Или новомесячие, т.е. календах и новолунии, когда луна, после ущерба, бывает невидима и покрывается ночной темнотой – ибо свет христиан вечен и всегда святится лучами солнца правды. Или субботу, чтобы не делать служебного дела и не носить тяжестей – ибо мы облагодатствованы свободой Христовой и престали носить бремя греховное. Все это, говорит апостол, тень будущего и образы будущего блаженства, – чтобы относительно того, в чем иудеи привязаны к букве и держаться на земле, – мы по духу переходили ко Христу, Который, в отличие от тени, здесь называется телом. Ибо подобно тому как истина в теле, а в тени от тела – ложь, так и в духовном разумении чиста всякая пища и питье, и должно ожидать непрерывного празднества, постоянных календ и вечного покоя. Спрашиваю: что хотел апостол сказать словами: смиренномудрием и служением ангелов, или какой они имеют смысл? Из слов Господа к ученикам: встаньте, пойдем отсюда ( Ин. 14:31 ), се, оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23:38 ), и из того, что место где Господь наш распят, духовно называется Содом и Египет ( Апок. 11:8 ), видно, что упразднено всякое иудейски-обрядовое служение, и все жертвы, какие приносят иудеи, приносят не Богу, а падшим ангелам и нечистым духам. И неудивительно, если они делают это после страдания Господа, когда и чрез пророка Амоса говорится к ним: приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя ( Ам. 5:25–26 ). Мученик Стефан, излагая это подробнее в проповеди к иудеям и раскрывая древнюю историю, говорил так: и сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков ( Деян. 7:41–42 ). А воинством небесным называется не только солнце и луна и святящие звезды, но и вся совокупность ангелов и их воинства, которые по-еврейски называются sabaoth, т.е. силы или воинства, почему и в Евангелии от Луки читаем: и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:13–14 ): ибо Бог творит ангелов своих духами и служителей своих пламенеющим огнем ( Пс. 103 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Высокий взгляд Христа проглядывает и в Его нравственных наставлениях, касающихся обыденной жизни. Так, урок смирения Он преподает в таком примере, где выставляется брак, а не другое какое-либо торжество. «Когда ты будешь позван на брак (а не на обед или ужин) не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя; и звавший тебя и его, подошедши не сказал бы тебе уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» и т. д. 93 Мы обращаем здесь внимание на то, что Христос урок смирения приурочивает к брачному пиру, а не к «обеду или ужину», о чем Он говорит тут же – в следующем 12 стихе. Высокий взгляд Христа на брак, как на что-то особенно торжественное и важное в жизни людей, проявляется и в том, что урок бдительного отношения верующих к исполнению своих обязанностей Он приспособляет к брачному торжеству, а не к простому пиру, обеду или ужину. И требует такого внимательного отношения к торжеству не только от участников оного, но и от соприкасающихся с ними по своему служебному положению. «Будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака (почему – с «брака», а не с «большого ужина», дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришедши (с брака), найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет, во вторую стражу и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» 94 . Всматриваясь в эти слова Господа, мы спрашиваем почему особенная бдительность требуется от рабов в том случае, когда господин возвращается с брачного пира, а не с большого ужина» 95 ? Почему эти рабы в данном случае удостаиваются особенной чести со стороны господина, возвратившегося с «брачного пира», так что он начинает служить им, тогда как в других случаях тот же господин, за исполнение рабом своих более трудных обязанностей, не только не награждает, а требует продолжения услуг? «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему приготовь мне поужинать, и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить; и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю» 96 . Как велика разница в положении тех и других рабов и отношении к ним господина, каждый видит своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

    «Когда же приидет Он», то есть Параклит, «Дух Истины, наставит вас на истину всю». Смотри, какая точная речь! Какая осторожность в слове! Предсказав, что придет на них Параклит, «Духом Истины» назвал Его, то есть Своим, ибо Он есть Истина. Действительно, чтобы видели ученики, что обещает подать им не наитие чуждой и инородной силы, но Себя Самого (только) другим образом, называет Параклита Духом Истины, то есть (Духом) Себя Самого, ибо Святой Дух не мыслится чуждым сущности Единородного, но происходит природно из нее и, что касается до тожества природы, есть не другое что сравнительно с Ним, хотя и мыслится имеющим личное существование.    Итак, выражение «Дух Истины» должно вести нас к полному знанию истины. Как точно знающий Истину, Которой и есть Он Дух, не отчасти будет открывать ее чтущим Его, но всецело будет сообщать тайну о ней. Ведь если и знаем ныне отчасти, как говорит Павел (1Кор.13:9), но как бы в (некоем) малом знании Он заставил сиять нам красоту истины целою и неповрежденною. Поэтому как никто не знает, что в человеке, по написанному, как только дух человека, сущий в нем, таким же образом, по моему мнению, а вернее по слову Павла, никто не знает «что в Боге, как только Дух Божий, сущий в Нем» (1Кор.2:11).     «Когда приидет», сказано, «не будет говорить от Себя ничего» вместо: даст уразуметь вам и откроет тайну об Истине. И говорить Он не будет совсем ничего, противоречащего Мне, и не будет проповедовать вам чуждого учения, ибо не введет каких-либо Своих законов. А как Он есть Дух и как бы ум Мой, то и говорить будет то, что есть во Мне. И это говорит Спаситель не для того, чтобы мы считали Духа Святаго служебным, согласно невежеству некоторых, а, напротив, из желания удостоверить учеников, что, будучи не другим чем, отличным от Него в отношении единосущности, Дух Его, конечно, «будет говорить» так и действовать и желать.    Вот именно поэтому-то и присоединил, что «и грядущее возвестит вам», как бы так говоря: знамением это будет вам того, что несомненно из Моей сущности есть Дух и как бы Мой есть ум, именно то, что Он говорит так же, как Я, ибо Я предрек, хотя вы и не могли знать всего. Ведь Он не предрекал бы будущее так же, как Я, если бы не существовал во Мне, и не происходил чрез Меня, и не был одной и той же сущности со Мною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Так и Спаситель, являясь им после Воскресения, как написано (Деян.1:4), и дав им приказание по всей вселенной возвещать благодать веры, «повелел от Иерусалима не отлучаться, но ожидать (исполнения) обещания Отца», которое они слышали от Него и из уст святых пророков. Так, в те дни, говорит Господь, «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил.2:28). И Сам Спаситель ясно возвещал, что на них придет излияние Духа, в словах: «Еще много вам имею говорить, но не можете воспринимать теперь, когда же придет Он, Дух истины, наставит Вас на истину всю» (Ин.16:12-13); и опять: «И Я умолю Отца, и иного Ходатая даст вам» (Ин.14:16). Ведь Дух хотя и есть собственный Дух Бога и Отца, тем не менее есть и собственный Дух Самого Сына, не как другой и отличный, или отдельно в Каждом (Отце и Сыне) мыслимый и существующий, но так как от Отца и в Отце по природе — Сын, будучи истинным плодом сущности Его, то и усвояет Себе по природе собственный Дух Отца, исходящий от Отца и подаваемый твари чрез Самого Сына, не в каком-либо отношении служебный или мыслимый в подчинении, но как, согласно только что сказанному мною, изникающий из самой сущности Бога и Отца и изливаемый на достойных принять Его чрез Слово единосущное и из Него (Отца) явившееся — разумеется явление к бытию самому по себе (к самобытности), — в Нем пребывающее и сущее всегда и вместе (с Ним) и как бы отдельно (от Него). Ведь мы утверждаем, что Сын существует самоипостасно и с другой стороны как пребывает в Своем Родителе, так и имеет в Себе Родившего (Его). А что Дух Отца является Духом Сына и Отца, посылающего или обещающего раздавать Его святым, и Сын опять дает Его как собственный, по причине тожества сущности с Отцом, и что Отец во всем действует чрез Него, — на это опять ясно указал Сам в словах: «Полезно вам, чтобы Я отошел: ибо ежели не отойду, Ходатай не придет к вам» (Ин.16:7), и в другом изречении: «И Я умолю Отца, и иного Ходатая даст вам» (Ин.14:16). Здесь ясно обещает, что Сам пошлет нам Ходатая.    Итак, если ученики, следующие Моим словам, назначены для посланничества в мире по Моему примеру, то «соблюди» их, «Святый Отец, в истине Твоей», то есть в Твоем Слове, в Котором и чрез Которое является освящающим и исходит Дух.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

«Тогда Иуда, предавший Его» (Иисуса), «увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» ( Мф. 27:3–5 ). Слова Евангелиста подтверждают все то, что мы сказали о планах Иуды, когда он предавал Господа. Евангелист говорит, что Иуда раскаялся, когда увидел, что Иисус осужден. Такого раскаяния не могло быть, если бы он предавал Его на смерть. Имей он это намерение, он ликовал бы теперь вместе с первосвященниками. Ясно, что его интересы в данном случае перекрещивались с интересами первосвященников. Продавая им Иисуса, он преследовал совершенно другие цели, чем первосвященники, покупавшие Иисуса. Раскаявшись, Иуда «возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам». Ясно, что он продавал Иисуса не из-за этих ничтожных денег. Если бы он интересовался оценкой главы Иисуса, то он, во-первых, не возвратил бы этих денег; а во-вторых, он назначил бы самую высокую цену, а не тридцать сребренников, и, без сомнения, получил бы. Мы видим, что те же первосвященники и старейшины, когда «некоторые из стражи... объявили» им о факте воскресения Иисуса, «сделав совещание, довольно денег дали воинам», чтобы они сказали, что «ученики» Иисуса, «придя ночью, украли» тело «Его, когда» они «спали». А так как подобной ложью и клеветой воины подвергали себя обвинению в небрежности при исполнении служебного долга, то первосвященники успокоили их тем, что они не пожалеют золота, чтобы уладить это дело: «И аще сие услышано будет у игемона, мы утолим его и вас безпечальны сотворим» ( Мф. 28:11–14 ). В подобных случаях евреи не жалеют денег, если вопрос в том, “быть” или “не быть” им при своих местах. Само собою понятно, что и Иуда мог бы получить тысячи и десятки тысяч за Иисуса, если бы он продавал Его на смерть. Но он получил только тридцать сребренников, потому что его прельщало что-то другое, а не эти тридцать сребренников. Он даже сам и не назначал цены и не торговался, а только предложил свои услуги, а чтобы не заподозрили его в обмане и лукавстве, он упомянул и о плате за свои услуги. Он «сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников». И без всякого дальнейшего торга он согласился… «и с того времени... искал удобного случая предать Его» ( Мф. 26:14–16 ). Заинтересованные деньгами так не поступают!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Двенадцать ворот означают и двенадцать апостолов, через проповедь которых все народы входят в Церковь . Это и двенадцать догматов апостольского учения (см. никео-цареградский Символ веры ), просвещающие весь мир. Двенадцать апостолов указывают вход к Богу и в Его город. На воротах города соответственно двенадцать ангелов . О том, что верным дается ангел-хранитель, неоднократно свидетельствует Писание: «Ибо (Бог) Ангелом Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» ( Пс. 90:11–12 ). Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ). «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ). В то, что всякий христианин имеет своего ангела-хранителя всегда веровала Церковь . «Тем более, – пишет Андрей Кесарийский , – двенадцати апостолам споспешествуют в евангельской проповеди двенадцать первейших ангелов». Двенадцать особых, высших ангелов покровительствовало двенадцати апостолам в их трудах. Они стоят как привратники Церкви и небесного города вечности. Эти ангелы охраняют всегдашнюю радость и веселие, совершеннейшую чистоту обитателей святого города. Далее тайнозритель описывает расположение стен и ворот города: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стены города соответствуют четырем сторонам света. На каждую сторону – по трое ворот. Это напоминает устройство Соломонова медного моря в храме. «Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку, – и море на них сверху» ( 2Пар. 4:4 ). Трое ворот на всех четырех сторонах означают, что через апостольскую (12) проповедь народы всех четырех сторон света придут поклониться Пресвятой Животворящей Троице. Крестообразное расположение ворот показывает, что именно крест научает все народы истинному богопочитанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так произносится отпуст до Страстной седмицы; в Страстную же седмицу свой отпуст произносится. [ По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас. Хор: Аминь. ] И поется многолетие.) После же отпуста [читаются] благодарственные молитвы (см. выше, стр. PAGEREF _Ref478318869 h 49 ). Также: Ныне отпускаешь: Трисвятое. И по Отче наш: Тропарь, глас 4 Благодать божественную свыше получив,/славный Григорий, от Бога,/и Его силою укрепляемый,/шествовать путем Евангельским ты возжелал, –/потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, –/Его моли, да спасёт души наши. Слава, кондак, глас 3 Подражателем Начальника пастырей Христа/явился ты, отче Григорий,/сонмы иноков во двор небесный направляя,/потому и научил ты овец Христовых заповедям Его./Ныне же с ними ликуешь и радуешься/во обителях небесных. ) И ныне, Богородичен, глас 6 Защита христиан надежная,/Ходатайство ко Творцу неизменное!/Молитвенных голосов грешников не презри,/но скоро приди, как Благая, на помощь нам,/с верою взывающим Тебе:/«Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица,/всегда защищая чтущих Тебя!» Конец Божественной Литургии Преждеосвященных [Даров]. Чин литии Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) Псалом 90 Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возглас: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Третья статия 18 кафизмы Из глубины я воззвал к Тебе: ( Пс 129 – 133 ) Во время чтения третьего антифона совершается три поклона, св. Агнец переносится на жертвенник, – народ в это время простирается ниц; в чашу вливаются вино и вода, св. Дары покрываются, совершается каждение, перед св. Дарами ставится свеча и снова совершается поклонение.) Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Хор [на каждое прошение]: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Молитва светильничная четвертая Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твоё святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых Твоих. Возглас: Ибо Ты – Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. [Затем] поется [псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами на] «Господи, воззвах:» [в это время совершается] диаконом [полное] каждение [храма] по уставу. И вход с кадилом [или с Евангелием, если оно читается]. Молитва входа Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тебя мы уповаем, да не постыдишь нас, Боже наш. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Также целуют и икону Богородицы, читая тропарь: Милосердия источник, удостой нас сострадания, Богородица; взгляни на людей согрешивших, яви как всегда силу Твою, ибо, надеясь на Тебя мы взываем Тебе: «Радуйся», как некогда Гавриил, начальник воинств бесплотных. Затем, приклонив главу, священник говорит: Господи, ниспошли руку Твою с высоты святого жилища Твоего и укрепи меня на предстоящее служение Тебе, чтобы я, не подвергаясь осуждению, предстал страшному престолу Твоему и бескровное священнодействие совершил. Ибо Твоя сила и слава во веки веков. Аминь. (Также, по обычаю: Ослабь, отпусти, прости, Боже, согрешения наши вольные и невольные, совершённые делом и словом, сознательно и по неведению, ночью и днём, в уме и мысли, – всё нам прости, как Благой и Человеколюбец. ) И кланяются [друг другу,] клиросам [и народу, испрашивая прощения. ] И входят в алтарь, читая [псалом]: Войду в дом Твой, поклонюсь пред храмом святым Твоим в страхе Твоем. Господи, поведи меня в правде Твоей ради врагов моих, направь пред Тобою путь мой. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гроб открытый – гортань их, языками своими обманывали. Осуди их, Боже, да отстанут они от замыслов своих, по множеству нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все надеющиеся на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё. Ибо Ты благословишь праведника, Господи, как оружием благоволением Ты оградил нас. Войдя же во святилище, совершают три поклона перед святым престолом, и целуют святое Евангелие и святой престол. Облачение Затем каждый берет свой стихарь, и совершают три поклона к востоку, говоря в себе: Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня. (3) Затем диакон подходит к священнику, держа в правой руке стихарь со орарем, и склонив пред ним главу, говорит: Благослови, владыка, стихарь с орарем. Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. И диакон, отойдя в сторону, облачается в стихарь, молясь так:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010