Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Что обозначает слово «патриарх»? Слово состоит из двух греческих корней: отец и господство, начало, власть. В общественной жизни слово «патриарх» служит для обозначения выдающегося в какой-либо профессиональной сфере человека и употребляется в переносном смысле. Однако в Церкви этот термин всегда имеет совершенно иное значение. Во-первых, так называют некоторых ветхозаветных святых, не только участвовавших в истории спасения, но и бывших прямыми предками Спасителя. Древних патриархов называют еще родоначальниками или праотцами; среди них особенно известны Авраам, Исаак и Иаков. А во-вторых, патриархами называют глав некоторых православных поместных Церквей. В этом значении слово «патриарх» обозначает вовсе не отдельный, наивысший чин иерархии священства, а особый церковный статус и титул. Он присваивается Церковью наиболее авторитетному епископу, возглавляющему, как правило, главную кафедру страны. Кто был первым патриархом? Первым патриархом принято считать святого Иакова, апостола из числа семидесяти учеников Спасителя и первого епископа первой по старшинству Иерусалимской Церкви. По преданию, Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака, поэтому в Евангелии он называется еще братом Господним, хотя никакого родства по крови у Иисуса Христа с Иаковом нет. Новый Завет содержит одно послание, принадлежащее перу апостола Иакова, а поскольку этот апостол возглавил самую первую христианскую общину, послание это стоит в Библии первым по списку, даже перед посланиями апостола Петра. Авторитет Иакова как первого патриарха был непререкаем, что хорошо видно из описания самого первого церковного Собора, состоявшегося в Иерусалиме ( Деян.15 ). Именно апостол Иаков вынес решение по вопросу, более всего волновавшему в то время общину первых христиан: следует ли обратившимся в христианство из язычества исполнять обряды, которые заповеданы евреям в Ветхом Завете? Патриарх Иаков посоветовал не затруднять обращающихся к Богу из язычников ( Деян.15:19 ), и с тех пор практически все обрядовые постановления Ветхого Завета перестали быть для христиан обязательными. Чего не может патриарх?

http://azbyka.ru/desyat-voprosov-o-patri...

Разделы портала «Азбука веры» Скачать в формате Microsoft Word В числе авторов Апостольских посланий – пять апостолов: Иаков, Петр, Иоанн, Иуда и Павел. Иакову и Иуде принадлежит по одному посланию, Петру – два, Иоанну – три, Павлу же – целых четырнадцать. Итого общим счетом двадцать одно. Семь посланий, принадлежащих первым четырём апостолам, составляют особый отдел и носят название соборных. Остальные 14 составляют другой отдел и известны под именем посланий апостола Павла. Соборные послания Иакова 1. Смысл скорбей (искушений) 2. Вера и дела 3. Бедность и богатство, отношение к миру 4. Проблема учителей. Два вида мудрости 5. О Таинстве Елеосвящения Петра 1е Развернуть таблицу 1. Христология 2. Учение о Церкви как новом Израиле и царственном священстве 3. О сошествии Господа во ад 4. Смысл страданий 5. Отношение христиан к властям Петра 2е 1. «Лествица» христианских добродетелей 2. Свидетельство о Преображении 3. Обличение лжеучителей 4. Эсхатология 5. Свидетельство о Посланиях ап. Павла Иоанна Богослова 1е Развернуть таблицу 1. Признаки истинного богообщения а) хождение во свете б) покаяние в) исполнение заповедей г) любовь к ближним д) вера в Сына Божия Эсхатология Учение об антихристе Comma Johanneum Иоанна Богослова 2е 1. Приветствие. О соблюдении заповеди о взаимной любви, которая состоит в исполнении заповедей Божиих Предостережение о приходе многих обольстителях и антихристах Приветствия Иоанна Богослова 3е 1. Мольба Богу и радость о странноприимстве Гайя Напоминание о недобром поведении Диотрефа и обещает прийти и обличить его в этом Просьба Гайю не подражать злу, похвала добродетели Димитрия. Приветствия Иуды 1. Примеры суда над лжеучителями Характеристика лжеучителей Наставления верующим Послания апостола Павла В Библии содержатся 14 Посланий апостола Павла по важности и обширности самих посланий и по сравнительному значению Церквей и лиц, к которым послания адресованы. За посланиями к семи Церквам следует послание к трем лицам, а Послание к евреям поставлено позади всех, потому что подлинность его признана позже всего.

http://azbyka.ru/shemy/kratkoe-soderzhan...

Скачать epub pdf Беседы на Послание к Римлянам 948. Время писания посланий важно Предисловие. Время посланий немало содействует нам к объяснению их. Так я замечаю, что Павел к Римлянам и Колоссянам пишет об одном и том же, но неодинаково. Рим. 14:1–2 – Кол. 2:20–23 . Причину такой разности я нахожу не в чем другом, как в обстоятельствах времени. Вначале следовало быть снисходительным, а после это стало уже не нужно. Минь. Т. IX. С. 393 Творения Т. IX. С. 486 949. Имя апостола Павла вначале посланий Беседа I . Павел, раб Иисус Христов ( Рим. 1:1 ) Моисей, написавший пять книг, нигде не поставил своего имени, а равно и те, которые после него описывали последующие события, даже Матфей, Иоанн, Марк, Лука; но блаженный Павел всюду в своих посланиях ставит свое имя. Почему это? Потому, что те писали для находившихся возле них и, присутствуя лично, не имели нужды говорить о себе самих; а Павел посылал послания издали и в виде письма, почему для него и необходима была прибавка имени. Если же в послании к Евреям он не делает этого, то по своему благоразумию. Так как Евреи его ненавидели, то, чтобы они, услышав вначале послания его имя, не отказались слушать далее, он, скрывши свое имя, этим мудро достиг их внимания. Минь. Т. IX. С. 395 Творения Т. IX. С. 488 950. Благовестие Апостола Благовестием Божиим апостол называет свою проповедь для того, чтобы в самом начале возбудить внимание слушателей. Он пришел не с печальной какою-либо вестью, как приходили пророки – с обличениями, укоризнами, угрозами, – но с добрыми вестями, с благовестием Божиим о бесчисленных сокровищах постоянных и непреложных благ, которые прежде обеща пророки своими в Писаниях святых ( Рим. 1:2 ). Минь. Т. IX. С. 396 Творения Т. IX. С. 490 951. Любовь к родным Беседа II . Мы любим против воли Божией всякий раз, как не обращаем внимания на Христа, томимого голодом, а детям, друзьям, родным даем более, чем сколько им нужно. Минь. Т. IX. С. 403 Творения Т. IX. С. 499 952. Единение верующих – утешение Как в том случае, если кто-нибудь соединяет много светильников, возжигает яркое пламя, так обыкновенно бывает и с верующими. Всякий раз, как мы разделены между собою, тогда, конечно, бываем слабее духом. А когда, увидев друг друга, взаимно себя поддерживаем, тогда получаем большее утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Скачать epub pdf Глава 13. Молитва о единстве Прощальная беседа с учениками завершается молитвой, которую Иисус произнес в их присутствии. В христианской традиции эта молитва часто именуется первосвященнической, по-видимому, под влиянием богословия Послания к Евреям, где Иисус представлен как Тот, Кто должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа ( Евр. 2:17 ). Называя Иисуса Первосвященником великим, прошедшим небеса ( Евр. 4:14 ), автор Послания пишет: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение ( Евр. 5:7 ). По словам Кирилла Александрийского , Сын Божий «ходатайствует опять как человек, Примиритель и Посредник Бога и человеков ( 1Тим. 2:5 ), и как истинно великий и всесвятой Первосвященник наш Своими молитвами умилостивляет Своего Родителя, Самого Себя священнодействуя за нас. Ведь Сам Он есть Жертва и Сам – Священник, Сам – Посредник, Сам – всенепорочное приношение, Агнец истинный, берущий грех мира ( Ин.1:29 ) 483 ». Иисус находился в постоянном молитвенном общении со Своим Отцом. Это явствует из упоминаний синоптиков о том, как Он восходил на гору, чтобы помолиться ( Мф.14:23 ; Мк.6:46 ); уходил для молитвы в пустынные места ( Лк.5:16 ); воссылал Богу благодарение ( Мф.26:27 ; Мк.14:23 ; Лк.22:17 ); возводил взор на небо ( Мф.14:19 ; Мк.6:41; 7:34 ; Лк.9:16 ). Иоанн приводит два случая, когда Иисус обращается к Отцу с молитвой: перед воскрешением Лазаря ( Ин.11:41 ) и во время беседы с иудеями ( Ин.13:28 ). Во втором случае ответом на молитву Иисуса становится голос Бога Отца, который слышат многие присутствующие. Все три синоптика приводят слова молитвы Иисуса в Гефсиманском саду ( Мф.26:39, 42 ; Мк.14:36 ; Лк.22:42 ), а Матфей и Марк – Его молитвенный вопль на кресте ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Наконец, произнесенные Им в последние минуты перед смертью слова, согласно Луке, были обращены к Отцу ( Лк.23:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Собрание трудов выдающегося библеиста Николая Глубоковского: Апостол и Евангелист Лука Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового завета Библейский словарь Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Книга 1 Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Книга 2 Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола к Галатам Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова Бог — Слово. Экзегетический эскиз «пролога» Иоаннова Евангелия (Ин. 1:1–18) Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом Таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечери Вера по учению святого апостола Павла Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству Ветхозаветный канон Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле Искупление и Искупитель (по Евр., гл. 2) К вопросу о пасхальной вечери Христовой К вопросу об отношении греческого перевода LXX-mu и еврейского текста Ветхого Завета Книга о Псалмах Критический и экзегетический комментарий на послание к Римлянам Лекции по Священному Писанию Нового завета. Том 1 О втором послании св. Апостола Павла к Фессалоникийцам О значении надписания Псалмов: Lamnazzeach О Квириниевой переписи по связи ее с Рождеством Христовым О Пасхальной вечери Христовой и об отношениях к Господу современного ему еврейства Обращение Савла и Евангелие св. Апостола Павла Опыт русской обработки материала для жизнеописания св. Апостола Павла Послание к Евреям и историческое предание о нем Преображение Господа (критико-экзегетический очерк) Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя Св. апостол Лука, евангелист и дееписатель Славянская Библия Современное состояние и дальнейшие задачи изучения греческой Библии в филологическом отношении Учение книги Премудрости Соломоновой о божественной премудрости или духе по сравнению с апостольским

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

Это литургическое почитание Священного Писания имеет единственную цель – внушить верующим, что оно содержит в себе саму Истину Откровения, которой Церковь обладает именно в данной, письменной форме. В этой связи важно отметить, что каково бы ни было значение Предания, как бы ни понималась неизменность Церкви в Истине, ее непогрешимость, христианская Церковь никогда не добавляла к Священному Писанию своих собственных вероучительных определений. Основанное на апостольской керигме, оно заключает в себе, наряду с богодухновенными Писаниями евреев, письменное свидетельство только тех, кто своими глазами видел воскресшего Христа и мог записать для Церкви самые слова Учителя, верно истолковывая Его учение. Церкви надлежало только определить «канон», а не составлять богодухновенные Писания, потому что она никогда не верила в некое «продолжающееся откровение», а знала лишь один-единственный исторический акт, совершенный Богом однажды и навсегда во Христе. Авторитет Писаний в том, что они составлены очевидцами Христа. Церковь может только подтвердить их подлинность водительством Духа Святого, обетованного самим Господом Иисусом; она не может создавать их. Подлинность эту следует, разумеется, понимать скорее в широком смысле как относящуюся к содержанию, но не обязательно к форме текстов. Так, Евангелия от Марка и от Луки с самого начала считались входящими в канон, хотя они не были написаны членами круга Двенадцати; содержание же их керигмы традиционно приписывалось свидетельству Петра и Павла. Ориген и другие ранние христиане, сомневавшиеся в том, что Павел действительно был автором Послания к Евреям, не имели в виду исключения его из канона, так как не сомневались в том, что авторитет Павла распространяется на это Послание в смысле более широком, чем непосредственное авторство. С другой стороны, никто никогда не предлагал, чтобы в канон было включено что-либо, кроме апостольских писаний; именно по этому общему принципу и не были приняты в канон Писания «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

17.01.2018 Подпишитесь на наш Телеграм Уже давно мне хотелось сделать обзор некоторых выражений, которые используются в церковном обиходе, посмотреть, каковы их истоки, как менялось со временем их значение и употребление – и в результате понять, каковы наши (православных христиан) ценности и какова наша вера. Конечно, эта публикация – с одной стороны, всего лишь набросок. С другой стороны, я уверен, что обозначенной теме посвящены серьёзные филологические и богословские исследования. Поэтому я ни в малейшей степени не претендую ни на глубокомысленность, ни на оригинальность. Я лишь хочу призвать читателей «Предания» к совместным размышлениям. А поразмыслив, мы, может быть, что-нибудь изменим в этом мире. Итак, к делу. Меня будут интересовать четыре понятия. И самим этим понятиям, и соответствующим русским (церковнославянским) словам и выражениям сотни и сотни лет. Мы с ними свыклись, они – некий фон нашей церковной жизни. Тем важнее, как мне представляется, критически взглянуть на обыденные вещи, на то, что формирует наш язык и наши представления о Боге, о церкви и о нас самих. Четыре понятия, о которых пойдет речь, объединены в пары. И первая пара – это слова священник (с греческим вариантом иерей ) и храм (с синонимом церковь ). Священник Слово священник вполне привычно православным, католиками и еще целому ряду христианских конфессий. Казалось бы, что тут обсуждать, о чем говорить? Священник – это, как мы все знаем из книжек и из жизни, вторая степень священства в христианской церкви (между диаконом и епископом); священник совершает литургию и другие службы; он проповедует; он также принимает исповедь и осуществляет духовное руководство вверенной ему паствой. Да, всё это так или почти так. Но дело в том, что в Новом Завете соответствующее греческое слово ερες если и употребляется (в Евангелии, в Деяниях апостолов, в Послании к Евреям и в Откровении), то вовсе не по отношению к руководителям христианских общин. Это слово обозначает: 1) либо иудейских (ветхозаветных) священников – в Четвероевангелии и в Деяниях; 2) либо Сына Божия, который является истинным (перво)священником – идея, которая проходит через всё Послание к Евреям; 3) либо, метафорически, верных Агнцу, пребывающих в Его Царстве (употребление, характерное для Апокалипсиса), то есть всех христиан. Сюда же примыкает использование слова ερτευμα (священство) в известном пассаже в 1 Пет 2:9 ( Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ).

http://blog.predanie.ru/article/kak-my-g...

3. Беспоповские неперекрещенские секты 30. Глухая Нетовщина, или по Спасову согласию Беспоповцы, именуемые Глухою Нетовщиною или «по Спасову согласию», а попросту называемые «Спасовы», о св. церкви имеют те же понятия, как и все перекрещенцы; но о пришествии антихриста они понимают различно: одни признают, что пришествие антихриста последует на кончине мира и имеет быть чувственным; а другие, подобно перекрещенцам, говорят, что антихрист уже пришел в мир и царствует духовно в православной церкви. Нетовцы строго держатся сказанного в толковании св. Иоанна Златоуста на слова Апостола Павла из послания к Евреям: второе распинающих Сына Божия себе ( Евр.6:6 , зач. 312): «Еже глаголет, сицево есть: крещение распятие есть, яко с нами распятся ветхий наш человек, да якоже несть второе распятися Христу, се бо есть причаствующе Его, да еже ся второе крестит, то паки Его распинает» (Ап. Толк, на посл. к Евр.). И еще: «Иже убо второе себе крещаяй, паки Его (Христа) распинает» (Беседы Апост. на посл. к Евр. бес. 9-я, стр. 2877). Внимая сим словам св. Златоуста, Нетовцы, при всем своем отвращении от православной церкви, избавляют себя от греха перекрещивания, и перекрещенцам, хотящим их склонить на перекрещивание, обыкновенно отвечают словами св. Златоуста: «второе креститься, значит второе Христа распинати; мы крещены во имя Св. Троицы в три погружения». Нетовцы и младенцев своих сами не крестят, строго держась напечатанного в старопечатной Кормчей второго всех Апостол правила 44 , коим воспрещается простолюдину крестить: «восхищающий недарованная им раздражают Бога, якоже сынове Корреовы и Иозия царь: ни диакону убо приносити жертву... ни крестити кого». На основании сего правила Нетовцы сами и не крестят младенцев своего согласия, а носят их для крещения к православному священнику, говоря в свое оправдание: «какой бы он ни был, но все-таки поп, в ризах, а не простой мужик». Однако же в то время, когда младенца понесут в церковь крестить, раздают по своим келейницам милостыню, прося их помолиться Богу, чтобы Бог довершил крещение младенца. Некоторые из них и сомневаются крестить своих младенцев в православной церкви, но говорят: «что же делать? лучше ничего сделать нельзя! не к простому же мужику нести крестить!». Некоторые из них, придя в возраст, не почитают действительным совершенное над ними православным священником крещение; но и снова креститься опасаются, а полагают надежду, что и некрещенный может спастись добрыми делами и слезным крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. ____ Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста О дерзновении к Богу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в Крестопоклонную Неделю, мы слышали чтение из Послания святого апостола Павла к Евреям. Это чтение, безусловно, имеет прямое отношение к сегодняшнему знаменательному дню, в который мы вспоминаем о Кресте Господнем, страданиях Спасителя и о том, что мы обязаны следовать за Господом и стать крестоносцами. Апостол говорит: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (ст. 14). Мы часто соблазняемся поступками первосвященников, то есть архиереев, иереев, других священных лиц, но если бы мы всегда помнили, что нашим истинным первосвященником является не какой-нибудь обыкновенный человек, а Господь наш Иисус Христос, то ничто не заставило бы нас смутиться, даже если бы мы увидели в поступках священников ту или иную человеческую немощь. Как я говорил в прошлой своей проповеди, мы должны взирать как бы поверх толпы, стараясь не упустить из виду Того, Кого мы любим. Господь наш Иисус Христос находится так неизмеримо высоко — Он прошел небеса и воссел одесную Бога и Отца, — что, взирая на Него, мы по необходимости вынуждены поднять взор наш от всего земного, чтобы оно не отвлекало и не смущало нас. Мы должны твердо придерживаться нашего исповедания, потому что вера наша основана не на человеческих доказательствах, а на памяти о тех событиях, которые описаны в Священном Евангелии и проповеданы святыми апостолами.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

II. О ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА § 149. Связь с предыдущим, понятие о первосвященническом служении Иисуса Христа, истина сего служения и превосходство Как Пророк, Христос-Спаситель только возвестил нам о спасении, но еще не совершил самого спасения: просветил наш разум светом истинного Боговедения, засвидетельствовал о Себе, что Он есть истинный Мессия, пришедший на землю взыскати и спасти погибших ( Матф. 18, 11 ); объяснил и то, каким образом Он спасет нас, каким образом мы можем усвоять себе Его заслуги, и указал нам прямой путь к животу вечному. Но самым делом Он спас нас от греха и от всех следствий греха, самым делом заслужил для нас живот вечный чрез служение свое первосвященническое. Это служение нашего Спасителя состояло в том, что Он, соответственно служению ветхозаветных первосвященников, которых главная обязанность была – приносить дары же и жертвы о гресех ( Евр. 5, 1 ), принес самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мipa, и таким образом примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага. Истину первосвященнического служения нашего Спасителя – а) провозгласил еще в ветхом Завете сам Бог устами пророка Давида, говоря к Мессии: ты, иерей, во век, по чину Мелхиседекову ( Пс. 109, 4 ); б) засвидетельствовал Христос Спаситель, относя к Себе этот пророчественный Псалом, в котором назван Он вечным иереем по чину Мелхиседекову ( Матф. 22, 44 ; Марк. 12, 36 ; Лук. 20, 42 ); в) наконец, с подробностию раскрыл св. апостол Павел в послании к Евреям. Здесь он – 1) Ясно и многократно называет Иисуса Христа первосвященником, Святителем, Архиереем. Например: Христос не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к нему. Сын мой еси ты, аз днесь родих тя: якоже и инде глаголет: ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову ( Евр. 5, 5. 6 ); разумейте посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа (3, 1); имуще убо архиерея велика прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания (4, 14. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010