Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Матвеев. Фотография. Сер. ХХ в. Николай Васильевич (23.01.1909, Вильна - 8.06.1992, Москва), регент, педагог. Род. в семье железнодорожного служащего. Родители М., будучи глубоко верующими, привили ему любовь к богослужению и церковному пению. В 1915 г. семья М. эвакуировалась в г. Новозыбков (Черниговская губ.), в 1918 г. переехала в Сергиевский посад (Московская губ.; с 1919 г. Сергиев, с 1930 Загорск, ныне Сергиев Посад), где в том же году М. начал учиться в муз. школе и петь в хоре Ильинской ц. В 1925-1930 гг. учился на вечернем дирижерско-хоровом отд-нии 1-го муз. техникума. В 15 лет начал руководить школьным хоровым кружком, с 18 лет - церковными хорами в Сергиеве. В 1930-1935 гг. учился в Московском архитектурном ин-те, впосл. работал в проектных орг-циях города. С началом Великой Отечественной войны был привлечен к сооружению оборонительных укреплений вокруг Москвы. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После войны занимался восстановлением разрушенных зданий. С 1945 г. был регентом в ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Черкизове (ныне пос. Пушкинского р-на Московской обл.). Весной 1948 г., оставив архитектурную деятельность, М. посвятил себя церковному служению в качестве регента во вновь открывшейся ц. Преображения Господня (иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») на Б. Ордынке по приглашению настоятеля храма прот. Михаила Зёрнова, ранее служившего в Покровской ц. в Черкизове (с 1961 Киприан (Зёрнов) , еп. Подольский, затем еп. Дмитровский, с 1963 архиепископ, с 1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский). С 1952 г. М. учился на заочном отд-нии дирижерско-хорового фак-та Государственного музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, к-рый окончил в 1957 г. с отличием по классу хорового дирижирования у проф. К. Б. Птицы. Годы сотрудничества с владыкой Киприаном, который в 1966-1987 гг. был почетным настоятелем храма, оказались наиболее плодотворными для М. Они оба обладали тонким вкусом в выборе репертуара, ценили творчество выдающихся рус. композиторов. Событиями церковной и муз. жизни Москвы становились дни поминовения великих рус. композиторов - П. И. Чайковского , С. В. Рахманинова , а также Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , А. Ф. Львова , А. В. Никольского , П. Г. Чеснокова , когда хор Скорбященского храма за богослужением исполнял литургические циклы этих авторов. Особенно известными стали исполнения «Всенощного бдения» Рахманинова и «Литургии» Чайковского, собиравшие ценителей церковной музыки со всей Москвы.

http://pravenc.ru/text/2562562.html

Митр. Виктор тяжело переживал процесс наступления на Церковь и говорил, что «наш долг честно служить Церкви в дни ее тяжелых испытаний» (Там же. Д. 2050. Л. 7). Одним из средств укрепления церковной жизни и противостояния агрессивной антирелиг. пропаганде архиерей считал проповедь и всячески старался приучить священнослужителей епархии к регулярному произнесению поучений после богослужения. Однако и эта сторона епархиальной жизни находилась под жестким контролем уполномоченного Совета по делам религий, снимавшего с регистрации священников, к-рые затрагивали в поучениях проблемы нравственного и духовного состояния паствы. После 1961 г. митр. Виктор был лишен возможности посещать приходы. Уполномоченный запрещал Краснодарскому архиерею требовать от благочинных отчеты о финансово-материальном положении приходов, добивался от митр. Виктора уменьшения окладов священнослужителей, перечисления больших сумм в Фонд мира, снижения пожертвований за требы, запрещал совершать крещения детей старше 3 лет, а также детей, привезенных в храм или молитвенный дом из др. местностей. В дек. 1961 г., когда митр. Виктор находился в Москве, он получил резкий выговор от управляющего делами Московской Патриархии Дмитровского еп. Киприана (Зёрнова) за количество закрытых в Краснодарской епархии церквей и за непротиводействие уполномоченному. Митр. Виктор просил прощения у Патриарха Алексия, на что Первосвятитель сказал, что вины архиерея нет: «Надо понимать время, в которое мы живем» (Там же. Л. 27). После кончины митр. Виктора чуть более месяца епархия находилась под временным упр. архиеп. Ставропольского и Бакинского Михаила (Чуба) . 8 окт. 1966 г. на кафедру был назначен архиеп. Алексий (Коноплёв) , управлявший Краснодарской епархией до назначения на Калининскую и Кашинскую кафедру 19 апр. 1978 г. По данным уполномоченного Совета по делам религий, архиеп. Алексий высказывал недовольство реформой 1961 г. К 1 янв. 1967 г. в епархии действовали 76 общин, использовавших 76 молитвенных зданий, клир состоял из 111 священнослужителей. В 1966 г. были совершены 17 908 крещений, 137 венчаний, 15 572 отпевания. К 1 янв. 1971 г. количество общин и молитвенных зданий было тем же, число священнослужителей увеличилось до 153 чел. В 1970 г. были совершены 17 492 крещения, 162 венчания, 20 784 отпевания. К 1 янв. 1976 г. в епархии по-прежнему действовали 76 общин, располагавших 76 молитвенными зданиями, клир составляли 138 священнослужителей. В 1975 г. были совершены 14 825 крещений, 145 венчаний, 23 823 отпевания.

http://pravenc.ru/text/189631.html

Лит.: Иов, патр. Московский//ПС. 1867. Ч. 3. 10. С. 81-106; Соколов Н. К. Иов, патр. Всероссийский, и его время. М., 1871; Николаевский П. Ф., прот. Учреждение патриаршества в России//ХЧ. 1879. Ч. 2. 9/10. С. 369-406; 11/12. С. 552-581; он же. Мат-лы для истории Рус. Церкви: Послание Московского патр. Иосифа к мощам патр. Иова при перенесении их из Старицы в Москву//ХЧ. 1885. Ч. 2. 9/10. С. 503-504; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 262-264; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. Кн. 1, 2. С. 215-216; он же. История РЦ. М., 2001. С. 467-482; Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом: Мат-лы, извлеч. из МГАМИДа. Вып. 1: 1578-1613 гг.//ЧОИДР. 1888. Кн. 3. Отд. 1. С. 89-93, 105-107, 122, 226-234, 249-250, 265, 268, 323-324, 407-409; он же. О б-ке Московских государей в XVI ст. М., 1898. Прил. С. XCIV-CII; Платонов С. Ф. Древнерус. сказания и повести о Смутном времени XVII в. как ист. источник. СПб., 1888. С. 279-283; он же. Очерки по истории Смуты в Моск. гос-ве XVI-XVII вв.: Опыт изучения обществ. строя и сословных отношений в Смутное время. М., 1937; Барсов Н. И. Как учил о крестном знамении свят. Иов, патр. Московский и всея Руси?: По поводу кн. преосвящ. Никанора «Беседы о перстосложении». СПб., 1890; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июнь; Голубинский. Канонизация святых. С. 267, 581; Дмитриев Д. С., свящ. Свят. Иов, 1-й патриарх на Руси. М., 1907; Орлов К. В. Иов, 1-й патриарх Московский и Всероссийский. Тверь, 1907; Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество: По совр. Минеям. П., 1951. С. 212-213; Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. 10-20, 27; Фонкич Б. Л. Греческие грамоты советских хранилищ//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 242-260; Солодкин Я. Г. По поводу «Истории о разорении русском» Иова-Иосифа: Заметки о летописании//ТОДРЛ. 1979. Т. 33. С. 437-440; он же. Повесть о царе Федоре Ивановиче: Время создания и предназначение//Обществ. сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI-XX вв.: Сб.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Сергия Могилевского и 2-го свящ. А. Мельника. В 1963 г. последовала жалоба прихожан кафедрального собора патриарху Алексию на действия еп. Игнатия. В мае 1963 г. патриарх отправил в Кировоград для инспекции управляющего делами Московской Патриархии Дмитровского еп. Киприана (Зёрнова) , к-рый по итогам командировки указал на недостатки в работе еп. Игнатия. Кировоградский архиерей в телеграмме председателю Совета по делам РПЦ Куроедову просил пресечь «необоснованную травлю»; письмо в поддержку Игнатия отправил Куроедову уполномоченный Совета по делам РПЦ по Кировоградской обл. Кравченко (июнь 1963). В 1964 г. управляющему делами Московской Патриархии архиеп. Киприану поступило заявление от общины Михайловского молитвенного дома в г. Кремгэс (ныне Светловодск) Кировоградской обл. с просьбой содействовать открытию молитвенного дома и восстановлению служения в нем свящ. Г. А. Возняка; авторы письма обвиняли еп. Игнатия в пособничестве закрытию храма. Патриарху Алексию и архиеп. Таллинскому и Эстонскому Алексию (Ридигеру) (см. Алексий II , Патриарх Московский и всея Руси), управляющему делами Московской Патриархии (с 22 дек. 1964), поступали многочисленные письма и прошения верующих и священнослужителей Кировоградской епархии с требованиями отстранить еп. Игнатия от управления епархией. Негативную характеристику еп. Игнатия содержит выписка из рапорта от 23 нояб. 1964 г., поданного представителями хозяйственного управления Московской Патриархии по итогам обследования Кировоградской епархии. Решающим стало письмо патриарху Алексию I соборного старосты А. С. Кривошеи от верующих Кировограда в нояб. 1964 г. с просьбой уволить еп. Игнатия за хулиганское поведение в храме. В марте 1965 г. Патриархия получила сведения о большом количестве недействующих церквей и молитвенных домов в Кировоградской обл., несмотря на утверждение еп. Игнатия об отсутствии в епархии священнических вакансий. Пытаясь избежать увольнения, архиерей восстановил 18 марта 1965 г. епархиальный совет, в к-рый вошли секретарь прот. Всеволод Затовский, благочинный по Николаевской обл. прот. Александр Житинский и делопроизводитель ЕУ прот. Валентин Сеха. Однако это решение не изменило обстановку в епархии. 25 мая 1965 г. Синод уволил еп. Игнатия на покой.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

28 февр. 1669 г. он присутствовал на похоронах царевны Евдокии Алексеевны, 4 марта отпевал царицу Марию Ильиничну. На Рождество в 1669 и 1670 гг. И. приходил к царю «славить» Христа. 17 янв. 1670 г. отпевал царевича Алексея Алексеевича. 6 апр. 1670 г., на Светлой неделе, патриарх посетил Алексея Михайловича. В янв. 1671 г., решив повторно вступить в брак, Алексей Михайлович приходил к патриарху с просьбой благословить супружество. И. «к сочетанию святого супружества благословил и говорил речь», к-рая воспроизведена в «Чиновнике» свадьбы Алексея Михайловича с Наталией Кирилловной Нарышкиной ( Сазонова Л. И. Лит. культура России: Раннее Новое время. М., 2006. С. 155; РГАДА. Ф. 135. Отд. IV. Рубр. II. 29). 7 февр. 1671 г. патриарх был с подарками у царя и молодой царицы, 28 апр., на Светлой неделе, И. был у царя и царицы с «золотыми». В 1671 г. на праздник Успения Пресв. Богородицы Алексей Михайлович присутствовал на праздничной трапезе у патриарха. 25 нояб. 1671 г. боярин кн. Я. Н. Одоевский, один из влиятельных членов Боярской думы, свидетельствовал у патриарха духовную своей матери ( Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 48). Лит.: Евгений. Словарь. 1827. Т. 1. С. 296-297; Н. А. А. Иоасаф II, патр. Московский//ЧОИДР. 1848. 6. Смесь. С. 75-82; Филарет (Гумилевский). Обзор. 219; Татарский И. А. Симеон Полоцкий. М., 1886. С. 94-98; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского патр. Досифея с рус. правительством, 1669-1707 гг. М., 1891. С. 63-64; Громогласов И. Иоасаф II//ПБЭ. 1906. Т. 7. Стб. 174-177; Дмитриев Ю. Н. Теория искусства и взгляды на искусство в письменности Др. Руси//ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 96-116; Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв. М., 1958. С. 96-100; Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний ТСЛ и МДА//Зап. ОР ГБЛ. 1960. Вып. 22. С. 131; Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синод. собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). М., 1970. Ч. 1. С.

http://pravenc.ru/text/578114.html

Наряду с Острожской типографией типографский материал П. Т. М. использовался в нач. XVII в. в изданиях др. типографий: Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) (почаевское «Зерцало богословия» 1618 г.), Т. А. Вербицкого (Часословы 1625 и 1626 гг.), С. М. Соболя (киевский Апостол 1630 г. и могилёвский Апостол 1638 г.), мон-рей Говора в честь Успения Пресв. Богородицы и Дялу во имя свт. Николая Чудотворца в Валахии. П. Т. М. установлены 2 памятника в г. Мстиславле (90-е гг. XX в., скульптор Н. И. Малиновский; 2001, скульпторы А. В. Ботвинёнок, А. И. Чигрин). Лит.: Русакова Е. «Клеврет» первопечатника//Трехсотлетие первого друкаря на Руси Ивана Фёдорова, 1583-1883. СПб., 1883. С. 10-12; Документ касательно древней Виленской Рус. типографии Луки Мамонича, по претензии к оной Петра Мстиславцева//Литовские ЕВ. 1883. 41. Отд. неофиц. С. 366-368; Владимиров П. В. Доктор Ф. Скорина: Его переводы, печатные издания и язык. СПб., 1888; Стасов В. В. Разбор рукописного соч. г. Ровинского «Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания Акад. Художеств»//Собр. соч. СПб., 1894. Т. 2. Стб. 149-182; Голубинский Е. [Е.] К вопросу о начале книгопечатания в Москве//БВ. 1895. 2. С. 229-238 (3-я паг.); Лаппо И. И. К истории рус. старопечати: Виленская тип. Мамоничей//Сб. Рус. ин-та в Праге. Прага, 1929. Т. 1. С. 161-182; Iljaszewicz T. Drukarnia domu Mamoniczów w Wilnie (1575-1622). Wilno, 1938. S. 24-56; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951. С. 112-113, 118-126; Зёрнова А. С. Типография Мамоничей в Вильне (XVI-XVII в.)//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1959. Сб. 1. С. 167-223; она же. Первопечатник Петр Тимофеев Мстиславец//Там же. 1964. Сб. 9. С. 77-111; Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Фёдоров. М., 1964; он же. Новый документ о Петре Тимофееве Мстиславце//Фёдоровские чт., 1982. М., 1987. С. 33-41; он же. Апостол 1564 г. Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца в книгохранилищах мира//Там же. 2007. М., 2007. С. 5-51; он же. Петр Тимофеев Мстиславец//Иван Фёдоров и его эпоха: Энцикл.

http://pravenc.ru/text/2580426.html

Помимо красивого шрифта и искусно выполненного набора виленские издания отличаются оригинальным орнаментом и гравюрами, автором к-рых, как убедительно доказано Зёрновой, являлся сам П. Т. М. Гравюры с изображением 4 евангелистов в Евангелии и царя Давида в Псалтири оцениваются искусствоведами по-разному. В них усматривают типичные черты как европ. гравюры послеклассического маньеризма, так и византийско-рус. иконных изображений «с подробностями в стиле Возрождения» ( Стасов. 1894. Стб. 169-170). Рамки гравюр отличаются сложностью: как и в книгах зап. печати XVI-XVII вв., они состоят из колонн, на к-рые опирается свод, при этом в архитектурные детали рамок введены растительные - вазы с цветами. Внутри рамок около фигур евангелистов размещены диковинные зооморфные и антропоморфные элементы. Орнамент изданий П. Т. М. выдержан в московском стиле, особенно выделяются в этом плане 10 крупных инициалов - высотой 5-6 см. Полосы, образующие инициалы, как у Ивана Фёдорова, заполнены акантовыми гирляндами, но с более сложным узором, включающим мн. растительные элементы заставок: шишки, цветы. Впосл. инициалы П. Т. М. копировали московские печатники. Заставки П. Т. М. во мн. отношениях напоминают московские и львовские заставки Ивана Фёдорова, но их узор выполнен в др. манере - черные линии по белому фону. Заставки представляют собой прямоугольные полосы с боковыми и верхними выступами, узор внутри заставок включает лишь растительные элементы орнамента Ивана Фёдорова: листья, ягоды, шишки, желуди, стебли и др. Вероятно, П. Т. М. является автором послесловий к виленским изданиям - Евангелию (Л. 393-395) и Псалтири (Л. 249-250). Исследователи отмечали стилистическую близость этих послесловий к предисловиям изданий, напечатанных совместно с Иваном Фёдоровым в Москве, и факт отсутствия в языке П. Т. М. белорус. влияния ( Зёрнова. 1964. С. 88). В послесловии к Евангелию 1575 г. были выявлены цитаты из послания игум. Троице-Сергиева мон-ря Артемия ( Немировский. 1964. С. 50), в послесловии к Псалтири 1576 г.- цитата из «Диалектики» Иоанна Дамаскина ( Гаврюшин. 1987. С. 70-72).

http://pravenc.ru/text/2580426.html

7 июля 1605 г. И. в Успенском соборе Кремля венчал Лжедмитрия на царство «императорской короной» (после коронации в Успенском соборе архиеп. Арсений Элассонский в кремлевском Архангельском соборе возложил на самозванца шапку Мономаха). 18 марта 1606 г. по благословению патриарха И. А. Невежин выпустил в свет очередное издание Апостола ( Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. 21). В мае 1606 г. (или ранее) И. возглавил хиротонию Филарета в митрополита Ростовского. Известны вклады И. в монастыри. 8 мая 1606 г. И. возглавил процедуру бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, в к-рой должны были совместиться 3 обряда: необходимое, с т. зр. русских, присоединение Марины Мнишек к Православию, бракосочетание с Лжедмитрием и коронация Марины. Поскольку фактический переход Марины в Православие поляками не предполагался, порядок совершения обрядов был следующим: сначала патриарх короновал Марину с совершением над ней миропомазания, которое могло быть истолковано двояко - и как часть коронационной процедуры, и как акт присоединения Марины к правосл. Церкви. Затем Лжедмитрия и Марину в присутствии патриарха и др. иерархов обвенчал царский духовник благовещенский протопоп Феодор Терентьев, во время венчания было совершено миропомазание супругов. И. был готов преподать Св. Дары «латынской девке Маринке», однако та отказалась (как и Лжедмитрий). По словам архиеп. Арсения, «это сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышавших... это была первая и великая печаль, и начало скандала, и причина многих бед для всего народа московского и всей Руси» ( Арсений. 1998. С. 182; см. также: Успенский Б. А. Свадьба Лжедмитрия// Он же. Этюды о рус. истории. СПб., 2002. С. 197-228). После убийства самозванца (17 мая 1606) по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского 26 мая 1606 г. И. был сведен с престола и в «черном платье», как рядовой монах, заточен в кремлевском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре ( Арсений. 1998. С. 184; Ульяновский. 1991. С. 56). Решение о заключении И. было утверждено на Соборе, созванном для выборов нового Первосвятителя в кон. июня того же года. По свидетельству Хронографа 1617 г., «повелением государя царя и великого князя Василия Ивановича… и советом всего Священнаго Собора Игнатия патриарха, егоже без священных рукоположений возведе на престол розстрига, сего в Чюдов монастырь послаша под начало, яко да совершенно навыкнет благочестия веры иже во Христа Бога» (РИБ. 1909 2. Т. 13. Стб. 1296; ср.: Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. СПб., 2004р. С. 86, 88). Единственным обвинением в адрес И. на Соборе было отсутствие «священных рукоположений» (по-видимому, повторной архиерейской хиротонии) при интронизации.

http://pravenc.ru/text/293447.html

См.: Булгаков С., прот. Лозаннская конференция и папская энциклика//Путь. 1928. 13. С. 77. За это время было проведено семь англо-православных конференций, в которых участвовали митр. Евлогий (Георгиевский), о. Сергий Булгаков, о. Василий Зеньковский, о. Геор гий Флоровский, о. Сергий Четвериков, о. Лев (Жилле), Антон Карташев, Владимир Лосский, Николай Арсеньев, Николай Бердяев, Георгий Федотов и многие другие. Скотт Шарман считает, что в основе стремления о. Сергия к осуществлению видимого единства Содружества лежала «теология дружбы» (см.: Sharman A. S. The Hour is Coming, and Now Come: Sergei Bulgakov and the Search for the Ecumenical Future. University of St. Michael’s College, 2014. P. 170). Продолжая мысль о. Павла Флоренского, о. Сергий утверждал, что христианская дружба являет опыт церковной соборности, становится видимым образом Церкви, так как обладает способностью стирать «личную замкнутость» и создавать т. н. сизигию — «жизнь вдвоем, но в “одну душу”» (Булгаков С., прот. Утешитель. М., 2003. С. 371). Елена (Казимирчак-Полонская), мон. Профессор протоиерей Сергий Булгаков. 1871– 1944: личность, жизнь, творческое служение, осияние фаворским светом. М., 2003. С. 271. См.: Антипина Ю. Н. Журнал Содружества Св. Албания и прп. Сергия как площадка для экуменического диалога//Актуальные вопросы церковной науки: науч. журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. 2022. 1: Материалы XI Международной студенческой научно-богословской конференции 16–17 мая 2022 г. С. 13–26. Документы выложены на сайте Содружества, но до сегодняшнего дня на русском языке не изданы: The Fellowship’s Response to Fr. Sergius Bulgakov’s Proposal for Limited Intercommunion. 15.X.1933. URL: (дата обращения: 16.01.2022). В настоящей статье я представляю только часть из них, отражающую начало дискуссии: 1) конфиденциальную записку А. Ф. Добби-Бейтмана членам Исполнительного комитета; 2) письмо А. В. Карташева; 3) письмо прот. Георгия Флоровского; 4) письмо Н. Зёрнова, которое передает краткое содержание дискуссии по поводу проекта интеркоммуниона о. Сергия Булгакова, развернувшейся на заседании Братства Св. Софии 29 октября 1933 г. в Париже — данный протокол не был издан в сборнике «Братство Святой Софии» (2000).

http://bogoslov.ru/article/6193014

Л. 97). В течение 2-го и 3-го триместра 1921/22 уч. г. преподавал студентам 2-го курса историю религии и участвовал в организации занятий библейского кружка. На летний период обучения им был составлен план семинаров по НЗ, которые должны были продолжить курс, прочитанный в ин-те его предшественником проф. Л. П. Карсавиным. Белградский кружок. Будущие преподаватели Свято-Сергиевского богословского ин-та среди участников Белградского кружка во имя прп. Серафима Саровского. Второй слева в 3-м ряду С. С. Безобразов. Фотография. 1923 г. Белградский кружок. Будущие преподаватели Свято-Сергиевского богословского ин-та среди участников Белградского кружка во имя прп. Серафима Саровского. Второй слева в 3-м ряду С. С. Безобразов. Фотография. 1923 г. В июне 1922 г. С. С. Безобразов присутствовал на неск. заседаниях публичных слушаний дела об изъятии церковных ценностей , последние слова митр. сщмч. Вениамина (Казанского) и др. подсудимых 5 июля, на закрытии процесса, сохранились в его памяти на всю жизнь. 9 сент. подал заявление с просьбой «ввиду расстроенного здоровья» освободить его от обязанностей секретаря Богословского ин-та, должности, которую он занимал, по всей видимости, с мая 1922 г. (ЦГИА СПб. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 17. Л. 4). По настоянию своего духовника приходского свящ. Казанского собора прот. Тимофея Налимова (бывш. профессора СПбДА, избранного в 1906 ее ректором) С. С. Безобразов уехал из Петрограда и 16 сент. 1922 г. нелегально пересек гос. границу с Латвией (Архив ССПБИ. Ф. еп. Кассиана (Безобразова). Коробка 2. Папка 3. Записки о выезде из России. Ркп.). В том же году он приехал в Белград, где воссоединился с родителями и сестрой. До 1925 г. преподавал в 1-й русско-серб. гимназии в Белграде (Прп. Сергий в Париже. 2010. С. 84). В 1923 г. стал участником студенческого кружка (с 1924 кружок им. Серафима Саровского), собиравшегося в белградской квартире семьи Н. М. Зёрнова (За рубежом. 1973. С. 30-31), здесь он познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , еп. Николаем (Велимировичем) , К.

http://pravenc.ru/text/1681269.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010