Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в третью неделю Великого поста (Евр.4:14–5:6) Богодухновенный Апостол Господень в ныне чтенных словах поучает, какое есть дело первосвященства, и какая от оного польза. Дело, говорит, Архиерея есть ходатайство к Богу и приношение жертв и даров, польза же вечное спасение душ. А поелику Пророческими словами доказывает, что Иисус Христос есть Архиерей вечный, восшедший на небеса, то дабы кто, помышляя о превыспреннейшей высоте Божественной Его славы, не усомнился в том, приемлет ли Он на Себя звание Ходатая, и не устрашился бы представить Его Ходатаем к Богу за грехи свои, для сего удостоверяет всех, что поелику Он яко человек испытал все немощи естества человеческого, кроме греха; то весьма снисходителен и сострадателен есть, и поелику от Бога избран Архиереем как и Аарон, чтобы ходатайствовал о спасении человеков, посему повелевает Павел, чтобы мы со дерзновением приступали к Нему, прося милости, благодати и помощи от Него. Надежду подает сие учение, и великое влагает дерзновение в сердца грешников. Но колико слово сие творит нас дерзновенными, толико высокие и неудобопонятные заключает оно в себе мысли. Самое сих мыслей толкование нелегко уразумевается и требует внимания. Почему кто внимательно толкование сие слушать будет, тот оное уразумеет, и сердце того исполнится Божественной и спасительной надежды. Евр.4:14 . Братие, имуще Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания. Почему Иисус Христос есть Архиерей? Судя по человечеству. Поелику не яко Бог, но яко человек предопределен от Бога во Архиерея, и яко истинный Архиерей исполнил дело Первосвященства, быв Ходатай Бога и человеков: « един бо есть Бог, и един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус » ( 1Тим.2:5 ), – и принесши Себя в жертву о гресех: « сие бо сотвори единою, Себе принес » ( Евр.7:27 ), – примирил человеков с Богом, и освятил их: « единем бо приношением совершил есть во веки освещаемых » ( Евр.10:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в четвертую неделю Великого поста (Евр.6:13–20) Многое обещевал Бог часто Аврааму, но ничего другого не обещевал с клятвою, как токмо умножение чад его, и благословение в семени его всем народам земным: и поистине мы видим, что потомки Авраамовы, от Исаака и Исмаила сынов его происшедшие, умножились во многочисленные тьмы, но они не суть множество оное, которое от Бога предозначено сими словами: « умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря » ( Быт.22:17 ). « И сотворю семя твое, яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет » ( Быт.13:16 ). « Изочти звезды, аще можеши исчести я: и рече, тако будет семя твое » ( Быт.15:5 ). Благословение же в семени Авраамовом на все народы: « и благословятся о семени твоем вси языцы земнии » ( Быт.22:18 ): есть дело столь непонятное, что принимающий слова сии плотски, буквально, как принимают Евреи, впадая в неразрешимые сомнения, или произносит слова невероятные и несбыточные, или заграждаясь в устах неудобопостижимостию мысли сея ничего не отвещает вопрошающим. В гадании открыл правда несколько значений сих слов Предтеча Иоанн, сказав: « глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму » ( Мф.3:9 ): но сие не изъяснило мысли оного обещания Божия. Павел Богонаученный открыв таинственный смысл сих Божественных слов, разрешил совершенно непостижимое сомнение. Он в чтенных ныне словах изъявил и причину, почему Бог клялся, когда обещевал благословение, и как о семени Авраамовом благословились все народы земные, и следственно как семя его умножилось паче песка земного, и звезд небесных. Послушайте со вниманием толкования чтенных Апостольских слов, да почудившись тайнам Божия смотрения утвердитесь в вере во Христа, которая источает благословение и возводит на путь спасения. Евр.6:13–14 . Братие, Аврааму обетовая Бог, понеже ни единем имяше болшим клятися, клятся собою, глаголя: воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

49. Слово в Неделю 2-ю Великого поста 129 «Подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем» ( Евр. 2, 1 ). Поистине особенно внимательными должно было быть евреям, которым «вверена быша... словеса Божия» ( Рим. 3, 2 ). Израиль избранный народ Божий, братья апостола по плоти, за которых апостол хотел бы быть отлученным от Христа, лишь бы они получили спасение ( Рим. 9, 3–4 ), и к ним-то теперь, написав много посланий к Церквам, образовавшимся из язычников, святой апостол обращает свое слово. Им многократно и многообразно возвещалось слово Божие чрез пророков, а в последние дни они увидели своими очами Самого Сына Божия, Ипостасное Слово и Премудрость ( Евр. 1, 1–2 ). Они видели, что дело Христово не погибло после того, как они повесили на древе Начальника жизни, Которого вменили с беззаконными, напротив, «во всю землю изыде вещание апостолов и в концы вселенной глаголы их» ( Рим. 10, 18 ). Они знали из писаний, что Христос Иисус есть Бог, Которым в начале основаны были небеса и Который «носит всяческая глаголом силы Своея», Бог вечный и неизменный, «лета Которого не оскудеют» и престол Его Божественного Царствия пребудет во веки ( Евр. 1:3, 12 ), что если и «умален Он малым чим от Ангел», сделавшись «причастным плоти и крови», то потому, что надлежало «приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершить чрез страдания» ( Евр. 2:7, 10, 14 ), чтобы сделаться Ему истинным «Первосвященником вовек, по чину Мелхиседекову» ( Евр. 6, 20 ). Они, когда впервые уверовали, выдержали великий подвиг страданий, служа примером подражания для других. Им давно, судя по времени, надлежало быть учителями других, но вот их снова нужно учить началам слова Божия, питать молоком, а не твердою пищею ( Евр. 5, 12 ), некоторые из них близки к тому, чтобы отпасть от веры во Христа, которую восприяли чрез слышание апостольского слова. Как многое из этих слов апостола, сказанных евреям, имеет отношение и к нам, братие, находящимся в этом духовном училище! Ибо, происходя от духовного корня и из рода священнического по плоти, не представляем ли мы как бы Израиля по отношению к прочим людям, призванным в Церковь Христову? Не нам ли по преимуществу вверены словеса Божии, чтобы тщательно изучать их и чрез разумение «слова Божия живого и действенного, ...судящего помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4, 12 ) быть способными противостоять лжеучениям мира, чуждым Христу. И, однако, как часто совершается среди нас отпадение от Христа! Как часто на тех, которые здесь в годы юношества, будучи побуждаемы самою природою, показывают пример ревностного и одушевленного осуществления своих возвышенных мыслей, вскоре затем начинают исполняться слова Господа, сказанные о худых пастырях чрез пророка Иезекииля: «Вы слабых не укрепляли, больной овцы не врачевали, пораненной не перевязывали, угнанной не возвращали, потерянной не искали.., пасли... самих себя, а овец Моих не пасли!» ( Иез. 34:4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вопросы священнику Мой муж считает, что православие отрицает йогу и буддизм,а священники стараются привлечь как можно больше людей на свою сторону. Нужно ли мне его переубеждать?После чтения Талмуда появилась ненависть к евреям. Как быть? Как относиться к творчеству Жанны Бичевской, Игоря Талькова?Можно ли ходить в лютеранскую церковь, если православная далеко от дома?Что такое «страх Божий»? 22 мая, 2006 Мой муж считает, что православие отрицает йогу и буддизм,а священники стараются привлечь как можно больше людей на свою сторону. Нужно ли мне его переубеждать?После чтения Талмуда появилась ненависть к евреям. Как быть? Как относиться к творчеству Жанны Бичевской, Игоря Талькова?Можно ли ходить в лютеранскую церковь, если православная далеко от дома?Что такое «страх Божий»? В этой статье Вы сможете найти ответы на вопросы священнику, которые прислали читатели портала «Правмир». Вопросы священнику Мой муж считает, что православие отрицает все: и йогу, и буддизм и т.д. А священники стараются привлечь как можно больше людей на свою сторону. Нужно ли мне его переубеждать? Здравствуйте! В духовной жизни, как и в телесной, у людей бывает разный возраст. Причем, вполне может случиться, что человек ученейший в мирском, в духовном оказывается просто младенцем. Рассуждения Вашего мужа как раз и являются проявлением такого вот духовного младенчества. К сожалению, простыми объяснениями или чисто логическими выкладками здесь не всегда можно помочь, но необходимо действие Благодати, Которая только и может помочь человеку прозреть. Старайтесь лоб в лоб с мужем не спорить: уж больно не любят мужья, когда жены в таких вопросах оказываются умнее и одерживают верх. Может случиться, что в споре, он просто будет перечить именно из-за упрямства, чтобы не уступать. Действуйте более тонкими методами, подсовывайте ему соответствующие книги почитать, например, хороша вот эта: «Путь разума в поисках истины» профессора А.И. Осипова, и подобные. Молитесь Богу, о просвещении его Истиной и наберитесь терпения. Нельзя младенцу сразу дать твердую пищу, но пока только мягкую, всему свое время. Помните наставление ап. Петра женам-христианкам, неверующих мужей из третьей главы его первого послания: «жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Вот уж, действительно, иногда лучшей проповедью бывает наше «чистое, богобоязненное житие», а не всякие споры и логические выкладки. Именно в достойном житии должно быть видно превосходство христианства над другими религиями и философскими системами. А значит, надо работать, прежде всего, над собой и не давать мужу повода и соблазна, отталкивающих от Христа.

http://pravmir.ru/voprosy-svyashhenniku/

Закрыть itemscope itemtype="" > Христос - жертва умилостивления Учение о Спасителе по Посланию апостола Павла к Евреям 12.06.2008 1102 Время на чтение 11 минут Послание к Евреям в своей заключительной части является наиболее цельным и последовательным учением о подвиге Спасителя, именно как об искупительной жертве. Здесь прямо говорится, что Сын Божий как первосвященник Нового Завета принес наилучшую жертву для искупления людей - " не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление " (Евр.9:12). Продолжая здесь сравнение страдальческого подвига Христа с ветхозаветным первосвященническим служением, апостол Павел называет Сына Божия " жертвой " (Евр.7:27, 9:28, 10:12), говорит о " умилостивлении за грехи " (2:17), о " вечном искуплении от преступлений " (9:12, 9:15,). Он учит, что Бог Отец послал Сына своего, " чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное " (Кол.1:20). И в другом послании пишет, что во Христе " мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его " (Еф.1:7). Подобными выражениями изображается спасительная жертва Христа и в других посланиях апостола Павла [ 1 ], встречается в посланиях апостола Петра [ 2 ] и апостола Иоанна Богослова [ 3 ], в Евангелии [ 4 ]. Несмотря на согласие апостолов в изображении крестного страдания Христа как искупительной или умилостивительной жертвы за грехи людей, а также на преобладание подобной терминологии в трудах святых отцов, отношение к нему у некоторых современных богословов в большой степени критическое. В обоснование неприятия образа искупительной жертвы часто приводятся слова святителя Григория Богослова: " Кому и для чего пролита эта излившаяся за нас великая и преславная Кровь Бога, и Архиерея, и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех, сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не кому иному, как содержащему все в Своей власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает не только от Бога, но и Самого Бога; за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить нас! А если Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна " [ 5 ]?

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/12/...

Какая необходимость доказывать превосходство Иисуса Христа пред Моисеем, когда оно само собою понятно? – Господь Иисус Христос – Бог, а Моисей – сотворенный человек, ео ipso, как тварь, должен стоять ниже Его. Однако решением этого по-видимому излишнего вопроса занимался глубокомысленнейший богослов – Апостол, что, конечно, побуждает искать в данном вопрос какую-либо сторону, требующую богословского обоснования. Христианство представляет собой истину универсальную, предоставленную всем народам, на все времена, но раскрытие христианской догматики шло рука об руку с запросами времени, каковые предъявлялись и в седую древность христианства, в век Апостольский, и Богоизбранные насадители веры, имевшей победить весь мир ( 1Ин. 5:4 ), не оставались глухи к потребностям времени: души, в которые проникал луч Христовой веры, уподоблялись разнообразным призмам, неодинаково преломляющим этот свет, – отсюда разность понимания Апостольской проповеди, выразившаяся существованием наряду с православием заблуждений иудаизма и зачаточной формы позднейшего гностицизма. Апостол языков во многих частях своих посланий имел в виду эти болезненные состояния богословской мысли в ограде юной церкви. Возможно, что и подлежащее нашему разбору место послания к евреям относится к таким полемическим отделам. Местом первоначальной проповеди Апостолов была, конечно, их родина Палестина, а слушателями по преимуществу их соотечественники; над многими из последних исполнились слова Господа: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ), из колеблющихся маловеров, подобных непостоянной морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой ( Иак. 1:6 ), одни были утверждены в вере, другие обращены к ней блогодатью, обильно изливавшейся от Воскресшего ( Деян. 2:43, 47, 4:33 ; Ин. 14:12 ). Тщетно синедрион в нравственном ослеплении старался предотвратить духовную победу распятого Галилеянина, заграждая уста провозвестников Христовой истины своими прещениями; эта мера оказалась столь же бессильною остановить блоговестие Апостолов, как самые крепкие печати и римская стража не удержали в погребальной пещере воскресшего Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3. Послания св. ап. Павла к Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам, Солунянам, к Тимофею, Титу, Филемону и к Евреям. Апокалипсис Источник О послании ап. Павла к Ефесянам В Ефесе, славном ионическом городе Малой Азии, первые семена христианства были брошены учениками Иоанна Крестителя, которые, хотя имели далеко не достаточные познания в христианской вере, однако же веровали в Иисуса, как в Мессию. Потом, на краткое время заходил в Ефес ап. Павел (во 2-е свое путешествие), оставив здесь для проповедания евангелия Акилу и Прискиллу, своих спутников и друзей, к которым присоединился потом ученый Аполлос. Но прочное устройство ефесской церкви было дано ап. Павлом уже во время третьего его путешествия. В это путешествие апостол оставался в Ефесе около трех лет и проповедовал евангелие сначала в синагоге, а потом в школьной зале некоего Тиранна. Успех, который здесь имел апостол, был очень велик: из иудеев и язычников образовалось в Ефесе большое общество верующих во Христа и язычество стало опасаться за свое существование, что и выразилось в известном возмущении мастера, приготовлявшего серебряные изображения языческих богов, Димитрия. Удаляясь из Ефеса, апостол оставил здесь ученика своего, Тимофея, (который сделался епископом Ефесской церкви). Возвращаясь потом в Иерусалим, апостол вызвал на о. Милет предстоятелей ефесской церкви и простился с ними в трогательной речи. Внешним поводом к написанию послания к Ефесеям было отправление Тихика в Малую Азию, которому ап. Павел дал некоторые словесные инструкции. Что касается, собственно, внутренних побуждений, по каким апостол решился обратиться к Ефесянам (и всем вообще малоазиатским церквам, ибо послание к Ефесянам отличается характером окружных посланий), то, прежде всего, апостола к этому побудило желание раскрыть пред Ефесянами величие церкви Христовой, которое не довольно ясно сознавалось ими; а потом ап. желал направить на истинный путь тех из числа ефесских христиан, которые позволяли себе уклонения от нравственного учения и, главным образом, страдали недостатком христианской общительности. Апостолу особенно нужно было обратить внимание на последнее явление, потому что церковь ефесская составилась из иудеев и язычников и, след., в ней легко могли возникнуть разного рода разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Объяснение первого послания святого Апостола Павла к Коринфянам О первом послании святого Апостола Павла к Коринфянам Коринф – один из древнейших и важнейших городов Греции. Римляне, овладев им, сделали его столицею южной Греции, назвав ее Ахаиею. Две его гавани (на двух морях) привлекли к себе торговлю востока и запада. Город этот был любим Греками за его дивное положение на Истмийском перешейке и за славную память (истмийских игр); а Евреи стекались сюда в надежде на большие барыши. Вместе с богатством здесь развилась роскошь и всякого рода удовольствия, особенно чувственные, развитию которых способствовали моряки и бесчисленное множество рабов. Но чем хуже был город в нравственном отношении, тем более он нуждался в проповеди об избавлении от греха и о жизни в Боге. Основание церкви Коринфской почти вполне принадлежит св. апостолу Павлу. Он пришел в Коринф после проповеди в другом городе Греции, столь же и даже более знаменитом, в Афинах, где скептически и насмешливо приняли его проповедь важнейшие люди страны, – почетные члены Ареопага. Поселившись в доме скинотворцев Акилы и Прискиллы, апостол Павел помогал им в делании покровов для палаток и тем предупредил всякую возможность каких-либо наветов на него со стороны будущих своих слушателей. По обычаю своему, он сначала проповедовал Евреям, число которых увеличилось в Коринфе особенно после изгнаний из Рима. Первыми обратились ко Христу изгнанные из Рима (при Клавдии) Акила и Прискилла, потом обратился ко Христу один из начальников синагоги (Крисп), что возбудило восстание на Апостола других Евреев, почему он перестал проповедовать в синагоге; перешел к некоему Иусту, дом которого находился возле синагоги, и здесь проповедовал о Христе сколько Евреям, столько же и язычникам. Из последних обращались ко Христу по преимуществу люди низкого происхождения, но были лица и из высших сословий, как напр. Стефан, Гаий, Хлоя и Ераст – казнохранитель. Большинство же язычников относилось к проповеди о Христе в Коринфе так же, как и в Афинах, т. е. с презрением, Евреи же с ожесточенною ненавистию. Больной, трепетавший во время проповеди ( 1Кор. 2:3 ), Апостол старался воздействовать на самообольщенных не словами человеческой мудрости ( 1Кор. 2:1–5 ), но действием мудрости, внушаемой Духом Святым и чудодейственной силы, от Него исходящей 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 176. О тех [дарах благодати], которые относятся к речи [и в первую очередь] о даре языков Теперь мы рассмотрим те дары благодати, которые относятся к речи: во-первых, дар языков; во-вторых, дар слова мудрости и знания. Под первым заглавием наличествует два пункта: 1) получает ли человек по благодатному дару языков знание всех языков; 2) сравнение этого дара с благодатью пророчества. Раздел 1. Могли ли получившие дар языков говорить на любом языке? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что получившие дар языков не могли говорить на любом языке. В самом деле, то, что даруется иным силой Божией, является лучшим в своём роде; так, по словам Иоанна, Господь превратил воду в хорошее вино ( Ин. 2:10 ). Однако получившие дар языков лучше говорили на своих родных языках; так, глосса на слова «Послания к евреям» ( Евр. 1 ) говорит, что «нет ничего удивительного в том, что послание к евреям написано более изысканным стилем, чем остальные послания. Ведь человеку свойственно лучше владеть родным языком, чем чужим. А между тем апостол написал другие послания на чужом, а именно греческом языке, тогда как это было написано им по-еврейски». Следовательно, апостолы не получили по дару благодати знание всех языков. Возражение 2. Далее, природа не прибегает ко многим средствам, когда достаточно одного, и тем более не поступает так Бог, дела Которого лучше упорядочены, чем дела природы. Но Бог мог сделать так, чтобы Его ученики, говоря на одном языке, были поняты всеми, в связи с чем в глоссе на слова «Деяний»: «Каждый слышал их говорящих его наречием» ( Деян. 2:6 ), сказано: «Либо они говорили на каждом из языков, либо же – на своём собственном, еврейском, но при этом их понимали все так, как если бы они говорили на языке каждого из них». Следовательно, похоже, что они не обладали знанием говорения на всех языках. Возражение 3. Далее, всякая благодать проистекает от Христа к Его телу, каковое суть Церковь , согласно сказанному [в Писании]: «От полноты Его все мы приняли» ( Ин. 1:16 ). Но нигде не сказано, что Христос говорил более чем на одном языке, да и ныне верные общаются на одном языке. Следовательно, похоже, что ученики Христовы не получили благодать говорения на всех языках.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

иером. Макарий Симонопетрский Память ста тысяч мучеников Тбилисских 851 В 1227 г. войско Джелал ад-Дина (1220–1231), шаха среднеазиатского государства Хорезм 852 , с помощью предателей овладело столицей Грузинского царства Тбилиси. Тысячи жестоких убийств утопили город в крови. Шах приказал снять купол с Сионского собора и заменить его своим троном, а также заставил бросить иконы Христа и Пресвятой Богородицы на мост через р. Куру. Собрав оставшихся в живых, безбожники приказали им идти по мосту и плевать на иконы. Все те, кто отказался осквернить святые образа, были немедленно обезглавлены, а их тела брошены в реку. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Книги Священного Писания в алфавитном порядке: BETXIЙ ЗАВЕТ Авв – Книга пророка Аввакума Книга пророка Малахии Книга пророка Авдия Книга пророка Михея Книга пророка Аггея Книга Иисуса Навина Книга пророка Амоса Книга пророка Наума Книга Неемии Книга пророка Варуха Книга пророка Осии Второзаконие Первая книга Паралипо- Книга пророка Даниила Первая книга Ездры Вторая книга Паралипо- Вторая книга Ездры Третья книга Ездры Песнь песней Соломона Книга Екклесиаста, или Плач Иеремии Проповедника (Соломона) Послание Иеремии Книга Есфири Книга Премудрости Соло Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля Притч – Притчи Соломона Книга пророка Иеремии Псалтирь Книга Иова Книга Руфи Книга пророка Иоиля Книга Премудрости Иису Книга пророка Ионы са, сына Сирахова Книга пророка Исаии Книга пророка Софонии Книга Судей израилевых Иудифь – – Книга Иудифи Книга Товита Первая книга Царств Первая книга Маккавейская Вторая книга Царств Вторая книга Маккавейская Третья книга Царств Третья книга Маккавей Четвертая книга Царств НОВЫЙ ЗАВЕТ Послание к галатам Евангелие от Матфея Деяния апостолов Откровение Иоанна (Апо Послание к евреям калипсис) Послание к ефесянам Первое послание Петра Послание Иакова Второе послание Петра Евангелие от Иоанна Послание к римлянам Первое послание Иоанна Первое послание к солуня- Второе послание Иоанна нам (фессалоникийцам) Третье послание Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010