об этом: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. II. СПб., 1844, примеч. 125; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 13а. СПб., 1894, с. 722—723. «По вниманию к дарованиям и познаниям, какими отличался молодой монах Григорий Отрепьев, Иов взял его к себе и оставил при себе «для книжного дела» (Соколов Н. Цит. соч., с. 32). Один из иностранцев, живших в те времена в России, писал о русских, проведших некоторое время за границей и познавших там «истинную религию», по возвращении на родину смеялись над невежеством москвитян (Сказание современников о Димитрии самозванце. Ч. 3. СПб., 1832, с. 21 (Маржерет). Н. М. Карамзин в «Истории» повествует о тех молодых людях, которые были посланы за рубеж учиться и не вернулись в свое отечество (Карамзин Н. М. Цит. соч., т. II, примеч. 120). В книге польского иезуита Петра Скарги «О единстве церкви Божией», вышедшей в Варшаве во времена Патриарха Иова (1590), со всей определенностью высказана мысль о том, что за границей необходимо создать русские школы, а в Россию надо послать ученых, «которые показали бы им заблуждение веры» (Пассевино А. Исторические сочинения о России XVI века. М., 1883, с. 273). Напомним, что в 1596 г. значительная часть православного населения этого региона на долгие годы была отторгнута от Русской Церкви в результате так называемой Брестской унии. «Православие в Речи Посполитой фактически оказалось вне закона. Все права, издавна принадлежавшие Православной Церкви, предавались отступникам; для православных клира и мирян в королевско-магнатской Польше настало время исповедничества, тяжелого общественного и национально-религиозного угнетения» (Львовский Церковный Собор. Документы и материалы (1946—1981). М.: Изд. Моск. Патриархии, 1982, с. 19). Сказание современников о Димитрии самозванце. 3-е изд., ч. 1. СПб., 1859, с. 12. Апостол. М., 1564, л. 260. Исследователи русских старопечатных книг отмечают, что наряду с увеличением числа изданных книг последовало значительное улучшение художественного оформления изданий в период патриаршества Святителя Иова (Зёрнова А.

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

— А как оно возникло? Н.А.Струве: Оно возникло в каком-то смысле спонтанно, а не институционно, в Чехии, на ставшем уже исторически знаменитом съезде, где соединились кружки молодёжи. Один из них – Н.М.Зёрнова, созданный до этого в Белграде и не очень там признанный. В съезде участвовала интеллигенция и молодёжь. Интеллигенция была не только церковная. На крестном ходе иконы нёс мой дед Пётр Бернгардович Струве, не специально церковный человек в то время, участвовали и Новогродцев, и другие. В движении соединилась творческая, духовная и церковная интеллигенция. Мать Мария (Скобцова) тогда говорила: «Мы абсолютно свободны, мы не зависим ни от кого, ни от какого государства, ни от каких властей. Мы зависим только от своей веры и от самих себя». Всё, что было замечательного в Церкви, было в движении. — Принятие отцом Александром священства тоже связано с РСХД? М.А.: Думаю, что мысль стать священником шла от отца Сергия Булгакова. В диаконы отца рукоположили на одном из съездов РСХД, а в священники – либо в Ницце, либо в Париже. На съезды РСХД он ездил из Ниццы несколько раз, очень любил отца Сергия Булгакова. Отец Сергий после какой-то болезни приезжал и жил у нас в Ницце. Мне тогда был год, я, конечно, ничего не помню, но знаю, что была толстая. И когда меня, уже худющую, отец Сергий увидел в Париже, то сказал: «А, есть глаза, есть!», потому что в год у меня были не глаза, а щёлочки. Живая вера, а не школьное богословие — Желание стать священником отец имел с детства? — Мне трудно сказать. Я думаю, что он всегда хотел быть священником. Самое сильное влияние исходило от съездов РСХД. Кроме отца Сергия, он встретил там немало замечательных людей. Эти встречи дали ему новое ощущение жизни. Н.А.Струве: Его призванием всегда была педагогика, возможность заниматься молодёжью. Когда он поступил в Московскую духовную академию, то не кончил её, не хотел кончать. М.А.Струве: Отец с Флоренским и с Эрном учился на одном курсе, но в МДА ему не хватало духовной жизни, и он оставил учёбу через полтора года. Там он мало находил того, что искал в Церкви. Для него был очень важен живой подход, а не школьное богословие.

http://pravmir.ru/pastyr-neravnodushnyj-...

Николай Михайлович (9.10.1898, Москва - 25.08.1980, Оксфорд, Великобритания), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения. Род. в семье врача и общественного деятеля М. С. Зёрнова. Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью. В 1917 г. поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. В 1921 г. покинул Россию. В 1925 г. окончил Богословский фак-т Белградского ун-та, где учился вместе с буд. свт. Иоанном (Максимовичем) , архим. Киприаном (Керном) , протопр. Николаем Афанасьевым , еп. Григорием (Граббе) и др. На Карловацком Соборе 1921 г. поддержал еп. Вениамина (Федченкова ; впосл. митрополит) в полемике с митр. Антонием (Храповицким) . З. был одним из организаторов и участников студенческого кружка, в который также входили митрополиты Вениамин и Антоний, еп. Жичский, свт. Николай (Велимирович) , прот. Василий Зеньковский , С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ). З. принял активное участие в создании Русского студенческого христианского движения (РСХД), был его секретарем (1925-1930), редактором «Вестника РСХД» (с 1925 по 1929). В 1930-1932 гг. обучался в аспирантуре Оксфордского ун-та. Принимал участие в создании Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже . С 1934 по 1947 г. был секретарем Албания святого и преподобного Сергия содружества . В 1947-1966 гг. преподавал в Оксфорде основы восточноправосл. культуры. З.- д-р философии (1932), богословия (1966), принципал колледжа Маланкарской Церкви в Юж. Индии (1953-1954). В 1960-1961 гг. дважды посетил СССР. В 1965 г. совершил миссионерскую поездку на острова Тихого океана и в Австралию. Профессор богословия в амер. ун-тах Айовы, Дру, Дьюка. Член Королевского об-ва лит-ры в Лондоне. В рамках Содружества св. Албания и прп. Сергия совместно с супругой, М. В. Зёрновой (урожд. Лавровой), руководил работой открытых ими домов св. Василия Великого в Лондоне и святых Григория Нисского и Макрины в Оксфорде. Сестра З., София (1899-1972), организовала правосл. детский дом в Монжероне (близ Парижа), др. сестра, Мария (в замужестве Кульман, 1902-1965), основала в Лондоне Пушкинский клуб и была его директором.

http://pravenc.ru/text/199761.html

После освобождения Югославии и прихода к власти в стране коммунистической партии во главе с И. Б. Тито рус. эмигранты начали выезжать в др. страны, многие, в т. ч. и родственники о. Владимира, вернулись в СССР. Нек-рые из рус. клириков переходили в юрисдикцию СПЦ. О. Владимир, будучи клириком СПЦ, остался на своем приходе, был законоучителем в серб. средних школах в Суботице и секретарем рус. миссионерского совета местного отд-ния Красного Креста. Через эту орг-цию он помогал людям выехать на Запад. После кончины митр. Антония о. Владимир во многом пересмотрел свое отношение к Зарубежной Церкви. 3 апр. 1945 г. он отправил письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) , в к-ром сообщал о своем желании служить РПЦ. В 1947 г. о. Владимиру поступило предложение от Н. М. Зёрнова , секретаря содружества, стать духовником этого об-ва и настоятелем храма в Доме свт. Василия Великого в Лондоне, однако в то время о. Владимир его не принял. В связи с ухудшением отношений между Югославией и СССР на оставшихся в стране русских обрушились гонения. В июле 1949 г. о. Владимир, окормлявший 2 прихода, был арестован и приговорен к 8 годам исправительно-трудовых работ за «нелегальную религиозную пропаганду» (ему вменялось в вину свидетельство о чудотворном обновлении икон в его храме). Благодаря личному ходатайству перед югославскими властями Архиепископа Кентерберийского Дж. Фишера и изменению политики Тито в отношении Запада в 1951 г. о. Владимир был досрочно освобожден из лагеря и вместе с семьей выехал в Париж, где жили его родители, покинувшие Югославию в 1946 г. В 1953 г. по приглашению еп. Николая ( Велимировича ; впосл. канонизирован СПЦ), проживавшего тогда в Лондоне, о. Владимир переехал в Великобританию и стал 2-м священником в кафедральном соборе во имя свт. Саввы Сербского Западноевропейской епархии СПЦ (р-н Ноттинг-Хилл в Лондоне). Дружественные отношения сложились у него с Сербским королевским домом в изгнании. О. Владимир был знаком со мн. известными людьми, в т. ч. c А. Ф. Керенским , к-рого исповедал во время тяжелой болезни.

http://pravenc.ru/text/150739.html

В 1946 г. начались попытки вывода Б. Б. ф. из состава Белградского ун-та. Свящ. Синод СПЦ во главе с митр. Скопленским Иосифом решительно воспротивился этому процессу. Однако 15 февр. 1952 г. правительство Народной Республики Сербии по предложению министра-председателя Совета по образованию, науке и культуре М. Митровича приняло решение об упразднении Б. Б. ф. как гос. учебного заведения, и уже на следующий день университетский совет образовал комиссию по ликвидации фак-та. СПЦ приложила все усилия к тому, чтобы фак-т остался в составе ун-та, но эти старания не увенчались успехом. Все заботы о материальном обеспечении легли на Церковь. Но тяжелое материальное положение Б. Б. ф. не повлияло на количество желающих учиться: в 1952/53 учебном году на фак-те обучалось 240 студентов, из них 129 составляли вновь поступившие. В 1997/98 учебном году на фак-те учились 432 студента, из них - 84 студентки и 187 первокурсников. В наст. время Б. Б. ф. имеет кафедры: Свящ. Писания ВЗ, Свящ. Писания НЗ, философии, истории теологии, истории религии, общей истории Церкви, истории СПЦ, патрологии, догматики, литургики, педагогики и методики преподавания, агиологии, христ. антропологии, пастырской психологии, гомилетики и пастырского богословия, церковного права, рус., англ. и нем. языков, церковного пения и основ музыки. Фак-т закончило большое число епископов, преподавателей высших и средних богословских учебных заведений СПЦ. Здесь учились студенты из России, Чехии, Словакии, Болгарии, Греции, Албании, Венгрии, Германии и др. стран. Из наиболее известных преподавателей, сотрудников и студентов Б. Б. ф. можно назвать: библеистов Д. Стефановича и М. Ерделяна, литургиста Л. Мирковича, византологов архим. Филарета (Гранича) и Д. Анастасиевича , догматистов архим. Иустина (Поповича) и С. Гошевича, археолога Д. Глумца, философа Б. Лоренца, канониста С. В. Троицкого, психолога Р. Вучича, лингвиста Б. Чирковича, историков Р. Груича, В. Фрадинского, Д. Кашича, акад. еп. Шумадийского Савву (Вуковича) , еп. Афанасия (Евтича) , еп. Будимского Даниила (Крстича) , еп. Иоанна (Максимовича) , Н. М. Зёрнова , проф. Оксфордского ун-та Н. Н. Афанасьева , профессоров Богословского ин-та св. Сергия в Париже В. В. Зеньковского и еп. Антония (Бартошевича) , акад. Д. Богдановича, архим. Киприана (Керна) .

http://pravenc.ru/text/77884.html

С нояб. 1950 г. исполнял в течение неск. месяцев обязанности управляющего делами Берлинской епархии РПЦ. В июне-авг. 1953 г. вновь временно исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, одновременно был настоятелем кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Берлине. В мае 1955 г. назначен временно исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1 нояб. 1956 г. член Хозяйственного управления МП, одновременно являлся благочинным подворий Поместных Православных Церквей в Москве, позднее был благочинным храмов Москворецкого благочиния. С кон. 1958 г. 10 месяцев был благочинным храмов Германской епархии. В марте 1961 г. назначен на должность благочинного патриарших приходов в Финляндии, стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. 15 июля 1961 г. Свящ. Синод РПЦ определил прот. М. Зёрнова по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита назначить епископом Подольским, викарием Московской епархии, с оставлением в должности зам. председателя ОВЦС. 26 июля того же года он принял монашеский постриг с именем Киприан в честь свт. Киприана, митр. Московского. Архиерейскую хиротонию 6 авг. 1961 г. в Трапезном храме ТСЛ возглавил патриарх Алексий I. 14 ноября 1961 г. К. был назначен управляющим делами МП, постоянным членом Свящ. Синода по должности с наименованием его епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. 29 нояб. 1962 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Финляндии, ему было поручено архипастырское наблюдение за Японским благочинием. 3 авг. 1963 г. назначен помощником Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова ; † 10 авг. 1963) в управлении приходами Московской патриаршей области с возведением в сан архиепископа. В нач. 60-х гг. XX в. К. считался одним из наиболее влиятельных членов Свящ. Синода. Во время проходившей в правление Н. С. Хрущёва антицерковной кампании он немало сделал, чтобы уменьшить ущерб, причиняемый Церкви действиями советских властей. К нему часто обращались с просьбами о помощи в защите приходов, к-рым грозила ликвидация. Иногда его советы помогали уберечь храм от закрытия. Так, узнав о требовании представителя властей закрыть одну из 3 действующих в Костроме церквей, К. предложил заявить о согласии упразднить соборный храм с переносом собора в другой, но с тем, чтобы провести там ремонт, к-рый в свою очередь следовало затянуть до окончания кампании по закрытию храмов. В результате все 3 церкви в Костроме были сохранены. К. старался быстро устроить на приход священнослужителей, оказавшихся за штатом после закрытия храмов. После введения властями репрессивно высокого налога на средства, получаемые приходом, К. добился от председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова разрешения на реформирование денежного содержания приходских священнослужителей. Вместо прежней системы получения части приходского дохода священники стали получать ежемесячную зарплату в установленном размере.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

Как мы можем различить, что от Духа, а что от человека? Для самих носителей Духа нет никаких внешних гарантий, в то время как для наблюдателей единственным доказательством является опыт. Согласно словам Гамалиила, «если от людей начинание это — оно будет разрушено, а если от Бога смотрите, как бы вам не оказаться богоборцами». Это линия, которая разделяет людей на два типа. Некоторые никогда не пойдут «против течения». Других привлекает создание нового, они обречены на риск. Проблема парадоксальна со всех сторон, теоретически, морально, практически. Пусть Господь подаст вам мудрость. 15.Х.1933   В. — ПРИМЕЧАНИЯ ОТЦА ГЕОРГИЯ ФЛОРОВСКОГО _________________________________________________   16.Х.33   С. — ПИСЬМО ОТЦА СЕРГИЯ БУЛГАКОВА _______________________________________ Благодарю вас за Вашу записку, которую Вы написали со свойственной Вам точностью и добросовестностью. Хотя Вы уловили основные идеи участников беседы, все же я боюсь, что из-за его неизбежной краткости Ваш отчёт похож на ненапечатанный фотокадр, который должен быть зафиксирован в устной беседе. Однако он может послужить отправной точкой для обсуждения, особенно если Николай Зернов пришлет свои письменные дополнения к размышлению. Конечно, я не могу согласиться, что мое мнение изложено с исчерпывающей полнотой. На этот вопрос есть два взгляда, англиканский и православный, которые не совсем совпадают, а также общие богословские предпосылки, на основании которых я отстаиваю идею частичного интеркоммуниона и дополнительного (сакраментального) благословения, и которые не затронуты в Вашем отчете. Однако я вынужден отказаться от попытки записать свои идеи (как я знаю, это сделал Антон Владимирович Карташов), поскольку надеюсь когда-нибудь изложить их устно. Это совершенно не в моей власти в смысле времени. 19.Х.1933.   Письмо Н. Зёрнова, которое передает краткое содержание дискуссии по поводу проекта интеркоммуниона о. Сергия Булгакова, развернувшейся на заседании Братства Св. Софии 29 октября 1933 года в Париже

http://bogoslov.ru/article/6193014

Разносторонняя деятельность РСХД в Прибалтике привлекала православную молодежь, тем более что среди его членов были такие известные люди, как протоиерей Сергий Булгаков, иеромонах Иоанн (Шаховской), Н. А. Бердяев, А. В. Карташов, мать Мария (Скобцова), В. В. Зеньковский, Л. Н. Липеровский и Г. В. Флоровский, а также Б. П. Вышеславцев, Л. А. Зандер, С. М. Зёрнова, С. Л. Франк и другие выдающиеся соотечественники. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) писал в 60-е гг. в «Книге свидетельств», что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом «на все, что происходило в это время с Церковью в России. Церковь для русских изгнанников перестала быть чем-то внешним, напоминающим лишь прошлое. Церковь явилась и становилась смыслом и целью всего, центром бытия» . В Эстонии РСХД руководили Иван Аркадьевич Лаговский, один из основателей движения в Прибалтике и Рижского центра, Татьяна Евгеньевна Дезен и Николай Николаевич Пенькин. Брат митрополита Виленского и Литовского Елевферия протоиерей Иоанн Богоявленский, настоятель таллинского Александро-Невского кафедрального собора, редактировал с 1930 по 1940 гг. выходивший в Таллине журнал «Православный собеседник». Затем он был ректором Ленинградской Духовной Академии и семинарии, в июне 1947 г. принял монашество с именем Исидор и занимал с 22 июня 1947 г. по 18 декабря 1949 г. кафедру епископа Таллинского и Эстонского. В августе 1929 г. в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД. Душой собрания был настоятель обители епископ Нарвский Иоанн (Булин), и во многом благодаря его духовному руководству съезд, по словам одного из его участников, превратился в «великий взлет веры и любви... сломал лед самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в своей высшей точке ослепительную истину торжества православия» . Современники вспоминали выступления скромного доброго протоиерея из Нарвы Павла Дмитровского, будущего архиепископа Таллинского и Эстонского, и протоиерея из Таллина Георгия Алексеева, будущего епископа Таллинского и Эстонского Иоанна.

http://sedmitza.ru/lib/text/430328/

Но в последующие годы на первое место вышло экуменическое направление: всё больше участников стали задумываться о том, какие реальные шаги необходимо предпринять для объединения разных конфессий. Это происходило на фоне ажиотажа, вызванного образованием Всемирного совета Церквей. Одной из важнейших заслуг Николая Зёрнова стало приглашение из Парижа в Англию молодого иеромонаха Антония (Блума), ставшего самым ярким православным миссионером Великобритании в ХХ веке. Миссия без преград С первых лет своего пребывания в Англии иеромонах Антоний использовал любые доступные формы миссии: выступление на радио, встречи со студентами, общение на улицах, конференции и другие публичные мероприятия. Сложно сказать, что у него была какая-то программа или план, — скорее он просто пользовался теми возможностями, которые появлялись. По его инициативе для новоначальных активно переводились книги, в том числе богослужебная литература, с русского на английский язык. Это снятие языковой преграды привело к тому, что уже с середины 1950-х на службы в храм стало приходить всё больше англичан, валлийцев, шотландцев и ирландцев. Они допускались до пения на клиросе, даже несмотря на то, что с сильным акцентом произносили славянские слова. Хором в это время руководил брат почившего настоятеля Михаил Феокритов, передавший регентство только в 1964 году отцу Михаилу Фортунато. При храме Апостола Филиппа создали школу, где кроме православных дисциплин изучалась также и русская культура. Школу посещали не только дети эмигрантов, но и вообще все желающие. Летом ребята отдыхали в православных лагерях, которыми руководил протоиерей Михаил Фортунато. За успешное служение иеромонаха Антония сначала возводят в сан игумена (7 января 1954 года), затем в сан архимандрита (9 мая 1956 года), а уже в следующем году состоялась его епископская хиротония (30 нояб­ря 1957 года) во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского Экзархата. В 1955 году приход переехал в англиканский храм Всех святых на Эннисмор Гарденс, где он и располагается по сей день.

http://e-vestnik.ru/analytics/russkaya_z...

  Зёрнова А. С . Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веков: Сводный каталог. М., 1958. С. 105. Л. 1 (3-го счета). Описание издания см.: Гусева А. А . Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М., 2010. С. 341.  Козлов М., прот . Клир и мир. Книга о жизни современного прихода. М.: Изд. храма св. мч. Татьяны, 2007. С. 51–52. 25 января 1721 г. Nemp I подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего Правительствующего Синода. Об этом подробнее см.: Далмат (Юдин), иером . Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596–1622)//Богословский вестник. 2015. (18–19). С. 289–346. Книга Белоруссии: 1517–1917: Сводный каталог/сост. Г. Я. Голенченко. Минск, 1986. С. 70. (июль 1595 г.). Повторное издание сборника, дополненного молитвами свт. Кирилла Туровского, вышло через четыре месяца (сентябрьский год) — в октябре 1596 г. (Голенеченко, Из наиболее ранних свидетельств укажем Сказание о Борисе и Глебе (рассказывает о событиях 1015 г.). Св. Борис, ожидая своих убийц в походном стане на р. Альте, «повелел петь вечерню, а сам вошёл в шатёр свой и стал творить вечернюю молитву». Затем ранним утром велел начинать заутреню, а сам «умыв лицо своё, начал молиться к Господу Богу. Посланные же Святополком пришли на Альту ночью, и подошли близко, и услышали голос блаженного страстотерпца, поющего на заутрени Псалтырь» (Сказание о Борисе и Глебе//Библиотека литературы Древней Руси/ИРЛИ РАН; под ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 1: XI–XII века. СПб.: Наука, 1997. С. 335). Домострой. Глава 13: «Как мужу и жене молиться в церкви…» (Домострой/изд. подг. В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2007. С. 148). Электронная копия рукописи см.: Подробнее о составе см.: Далмат (Юдин), иером . История чина молитв перед сном по славянским источникам XIII–XIV вв. из собрания рукописей Синайского монастыря//Богословский вестник. 2018. (31). С. 194–203. ( )

http://bogoslov.ru/article/6172339

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010