понятно. Что значит «по чину Мелхиседека» и почему Господь клянется? Непонятность подобных мест Ветхого Завета, как и вообще неправильные подходы к толкованию его, апостол Павел метко назвал «покрывалом», которое «снимается Христом» (2 Кор. 13:14). Значение личности Мелхиседека могло раскрыться только в Новом Завете. И здесь уже пора дать слово апостолу Павлу. Пройдем по страницам Послания к евреям и посмотрим, что еще Павел говорит о Мелхиседеке. «Мелхиседек… – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:2–3).

http://pravoslavie.ru/111359.html

  разделы   рассылка  распечатать Обращение митрополита Филарета к участникам семинара " Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси " По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета в Минском епархиальном управлении состоялся семинар " Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси " . Досточтимые отцы, братья и сестры, участники совещания-семинара " Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси " ! Приветствую вас в здании Минского епархиального управления, где мы сегодня собрались для обсуждения одной из важнейших задач, решаемых Церковью – образование и воспитание наших соотечественников в христианской вере. Задача эта не является новой для нас. Церковь всегда жила проповедуя Евангелие Христово, приобщая к единой Чаше людей самых разных народностей, культур, возрастов и взглядов. Об этом едином содержании церковной проповеди говорит апостол Павел в Послании к евреям: " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13:8). Помня эти слова, мы воспринимаем самих себя как путников, которые идут дорогами истории к единой цели – своему Божественному Учителю Иисусу Христу. Впрочем, Господь – не только цель пути. Он Сам освещает каждый шаг нашего пути, как об этом поется в церковном песнопении: " Во свете Твоем узрим свет " . Поэтому светом благодати Христовой должен освещаться каждый шаг нашего пути. Катехизация, диакония и другие формы церковной активности должны быть, по замечательному выражению румынского богослова отца Ионы Брио, " литургией после Литургии " . То есть они должны быть не внешними по отношению к Церкви действиями, а выражением самой Ее сути, выражением Божией любви, которая всегда ищет возможности вдохнуть дыхание жизни в исторически новые формы. И вот сегодня нам надлежит обсудить то, как может извечное содержание Христова Евангелия быть воспринято современным сознанием. Руководители епархиальных отделов образования и катехизации будут размышлять сегодня над тем, какие успехи и проблемы имеются в нашей работе в воскресных и средних школах.

http://religare.ru/2_65715.html

  Малодушие и трусость не имеют ничего общего со смирением Выступление по радио " Радонеж " Протоиерей Владимир Переслегин   Сегодня я хочу сказать об адекватной христианской реакции на демонстрацию садистских и кощунственных глумлений над Господом, Божией Матерью, над святынями нашей веры. О таких глумлениях в " Сахаровском Центре " уже сообщала радиостанция " Радонеж " , и о них многократно заявляли священнослужители. В Послании к евреям св. Ап. Павел говорит: " если отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которой освящен, и Духа Благодати оскорбляет " . То, что было сделано в этом " Сахаровском Центре " , - это как раз и было попрание святыни, Крови Нового Завета, попрание Личности Сына Божия. И Христианской мерой отношения к этому деянию, если оно совершено перед лицом христиан, перед лицом тех, кто принял этот Новый Завет, перед лицом крещеных людей, является смертная казнь. Почему мы можем так говорить? Это сделано не за запертыми дверями тайных масонских сборищ: это сделано в открытом музее и обращено, как говорится, к городу и миру. Это совершено в центре православной столицы, и призвано быть донесенным до сознания всего населения России, и, тем более, каждого верующего человека. " Вот ваш Христос, мы над ним глумимся, издеваемся, и вы ничего не можете сделать, и мы будем это делать, и вы будете обязаны принять то, что мы делаем, как норму, как часть ландшафта окружающей нас жизни " . Народ расслаблен, он во многом обращен в антихристианскую религию прав человека, толерантности, и т. д. Акция в Сахаровском музее была призвана, в случае безответной реакции народа, окончательно закрепить в его сознании измену Христу, то есть сделать народ наш изменником, отступником, запятнать его иудиным грехом. А чем кончает Иуда? Самоубийством, и к нему же хотят подтолкнуть наш народ. Видимо, и дальше сохранится (они позаботятся об этом) внешняя христианская атрибутика, возможность ходить в церковь, но при этом главные христианские ценности будут заменены, как это мы видим сейчас на примере " свободного мира " , на ценности Нового Мирового Порядка, прав человека и равности всех всему. То есть, их главная ценность - это отсутствие ценностей, отсутствие абсолюта, их главная ценность - это запрет на монополизацию истины и на догматическое сознание. И вот, ради этой главной ценности, ради нового догмата их религии, ради того, чтобы он вошел в душу русских людей, людей, населяющих Россию, финансировалась и организовывалась эта акция.

http://moral.ru/O_Vladimir_Muzei_Radonez...

А.И. Никольский Апостолы 78 . Апостол и Евангелие апракосы , в восьмушку, 437 л.л., полууставом разных почерков конца XVIII в., в дощатом с материею переплете. Чистые листы: 418, 423, 427, 428, 431. 79 . Апостол-апракос , с уставными заметками о богослужении, в лист, 200 л.л, полууставом разных почерков XV в., с заставкою, разрисованными буквами и интересным орнаментом (26 об., 34 об.) в порванном дощатом с кожею переплете. 80 . Апостол , в четвертку, неполный, 154 л.. полууставом второй половины XV в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета, разбит. Порваны с ущербом для текста листы: 1 и 13–19. Нет листов между листами 12–13, 13 и 14, 19 и 20, 42 и 43, 48 и 49, 120 и 121. На полях внизу листов 1–8 приписка полууставом: «Книга глаголемая апостол Святей Богородици Антониева монастыря Великого Новаграда». Начинается оглавлением, затем статьи: 1) Об хождении Павла-апостола по странам (1 об.–3); 2) написание глав деаниа апостольского (3–7 об.); 3) глав убо всех 40, последующих им 48 еже имуть знамение чрьвлению истореа деаниа апостольскых сказание деании апостольских исписана Лукою евангелистом по летех мнозех страсти Господня (7 об.–10); 4) предисловие Иффалиа диакона деанием святыхь апостол, неполное (10–12). Далее следуют послания апостола Павла, начиная с послания к Ефесеям, а за посланием к Евреям – сказание известно иже по вся дни главам деаний апостол (125–144 об) и сборник 12-ти месяцом, с прокимнами и антифонами (144 об.–154 об.) 81 . Апостол , в лист, 232 л., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы 4 и 187. На 189–231 листах: «Последование церковного пениа и собрание вселетное» с тропарями и кондаками, в коем киноварью отмечены следующие русские святые с приведением текста тропарей и кондаков им: 1) под 20 декабря Петр митрополит; о нем записано: «в теж день преставися пресвященный митрополит всея Руси в 3 час нощи в лето 6834 (1326)»; за тропарем и кондаком ему приписка: «Служба святого Петра поется в 21 сего месяца»; 2) под 23 мая Леонтий Ростовский; 3) под 15 июля равноапостольный князь Владимир; 4) под 24 июля Борис и Глеб; кондак им помещен под 2 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Азбука веры Православная библиотека святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Пожертвовать Вход святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Источник Поучение 13 Поучение 15 Скачать epub pdf Оригинал: 18 Мб Поучение на усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи, месяца августа, в 29 день в 1701 г. («При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «За кого почитаете вы меня?» (Деян. 13:25)) Возлюбленные слушатели! Честного и славного пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, коего усекновение честной главы ныне мы вспоминаем, спросили некогда: кто он? «Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» ( Ин. 1:19 ). Ныне же сам Иоанн, кончая жизнь свою, запечатлевая свою проповедь своей кровью и преклоняя честную главу свою под меч Иродов, спрашивает о себе: как каждый о нем думает? «За кого почитаете вы меня?» Пусть всякий мыслит о нем, как хочет, я же, имея в виду нынешний пятничный день крестный, день вольного страдания Господня, и видя в этот день две смерти: смерть Христа Господа – крестную, и смерть Предтечи Его от меча, скажу, что святой Иоанн был подражатель Христу, согласно тому, что говорит нам тот, кто носил язвы Господа своего на теле своем: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). И если о ком-либо, то о святом Иоанне Предтече прежде всего могут быть сказаны слова Послания к евреям: «Уподоблен Сыну Божию» ( Евр. 7:3 ), ибо он был первым из святых, о которых говорит апостол: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8:29 ). Посмотрим, как и в чем святой Иоанн был сообразен, подобен Сыну Божию, Христу Спасителю нашему? Толкователи Божественного Писания, рассматривая вышереченные апостольские слова: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – объясняют, как можно сообразоваться Христу: «Крестом, – говорят они, – сообразуемся мы Сыну Божию, Христу распятому, и в том великая честь и польза наша. Ибо как здесь мы сообразуемся Христу в скорбях, так сообразны будем Ему в блаженной жизни. А потому кто не захочет нести крест со Христом? Чтобы быть сообразными и подобными Христу, Господу нашему, мы должны быть Его подражателями не в творении чудес, не в воскрешении мертвых, а в духовном ношении креста, то есть в терпеливом перенесении всех бед, скорбей, гонений и самой смерти ради Бога. Этим именно крестом, если мы хорошо несем его, мы сделаемся сообразными, подобными Сыну Божию и сопрославимся с Ним, по словам апостола: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Вопросы и ответы Возможны ли чистота ума и чистая молитва в таком монастыре как Путна, со многими послушаниями внутри или за пределами монастыря, со многими посетителями, с большой рассеянностью? Я думаю, что в наши дни эта ситуация неизбежна; во всех монастырях происходит одно и то же. Но я считаю, что все же возможно сохранить святость жизни, несмотря на эти отвлечения, которые приходят извне. Если мы добросовестны в деле послушания и в сохранении послушного отношения сердца к нашему духовному отцу, мы будем ограждены, чтобы не видеть суету этого мира. Вы находитесь в довольно большом монастыре, и это позволяет вам быть более богатыми в благодати. Чем больше братьев, тем больше участие в благодати. Я расскажу вам секрет, который, я уверен, вы знаете. Телом Христовым здесь, в этом месте, являетесь ваши святейшества. И каждый одарен Господом лично, как говорит Святой Павел ( 1Кор. 7, 7 ). Этот дар каждого из нас объединяет с Телом Христовым и делает причастниками даров всех членов Тела Христова, видимых, тех, что находятся в этом месте, и невидимых, святых, которые находятся там, где пребывает Царь Небесный. Но что это за дар, который каждый несет в себе? На самом деле, это духовное, тайное место, которое сокрыто внутри нас. Через покаяние и личную аскезу мы подготавливаем внутри себя, в нашем сердце, это тайное место, из которого наш дух свободным образом предстает перед Богом. Мы наполняем это место духовными состояниями. Там слово Божие является живым, там находится вся смиренная мысль, вся смелость веры с надеждой сверх всякой надежды ( Рим. 4, 18 ), вся наша любовь к Богу и братьям, вся наша надежда на спасение, там собирается вся наша жизнь. С этими духовными состояниями мы приходим на собрание братьев. Это дар, который мы приносим Богу на Литургии. Это дар, который соединяет нас с Телом Христа в этом месте, и через него мы становимся участниками в дарах остальных братьев. Живем, как говорит Святой Апостол Павел в послании к Евреям, в порыве любви и добрых дел ( Евр. 10, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Беседа 18 Евр.10:8–13 .  Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 1. В предыдущем (апостол) доказал, что жертвы безполезны для совершенного очищения, что они были только прообразом и весьма недостаточны. Так как при этом предста­влялось ему возражение: если они прообразы, то почему они, с принятием истины, не перестали, не прекратились, но ещё приносятся (иудеями)? – то здесь он и решает это, показывая, что они уже не приносятся, как прообразы, и Бог не принимает их. Он опять доказывает это не из нового завета, но из пророков, приводя из древности сильнейшее свидетельство на то, что (жертвы) прекратились и перестали, и что (иудеи) совершенно напрасно приносят их, всегда противясь Духу Святому. При том усиленно доказывает, что они прекратились не теперь, но с самого пришествия Христова, или лучше, ещё прежде Его пришествия, – что не Христос положил конец им, но сначала они были отменены, а потом уже Он пришёл; прежде они, прекращены, и тогда последовало Его пришествие. Чтобы они не сказали: мы могли и без этой жертвы (Христовой) благоугождать Богу, – Он ожидал, пока жертвы обличатся сами собою, и тогда уже пришёл, потому что " ни жертвы, – говорит, – ни приношения... – Ты не восхотел». Этим он отвергнул всё и, сказав вообще, говорит и в частности: «...ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты... не благоизволил». Приношением же было всё прочее, кроме жертв. «Потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже». О ком это сказано? Не о ком другом, как о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 24. Бокал вина для пророка Илии. Черное пламя ада. Почему евреи хорошо живут. Почему у обезьян не отваливаются хвосты? Исполняем две песни в сопровождении гуслей. Осторожно, двери закрываются! Сегодня мы начинаем изучение 15 главы. Глава начинается следующими словами: «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» ( Откр.15:1 ). Итак, здесь говорится о том, что ярость Божия, которая обрушивается на мир, как бы подходит к завершению. Рассказывается о том, как будут оканчиваться суды Бога над людьми, как прекратится Его гнев и закроется дверь спасения. Сейчас дверь спасения открыта, но вот в этой главе мы увидим указание на то, что так будет не всегда. Еще апостол Павел говорил, что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим.11:25 ). Потом дверь спасения будет закрываться для языческих народов и будет открываться для Израиля, для евреев – они будут последними обращенными к Богу. Потому что Господь пощадит семя пророков, семя патриархов, Авраама, Исаака и Иакова. И, как я вам говорил, на землю будут посланы два Божьих свидетеля. Пророк Божий Енох, который живым взят на Небо. Как сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ). И пророк Божий Илия, который тоже был живым взят на Небо в огненной колеснице. Они явятся на землю, и персональная миссия пророка Илии будет заключаться в том, что он будет евреям разъяснять их заблуждения. Он им откроет истину об Иисусе Христе. И иудеи до сих пор ждут пророка Илию, когда же он придет. И когда они совершают обряд Пейсаха (иудейской пасхи) в своих домах, – двери не закрываются в эту ночь, а на край стола ставят бокал с вином для пророка Илии. Если он зайдет в какой-то еврейский дом, то сразу для него бокал вина приготовлен. То есть, Господь поддерживает и усиливает в них эту мысль. Для чего? Хотя они и неправильно сейчас верят, но Он усиливает в них эту мысль: что надо ждать пророка Илию, который всё разъяснит. Это Господь делает для того, чтобы они приняли Илию и его свидетельство о Сыне Божьем, о Господе нашем Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 24 Сила искушений. – Святость и непорочность Тела Христова. 1Кор.10:13 .  Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. 1. (Апостол) достаточно возбудил в них (коринфянах) страх указанием на древние примеры и опасение словами: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:12 ): но так как они уже претерпели много искушений и часто подвергались им: «был я у вас, – говорит он, – в немощи и в страхе и в великом трепете» ( 1Кор.2:3 ), – то чтобы они не сказали: для чего ты устрашаешь нас и предупреждаешь? Нам небезызвестны бедствия, мы были гонимы и преследуемы, подвергались многоразличным и частым опасностям, – он опять смиряет гордость их и говорит: «вас постигло искушение не иное, как человеческое», т.е. малое, краткое, умеренное. Человеческое он употребляет вместо малое, как например в словах: " говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей» ( Рим.6:19 ). Не превозноситесь, говорит, будто вы устояли против бури; вы еще не видали опасности, которая угрожала бы смертью, и искушения, которое могло бы погубить. То же говорит он и евреям: «вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр.12:4 ). Устрашив и внушив смиренномудрие, далее, смотри, как он опять ободряет их: «и верен Бог, – говорит, – Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ). Значит, есть искушения, которых нельзя перенести. Какие же это? Можно сказать – все, потому что возможность переносить их зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением. Потому, чтобы ты вполне убедился, что не только (искушений) превышающих наши силы, но и человеческих мы не можем переносить без помощи свыше, он присовокупляет: «но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Даже умеренных (искушений) мы не можем, как я сказал, переносить собственной силой, но и в этом случае имеем нужду в помощи (Божией), чтобы преодолеть, а прежде, нежели преодолеем, переносить их. Бог подает и терпение и скорое освобождение, так что искушение делается сносным. Это разумеет (апостол), когда говорит: «даст и облегчение, так чтобы могли перенести»; все приписывает Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010