Следующим характерным моментом христологии Штайнера является то, что Штайнер подчиняет Христа «космическим силам»: «Когда в последние три года своей жизни, от тридцати до тридцати трех лет Иисус из Назарета как Иисус Христос странствовал по Земле в Палестине, в Нем непрерывно действовала вся космическая сущность Христа. Христос стоял всегда под влиянием всего Космоса. Он не делал ни одного шага без того, чтобы на Него не действовали космические силы (выделено нами. – В.П.)» 46 . Как видим, Христос оказывается не Богом, Которому «дана… всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ), а существом, подчиненным Космосу и слепо выполняющим повеления неких космических сил. Приняв христологию Рудольфа Штайнера, христианам придется отказаться от слов апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ), потому что Бог , над Которым еще есть управляющий Им «Космос», – уже не Бог, а всего лишь служебная сила, наподобие ангела. Истинным Богом Штайнера, подчинившим себе даже Христа, оказывается безликий космос. Уже из одного этого нетрудно сделать вывод, что фантазии Рудольфа Штайнера о Христе к христианству не имеют никакого отношения, они не только не помогают «…понять христианство глубже и сердечнее» 47 , но уводят читателя от Христа, явленного в Божественном Откровении. Христианство учит, что Бог творит мир через Слово ( Ин.1:1–3 ), в христианстве Христос – присносущий Бог: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ), «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк.10:18 ). В антропософии же Штайнера жизнь Христа подчинена … гороскопу: «И то, что происходило здесь с Иисусом из Назарета, было постоянным исполнением гороскопа (выделено нами. – В.П.): ибо в каждый момент происходило то, что обычно происходит только при рождении человека. Это могло быть так лишь потому, что все тело Натанового Иисуса оставалось доступным для влияний всей совокупности ведущих нашу Землю сил космически-духовных иерархий» 48 . Обоснование своего мнения Штайнер, как ему кажется, находит в Священном Писании, а именно в тех местах Евангелия, где указывается время совершения тех или иных событий: «То существо, которое странствовало тогда по Земле, имело, без сомнения, вид всякого другого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovmesti...

Крепко усвоив веру в Божество Христово, апостолы насаждали эту веру в Него и среди всех народов. С раскрытия Божественной природы Иисуса Христа евангелист Иоанн начинает свое Евангелие: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ...Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть ...И Слово стало плотью и поселилось среди нас, полное благодати и истины: и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца...Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил (Бога) ( Ин.1:1,3,14,18 ). Наименование Сына Божия Словом более, чем другие наименования раскрывает тайну внутреннего взаимоотношения между Первым и Вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Отцом и Богом Сыном. Действительно, мысль и слово отличны друг от друга в том, что мысль пребывает в разуме, а слово есть выражение мысли. Однако они неразлучны. Ни мысль не бывает без слова, ни слово без мысли. Мысль есть как бы внутри сокровенное слово, а слово есть выражение мысли. Мысль, воплощаясь в слово, передает слушателям содержание мысли. В этом плане мысль, будучи самостоятельным началом, есть как бы отец слова, а слово – как бы сын мысли. Прежде мысли оно невозможно, но и не откуда-либо извне оно происходит, но только от мысли и с мыслью остается неразлучным. Подобным образом и Отец, величайшая и всеобъемлющая Мысль, произвел из Своего недра Сына-Слово, Своего первого Истолкователя и Вестника (по св. Дионисию Александрийскому ). О Божестве Христовом апостолы говорили со всей ясностью: мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, чтобы мы познали Бога истинного и да пребудем в истинном Сыне Его Иисусе Христе ( 1Ин.5:20 ). От израильтян родился Христос по плоти, сущий над всеми Бог ( Рим. 9:5 ). Мы ожидаем блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит.2:13 ). Если бы иудеи познали [премудрость Божию], то не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:8 ).В Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ). Беспрекословно – великая тайна благочестия: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). О том, что Сын Божий не творение, а Творец, что он безмерно выше всех созданных Им существ, апостол Павел обстоятельно доказывает в 1 и 2 главах своего Послания к Евреям. Ангелы – это лишь служебные духи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

малодушием, отчаянием, гневом, присвоением чужого, злоупотреблением, потворствам грехам, попущением, суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, суетностью, роскошью, недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством, холодностью, страстью к чтению пустых книг, нерадением к чтению Святого Евангелия и других духовных книг, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо осуждения и самообличения, недобросовестным исполнением служебных обязанностей, недоброжелательством, небрежностью, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, нерадением, небрежностью в молитве и добрых делах. ругательством, суеверием, гаданием Во всех сих беззакониях я согрешил и ими Всесвятаго Господа моего и Благодетеля безмерно оскорбил, в чем повинным себя признаю, каюсь и жалею. Сокрушаюсь горько о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюстися. Общая исповедь, составленная священником м. Пеньковским 1 . Не стыдился ли ты перед людьми неверующими и иноверными своей православной веры? – Многие, называя себя православными христианами, стыдятся пред людьми неверующими и иноверными исповедовать свою православную веру; стыдятся, например, носить нательный крестик, молиться перед и после принятия пищи, исполнять утренние и вечерние молитвы, ходить в храм Божий, исполнять христианские обряды, посты, принимать святые таинства. Христианин! Не стыдись веры своей! Не стыдись, чтобы и Христос не постыдился тебя, ибо Он Сам говорит: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк.8:38 ). О, как страшны должны быть эти слова для нас грешных! Ибо что мы скажем в оправдание своего маловерия? 2 . Христианин! Не грешил ли ты суеверием? Даже среди верующих можно видеть таких людей, которые верят в тяжелые дни, пустые сны, всякие приметы и наговоры. Все это грешно, все это ложно и суетно! Господи! Прости нам грехи суеверия, ворожбы, гадания!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

А слова: до Азаила, т е. до ближайшего [места] обозначают то, что хотя два Завета, – Закон и Евангелие, – соединены вместе, но соединены так, что они скорее весьма близки [между собой], но они не суть едино; действительно, мы многое из Ветхого Завета отбросили, и заимствовали от новой благодати. А когда все это в действительности совершится, тогда придет, – говорит, – Господь Бог мой, и все святые с Ним. Если же мы пожелали бы вместо переведенного нами побежите последовать переводу других: будет засыпана, или: наполнится долина гор тех, то скажем следующее: Пришествие Господа Спасителя по разделении двух народов засыплет и наполнит ту пропасть, которая разделяла два народа, так что они по ровному пути будут совместно восходить к Нему. LXX: И в день тот не будет света, но холод и стужа будет в день тот, и день тот будет известен Господу, но не день и не ночь, а к вечеру будет свет. – Очевидно, что здесь говорится о втором пришествии Господа Спасителя, о котором и Иоанн говорит в откровении своем [или: так]: Вот придет Он с облаками, и увидит Его всякое око, и те, которые Его пронзили ( Апок.1:7 ). И Господь в Евангелии предвозвещает, что Сын Человеческий имеет придти на облаках небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 ). Он придет с облаками, т. е. с ангелами, которые суть служебные духи, посылаемые на различные служения, а также с пророками и апостолами, о которых написано: Истина твоя даже до облаков ( Пс.35:6 ). Когда же приблизится день пришествия Его, то не будет света, но холод и сильная стужа, по причине охлаждения любви у всех, и вследствие множества имеющих наступить бедствий, когда охладеют все и утратят пламень прежней веры. А после того как всех грешников скует холод и сильная стужа, наступит один вечный день, так как свет и мрак, ночь и день уже не будут взаимно сменять друг друга; но сам Господь будет светом всех, о чем более полно говорит Исаия: Не будет тебе солнца для освещения днем, и восходящая луна не будет светить ночью ( Ис.60:19 ). Он и в другом месте восклицает к Иерусалиму: Светись, светись Иерусалим ибо придет свет твой над тобою, и слава Божия взойдет над тобою. Ибо вот тьма и мрак покроют землю над народами, а над тобою явится Господь, и слава Его будет явлена на тебе. И пойдут цари во свете твоем и народы в сиянии твоем ( Ис.60:1–3 ). Если же тьма и мрак покроют землю над народами, то, с другой стороны, каким образом народы будут ходить в сиянии Господа? Но во тьме будут те народы, которых скует холод и стужа их; а во свете Господнем будут ходить те народы, которые последуют за царями, [т. е ] за апостолами и пророками, о которых написано: Сердце царя в руке Божией ( Прит.21:1 ). Наконец, в вечернее время, т. е. во время мрака и скорби всех грешников, для святых будет свет, и один вечный день; и если этот день известен Господу, ибо Он но может не знать того, что Он сотворил, то необходимо размыслить: каким образом Он говорит в Евангелии, что этого дня не знают ни ангелы, ни Сын, а только один Отец ( Мф.24:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если мы любим Бога, то должны любить Его Пречистую Матерь, и друзей Его – Святых, которые всю жизнь свою посвятили на служение Ему, терпели страдание за Него, жертвовали Ему всем, и столько угодили Ему, что получили от Него дар чудотворения и в жизни своей, и по смерти. Как же возможно не прославлять Святых, когда Св. Писание говорит: «Хвалите Бога во святыне Его»» ( Пс.150:1 ); «Честь сия – всем святым Его» ( Пс.149:9 ). «Память праведника пребудет благословенна» ( Притч.10:7 ). А в Евангелии сама Преблагословенная Богородица говорит: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Если мы чувствуем свою греховность, своё недостоинство перед Господом, «пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы», то мы непременно должны сознавать необходимость иметь молитвенников за нас, более угодных Ему. Мы видим из Св. Писания, сколь полезна нам молитва святых. Сам Бог говорит: «Пойдите к рабу Моему Иову; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иов.42:8 ). И Апостол пишет: «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Если Ап. Павел просил верных молиться за него ( 1Фес.5:25 ; Кол.4:2–4 ), и почитал это нужным для себя, то тем более для нас, грешных, необходимы молитвы святых. Ещё в Ветхом Завете мы видим, что Ангелы были всегда помощниками человекам, и что их призывали в молитве. Так Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» ( Быт.48:16 ). Ангел Товии говорит: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов.12:15 ). Тогда праведное семейство, падши на землю, поклонилось вестнику небесному. И Ап. Павел пишет: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Как же нам не молить этих добрых помощников, этих хранителей ангелов, которых даёт нам Бог? Если Ангелы слышат молитвы верных, то уже конечно слышат нас и Св. Угодники Божии, ибо Господь сказал: «сподобившиеся достигнуть того века равны Ангелам» ( Лк.20:35–36 ). Ап. Пётр обещает верным молиться за них по кончине своей ( 2Пет.1:15 ). В Апокалипсисе Иоанн пишет: «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

«Неудивительно, что для обличения немощи антихриста и легкомыслия прельщенных Божественная сила чрез пророков Еноха и Илию преложит море как бы в кровь убитого и погубит все сущее в нем, как некогда сделал Бог чрез Моисея в Египте ( Исх. 7:19 ) (…). Вероятно и другое предположение, что сим означаются поражения во время браней при его пришествии; ибо когда Гог и Магог будут наступать друг на друга во всех частях вселенной и когда непокоряющиеся ему цари будут истребляемы со всем войском, а по местам произойдут убийства, тогда вследствие морских битв море осквернится кровью и от убиваемых там ею же обагрятся реки» (св. Андрей, гл.47). Откр. 16:4–6. И mpemiй Ангелъ uзлiя фiaлъ свой на рки и на источники водныя: и бысть кровь. И слышахъ Ангела воднаго глаголюща: праведенъ еси, Господи, сый и Иже б, и преподобенъ, яко ciя судилъ еси: зане кровь святыхъ и пророкъ uзлiяшa, и кровь имъ далъ еси пити: достойни бо суть. Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. «Отсюда видно, – говорит св. Андрей, – что над стихиями поставлены Ангелы» (гл. 48). Здесь также идет речь о страшных кровопролитиях, которые произойдут перед кончиною мира во времена антихриста Откр. 16:7. И слышахъ другаго от олтаря глаголюща: ей, Господи Боже Вседержителю, истинни и прави суди Твои. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои. «Итак, говорит, из сего служебного жертвенника был слышен глас, восхваляющий справедливость суда Божия, превосходящего всякий ум и слово. Кроме того и из Евангельских Писаний мы знаем, что умные силы радуются и веселятся о спасении обращающихся чрез покаяние, скорбят о совращении их с пути истинного и благодарят Бога за наказание преступающих Божественные заповеди, чтобы, хотя отчасти, получить им прощение грехов» (св. Андрей, гл.48). Откр. 16:8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

п. Апостол требует также, чтобы ищущий священства имел доброе свидетельство и от внешних ( 1Тим.3:7 ) или нехристиан, т. е. заслуживал хорошее о себе общественное мнение, которое необходимо для поддержания нравственного доверия к пастырю. От диаконов, по самому служебному положению своему близко стоявших к верующим, апостол требует тех же нравственных качеств, каких от епископа и пресвитера, прибавляя, что: а) они не должны быть двуязычны, т. е. болтливы и пересудливы в отношении к тому, что они видят при служебном посещении чужих домов; б) хранить таинство веры (или христианское вероучение) в чистой совести, т. е. без всякой хитрости и притворства, a по изъяснению блаженного Феодорита , свою веру оправдывать делами. VIII. Отношение истинного пастыря к своей пастве. (Деян.20:16–35; 1Пет.5:1–4) Отношения истинного пастыря к пасомым очень подробно и живо указаны апостолом Павлом в его в высшей степени задушевной прощальной речи к ефесским пресвитерам, которых он собрал в Мелит (главный город острова Лесбоса), спеша в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Вспоминая прежде всего о своих трудах, свидетелями которых были сами ефесские пресвитеры, апостол обращает особенное внимание их на то, что он работал Господу со всяким смиренномудрием и, несмотря на разные огорчения, причинявшиеся ему злонамеренными Иудеями, не пропустил ничего полезного, о чем бы не проповедовал и не учил всенародно и по домам. В Иерусалиме также ожидали его узы и скорби, но он ни на что не взирал и не дорожил своею жизнью, лишь бы только Господь сподобил его с радостью окончить апостольское его служение, на которое он призван, и которое состоит в проповедовании Евангелия о благодатном Царстве Божием. Так как он не упускал возвещать им всю волю Божию, то совесть его чиста, и он не повинен ни в чьей погибели. С таким же вниманием к своему долгу и к интересам всей паствы апостол призывает относиться и ефесских пресвитеров. Как на особенное побуждение к такому именно самоотверженному отношению к пастырскому делу апостол указывает на то, что пресвитеры поставлены Духом Святым быть блюстителями и пастырями Церкви, которую Христос приобрел Себе Кровью Своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

«Когда Моисей поставил скинию и помазал её, и освятил её и все принадлежности её...... тогда пришли... начальники колен... и представили приношение своё пред Господа: шесть крытых повозок и двенадцать волов, – по одной повозке от двух начальников и по одному волу от каждого, – и представили сие пред скинию» 601 . «Двенадцать князей (в иносказательном смысле) изображают служебных духов, а волы – Апостолов. Двенадцать колен, от которых произошли Пророки и Апостолы, были также образом их. Шесть колесниц изображають шесть стран, в которые пронеслось Евангелие Христово». – (Затем), «принёс приношене своё Наассон, сын Аминадавов, от колена Иудина. Приношение его было: одно серебряное блюдо.... одна серебряная чаша..., одна золотая кадильница» (Числ, VII, 12–14) и проч. ««Одно серебряное блюдо» изображает нравы Апостолов, а «серебряная чаша» изображает нравы Пророков. «Кадильница», исполненная благовоний, изображает душу Еммануила, которой не возмущали греховные страсти..... И ещё: «кадильница» представляет собою избранную Церковь , восходящую в скинию мысленную; а ароматы в кадильнице изображают племена и народы, которые верою соединены в воню благоухания» 602 . Для служения при скинии было определено колено Левиино, причём из рода Ааронова выходили первосвященники и священники. Поставляя во священники, Моисей «кровию и елеем помазывал жрецу правое ухо, правую руку, а также правую ногу ( Лeb. VIII, 23. 24 ). Это – образ дарованных нам благ. Кровь – образ спасительной крови, а елей – образ всесвятого помазания; правое же ухо – прознаменование похвального послушания, а рука и нога – символы добрых дел. Посему-то помазаны были правая рука и нога правая, так как есть дела шуии и послушание вредное» 603 . – Первым первосвященником был брат Моисея, Аарон. – В 23 ст. VI гл. кн. Исх. Моисей говорит о последнем: «Аарон взял себе в жену Елизавету, дочь Аминадава, сестру Наассона; и она родила ему Надава и Авиуда, Элеазара и Ифамара». Не без цели, замечает Бл. Феодорит, Моисей «сделал нам известным не только отца, но и брата жены первосвященника Аарона.... (Этим он) указует соединение колен: царского и священнического, потому что Наассон – сын Аминадава; Аминадав сын Арама; Арам – сын Есромов; Есром – сын Фаресов; а Фарес – сын Иудин; сам же Наассон был племеноначальник Иудин. От сродства их произошёл, по плоти, Господь. Посему не напрасно Моисей указал на соединение колен царского и священнического, но этим показывает, что Владыка Христос происшёл от обоих колен, став, по человечеству, и Царём, и Священником» 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Различные уровни понимания библейских текстов создали пространство богословской, моральной и философской рефлексии. Кроме того, возникла настоятельная потребность защищаться от нападок противников (со стороны евреев, язычников, еретиков, гностиков), искажавших евангельское послание, отстаивать идентичность христианства на всех его уровнях. В этом затянувшемся на несколько веков периоде формирования христианской культуры можно выделить три этапа: 1) «Апостольских Отцов» 1 века, названных так потому, что они были связаны с духом учения апостолов, где нет ещё философских проблем, лишь моральные ( Климент Римский , Игнатий Антиохийский , Поликарп Смирнский ); 2) четырёх отцов-апологетов, которые вели во втором веке систематическую защиту христианства, причём часто среди их противников оказывались философы. Тогда же началось использование философских инструментов для построения защиты; 3) наконец, период собственно патристики с 3 века до начала Средних веков, в которой философский элемент платоновского типа играл особенно заметную роль. Очевидно, что основными интересами этих людей, в том числе и самых образованных из них, были религиозный и богословский. Философия выступала всегда в служебном плане. Базовым тезисом рационального опосредования и систематизации христианской философской доктрины стал пролог к Евангелию от Иоанна, где речь идёт о «Слове”, о Христе как «Слове " - «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было вначале у Бога. Всё через Него произошло, и без Него ничего не произошло, что произошло. В Нём была жизнь и жизнь была свет людям; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его... В мире был, и мир через Него произошёл, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти... но от Бога родились. И Слово стало плотью и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца... Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил Его»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

И Христос Спаситель, как единородный Сын Божий и Богочеловек, воцарится во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:33 ). «Положу в подножие ног Твоих»: слова означают совершенную победу над врагом. Образ выражения взят с древнего обычая победителей попирать ногами побежденных врагов ( Нав.10:24 ). Враги царства Христова: диавол, которого Иисус Христос победил Своею смертию; мир, т.-е. все живущие по плоти и неверующие в Иисуса Христа, для которых учение Иисуса Христа служит соблазном или кажется безумием ( 1Кор.1:23 ), но которых или могущество благодати Христовой покорит Евангельскому учению, или сила правды и суда Божия обуздает и смирит; и смерть. Об этом последнем враге Апостол говорит: последний же враг испразднится (истребится) смерть ( 1Кор.15:26 ). Егда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою (ст. 54). 14. Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение»? Сказав о Божественном величии, власти и славе Иисуса Христа, Апостол раскрывает служебное отношение к Нему святых Ангелов. Апостол сказать выше о непосредственном отношении Ангелов к Иисусу Христу: Егда вводит Первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии ( Евр.1:6 ); а теперь показывает, что Ангелы, по воле Господа Спасителя, служат не только Самому Иисусу Христу, но и людям, заботясь об их спасении. Святый Златоуст изъясняет слова Апостола так; «Он (Павел) говорит какбы так: Ангелы употребляются на. то, – служение их состоит в том, чтобы служить Богу для нашего спасения. Таким образом дело Ангелов– исполнять все к нашему спасению. Хотя это есть дело Самого Христа, но Он спасает нас, как Владыка, а они как слуги; и мы, хотя рабы, но сослужители Ангелов. Что вы, говорит, удивляетесь Ангелам? Они – слуги Сына Божия, всюду посылаются для нас, служат для нашего спасения; следовательно они – сослужители наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010