Литургическое апостольское чтение 5-й Недели по Пятидесятнице берется из Послания апостола Павла к римлянам. Одна из главных целей Послания к римлянам – доказать иудеям и иудеохристианам (евреям, принявшим христианство, но продолжающим соблюдать закон), что исполнение обрядового закона Моисея уже никого не спасет, ибо с приходом Христа время закона окончилось. Сравнивая ветхозаветную жизнь по закону с новозаветной жизнью по благодати, апостол Павел сталкивает два понятия: праведность от закона и праведность от веры. При этом он обращается к ветхозаветным текстам. «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:5–10). Рассуждения апостола могут показаться странными. И в самом деле, что значит: «Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести»? Чтобы прояснить данное место, необходимо обратиться к ветхозаветному источнику, на который ссылается апостол. Павел цитирует Книгу Второзаконие: «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:11–14).

http://pravoslavie.ru/105049.html

     Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить. Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/115034.html

А мы, которые следуем евангельским словам, не говорим ни того, что Бог Слово сделалось плотью по естеству, ни того, что Оно превратилось в плоть, потому что Божество непревращаемо и неизменяемо. Поэтому и пророк Давид говорит: Ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют (Пс.101:28). Эти слова великий Павел, проповедник истины, отнес к Сыну в Послании к Евреям (1:12). И в другом месте Бог говорит через пророка: Аз есмь, и не изменюся (Мал.3:6). Итак, если Божество непревращаемо и неизменяемо, то не способно к превращению и к изменению. Если же невозможно превратить непревратимое, то и Бог Слово не сделалось плотью так, будто превратилось, но приняло плоть и вселилось в нас, по евангельскому слову (Ин.1:14). И богодухновенный Павел ясно говорит об этом в Послании к Филиппийцам так: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:5-7). Итак, ясно из сказанного, что образ Бога не превратился в образ раба, но, оставаясь тем, чем был, принял образ раба. Итак, Бог Слово не сделался плотью, но принял плоть живую и разумную; не родился от Девы естеством, зачавшись и образовавшись и с того времени получив начало существования, Тот, Который прежде веков есть Бог, и у Бога, и с Отцом вместе пребывающий и с Отцом познаваемый и поклоняемый; но образовавший Себе храм в девической утробе был вместе с образованным и рожденным. Поэтому и Святую Деву называем Богородицею не потому, что она родила Бога по естеству, но человека, соединенного с Богом, который образовал его. Если же образовавшийся в утробе Девы не человек, но Бог Слово, которое было прежде веков, то Бог Слово будет творением Духа: Рождшееся бо в ней от Духа есть Свята, говорит Гавриил (Мф.1:20). Если же единородное Слово Бога не сотворено, а соединосущно и совечно Отцу, то не есть образование или творение Духа; если же Дух Святой образовал во чреве Девы не Бога Слово, то остается думать, что и образовался, и принял вид, и зачался, и родился естеством зрак раба. Но как зрак (раба) был не без Бога, а был храмом жившего в нем Бога Слова, по слову Павла, ибо в нем, говорит, благоизволи всему исполнению Божества вселитися телесно (Кол.1:19; 2:9), то называем Деву не человекородицею, а Богородицею, прилагая первое название к образованию и зачатию, а другое к соединению. Поэтому и родившийся младенец называется Еммануилом и Богом, не отделенным от человеческого естества, и человеком, не чуждым Божества, потому что Еммануил толкуется: с нами Бог - по евангельскому слову (Мф.1:23). А выражение с нами Бог и означает зачатого от нас ради нас и проповедует воспринявшего (его) Бога Слово. Итак, младенец называется Еммануилом по той причине, что воспринят Богом, и Дева - Богородицею по причине соединения образа Божия с зачатым образом раба; потому что не Бог Слово превратился в плоть, но образ Бога принял образ раба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/645/...

Глава V. Церковное управление и преимущества русского духовенства Церковное управление и преимущества русского духовенства мы будем рассматривать, как и прежде рассматривали, с двух сторон: во-первых, как определены они были в правилах и уставах, появившихся у нас в то время, а во-вторых, как обнаружились в самых событиях, замеченных летописцами. Первым приложением к условиям русской жизни общих церковных канонов, принятых нами с верою из Греции, и вместе первым опытом местного церковного законодательства в России был устав святого князя Владимира, нам уже известный. В настоящий период видим дальнейшее приложение тех же канонов к потребностям русской жизни – в церковном правиле митрополита Uoahha II и частнейшее приложение и изъяснение самого устава Владимирова – в церковных уставах и грамотах наших князей: киевского Ярослава и новгородских Всеволода и Святослава. Церковное правило митрополита Иоанна к Иакову черноризцу принадлежит к разряду так называемых канонических ответов (αποκρσεις κανονικα), какие по временам писались на Востоке предстоятелями Церквей на предложенные им вопросы и которые, хотя не имели силы соборных определений, но представляли руководство по делам церковным на разные случаи 1541 . Слог этого правила или послания крайне невразумителен и далеко отстоит от слова современных писателей, собственно русский: Илариона, Феодосия и Нестора. Невразумительность могла зависеть от двух причин: или от того, что Иоанн, недовольно знакомый о славянским языком, написал прямо по-славянски, или от того, если он писал послание по-гречески, что переводчик недостаточно понимал язык греческий или славянский. Содержание послания весьма разнообразно и не отличается порядком: отвечая на письменные вопросы черноризца Иакова, митрополит, очевидно, излагал свои ответы так, как следовали один за другим вопросы. Послание разделено на главы: по одним спискам – на 27, по другим – на 26 и менее, но это разделение совершенно неправильное и, без сомнения, сделано не самим сочинителем, а кем-либо впоследствии: в некоторых Главах соединено по нескольку разнородных ответов, например в первой – до шести, в других содержится только часть ответа, т. е. один ответ разделен между двумя Главами, например между 7-й и 8-й, 14-й и 15-й, 21-й и 22-й. Всех частных ответов, или правил, если мы разделим их по содержанию, в послании 35, но их можно подвести под четыре более общих отдела. В одних правилах митрополит касается дел веры, священнодействий и церковной святыни, в других – иерархии и вообще духовенства, в третьих – дел брачных, семейных и домашних, в четвертых – отношения православных к латинянам, евреям и язычникам 1542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Глава первая 2Кор.1:1 . Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, Поскольку апостол при первом послании посылал Тимофея в Коринф и потом опять принял его, когда тот возвратился, то справедливо присоединяет к своему имени и его имя. Кроме того, Тимофей показал коринфянам и опыт своей добродетели. Таким образом, апостол упоминает в настоящем послании о Тимофее, как о лице, уже известном коринфянам и многое исправившем у них. Заметь, что иногда называет его сыном: «как сын отцу», говорит, «служил мне в благовествовании» ( Флп.2:22 ), иногда сотрудником: «ибо он делает дело Господне, как и я» ( 1Кор.16:10 ), а теперь братом, представляя его во всех отношениях достойным уважения. Церкви Божией, находящейся в Коринфе, Опять соединяет их, сказав; «церкви»; ибо находящиеся в разделении не составляют церкви. со всеми святыми по всей Ахаии. Упоминает обо всех, живущих в Ахаии, оказывая предпочтение коринфянам, когда чрез послание к ним приветствует всех, и в то же время призывает весь народ к согласию. Кроме того, поскольку они все колебались, то предлагает им общее врачевство; то же самое делает в посланиях к галатам и к евреям. Называя же их святыми, показывает, что если кто нечист, то недостоин этого приветствия и наименования. 2Кор.1:2 . Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. И теперь употребляет обыкновенное приветствие, о чем сказано в других местах. 2Кор.1:3 . Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, В первом послании обещал придти к ним, но так как не пришел, то предполагал, что очень опечалил их мыслью, будто предпочел им других. Итак, желая оправдаться и показать, что его задержали многие случившиеся с ним искушения, предлагает прекрасное объяснение в свою защиту. Благодарю, говорит, Бога, спасшего меня от опасностей; чрез это благодарение намекает на то, что были некоторые великие препятствия удерживавшие его, за освобождение от которых и благодарит. Поставь к слову «Бог» знак препинания, потом начинай: «и Отец Господа». Если же и совместно будешь понимать это: Бог и Отец Господа, то ничего не будет нового, ибо Он есть одного и Того же Христа – по человечеству Бог , а по Божественности Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «АРИСТЕЯ ПОСЛАНИЕ К ФИЛОКРАТУ» псевдоэпиграфическое лит. произведение в виде письма некоего Аристея к его брату Филократу, описывающее обстоятельства возникновения греч. перевода Пятикнижия ; один из основных источников по ранней истории возникновения Септуагинты и эллинистического иудаизма Александрии. Аристей сообщает Филократу о поездке во главе дипломатического посольства к иудейскому первосвященнику Елеазару в Иерусалим, к-рое было направлено туда по инициативе царского библиотекаря Деметрия Фалерского, желавшего приобрести для Александрийской б-ки перевод Моисеева Закона на греч. язык. В послании подробно и эмоционально описан Иерусалим, храм и проводившееся в нем богослужение (§ 83-127), рассказано о беседе Аристея с первосвященником об аллегорическом смысле Моисеева Закона, в к-рой Елеазар сообщает ему, что предписания и запреты, данные евреям Моисеем, имеют целью укрепить в людях благочестивые мысли и волю к стяжанию добродетелей (§ 128-171). Пришедшим в Александрию с ценной рукописью Закона 72 переводчикам царь устраивает недельный пир, во время к-рого испытывает их мудрость (§ 187-300). Эти 72 переводчика, находясь на о-ве Фарос, перевели евр. Тору на греч. язык в течение 72 дней, при этом согласие перевода было достигнуто путем сравнения вариантов каждого из них (§ 302). Новый перевод был прочитан Деметрием перед собранием александрийских евреев, и те засвидетельствовали его верность евр. оригиналу. После этого собрание произнесло проклятие на каждого, кто дерзнет внести в текст к.-л. изменения (§ 301-311). Новый греч. перевод Пятикнижия дали Птолемею II Филадельфу, к-рый преклонился перед мудростью иудейского законодателя и удивился, почему греч. поэты и историки прежде совершенно не интересовались евр. Законом. По словам Деметрия, всех, кто прежде приводил выдержки из Писания в неточном переводе (§ 314) (называются историк Феопомп и поэт Феодект), постигла кара Божия, потому что они «желали сообщить нечистым людям Божественное» (§ 312-316). Язык, жанр

http://pravenc.ru/text/75976.html

Объяснение послания святого Апостола Павла к Галатам О послании святого Апостола Павла к Галатам Галатия была одна из малоазийских областей. Она была населена Кельтическими племенами, отделившимися от тех, которые, придя с востока, населили большую часть Европы. Смешавшись с туземными поселенцами, они назывались Галло-Греками и следовали религии и обычаям Греков, оставаясь при своей простоте и грубости. Павзаний свидетельствует, что они издревле назывались Кельтами, недавно же их стали называть Галатами; а блаженный Иероним говорит, на основании слов Лактанция , что как Галлов, ради белизны их тела, называли Галатами, т. е. молочными, то и страна та, где Галлы смешались с Греками, по сему поводу получила название Галатии. За 189 лет до Рождества Христова Галатия была покорена Римлянами и, за 25 лет до Р. X., обращена в проконсульскую провинцию. Главными городами Галатии были: Анкира, Тавий и Пессин или иначе Себаста.– Привлеченные торговлею, плодородием земли и свободою веры, здесь нашли себе приют и Евреи (3:2, 7–8), приобретшие здесь не мало прозелитов ( Деян. 2:9, 41 ). По свидетельству Иосифа Флавия, Евреи вели особенно богатую торговлю в Анкире, где жили главные Римские начальники и где на кровле был прибит указ Августа об особых привилегиях Евреям-переселенцам, данных императором. Вера христианская насаждена здесь была Ап. Павлом во второе и в третье его путешествия ( Деян. 16:6; 18:23 ). Болезнь задержала здесь Апостола довольно долго, и он охотно проповедовал о Христе Галатам, которые принимали его с великою радостью, «как Ангела Божия, как Иисуса Христа». Обращались к вере Христовой язычники и Иудеи, а вместе и прозелиты, и в столь большом количестве, что были основаны церкви в нескольких городах Галатии. Впоследствии в Анкире и Себасте были епископские кафедры. Но это было семя, посеянное на неглубокой земле, так как отличительною чертою характера Галлов была изменчивость (1:6; 4:9–20), а также суеверность, как свидетельствует о сем Диодор Сицилийский (5, 27), Юлий Цезарь и Цицерон (ср. Гал. 4:1–8 ). Обстоятельства написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

П.А. Смирнов Глава IX. Истолковательные сочинения Общая характеристика их Одним из важнейших дел жизненного подвига Преосв. Феофана являются его замечательные труды по изъяснению Слова Божия. В них святитель настойчиво стремился к тому, чтобы дать обстоятельное толкование всех библейских книг, в особенности Нового Завета; но постоянно отвлекаемый многими другими серьезными занятиями и заботами не мог привести в исполнение своего желания и успел написать следующие сочинения: толкование на все послания ап. Павла, кроме послания к евреям 137 , на псалмы 118 и 33 и евангельскую историю о Боге Слове. Свои труды экзегет главным образом сосредоточил на посланиях св. ап. Павла потому, чтобы прежде всего удовлетворить неотложную нужду Церкви. Другие новозаветные писания имели, хотя краткие, по его замечанию, толкования покойного Преосв. Михаила. Изъяснения же творений великого апостола языков совсем не было в нашей духовной литературе. При обозрении истолковательных сочинений прежде всего необходимо установить вопрос о том, к чему автор главным образом стремился в них, какая была важнейшая задача и цель его. Сам экзегет дает довольно ясный и определенный ответ на этот вопрос: «Богатство псалма сего, говорится во введении в изъяснению 118 псалма, и расположило нас посвятить размышлению о нем достойное время и предложить то вниманию богобоязненных и ревнующих о спасении своем христиан, в той уверенности, что это хоть какую-нибудь принесет им нравственную пользу». Та же мысль еще определеннее выражена при толковании 33 псалма: «Предлагаемые заметки вызваны желанием не столько дать ученое толкование псалма, сколько представить опыт, как обращать в созидание духовное столь употребительные в церкви Давидские песни, извлекая из них уроки для упорядочения своих мыслей и доброго настроения своего сердца и всей жизни». Следовательно, важнейшая цель изъяснения Слова Божия, по учению Преосв. Феофана, должна быть нравоучительная и назидательная. При толковании священного текста его главным образом занимают нравственные вопросы; он прежде всего стремится извлечь заключающиеся в нем практические истины, которые бы послужили делу упорядочения и созидания нашей духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Значение наименования некоторых Посланий " Соборными " Сведения об авторе Автор сам называет себя " Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа " (1:1). В евангельской истории известно три лица с именем Иакова:Иаков, сын Зеведея, — один из двенадцати Апостолов и брат святого Иоанна Богослова;Иаков Алфеев, брат святого Апостола и Евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати, иИаков, называемый брат Божий, бывший одним из 70-ти Апостолов Христовых и имевший братьями Иосию, Симона и Иуду (Матф. 13:55) [ 1 ], ставший потом первым Епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвание " праведного " . В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще " меньшим " .Святой Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученической смертью (около 44 г. в Иерусалиме, согласно Деян. 12:1-2) [ 2 ]. Святой Иаков Алфеев, как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание святого Иакова обращено к евреям, находящимся в рассеянии (1:1) [ 3 ]. Церковное предание и приписывает Соборное послание святого Апостола Иакова третьему Иакову — брату Божьему, бывшему первым Епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из евреев, где бы они ни находились. Кроме того он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех евреев, даже и неуверовавших во Христа, за свою праведность. Он вел строго-подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Евреи, даже из числа неуверовавших во Христа, прозвали его " праведником " и " опорой народа " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Разделы портала «Азбука веры» О каноне библейских книг. Но в особенности тебе надлежит знать и то, что не всякая книга заслуживает доверия, даже если она носит достоуважаемое имя Писания. Ведь бывают, бывают иногда лжеименные книги: одни из них, можно сказать, средние и они близки к слову истины, а другие – подложны и весьма опасны, как поддельные и фальшивые монеты, которые хотя имеют царскую надпись, но по составу своему подделаны. Поэтому назову тебе каждую из богодухновенных книг, а чтобы ты узнал все ясно, сначала назову книги Ветхого Завета. Пятикнижие включает в себя Творение, затем Исход, в середине книгу Левит, за ней Числа и потом Второзаконие. К ним прибавь книги Иисуса и Судей, затем Руфь, 4 книги Царств и 2 книги Паралипоменон, за ними Ездры 1ю и 2ю. Далее назову 5 книг стихотворных: книгу Иова, увенчанного за подвиги в многообразных страданиях, книгу Псалмов, благозвучное врачевство для души, 3 книги премудрого Соломона – Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К ним прибавь 12 пророков: 1го – Осию, потом 2го – Амоса, Михея, Иоиля, Авдия и Иону, прообраз самого 3дневного Страдания; за ними Наума, Аввакума, потом 9го – Софонию, Аггея и Захарию, а также славного вестника Малахию. После них познавай 4х пророков: дерзновенно глаголавшего великого Исаию, сострадательного Иеремию и таинственного Иезекииля, последнего же – Даниила, мудрейшего и в слове и в деле. К этим книгам некоторые причисляют Есфирь. Пришло мне время назвать книги Нового Завета. Евангелистов принимай только 4х: Матфея, потом Марка, к ним причислив 3м Луку, Иоанна считай по времени 4м, но по высоте догматов 1м, ибо по достоинству называю его сыном грома: он больше всех восхвалил Бога Слово. Принимай и 2ю книгу Луки – книгу соборных Деяний апостолов. Еще приложи сосуд избранный, проповедника и апостола язычников – Павла, премудро написавшего Церквам 14 Посланий: 1римлянам, к которому надлежит прибавить 2 коринфянам, галатам, ефесянам, за ним к живущим в Филиппах, потом написанное колоссянам, фессалоникийцам 2 и Тимофею 2, а Титу и Филимону по 1му и евреям 1 (некоторые называют его подложным, но говорят неправильно, ибо в нем подлинная благодать). Что осталось? Одни говорят, что соборных Посланий следует принимать 7, другие – только 3: Иакова 1 , 1Петра и 1Иоанна, а некоторые принимают 3 Послания Иоанновых, сверх того 2 Петровых, а 7е – Иуды. Подобным образом и Апокалипсис Иоанна некоторые признают, но большинство называет подложным. Таков да будет неложнейший канон богодухновенных Писаний.

http://azbyka.ru/pravo/amfilohiya-ikonij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010