«Душа Моя теперь возмутилась – сказал Он, – и что Мне сказать? Отче ! Избавь Меня от часа сего ! Но на сейчас Я и пришел . Отче ! Прослави имя Твое » ( Ин. 12:27–28 ). Тогда как бы гром прогремел в храме. Божественный глагол прозвучал с неба: « И прославил и еще прославлю ...» Народ, стоявший здесь и слышавший это, говорил: «Это гром». А другие говорили: «Ангел говорил Ему». Никто в точности не понял слышанных слов, но всем было ясно, что сейчас совершилось в храме что-то великое и неизъяснимое, что было свидетельством с неба. Тогда Иисус сказал: «Не для Меня был голос сей, но для народа... Ныне суд миру сему... Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Эти слова Христос сказал, чтобы люди поняли, какой смертью Он умрет, т. е. что Он будет распят. Но ни великие чудеса, ни голос с неба, ни божественное слово Христа не могли пробудить веры в очерствелых сердцах врагов Истины. Что же помешало им поверить в Божество Иисуса Христа? Апостол и Евангелист Иоанн отвечает на это словами пророка Исаии: «Потому не могли они веровать, что народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:10 ). Однако, многие из начальников иудейских все же уверовали во Христа, но они боялись открыто признаваться в этом, чтобы не быть отлученными от синагоги. Не хотели отказаться от почетного звания начальников, не хотели портить свои служебные отношения и терять связи с влиятельными лицами и синагогой, «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» , – продолжал Господь. «...Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Сказав это, Христос отошел и скрылся от них ( Ин. 12:36,46 ). 40. Тайная Вечеря ( Мф. 26:17–35 ; Мк. 14:12–26 ; Лк. 22:7–39 ; Ин. 13:1–38 ) Приближалась Пасха, когда нужно было заколоть пасхального агнца. Это был самый великий иудейский праздник, в котором должно было принимать участие все население. Христос с двенадцатилетнего возраста каждый год приходил на эти дни в Иерусалим. И теперь ученики Христовы спросили своего Учителя: «Где хочешь есть Пасху? Мы найдем и приготовим» ( Мк. 14:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Насыщение трупами понимаем здесь в том же смысле, какого держались и ранее. И еще: как Бог сказал некоторым через Исайю: были мне в тягость ( Ис. 1:14 ), так и для святых неприятно, тяжко и мерзостно всякое плотское движение.   60. [О том, что Сатана от распятия Христова связан до кончины века, и о тысяче лет]   И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и Сатана, и сковал его на тысячу лет, низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. Здесь [апостол] рассказывает о низвержении диавола, случившемся во время страданий Владыки, когда его, считавшего себя сильным, связал всемогущий Христос 688 , Бог наш, и, избавив от его власти нас – его добычу, – осудил ввергнуть в бездну. Это видно из того, что бесы просили Его не посылать [их] в бездну 689 . А что он был связан, о том свидетельствует уничтожение идолослужения, разрушение идольских капищ, оскудение жертвенных кровей и всемирное распространение и познание божественной воли. Великий Ириней говорит, что в пришествие Христово диавол первый раз узнал, что он осужден в бездну и в геенну огненную. Посему под сказанным выше можно, думаю, разуметь осуждение Христом диавола. Представляя же ангела, служащего при сем осуждении, показывает, что по силе диавол менее даже служебных сил и напрасно поэтому восстал против власти Владеющего всем. Цепью для разумения нашего назвал действие, связующее и удерживающее силу его. Тысячу лет благоразумнее понимать не как таковое именно количество лет, но считать их или за многие годы, или за число совершенное; ибо многими только по количеству, но не десятками сотен считаются и те тысячи, о которых сказал Давид: слово, которое заповедал в тысячу родов ( Пс 104 /105:8). Это число может означать многие годы, чтобы Евангелие было проповедано во всем мире и укоренились в нём семена благочестия; может означать и совершенное число, потому что, оставив младенческую подзаконную жизнь, все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Итак, тысячей лет называется время от воплощения [Сына Божия] до пришествия Антихриста. Так ли это, как истолковали мы, или сказанная тысяча лет есть десять раз по сто, как думают некоторые, или даже меньше этого, сие известно одному Богу, знающему, до какого времени полезно вам Его долготерпение и продолжение нашей жизни. По истечении же сего времени всю вселенную смутит Антихрист, вмещающий в себе действие начальника зла, изливая на людей потоки его ядоносной злобы, ибо он знает о неизбежности своего наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Тайная вечеря сама носила жертвенный характер. Вот слова из Тайной вечери ( 1Кор. 11:24 ) – “Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое”. “За вы ломимое” – это говорит о жертвенном характере того, что было на Голгофе. Хлеб, который Он дает, не просто хлеб для насыщения, а «Тело, за вы ломимое”. Или, как у евангелиста Луки (22:19), “еже за вы даемое”. Лк. 22:20 – “Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается”. Здесь, с одной стороны, “Новый Завет”, а с другой – “которая за вас проливается”. Мф. 26: 28 – “Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”. Почему эти слова говорят о жертве? Потому что пища, даже если это истинное брашно и истинное питие, дается людям, приносится людям, а не за людей, не для оставления грехов. А здесь происходит это за людей и для оставления грехов. Эти выражения – “за вы ломимое” и “за вы проливаемая” – говорят о том, что это Евхаристическая жертва, в данном случае обозначающая раздробление хлеба. Устанавливая Евхаристию, Спаситель употребил выражение “Новый Завет”. Дело в том, что и Ветхий Завет утверждался жертвенною кровью. Евр. 9:16–18 – “Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших, оно не имеет силы, пока завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови”. Исх. 24:8 – “И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих”. “Сие творите в Мое воспоминание”. Почему столь настойчиво в этом важном месте так говорится? Хлебная жертва, которая описана в главе 2 книги Левит, как раз называется жертвою в память (по-гречески это звучит как “в воспоминание”). “В воспоминание” – евр. “аскарах” (“заставить помнить”), греч : “мнемосион” или “анамнесис”. Что касается предмета памяти, в Ветхом Завете было “во еже спасти Мя Господу” ( Пс.69:2 ). Ср. Деян.10:4 . Хлебная жертва, которая здесь вспоминается, должна была быть естественно воспомянута, потому что на Тайной Вечери происходило священнодействие, хотя и ветхозаветное. Случайных слов там не было, как и в наших Служебниках, поэтому если Господу было угодно произвести изменение в ветхозаветном служебнике, сделать добавление в рамках ветхозаветной Пасхи, чтобы установить Пасху новозаветную, то здесь не могло не быть ассоциации с хорошо известным, в данном случае с понятием о жертве воспоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Гностическое учение об «эонах» особенно сильно было распространено во Фригии и в частности – в Колоссах, почему ап. Павел и предостерегает Колосских христиан от обольщения учением гностиков от «служения ангелов», т. е. «эонов». Это языческое служение существовало даже в 4 веке, проникнув и в среду христиан, почему Лаодикийский собор, бывший в 357 году, сделал следующее постановление: «Не подобает христианам оставлять церковь Божью, и отходить, и ангелов именовать, и творить собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, понеже оставило Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению» (Прав. 35–е). Церковь же Православная не считает Ангелов творцами мира, не ставит их выше Христа, а верит, что «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ), верит, что они – Божьи слуги, «крепкие силой, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» ( Пс. 102:20 ). 4) Сектантам, приводящим против почитания св. Ангелов 19–й стих 4 главы Второзакония, необходимо читать этот стих до конца: «так как Господь Бог твой уделил их всем народам под всем небом», – для того, чтобы понять, что под «воинством небесным» здесь разумеются не св. Ангелы Божьи, а небесные светила, которые полудикие язычники считали за богов (сабеизм) и, восходя в ясные ночи на кровли домов своих, покланялись светилам и приносили им жертвы. «Поднимите глаза ваши, говорит пророк Исаия, на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их (светила) счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Исаии 40:26). Нужно ли говорить сектантам о том, что св. Ангелов язычники не чтили, ибо не верили в них, и что православные христиане не выходят по ночам на кровли домов своих, чтобы там молиться и приносить жертвы св. Ангелам? Только по невежеству своему сектанты относят места св. Писания, говорящие о языческом почитании Светил небесных, к христианскому почитанию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но что говорит апостол Павел? «Бог, многократно и многообразно глаголавший древле отцам посредством пророков, в последние дни сии (заметьте – последнее), глаголал нам посредством Сына, которого он поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ существа его, держащий все сильным словом своим, очистив собою грехи наши (заметьте, что это сказано в прошедшем, а не в будущем), воссел одесную престола величия на небесах. Он столько же превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя (заметьте и это, что, после учения Сына Божия, уже нет места новому какому-либо учению ангельскому); ибо об Ангелах сказано: ты творишь Ангелов своих духами, служителей своих пылающим огнем; о Сыне же: Престол твой, Боже, из века в век. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную меня, доколе положу врагов твоих к подножию ног твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение?» ( Евр.1:1–14 ). Какое же выводит из сего заключение апостол Павел, во 2-й главе послания своего к евреям? «Посему мы должны быть особенно внимательны к тому, что слышали, дабы вам не отпасть; ибо как мы избежим праведного возмездия, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано самим Господом, чрез слышавших от него, нам твердо доказано? Ибо не Ангелам покорил он будущую вселенную» ( Евр.2:1–5 ) и проч. Вообще все сие чудное послание глубоко развивает догмат о необходимости искупительной жертвы Богочеловека за грехи людей. «Моисей, говорит далее апостол, был верен только как служитель в доме Божием, а Христос как Сын в доме Его. Посему говорит Дух Святый: ныне, когда услышите глас его, не ожесточите сердец ваших», и проч. ( Евр.3:5–8 ). А вы, увлекшись одною только нравственною стороною учения евангельского, отложили сущность его, т. е. догмат об искуплении мира, собственно чрез принесение жертвы Христовой за грехи людей, которая была предсказана и предобразована от начала мира в Ветхом Завете и совершилась в Новом, чрез пролитие Крови Христовой, от коей все должны вкусить для жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Наверное, нет необходимости подчеркивать, что Ангелы славословят Господа не по принуждению. Непрерывное прославление Бога является совершенно самопроизвольным и исходящим от самих Ангелов, когда они в крайнем изумлении и исступлении созерцают нескончаемую Красоту Божию и величие Его творения. Об этом первостепенном служении Ангелов не раз свидетельствует Священное Писание. Пророк Исаия видел окруженного несказанной славой Господа, восседающего на престоле высоком и превознесенном. Вокруг Него с благоговением и страхом «стояли Серафимы; у каждого из них (было) по шести крыл, двумя из которых они закрывали свои лица, не смея взглянуть и не вынося лицезрения Божией славы; с помощью других двух они летали, взывая друг к другу, и все вместе в единой Божественной гармонии воспевали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» . Также в Рождественскую ночь, как повествует Евангелист Лука, «внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство Небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» . Служение Ангелов таинству Домостроительства Божия является плодом любви, благодарности Творцу, равно как и результатом собственного Ангельского стремления (они же не запрограммированные роботы) к продвижению по пути к нескончаемому совершенству. Попечение Ангелов о нашем спасении – самое известное и благотворное для нас ангельское служение. Апостол Павел говорит, что Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» . По евангельскому слову нам известно, что это свое служение Ангелы исполняют с великим рвением и радостью и потому торжествуют на небесах даже «об одном грешнике кающемся» .   Каким образом Ангелы воспринимают благодать Божию? «Хлебе святый, – молится священник словами святителя Амвросия Медиоланского перед Литургией, – Хлебе живый, Хлебе сладчайший. Хлебе вожделения, Хлебе чистейший, всякия сладости и благовония преисполненный! Тобою питаются Ангели на небеси преизобильно; да насытится по силе своей Тобою и пришлец человек на земли!»

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

" Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш " (Ис.43:15); " Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се жив во веки веков " (Откр.1:17,18). Где действует Дух Святой, там действует и Отец: " И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? " (Числ.14:11); " Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его " (Ис.63:10). Сказанное в Исаия 43:10,11 " Свидетелей Иеговы " касается особо, так как именно из этого Библейского сообщения взяли свое название " Свидетели Иеговы " , не подозревая о том, что в данном Библейском отрывке представлен говорящим Бог Сын, а не Бог Отец, как об этом до сих пор думают " Свидетели Иеговы " . В продолжение темы следует сказать, что как Сын об Отце в Иоанна 17:3 говорит: " Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " , так и Отец о Сыне может сказать: " Да знают Тебя, единого истинного Бога, и пославшего Тебя Отца " , и о Святом Духе: " Да знают Тебя, единого истинного Бога, и пославших Тебя Отца и Сына " . И об Отце, Сыне и Святом Духе: " Да знают Тебя, единого истинного Бога " . Троица единосущная и нераздельная. При этом догматическая формулировка существа Пресвятой Троицы выглядит следующим образом: Бог Отец - не рождается и не исходит от другого Лица [всегда есть]; Бог Сын - Сын Божий предвечно рождается от Отца [всегда есть]; Бог Дух Святой - Святой Дух предвечно исходит от Отца [всегда есть]. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа Святого, но Троица неизменна и вечна. Безусловно форма бытия Божия предусматривает, что Отец, Сын и Дух Святой непостижимым для человеческого разума образом связаны между Собой, но при этом Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, единый истинный Бог - это не одно таинственное Существо - Божество, как об этом говорят " Свидетели Иеговы " , не одна непостижимая для человеческого ума Личность, а три отдельных Божественных по природе Личности. Сам Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна 8:17,18, говоря о Себе и о Своем Отце, проводит аналогию с людьми: " А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно; Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня " . Этими словами Господь Иисус Христос показывает, что Он и Отец - это две отдельные Личности, а иначе как бы Отец и Сын могли быть двумя свидетелями?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/397/...

В посланиях Апостолов, семи соборных и 14-ти ап. Павла, а также в Апокалипсисе ничего не говорится о верховенстве и единовластительстве или наместничестве Петровом; если это есть божественное установление, о нем было бы упомянуто кем-либо из Апостолов; между тем как они постоянно проповедуют о единой главе Церкви, и едином основании ее, Господе нашем Иисусе Христе, об Апостолах же говорят, как о служителях (1. Кор. 3, ст. 5) и споспешниках или соработниках у Бога (ст, 9). Известно свидетельство св. ап. Павла об Иисусе Христе, как единственном основании евангельской проповеди основания иного никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (ст. 11). Это место иметь величайшую важность в том отношении, что Апостол ведет речь по поводу коринфских партий, из которых каждая прикрывалась каким-либо знаменитым именем, между прочим, и именем ап. Петра или Кифы. Осуждая это разделение, как ниспадение в плотской образ мыслей, Апостол основание для сего осуждения указывал в единстве Христовом и в служебном звании Апостолов. У вас говорят: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор. 1 , ст. 12, 13). Продолжая тоже обличение, Апостол пишет; кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которым вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь (гл. 3, ст. 5). Быть не может, чтобы при этом случае ап. Павел не выделил ап. Петра, как Христова на земле продолжателя, и не сказал бы, в каких особых отношениях он ко Христу, и в каких отношениях они, прочие Апостолы, к нему, как наместнику Христову, Быть не может, чтобы он не знал этого основного догмата для Церкви, над созиданием которой он трудился. Подобным образом и в другом месте он не выделяет Петра, когда изображает Церковь созданною на Апостолах и пророках, утверждающихся на основном камне Христе: вы сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостола и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на Котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе ( Еф. 2, 19–21 ). Такое же равенство Апостолов свидетельствует и св. ап. Иоанн Богослов, когда описывает Церковь Божию сходящею с неба в виде города, стена которого имеет двенадцать оснований с именами двенадцати Апостолов Агнца (Ап. 21, 14). Все эти и подобные им места Апостольских писаний свидетельствуют, что обетования Христовы Петру никак нельзя толковать в смысле второго по Христе основного камня для Церкви, на котором положены были его соработники, Апостолы, а на них и все чрез них уверовавшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Некоторые, наблюдая над психофизическим миром, с одной стороны, и над эмпирически данным духовным бытием человеческим – с другой, и констатируя и в том и в другом пирамиду неравенства, приходят к идее неравенства и в человеческом бытии, как чего-то онтологически необходимого, и по страсти, или по бесстрастному философскому убеждению заглушают в себе требование совести. Другие, исходя именно из этого непрестающего требования глубокой совести, глубокого сознания человеческого духа, неизменно стремятся к осуществлению равенства в бытии человечества. Но возможно ли равенство там, где основным принципом бытия является свобода? Из опыта истекших тысячелетий истории человечества напрашивается ответ – «нет». Что же делать для того, чтобы изменить этот неприемлемый для нашего духа порядок вещей? Ведь отказаться от глубочайшей духовной жажды – видеть всех людей равными в своей полноте – мы «не можем». Обратимся к Христу и посмотрим, как Он разрешает эту задачу. Господь не отрицает факта неравенства, иерархию, деление на высшее и низшее, большее и меньшее, но эту Пирамиду бытия Он опрокидывает вершиною вниз, и тем достигает последнего совершенства. Несомненная вершина этой пирамиды – Сам Сын Человеческий, Единственный, подлинный, вечный Господь; и Он говорит про Себя, что «не пришел, чтобы Ему служили, но послужить и дать душу Свою во искупление многих» ( Мф.20:28 ). Об ангелах мы приняли учение, как о существах высших нас по своему ведению и образу своего бытия по сравнению с нашим земным бытием, но о них Апостол говорит, как о «служебных духах, посылаемых на служение тем, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Своим ученикам Господь заповедует последовать Его образу, который Он дал, омывая им ноги ( Ин.13:15 ). Он говорит им: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. У вас же да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым, да будет вам рабом» ( Мф. 20, 25–27 ; Мк. 10, 42–44 ). Этим определяется назначение и смысл Церковной иерархии, а именно: возведение стоящих ниже на ту ступень духовного совершенства, на которой находится стоящий в иерархическом порядке выше, по слову Апостола: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе «все» придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Ветхий Завет не дает нам ответа на вопрос о том, с кем совещается Создатель: Ветхому Завету еще недоступна тайна Святой Троицы. Но святоотеческое богословие отвечает: это был Предвечный Совет Трех Лиц Святой Троицы, Которые совещались между Собой о сотворении самого высшего и самого значительного из всех живых существ. Бог не мог советоваться с ангелами, потому что человек не создан по подобию ангелов и потому что ангелы – лишь служебные духи. Тем более не мог Он советоваться с какими-либо представителями материального мира – неразумными животными или растениями. Бог советовался с Самим Собой. Священное Писание в какой-то степени приоткрывает нам, о чем шла речь на этом Предвечном Совете. Речь шла о судьбе человека. Человек создается по образу и подобию Божию: это значит, что в своей природе он будет иметь характерные черты троичного Бога, будет обладать свойствами, которыми в абсолютной степени обладает только Бог. И конечно, человек будет обладать богоподобной свободой. Эта свобода, означающая для него возможность выбора собственной судьбы, будет настолько неограниченной, что человек, если захочет, сможет отделиться от Бога и свое желание жить так, как ему хочется, противопоставить воле Божией и Промыслу Божию о нем самом. По словам Владимира Лосского , творя человека, Бог шел на определенный риск. Всякое творческое дело сопряжено с дерзанием и риском, и сотворение человека было предприятием рискованным, потому что на карту была поставлена сама судьба человека, его спасение. Поэтому Бог взял на Себя спасение и искупление человека в случае, если человек не захочет жить по Его воле и Его заповедям. В Евангелии от Иоанна говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Это значит: Бог Отец настолько возлюбил человека, что отдал Своего Сына на смерть и муки ради спасения человека. «И Христос говорит о Себе, что Он пришел исполнить волю Отца» ( Ин.6:38 ). А воля Отца состоит в том, чтобы никто не погиб – ни один из созданных им людей. И еще Христос говорит: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010