В Якутской епархии создается центр по увековечению памяти новомучеников 18 сентября 2015 г. 16:41 16 сентября 2015 года епископ Якутский и Ленский Роман передал в дар Спасскому мужскому монастырю города Якутска образ священномученика Евгения (Зёрнова). Совершив молебен святому Евгению, владыка Роман обратился к наместнику и братии обители: «Пусть это образ священномученика, служившего на якутской земле в начале XX века, станет началом создания центра по увековечению памяти и изучения наследия новомучеников и исповедников Российских. Ведь многие братья этого древнего монастыря пострадали в период послереволюционных гонений на Церковь». После молитвы в Спасском монастыре состоялась экскурсия для студентов филологического факультета Северо-Восточного федерального университета — владыка Роман рассказал студентам об устройстве православного храма. Затем ребята познакомились с «кельей святителя Иннокентия» и были приглашены на монастырскую трапезу, сообщает епархиальный сайт . Как отметила в комментарии сайту Рублев.сот  руководитель пресс-службы Якутской епархии монахиня Евгения (Сеньчукова), идея создания в Якутске центра по увековечению памяти новомучеников уже давно витала в воздухе. «В Якутии в период Гражданской войны и репрессий пострадало огромное количество христиан, — рассказала она. — История Спасского монастыря — постоянное напоминание об этой трагедии. Поэтому неслучайно был сделан выбор в пользу именно этой обители». Архивные данные, касающиеся судьбы насельников Спасского монастыря в период установления в Якутии Советской власти, до сих пор недоступны для исследователей, пояснила монахиня. Но известно, что обитель сильно пострадала в годы Гражданской войны. Причем монахи подверглись притеснениям как со стороны большевиков в 1919 и после установления советской власти в 1921 году, так и со стороны белогвардейцев в 1920-м. Исследованиям истории подвига христиан-жителей Якутии и сосланных сюда осужденных и будет, по замыслу, посвящена деятельность создаваемого центра. Спасский монастырь, на базе которого он учрежден, таким образом продолжит историческую традицию просветительского и миссионерского служения, которая была заложена при его создании в XVII веке.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

С вступлением еп. Авраамия в управление приходами Глазова и Глазовского у. церковная жизнь там стабилизировалась; еп. Никифор писал, что в Глазове все духовенство принесло покаяние и перешло в ведение митр. Сергия (Письмо еп. Никифора «О церковном бунте, поднятом бывшим Глазовским епископом Виктором и по его имени названном «викторианством» и «викторовщиной»» - Там же. Д. 92. Л. 1-51). Приходы, возвращавшиеся из раскола, подавали в Патриархию прошения о воссоединении через еп. Авраамия. Имя еп. Авраамия возносилось за богослужениями во всех храмах Вятской епархии (это было одним из средств борьбы с последователями епископов Виктора (Островидова) и Нектария (Трезвинского) ). После возвращения значительного числа храмов Вятской епархии в юрисдикцию митр. Сергия необходимость в возношении имени еп. Авраамия в храмах Вятской епархии отпала. В марте 1932 г. по предложению Котельнического архиеп. Евгения (Зёрнова) , управлявшего Вятской епархией, временный Вятский епархиальный совет постановил прекратить возношение имени Авраамия, бывш. еп. Уржумского, в церквах Вятской епархии. Указом митр. Сергия и Временного Свящ. Синода 14 мая 1935 г. еп. Авраамий (Дернов) был назначен епископом Глазовским. К 1935 г. в Г. е. насчитывалось 28 действующих храмов, что составляло примерно половину церквей, существовавших в Глазовском у. в нач. 1917 г.; кафедральным являлся Преображенский собор в Глазове. Будучи самостоятельной, Г. е. (в соответствии с насаждавшимся светской властью принципом соотнесения епархиального деления с территориально-адм. делением) входила в состав Кировского церковного окр. (в дек. 1934 Удмуртская АО стала частью Кировского края). В храмах Г. е. за богослужением поминался Кировский архиеп. Киприан (Комаровский) , в марте 1935 г. зарегистрированный местными властями «в должности областного архиерея Кировского края и Удмуртской автономной республики». После принятия 5 дек. 1936 г. новой Конституции СССР Удмуртская АССР наравне с др. автономными республиками вошла непосредственно в состав РСФСР. 5 февр. 1937 г., после доклада архиеп. Киприана, указом митр. Сергия и Временного Свящ. Синода Ижевская и Глазовская епархии были изъяты из ведения Кировского архиерея (Там же. Д. 196. Л. 32).

http://pravenc.ru/text/165077.html

Сергия, к этим приходам принадлежала почти половина верующих), временно управляющий делами Вятской епархии Котельнический еп. Никифор (Ефимов) обратился к митр. Сергию с просьбой назначить Г. на Нолинское вик-ство Вятской епархии. Указ о назначении вышел 1 марта 1929 г. 30 марта Г. прибыл в Вятку, 1 апр. был зарегистрирован в адм. отделе губисполкома в качестве «товарища председателя Вятского временного епархиального совета», 2 апр. участвовал в заседании епархиального совета, 6 апр. прибыл в Нолинск. Особые усилия Г. направил на борьбу против распространения викторианства в Нолинском и Уржумском вик-ствах: служил в храмах, объезжал приходы, много проповедовал. В февр. 1930 г. Ижевский и Вотский еп. Синезий (Зарубин) подал прошение об увольнении от управления епархией. Временно управляющим Ижевской кафедрой был назначен Г. Прибыв в Ижевск, он установил факт отделения еп. Синезия от митр. Сергия, о чем сообщил Временному Священному Синоду . В связи с арестом Вятского и Слободского еп. Стефана (Знамировского) указом 4 июня 1930 г. Г. было поручено временное управление Вятской епархией. Вернувшись в Нолинск, архиерей сообщил Вятскому временному епархиальному совету о вступлении в управление епархией. Однако в Вятку он не смог выехать из-за отказа губисполкома в регистрации, в авг. архиерей был освобожден от временного управления Вятской епархией. В отчете о положении дел в Нолинском вик-стве за 1930 г. Г. отмечал, что, несмотря на аресты клириков (в 1930 были арестованы 20 священников, 2 диакона, 2 псаломщика), число приходов, подчиняющихся митр. Сергию, увеличилось до 71. (Помимо деятельности Г. на снижение активности викториан в большой степени повлиял арест 30 авг. 1930 Яранского еп. Нектария (Трезвинского), управлявшего приходами «непоминающих» в Яранском, Нолинском и Малмыжском р-нах.) С февр. по 18 апр. 1931 г. Г. находился под арестом. После освобождения Г. по поручению временно управляющего Вятской епархией Котельнического архиеп. Евгения (Зёрнова) временно управлял Малмыжским вик-ством (граничившим с Нолинским вик-ством).

http://pravenc.ru/text/164251.html

Активное приобщение к церковно-общественной жизни началось для Николая Зёрнова на пороге его эмиграции – в Константинополе, когда он благодаря близкому знакомству с известным архипастырем Белой армии, епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым) принял участие в подготовке съезда русского духовенства и мирян. Задачей этого съезда была разработка программы для всеэмигрантского Собора, который в будущем получил известность как 1-й Карловацкий Собор. Для молодого Николая Зёрнова оказались очень важными впечатления, полученные на съезде. Вот как он вспоминал об этом: «Интересен был доклад архиепископа Евлогия, рассказавшего съезду о своем участии в международной интерконфессиональной конференции в Женеве в 1920 году. Его сообщение открыло передо мной новый мир экуменического движения. Он пробудил во мне интерес, который занял впоследствии первенствующее место в моей жизни» 1 . По поводу понятия «экуменизм " уместно обратиться к одной из статей в «Журнале Московской Патриархии», посвященных вступлению Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. В ней говорится: «Понятие «экуменический» выдвигается, в частности, в среде двух организаций, возникших в конце первой половины прошлого столетия с определенно «экуменическими» целями сближения между христианскими исповеданиями и преодоления «деноминациионных» перегородок сектантской замкнутости и «институционализма» бесчисленных оттенков протестантства. Этими двумя организациями, созданными в своем первоначальном виде почти одновременно на учредительных съездах в Лондоне, является Христианский союз молодых людей – ИМКА (в 1844 г.) и Евангелический союз (в 1846 г.)» 2 . Религиозность юноши Николая Зёрнова оказалась созвучной настроениям, которые в то время доминировали в среде эмигрантской молодежи. Об этом писал А.В. Карташев : «Отвращение от демонического лика революции и у молодежи будило благосклонное внимание к консервативным началам жизни – государственному патриотизму, культурному национализму и традиционной церковности» 3 . Преобладала убежденность в том, что лишь на началах православия возможно будущее возрождение России, причем необходимо воцерковление всех сторон жизни. В русле этих настроений многие русские молодые люди пришли на только что открывшийся богословский факультет Белградского университета. Вместе с Николаем Зёрновым здесь учились знаменитые в будущем религиозные мыслители и деятели Русской Церкви: Николай Афанасьев , Константин Керн (будущий архимандрит Киприан), граф Юрий Граббе (будущий епископ Григорий), Михаил Максимович (будущий архиепископ Сан-Францисский Иоанн, причисленный Русской Православной Церковью Заграницей к лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

И, наконец, последние разделы 6иблиогеки посвящены новейшей истории Русской Церкви, ее про6лемам в России и Зарубежье, вопросам христианского единства и межконфессионального диалога. Таково, вкратце, содержание библиотеки Н. М. Зёрнова в ее основной, «книжной», части. Органической частью библиотеки является собрание периодики. Насчитывая более 160 названий русских и иностранных журналов, оно содержит всего лишь несколько советских изданий. Это разрозненные номера сборника «Богословские труды», «Журнала Московской Патриархии», журнала «Безбожник». Среди иностранных журналов (главным образом, англоязычных) много номеров, в которых опубликованы статьи Н.М. Зёрнова . В числе русских эмигрантских изданий – известные литературно-художественные журналы " Современные записки» (Париж) и «Возрождение» (Париж). Почти полностью, с очень незначительным и лакунами представлены «Грани» (Франкфурт-на-Майне) и «Новый журнал» (Нью-Йорк). Привлекают внимание редчайшие, уникальные для отечественных собраний издания русской зарубежной периодики – таких, как «Вестник православного дела» (Женева), «Духовный мир студенчества» (Прага), «Владимирский вестник» (Сан-Пауло, Бразилия), «Утренняя заря» (Сортавала, Финляндия), «Детство и юность во Христе» (Владимирова, Словакия) и другие. Украшением зёрновского собрания периодики являются полные комплекты журналов «Путь», «Новый град», «Православная мысль», «Вестник РСХД», включающие уникальные первые номера и приложения. Представляет также значительный интерес полные комплекты английских журналов «Sobornost» – органа Содружества святого Албания и преподобного Сергия (Оксфорд) и «Sourozh» – органа русской православной епархии в Лондоне. В библиотеке Зёрнова присутствует не6ольшой архив – письма, рукописи, подборки газетных вырезок, фотографии. Особую мемориальную ценность коллекции придает множество подписей на книгах – в 6ольшей части, это дарственные надписи авторов. Прежде всего, это автографы людей, с которыми Зёрновы были связаны в течение десятилетий, которые были их учителями и соратниками, среди них В. В. Зеньковский , Л.А. и В.А. Зандер, протоиерей Сергий Булгаков , священник Александр Ельчанинов , С. Франк , А. Карташев , многие писатели, мыслители и деятели Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В работе Содружества святого Албания и преподобного Сергия участвовали выдающиеся деятели Церкви, философы и богословы: митрополит Евлогий, епископ Кассиан (Безобразов) , протоиерей Сергий Булгаков , протоиерей Георгий Флоровский , Г.П. Федотов , Л.А. Зандер, епископ Чарльз Гор, епископ Уолтер Фрир, Х. Ходжес, М. Рамзен и другие. Со временем в жизни Содружества кроме англичан и русских приняли активное участие христиане из других стран Европы. При этом трагическая судьба России была объектом общего внимания. Начало 30-х годов было для Н.М. Зёрнова временем особенно активной деятельности в Париже. Здесь он читал лекции в Богословском институте, писал статьи для журналов «Путь» и «Вестник РСХД». Осенью 1934 года супруги Зёрновы переехали на постоянное жительство в Англию. Николай Михайлович вступил в должность постоянного секретаря Содружества свв. Албания и Сергия. Много времени он проводил в поездках с лекциями по Британии и Ирландии. В 1937 году вышла его первая книга «Moscow the Third Rome» («Москва – Третий Рим»). Война пробудила в широких кругах английской общественности интерес к межконфессионального общению. В те годы Содружество осуществило давнюю мечту Зёрнова – приобрело дом для устройства межконфессионального центра. При доме св. Василия Великого (такое название получил Центр) была устроена часовня, расписанная замечательной православной художницей сестрой Иоанной (Ю.М. Рейтлингер), ученицей протоиерея Сергия Булгакова . В 1940 году появилась новая книга Зёрнова «Three Russian Prophets (Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev) " («Три русских пророка (Хомяков, Достоевский, Соловьев)»). Недавно она вышла в Москве в русском переводе. Содружество свв. Албания и Сергия, активно продолжавшее свою деятельность во время войны, укрепилось и обновилось в послевоенные годы. В Содружество пришли новые талантливые сотрудники – выдающийся историк и богослов Владимир Лосский и Андрей Блюм, впоследствии митрополит Сурожский Антоний , Патриарший Экзарх Западной Европы. В своих воспоминаниях Н.М. Зёрнов поименовал его в ряду своих духовных отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Порвавший с РСХД в 1926 году гр. Ю. П. Граббе (епископ Вашингтонский и Флоридский Григорий; 1995), вспоминая об этом в 1971 году, говорил, что тогда «экуменическая проблема в практическом ее осуществлении отошла от пределов Русской Православной Церкви Заграницей, сосредоточившись в отколовшейся от нее части» 7 . Так он назвал Западно-Европейскую Православную Архиепископию митрополита Евлогия. Николай Михайлович Зёрнов , являясь со второй половины 20-х годов ведущим деятелем РСХД в экуменической работе, постоянно контактировал в то время с ярчайшими представителями религиозно-общественной мысли. Еще в Тифлисе, перед отъездом семьи в Константинополь, Зёрнов подружился с Александром Ельчаниновым , познакомился с Е.Ю. Скобцовой (в Париже она стала известна как монахиня Мария, секретарь Движения по работе в провинции). Глубокий след в его жизни оставила дружба с протоиереем Сергием Булгаковым , профессором Богословского института в Париже. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1927 году отец Сергий обвенчал Николая Зёрнова с Милицей Лавровый, активной участницей Движения, которую он встретил на Пшеровском съезде в 1923 году. О своей свадьбе супруги Зёрновы оставили подробные и трогательные воспоминания в книге «За рубежом». Поиски взаимопонимания между православными и англичанами определили приоритетное направление экуменической деятельности Н.М. Зёрнова . Англия начала привлекать его внимание уже после первой встречи с ней в 1923 году. После поездки на студенческий съезд в Манчестер в 1925 году им завладела мысль о проведении встречи между англичанами и православными. Используя международные связи РСХД, Зёрнов сумел осуществить задуманное. В январе 1927 года недалеко от Лондона был проведен съезд, на котором парижскую делегацию возглавил протоиерей Сергий Булгаков . Это стало удачным началом постоянного православно-англиканского сотрудничества в рамках созданного в 1928 году Содружества святого Албания и преподобного Сергия. За шесть месяцев, проведенных в англиканском монастыре, Зёрнов приобрел глубокие познания в церковной жизни и истории Англии. Затем явилась возможность учебы в Оксфорде, с целью соискания докторской степени. Степень доктора философии была ему присвоена в 1932 году. В процессе своих оксфордских штудий Зёрнов продолжал участвовать в православно-англиканских конференциях, научный уровень которых усилиями русских и английских богословов неуклонно возрастал. При этом все более четко обрисовывались принципы участия русских христиан в международной экуменической работе. Главным направлением этого участия, в огромной степени благодаря Н.М. Зёрнову , стало православно-англиканское сотрудничество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Сурожские нестроения: взгляд изнутри Интервью с Николаем Кульманом, директором по развитию компании «Стройарсенал», прихожанином храма Московского Патриархата в Лондоне Православная церковь Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне Российские и зарубежные СМИ в последнее время переполнены противоречивыми сведениями о том, что происходит в Сурожской епархии. Долгие годы это была особая епархия, в первую очередь потому, что ее возглавлял митрополит Антоний, к которому в России и поныне хранят искренние уважение, любовь и благодарность. Поэтому верующие в нашей стране с болью воспринимают те нестроения, которыми обуревается этот островок православия в Британии. Происходящее там совершенно не укладывается в голову. Оно настолько неорганично и чуждо духу наследия владыки Антония, что вызывает огромное недоумение у православных. В связи с этим, сайт Православие.Ru предоставляет возможность представителям Сурожской епархии высказать свое мнение о ситуации, там сложившейся и вызывающей соблазн и боль у их православных братьев и сестер в России и за рубежом. К нам в редакцию пришел Николай Кульман, прихожанин лондонского Успенского собора, чтобы рассказать о своем понимании сурожских событий и их предыстории. Его свидетельство ценно тем, что он сам вынужден участвовать в решении тех вопросов, которые волнуют сегодня не только православную паству Лондона. Его взгляд – это взгляд очевидца, взгляд изнутри. Интервью с ним мы и предлагаем сегодня нашим читателям. – Во-первых, расскажите, пожалуйста, о себе, о своем роде. Ведь вы, кажется, происходите из знаменитой фамилии Зёрновых. – Меня зовут Николай Михайлович Кульман. Моя бабушка была Зёрнова. И все мои предки – Николай Михайлович Зёрнов, Софья Михайловна Зёрнова, Владимир Михайлович Зёрнов, моя бабушка Мария Михайловна Зёрнова – были выдающимися людьми. На Западе они занимались вопросами русской эмиграции. Это касается и культуры, и церковной жизни. Мой двоюродный дед Николай Михайлович Зёрнов писал книги о Русской Православной Церкви. Он достаточно известный человек. А моя мама Татьяна Николаевна – урожденная Орловская. В свое время, в Париже, одним из ее гимназических учителей был будущий митрополит Антоний (Блум).

http://pravoslavie.ru/4693.html

В.С. Жилкин Скачать epub pdf По удачному определению Михаила Назарова, одной из главных функций русской эмиграции было сохранение национального самосознания, а ее миссия состояла в том, чтобы стать как бы «блоком памяти» своей нации. Результатом этого явился сложный культурно-исторический феномен, «пересадка» на отечественную почву явлений русской культуры, развивавшихся независимо от коммунистической власти, – сложная форма восстановления «связи времен». Это напрямую соотносится с проблемой возвращения – проблемой, актуальность которой для первой русской эмиграции была и остается непреходящей. Ни временная дистанция, ни исторические коллизии не лишили эту проблему остроты, они лишь осложнили ее, придали ей новый драматизм. Примером удачного решения этой проблемы в наши дни может служить водворение в России библиотеки, которая шестьдесят лет – с 20-х годов – собиралась в зарубежье и передана была в Россию согласно завещанию владельца. Владелец библиотеки, профессор Оксфордского университета Николай Михайлович Зёрнов (1898–1980), был одной из ярчайших фигур в Русском Зарубежье, выдающимся общественным деятелем, одним из основателей и лидеров Русского Студенческого Христианского Движения и первым редактором «Вестника РСХД», Богослов, историк Русской Церкви и виднейший деятель экуменического движения, он оставил богатое наследие в виде многих книг и журнальных статей. Особое место в его наследии принадлежит автобиографической трилогии «Хроника семейства Зёрновых», изданной YMCA-Press. Это подробный и искренний рассказ о жизни замечательной русской православной семьи на родине и в изгнании. Воспоминания Николая Михайловича Зёрнова ценны, прежде всего, тем, что жизнь их автора проходила в сердцевине тех процессов, которые были наиболее важными для судеб Русского Зарубежья, а теперь все в большей степени оказывают влияние на российскую действительность. В межвоенный период Русское Зарубежье явило уникальный опыт создания православной общественности как новый фактор христианской жизни ХХ столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Это был наш незабываемый медовый месяц. Неожиданно я получил открытку от профессора Николая Михайловича Зёрнова . Имя это известное: Зёрнов – автор многих книг, главным образом на английском языке. Он жил в Лондоне, основал fellowship, русское содружество. Там проходили встречи православных и англикан на очень хорошей почве взаимного доверия. Николай Михайлович пригласил меня на учёбу в аспирантуре при Лондонском университете. После этого мы вместе поехали по приглашению, которое я получил от Зёрнова. К тому времени я окончил богословский факультет в Белграде, потому что было решено: пока я не получу диплом, свадьба не состоится. Я, конечно, засел за учебники. Экзамены я сдал успешно и получил диплом. Неожиданно возникли трудности. Я наивно полагал, что раз Маня – моя жена, то я с полным правом могу взять её с собой в Англию, получив визу. Но не тут-то было: в Британском посольстве мне заявили: мы дали вам студенческую визу, мы вообще не знали, что у вас есть жена; а для получения семейной визы требуется совсем другое оформление. Что делать? Едем в Париж. До Парижа у каждого из нас виза есть: там живут наши родственники. А дальше мы надеялись получить визу в Англию. Доехали до Парижа. В Париже нас встретили радушно. Моя старшая сестра Мария уже была замужем за Муравьевым, потомком декабриста. Мы остановились у них. Это была удивительно трогательная молодая пара. Мы с Маней тоже были молодой парой, поэтому легко нашли общий язык. Дядя Николай, его жена тётя Лиля и остальные родственники относились к нам очень трогательно. Вообще это было удивительное свадебное путешествие. Мы приехали в Париж не через Австрию, а через Италию и Южную Францию, потому что один из моих друзей просил меня навестить его родных. Там жили и мои родственники. Крестная мать, тётя Саша, к тому времени скончалась, но тётя Леля Хитрово, её сестра, и тётя Маша Свербеева были живы. Мы их посетили. Это был хороший старинный обычай, когда молодые объезжают всех родственников, представляют нового члена семьи. То же самое было в Париже – мы объехали всех родственников, в том числе нанесли визиты тёте Зинаиде Юсуповой, матери Феликса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010